На главнуюТексты книг БКАудиокниги БКПолит-инфоСоветские учебникиЗа страницами учебникаФото-ПитерНастрои СытинаРадиоспектаклиКнижная иллюстрация





Библиотечка «За страницами учебника»
Кордовые контурные модели. — 1970 г.

Библиотечка «Модели к полёту готовы»
В. Ф, Еськов, Р. Л. Нейманов
В. Ф. Резников, А. В. Тараканов

КОРДОВЫЕ КОНТУРНЫЕ МОДЕЛИ

*** 1970 ***


PDF


 

PEKЛAMA

Заказать почтой 500 советских радиоспектаклей на 9-ти DVD.
Подробности >>>>


      ЗАНЯТИЕ ДВАДЦАТЬ ЧЕТВЕРТОЕ
      Из всех моделей с тепловыми (поршневыми) двигателями более простыми являются кордовые контурные модели. Кордовыми называются модели, летающие по замкнутому кругу и управляемые авиамоделистом в полете при помощи длинных нитей — - корд. Мы предлагаем тебе построить такую модель, сконструированную мастером спорта В, К. Матвеевым. Она называется «Ястребок». Это модель-полукопия, Она похожа на настоящий самолет, но в то же время не копирует ни одну издвй- ствительно существующих конструкиий. Малая скорость полета этой модели (30 — 60 км/час) позволяет запускать ее на небольших площадках, используя корд из лески длиной 5 — 8 метров. Кроме горизонтального полете, она легко и красиво совершает горки, пикирование и раверсман.
      Общий вид модели «Ястребок» и чертежи в трех проекциях с указанием всех размеров даны на рисунках 1 и 2.
      Прежде всего разметь и вырежь из плотной бумаги шаблоны и развертки фюзеляжа, законцоаок, руля, воздушного винта и топливного бачка.
      Хвостовую часть фюзеляжа обстругай на конус до сечения 3 мм и сделай пропил глубиной 5 — 7 мм для киля. Приклей и прибей снизу фюзеляжа площадку крепления крыла, а затем вклей в пропил киль с отогнутым рулем поворота.
      Вырежь из фотопленки, очищенной от эмульсии (а горячей воде), фонарь кабины пилота и аккуратно приклей его эмалнтом или ацетоном на фюзеляж.
      Прикрепи (привяжи) к крылу снизу две стойки шасси, сделанные из проволоки диаметром 1 мм.
      Готовое крыло приклей снизу фюзеляжа к площадке крепления (рис. 3). Выгни из 2-мм проволоки переднюю стойку шасси и вставь ее в отверстие, просверленное сквозь фюзеляж и крыло.
      Сделай из листового дюралюминия толщиной в 1 мм качалку и кабанчик руля высоты. Рулевую тягу сделай из проволоки диаметром 1 — 1,5 мм, подводки к качалке — из проволоки 0,5 — 0,8 мм. Чтобы уменьшить люфт в системе управления, отверстия в качалке и кабанчике руля высоты просверли сверлами соответствующих проволоке диаметров. Качалка должна вращаться на оси плавно, без заедания.
      Приклепай мягкой алюминиевой или медной проволокой кабанчик к рулю высоты. Руль подвесь к крылу шарнирно, при помощи матерчатых полосок.
      Переднее колесо склей из трех фанерных дисков, (средний — диаметром 35 мм, два наружных — по 20 мм). Для задних колес выпили два диска диаметром по 30 мм и четыре по 15 мм.
      Выкройку топливного бачка (рис. 4) точно разметь на листе тонкой жести, Просверли 3-мм отверстия в местах, указанных на чертеже. Затем вырежь выкройку ножницами, выровняй жесть и изогни плоскогубцами по пунктирным линиям. Плотно подогнав стенки бачка, спаяй его.
      В отверстия бачка впаяй три трубки 3 X 0,5 мм. Если готовых трубок майти не удастся, скрути их из тонкой жестк. Пропаяй места соедкнения (то есть шаы) и прочисти каналы трубок 2-мм проволокой, Заправочная трубка должна быть длиной 40 мм. топливная — 45 мм, дренажная 10 мм. Перед впайкой каждой трубки обточи ее с одного конца под углом 60°. Топливную трубку впаяй так, чтобы ее обточенный конец входил в бачок на 35 мм и был повернут к фюзеляжу. Плоскость обточенного конца заправочной трубки должна находиться перпендикулярно направлению полета модели, а сама трубка немного не доходить до дна бачка. Дренажную трубку впаяй так же, как и заправочную, только на глубину 2 — 3 мм. Готовый бачок с трубками проверь на герметичность, промой теплой водой, плотно обмотай нитками и приклей к фюзеляжу.
      Модель обклей хорошей писчей или лучше микаленткой бумагой и покрой два-три раза лаком.
      На «Ястребке» устанавливается модельный компрессионный двигатель МК-16 (или иной, равноценный ему по характеристике). Устанавливай двигатель, сместив его ось вправо (по полету) на 5°. Подложи для этого шайбы под лапки крепления. Соедини жиклер карбюратора с топливной трубкой бачка хлорвиниловой трубкой.
      Воздушный винт и кок-обтекетель изготовь из древесины твердых пород, лучше всего из бука, по шаблонам, показанным на рисунке 5.
      Кок улучшает обтекаемость н внешний вид модели, Его можно выточить на токарном станке следующим способом. Укрепи в станок болЕанку и в центре ее просверли два отверстия (рис. 6). в гГйку вверни и запаяй-отрезок старого вала винта или подходящий по диаметру металлический пруток, Затем запрессуй гайку в болванку и обточи последнюю по форме кока. Просверли а коке сквозное отверстие и вставь в него трубку, служащую гнездом ключа при завертывании кока. Для лучшего соединения кока с воздушным винтом диск в середине винта подгони под диаметр кока,
      Рукоятка для обучающихся пилотировать кордовые модели показана на рис, 7. Ее надо выпилить из 5 — 6 мм фанеры, закруглить все острые углы и тщательно отшлифовать шкуркой, а затем приделать к ней «полубраслет» из дюралюминия.
      К рукоятке и подводкам, укрепленным на качалке модели, привяжи корд — две нити капроновой лески толщиной 0,6 — 0,8 мм и длиной по 5 — 8 м (обе нити должны быть одинаковыми по длине).
      Испытание модели начни с запуска и регулировки двигателя. Объяснение, как делать то и другое, содержится в инструкции, приложенной к двигателю.
      После того, как приобретешь навыки обращения с двигателем, можешь приступать к запускам модели.
      Проверь плавность движения руля и степень его отклонения вверх (15 — 20°) и вниз (5 — 10°). Отклонение руля можно регулировать ограничителем хода качалки.
      При натяжении переднего корда (ручку на себя), руль высоты должен отклоняться вверх, при натяжении заднего корда (ручку от себя) — отклоняться вниз.
      Первые запуски — подлеты — производи на ровной, хорошо утоптанной площадке размерами не менее 20 X X 20 метров, причем в тихую погоду, с наполовину заправленным бачком и на малых оборотах двигателя.
      Для заправки бачка горючим используй медицинскую резиновую грушу или шприц.
      Проверь прочность корда, натянув его с силой, в десять раз превышающей вес модели (около 3500 г; проверь это, взвесив модель на весах; для этого можно воспользоваться пружинным безменом).
      Помощник твой, стоящий возле модели, заводит двигатель и выпускает модель без толчка, с небольшим отклонением от центра. Во время разбега модели слегка корд и немного отклони руль вверх (ручку на себя).
      Продолжай тренировки на малых оборотах двигателя. Только получив прочные навыки уверенного управления моделью, переходи к полетам на средних оборотах.
      Соблюдай технику безопаснс моделей!
      Помни, что горючее авиамодельных двигателей огнеопасно. Береги его от огня. Соблюдай противопожарные правила и на старте. Нельзя зажигать вблизи модели спички, а тем более разводить на площадке костер.
      Площадку для запуска выбирай такую, чтобы поблизости не было линий электропередач или электросвязи.
      Прежде чем запускать модель, убедись, что на месте старта нет посторонних предметов.
      Проверь на прочность всю систему управления, чтобы в полете модель не отрывалась от корды.
      Не устанавливай на модель винт, имеющий трещины и надломы.
      АВИАМОДЕЛЬНЫЕ ДВИГАТЕЛИ
      Большинство авиамоделистов, особенно начинающих, устанавливает на своих моделях компрессионные двигатели — МК-12, МК-15, «Ритм». Эти двигатели работают без
      от высокой температуры, развивающейся при сильном ее сжатии или, как говорят, компрессии. Отсюда и название
      Топливом для таких двигателей служит смесь из тракторного керосина, касторового масла и этилового (серного) эфира в равных количествах (то есть по 33,3%). Существуют и другие рецепты горючих смесей, приводимые а инструкциях к двигателям и в авиамодельной литературе.
      Срок службы модельного двигателя невелик, он определяется считанными часами. Поэтому приобретать такой двигатель следует только в магазине, то есть новым, еще не бывшим в употреблении. Технические консультации нередко получают такие письма от начинающих авиамоделистов; «Купил двигатель, инструкции к нему нет, он не работает. Как быть?»
      Топливные смеси авиамоделисты или получают во внешкольных учреждениях и авиаспортклубах ДОСААФ, или составляют сами, если удастся достать эфир, Выписать откуда-либо по почте готовую смесь или входящие в ее состав вещества совершенно невозможно; почтовые правила запрещают отправку посылками огнеопасных веществ, а тем более жидких.
      Кроме компрессионных, бывают модельные двигатели с калильным зажиганием: МД-2,5, «Метеор», МД-5 («Комета»). Топливом для этих двигателей служит смесь из метилового спирта (75 — 80%) и касторового масле.,(25 — 20%). Метиловый спирт — ядовитое вещество, в открытую продажу он не поступает. Следовательно, отдельным авиамоделистам метиловый спирт недоступен (даже многие кружки получают его с большим трудом), и покупать им двигатели с калильным зажиганием бесполезно.
      Итак, прежде чем приобретать модельный двигатель, даже компрессионный, выясни возможность обеспечивать
      Допустим, что е этой стороны все обстоит благополучно. Горючая смесь есть, куплен новый двигатель, и ты внимательно изучил инструкцию по его эксплуатации. Пробуешь его запустить, но неудачно...
      Начинающие моделисты не так редко обращаются в спортивно-технические клубы ДОСААФ или на станции юных техников с жалобами: приобретенный в магазине двигателей опытными моделистами-инструкторами выясняется, что в большинстве случаев двигатели исправны и с первых же рывков идут в ход. А владелец двигателя, присутствующий тут же, оказывается не в состоянии запустить и только что работавший двигатель. Это происходит потому, что прокручивает двигатель он медленно и неумело, что у него нет навыков в подаче топлива и воздуха, нет одновременной регулировки компрессии и т. д.
      Запуску двигателя мешает и излишнее обогащение рабочей смеси, то есть смеси топлива с воздухом. Если сразу засасывается с воздухом слишком много топлива, то двигатель не заработает; если засорился жиклер карбюратора или он плохо очищен от масла (консервации при хранении), то двигатель также не станет работать.
      Итак, перед тобой компрессионный двигатель. На рисунке 8 он показан в разрезе. Цифрами обозначены следующие детали: 1 — цилиндр, 2 — поршень, 3 — поршневой палец, 4 — шатун, 5 — коленчатый вал, 6 — контрпоршень, 7 — винт коитрпоршня, 8 — карбюратор, 9 — картер, 10 — воздушный винт, 11 — гайка крепления винта.
      Новый двигатель установи не на модели, а на стенде, то есть на дощечке или стойке, укрепленной где-либо на краю стола или, еще лучше, зажатой по всей длине тисками. Тщательно промой двигатель. Укрепи бачок позади двигателя так, чтобы уровень топлива в нем находился на уровне жиклера или немного (10 — 20 мм) выше.
      Если двигатель при запуске еще не пошел в ход, то в это время происходят отдельные вспышки (хлопки). Обычно после первых хлопков рекомендуется немного сбавить компрессию (для чего отпустить компрессионный винт на ‘/г или максимум на /к оборота), а затем повторить запуск. Исправный двигатель обычно идет е ход.
      Далее следует отрегулировать двигатель. Если хлопки получаются звонкими и резко отрывистыми, коитрпоршень надо поджать. Если хлопки получаются глухими и слабыми, то это указывает, что вспышки происходят слишком рано (большая степень сжатия). В этом случае винт контрпоршня надо отвернуть,
      Грань рабочего положения контрпоршня будет между хлопками глухими н звонкими, При этом положении контрпоршня двигатель работает нормально.
      Начинающему моделисту обычно не удается запустить двигатель главным образом потому, что получается пере-сос топлива.
      перь немного уменьши компрессию легкого вращения и старайся снова резкими рывками винта запустить двигатель, который обычно идет в ход.
      Второй способ. Если пересосано топлива так много, что его, как говорят, не выработаешь, то необходимо применить другой прием: постараться вылить накопившееся топливо из картера, опрокидывая двигатель набок в сторону продувного какала и провертывая вал, чтобы излишнее топливо выливалось из картера через пропускной канал и цилиндр в выхлопные окна.
      Ну, а если все-таки двигатель неисправен!
      После общего осмотра попробуй провернуть вал двигателя. Следует заметить, что при ходе поршня в нижней части цилиндра (в пределах окон) вал должен проворачиваться очень легко, без каких-либо признаков сопротивления, заедания или задевания. Затем обрати внимание на прохождение поршня вверх от выхлопных окон, когда кромка его закроет окно. Здесь должно быть сопротив ление, но это сопротивление бывает «эластичным», быстро нарастающим при приближении поршня к верхней мертвой точке (ВМТ).
      Научись строить модели-макеты самолетов. Мы расскажем, как сделать макет самолета ТУ-104 (рис. 9).
      Модели-макеты самолетов изготовляют из липы или другой мягкой древесины, не имеющей крупных слоев, например, осины, ольхи, тополя.
      Прежде всего вычерти на плотном картоне или тонкой фанере шаблоны: боковой вид фюзеляжа, вид фюзеляжа в плане, вертикальное оперение, горизонтальное оперение (целиком), крыло (одну половину, считая от оси самолета), турбореактивный двигатель (сбоку и в плане), обтекатель основной стойки шасси. При изготовлении шаблона вертикального оперения следует в его корневой чести сделать припуск для вклеивания в паз, пропиленный в фюзеляже.
      Если ты намерен построить макет такого же размера, каким он изображен на рисунке, то разметку шаблонов можно выполнить при помощи копировальной бумаги. Но если ты задумал сделать макет большего реэмера, то иа рисунок надо нанести карандашом сетку, то есть разбить на квадраты (со стороной S мм), а чертежи шаблонов выполнять по клеткам большего размера (например, при увеличении в два раза сторона квадрата должна составлять 10 мм, в три раза — 15 мм и т, д.).
      Заготовив из древесины бруски и дощечки, соответствующие размерам шаблонов, можно приступать к изготовлению деталей (рис. 10).
      Брусочки, предназначенные для фюзеляжа, турбореактивных двигателей и обтекателей основных стоек шасси
      сделай вырез, в который войдут корневые части половинок крыла. Форма згого выреза должна обеспечивать крылу крепление под обратным углом V, Крепится крыло шурупами и клеем. Вырезку для крыла необходимо сделать очень тщательно, чтобы не оставалось эзметных щелей и пустот.

 

На главнуюТексты книг БКАудиокниги БКПолит-инфоСоветские учебникиЗа страницами учебникаФото-ПитерНастрои СытинаРадиоспектаклиДетская библиотека

 

Яндекс.Метрика


Творческая студия БК-МТГК 2001-3001 гг. karlov@bk.ru