НА ГЛАВНУЮТЕКСТЫ КНИГ БКАУДИОКНИГИ БКПОЛИТ-ИНФОСОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКАФОТО-ПИТЕРНАСТРОИ СЫТИНАРАДИОСПЕКТАКЛИКНИЖНАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ

Библиотечка «За страницами учебника»

100 занимательных задач юного радиолюбителя. Вальдман Э. К. — 1956 г.

Эдгар Карлович Вальдман

100 занимательных задач
юного радиолюбителя

*** 1956 ***



DjVu


PEKЛAMA Заказать почтой 500 советских радиоспектаклей на 9-ти DVD. Подробности...

Выставлен на продажу домен
mp3-kniga.ru
Обращаться: r01.ru
(аукцион доменов)



 

      СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие 3
ИЗ ИСТОРИИ РАДИО
1. Изобретатель о своём изобретении 5
2. Высказывание учёного-патриота 6
3. Воздушные шары 7
4. В эфире и на море 8
5 Экскурсия в прошлое 9
6. Русское первенство в радиотехнике 10
7. Шестнадцать портретов 13
8. Творение русского инженера 14

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ РАДИОТЕХНИКА
9. Весёлый радиословарь 15
10. Азбука радиолюбителя 16
11. От 3 до 300 000 17
12. Шесть радиошуток 18
13. Три вопроса 19
14. Отыщите слова 19
15. Какая разница? 19
16 Десять вопросительных знаков 20
17. Сорок слов на одну букву 21

ИЗ ОСНОВ РАДИОТЕХНИКИ
18. Высказывание А. М. Горького 23
19. В мире волн 24
20. По шкале электромагнитных колебаний 25
21. В мире условных знаков 26
22. Вспомните и назовите 27
23. Задача-шутка 27
24. Параллельно и последовательно 28
25. Смешанное соединение 29
26. Детекторы и кристаллы 29
27. Четыре вопроса по электроакустике 30

РАДИОПЕРЕДАЧА И РАДИОПРИЁМ
28. Путешествие колебаний 31
29. «Модулированные» буквы 32
30. Две радиостанции .32
31. Бассейн с фонтанами 33
32. От певца к радиослушателю 33
33. Самодельный приёмник 34
34. Монтаж и схема 34
35. Ламповый или детекторный? 35
36. Радиолабиринт 36
37. У батарейного приёмника 37
38. Схема с вопросами 37

РАДИОЛАМПЫ
39. «Волшебная лампа» XX века 38
40. Наглядная электроника 39
41. Радиолампа в пяти ролях 40
42. Как называются эти радиолампы? 40
43. Буквы с проводами 41
44. Лампы в лампе 42
45. Радиолампы-гиганты 42

РАДИОДЕТАЛИ
46. Знаете ли вы цветной код? 43
47. Детекторная пара г 44
48. Шесть деталей 44
49. Буквы на пластинах 45
50. Для самодельного конденсатора 45
51. Задача юного радиоконструктора 46

РАДИОПРИЁМНИКИ
52. Загадочный приёмник 47
53. Наши отечественные образцы 48
54. Радиогеография 50
55. Радиюпутешественник Митя Зайцев 52
56. Радиослушатели и радиоприёмники 52
57. Радиоприёмники на колёсах 53

РАДИОМУЗЫКА
58. Схема еа кальке 54
59. Во Дворце культуры 55
60. На полюсе тепла 55
61. Симфония Чайковского 55
62. Радиюмузыкальные инструменты 56

РАДИОВЕЩАНИЕ
63. Говорит Москва!
64. Внимание! Микрофон включён!
65. Радиофутбол
66. Маяковский о радио
67. Разберитесь в соединениях
68. Песня в эфире
69. Радиоголоса наших друзей

ВЕЩАНИЕ ПО ПРОВОДАМ
70. Из Большого театра 64
71. Громкоговорящие точки 65
72. Колхозные радиоузлы 66
73. Три вопроса по радиофикации 66

ТЕЛЕВИДЕНИЕ
74. Две трубки 67
75. «Волшебное зеркало» XX века. 68
76. Десять вопросов по УКВ 69
77. Радио в шестой пятилетке 69
78. В антенном «лесу» 70
79. В универмаге 70
80. У телевизора и в кинотеатре 71
81. На экране телевизора 71
82. Примите нашу телевизионную передачу 72

РАДИОСВЯЗЬ
83. Первая служебная радиограмма 74
84. Радиомелодия 75
85. Примите нашу радиограмму 76
86. Рисунок-шутка 77
87. Первый телеграф 77

РАДИОЗАДАЧИ НА ДОСУГЕ
88. Радиоребус 78
89. Радио в искусстве и литературе 78
90. Знакомые слова 79
91. Двенадцать «д» 80
92. Радиокроссворд 81
93. Радиочайнворд 82

ЮНЫЕ РАДИОЛЮБИТЕЛИ
94. Могучее движение 84
95. В нашем радиокружке (логическая задача) 84
96. За монтажем приёмника 85
97. Из дневника Толи Земляникина 86
98. Ко Дню радио (рассказ—задача) 87
99. Творчество радиолюбителей 88
100. Бой часов с Кремлёвской башни 88
Ответы на задачи 89


      ПРЕДИСЛОВИЕ
      Изобретение радио — гордость нашей великой страны. Русские люди открыли это новое средство связи, сконструировали первые в мире радиоприёмники и радиопередатчики, создали антенну, первыми наблюдали явление радиолокации, усовершенствовали электронную лампу, изобрели электронное телевидение, разработали научные основы радиофизики и радиотехники, построили самые мощные в мире радиостанции.
      Наши радио и телевизионные передачи несут слушателям всех стран идеи правды и свободы, идеи дружбы между народами.
      В развитии советского радио активно участвуют не только профессионалы, но и миллионы радиолюбителей — энтузиастов радиотехники. Радиолюбительство — это народная лаборатория, в которой часто делаются важные изобретения. Из среды радиолюбителей вышло много крупных радиоспециалистов.
      Наиболее многочисленный отряд радиолюбителей всегда составляли и составляют юные радиолюбители. Большинство наших радиокружков работает в школах. Здесь, в школьном радиокружке, собирает свой первый приёмник будущий радиоинженер, здесь делает свои первые шаги в мир современной радиотехники будущий радиофизик.
      В книге имеются следующие разделы: из истории радио, занимательная радиотехника, из основ радиотехники, радиопередача и радиоприём, радиолампы, радиодетали, радиоприёмники, радиомузыка, радиовещание, вещание по проводам, телевидение, радиосвязь, радиозадачи на досуге, юные радиолюбители.
      Со всеми вопросами, замечаниями и пожеланиями по настоящей книге следует обращаться по адресу: Москва-центр, Чистопрудный бульвар, 2, Связьиздат.
      Напишите на листке бумаги имя, отчество и фамилию изобретателя радио, а также название сконструированного им прибора. Занумеруйте по порядку все буквы в написанных вами словах. После этого замените цифры в клетках теми буквами, порядковые номера которых соответствуют заменяемым цифрам.
      Выполнив условия нашей задачи, вы прочитаете её текст — высказывание изобретателя о своём изобретении.
      Предлагаемая задача является своеобразным ребусом. Текст её составлен из начальных букв названий элементов радиосхем, условные обозначения которых здесь помещены, и из знаков телеграфной азбуки.
      Если вам знаком этот «язык» радиотехники и телеграфии, то вы сумеете прочитать текст нашей задачи — высказывание выдающегося русского учёного-патриота, изобретателя радио Александра Степановича Попова.
      На этом рисунке, как вы видите, изображена самая обыкновенная детская игрушка — воздушные шары.
      Какое отношение к истории радиотехники имеют воздушные шары?
      В каком произведении советской кинематографии показан эпизод из истории радио, относящийся к первым в мире опытам практического осуществления радиопередачи и радиоприёма и связанный с воздушными шарами?
      Как известно, новое средство связи — радио — родилось в русском флоте.
      На рисунке изображены пять кораблей:
      I — ледокол, построенный по проекту адмирала С. О. Макарова. Командир этого ледокола получил 6 февраля 1900 года первую в мире служебную радиограмму. В радиограмме сообщалось о том, что в открытом море терпят бедствие рыбаки и что им нужно немедленно оказать помощь. Выполняя приказ, ледокол вышел в море и спас рыбаков;
      II — минный крейсер, при прохождении которого между учебным транспортным судном III и крейсером IV Александр Степанович Попов впервые в мире обнаружил явление отражения радиоволн, лежащее в основе радиолокации;
      V — броненосец береговой обороны, наскочивший во время шторма на подводные камни у острова Гогланд.
      Для руководства операциями по снятию этого корабля с камней и была осуществлена первая в мире линия служебной радиосвязи.
      Впишите в клеточки названия кораблей. Затем, заменив внизу цифры шифрограммы буквами, вписанными в клеточки с такими же цифрами (в наименованиях кораблей), вы прочитаете текст нашей задачи.
      1. Когда и где русский учёный и изобретатель радио А. С Попов выступил с докладом «Об отношении металлических порошков к электрическим колебаниям»?
      2. С первых дней советской власти радио в нашей стране было поставлено на службу народу.
      Назовите радиостанцию, которая возвестила миру о Великой Октябрьской социалистической революции.
      3. Нижегородская радиолаборатория имени В. И. Ленина положила начало созданию научной и технической базы для развития радиотехники в нашей стране, широко содействовала организации массового радиолюбительства.
      Назовите крупнейший радиовещательный передатчик, построенный Нижегородской радиолабораторией.
      Какое замечательное техническое сооружение, используемое и в настоящее время, явилось одной из мачт антенных устройств этой радиостанции?
      4. В годы первых пятилеток в нашей стране началось строительство мощных радиостанций.
      Какая радиовещательная станция была лущена в эксплуатацию в 1933 году?
      Какова была её мощность?
      Впишите по вертикали, пересекая буквы имеющегося «горизонтального» текста, следующие тридцать слов: Р — прибор, сконструированный А. С Поповым специально для регистрация атмосферных разрядов. У — остров на Финском заливе возле города Котки, место установки одной из радиостанций первой в мире линии радиосвязи. С — изобретённая в 1933 году П. В. Шмаковым и П. В. Тимофеевым передающая телевизионная трубка с переносом изображения. Эта усовершенствованная передающая трубка нашла широкое применение в телевизионном вещании и в других специальных областях техники. С — советский радиолюбитель, изобрёл в 1922 году генерирующий детектор (кристадин). Теперь это изобретение нашло воплощение в кристаллическом триоде — устройстве, могущем заменить в некоторых случаях трёхэлектродную лампу. К — русский морской офицер, изобретатель, первым применил телефон в водолазном деле; его телефонные аппараты были в 1904 году приняты в русском флоте; в его кронштадтской «Опытной механической и водолазной мастерской» был изготовлен целый ряд радиоаппаратов, сконструированных А. С- Поповым. О — остров на Финском заливе, место установки одной из радиостанций первой в мире линии радиосвязи. По постановлению Советского правительства на этом острове, в пункте, где была использована радиостанция А. С. Попова для спасения человеческих жизней, будет сооружён обелиск. Е — русский учёный-химик, один из первых оценил огромное научное и техническое значение изобретения А. С. Попова, назвав это изобретение «беспроволочным телеграфом». П — миниатюрная электрическая печка, служащая для нагрева катода радиоламп, изобретена в 1918 году А. А. Чернышёвым. Е — профессор физики,один из организаторов и руководителей Нижегородской радиолаборатории, автор вышедшей в 1905 году книги «Электромагнитные волны и основания беспроволочного телеграфа» — первого русского оригинального труда в этой области. Р — отрасль современной радиотехники, в основе которой лежит явление отражения радиоволн от находящихся на их пути предметов, впервые обнаруженное А. С- Поповым в 1897 году. В — член-корреспондент Академии наук СССР, лауреат Сталинской премии, ученик А. С. Попова. Предложенная этим учёным схема телефонной трансляции принята ныне во всех странах. Е — советский инженер, предложивший в 1930 году электронный умножитель, который сейчас широко применяется в различных отраслях электронной техники. Н — город на острове Котлин, место жительства А. С. Попова в 1883—1902 годах. В этом городе им были проведены первые опыты по изучению нового средства связи. С — вакуумный прибор, представляющий собой сочетание электронной лампы с объёмными резонаторами и предназначенный для возбуждения н усиления колебаний сверхвысоких частот. Идея создания такого прибора дана Д. А Рожанским в 1932 году. Т—прибор, используемый для преобразования напряжения переменного тока, впервые в мире создан П. Н. Яблочковым в 1876 году и независимо от Яблочкова И. Ф. Усагиным в 1882 году. В — первый советский коротковолновик, в январе 1925 года передал из Нижнего Новгорода первый вызов в эфир. Передача была услышана в Мессопотамии — на расстоянии свыше трёх тысяч километров. О — город на берегу Финского залива, находится недалеко от острова Кутсало, на котором была установлена одна из радиостанций первой в мире линии радиосвязи. В — устройство, которое в первых приборах А. С. Попова сигнализировало о прохождении электромагнитных волн. Р — военный специалист, вместе с П. Н. Рыбкиным открыл способ приёма радиограмм на слух. А — провод, который служит для излучения или приёма электромагнитных волн, изобретение А. С. Попова. Д — наш соотечественник, впервые предложивший в 1908 году принцип цветного телевидения с поочередной передачей цветов. И — капитан русской армии, изобретатель системы одновременного телефонирования и телеграфирования (1880 г.). Разработанный им принцип многоканальной связи получил большое развитие в современных радиорелейных линиях. О — теперешнее название города, в котором в 1918—1929 годах находился первый советский научно-исследовательский центр в области радиотехники. Здесь работали М. А- Бонч-Бруевич, В. П. Вологдин, А. Ф. Шорин, Д. А. Рожансний, В. К. Лебединский, Б. А. Остроумов, В. В. Татаринов и другие советские радиоспециалисты- Т — советский учёный, сделавший в 1931 году авторскую заявку на электронно-лучевую передающую телевизионную трубку с мозаичным фотокатодом. Е — устройство для замыкания и размыкания электрических цепей с помощью электрического тока, применявшееся А. С. Поповым в его первых приборах. X — русский инженер, построивший в 1879 году первый в мире микрофон с угольным порошком — прообраз современного микрофона, широко применяемого в радиосвязи, радиовещании, звукозаписи и телефонии. Н — профессор Казанского университета, первым исследовал явление внутреннего фотоэффекта. И — один из образцов электромузыкальных инструментов, созданный в послевоенные годы советскими изобретателями (первые в мире электромузыкальные инструменты были созданы в СССР в 1921—1922 годах). К — прибор, использовавшийся для обнаружения электрических колебаний в первых радиоприёмниках А. С. Попова. Роль этого прибора в современных радиоприёмниках выполняет кристаллический детектор или электронная лампа. Е — электронная лампа специальной конструкции, которая служит для генерации колебаний сверхвысоких частот. Первую в мире мощную лампу этого типа построили в 1939 году советские инженеры Д. Е. Маляров и Н. Ф. Алексеев. Эта лампа широко применяется в радиолокации.
      Здесь помещены шестнадцать портретов выдающихся инженеров, конструкторов, изобретателей и учёных нашей Родины.
      Впишите в клеточки их фамилии и скажите, какую рать сыграли они в развитии радиотехники?
     
      8. Творение русского инженера
      На нашем рисунке изображена гипербодоидная башня, построенная в Москве в 1919—1921 годах русским инженером и учёным Владимиром Григорьевичем Шуховым. Башня эта явилась одной из опор антенны мощной 100-киловаттной радиостанции. 19 марта 1922 года радиостанцией был передан первый сигнал, и с этой даты началась нормальная эксплуатация новой радиостанции. Теперь на Шуховской башне установлены антенны Московского телевизионного центра.
      Прочитайте ребус, рисунки и буквы которого размещены по сторонам башни.
      На рисунке показаны предметы, названия которых напоминают о некоторых радиотехнических деталях или понятиях. Расшифруйте эти детали и эти понятия.
      Назовите изображённые здесь различные устройства, аппараты, приборы, приспособления, условные обозначения и т. д., наименования которых начинаются с букв, помещённых рядом с рисунками.
      Если же около букв помещены цифры, они обозначают порядковый номер этой буквы в данном слове — наименовании.
      Юному радиолюбителю часто приходится иметь дело с цифрами и числами — этим точным языком физики и техники. Знакомы ли вам записанные здесь числа?
      Рисунки, размещённые вокруг, помогут вам их вспомнить.
      Здесь помещены шесть шуточных рисунков. Разберитесь в них и ответьте на следующие шесть вопросов:
      1. Что такое «фабрика радиоволн»?
      2. Что за жёлуди и орехи изображены здесь?
      3. Где находится «электронный прожектор» и что он «освещает»?
      4. Один из своих первых приёмников А. С. Попов назвал «грозоотметчиком». Работу какого «передатчика» принимал этот приёмник?
      5. Что такое «электрический телескоп» и кто его создал?
      6. В радиотехнике есть и свой «знак препинания» — радио-точка. Где она ставится?
      1. Где в радиотехнике применяется миниатюрная «электрическая печка» и что она «обогревает»?
      2. Где в радиотехнике применяется «электрическое ухо» и что оно «слышит»?
      3. Где в радиотехнике применяется «магический глаз» и что он «видит»?
      14. Отыщите слова
      1. Возьмите слово, которое обозначает помещение, специально оборудованное для обучения передаче и приёму на слух радиотелеграфных сигналов, выбросьте из этого слова три буквы, м у вас получится новое слово — установка, содержащая радиоприёмник и электропроигрыватель. Что это за слова?
      2. В названии какого аппарата можно прочитать следующие два слова: 1) кусок стали, обладающий особыми физическими свойствами, и 2) гудение, которое иногда бывает слышно в громкоговорителе приёмника с питанием от сети переменного тока?
      3. Название какой схемы лампового приёмника состоит из шестнадцати букв? Название какого электроакустического прибора состоит из шестнадцати букв? Название какого прибора, преобразующего постоянный ток в пульсирующий, состоит из двадцати букв?
      4. Из букв, входящих в слово, которое обозначает элемент электрической цепи, обладающий переменным активным сопротивлением, можно составить новое слово — название неподвижной части электрической машины. Назовите эти два слова.
      5. Какие пять слов, встречающихся в радиотехнике, можно составить из букв слова «конденсатор»?
      6. Какие радиоустройства обозначаются буквами «Г», «Т» и «Ш»?
      15. Какая разница?
      Объясните коротко, какая разница...
      1) между элементом и аккумулятором?
      2) между переменными токами низкой и высокой частоты?
      3) между короткими и ультракороткими волнами?
      4) между амплитудной модуляцией и частотной модуляцией?
      5) между регенератором и сверхрегенератором?
      6) между гетеродином и супергетеродином?
      7) между реостатом и потенциометром?
      8) между кенотроном, газотроном и тиратроном?
      9) между прямым пьезоэффектом и обратным пьезоэффектом?
      10) между рекордером и адаптером?
      И) между радиосвязью дуплексной и радиосвязью симплексной?
      12) между радиотелеграфией и фототелеграфией?
      13) между радиотелефонией и радиофонией?
      14) между внешним и внутренним фотоэффектом?
      15) между иконоскопом и кинескопом?
      16. Десять вопросительных знаков
      1. Каково было назначение этого прибора в первых радиоприёмниках А. С. Попова?
      2. Слушая московские радиостанции, вы каждый день без сомнения слышите и этот «музыкальный инструмент». Что он исполняет?
      3. Назовите фамилии пяти советских учёных лауреатов Золо* той медали им. А. С. Попова.
      4. Это проекция электронной лампы. Какой?
      5. Проекцию какой радиодетали вы видите на этом рисунке?
      6. Шкала какого радиоприёмника здесь изображена?
      7. Здесь показана одна из проекций крупного радиотехнического сооружения, известного каждому радиослушателю и радиозрителю. Назовите это сооружение.
      8. Назовите не менее 10 слов, имеющих отношение к электротехнике, радиофизике и радиотехнике и начинающихся на букву «Э».
      9. Это радиодеталь. Какая?
      10. Это конусообразный экран «магического глаза». Что он показывает в данный момент?
      С развитием электротехники, радиофизики и радиотехники растёт, естественно, и количество различных терминов, для объяснения и уточнения которых выпускаются даже специальные справочники. Знаете ли вы эти термины? Назовите следующие сорок «электро-радио-слов», начинающихся на одну и ту же букву:
      1. Устройство с гнёздами для включения электронной лампьз в приёмник. 2. Величина, характеризующая те или иные свойства данной системы — электрического контура, катушки индуктивности, электронной лампы и т. д. 3. Определение направления, в котором находится передающая радиостанция; один из терминов, применяемых в технике радионавигации. 4. Лампа с пятью электродами, получившая широкое распространение в современных радиоприёмниках. 5. Радиоустройство, сконструированное таким образом, что его можно легко и удобно переносить с места на место. 6. Продолжительность одного электрического колебания
      7. Сплав никеля и железа, применяемый в качестве материала для сердечников в электромагнитных приборах. 8. Прибор, с помощью которого выбивают отверстия в бумажной ленте, применяемой для управления телеграфным передатчиком. 9. Минерал, используемый в качестве кристалла в детекторной паре. 10. Электромагнитный прерыватель, превращающий постоянный ток в прерывистый. 11. Части, из которых складывается диапазон принимаемых радиоприёмником волн. 12. Миниатюрная электрическая печка, служащая для нагрева катода в подогревных лампах
      13. Элементарная частица положительного электричества с таким же зарядом и массой, как у электрона. 14. Условные сигналы, присваиваемые радиостанции, которые позволяют отличить её от других радиостанций и вызвать для связи корреспондента
      15. Пластмасса, применяемая как изоляция в кабелях подземных линий радиофикации. 16. Проводники, занимающие по удельном) электрическому сопротивлению промежуточное место межд) металлами и изоляторами. 17. Электромагнитные возмущения, действующие на приёмное устройство и мешающие приёму нужной станции. 18. Способность экрана электронно-лучевой труб Kg светиться некоторое время после того, как ка него перестал действовать электронный луч. 19. Величина, характеризующая постоянное электрическое поле в данной точке пространства. 20. Элемент электрической цепи, служащий для изменения величины напряжения. 21. Устройство, предохраняющее электрические приборы и линии от чрезмерного возрастания в них тока. 22. Контуры и ступени усиления высокой частоты в супергетеродине, настраиваемые на частоту принимаемой станции. 23. Плотный картон, применяемый в качестве материала для каркасов катушек 24. Улавливание радиосигналов, посылаемых передающей станцией. 25. Прибор, предназначенный для приёма, усиления и преобразования радиосигналов той или другой станции и превращения
      этих сигналов в колебания звуковой частоты. 26. Устройсгво, применяемое при проверке исправности детали и монтаже радиоприёмника. 27. Металлическая проволока, служащая для передачи электрической энергии. 28. Тела, которые обладают способностью проводить электрический ток. 29. Система проводов, изолированных от земли и расположенных под антенной; нередко применяется на передающих станциях вместо заземления. 30. Вырезанная определённым образом из кристаллического кварца пластинка, способная совершать механические колебания под дейстзпем переменных электрических полей, а также создавать электрические колебания при воздействии переменных механических сил; применяется в качестве резонатора электрических колебаний определённой частоты. 31. Приспособление, которое служит для изменения направления тока, а также для его включения и выключения. 32. Составные части конденсатора переменной ёмкости; части, из которых состоит сердечник трансформатора.
      33. Выводы у источника тока, к которым присоединяется внешняя цепь. 34. Место максимального значения звуковой волны при отражении звука от препятствий. 35. Параметр электронной лампы, обратно пропорциональный коэффициенту усиления лампы. 36. Электронная лампа с семью электродами (катодом, пятью сетками и анодом). 37. Устройство на радиоцентре, предназначенное для получения энергии высокой частоты. 38. Единица измерения ёмкости. 39. Пластмасса, обладающая высокими изоляционными свойствами и малыми диэлектрическими потерями; широко применяется в качестве материала для каркасов высокочастотных катушек. 40. Элемент радиоприёмника, в котором происходит преобразование принимаемых колебаний высокой частоты в колебания промежуточной частоты.
     
      18. Высказывание А. М. Горького
      В литературном наследии Алексея Максимовича Горького много замечательных высказываний, призывающих к овладению сокровищницей науки и культуры.
      На нашем рисунке начальными буквами названий различных физических, электротехнических и радиотехнических величин зашифровано (принятыми условными буквами латинского и греческого алфавита) высказывание А. М. Горького.
      Величины эти следующие: время, длина волны, ёмкость, индуктивность, заряд, мощность, период, работа, ток, сопротивление, частота колебаний, электродвижущая сила, энергия, объём, масса, площадь. Цифра возле символа, обозначающего величину, указывает на порядковый номер той буквы, которую нужно взять из названия данной величины.
      Прочитайте слова великого русского писателя.
      Мы живём в мире разнообразных механических и электромагнитных колебаний. Волны, распространяющиеся внутри тел, волны на поверхности водных пространств, звуковые волны — от инфразвуков до ультразвуков, радиоволны, видимый свет, инфракрасные, ультрафиолетовые и рентгеновские лучи—таков далеко не полный перечень различных видов колебаний, известных современной науке и используемых в технике. Одни колебания, как аапример, звуковые и световые, можно непосредственно воспринимать, другие же, как например, ультразвуки и радиочастоты, можно обнаруживать лишь с помощью специальных приборов.
      На этих рисунках изображены различные источники — передатчики, а также приёмники механических и электромагнитных волн.
      Укажите, какие именно волны передаются или принимаются каждым устройством.
      Перед вами девять рисунков.
      На них изображены различные аппараты, приборы и т. д., соз~ дающие или использующие электромагнитные волны различной длины.
      Занумеруйте все эти рисунки аппаратов и приборов, начиная с рисунка прибора, который создаёт или использует наиболее длинные электромагнитные волны, и кончая рисунком прибора, создающего (использующего) волны наименьшей длины. После этого, беря поочерёдно по одной букве от каждого рисунка, в порядке их номеров, прочитайте текст.
      Без знания условных знаков радиотехникой овладеть нельзя. Знаете ли вы электротехнические и радиотехнические условные знаки, обозначения, величины и единицы? Проверьте себя — ответьте на следующие вопросы к нашим шестнадцати занимательным рисункам.
      1. Что за антенна установлена на этой крыше?
      2. Сколько ламп в этом приёмнике?
      3. На что указывает буква «Л» в названии типа гальванических элементов и батарей?
      4. Какова ёмкость этого конденсатора?
      5. Что обозначается буквой X вообще и, в частности, ва этом рисунке?
      6. Какой электрический прибор изображён здесь? Что обозначает буква U?
      7. Что это за радиодеталь?
      8. Что это за устройство?
      9. Какая электрическая машина здесь изображена?
      10. Что это за лампа?
      11. Расшифруйте наименование этого провода.
      12. Как называется этот приёмник?
      13. Что это за электровакуумный прибор?
      14. Здесь изображена буква. Какая?
      15. Как называется такая принадлежность радиовещательной студии?
      16. Это очень распространённое в электротехнике в радиотехнике устройство. Какое?
      Что символизируют изображённые здесь пятнадцать условных обозначений?
      23. Задача-шутка
      Отыщите на этом рисунке «передатчик» электромагнитных волн длиной в несколько десятитысячных долей миллиметра.
      Подсчитайте общую ёмкость постоянных конденсаторов в каждой из пяти цепей. Затем, беря поочерёдно по одной букве от каждой цепи в порядке возрастающей ёмкости, прочитайте текст задачи — первое историческое название радиосвязи.
      Не торопитесь: решение этой задачи требует особой внимательности.
      Юный радиолюбитель должен хорошо знать физику и математику, основные законы электротехники, уметь применять их на практике. Особенно твёрдо он должен владеть знаниями закона Ома и законов Кирхгофа.
      На нашем рисунке изображено смешанное соединение гальванических элементов.
      Каковы напряжение и максимально допустимый разрядный так всей батареи, если известно, что у каждого отдельного элемента напряжение равно 1,5 вольта, а максимально допустимый разрядный ток составляет 100 миллиампер?
      26. Детекторы и кристаллы
      Любой юный радиолюбитель знаком с устройством и принципом действия кристаллического детектора — простейшего выпрямителя переменного тока. Кристаллические детекторы широко применялись на заре радиотехники. В дальнейшем они были вытеснены электронными лампами. В настоящее время кристаллы опять вторгаются в мир радиотехники. Уже созданы кристаллические диоды и триоды, заменяющие электронную лампу. А ведь кристаллические усилители и выпрямители—только одна из областей применения новой полупроводниковой техники!
      Скажите:
      1. Что такое купроксный детектор? В чём его преимущество по сравнению с детекторами обычного типа?
      2. Что такое кристадин? Кто и когда его изобрёл?
      3. Что такое кристаллический триод? Почему его так называют?
      4. Какое применение в радиотехнике находят кварц, турмалин и сешетова соль?
      27. Четыре вопроса по электроакустике
      1. Диктор выступает перед микрофоном в радиостудии. Куда звук его голоса дойдёт быстрее — до стены студии, находящейся в 5 метрах от микрофона, или до радиоприёмника, установленного на расстоянии в 1000 километров от радиостанции, передающей выступление диктора?
      2. Мастер регулировки звука — тонмейстер — является своеобразным «радиодирижёром». С помощью микширующего устройства он регулирует громкости различных звучаний, смешивает звуки, идущие от разных микрофонов.
      Почему нельзя просто, без применения микширующего устройства, вести музыкальную передачу, транслировать оперу и т. д.?
      3. Что такое звуковые частоты и что такое низкие частоты?
      Почему колебания низкой частоты называют также колебаниями звуковой частоты? Каким образом можно услышать колебания низкой (звуковой) частоты?
      4. Вы, наверно, помните, что герой популярного сатирического романа Мюнхгаузен «наблюдал», как «замёрзшие» в почтовом рожке звуки «оттаивали» в тёплом помещении. Это «происходило» спустя несколько часов после того, как была проиграна мелодия...
      Позволяет ли современная техника сохранять, «консервировать» звуки? Каким образом?
      {Радиопередача и радиоприём
      28. Путешествие колебаний
      В процессе радиопередачи и радиоприёма электрические колебания совершают настоящее путешествие по проводам и в «эфире», претерпевая целый ряд самых разнообразных превращений.
      Наши рисунки схематически изображают отдельные элементы радиотехнических устройств, которые используются в процехе передачи и приёма.
      Установите последовательность работы этих элементов во времени при осуществлении радиопередачи и радиоприёма и, беря по одной букве от каждого из девяти элементов, в порядке установленной вами последовательности, прочитайте текст нашей задачи.
      Колебания низкой частоты, поступившие из микрофона в радиопередатчик, не могут быть непосредственно посланы в пространство.
      Оторваться от антенны передающей радиостанции и уйти в форме электромагнитных волн в пространство могут лишь колебания высокой частоты. Но эти последние должны быть «носителями» колебаний низкой, звуковой частоты.
      Поэтому на колебания высокой частоты «накладываются» колебания низкой частоты. Вот эти так называемые модулированные колебания высокой частоты и совершают своё стремительное путешествие от антенны радиопередатчика до множества приёмных антенн...
      Прочитайте текст, который начертан здесь с помощью «модулированных» букв.
      30. Две радиостанции
      Какая из этих двух антенн радиовещательных станций рассчитана на большую длину волны?
      Это бассейн, оборудованный на мощной радиостанция. Но устроен он здесь не для красоты и прохлады.
      Для чего же служит этот бассейн с фонтанами?
      32. От певца в радиослушателю
      Радиовещательная студия... Идёт передача концерта.
      Диктор объявил о номере и аккомпаниатор взял первые аккорды мелодии.
      Артист запел. Его пение услышало «электрическое ухо» — микрофон.
      Со скоростью 300000 километров в секунду понесли электромагнитные волны голос певца. Каждый звук, произнесённый артистом в студии перед микрофоном, почти в то же мгновение слышат миллионы радиослушателей, находящихся зачастую на расстоянии сотен и тысяч километров от радиовещательной станции.
      Сложен и далёк, хотя и молниеносен, путь каждого из звуков исполняемой певцом песни.
      Расскажите коротко, каков этот путь от «электрического уха» радиостудии до уха радиослушателя.
      Что это за приёмник?
      Каким образом в нём осуществляется выделение колебаний звуковой частоты из модулированных колебаний высокой частоты?
      34. Монтаж и схема
      Начертите по изображённому здесь рисунку монтажа радиоприёмника его принципиальную схему.
      Современные радиоприёмники — в большинстве своём ламповые. Но не так было на заре развития радиотехники. Весь период с момента изобретения радио А. С. Поповым до 1914—1915 гг., когда появились электронные лампы, в технике радиоприёма безраздельно господствовал детектор. Но и теперь детекторные приёмники благодаря простоте их устройства, относительной лёгкости изготовления, удобству в эксплуатации, дешевизне, сохраняют ещё своё значение, главным образом, в условиях сельских местностей.
      Внимательно рассмотрите этот рисунок и ответьте на следующие четыре вопроса:
      1. Будет ли работать приёмник, если ту его часть, которая изображена в виде принципиальной схемы, выполнить в натуре?
      2. Что это за радиоприёмник — ламповый или детекторный?
      3. Как называется детектирование по такой схеме?
      4. Почему такие приёмники не изготовляют?
      Радиолюбителю приходится чертить и читать всевозможные радиотехнические схемы, разбираться в сложном и запутанном «лабиринте» электрических соединений.
      Здесь изображена принципиальная схема однолампового приёмника с подогревной лампой. Все соединения на этой схеме сознательно удлинены.
      Разберитесь в нашем радиолабиринте и скажите, не допущены ли в нём ошибки?
      Начертите нормальную схему данного приёмника.
      Этот радиослушатель слушает радиопередачу, ведущуюся на волне 50 метров.
      Каково в данный момент качество приёма — хорошее или плохое, если известно, что приёмник вполне исправен?
      38. Схема с вопросами
      На нашем рисунке изображена принципиальная схема двухлампового приёмника.
      Какие пять элементов в ней заменены знаками вопроса?


      KOHEЦ ФPAГMEHTA КНИГИ

 

НА ГЛАВНУЮТЕКСТЫ КНИГ БКАУДИОКНИГИ БКПОЛИТ-ИНФОСОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКАФОТО-ПИТЕРНАСТРОИ СЫТИНАРАДИОСПЕКТАКЛИКНИЖНАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ

 

Яндекс.Метрика


Творческая студия БК-МТГК 2001-3001 гг. karlov@bk.ru