НА ГЛАВНУЮТЕКСТЫ КНИГ БКАУДИОКНИГИ БКПОЛИТ-ИНФОСОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКАФОТО-ПИТЕРНАСТРОИ СЫТИНАРАДИОСПЕКТАКЛИКНИЖНАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ

Библиотечка «За страницами учебника»

300 ответов любителю художественных работ по дереву. Гусарчук Д. М. — 1985 г.

Д. М. Гусарчук

300 ответов
любителю художественных работ
по дереву

*** 1985 ***



DjVu


PEKЛAMA Заказать почтой 500 советских радиоспектаклей на 9-ти DVD. Подробности...


 


      Второе издание вышло в 1977 г. Третье издание значительно переработано и дополнено новым иллюстративным материалом.
      Для любителей художественных работ по дереву в домашних условиях.
      Переиздается по просьбе книготорговых организаций.
     
      ФPAГMEHT КНИГИ (...)

      НЕСКОЛЬКО ПРАКТИЧЕСКИХ СОВЕТОВ
     
      Здесь мы расскажем, как своими силами изготовить некоторые необходимые для работы инструменты и оснастку.
      Цикли. Это очень важный инструмент, применяющийся в различных операциях отделки. Без цикли, особенно в процессе подготовки поверхностей, не обойтись. Циклей снимают мельчайшую стружку для выравнивания поверхностей. Кривые, плавно изогнутые поверхности можно обрабатывать кусочками стекла. Для стеклянных циклей годится стекло толщиной не более 2 мм. Толстые стекла менее тверды и быстро тупятся. Наиболее удачные по форме куски получаются при разбивании стекла следующим способом: заверните
      стекло в бумагу (в целях предохранения от разлетания мелких осколков), положите его на толстый шпагат, свернутый кольцом, и свободным торцом рукоятки молотка, находящегося в вертикальном положении, ударьте в центр стекла. Выберите осколки с плавными изломами, аккуратно удалите с них (щеткой, тряпкой, водой) мельчайшие осколочки и уложите полученные цикли в коробку. Лучшим материалом для таких циклей является фотостекло со смытой эмульсией.
      Настоящая столярная цикля — это плоская стальная пластина, обработанная специальным образом. Циклю можно сделать из полотна столярной ножовки. Толщина пластины 0,8 — 1,5 мм, другие размеры произвольны.
      Изготавливают циклю следующим образом. Вырубленную или вырезанную ножовкой заготовку обработайте напильником (грубым и мелким). При этом следите, чтобы кромки были перпендикулярны друг другу. Углы между плоско стями должны быть острыми, не заоваленными. Скруглите углы радиусом 5 — 10 мм, они предохранят обрабатываемую поверхность от царапания. Поверхность вблизи кромок надо загладить напильником.
      После обработки напильником пластину надо заточить на бруске или на точильном круге, сначала на крупнозернистом, а затем на мелкозернистом. Цель заточки получить острые ровные углы. Наточенную пластину надо править. Правка для любителя довольно трудная операция и выполнять ее надо осторожно, чтобы не пораниться. Для этого пластину зажмите в тисках. Чтобы не портить нижнюю кромку о стяжной болт тисков, подложите под нее деревянную планку. Затем наложите на пластину стальной закаленный брусок со скругленной гладкой поверхностью. Для правки можно применять тыльную сторону полукруглой стамески. При этом обязательно оберните острый конец стамески тряпкой, чтобы не повредить руки. Крепко сожмите брусок руками и начинайте водить его вдоль кромки от края до края. Сначала брусок держите горизонтально, затем, нажимая все сильнее и сильнее, наклоняйте его, опуская постепенно правую сторону вниз. Доведите угол наклони бруска к пласти примерно до 10 15°, не уменьшая нажима. Ваша задача — заставить металл расплющиться в правую сторону так, чтобы образовалась острая заусеница. На это уходит примерно 15 двойных ходов бруска.
      Точно так же правьте другую сторону цикли, не вынимая пластину из тисков. Затем переверните ее нижней кромкой вверх и правьте ее аналогично верхней кромке. В результате получится режущий (скоблящий) инструмент с четырьмя рабочими лезвиями. Поскольку цикли довольно быстро тупятся, а точить и править ИХ довольно долго, следует иметь комплект из 5 — 7 штук. Чтобы не путать острые цикли с затупленными, храните их раздельно. Целесообразно пронумеровать их. Затупленную циклю надо сначала заточить, полностью сняв заусеницы, а затем править так, как было сказано выше.
      Берегите цикли, это важнейший инструмент при отделке.
     
      Кисти. Они понадобятся для окраски поверхностей при отделке и, в редких случаях, для нанесения лака. И то и другое можно выполнять одними и теми же кистями. Размер кистей зависит от размера окрашиваемой поверхности: чем больше поверхность, тем больше должна быть кисть. Плоская форма кисти, как показала практика, более удобна.
      Для работы красками рекомендуются щетинные, а для нанесения лака — волосяные кисти.
      Щетинная часть кисти должна быть упругой, так как ею нужно втирать краску. Очень мягкая кисть только размазывает краску по поверхности, что недопустимо. Упругость зависит как от упругости самих щетинок, так и от рабочей длины их. Для уменьшения длины щетинок (для повышения упругости) у круглых кистей необходимо обвязывать щетинную част/ь шпагатом. Если покупные плоркие кисти имеют очень длинные щетинки, их можно подрезать, но после этого ими следует поработать всухую по шлифовальной шкурке для заострения кончиков. При окраске больших поверхностей можно применять самодельные кисти, составленные из хороших помазков для бритья. Оптимальные размеры рабочей части кисти: ширина щетинного пакета 35 — 45 мм; толщина 3,5 — 4,5 мм; длина свободной части щетинок около 25 мм. Изготовьте ее сами. Щетинный пакет помазка очистите от клея, заделываемую часть пакета пропитайте клеем БФ-2 и оберните тканью, пропитанной тем же клеем. Через двое-трое суток сушки пакет поместите в оправку с ручкой.
      При окраске небольших по площади поверхностей применяйте плоские кисти для художественных работ.
      Сразу после работы кисти отожмите через бумагу, смочите разбавителем и снова отожмите. Затем хорошо вымойте теплой водой с мылом. Предварительно можно их подержать 6 растворе стирального порошка. После мытья кисти следует плотно обернуть бумагой и в таком виде сушить. Необернутая кисть в процессе сушки распушится и будет малопригодна для работы.
      Если вы красите поверхность одним цветом несколько раз с интервалами, кисть можно не мыть между покрытиями, а, не отжимая, погрузить в холодную воду. Перед работой кисть хорошо отожмите через бумагу. При исправлении дефектов окрашенных поверхностей вам понадобятся малые волосяные акварельные кисточки. Наиболее подходят кисточки № 1, 2, 3.
     
      Тампоны. Тампон — простейший инструмент, применяемый для окрашивания поверхностей при прозрачных отделках и для нанесения слоев лака. После очередного лакирования его выбрасывают, а перед следующим изготавливают вновь.
      Тампон — это ком ваты, обернутый хлопчатобумажной тканью (бязь и тик). Ткань должна быть чистой, стираной, без дырок. Вообще концы материала обвязывать не полагается, так как подпитку
      делают подливом лака внутрь тампона. Но иногда бывает целесообразно окунать тампон в лак, налитый в открытую баночку. В этих случаях удобнее работать, когда концы ткани обвязаны шпагатом. После смачивания и первого нанесения лака тампон превращается в «лепешку». Для больших Поверхностей диаметр «лепешки» должен равняться примерно ширине ладони работающего, для малых поверхностей диаметр «лепешки» меньше. Очень удобны тампоны на державке, которую легко сделать самому. Делается она из дерева. Подошва державки должна быть обязательно круглой по периметру и плоской, со слегка скругленными краями. Вата накладывается на подошву и обертывается материалом, натягиваемым так, чтобы не было морщин. Концы ткани обвязывают шпагатом, который помещается в желобок державки. Излишки материала и шпагата обрезаются так, чтобы они не свисали.
      Шкурка шлифовальная. Она представляет собой листы бумаги или ткани, на которые наклеены зерна абразива (твердого материала). В розничную торговлю (специализированные магазины инструментов и хозяйственные магазины) поступают отходы производства шлифовальных шкурок.
      В зависимости от размеров зерен абразива шкурки выпускаются от самого мелкого номера зернистости (3) до самого крупного (25). Различают шкурки водостойкие и неводостойкие. Водостойкость можно проверить следующим образом. Опустите в воду кусочек шкурки и продержите в ней примерно 1 час. Если абразивные зерна останутся на основе, а после высыхания шкурка примет первоначальный вид, значит, она водостойка.
      Для белого (без лакового покрытия) шлифования и шлифования зашпатлеванных поверхностей можно применять как водопой так и неводостойкие шкурки выполнении предлагаемых пи отделок рекомендуется шлифшмь 8, 10, 12, 16, 20, 25.
      Для влажного шлифоваримвых покрытий следует исшивать водостойкие шлифоил шкурки на тканевой или бум инь основе. Особенно хороши ни серо-зеленоватого цвета в ли размером 310X230 мм.
     
      Шпатель. При выполнении некоторых операций потребуются и тели. Для местного шпатлгпи (заполнения отдельных мп углублений) можно польшпл столовым тонким ножом, л сплошного шпатлевания нужны стоящие шпатели, то есть плш i размерами примерно 120 70 ми толщиной 4 — 5 мм. Для мл г поверхностей шпатели должны быть соответственно меньше. Хорошие шпатели получаются из тонкой и прочной пластмассы. Ми но применять шпатели из пин упругой резины при условии, « последняя не пачкает поигрхш» лакового слоя.
      На рабочей кромке металличг го шпателя надо сделать шип» роннюю фаску и время от ир ни подправлять ее.
      Для заполнения неровностей нм ких поверхностей приготовьте ш тель с прямой рабочей к ром» для профильных поверхиш шпатель с рабочей кромкой, имеющей профиль, обратный профилю изделия.
      Деревянные шпатели применять не рекомендуется, так как мм слишком жестки и быстро деформируются.
      Пригодны металлические малярные шпатели, но кромки их надо отшлифовать шкуркой, шоктой на колодку. Независимо от типа шпателей сразу после работы их надо очищать и промывать.
     
      Вспомогательная оснастка. Для гличения плоскости соприкосновения шкурки с поверхностью изделия при шлифовании плоских поверхностей необходимо применить колодки, которые, кроме того, нчнечивают плоскостность поверхности. Материал колодок — щшнеина любой породы. Размеры крои шольны, но чем больше обмина илваемая площадь, тем больше днпжиа быть подошва колодки. Подовой размер колодки 150X КО к, 30 мм. Подошва должна представлять собой плоскость со uri ка скругленными краями. Для того чтобы шкурка касалась всей поверхностью изделия, на колодки надо наклеить или толстое сукно, line окрасочные материалы при раГнчг лучше помещать в стеклянные Гшпк и с широким горлом, чтобы удобно было окунать тампон перед нинссением последующего слоя. Кроме того, такие банки удобно хранить.
      Или разведения порошковых крашелей следует пользоваться эмалированными кружками.
      Пымолняя тот или иной вид от-пг ики и пользуясь лакокрасочными мшериалами, любители должны ipoix соблюдать требования техники безопасности. Лакокрасочные мн сериалы являются горючими и легковоспламеняющимися, а уайтспирит и растворители, олифа «Окиль», испаряясь, при несоблюдении этих требований, могут обра-юпмвать в воздухе взрывоопасные концентрации. Тряпки, смоченные лакокрасочными составами, находясь в скоплении, способны самовозгораться. Кроме того, чтобы летучие составляющие лакокрасочных материалов и пыль, образующаяся при шлифовании, не оказывали токсическое действие на ор-шничм человека, надо свести концентрацию паров и пыли в воздухф до минимума.
      Для обеспечения безопасности работ и необходимого санитарного режима надо:
      1. Все работы, связанные с отделкой, выполнять в хорошо проветриваемом помещении, у открытого окна или форточки.
      2. Не курить (и не допускать открытого огня) в рабочем помещении и там, где хранятся лакокрасочные материалы.
      3. Тряпки и тампоны, пропитанные жидкими лакокрасочными материалами, сразу же после использования заливать водой.
      4. Случайно разлитые лакокрасочные материалы немедленно убирать. Рекомендуется рабочее место застелить клеенкой или полиэтиленовой пленкой.
      5. После очередной операции с жидкими лакокрасочными материалами тщательно мойте руки теплой водой с мылом. Для предохранения кожи рук можно работать в резиновых перчатках.
      6. Хранить лакокрасочные материалы необходимо в местах недоступных детям и обязательно в проветриваемом помещении. В летнее время емкости должны быть защищены от солнечных лучей. Лучше всего их хранить при температуре 5 — 10°С. Емкости (банки, бутылки) необходимо плотно закупорить. На каждой из них должна быть этикетка с названием хранящегося в ней материала. Кроме вышеперечисленных требований, во избежание повреждения рук при изготовлении и правке циклей и работе резаком, соблюдайте следующие правила:
      1. Цикли при заточке и правке обязательно зажмите в тисках, а при ведении правящего бруска будьте осторожны, оканчивая движение. Брусок, если сильно нажимать на кромку цикли, может соскочить с конца кромки, и руки поранятся об угол цикли.
      2. При выполнении резьбы незанятую руку обязательно держите сзади резака.
     
      ПОРОДЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ ДЛЯ РЕЗЬБЫ И ПОДЕЛОК
      Ольха. Древесина мягкая красноватого или красновато-розового цвета, без деления на ядро и заболонь. Граница годичных слоев заметна плохо. По внешней границе слоя проходит узкая темная полоска плотной ткани, отделяющая один слой от другого. Граница годичных слоев извилистая. Сосуды многочисленны, мелки, невооруженным глазом неразличимы, обнаруживают слабую тенденцию к радиальному расположению и мало уменьшают свои размеры в поздней древесинч. Сердцевинные лучи есть как узкие, так и широкие. Часто встречаются сердцевинные повторения. Они хорошо заметны в древесине ветви, срезанной острым ножом. На поверхности радиального среза сосуды видны как мелкие царапины, а большинство лучей заметны в виде коротких линий или узких пластинок более темного цвета, чем окружающая древесина. Широкие лучи при этом выделяются рельефно. Благодаря своему темному цвету сердцевинные лучи могут быть различимы и на тангенциальном срезе. Древесина мягкая, легко обрабатывается режущими инструментами, хорошо полируется, пропитывается и прессуется.
      Береза. Заболонная порода, имеющая одинаковую окраску древесины по всему сечению ствола. Древесина рассеяннососудистая, белого цвета, с легким желтоватым или красноватым оттенком. Годичные кольца заметны плохо на всех разрезах. По внешней границе годичных слоев проходит узенькая темная полоска плотной ткани, представляющая собой позднюю часть годичного слоя. Ранняя древесина окрашена светлее. Сосуды мелкие, на поперечном разрезе равномерно рассеянны. На продольных разрезах пересеченные вдоль сосуды создают тонкую,
      характерную для березы штриховатость, различимую лишь в лупу. Сердцевинные лучи узкие, по цвету они не отличаются от общего фона древесины. На торцовом срезе сердцевинные лучи различаются с трудом даже в лупу, а «а тан- генциальном незаметны. На правильном радиальном срезе сердцевинные лучи довольно. хорошо заметны в виде узких, коротких блестящих черточек и точек. Многочисленные сердцевинные лучи придают продольным поверхностям древесины березы блеск, а пересеченные вдоль мелкие сосуды — легкую штриховатость. На древесине часто встречаются сердцевинные повторения в виде точек или черточек красновато-бурого цвета.
      Годичные слои относительно узкие. Граница их ясно выражена на поперечном срезе полоской плотной ткани. Сердцевинные лучи очень многочисленные, узкие — одно-, двух-, трехрядные; четырехрядные лучи встречаются очень редко. Все лучи значительно уже диаметра сосудов. При встрече с сосудами сердцевинные лучи изгибаются. Извилистость сердцевинных лучей и извилистость радиальных рядов трахеид древесины березы весьма характерны. При пересечении границ годичных слоен сердцевинные лучи расширяются. Годичные границы сердцевинных лучей и общая граница годичного слоя совпадают. Легко поддается механической обработке, легко режется, отлично обтачивается ни токарных станках.
      Граб. Порода заболонная, серовато-белого матового цвета, без видимого ядра, центральная часть ствола по цвету не отличается oт периферической. Границы годич ных пород довольно хорошо за метны по тонким беловатым изви листым линиям. На поперечном
      разрезе наблюдаются очень тонкие (очень узкие и средней ширины) беловатые черточки, видимые только под лупой. Невооруженным глазом сосуды неразличимы, но под лупой заметны и имеют радиальную группировку; по направлению к летней древесине размеры их уменьшаются мало. Сердцевинные лучи очень тусклые на радиальном разрезе, а узкие совершенно не видны и на тангенциальном. Древесина граба обладает большой твердостью и прочностью. Часто свилеватая, отчего ее обработка затруднена, отлично принимает окраску и дает имитацию черного дерева.
      Каштан. Древесина кольцепоровая, с хорошо выраженными заболонью, ядром и годичными слоями на всех срезах. Заболонь узкая (4 — 6 слоев), желтовато-белая. Ядро желто-коричневое светлых тонов с запахом дупла. Кора гладкая. Сердцевинные лучи узкие и на торце не видны, радиальные полоски разветвляются; менее отчетливы, чем у дуба. На радиальном срезе не имеет блестящих «зеркал». Древесина каштана значительно мягче и легче дубовой. Хорошо обрабатывается, полируется и сохраняет поверхностную отделку. Вишня. Древесина вишни с ядром и заболонью, ядро темно-бурое или бурое, иногда с зеленоватым или шоколадным оттенком; заболонь светло-желтая, желтая, иногда беловатая. Годичные кольца отчетливые. Древесина состоит из сосудов, волокнистых трахеид, лучевой и тяжевой паренхимы. Рассеяннососудистая или со слабо выраженной кольцесосудистостью. Древесина довольно твердая. Древесина хорошо обрабатывается. Используется в производстве сувениров, для отделочных работ.
      Боярышник. Рассеяннопоровая, розоватая или красноватая, с более темным ядром, с заметными годичными слоями. Древесина хорошо обрабатывается всеми видами режущих инструментов, лакируется и окрашивается. Стойкая. Идет на рукоятки к ударным инструментам, токарные и резные изделия.
      Айва. Розовато-желтая или светло-желтая, без разделения на ядро и заболонь, годичные кольца плохо заметны. Древесина состоит из сосудов, волокнистых трахеид, лучевой и тяжевой паренхимы. Древесина рассеяннососудистая. Сосуды одного типа, членики — от коротких до довольно длинных. Переход от ранней древесины к поздней постепенный. На тангенциальном срезе лучи одного типа, все клетки лучей одинаковые. На радиальном срезе сердцевинные лучи лежащие. Древесина красивая. Сушится легко, без растрескиваний. Умеренно прочная. Малостойкая против гниения. Прекрасно полируется и отделывается, поддается обработке режущими инструментами. Идет на точеные и мелкие резные поделки.
      Бук. Древесина имеет красивую текстуру, по физико-механическим свойствам не уступает древесине березы, ясеня и даже дуба. Древесина желтоватая, иногда с красноватым оттенком, заболонь в высушенном состоянии обычно не отличается от спелой древесины, ложное ядро по окраске отличается от здоровой древесины и имеет красновато-бурый цвет. Годичные слои простым глазом различаются на всех срезах. Широкие лучи хорошо различимы на всех трех срезах, на поперечном.срезе заметны также узкие лучи. Древесина не имеет блеска. На большинстве торцов буковых кряжей, вырезанных из свежесруб-ленных деревьев, обнаруживаются в момент раскряжевки хлыстов метиковые трещины. Сушится хорошо, быстро и значительно усыхает, наблюдается некоторая тенденция к короблению. При непра-
      вильной сушке появляются мети-ковые трещины. Древесина твердая, тяжелая и гибкая, легко колется. Не очень стойкая против гниейия. Хорошо обрабатывается. Ложное ядро плохо пропитывается; легко поддается распиловке и отделке.
      Ясень. Древесина высокого качества, крепкая, твердая, упругая, с красивым рисунком. Ядровая порода с широкой белой, чуть желтоватой заболонью и светло-бурым ядром. Переход ядра в заболонь постепенный. Все сосуды толстостенные. Сердцевинные лучи очень узкие и многочисленные. Древесина кольцепоровая, желтоватого оттенка. Сушится хорошо, но процесс сушки длительный. Древесина умеренно усыхающая. Прочная, стойкая. Легко обрабатывается режущими инструментами, полируется. Однако при отделке нуждается в порозаполнении.
      Орех. Древесина разнообразна по окраске, светлая, желтовато-серая (при искусственной сушке — темно-серая). Текстура красивая. Ядро серовато-коричневое с неравномерными темными прожилками. Рисунок неправильной формы. Сосуды хорошо видцы на всех срезах. Древесина тяжелая, твердая. Заболонь широкая, серовато-бурая. Ядро буровато-коричневое, неравномерно окрашенное, с темными прожилками — полосами. Годичные слои хорошо видны на всех срезах. Легко поддается обработке режущими инструментами, лакируется, полируется.
      Платан. Древесина имеет ядро и белую заболонь с серебристыми блестками ложных широких сердцевинных лучей. Ядровая, рассеян-нопоровая порода с широкой заболонью сероватого цвета, нерезко отграниченной от красновато-бурого ядра. Годичные слои заметны слабо. Сосуды мелкие, незаметные. Сердцевинные лучи широкие, хорошо видны на всех срезах;
      на радиальном срезе они образуют структуру, характерную для платана. Древесина тяжелая. Сушится хорошо, имеет незначительную тенденцию к короблению. Стойкая против гниения. Хорошо обрабатывается, легко поддается распиловке, не окрашивается. Используется для столярных и токарных изделий, а также для изготовления различных художественных изделий.
      Тополь. Летняя древесина мягкая С беловатой иЛи слегка коричнево-белой заболонью и желтым или темным (до коричневого) ядром. Годичные кольца очень широки и ровны в очертаниях. Сосуды, видимые только при помощи лупы, равномерно разбросаны по годичному кольцу и лишь изредка бывают собраны в короткие радиальные ряды. Сердцевинные лучи все очень узкие, не видны на поперечном срезе и малозаметны на радиальном, поверхности которого присущ некоторый блеск. На этом же срезе сосуды представлены в виде очень мелких желобков. На тангенциальном срезе сердцевинные лучи незаметны. Древесина малостойкая. Хорошо обрабатывается режущими инструментами. Используется в качестве поделочного материала. Осина. Древесина белая, легкая, мягкая, однородного тонкого строения с высокой относительной плотностью; равнослойная. Г одичные слои заметны лучше, чем у березы. Сердцевинные лучи очень узкие, заметны на строго радиальном срезе в виде тонких блестящих штрихов. Хорошо сушится, без трещин. Коробится. Легкая, но довольно крепкая и упругая древесина. Хорошо режется по всем направлениям, хотя и труднее, чем липа; хорошо и ровно раскалывается и отделывается, пропитывается составами, прочно окрашивается, имитируется под ценные породы.
      В сухих условиях древесина долго сохраняет свои качества, благодаря которым она имеет разнообразное применение.
      Дуб. Древесина тяжелая, твердая, с большим количеством сердцевинных лучей, ядро коричневое с серозеленым оттенком, в широкой части весенней древесины — редко разбросанные крупные сосуды. Сушится хорошо. Древесина прочная, очень стойкая. Хорошо обрабатывается режущими инструментами и поддается отделке лаками и красителями.
      Липа. Древесина белого цвета с легким розоватым и красноватым оттенком, безъядровая, рассеянно-поровая. Годичные слои различаются на всех срезах, но довольно слабо. Сердцевинные лучи узкие, но различаются невооруженным глазом: на поперечном срезе они заметны как очень тонкие блестящие линии, а на радиальном — как тусклые полоски и пятна, окрашенные несколько темнее окружающей древесины. Древесина легкая. При сушке коробится и значительно усыхает. Легко поддается распиловке и обрабатывается режущими инструментами, хорошо окрашивается. Луб старой коры используется в производстве бумаги, идет на резные, точеные, столярные изделия, вещи домашнего обихода.
      Облепиха. Древесина ядровая, кольцесосудистая, с желтоватой заболонью и буро-желтым ядром. Годичные кольца различаются отчетливо. Лучи узкие, плохо заметны. Сосуды с простыми перфорациями. Спиральные утолщения встречаются только у узких сосудов. Волокна с щелевидно окаймленными редкимй порами. Древесина мелкослойная, красивого желтоватого и желтовато-коричневого цвета, довольно отчетливой штриховой структуры на всех распилах. Хорошо сушится, не растрескивается и не коробится. Древесина прочная, твердая. Стойкая против гниения. Хорошо лакируется и полируется. Хорошо обрабатывается резцами-ножами. Используется как материал для столярных, точеных и резных изделий.
      Туя. Порода ядровая. Ядро оранжево-коричневое или темно-коричневое, забблонь желтовато-белая. Древесина небольшой прочности. Сушится хорошо, быстро. Порода умеренно стойкая. Хорошо обрабатывается режущими инструментами, полируется. Идет на мелкие токарные и резьбовые изделия. Можжевельник. Порода ядровая. Ядро серовато-коричневого или красновато-коричневого цвета. Заболонь узкая. Древесина слабо блестящая. Заболонь розовато-белого цвета. Механические свойства высокие. Древесина ядра ценная, красивая, душистая. Стойкая высокопрочная порода. Хорошо поддается всем видам механической обработки. Идет для токарных работ, игрушек, для изготовления шахмат, тростей.
      Падуб остролистный. Зона ядра неразличима. Древесина белая, с зеленым или серым оттенком, мелкой и ровной текстурой, но несколько беспорядочным расположением волокон. Распиливается трудно. Из-за беспорядочного расположения волокон получить гладкую поверхность чистовой обработки можно лишь при помощи инструментов с острыми режущими кромками и уменьшением угла резания до 15 — 20°. Протравливание красителями и полировка дают отличные результаты. Древесина удовлетворительно склеивается и служит хорошим материалом для токарной обработки. Используется как заменитель самшита, а при подкрашивании — вместо эбенового, или черного, дерева. Из нее изготавливают токарные изделия, художественно-декоративные поделки, мозаику, инкрустации, граверные доски.
     
      ПОСЛЕСЛОВИЕ
      Эта книга обращена к тем, кто хочет подробнее узнать об одном из самых интересных видор народного искусства — художественной обработке дерева [9].
      Создать расписные и резные деревянные изделия — мебель или токарную деревянную посуду, игрушки или декоративные вазы и панно — может только мастер, хорошо знающий природные особенности дерева, его художественные возможности, владеющий кистью и инструментами для резьбы. Чувство владения материалом и инструментом приходит не сразу, для этого надо освоить немало навыков, накопленных целыми поколениями мастеров. Непростое это дело, но оно приносит большое творческое удовлетворение и уважение живущих рядом людей. Недаром произведения мастеров народного декоративного искусства привлекают к себе сегодня такое пристальное внимание. Они широко экспонируются на отечественных и зарубежных выставках, живут в домах наших современников, украшают новые архитектурные ансамбли, внося в них подлинно национальное своеобразие.
      Дерево — это удивительный, щедрый дар природы, который человечество ценило на всем протяжении своей истории. Лес был когда-то первым прибежищем человека, его жилищем, его домом. Из дерева человек изготовлял первые орудия труда, из веток и стволов дерева разводил согревающий его костер, с дерева срывал плоды, ветви дерева служили ему постелью. Невозможно представить жизнь древних людей без леса, без деревьев и всего, что они давали им. От века к веку человечество развивалось, достигало все новых высот познания, вершило социальные и экономические преобразования, создавало новые, небывалые раньше
      материалы, но лес и его дары по-прежнему оставались рядом с человеком. И если сегодня, во второй половине XX в., в век научно-технической революции, каждый из нас оглядит свое рабочее место, свое жилище, то, несомненно, убедится в том, что дерево играет в нашей жизни важную, порой незаменимую роль. И может быть оттого, что во многих областях нашей жизни и хозяйственной деятельности дерево потеснили, а иногда и полностью заменили новые синтетические материалы, мы стали сегодня еще больше ценить его неповторимую красоту, как бы связывающую нас с миром природы.
      История свидетельствует о том, что люди всегда не только ценили доступность дерева как материала для изготовления необходимых в быту вещей, но и очень рано научились различать пластичность, мягкость дерева, возможность сравнительно легко вырезать из него сложные и выразительные скульптурные формы. Почти каждый из народов, живших на земле, оставил нам неповторимые памятники культуры, созданные из дерева. То, что досталось нам в наследство, убедительно доказывает, что деревянное зодчество, художественное творчество мастеров резьбы по дереву — это целый значительный пласт человеческой культуры.
      И по сей день украшают нашу планету узорные деревянные сооружения древнего японского города Киото, хранятся в памяти человечества бороздившие океаны деревянные испанские каравеллы и корабли викингов, стоят ни Русском Севере редкостной красоты крестьянские дома. Сказочным видением кажутся сегодня храмы древнего погоста Кижи нп Онежском озере, поражают своей
      таинственностью скульптуры из черного дерева и резные ритуальные маски Африки. В истории нашей страны, в ее хозяйстве, строительстве, во всем быту России дереву всегда принадлежала особая роль. «Дерево во всех его разнообразных бытовых формах — от зыбки и игрушки до гроба и намогильного креста — сопутствовало народной жизни. Трудовая рука крестьянина всегда находилась в связи с деревом: рубила, пилила, строгала, тесала, вырезывала. Дерево играло роль хлеба в хозяйственно-бытовой жизни, и народное прикладное искусство развивалось и процветало, имея дерево своей постоянной и главной материальной основой», — писал один из первых исследователей народного искусства В. С. Воронов (О крестьянском искусстве. М., 1972, с. 220).
      Ярким свидетельством этому может служить традиционный дом русского крестьянина — изба архангельского или вологодского деревенского жителя, дом горожанина Поволжья или Подмосковья. Они не только прекрасно сконструированы, прочно и добротно выстроены, но и непременно искусно украшены резьбой или росписью. В одних местах для украшения домов предпочитают резьбу, в других — роспись.
      Дерево — весьма прочный материал, и изделия из него служат порой нескольким поколениям. В течение веков могут жить деревянные постройки, мебель, утварь. Однако дерево, к несчастью, боится огня, и множество памятников, созданных из дерева и в мировом, и в нашем отечественном искусстве, не дошло до нас.
      Поэтому мы не можем в полной мере представить себе весь размах деревянного зодчества на Руси, которую нередко называли «деревянной Русью». Погиб прекрасный дворец из дерева в подмосковном
      селе Коломенском. Только по воспроизведениям и воспоминаниям современников знаем мы и о многих других неповторимых памятниках деревянного зодчества, например об уникальном деревянном шатре Ново-Иерусалимского монастыря в г. Истре, под Москвой, — создании великого архитектора Б. Растрелли. Но и то, что сохранилось, говорит об огромном богатстве и разнообразии приемов обработки дерева, существовавших в русской народной архитектуре и декоративном искусстве.
      В настоящее время деревянная народная архитектура стала предметом внимания и пристального изучения, и мы можем сказать, сколь большую роль сыграло,деревянное зодчество в сложении конструктивных особенностей русской архитектуры, определении е самобытного стиля. Это в полной мере относится не только к народной архитектуре, но и к декоративному искусству России, в том числе к резьбе и росписи по дереву. Самыми ранними памятниками русского народного резного и расписного дерева,- известными на территории России, считаются изделия из дерева, найденные в Гор-бунковском торфянике в Пермской области и в древнем Новгороде. В этих местах сложился особый микроклимат: в почве, пропитанной влагой, без доступа воздуха хорошо сохранились деревянные изделия. Это позволило нашим современникам воочию увидеть в неприкосновении будто пришедшие из другой эпохи изделия старых русских мастеров. Если Горбун-ковский торфяник донес до нас отдельные вещи из дерева, такие, как всемирно известный сегодня ковшик-уточка, показывающий необычайную одаренность его создателя, то древний Новгород открыл нам целый неизвестный ранее мир — это мир деревянной архитектуры, утвари, той обстановки,
      тех предметов, среди которых проходила жизнь древних новгородцев. Каменные постройки были окружены сооружениями из дерева. В отличие от многих средневековых западноевропейских городов Новгород был очень чистым, так как улицы его мостились деревянными тротуарами, существовал в городе и деревянный водопровод. Дерево, береста стали свидетельством высокой культуры новгородцев, широкого распространения в новгородской республике письменности. Кто не знает сегодня о феноменальных находках новгородских археологов — берестяных грамотах, с помощью которых общались и вели свои дела древние новгородцы? Археологов поразили не только деревянная архитектура, украшенная резьбой — своеобразной «новгородской плетенкой», не только уложенные слоями бревен чистые улицы, но и огромное многообразие форм точеной деревянной посуды, найденных в раскопках. Именно в этих деревянных братинах, тарелях и чашах уже тогда, в XIII — XIV вв., ярко проявились своеобразные черты декоративного искусства Новгородского края.
      Дошедшие до нас памятники отчетливо свидетельствуют о том, что дерево — это материал, способный дать в руках умелого мастера большое разнообразие и форм и декорировки изделий.
      Жители различных краев нашей страны, представители разных народов, становившиеся мастерами народного искусства, стремились нести радость людям, «изукрасить» изготовленные ими вещи, отразить в них свое представление о мире, цветущей жизни и природе. Их привлекала красота земли, ее цветы и травы, звезды на небе, снежинки — весь окружающий мир. Это заставляло старых мастеров нередко стремиться к цветности, яркости узора. Отсюда появившееся у мастера желание раскрасить узор резьбы, найти красители в окружающей природе. Мы знаем, что самой древней краской был сок ягод и цветов, затем мастера стали использовать и минеральные) краски.
      Резьба по дереву в наше время — один из самых популярных видов народного декоративного искусства. Ею занимаются профессиональные художники и участники художественной самодеятельности, мастера традиционных народных промыслов и вновь организуемых производств. Смотры художественной самодеятельности и представительные республиканские и всесоюзные выставки показывают, как богата и разнообразна современная рельефная и сквозная пропильная резьба, какое множество разновидностей имеют произведения скульптурной объемной резьбы. Это и резное убранство современного дома, и деревянная пластика — от небольших статуэток и скульптур до мемориальных ансамблей, выполненных как в технике резьбы по дереву, так и в сочетании дерева с другими материалами.
      Дерево остается любимым материалом и в собственно декоративном искусстве, в оформлении интерьера, изготовлении резных ваз, блюд, ковшей, декоративных панно, конфетниц и хлебниц самых разнообразных форм. Современные декоративные изделия из дерева привлекают не только разнообразием форм, назначения, но и богатствам отделки изделий. Они очень различны по цвету, но в большинстве случаев передают теплую естественную гамму дерева — от светлого медового до множества оттенков коричневого цвета. Нередко современные художники, сохраняя текстуру дерева и применяя полупрозрачные краски, окрашивают изделия в яркие контрастные тона, придавая им особую остроту декоративного звучания.
      В современных изделиях из дерева отчетливо видно весьма разнообразное отношение художников и мастеров к фактуре дерева. Иногда его полируют до зеркального блеска, отделывают современными мастиками и лаками, но прослеживается и желание сохранить естественную красоту деревянной поверхности, стремление оставить изделие неокрашенным и нелакированным, как говорят, «в белье» (примеры этому мы видим на многих последних выставках). Учитывая то, что неотделанные изделия быстро теряют товарный вид, художники хотят найти такую отделку, которая бы позволила, сохраняя первоначальный вид изделия, его новизну, оставить ощущение живой природной красоты дерева. Поэтому все чаще при отделке мастера пользуются воском или специальными лаками, не дающими блестящей, ярко бликующей поверхности, оставляющими ее мягкой, бархатистой. В этой технике исполняются разные по назначению и размерам шкатулки и ларцы, кухонные наборы и.многие другие изделия.
      В результате поиска художников и мастеров в области цветового решения изделий из дерева, их фактурной обработки появляются самые разнообразные предметы быта, которые становятся украшением и выставочного зала, и городской квартиры, и современного сельского дома.
      Но не следует думать, что резьба по дереву сегодня — это лишь изготовление камерных, небольших по размеру декоративных вещей.
      В значительной мере это и монументальное искусство, своеобразные памятники, воздвигнутые народными мастерами в местах, почитаемых всем нашим народом, связанных с важнейшими историческими событиями или с жизнью замечательных людей. Всем известны сегодня декоративно-мемориальные ансамбли, созданные литовскими мастерами резьбы по дереву в Аблинге, на месте сожженной фашистами деревни, и в городе Друскининкае, где деревянными скульптурами украшена «дорога Чюрлёниса» — знаменитого литовского художника и музыканта, родившегося и жившего в этих местах.
      В этих работах ярко раскрылись особенности творчества, отношение каждого мастера к человеку, его внешнему облику и внутренней сути; раскрылся и художественный материал — дерево, способный, как оказалось, донести до зрителя богатый, глубокий и многоплановый замысел автора, показать человеческую индивидуальность, сохранив при этом и свою природную красоту. Ведь, подходя к скульптуре, выполненной из обыкновенной липы или из экзотического южноамериканского квебрахо, мы всматриваемся в образ человека или животного и непременно любуемся материалом — дерево, который передает самые тонкие человеческие переживания и состояния души, неповторимый облик зверька или птицы, не утрачивая красоты естественной текстуры, гладкости, мягкого блеска, своеобразия цвета.

 

 

НА ГЛАВНУЮТЕКСТЫ КНИГ БКАУДИОКНИГИ БКПОЛИТ-ИНФОСОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКАФОТО-ПИТЕРНАСТРОИ СЫТИНАРАДИОСПЕКТАКЛИКНИЖНАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ

 

Яндекс.Метрика


Творческая студия БК-МТГК 2001-3001 гг. karlov@bk.ru