На главную Тексты книг БК Аудиокниги БК Полит-инфо Советские учебники За страницами учебника Фото-Питер Техническая книга Радиоспектакли Детская библиотека

Авиамоделисты в пионерском лагере. — 1964 г

«Для умелых рук»

Московская областная
станция юных техников

Д. Г. Тельных

Авиамоделисты
в пионерском лагере

*** 1964 ***


DjVu


От нас: 500 радиоспектаклей (и учебники)
на SD‑карте 64(128)GB —
 ГДЕ?..

Baшa помощь проекту:
занести копеечку —
 КУДА?..



      Авиационный моделизм — одно из самых любимых технических занятий школьников. Постройка и запуск летающих моделей, игры и соревнования с ними не только увлекательны, но и полезны.
      Модели, даже самые простые, летают по тем же физическим законам, что и большие летательные аппараты, которые они копируют, А это значит, что с самых первых дней работы над летающими моделями ребята овладевают наукой о полете, знакомятся с конструкциями летательных аппаратов, с их применением. Кроме того, в авиамодельных кружках ребята узнают много интересного о возникновении и развитии авиации, воздухоплавания, космонавтики, о жизни и деятельности выдающихся ученых, авиационных конструкторов, летчиков.
     
     
      ЧЕМ ЗАНИМАТЬСЯ В ЛАГЕРЕ
      Авиамодельная работа в пионерском лагере значительно отличается от тех занятий, которые проводятся зимой в авиамодельных кружках школ, в домах пионеров, на станциях и в клубах юных техников. Обычно там работает несколько разных авиамодельных кружков: начальный (первого года занятий), повышенный (второго года), конструкторские (третьего и четвертого года занятий); каждый из них — по плану, рассчитанному на 100 — 120 часов, то есть на целый учебный год.
      В лагере кружок успеет поработать не больше 20 — 26 часов. Этого вполне достаточно, чтобы каждый кружковец построил несколько простых игрушек-моделей. Постройку же сложных моделей не стоит и затевать: и времени мало, и условия неподходящие.
      Большинство наших читателей-авиамоде-листов будет руководить лагерными кружками впервые. К этому надо хорошо подготовиться, Ведь недостаточно уметь строить модели самому, необходимо знать, как правильно научить этому других ребят. Надо заранее наметить план занятий, позаботиться о необходимых инструментах и материалах.
      В этом поможет примерная программа авиамодельного кружка в пионерском лагере. Она рассчитана на школьников 11 — 12 лет, приступающих к занятиям авиамоделизмом впервые.
     
      ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА
      1. Вводная беседа (1 час).
      Как люди научились летать (основные этапы истории авиации). Авиация на службе мирного строительства и обороны Советской родины. Над чем и как будет работать кружок.
      2. Бумажные летающие модели (4 часа).
      Основные части планера и самолета (на
      примере бумажных моделей), Устройство руля на самолете и на моделях. Управление самолетом. Регулировка моделей.
      Практические работы. Изготовление бумажных моделей по готовым шаблонам, регулировка и запуск их.
      Игры и соревнования. Чья модель летит дальше. Чья модель лучше выполнит «петлю Нестерова». Игры: «Дальний перелет», «Посадка на «Полюс» и др.
      3. Вертолет (3 часа).
      Как воздушный винт создает тягу. Зависимость силы тяги от скорости вращения винта. Как летает вертолет. Устройство простейшей модели вертолета — «мухи».
      Практические работы. Изготовление и запуск модели «муха».
      Соревнования. Чья модель «муха» дольше продержится в воздухе. Чья модель пролетит дальше.
      4. Космические корабли и модели ракет (6 часов).
      Успехи советской науки и техники в завоевании космоса. Героические полеты советских летчиков-космонавтов. Почему летит ракета (принципы реактивного движения). Устройство простейшей модели ракеты. Части модели.
      Практические работы. Постройка и запуск бумажных и картонных моделей ракет: с резиновым двигателем и воздушным винтом; с катапультой.
      Соревнования. Чья модель ракеты поднимется выше.
      5. Парашюты (4 часа).
      Изобретатель парашюта Г. Е. Котельников. Почему парашют опускается медленно. Назначение парашютов. Устройство парашюта: купол, стропы, подвесная система, вытяжной па-рашютик, ранец. Типы парашютов: спасательные, спортивные, грузовые. Устройство и запуск простейших моделей парашютов.
      Практические работы. Изготовление и запуск простейших моделей парашютов (разных форм и размеров).
      Соревнования. Чей парашют дольше продержится в воздухэ. Чей парашют точнее приземлится.
      6. Воздушные змеи 13 часа).
      Воздушный змей — [древнейший летательный аппарат. Почему змей летает (элементарное понятие об образовании подъемной силы). Устройство воздушных змеев: несущие поверхности, стабилизирующие устройства, уздечка, леер. |
      Практические работы. Изготовление и запуск плоских воздушных змеев.
      Соревнования. Чей змей поднимется выше. Чья «телеграмма» быстрее дойдет до назначения.
      7. Простейшие схематические модели планера и самолета (5 часов).
      Общее понятие об устройстве и назначении планера и самолета. Устройство простейших схематических моделей планера и самолета. Понятие об угле атаки крыла и центре тяжести модели. Отличйе модели планера от модели самолета. Винтомоторная группа модели самолета. Материалы и готовые детали для моделей планеро и самолетов. Как собрать и отрегулировать модель. Как запускать модели планеров и самолетов.
      Практические работы. Постройка простейших схематических моделей из наборов деталей и заготовок (авиамодельных «посылок»: «Три летающие модели» и «Набор № 3»).
      Пользуясь этой примерной программой, надо составить план замятий кружка по дням, считая, что каждое из них будет продолжаться два часа. При этом на беседу (рассказ) надо отвести первые 1,0 — 15 минут, не более. Только на первом занятии вступительная беседа продолжается целы час.
      Советуем юному инструктору подготовиться к беседам заранее: освежить в памяти то, что он узнал на занятиях своего кружка зимой, прочесть одну-две популярных книги об авиации, составить план, а еще лучше конспект беседы.
      Второй совет: завести общую тетрадь-дневник авиамоделиста-инструктора. На первых его страницах можно записать составленный план занятий, затем плрны или конспекты всех бесед, а также перечень того, что нужно подготовить для практической работы. Эти записи составят первую часть дневника. Во второй же части инструктор будет вести записи уже в лагере: как прошли занятия, игры, соревнования, что особенно Заинтересовало ребят, что было упущено (э|а запись поможет избежать ошибок и упущений в будущем). (...)
      Из материалов потребуются: плотная бумага (рисовальная или чертежная); папиросная бумага; тонкий, но плотный картон; тонкая фанера; сосновые рейки; липовые или сосновые бруски (для «мух»); клей — казеиновый, столярный, декстриновый (но только не жидкий конторский клей — для работы с бумагой он не годится); резиновая нить; нитки — суровые и катушечные № 10 и 30. Кроме того, для работы по заключительной теме нужны наборы «Три летающие модели» и «Набор № 3» (рис. 1).
      Наборы авиамодельных материалов продаются в магазинах игрушек и культтоваров. Некоторые наборы можно выписать и по почте, из Центральной торговой базы Посылторга (о том, как их заказать, можно узнать из прейскурантов, которые имеются во всех почтовых отделениях). Если при подборе материалов для кружка возникнут какие-то затруднения, нужно обратиться за помощью в ближайший дом пионеров, в городской или районный комитет ДОСААФ, в аэроклуб.
      Подготовь шаблоны деталей
      Для облегчения и ускорения работы над бумажными и другими летающими игрушками-моделями юный инструктор должен заранее (до выезда в лагерь) подготовить шаблоны деталей — из листового металла, оргстекла, целлулоида, фанеры, картона. Такие шаблоны кладут на бумагу (или на картон), обводят карандашом, вырезают по контуру ножницами — и деталь готова Легко и быстро.
      Шаблоны нужны и для того, чтобы и ребята, не состоящие в кружке, смогли бы сделать для себя, например, бумажные модели самолетов. Для этого необходимо отвести специальное время, когда любой пионер может прийти в «(мастерскую» авиамоделистов и под руководством юного инструктора за несколько минут разместить, вырезать и собрать модель. Для этой цели неплохо подготовить плакаты, на которых изобразить порядок изготовления и сборки деталей летающей игрушки или модели.
     
      МОДЕЛИ ЛАГЕРНОГО КРУЖКА
      Перечень практических работ кружка приведен в примерной программе. Авиамоделисты, а тем более юные инструкторы, хорошо знакомы с рекомендуемыми игрушками и моделями, умеют их строить и запускать. Поэтому мы дадим рисунки и описания лишь некоторых из работ, причем оформляем их в виде плакатов. Достаточно перерисовать их на больших листах бумаги, сделать нужные надписи, и у руководителя кружка появится набор плакатов для уголка начинающих авиамоделистов.
      Если модель сделана правильно, то после толчка она петит [некоторое время горизонтально, а затем переходит в плавный планирующий (с медленным спуском) полет.
      Если модель при запуске идет «носом» вниз, отогни немного кверху заднюю кромку стабилизатора.
      При сильном отгибании кромки стабилизатора вверх модель может} сделать фигуру высшего пилотажа — «петлю Нестерова»
      Если отогнуть заднюю кромку стабилизатора книзу, модель будет стремиться лететь круто вниз.
      Если отогнуть заднюю кромку киля вправо, модель полетит в правую сторону. Если руль поворота отогнуть влево, модель летит в левую сторону.
      Бумажный голубь. Эту летающую игрушку (рис. 4) для лагерных праздников и карнавалов сделать нетрудно.
      Лист чертежной бумаги размером 140Х Х200 мм сложи вдвое вдоль волокон (если сложить бумагу поперек волокон, то игрушка будет летать хуже). На одной стороне листа перерисуй по клеткам или нанеси с помощью шаблона контур голубя (рис. 5), затем вырежь его ножницами. Сделай из тонкого картона еще одну выкройку — головку с туловищем (на рисунке заштриховано). Вклей ее в бумажную выкройку и положи игрушку поД пресс.
      Когда клей высохнет, крылья отогни в стороны, а верхние половинки хвоста сложи так, чтобы они образовали букву «V». Запускай голубя плавным, но сильным толчком вперед.
      Картонную вклейку можно заменить вкладышем, вырезанным из плотной бумаги, сложенной вчетверо. Части игрушки можно скрепить и без клея, бумажными клинышками, вставленными в проколы, сделанные острием ножниц.
      Размеры игрушки можно произвольно увеличить или уменьшить. Но большие «голуби» летают хорошо только в безветренную погоду, а маленькие — и при ветре.
      Плакат № 2. Воздушный винт «муха (рис. 6).
      Под рисунками на плакате напишите следующий текст:
      A. Сделай из плотной бумаги шаблон I на одну половину «мухи».
      Б, Заготовь липовый или ольховый брусок |в крайнем случае можно взять и Другую древесину размером 140X15X10 мм. Расчерти его прямыми линиями вдоль и поперек. В месте пересечения линий проколи шилом отверстие диаметром не более 1 мм.
      Наложи шаблон на брусок, закрепи шилом, как осью, и обведи контуры карандашом. Поверни шаблон на другую половину бруска и снова обведи карандашом. Так же расчерти и другую сторону бруска.
      B. Точно по линиям карандаша срежь ножом лишний материал.
      Г. Получилась заготовка «мухи».
      Д. На боковых сторонах бруска проведи линии по боковому шаблону II [см. рисунок А, заштрихованную часть заготовки срежь. Затем очень осторожно сними ножом кромки.
      Е. После того как срез сделан со всех сторон, обработай «муху» рашпилем и мелкой стеклянной бумагой (шкуркой. Зачищай до тех пор, пока толщина лопастей будет равна у втулки 3 — 4 мм, с постепенным уменьшением к концам до 0,5 — 1 мм. Следи, чтобы обе попасти были одинаковыми по форме и толщине.
      Ж. Сделай дрелью, буравчиком ипи шилом отверстие во втупке «мухи» диаметром 3 — 3,5 мм.
      3. «Муху» надо отцентровать, то есть проверить уравновешенность ее попастей. Насади «муху» на тонкую проволоку, держи ее левой рукой, а правой поверни винт и установи в горизонтальном положении. Если одна лопасть начнет опускаться, значит, она тяжелее другой, и ее надо слегка зачистить стеклянной бумагой. Проверяй и регулируй уравновешенность до тех пор, пока обе попасти не окажутся одинакового веса.
      И. Выстругай круглую палочку диаметром 4 мм и длиной 200 — 220 мм, конец ее вставь на клею во втулку «мухи».
      Можешь покрасить «муху», это сделает ее красивее и предохранит от грязи.
      К. Для запуска «мухи» зажми палочку между ладонями, раскрути быстрым движением рук в разные стороны и выпусти. «Муха» под-нимется вверх на 8 — 10 метров и, вращаясь, опустится на землю.
      Л. Если «муха» летит неровно, наклоняясь, поставь палочку подлиннее.
      Если «муха» летит ровно, но плохо поднимается из-за большого веса, немного укороти палочку,
      Модели ракет. На рисунках показаны модели ракет: стартующей с катапульты (рис. 7), с резиновым двигателем и воздушным винтом (рис. 8). Их сконструировал В. Ф. Еськов (ЦСЮТ РСФСР). Подробные описания этих моделей вы найдете в выпуске 19 (157) библиотечки «Для умелых рук» за 1963 год
      («Летающие модели космических ракет»), в журналах «Вожатый» (№ 3, за 1960 г.), «Крылья. Родины» (№3, за 1960 г.) и в третьем сборнике «Юный лЬоделист-конструктор» (изд. «Молодая гвардия, 1962 г.).
      Плакат № 3. Модели парашюта (рис. 9)
      Под рисунками на плакате напишите следующий текст:
      Простейшая модель парашюта состоит нз бумажного купола, строп и груза. Купол вы-режь из листа бумаги размером 140X140 мм, отогни все четыре угла квадрата внутрь до середины, затем согни кромки треугольников (рисунки А, Б, В, Г, Д, Е). Стропы из катушечных ниток № 30 прикрепи к куполу обычными узлами. Груз — небольшая гайка или шайба, кусочек свинцгили кусочек дерева с вбитым в него гвоздем.
      Еспи парашют спускается слишком быстро, значит, груз велик уменьши его (откуси немного свинца, обрежь часть деревянного брусочка ипи смоги гайку). Еспи парашют и груз раскачиваются из стороны в сторону, прорежь в центре купола небольшое отверстие.
      Для купопа модели парашюта с самопуском возьми лист папиросной бумаги размером 500X500 мм и сложи, как показано на рисунках А, Б, В.- Острый конец сложенного листа Г срежь на 3 — 5 мм, другой конец обрежь по рисунку. Упожи купоп конической «гармошкой» (рис. Д, затем разверни и приклей к нему стропы (рис. Е, Ж, предварительно привязав их к кольцу самопуска (рис. 3. Кольцо сделай из миллиметровой проволоки. Из такой же проволоки сделай крючок самопуска (рис. И).
      Сложи парашют так, чтобы все стропы были в одном центральном пучке К, свяжи их узлом и закрепи на нижнем загнутом конце крючка. К нему жё привяжи резину самопуска сечением 2X2 или 1X4 и длиной 120 — 140 мм. Грузом — полоской свинца или жести — обожми (обкрути) крючок с прикрепленными к нему стропами и резиной.
      Чтобы запустить модель, зацепи крючок самопуска за кольцо, возьми купол в левую руку, а правой рукой растяни резину в два-три раза. Затем выпусти сначала купол, а потом и резину с легким топчком вверх.
      Груз к модели нужно подбирать. Если парашют раскрывается очень медленно, неустойчив и опускается с мапой скоростью, значит, нужно прибавить груз. Скорость падения модели можно регулировать и размерами от верстия в вершине купопа.
      Запуск модели требует тренировки. Нович-| ки часто выпускают из рук одновременно щ резину, й парашют, Тогда крючок спадет еще внизу, и парашют не полетит.
      Плакат № 4. Плоский воздушный змей
      Плоский, прямоугольный, так называемый русский воздушный змей сделать нетрудно.
      Под рисунками на плакате напишите следующий текст:
      Из сухой сосновой доски нащепи дранки шириной в 7 — 8 мм и толщиной 1 — 1,5 мм. Возьми лист плотной, но тонкой бумаги размером 420X315 мм, обрежь углы на 20 — 25 мм и во все четыре стороны листа, загнув кромки, вклей нитки так, чтобы концы их выходили за край листа.
      Наклей на бумагу три дранки: две по диагоналям и одну по короткой стороне листа. На концах дранок, выходящих за пределы бумаги, сделай зарубки. Обвяжи концы дранок нитками.
      Сделай уздечку из ниток. Верхнюю часть (две нитки) закрепи на концах дранки (с короткой стороны листа). Нити должны быть такой длины, чтобы точно укладывались по диагоналям, а узелок (вершина уздечки совпадал с центром змея. Нижняя нить уздечки берется равной расстоянию от центра змея до середины верхней планки. К вершине уздечки привязывается пеер (нить, на которой запускают змей).
      К нижним концам дранок привяжи две нити длиной по 150 — 170 мм, соедини их свободные концы вместе и приделай к ним хвост из мочала ипи нити с навязанными кусочками бумаги.
      Можно укрепить на змее и трещотку. Дпя этого стяни ниткой короткую верхнюю дранку так, чтобы она слегка изогнулась, и приклей на нитку полоску ‘плотной бумаги, сложенную вдвое.
      Русский змей можно сделать и больших размеров, соблюдая при этом определенное соотношение длины и ширины — 4 : 3 (например, длина 800 мм, ширина 600 мм). Чем больше змей, тем прочнее и толще должны быть дранки каркаса и нити уздечки и леера.
      Запускать змей лучше вдвоем. Один держит леер, другой берет змей, отходит с ним по ветру шагов на 70 — 80, останавливается, натягивает леер и поднимает змей вверх (рис. 11). По команде первого (запускающего) «Бросай», второй подбрасывает змей вверх. В это время первый быстро бежит против ветра. Если на бегу он ощущает в леере возрастание тяги, то свободно разматывает леер с катушки. Если, наоборот, тяга слабая, то запускающий бежит еще быстрее и вбирает леер, сматывает его на катушку. Обычно приходится пробежать 30 — 50 шагов для того, чтобы змей устремился кверху.
      В случае, если змей начинает терять высоту, надо потянуть леер к себе или, еще лучше, пробежать немного навстречу ветру.
      По лееру можно послать «телеграмму» — квадратный или круглый кусочек бумаги, лучше цветной. В середине «телеграммы» делают небольшое отверстие с прорезом к краю (рис. 12). Через этот прорез «телеграмма» надевается на леер и силой ветра уносится вверх до самой уздечки змея. Пользуясь цветными «телеграммами», можно подавать во время игр различные условные знаки, сигналы.
      Контурная летающая модель самолета МИГ-15. Эта модель (рис. 13) делается из тонкой (0,8 — 1 мм) фанеры или из плотного и прочного (1,5 — 2мм) картона. Фюзеляж А надо склеить из двух слоев фанеры или трех слоев картона. Крыло Б, киль В, стабилизатор Г вырезают из фанеры или картона по шаблону или выкройке. Все детали обрабатываются стеклянной бумагой (шкуркой). Стартовый крючок Д вырезают из прочной фанеры или из листового алюминия.
      Киль и стартовый крючок прочно приклеиваются к фюзеляжу до его сборки. Для этой цели лучше всего взять клей ЬФ-2. Пластинку стартового крючка можно закрепить и двумя небольшими заклепками. Места склейки обрабатываются шкуркой.
      Крыло вставляют в щель фюзеляжа и приклеивают к нему, а стабилизатор — в щель, вырезанную в киле, предварительно промазав клеем. В переднюю часть фюзеляжа надо вбить гвоздик весом 3 — 5 граммов.
      Модель следует окрасить: фюзеляж — в серебряный цвет, крыло и стабилизатор — в красный.
      Запуск модели требует от моделистов внимания и осторожности, причем ее нельзя запускать в направлении зрителей. Для запуска нужен резиновый шнур: два моделисте берутся за его концы, третий, взявшись правой рукой за хвостовую часть фюзеляжа, но не за киль, и зацепив крючок за середину шнура, растягивает его. После растяжки шнура третий запускающий разжимает пальцы, освобождает модель, и она совершает стремительный и вместе с тем плавный полет с быстрым набором высоты и красивым продолжительным парением.
      При первых испытаниях шнур не следует натягивать слишком сильно. Если в первые секунды полета модель беспорядочно падает, нужно загрузить переднюю часть фюзеляжа дополнительным гвоздиком или пластинкой свинца. По этому образцу и по предлагаемым рисункам из журнала «Крылья Родины» сделайте контурные модели и других современных самолетов.


     
      «ДЛЯ УМЕЛЫХ РУК»
      Серия: «Любители науки и техники в пионерском лагере»
      (В помощь пионерам-инструкторам)
      1. Авиамоделисты в пионерском лагере (два выпуска).
      2. Связь и сигнализация в пионерском лагере.
      3. Судомоделисты в пионерском лагере.
      4. У пионерского костра.
      5. Юные физики в пионерском лагере.
      G. Юные химики в пионерском лагере.
      7. Наблюдайте Солнце

 

 

 

От нас: 500 радиоспектаклей (и учебники)
на SD‑карте 64(128)GB —
 ГДЕ?..

Baшa помощь проекту:
занести копеечку —
 КУДА?..

 

На главную Тексты книг БК Аудиокниги БК Полит-инфо Советские учебники За страницами учебника Фото-Питер Техническая книга Радиоспектакли Детская библиотека


Борис Карлов 2001—3001 гг.