НА ГЛАВНУЮТЕКСТЫ КНИГ БКАУДИОКНИГИ БКПОЛИТ-ИНФОСОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКАФОТО-ПИТЕРНАСТРОИ СЫТИНАРАДИОСПЕКТАКЛИКНИЖНАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ

Библиотечка «За страницами учебника»

Авиамодельный кружок. Рожков В. С. — 1986 г.

Рожков В. С.

АВИАМОДЕЛЬНЫЙ КРУЖОК

*** 1986 ***


DjVu


PEKЛAMA Заказать почтой 500 советских радиоспектаклей на 9-ти DVD. Подробности...

Выставлен на продажу домен
mp3-kniga.ru
Обращаться: r01.ru
(аукцион доменов)



 

ФPAГMEHT КНИГИ (...) Цель занятий кружка третьего года — дальнейшее расширение знаний в области аэродинамики, конструирование и расчет сложных моделей, проведение экспериментов с летающими моделями самолетов. Тематика занятий охватывает обширный круг вопросов и рассчитана на подготовленных кружковцев и на квалифицированного руководителя кружка. Учащиеся работают в кружке в спортивном и экспериментальном направлениях. Спортивное направление авиамоделизма немыслимо без экспериментально-исследовательской работы.
      Перечень моделей, рекомендуемых для постройки, может быть обширным. Чтобы не сужать кругозор кружковцев, желательно строить модели всех существующих категорий: свободнолетающие модели чемпионатных классов — планер (F1A), резиномоторная (F1B), таймерная (F1C); кордовые — пилотажная, контурная копия, «воздушного боя»; радиоуправляемые модели планеров и самолетов. Можно рекомендовать и так называемые экспериментальные модели: типа «летающее крыло», модели вертолетов и получившие в последнее время широкую популярность модели электролетов. Не нужно ограничиваться определенными классами моделей — это сковывает творческую инициативу ребят, однако при выборе объектов следует учитывать местные условия. Так, если в городе или в селе нет кордодрома (специально оборудованной площадки), с некоторыми классами кордовых моделей работать будет трудно.
      В третий год занятий основное время следует отвести практической работе. Это вызвано тем, что учащиеся строят сложные модели. В ходе практических работ рекомендуется для укрепления знаний провести два-три доклада, пригласив для этого авиационного инженера или опытного авиамоделиста-спортсмена.
      Всю работу кружка третьего года занятий целесообразно направить на приобретение кружковцами навыков самостоятельного конструирования, на развитие интереса к экспериментально-исследовательской работе.
      Для проведения экспериментов и исследований можно рекомендовать такие направления: влияние профиля крыла и формы фюзеляжа на качество планирования модели; действие турболизатора крыла на качество полета; форсирование авиамодельных двигателей; подбор винтомоторной группы для резиномоторных моделей; разработка технологии изготовления моделей с применением пенопласта и стеклопластика; создание учебно-наглядных пособий и приспособлений для эксплуатации микродвигателей и запуска моделей и др.
      В основу авиамодельных кружков третьего года занятий положен индивидуальный метод работы над моделями, при котором каждый кружковец или звено из 2—3 учащихся выполняют определенную модель. Работу кружка надо строить так, чтобы каждый школьник стремился передать полученные знания и навыки своим товарищам, оказывал им помощь.
      Плодотворная работа в кружке третьего года занятий немыслима без умения правильно пользоваться технической и справочной литературой (руководитель должен позаботиться о достаточном ее количестве), творчески решать поставленные задачи, четко формулировать свои мысли, выполнять технические требования к изготовляемым моделям.
      На первом занятии руководитель, спросив учащихся об их работе летом, рассказывает о спортивных соревнованиях, в которых участвовали кружковцы, их достижениях, делает обзор по авиамодельному спорту за прошедший спортивный сезон. Необходимо осветить итоги всесоюзных и международных соревнований, разобрать технические данные моделей-победителей и оригинальных конструкций. Для этого можно использовать журналы «Крылья Родины», «Моделист-конструктор», «Информационный бюллетень» ЦСТКАМ ДОСААФ СССР. Возможно, некоторые кружковцы выберут какую-либо модель для изготовления.
      После 10—15-минутного перерыва руководитель знакомит учащихся с Правилами проведения соревнований по авиамодельному спорту в СССР, подробно рассказывает о категориях и классах авиационных моделей, которые будут строить в данном кружке. В заключение он объясняет правила безопасности при работе на станках и с режущим инструментом.
      На организационной части выбирают старосту, уточняют расписание.
      ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ ЗАНЯТИЙ
      Сообщение теоретических сведений необходимо чередовать с практической работой. Так, на изучение темы «Аэродинамика и летающая модель» отводится 9 ч, но проводить подряд три теоретических занятия нецелесообразно — это утомительно для кружковцев. Теоретические занятия по данной теме следует совмещать с практической работой по другим темам (например, заготовка материалов, расчет профиля крыла).
      Тема «Аэродинамика и летающая модель» включает основные вопросы теории полета самолетов и моделей: аэродинамическое качество крыла, спектры обтекания различных тел, условия устойчивого полета, основные свойства воздуха. Так как в настоящем пособии нет конкретного материала по данной теме, руководителю кружка необходимо пользоваться другими источниками. Хорошо освещена аэродинамика летающих моделей в следующих книгах, выпущенных издательством ДОСААФ: Шульце X. Аэродинамика и летающая модель (1963), Готтесм ан В. Профили для летающих моделей (1965), Бабаев Н. и др. Авиационный моделизм (1960), Смирнов Э. Как сконструировать и построить летающую модель (1970), Жидков С. Секреты высоких скоростей кордовых моделей самолетов (1972), СироткинЮ. В воздухе — пилотажная модель (1972), Мерзликин В. Радиоуправляемые модели планеров (1982).
      По теме «Конструкция и технология изготовления авиационных моделей» рекомендуется провести два-три занятия, на которых рассматриваются наиболее распространенные категории моделей и их конструктивные отличия. Можно предложить кружковцам рассчитать на прочность некоторые элементы конструкции модели, но это будет посильно только для учеников IX—X классов.
      Во время объяснения технологии изготовления моделей важно подчеркнуть целесообразность использования современных материалов, научить кружковцев правильным и наиболее рациональным приемам их обработки. Так, в авиамоделизме в последнее время широко применяют пенопласт, стеклоткань, стеклопластик для изготовления фюзеляжей, мотогондол и т. д. Следует напоминать кружковцам о правилах безопасности при работе с этими материалами, особенно при изготовлении моделей-копий.
      По теме «Расчет моделей» рекомендуется провести четыре-пять занятий. Руководитель должен подготовить несколько схем и чертежей по классам моделей, предлагаемых учащимся для изготовления. Обычно выбирают модели чемпионов. Следует предложить кружковцам проанализировать технические данные этих моделей (размах, длина хорды крыла, длина плеча, центровка). Затем каждый кружковец выполняет эскиз своей модели и обсуждает его с руководителем. Разобрав достоинства и недостатки проекта, выполняют рабочий чертеж модели и рассчитывают профили для крыла и стабилизатора. Уже на этом этапе работы можно рекомендовать поставить некоторые эксперименты. Пусть два кружковца делают одинаковые модели планера, но с различным профилем крыла: один применит профиль В-6356, другой — профиль X. Хансенса. В процессе запусков они будут фиксировать и сравнивать летные качества названных моделей.
      Предметом исследований может быть влияние различных факторов: турболизаторов крыла на характер полета модели, угла поперечного V на ее устойчивость, удлинения крыла на качество планирования и т. д. Очень важно в процессе эксперимента вести
      дневник или журнал, в котором фиксируют данные о летных испытаниях модели. Результаты исследования необходимо обработать и по его итогам сделать доклад или сообщение в конце учебного года. Цель исследований достигнута, если авиамоделисты практически убедятся в преимуществах или недостатках исследуемой конструкции.
      Основная форма занятий по теме «Постройка, регулировка и запуски моделей» — практическая работа. Выполнив рабочий чертеж модели, изготовив шаблоны и заготовив материал, приступают к ее постройке. Руководитель помогает кружковцам, направляет работу, выявляет и развивает их склонности.
      Кружковцы с увлечением строят фюзеляжные модели планеров и самолетов, кордовые «воздушного боя», пилотажные и копии. Модели-копии относятся к одному из самых сложных классов авиамоделей, и учащиеся проявляют к ним большой интерес. Однако вначале лучше копировать несложные самолеты, а иногда строить и контурные копии. В работе над моделями-копиями поможет литература издательства ДОСААФ: Демин В., Костенко И. Советские самолеты. Альбом (1973), Шавров В. Самолеты Страны Советов (1973) иТарадеев Б. Летающие модели-копии (1983). Чертежи и описания самолетов для постройки копий регулярно публикуются в журналах «Моделист-конструктор» и «Крылья Родины».
      В план работы кружка желательно включить тему «Сообщения и доклады» (два занятия). Тематика бесед может быть такой: «Н. Е. Жуковский — основатель гидроаэродинамики», «Современная авиация», «Перспективы развития авиации», «Новинки авиамодельной техники», «Правила соревнований по авиамодельному спорту в СССР». На этих же занятиях сообщают результаты исследований и экспериментов с авиамоделями. Проводить занятия по этой теме можно в течение всего учебного года. Продолжительность бесед, докладов не должна превышать 1,5 ч.
      На заключительном занятии подводят итоги работы за учебный год. Рекомендуется организовать выставку моделей кружковцев, дать задание пионерам-инструкторам для занятий в пионерском лагере, наметить план подготовки авиамоделистов, выполнивших нормативы разрядников к соревнованиям, вручить спортивные квалификационные книжки.
      Предлагаем чертежи и описания моделей, рекомендуемых для работы кружка третьего года занятий.

 

 

НА ГЛАВНУЮТЕКСТЫ КНИГ БКАУДИОКНИГИ БКПОЛИТ-ИНФОСОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКАФОТО-ПИТЕРНАСТРОИ СЫТИНАРАДИОСПЕКТАКЛИКНИЖНАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ

 

Яндекс.Метрика


Творческая студия БК-МТГК 2001-3001 гг. karlov@bk.ru