НА ГЛАВНУЮТЕКСТЫ КНИГ БКАУДИОКНИГИ БКПОЛИТ-ИНФОСОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКАФОТО-ПИТЕРНАСТРОИ СЫТИНАРАДИОСПЕКТАКЛИКНИЖНАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ

Библиотечка «За страницами учебника»

Авиамодельные соревнования. — 1970 г.

Библиотечка «Модели к полёту готовы»
В. Ф, Еськов, Р. Л. Нейманов
В. Ф. Резников, А. В. Тараканов

АВИАМОДЕЛЬНЫЕ СОРЕВНОВАНИЯ

*** 1970 ***


PDF


 

PEKЛAMA

Услада для слуха, пища для ума, радость для души. Надёжный запас в офф-лайне, который не помешает. Заказать 500 советских радиоспектаклей на 9-ти DVD. Ознакомьтесь подробнее >>>>


АВИАМОДЕЛЬНЫЕ СОРЕВНОВАНИЯ
      Соревнования летающих моделей являются неотъемлемой составной частью работы каждого авиамодельного кружка. Как правило, ими завершается работа по каждой теме программы. А в конце учебного года проводятся соревнования на первенство школы или внешкольного учреждения. За ними следуют соревнования межшкольные, районные, городские, областные, всероссийские и всесоюзные (всероссийские и всесоюзные соревнования бывают один раз в два года).
      Мы уверены, что ты занимаешься авиамоделизмом не один, а заинтересовал этим делом хотя бы двух-трех своих товарищей. Следовательно, вы образуете самодеятельный авиамодельный кружок. А это значит, что и ты можешь провести у себя в школе первичные авиамодельные соревнования.
      Каждые соревнования, даже по самым простым моделям, требуют хорошей подготовки. Необходимо знать правила, по которым эти соревнования проводятся, а также правила судейства, нужно подобрать место для соревнований, подготовить старты.
      Массовая работа — игры, соревнования с летающими моделями, показательные запуски моделей, подготовка и проведение научно-технических вечеров и утренников, посвященных знаменательным датам, выдающимся деятелям авиации и космонавтики, авиационной и космической технике будущего, проведение авиационных КВН и т, д.
      Желательно создать в школе уголок авиации и космонавтики, выпускать технические стенгазеты и бюллетени («Новости авиации и авиамоделизма», «Новости космонавтики»), устраивать книжные выставки, одним словом, всемерно распространять авиационные знания.
      Об организации кружка или возобновлении его работы (в начале каждого учебного года) необходимо поставить в известность свой районный или городской комитет ДОСААФ, Дом пионеров и непременно свою областную (краевую, республиканскую АССР) станцию юных техников. Со станцией юных техников надо поддерживать постоянную, самую тесную связь. От нее всегда можно получить методические советы, узнать календарь авиамодельных соревнований. Она же лучше других осведомлена о возможности приобрести те или иные материалы, наборы материалов, двигатели и топливо для них.
      Понятно, связь кружка со станцией юных техников не должна принимать односторонний, «потребительский» характер: «помогите», «вышлите» и т. д. Нужно регулярно сообщать на станцию о работе кружка, об успехах и неудачах, о проведенных вечерах, соревнованиях. Только при соблюдении этого условия областная станция юных техников может оказать кружку существенную методическую и практическую помощь.
      В пионерском лагере авиамодельным кружок будет иметь для работы не более 24 — 26 часов. За это время можно научить ребят строить простейшие авиаигрушки и летающие модели, управлять их полетом, а также дать кружковцам самые элементарные сведения об авиации.
      В коротких беседах (не более 10 — 15 минут на каждом занятии) руководитель (например, ты) должен сообщить некоторые теоретические сведения, причем в самой популярной форме и в том минимальном объеме, который безусловно необходим для осмысленной работы над моделями. Если позволит время, следует рассказать об основных этапах истории авиации, о выдающихся ученых и авиаконструкторах.
      Все практические работы кружка подбираются так, чтобы изготовленные модели сразу же получали практическое применение в играх и соревнованиях.
      Для облегчения и ускорения работы над бумажными и другими моделями и авиаигрушками руководитель должен заранее (до выезда в лагерь) подготовить необходимые шаблоны выкроек и деталей — из листового металла, оргстекла, фанеры, плотного картона.
      Схематические модели планера и самолета собираются из готовых деталей и заготовок, входящих в специальные наборы («Три летающие модели» и «Набор № 3»). Несколько часов вполне достаточно на эту работу. Более сложные модели, такие, для которых нужно размечать и выпиливать нервюры, изгибать рейки и др., кружковцы — построить не успеют, а строить _всем_ кружком одну модель, пожалуй, неинтересно.
      Работу кружка хорошо завершить проведением общелагерного праздника — «День авиации» (или «День авиамоделизма»), с показательными запусками моделей, проведением игр и соревнований с летающими моделями, авиационной викторины. На такой праздник хорошо пригласить летчика из ближайшего авиаспортклуба ДОСААФ или аэродрома.
      Примерная программа авиамодельного кружка в пионерском лагере включает в себя следующие темы:
      1. Вводная беседа — «Крылья Родины» (1 час).
      Как люди научились летать (основные этапы истории авиации). Авиация на службе мирного строительства и обороны Советской Родины.
      Над чем и как будет работать кружок.
      2. Бумажные летающие модели (4 часа).
      Основные части планера и самолета (на примере бумажных моделей). Устройство рулей на самолете и на моделях.
      Как летчик управляет самолетом. Регулировка моделей.
      Изготовление бумажных моделей по готовым шаблонам, регулировка и запуск их.
      Соревнования: чья модель летает дальше; чья модель лучше выполнит «петлю Нестерова».
      Игры: «Дальний перелет», «Скоростной перелет» и др.
      3. Вертолет (3 часа).
      Как воздушный винт создает тягу. Зависимость силы тяги от скорости вращения винта.
      Как летает вертолет. Изготовление и запуск простейшей модели вертолета — летающего винта «муха».
      Соревнования: чья «муха» дольше продержится в воздухе; чья «муха» пролетит дальше.
      3. Космические корабли (6 часов).
      Успехи советской науки и техники в овладении космическим пространством. Героические полеты советских лет-чиков-космонавтов.
      Почему летит ракета (принципы реактивного движения).
      Устройство простейшей модели ракеты. Части модели.
      Изготовление и запуск бумажных моделей ракет:
      а) с воздушным винтом и резиновым двигателем; б) с катапультой.
      Соревнования: чья модель поднимается выше.
      5. Парашюты (4 часа).
      Изобретатель парашюта — Г. Е. Котельников. Назначение парашюта. Почему парашют опускается медленно.
      Устройство парашюта: купол, стропы, подвесная система, вытяжной парашютик, ранец.
      Изготовление и запуск бумажных моделей парашютов разных форм и размеров.
      Соревнования: чей парашют дольше продержится в воздухе; чей парашют точнее приземлится в круг.
      6. Воздушные змеи (3 часа).
      Воздушный змей — древнейший летательный аппарат. Почему змей летает (элементарное представление об образовании подъемной силы).
      Устройство воздушных змеев: несущие поверхности,
      стабилизирующие устройства, уздечка, леер.
      Изготовление и запуск плоских воздушных змеев.
      Соревнования: чей змей поднимется выше; чья «телеграмма» быстрее дойдет по назначению.
      7. Простейшие схематические модели планера и самолета (6 часов).
      Общее понятие об устройстве и назначении планера и самолета.
      Устройство простейших схематических моделей планера и самолета. Понятие об угле атаки крыла и центре тяжести модели. Отличие модели планера от модели самолета. Винтомоторная группа модели самолета.
      Материалы и готовые детали для схематических моделей планеров и самолетов. Как собрать и отрегулировать модель. Как запускать модели планеров и самолетов.
      Постройка простейших схематических моделей из наборов деталей и заготовок.
      Эта программа предназначена для пионерских лагерей, но пользуясь ей, как схемой, ты можешь составить план работы кружка, напрймер, в школе или при домоуправлении. В этом случае ты можешь увеличить число часов на работу по отдельным темам, особенно по последней теме. Причем схематические модели можно строить не из готовых деталей, а из обычных материалов (это займет не 6 часов, а в несколько раз больше).
      Настоятельно советуем: не торопиться. Если какая-то тема особенно заинтересовала кружковцев, то по ней можно работать значительно дольше, чем это предусмотрено примерной программой и даже рабочим планом. Ведь технический кружок* — это не школа, а добровольное объединение ребят, интересующихся какой-либо областью техники (в данном случае авиацией и авиамоделизмом) и желающих сообща практически работать в этой области.
      И еще один совет. Помни, что знания, не пополняемые ежедневно, убывают с каждым днем. Старайся внимательно следить за развитием авиационной техники, за новостями в авиамоделизме, читай журналы «Крылья Родины» и «Моделист-конструктор», книги по авиации и авиамоделизму. Добивайся того, чтобы все кружковцы поступали"1 Тбчн о та к жеТ постоянно интё ресуис я, ч то о ни читают и читают ли об авиации и авиамоделизме, обращай их внимание на особенно интересные и полезные статьи в журналах и газетах, на имеющиеся в библиотеках книги. Неплохо время от времени обсуждать прочитанное и сообща читать самые важные статьи и отрывки из книг. Ведь каждый год выходят новые книги о выдающихся авиаконструкторах, о героях-летчиках, о развитии авиации. Особенно много книг, посвященных космонавтике.
      Задание. Если тебе поручили руководить авиамодельным кружком, сразу сообщи об этом в свой заочный клуб. Не забудь указать, где именно он организован (в школе, пионерском лагере и др.).
      В том случае, если кружок будет работать целый учебный год, напиши месяца через два после начала занятий, как идет работа, сколько в кружке членов, кто помогает кружку, какие затруднения ты испытываешь, руководя кружком.
      А после завершения учебного года (или лагерной смены) напиши в клуб, с какими итогами кружок закончил работу, какие модели построены ребятами, проведены ли соревнования, предполагается ли возобновить работу кружка в будущем учебном году, чем он будет заниматься.
      Не забудь также написать и о том, какие учебнонаглядные пособия построены в кружке, переданы ли они в школу, используются ли на уроках.
      ТВОИ СОВЕТЧИКИ
      У каждого моделиста, особенно начинающего, при работе над моделями всегда могут возникнуть различные вопросы. Кто может ответить на них?
      Прежде всего старайся обращаться лично к взрослым, знающим людям: преподавателям физики и труда, руководителям авиамодельных кружков ближайшего внешкольного учреждения (Дома пионеров, детского сектора) или авиаспортклуба ДОСААФ. Многие ребята предпочитают вступать в переписку с иногородними учреждениями — и совершенно напрасно! Никакое письмо не может заменить личную беседу со старшим, более знающим и опытным товарищем. Никто не согласится писать специально для тебя целую инструкцию: составление ее отнимет в десятки раз больше времени, чем не менее подробные словесные указания и разъяснения.
      Второй советчик — книги и журналы, особенно, последние. Если ты серьезно заинтересовался авиамоделизмом, то должен регулярно следить за журналами «Крылья Родины» и «Моделист-конструктор»: по крайней мере один из них следует выписывать, а другой — читать в библиотеке или у товарища, выписывающего этот журнал. Будь постоянным посетителем библиотеки-читальни, узнай по каталогам, какие книги по авиамоделизму она имеет (библиотекарь поможет тебе в этом).
      Разумеется, каждый авиамоделист должен стремиться обзавестись собственной библиотечкой. Правда, книги по авиамоделизму пока выпускаются, к сожалению, очень редко, причем быстро расходятся. Чтобы обеспечить себя вновь выходящими книгами по авиамоделизму, надо заказать их в местном книжном магазине. Сделай это так. Зайди в книжный магазин и попроси показать тебе тематические планы издательств ДОСАУСФ и «Молодая гвардия» на следующий год. Разыщи в них названия намеченных к выпуску книг для авиамоделистов. На каждую нужную тебе книгу оставь в магазине обычную почтовую карточку: напиши на ней свой домашний адрес, а на стороне для письма — название книги. Когда книга поступит в продажу, магазин пошлет тебе эту открытку. Ты пойдешь и купишь книгу.
      Книги по авиамоделизму, выпущенные в прошлом году (не говоря уже об изданиях бо-iee старых), тебе никто выслать не сможет, они давным-давно распроданы. Не трать зря время и марки на рассылку заказов на такие книги. Ищи их только в библиотеках.
      Чертежи почти всех основных типов летающих моделей приложены к наборам материалов для постройки этих моделей, так называемым «авиамодельным посылкам». Эти наборы-посылки выпускают предприятия ДОСААФ. Продаются такие наборы в магазинах культтоваров, игрушек, «Учебные пособия» (такой магазин есть в каждом областном центре). Сейчас во многих городах открыты или специализированные магазины «Юный техник», или отделы товаров для технического творчества в универмагах «Детский мир», магазинах «Пионер» и других. Правда, ни один из этих магазинов не отправляет товары почтой, а продает их только на месте.
      Единственная организация, которая высылает наборы авиамодельных материалов почтовыми посылками, — Центральная торговая база Посылторга. Чтобы узнать, какие наборы она имеет в продаже и стоимость этих наборов, никуда писать не требуется. Достаточно сходить в ближайшее почтовое отделение и попросить показать прейскурант «Товары — почтой». Разыщи в нем раздел «Товары для детей», реши, какие именно наборы ты хочешь выписать, и прочти в начале прейскуранта, как надо оформите письменный заказ. Пошли pаказ по такому адресу: Москва, Е-126, Авиамоторная у.а., 50. Центральной торговой базе Посылторга.
      По другим адресам (например, в редакции газет и журналов, на станции юных техников, в дворцы пионеров) никаких заказов не посылай: редакции и другие учреждения ничем вообще не торгуют и не в состоянии закупать, в магазинах и рассылать какие бы то ни было товары.
      Учти также, что отдельно резиновую нить, или папиросную бумагу, или иные авиамодельные материалы выписать нельзя даже из Центральной базы Посылторга. Она имеет только готовые наборы материалов.
      Разумеется, у тебя могут возникнуть и такие вопросы, которые выяснить в своем городе: или селе никак не удастся. В этом случае надо обращаться за советами и указаниями на свою областную (или краевую) станцию юных техников, если ты живешь в области (крае), или на республиканскую станцию, если ты живешь в автономной республике. Например, авиамоделистам, живущим в Алтайском крае, следует обращаться на краевую станцию юных техников, находящуюся в Бернауле; моделисты, живущие в Татарской АССР, обращаются за советами на республиканскую станцию юных техников в Казани, а живущие в Удмуртсткой АССР — на такую же станцию в Ижевске и т. д. Именно сотрудники этих станций лучше других знают возможности и условия работы авиамоделистов в своей области, крае, АССР и поэтому могут дать более точные ответы и советы.

 

НА ГЛАВНУЮТЕКСТЫ КНИГ БКАУДИОКНИГИ БКПОЛИТ-ИНФОСОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКАФОТО-ПИТЕРНАСТРОИ СЫТИНАРАДИОСПЕКТАКЛИКНИЖНАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ

 

Яндекс.Метрика


Творческая студия БК-МТГК 2001-3001 гг. karlov@bk.ru