ОТ АВТОРОВ
Сегодня в мире существует более полутора тысяч различных боевых искусств, которые имеют много общего в своих истоках и целях, а различаются способами реализации. Возраст многих боевых искусств исчисляется тысячелетиями. Эти искусства возникли в те времена, когда борьба между людьми проходила с использованием неогнестрельного оружия. Сегодня некоторые виды боевых искусств, как например, японское кэндо, сохранили в своей основе обучение приемам с холодным оружием. Другие виды, например, каратэ, основываются на технике "пустой руки“ и одной из своих задач ставят умение противостоять вооруженному противнику.
Причина сохранения и развития древних боевых искусств в наше время заключается в их духовности. Глубокие философские корни, четкая система подготовки, включающая не только физические, но психологические и духовные аспекты, позволяют человеку достичь гармоничного состояния своей души, столь необходимого каждому.
Традиционно сложилось, что в нашей стране каратэ получило широкое распространение, и только в последнее время появилось айкидо. В этих двух видах основу техники составляет работа без оружия, а также приемы, позволяющие противостоять вооруженному противнику.
Ввиду того, что айкидо — сравнительно новый вид в нашей стране, мы решили уделить большую часть этой книги технике айкидо.
На первый взгляд айкидо и каратэ сильно отличаются друг от друга по принципам, по концепциям и по технике исполнения. Тем более, что первое из них обычно относят к "мягким" стилям, а второе к "жестким". Однако те люди, которые глубоко изучают эти стили, быстро приходят к мысли, что айкидо и каратэ имеют очень много общего, начиная от конкретных целей: цель айкидо так же, как и цель каратэ, восходит к первоначальной концепции боевых искусств — убить противника.
Этой цели в айкидо и каратэ подчинены все остальные идеи, и занимающийся должен быть способен отсечь все, что связывает его с жизнью. При более детальном рассмотрении легко увидеть, что айкидо не менее опасно, чем каратэ. Большинство приемов заканчивается бросками, в которых сливается энергия атакующего и энергия защищающегося. Неподготовленный человек не умеет сливаться с бросками и поэтому наверняка разобьется.
В айкидо и каратэ очень сходны процессы подготовки учеников. На первом этапе каратист выполняет удар, используя силу мышц, и только через несколько месяцев он выполняет удар расслабленно, концентрируя силу лишь в конце. Через годы тренировок он не напрягается даже в конце удара, а как бы соединяет свое тело с ударом. И на высшем уровне все движения в каратэ выполняются при полном физическом расслаблении, но при великолепном единстве тела и внутренней энергии.
В айкидо новичок от прямолинейных движений, в основе которых сначала лежит квадрат, затем треугольник, переходит к движению вокруг. В последнем случае движение напоминает разрушающий смерч, обладающий центробежной и центростремительной силой. На этом уровне все приемы выполняются наиболее эффективно, с наименьшей затратой сил.
Здесь можно провести аналогию с потоком воды. Двигаясь ровно, поток воды не таит в себе особой опасности, однако превращаясь в водовороты; он обладает огромной разрушительной силой.
И в каратэ и в айкидо идентичны тактика и стратегия поединка разных уровней подготовленности. На начальном уровне поражение противника осуществляется за счет комбинации ударов и блоков или приемов. На более высоком уровне уничтожение противника осуществляется на первом шаге его движения. На высшем уровне мастер айкидо
или каратэ настолько силен, что его противник полностью лишен боевого духа и не может начать атаку. На этом уровне мастера учатся предвидеть и полностью предотвращать критические ситуации, то есть полностью их гармонизировать.
Принципы айкидо и каратэ строятся на основе очень похожих параметров. В обоих стилях движения очень экономны и эффективны. Разум, дыхание, тело движутся как одно целое, приводимое в движение духовной силой.
В обоих стилях занимающийся должен находиться в состоянии отсутствия сознательного мышления. Умонастроение, при котором выполняется то или иное действие, соответствует состоянию человека, которого ничто не связывает с жизнью.
Занимающийся различными боевыми искусствами должен быть способен освободиться от нереалистических концепций и теорий, которые могут присутствовать при его обучении. Для занятий боевыми искусствами необходимы хорошие мастера-руководители. Но прежде всего ученик должен полагаться на самого себя, чтобы как бы со стороны правильно видеть свое техническое и духовное развитие.
МОРИХЕИ УЭСИБА
Айкидо — это японское боевое искусство, впервые открытое широкому кругу людей после второй мировой войны. Распространение философии и принципов айкидо во всем мире можно назвать феноменальным. Клубы айкидо существуют практически во всех странах, и число занимающихся этим боевым искусством давно превысило миллионы.
Относительно недавно волна айкидо докатилась и до нашей страны, и за очень короткий срок айкидо обрело огромную популярность. Причина этого лежит в самой природе айкидо, а заслуга такого широкого развития айкидо принадлежит его создателю — Морихеи Уэсибе и его ученикам. Приняв решение заниматься айкидо, необходимо всегда помнить об его истоках. Айкидо — это не только приемы самообороны, айкидо — это путь соединения духовного и физического, путь развития и совершенствования личности.
Создавая айкидо, Морихеи Уэсиба прошел через многие испытания, шаг за шагом приближаясь к цели: подарить людям боевое искусство, основанное на гармонии человека и Вселенной.
Морихеи Уэсиба родился 14 декабря 1883 года. От своего отца Морихеи унаследовал решительность самурая и интерес к общественным делам, а от матери — живой интерес к искусству, религии и поэзии.
В детстве Морихеи Уэсиба не отличался большой физической силой, был небольшого роста и предпочитал чтение книг играм со
сверстниками. Он очень любил слушать рассказы о своем прадедушке Кичиемоне, одном из сильнейших самураев своего времени.
Желая укрепить здоровье своего сына, родители отдали его в школу сумо и плавания. Отец Морихеи очень любил своего единственного сына и во всем ему помогал, однако Морихеи чувствовал, что не оправдывает надежд отца.
В 1901 году, в возрасте 18 лет, Морихеи уезжает в Токио, где в течение непродолжительного времени пробует свои силы в различных видах бизнеса. Здесь его все больше начинают интересовать боевые искусства. Находясь в Токио, он занимается джиу-джицу и искусством владения мечом — кэндо. Но неожиданно болезнь заставляет его вернуться к родителям.
В 1903 году Морихеи поступает на службу в армию. Его неутомимая энергия и искусное владение мечом и штыком способствовали быстрому продвижению по службе. В 1904 — 1905 годах он принимает участие в русско-японской войне, по окончании которой он оставляет службу в армии и возвращается домой.
По возвращении домой он продолжает занятия боевыми искусствами, в том числе джиу-джицу с известным мастером Такаки Киеччи. Занимаясь, Морихеи Уэсиба окреп настолько, что о нем ходили легенды. Огромное влияние на Уэсибу оказала встреча с великим мастером дайто-рю-айки-джицу Такеда Сокаку.
В 1920 году смерть отца изменила жизнь Уэсибы. Он начинает изучать философию, медитацию и религию. Под руководством известного в мире религии Дегучи Онисабуро, проповедующего ненасильственное сопротивление, формировалась духовная личность Уэсибы. За эти годы он прошел школу джиу-джицу, айки-джицу, кэндо, искусство владения копьем и приобрел известность великого мастера.
По совету своего духовного наставника Онисабуро Морихеи Уэсиба открывает свою школу, куда приходят ученики из различных частей Японии. Глубокие знания, долгие годы практики в боевых искусствах, постоянные поиски глубокого смысла позволили создать свою независимую форму будо. В 1922 году новое будо было названо как айки-буд-жицу. Продолжая поиск нового, Морихеи Уэсиба в 1938 году переименовал свое будо, которое стало называться айки-будо, подчеркивая тем самым духовную и философскую сущность нового будо.
Начало второй мировой войны приостанавливает развитие нового боевого искусства. В эти годы Морихеи Уэсиба с несколькими наиболее преданными учениками уединяется и продолжает совершенствовать свое новое будо. Начало войны, всеобщий шовинизм глубоко потрясли Уэсибу. В феврале 1942 года новое боевое искусство стало называться айкидо. Уэсиба заменил в названии своей школы слово "будо“ на слово "до“ — путь. "Так как слова "гармония" или "любовь" могут выражаться словом "ай“, я решил назвать свое уникальное будо -айкидо. Хотя слово "айки" и уходит корнями в прошлое, но то ело-
во, которое употребляли воины прошлого, коренным образом отличается от того смысла, которое я вкладываю в это слово. В айки я вкладываю свое значение: айки — это не прием, с помощью которого побеждают врага, айки — это путь примирения всего мира, путь, который должен объединить все живое в одну семью".
После окончания второй мировой войны, во время духовного спада, Морихеи Уэсиба решается показать свое искусство широкому кругу людей, считая, что оно поможет им обрести уверенность и душевный покой. Первое открытое показательное выступление по айкидо приходится на этот период. Интерес к айкидо оказался необычайно широк. Учение быстро распространилось в Японии и заинтересовало многих людей за рубежом. Ученики со всего мира стали приезжать к Великому Учителю. Для оказания помощи в развитии айкидо в Японии и за рубежом в 1948 году была создана Ассоциация айкидо — Айкикай. Все организационные вопросы Уэсиба возложил на своего сына Киссемару Уэсиба и своих лучших учеников, а сам вернулся в Ивама.
Начиная с 1935 года, Уэсиба мечтал создать духовный центр айкидо. Именно в Ивама был создан такой центр — храм Айки — место поклонения 43 богам, охраняющим и дающим силу айкидо.
Морихеи Уэсиба умер 26 апреля 1969 года в возрасте 86 лет. Каждый год 29 апреля в храм Айки в Ивама приезжают последователи Великого Учителя. Там проходит богослужение в память о Великом Учителе, основателе айкидо.
СУЩНОСТЬ АЙКИДО
Айкидо — это боевое искусство, которое, несмотря на свою юность, воплотило в себе методы и подходы, возраст которых определялся тысячелетиями. В отличие от большинства спортивных видов борьбы в айкидо большее внимание уделяется подлинно духовному развитию.
Нельзя считать айкидо только средством самообороны, следует первостепенное значение придавать духовному развитию. Необходимо видеть четкую грань между спортивным поединком и реальной схваткой. Между спортивным видом борьбы и истинным боевым искусством. В первом случае действия партнеров определены набором правил и их действия заключены в определенные рамки, тем более, что оба спортсмена стремятся к победе. Во втором случае не существует никаких правил и целью каждого из соперников является смерть противника, поэтому часто во втором случае на первый план выходят чисто психологические требования.
Нередко случается, что очень сильный спортсмен погибает от руки физически более слабого. Одной физической силы и одной техники для победы бывает недостаточно.
Каждый человек в своей жизни испытывал страх. Страх смерти сковывает движения, замедляет удары, притупляет внимание. Все силы вашего организма направлены на борьбу со страхом, и вы, скорее всего, потерпите поражение.
В одной японской легенде известный молодой мастер стрельбы из лука Кк> до пришел к старому учителю показать свое мастерство. Все его стрелы точно поражали мишень, но когда старый мастер предложил молодому встать на краю пропасти, то все изменилось: молодой мастер дрожащими руками не смог даже натянуть лук. Человек может быть совершен технически и физически, но слаб духом, и последнее может стать причиной его гибели.
Нельзя ожидать духовных достижений от любого только технически натренированного человека. Но если он оставил мысль о жизни и находится на грани жизни и смерти, он может стать серьезным соперником любому мастеру.
В известной книге "Дзэн и фехтование" приводится такой случай: "Все это произошло в феодальной Японии. Простой слуга вызвал сильное раздражение одной влиятельной особы. Тот потребовал, чтобы его хозяин непременно наказал слугу, а в те времена это означало смерть для слуги. Хозяин не мог ослушаться. Он вызвал слугу и сказала ему: "Очень жаль, но я должен исполнить желание обиженного и казнить тебя. Выхода нет. Единственное, что я могу тебе посоветовать — это взять меч, сразиться со мной и убить меня в поединке, а потом можешь пойти и отдаться в руки обиженного". Слуга ответил: "Какой смысл мне браться за меч? Вы первоклассный фехтовальщик и преподаватель фехтования, а я простой слуга и меча в руках не держал. Как же мне вас победить?"
А учитель фехтования, надо сказать, давно уже хотел попробовать сразиться с тем, кто махнул рукой на жизнь и находится в безвыходном положении, поэтому он сказал слуге: "Бери меч и испытай судьбу, посмотрим, вдруг удача улыбнется тебе, увидим, что выйдет из нашей схватки".
Они встали друг против друга с обнаженными мечами, и тут учитель увидел, что у него позиция хуже и ее нужно переменить. Он стал отступать назад, и так отступал до тех пор, пока не уперся спиной в стену, и тут уже ему пришлось принимать окончательное решение. Тут уж было не до шуток, не до экспериментов. Загнанный в угол, он уже не имел возможности улучшить ситуацию: фехтовальщик крикнул, и с криком нанес удар, который сразил противника.
Потом этот учитель фехтования признавался своим ученикам: "Это была отчаянная схватка! Меня чуть не убил мой собственный слуга, его дикое наступление с мечом было почти неотразимым. И если необученный слуга может быть таким опасным противником, что уж говорить о первоклассном фехтовальщике в таком состоянии".
Человек, который перешагнул порог смерти, способен на многое В этом состоянии его ничто не связывает с материальным миром и он отдает свою душу в руки Судьбы.
На каждом шагу своего развития мы решаем различные проблемы и наше внимание часто бывает сконцентрировано на чем-то впереди находящемся, и мы не замечаем того, что оказывается непосредственно перед нами. Так и в поединке: если мы сконцентрируем свое внимание на руке, то пропустим удар ногой, если мы будем внимательно смотреть за ножом, то нас будет легко обмануть.
"Не смотрите в глаза противнику, в противном случае ваш разум будет втянут в его глаза. Не смотрите на его меч, иначе этот меч вас поразит, не смотрите на него, иначе ваш дух будет разрушен. Настоящее будо -это культивация, развитие внимания, с помощью которого ваш противник привлекается к вам, и единственное, что нужно сделать, это продолжить этот путь", — говорил Морихеи Уэсиба.
Очень сложно в нашей жизни приблизить себя к состоянию, когда вы ни о чем не думаете. Это напоминает гладкую поверхность озера, и любое действие отразится на этой поверхности. В то же время, если на поверхности озера волнение, то отражение будет искажено. Также и в поединке: если ваш разум, ваше внимание будут обращены на что-то конкретное, то действия соперника не будут точно отображаться вашим разумом, и вас легко будет обмануть.
"Когда на меня нападают, я остаюсь спокойным, меня ничто не связывает ни с жизнью, ни со смертью. Я все передаю в руки духа Вселенной", — М.Уэсиба.
Основная идея айкидо состоит в том, что физически слабый может победить более сильного за счет изучения техники, за счет гибкости ума, за счет гармонии со Вселенной.
Занимающийся должен мысленно расстаться с жизнью до того, как на него нападут. Он должен войти в это состояние для того, чтобы слиться со своим противником. В этом состоянии отсутствует сознательное мышление — японцы называют его "мусин". В этом состоянии разум, тело действуют как единое целое, приводимое в движение невероятным внутренним чувством и силой духа. "Мой противник не может отнять мою силу, поскольку я не использую таковую", — М.Уэсиба. Тот, кто сумеет овладеть этим состоянием, будет двигаться с большей скоростью. Он сможет тренироваться в течение многих лет, чтобы стать быстрей, а в боевых искусствах доля секунды отделяет жизнь от смерти.
При встрече равных по физическим способностям и мастерству противников решающим в поединке является разум, состояние духа. И тот, кто отшлифовал свой разум до состояния мусин, чье внимание не имеет преград, будет иметь преимущество. Тот, кто обладает духовным преимуществом, часто побеждает еще до начала схватки.
Вот легенда из книги "Дзэн и фехтование" о мастере чайной церемонии, который принял на себя роль фехтовальщика и сразился с банди-том-наемником. Обычно те, кто занимается чайной церемонией, фехтованием не занимаются и никак не могут быть противниками людям меча. Чайная церемония — дело мира, покоя. Эта история показывает нам, что
может сделать человек, не умеющий обращаться с мечом, не получивший никакой специальной подготовки, но решившийся рисковать своей жизнью.
В конце XVII века правитель Яма-ноути провинции Тоса решил взять своего чайного мастера с собой в официальную поездку в Эдо, столицу правящей династии Сегунов Гокукава. Чайному мастеру эта поездка вовсе не улыбалась, потому что самураем он не был, а Эдо вовсе не был таким спокойным местом, как Тоса, где у него было много друзей. В Эдо какие-нибудь негодяи могли причинить неприятности не только ему, но и его господину, так что путешествие в Эдо было делом весьма рискованным.
Однако господин не хотел слышать возражений мастера, так как последний имел очень высокую квалификацию, и господин, вероятно, хотел им похвастаться. Чайный мастер был вынужден подчиниться и решил сменить на время путешествия свою одежду чайного мастера, в которой всегда ходил без оружия, на одежду самурая с двумя мечами.
По приезде в Эдо чайный мастер долго не выходил из дома, пока его господин не разрешил ему погулять. Одетый как самурай, он посетил Уэно у пруда Синобадзу, где заметил, что на него сердито смотрит какой-то самурай, отдыхающий на камне. Ему не понравился взгляд самурая, но пришлось пройти мимо. Самурай вежливо обратился к чайному мастеру: "Вы, как я вижу, самурай из Тоса, и вы окажете мне большую честь испробовать мое искусство в поединке с вами".
С самого начала путешествия мастер предчувствовал, что такое может случиться. Теперь, стоя лицом к лицу с ронином (наемником) худшего толка, он не знал, что и делать. Тогда чайный мастер честно признался: "Я вовсе не самурай, хотя и одет так, я чайный мастер и вовсе не готов быть вам противником". Но ронин продолжал настаивать на поединке, видя слабость своего противника, и имея истинным мотивом обобрать свою жертву. Чайный мастер понял, что поединка не избежать, и настроил свой ум на необходимость неизбежной смерти. Но он не хотел умереть с позором, потому что позор лег бы и на его господина, правителя Тоса. И тут он вспомнил, что несколько минут назад проходил мимо школы фехтовальщиков, расположенной рядом с парком Уэно, и решил зайти туда спросить учителя, как правильно пользоваться мечом и как с честью встретить неизбежную смерть. Он сказал ронину: "Если ты так настаиваешь на поединке, то подожди меня немного, я должен сообщить кое-что господину, у которого служу. Ронин согласился. Чайный мастер поспешил в школу фехтования. Сначала привратник не хотел его пускать, потому что у чайного мастера не было рекомендательного письма. Но видя всю серьезность, с которой говорил чайный мастер, привратник все-таки пропустил его.
Учитель фехтования спокойно выслушал рассказ чайного мастера, его просьбу научить, как пользоваться мечом, чтобы умереть, как подобает самураю. Учитель сказал: "Ты прямо уникум. Все приходят ко мне, чтобы узнать как пользоваться мечом, чтобы остаться живым, а ты приходишь, чтобы узнать, как умереть. Но прежде, чем я научу тебя искусству умирать, приготовь мне чашечку чая, ты ведь чайный мастер. Чайный мастер был очень рад, ведь в последний раз в жизни он мог исполнить чайную церемонию, дело всей жизни, стольдорогое его сердцу. Забыв обо всем, он с полной искренностью, с полной самоотдачей принялся готовить чай. Он выполнял все, что необходимо, будто это сейчас главное в жизни. И учитель фехтования испытал глубокое чувство, видя с какой сосредоточенностью, с каким воодушевлением чайный мастер выполнял чайную церемонию. Он упал на колени перед чайным мастером, глубоко вздохнул и сказал: "Вот ты! Тебе не нужно учиться умирать! То состояние ума, в котором ты сейчас находишься, позволит тебе сразиться с любым фехтовальщиком. Когда будешь подходить к твоему ро-нину, сначала подумай, что готовишь гостю чай. Благородно приветствуй его, извинись за задержку, и скажи, что готов к поединку. Сними свое хаори (верхнюю одежду), аккуратно его сложи и положи сверху свой веер, как ты это делаешь обычно за работой. Затем повяжи свою голову тенугуи (род полотенца), веревкой подвяжи рукава, подбери ха-кама. Теперь ты можешь начинать. Вынь свой меч, высоко подними его над головой, будь готов сразить им противника и, прикрыв глаза, соберись с мыслями и приготовься к битве. Когда услышишь его крик, ударь его мечом. Это и будет конец, взаимное убийство.“ Чайный мастер поблагодарил фехтовальщика за наставления и пошел к месту поединка.
Чайный мастер точно следовал советам, выполняя их в таком состоянии ума, в котором он обычно приготовлял чайную церемонию для своих друзей. Когда он встал перед ронином и поднял свой меч, тот внезапно увидел перед собой другого человека. И ронин не смог издать крик перед нападением, потому что не знал, как нападать, перед ним было воплощение бесстрашия, т. е. Несознаваемого. И вместо того, чтобы броситься на чайного мастера, ронин, отступая шаг за шагом назад, закричал: "Я проиграл! Я проиграл!" Бросив свой меч, он простерся ниц перед чайным мастером, прося прощения за грубость, и быстро покинул поле сражения.
Все эти легенды еще раз подтверждают тот факт, что силы и техники еще недостаточно для победы, необходимо то состояние души, которое позволяет вам одерживать верх над более сильным партнером. Искусство айкидо позволяет достичь гармонии между физическим и духовным.
Поэтому на занятиях айкидо особое внимание уделяется развитию естественного состояния духа и тела, в результате чего наше тело становится чистым каналом для энергии вселенной-ки. Это достигается через гармонию души и тела, совершенствованием себя как части Вселенной.
Айкидо традиционно является боевым искусством, цель которого -уничтожение противника. Однако по своей сути айкидо представляет
собой новый эволюционный шаг по сравнению с предшествующими боевыми искусствами.
Традиционное будо всегда допускало двойственность. Конфликт был общепризнан, как сама природа жизни. И будо является искусством контролирования конфликта.
Айкидо, являясь дальнейшим развитием традиционного будо, предполагает гармонию в мире и рассматривает конфликт как дисбаланс этой гармонии, который должен быть разрешен без остатка злой воли. Кроме того, айкидо в отличие от предыдущих форм будо не может применяться для усиления неэтичной и аморальной политики. Айкидо отвечает стремлению каждого человека к безопасности и здоровью. Оно не включает наказание или месть.
ПРИНЦИПЫ АЙКИДО
Уже более десятилетия социопсихологи изучают феномен, который они называют реактивным сопротивлением. Предполагается, что одним из основных факторов человеческого поведения является то, что люди автоматически сопротивляются тому, чтобы ими командовали или ими управляли; говорят, что единственный способ одержать победу в споре — это уклониться от него.
Чем сильнее ваше сопротивление атаке, тем сильнее сама атака, и этот принцип сопротивления проявляется у людей в такой степени, что порой легко определить направление, по которому происходит сопротивление. В айкидо мастер как бы задает вопрос: "Вы хотите пройти сюда?“ — и сам предлагает вам помощь: "Прекрасно, давайте я вам помогу!"
Этот принцип, известный как принцип несопротивления, используется во многих боевых искусствах, как и то, что любое прямолинейное действие на человека вызывает ответную реакцию; например, если толкнуть человека в плечо, то оно становится твердым. В айкидо же вас учат двигаться по движению атаки.
В какой-то мере это можно описать на примере двери. Человек считает дверь запертой, разгоняется, чтобы ее выбить, но в последний момент дверь перед ним распахивают, он пытается затормозить, но поздно. Можно быть уверенным, что эффект открытой двери превзойдет все ваши ожидания. "Айкидо — это несопротивление, и, поскольку это несопротивление, оно всегда победитель. Те, у кого искаженное мышление, не гармоничны и являются побежденными с самого начала".
Айкидо начинается с предпосылки, что каждый человек обладает ки (под ки понимается жизненная энергия человека), которая будучи сконцентрирована в центре — хара — может быть распространена в нужном направлении. Поэтому в айкидо общий для различных боевых искусств принцип несопротивления преобразуется в принцип ведущего контроля. "Не препятствуйте движению своего противника в любом направлении, дайте ему возможность двигаться туда, куда он хочет, но любое его движение должно происходить под вашим контролем. Нельзя расслаблять внимание".
Ай — это гармония. Без гармонии айкидо превратится в спор, кто сильнее и быстрее. Гармония нарушается в момент нападения, и задачей айкидо является ее восстановление. Первым шагом на пути решения этой задачи будет использование метода ведущего контроля, который позволяет направлять действие в нужное русло и контролировать его.
Энергия ки необходима в айкидо, и она распространяется во вне от центра. Поэтому оба принципа — сосредоточение ки в центре и ее распространение в необходимом направлении — подразумевают кругообразность и сферичность действия. Агрессивное действие направляется по многочисленным окружностям, нейтрализующим центром которых является ваш центр.
Многие приемы в айкидо основаны на вращении и бросках в круг. Эффективность того, что не всегда следует действовать прямолинейно, подтверждает опыт нашей повседневной жизни, когда самый короткий путь не всегда самый лучший. Двигаясь по кругу, мастеру айкидо удается избежать столкновения с атакой, а в жизни это позволяет достичь нам результатов. Основу айкидо составляют плавные, кругообразные движения, напоминающие поток воды. Вода, с одной стороны, мягкая, податливая, огибает препятствия, но, с другой стороны, она обладает огромной разрушительной силой и способна разбить гранитные скалы. Подобно воде, мастер айкидо заполняет пустое пространство. Такое сравнение с водой позволяет представить принцип несопротивления в айкидо.
Образы воды и круга находят свое завершение в слиянии. Атакующее действие и действие обороняющегося сливаются воедино, но уже под управлением обороны направляются против атакующего. Обычно это выполняется в круговом движении, при этом все движения выполняются плавно, как бы вытекая одно из другого.
Однако принцип слияния включает в себя не только фактор самообороны, но и психологический аспект. Обладающий хорошими навыками в айкидо способен словно "видеть" сознание противника, способен ощутить то, что собирается предпринять нападающий.
Если спроецировать принципы айкидо на повседневную жизнь, то это будет означать, что мастер айкидо отличается уникальной способностью поставить себя на место другого, способностью сопереживать.
На Востоке говорят, что хорошо владеющий мечом движется вместе с движением своего противника. Он сливается с ним и затем либо щадит его, либо убивает. "В айкидо мы контролируем разум противника прежде, чем видим его, т. е. мы как бы поглощаем его".
Техника айкидо отрабатывается на тренировках, но невозможно ограничить айкидо только рамками доджо. Айкидо — это переплетение законов — элементов философии, психологии и динамики. Человек независимо от возраста и пола находит в айкидо то, что позволит ему обрести себя в этом искусстве.
В айкидо очень большое внимание уделяется элегантности движения, его точности. Недаром говорят, что айкидо существует для интеллигентных людей и выработка этих манер начинается с первых же шагов в доджо.
Немаловажным считается уравновешенность. Если ваш противник атакует сильно, то вы, наоборот, проявляете мягкость. Продуманные, осознанные действия предпочтительнее слепой агрессии. Для айкидо характерно расширение понятий и вынесение их за рамки боевого искусства. Люди, овладевая принципами айкидо на татами, переносят их в повседневную жизнь, используя эти правила в различных областях своей деятельности. Возможно, все это вместе взятое и может частично объяснить феноменальное развитие этого необычного и загадочного искусства.
ТЕХНИКА АЙКИДО
Начиная заниматься айкидо, вы всегда должны помнить, что занятия боевыми искусствами развивают не только ваши физические способности, но и в не меньшей мере ваши духовные качества, а так же способствуют их гармонизации. Развитие духовных качеств немыслимо без поддержания в зале особой атмосферы, столь характерной для японских школ.
Занятия боевыми искусствами требуют большой концентрации внимания. Многие приемы при нечетком исполнении могут привести к серьезным травмам, поэтому, занимаясьв зале, вы должны заботиться о собственной безопасности, а также о безопасности своих партнеров. Ученики должны безоговорочно выполнять наставления учителя. На ковре недопустимы разговоры, так как они отвлекают ваш разум и вы не сможете почувствовать гармонию занятий в школе.
KOHEЦ ФPAГMEHTA КНИГИ
|