СОДЕРЖАНИЕ
ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ 3
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ АВИАМОДЕЛЬНЫХ СОРЕВНОВАНИЙ 5
СВОБОДНОЛЕТАЮЩИЕ МОДЕЛИ. КЛАСС F-1 7
КОРДОВЫЕ АВИАМОДЕЛИ. КЛАСС F-2 71
РАДИОУПРАВЛЯЕМЫЕ МОДЕЛИ. КЛАСС F-3 107
МОДЕЛИ-КОПИИ. КЛАСС F-4 124
КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АВИАМОДЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ 158
В книге даны чертежи авиационных моделей основных спортивных классов, с которыми известные советские и зарубежные спортсмены-авиамоделисты успешно выступали на соревнованиях в нашей стране и за рубежом. По всем приведенным чертежам самолетов и планёров изготовлялись копии, которые хорошо летали в кордовом и радиоуправляемом исполнении. Изложение наиболее важных положений «Правил соревнований» поможет спортсменам и тренерам избежать грубых ошибок при выборе и изготовлении нужной модели и облегчит организацию проведения соревнований.
Книга рассчитана на руководителей авиамодельных кружков и лабораторий первичных организаций и комитетов ДОСААФ, вне школьных учреждений, а также на спортсменов-авиамоделистов, имеющих опыт конструирования, постройки и запуска авиационных моделей чемпионатского класса.
ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ
Авиамоделизм — в узком смысле этого слова — означает конструирование, постройку и запуск моделей летательных аппаратов. В нашей стране, где все большее внимание уделяется трудовому воспитанию подрастающего поколения, политехнизации обучения, развитию военно-технических видов спорта, — авиамоделизм понимается шире и рассматривается как одно из эффективных средств воспитания молодежи.
Десятки тысяч юношей занимаются в авиамодельных кружках, лабораториях Домов пионеров, на станциях юных техников, в профсоюзных клубах. Наиболее подготовленные из них переходят в авиамодельные лаборатории авиационно-спортивных клубов ДОСААФ.
Конструируя летающие модели, школьник детально знакомится с устройством планёра, самолета, авиационного двигателя, учится работать различными столярными и слесарными инструментами, осваивает токарный, фрезерный станки, познает технологию материалов, методы и способы их обработки.
Запуская модель в воздух, юноша изучает основы аэродинамики и динамики ее полета, метеорологию, чтобы понять явления, происходящие в атмосфере, а участие в соревнованиях укрепляет волю, целеустремленность, закаляет физически.
Организацию и руководство авиационным спортом в Советском Союзе осуществляет Всесоюзное добровольное общество содействия армии, авиации и флоту в тесном контакте с ВЛКСМ и органами просвещения.
Авиамодельный спорт включен в Единую всесоюзную спортивную классификацию, устанавливающую в СССР единые разрядные нормы и требования по всем видам спорта, порядок их выполнения и присвоения спортивных званий и разрядов. Вместе с нормативами Всесоюзного физкультурного комплекса «Готов к труду и обороне СССР» спортивная классификация входит составной частью в нормативные требования советской системы физического воспитания.
В настоящее время спортивный авиамоделизм культивирует три класса моделей: свободнолетающие, кордовые и радиоуправляемые.
Каждый класс делится на категории.
К классу свободнолетающих относятся модели планёров, резиномоторные, таймерные и комнатные.
К классу кордовых — скоростные, пилотажные, гоночные, воздушного «боя», модели-копии самолетов.
К классу радиоуправляемых — пилотажные, модели-копии самолетов и планёров, модели планёров и мотопланёров.
Для сравнения летных характеристик и технического совершенства построенных авиационных моделей среди спортсменов-авиамоделистов проводятся соревнования по всем классам моделей. Они могут быть кружковые, клубные, районные (городские), областные (крае-
вые, АССР), зональные (межобластные, межреспубликанские), союзных республик, гг. Москвы и Ленинграда, всесоюзные (ведомственные, межведомственные), международные, чемпионаты СССР, Европы и мира.
Межобластными или межреспубликанскими считаются соревнования, в которых участвуют спортсмены не менее чем из трех областей или республик (количественный состав каждой команды не менее пяти человек). Соревнования проводятся на личное и лично-командное первенство.
В личном первенстве фиксируются только индивидуальные результаты, а в лично-командном — индивидуальные результаты всех участников, которые идут в зачет как личного, так и командного первенства.
Все спортивные мероприятия могут проводиться с разбивкой на возрастные группы и спортивную квалификацию участников.
Требования к возрасту или спортивной квалификации оговариваются «Положением о соревнованиях», без которого они не могут проводиться. В «Положении» определяются цели и задачи соревнований, время и место их проведения, программа и состав участников, условия их допуска, порядок и сроки представления заявок, а также метод зачета и порядок награждения победителей.
«Положение о соревнованиях» составляется организацией, проводящей соревнования, согласовывается с Федерацией авиамодельного спорта и утверждается соответствующим комитетом ДОСААФ, ответственным за проведение соревнований.
Изменять или отменять какие-либо пункты «Положения» можно только до начала соревнований. Право на это имеет комитет, утвердивший «Положение». О всех изменениях спортсмены и судьи уведомляются до начала старта. С «Положением» должны быть заранее ознакомлены все участвующие организации: для городских (районных) соревнований — не позднее чем за три месяца; областных (краевых) — за пять, зональных (республиканских) — за шесть.
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ АВИАМОДЕЛЬНЫХ СОРЕВНОВАНИЙ
Проведению спортивного мероприятия предшествует большая подготовительная работа. Его организаторы обязаны сделать все, чтобы соревнования прошли в соответствии с требованиями «Правил проведения соревнований по авиамодельному спорту в СССР», «Положением» о данных соревнованиях и требованиями главного судьи.
Для подготовки соревнований и их материально-технического обеспечения создается организационный комитет с участием представителей судейской коллегии и назначается начальник соревнований, отвечающий за оборудование стартов, обеспечение порядка, мер безопасности, связи, медицинского обслуживания, транспортными средствами, размещения, питания и обслуживания судей и участников. Он же обеспечивает измерительной аппаратурой для радиоконтроля эфира и проверки характеристик моделей на соответствие установленным техническим требованиям.
Непосредственное проведение соревнований и определение спортивно-технических результатов, показанных участниками, осуществляет судейская коллегия, возглавляемая главным судьей и назначенная президиумом коллегии судей. В состав судейской коллегии входят главный судья и его заместитель, главный секретарь, начальники стартов, секретари, старшие судьи и судьи, судья-информатор и врач соревнований.
Главный судья соревнований должен иметь соответствующую квалификацию: на кружковые и клубные соревнования — судья по спорту; на районные, областные — судья первой категории; республиканские, ведомственные — судья республиканской категории; всесоюзные, межведомственные — судья всесоюзной категории.
Для руководства соревнованиями и решения возникающих вопросов в процессе их проведения, а также утверждения спортивно-технических результатов участников из состава судейской коллегии выделяется главная судейская коллегия, в которую входят главный судья, его заместитель и главный секретарь. Персональный состав главной судейской коллегии назначается Федерацией авиамодельного спорта и утверждается комитетом ДОСААФ.
Главный судья несет ответственность за четкую организацию и судейство соревнований. Он имеет право отменить соревнования в данный день или перенести старты на другое время дня, если они не могут проводиться в назначенное время вследствие неблагоприятных метеорологических условий или неподготовленности мест проведения; произвести перемены в расписании соревнований; отстранить от работы судей, недобросовестно выполняющих свои обязанности или не справляющихся с ними; отменить решения отдельных судей, если он лично убедился в их ошибочности; не допускать к соревнованиям участников, кото-
рые (или модели которых) не удовлетворяют требованиям «Правил» и «Положения»; отстранить от дальнейшего участия в соревнованиях спортсменов, допустивших грубость или совершивших поступки, несовместимые с этическими требованиями, предъявляемыми к советскому спортсмену; отстранить руководителей команд от выполнения ими своих обязанностей за нарушение требований «Правил» и «Положения о соревнованиях».
Если при обсуждении вопросов по судейству мнения членов главной судейской коллегии расходятся, то право решения принадлежит главному судье.
Заместитель главного судьи соревнований действует по указаниям главного судьи, а при отсутствии последнего выполняет его обязанности.
На секретариат соревнований, возглавляемый главным секретарем, возлагается подготовка стартовой и наградной документации, проведение жеребьевок и составление списков участников, прием протестов, ведение стартовых журналов и подготовка отчетов о соревнованиях.
Хронометрирование или оценку выступлений проводят судьи, разделенные на бригады (два и более судей). В каждой бригаде назначается старший судья, который несет ответственность за правильность контрольных замеров и достоверность результатов. Судьи работают под руководством начальника старта, подчиняющегося главному судье и его заместителю.
Для приема заявок на участие в соревнованиях, проверки документации у команд и спортсменов, оформления списка участников, допущенных к соревнованиям, из состава судейской коллегии назначается мандатная комиссия, заключения которой по представленной документации являются обязательными для всех участников. Председатель мандатной комиссии за три часа до начала соревнований должен представить главному судье отчет с указанием количества участников, заявленных и допущенных к соревнованиям.
УЧАСТНИКИ СОРЕВНОВАНИЙ
Участниками соревнований могут быть граждане СССР, представившие модели, отвечающие требованиям «Правил проведения соревнований по авиамодельному спорту в СССР» и «Положению» о данных соревнованиях. Спортсмены, выступающие с радиоуправляемыми моделями, должны иметь разрешение Государственной инспекции связи на право пользования радиопередатчиком и вывоза его на место проведения соревнований.
Участники соревнований обязаны быть дисциплинированными и честными в спортивной борьбе, хорошо знать и четко выполнять требования «Правил» и «Положения о соревнованиях. При возникновении конфликтных ситуаций в ходе соревнований спортсмен имеет право через руководство команды подать письменный протест на имя главного судьи и обжаловать действия участника другой команды или члена судейской коллегии с указанием пунктов «Правил» или «Положения», которые он считает нарушенными. Протест не может быть взят обратно и должен рассматриваться немедленно после поступления его в судейскую коллегию.
МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ
При проведении всех соревнований, а также тренировочных запусков моделей необходимо уделять большое внимание мероприятиям, обеспечивающим безопасность участников, судей и зрителей.
Соревнования по кордовым моделям должны проводиться только на специально подготовленной площадке-кордодроме при наличии защитного ограждения в виде сетки высотой не менее 3 м. После запуска модели на кордодроме разрешается находиться участнику, пилотирующему модель, а также механикам гоночных моделей и моделей воздушного «боя».
Соревнования по свободнолетающим и радиоуправляемым моделям проводятся только при наличии четко обозначенной стартовой площадки.
Модели, оснащенные винтами с металлическими лопастями, до соревнований не допускаются.
Главная судейская коллегия имеет право запретить полеты моделей, которые представляют опасность для зрителей и участников, даже если они отвечают техническим требованиям «Правил».
МОДЕЛИ УЧАСТНИКОВ СОРЕВНОВАНИЙ
Модели, представленные на соревнования, должны удовлетворять техническим требованиям, предъявленным каждому классу моделей «Правилами проведения соревнований по авиамодельному спорту в СССР», которые ограничивают размеры моделей площадью несущих поверхностей, по-
летной массой, удельной нагрузкой на крыло и рабочим объемом цилиндров или массой двигателей.
Площадь несущих поверхностей модели — суммарная площадь проекций крыльев и стабилизатора, взятых при нулевом угле атаки. Если крылья и стабилизатор соединены непосредственно с фюзеляжем, то измеряемая несущая площадь будет включать и поверхность, заключенную в пределах, ограниченных линиями условного продолжения несущих плоскостей до оси симметрии фюзеляжа модели.
Для определения удельной нагрузки берется отношение массы модели в граммах (г) к площади несущей поверхности, взятой в квадратных дециметрах (дм2).
Каждая модель, представленная на соревнования, должна иметь опознавательные знаки на всех отъемных частях (крыле, фюзеляже, стабилизаторе), состоящие как минимум из двух букв (первые буквы фамилии и имени) и двух цифр (высота шрифта не менее 10 мм). Опознавательные знаки каждой модели одного участника должны отличаться не менее как одной цифрой. Исключение составляют модели-копии, знаки которых соответствуют опознавательным знакам копируемого прототипа.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ СОРЕВНОВАНИЙ
Личное первенство в любом классе моделей разыгрывается при условии участия в данном классе не менее трех спортсменов. Спортивные достижения участников определяются по числу набранных ими очков в соответствии с оценкой полетов по каждому классу моделей. Победителем считается спортсмен, набравший наибольшее количество очков или показавший наивысшую скорость.
Личные результаты каждого участника являются основанием для присвоения, подтверждения или повышения спортивного разряда в соответствии с требованиями Единой всесоюзной спортивной классификации.
СВОБОДНО ЛЕТАЮЩИЕ МОДЕЛИ. КЛАСС F-1
Свободным называется полет, во время которого между моделью самолета и спортсменом или его помощником отсутствует всякая связь (кроме зрительной).
Свободнолетающими моделями спортивных классов являются:
планёры (категория Г-1-А); резиномоторные (категория F-1-B); таймерные (категория F-1-C); комнатные (категория F-1-Д).
ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ СОРЕВНОВАНИЙ ПО СВОБОДНОЛЕТАЮЩИМ МОДЕЛЯМ
Запуск моделей должен производиться со стартовой линии, обозначенной флажками с интервалом 10 м (рис. 1). Стартовая линия размечается на месте, удобном для наблюдения судьями за моделями, начиная с момента старта до окончания хронометрируемого полета. При выборе старта следует учитывать пригодность поверхности земли для безопасности посадки модели в районе предполагаемого приземления и возможность быстрого возвращения ее к месту старта.
При проведении соревнований по свободнолетающим моделям каждый спортсмен должен выполнить 7 зачетных полетов.
В каждом зачетном полете можно сделать только две попытки, при этом в зачет идет время первой попытки с продолжительностью полета 20 и более секунд (время работы двигателя таймерной модели не более 7 с), а время второй — от момента запуска до приземления (но не более 3 мин).
Попыткой считается, когда модель спортсменом запущена, но при этом: во время моторного взлета, буксируемого или зачетного полета отделилась часть или деталь модели; двигатель таймерной модели работал более 7 с, при буксировке модели планёра спортсмен удалился так далеко, что судьи-хронометристы не могут видеть момент отцепки леера.
Попытка может быть повторена, если модель столкнулась с другой моделью во время моторного взлета, буксируемого или зачетного полета, а также если произошел перехлест лееров.
Если же модель после столкновения продолжает полет, участник имеет право требовать, чтобы данный полет был засчитан как официальный.
Для участия в соревнованиях спортсмен может использовать не более 3 моделей.
Запуск всех свободнолетающих моделей (класса F-l) производится с рук со стартовой линии площадки.
Каждый спортсмен обязан сам заводить, регулировать двигатель и производить запуск модели.
Хронометраж полета
Хронометраж полета в каждом из семи туров длится не более 3 мин. Время фиксируется с момента начала самостоятельного полета (у планёра с момента отцепки леера) до приземления модели.
Хронометраж каждой модели должен производиться не менее чем двумя судьями-хронометристами.
Полет считается оконченным, когда модель касается поверхности земли, сталкивается с каким-либо препятствием или исчезает из поля зрения.
Если модель входит в облако, один из хронометристов останавливает секундомер, а второй продолжает наблюдение с включенным секундомером. Если через 10 с она не появится в поле его зрения, то в зачет идет время по выключенному секундомеру. Если же в течение 10 с модель вновь появилась в поле зрения судей, то хронометрирование продолжается по второму секундомеру.
Время работы двигателя таймерной модели определяется от момента старта модели до полной остановки воздушного винта.
В случае когда спортсмен после заполнения ведомости технических данных моделей воспользовался деталями, не указанными в ведомости, или в результате перестановки зарегистрированных 9
деталей модель перестала соответствовать техническим требованиям «Правил», то время полета модели аннулируется.
Определение победителя
Места, занятые участниками, определяются по сумме очков в семи полетах. При равных результатах победитель выявляется после дополнительных полетов, которые проводятся сразу же после окончания последнего тура. В дополнительных турах, проводящихся, как правило, в тот же день, условия соревнований усложняются.
У резиномоторных, таймерных моделей и планёров максимальное хронометрируемое время полета в каждом дополнительном туре увеличивается на одну минуту. При выполнении полетов в дополнительных турах спортсмен имеет право только на одну попытку. Для проведения дополнительного тура по моделям планёров и резиномоторным моделям главный судья назначает стартовое время (4 мин), в течение которого должны стартовать все модели, а при проведении дополнительных туров по таймерным моделям — 15 мин.
В соревнованиях таймерных моделей применяется только стандартное топливо (для калильных или искровых двигателей):
спирт метиловый (метанол) 80%;
масло касторовое 20 %
Перед каждым зачетным полетом топливный бачок модели, снабженной калильным или искровым двигателем, должен быть промыт стандартным топливом.
KOHEЦ ФPAГMEHTA КНИГИ
|