На главнуюТексты книг БКАудиокниги БКПолит-инфоСоветские учебникиЗа страницами учебникаФото-ПитерНастрои СытинаРадиоспектаклиКнижная иллюстрация





Библиотечка «За страницами учебника»
Автомобильный моделизм. Дискин, Дьяков. Клиентовский, Псахис, Суханов. — 1962 г.

Е. Дискин, А. Дьяков
Г. Клиентовский, 3. Псахис, А. Суханов

Автомобильный моделизм

Художник А. А. Иванов

*** 1962 ***


DjVu


 

PEKЛAMA

Заказать почтой 500 советских радиоспектаклей на 9-ти DVD.
Подробности >>>>


      ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение 3
Глава I
Организация работы автомодельного кружка 9
Организация работы кружка
Роль руководителя в организации работы кружка 14
Рабочее место автомоделисгакружковца 16
Оборудование и материалы, необходимые для работы автомодельного кружка 24

Глава II
Классификация автомобильных моделей и правила проведения соревнований 32
Требования к автомобильным моделям 34
Характер и виды соревновании 37
Правила проведения соревнований 43

Глава III
Контурные автомодели с двигателями, работающими на растяжение 45
Общее устройство и технология изготовления 45
Заводка контурной автомодели и ее запуск 55
Более сложные контурные автомодели 58

Глава IV
Автомодели с резиновыми двигателями, работающими на закручивание 62
Резиновый двигатель 62
Силовая передача 71
Рама модели 80
Кузов 85
Колеса и оси 90
Подвеска и рулевое управление 93
Рекордные автомодели 100
Автомодели с электрическими двигателями 109
Общее устройство 111
Электрические двигатели и источники питания 112
Силовая передача 119
Ходовая часть 128
Кузов 133
Балансировка моделей 141

Глава VI
Микролитражные двигатели внутреннегосгорания 145
Продувка и газораспределение 152
Способы воспламенения рабочей смеси 154
Форсирование и модернизация микродвигателей 158
Горючее для микродвигателей 163
Охлаждение двигателя 170
Снятие внешней характеристики двигателя наиспытательном стенде 172

Глава VII
Гоночные автомодели 178
Общее устройство 177
Предварительный расчет основных данных проектируемой автомодели 187
Выбор основных параметров при изготовлениигоночной автомодели 196
Узел силовой установки модели 205
Ходовая часть 213
Кузов 223
Топливный бак 228
Остановочное приспособление 239

Глава VIII
Автомодеди-полумакеты 244
Компоновка агрегатов моделей-лолумакетов 247
Силовая передача 253
Ходовая часть 262
Кузов и его отделка 273

Глава IX
Радиоуправляемые автомодели 284
Обшее устройство 285
Основы радиоуправления автомоделями 292
Радиоуправляемый механизм РУМ-1 295
Системы автоматики простых радиоуправляемых автомоделей
с применением аппаратуры РУМ-1 302
Автоматика сложных радиоуправляемых автомоделей 306
Трехканалытое управление многокомандной автомоделью 317
Самодельная радиоаппаратура для управленияавтомоделями 319

Глава X
Автомодельный корт 334
Способы запуска автомобильных моделей 334
Стационарный корт 343
Временные корты 347
Кордовые и направляющие нити 360
Организация соревнований автомобильных моделистов 355
Подготовка соревнований
Организация и проведение соревнований Работа судейской коллегии
Приложения
Литература по автомодельному спорту


      Автомодельный спорт — самый молодой технический вид спорта в СССР. До последнего времени лишь одиночки-энтузиасты строили автомобильные модели. Начало более широкому развитию автомодельного спорта положено в конце 1955 года, когда решением ЦК ДОСААФ СССР была создана Центральная лаборатория автомобильного моделизма. Эта лаборатория стала техническим, методическим и пропагандистским центром развития автомодельного спорта в стране.
      В 1956 году ЦК ДОСААФ была утверждена «Программа кружков автомоделистов», рассчитанная на трехлетнее обучение. В 1959 году программа была пересмотрена. В том же году ЦК ДОСААФ были утверждены «Правила соревнований автомобильных моделистов».
      Все основные положения программы и правил соревнований подтверждены практикой. Стало возможным создать учебное пособие по автомодельному спорту, которое окажет несомненную помощь в работе кружков ив дальнейшем массивом развитии автомодельного спорта.
      В этой книге обобщен опыт изготовления автомобильных моделей, накопленный советскими и зарубежными автомоделистами, а также опыт организации и проведения соревнований. Книга построена в последовательности, строго соответствующей утвержденной ЦК ДОСААФ программе.
      Все предложения и замечания, направленные на улучшение этого учебного пособия, просьба направлять по адресу; Москва, Е-318, Зверинецкая улица, дом 34/38, подъезд 4, Центральная лаборатория автомобильного моделизма ДОСААФ СССР.
      Со времени создания автомобиля с бензиновым двигателем не прошло еще и восьмидесяти лет. А какие замечательные уже построены машины!
      Автомобили применяются в различных отраслях народного хозяйства. Днем и ночью в любую погоду они перевозят по дорогам страны грузы и пассажиров.
      По шоссейным дорогам идут мощные грузовые машины, многоместные автобусы и комфортабельные легковые автомобили» созданные советскими конструкторами и построенные на отечественных заводах. Трудно представить себе в настоящее время какой-либо город, населенный пункт, стройку или предприятие без автомобиля. Применяется автомобиль и в Советской Армии. Автомобильные части в дни Великой Отечественной войны с честью справились с возложенными на них задачами и накопили богатый опыт использования автомобиля в боевых условиях.
      Непрерывно увеличивается количество автомобилей индивидуального пользования. Рост благосостояния советских людей позволяет рабочим, колхозникам, служащим приобретать собственные автомобили.
      На предприятиях, в учреждениях, школах, на станциях юных техников тысячи юношей и девушек с увлечением изучают устройство автомобиля и его агрегатов, учатся управлять им.
      Большую помощь в ознакомлении с марками советских автомобилей, с общим устройством и основами конструирования автомобиля, а также с принципами работы его механизмов оказывает автомоделизм.
      Занимаясь конструированием и изготовлением моделей автомобилей, автомоделисты приобретают много полезных знаний и навыков. Автомоделизм развивает творческую инициативу и смекалку. Практика работы с различными материалами, инструментом и оборудованием позволяет автомодели стам познакомиться с технологией производства и ремонта автомобилей, помогает им выбрать свою будущую профессию.
      Автомоделизм не только дает возможность молодежи познакомиться с современной техникой, но и помогает ей по-настоящему полюбить автомобильное дело.
      Создание автомобильной модели — это творческий процесс, развивающий конструкторские навыки. Строя модели, разрабатывая различные механизмы к ним, автомоделисты учатся технически правильно .мыслить, проектировать, создавать.
      Автомоделизм не только полезный и интересный вид творческой самодеятельности молодежи, но и увлекательный вид технического спорта. Конструкторы стараются изготовить не только хорошую автомодель, но добиваются того, чтобы она могла развить большую скорость и опередить автомодели, выставленные другими участниками соревнований.
      Автомоделисты Советского Союза получают большое удовлетворение, завоевав звание победителя в соревнованиях, установив рекорд или став чемпионом. А какую огромную радость испытывают автомоделисты, включенные во всесоюзную команду для участия в европейских или международных соревнованиях, которым доверили защищать честь своей Родины на этих соревнованиях.
      Это привлекает к участию в автомодельном спорте все больше рабочей и учащейся молодежи нашей страны. Число автомоделистов в СССР увеличивается с каждым днем. Автомоделизм становится массовым видом спорта.
      В 1957 году впервые в нашей стране были проведены соревнования автомоделистов четырех городов: Москвы, Ленинграда, Риги и Харькова. В те годы только в этих городах можно было скомплектовать команды, подготовленные для соревнований, В этих соревнованиях приняло участие всего 30 автомоделистов, которые привезли с собой девятнадцать автомоделей с двигателями внутреннего сгорания, три — с электродвигателями, пять — с резиновыми двигателями и другие модели.
      Скорости автомоделей были небольшие. Наивысшую скорость по моделям с двигателем внутреннего сгорания 1,5 см3 показала модель Евгения Васильевича Ляшенко (Харьков). Она развила скорость 56,88 км/час. Также невелики были скорости моделей класса 2,5 и 5,0 см3. Командное первенство завоевала команда харьковчан (рис. 1), состоявшая из рабочей молодежи.
      С тех пор стало традицией проводить ежегодные всесоюзные соревнования автомоделистов, на которых команды союзных республик, Москвы и Ленинграда борются за звание победителя, На Пятых всесоюзных соревнованиях автомоделистов в 1961 году участвовали со своими моделями 120 автомоделистов, составивших 16 команд. Лишь одна союзная республика — Эстонская — не была участницей соревнований. Командное первенство в этих соревнованиях завоевала команда РСФСР (рис. 2).
      В первых соревнованиях автомоделистов школьников Российской Федерации в I960 году участвовали автомоделисты Ростовской, Воронежской, Орловской, Калужской, Ярославской, Московской, Кировской, Псковской, Свердловской, Новосибирской и Омской областей, Ставропольского и Краснодарского краев, городов Москвы и Ленинграда, Удмуртской и Мордовской АССР, а также Хакасской автономной области. В этих областях и краях автомоделизм широко развивается. Команда ростовчан, например, состояла из сорока автомоделистов, которые привезли с собой три радиоуправляемые автомодели, двадцать две — с микролитражными двигателями внутреннего сгорания, восемь — с электрическими и восемь — с резиновыми двигателями. В команде ростовчан были автомоделисты из Ростова, Таганрога, Новочеркасска, Батайска, Шахт и других городов.
      Результаты проведенных всесоюзных соревнований автомоделистов показали, что мастерство их растет и все более совершенными становятся автомодели. Постепенно накапливаемый опыт позволяет в каждом следующем году значительно улучшать конструкцию автомоделей и повышать достигнутые результаты.
      Лишь за четыре года развития автомодельного спорта в СССР (1957 — 1961 гг.) советские автомоделисты создали автомодели, которые установили в 1961 году шестнадцать всесоюзных рекордов. Московский автомоделист мастер автомодельного спорта С. И. Казанков с изготовленными им моделями класса 1,5 cmz установил три рекорда на дистанциях 500, 1000 и 2000 м, развив соответственно скорости: 109,756; 107,784 и 107,270 км/час.
      Московский автомоделист мастер автомодельного спорта А. П. Суханов с моделями этого же класса установил два рекорда. Его модель на дистанции 2000 м развила скорость 106,508 км/час, а на дистанции 10 000 м — 89,374 км/час.
      Мастер автомодельного спорта В. Н. Якубович из г. Жуковского (Московская область) по классу автомоделей
      2,5 cmz установил два рекорда. Его модель развила скорость 132,352 км/час. По этому же классу, но на других дистанциях два рекорда установил москвич мастер автомодельного спорта А. В. Давыдов и один рекорд харьковчанин мастер автомодельного спорта В, А. Булыгин.
      По классу автомоделей 5,0 см3 четыре всесоюзных рекорда установил москвич мастер автомодельного спорта Б. И. Ефимов. Его модель развила скорость 142,857 км/час. По этому классу автомоделей лишь на дистанции 10 000 м не установлен рекорд.
      По классу автомоделей самой большой кубатуры 10 см8 в 1961 году спортсмен первого разряда О. А. Маслов (УзССР) установил рекорды на двух дистанциях 2000 и 5000 м. Его модель развила скорость 158,590 км/час. По автомоделям этого класса на дистанциях 500, 1000 и 10 000 м всесоюзные рекорды не установлены, так как исходные нормативы еще не перекрыты.
      Многие рекорды установлены также в союзных республиках, в Москве, Ленинграде и областях.
      Лучших результатов по гоночным автомоделям с двигателями внутреннего сгорания добились автомоделисты, строящие гоночные автомодели с двигателями с рабочим объемом цилиндра 5 смг. Скорости этих автомоделей возросли за четыре года несколько более 200%, а по классам 2,5 смъ — на 199,9% и 1,5 смг — на 193%.
      Автомоделисты СССР за четыре года добились повышения скоростей по гоночным автомоделям с двигателями внутреннего сгорания на 200%, с электрическими двигателями — на 268%. Эти показатели говорят о большой работе, проведенной автомоделистами за короткий промежуток времени.
      На рис. 3 приведена диаграмма роста скоростей автомоделей, изготовленных спортсменами за четыре года развития автомодельного спорта (1957 — 1961).
      Однако скорости наших гоночных автомоделей все еще значительно отстают от скоростей, достигнутых за рубежом. В коние книги (приложения 9 и 10) даны таблицы рекордов по автомодельному спорту в нашей стране и европейских. Как видно из этих таблиц, скорости, зафиксированные европейскими рекордами, превышают наши по автомоделям класса
      1,5 см3 на 18%, 2,5 смг — на 30%, 5,0 смг — на 32% и
      10,0 смг — на 45%. Чем больше кубатура класса, тем больше отставание. Ведь автомодельный спорт за рубежом культивируется уже более 15 лет, а в нашей стране это самый молодой технический вид спорта. Советские автомоделисты должны напряженной и упорной работой перекрыть эти скорости.
      Результаты, достигнутые автомоделистами СССР за пять лет, говорят о том, что недалеко то время, когда наши автомоделисты в результате совершенствования своего мастерства смогут защищать честь своей Родины на европейских соревнованиях и добьются там почетных результатов.
      Гарантией этому является массовость в развитии автомодельного спорта в Советском Союзе. В 1960 году было проведено 808 соревнований автомоделистов различного масштаба, в которых приняли участие 12 564 человека. Если в 1957 году в кружках автомоделистов занималось только 707 человек, то в 1959 году число подготовленных автомоделистов составило 10 149.
      На 1 января 1961 года в нашей стране по автомодельному спорту уже было 17 мастеров, 122 спортсмена первого разряда, 298 спортсменов второго разряда, 3068 спортсменов третьего разряда и большое количество спортсменов юношеского разряда.
      В Москве в январе 1960 года состоялась учредительная конференция, на которой была создана Всесоюзная федерация автомобильного и мотоциклетного спорта, В составе федерации имеются три равноправных комитета: автомобильного, мотоциклетного и автомодельного спорта. Такое организационное укрепление автомодельного спорта, несомненно, положительно скажется на его развитии.
     
     
      Глава I
      ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ АВТОМОДЕЛЬНОГО КРУЖКА
     
      сновной организационной формой обучения, повышения мастерства и самодеятельного творчества автомоделистов является кружок. Занимаясь в кружке, начинающий автомоделист приобретает необходимые знания и опыт изготовления автомоделей, а опытный повышает свою квалификацию и учится строить новые интересные модели. Для занятий в кружке автомоделисты обеспечиваются помещением, необходимым оборудованием, инструментом, материалами, квалифицированным руководством и консультацией.
      Можно стать, конечно, опытным автомоделистом, не занимаясь в кружке, изготовляя модели автомобилей самостоятельно. Но практика показывает, что в кружке автомоделист приобретает необходимые знания и накапливает опыт значительно быстрее и легче.
      На занятиях в кружке ребятам прививаются интерес и любовь к автомобилю, играющему столь большую роль в нашем социалистическом народном хозяйстве, чувство гордости в связи с достижениями отечественного автомобилестроения, оказывается помощь в овладении мастерством строительства автомоделей, чтобы в дальнейшем они могли стать строителями автомобилей или специалистами по их использованию и ремонту.
      Автомоделист учится в кружке самостоятельно проектировать и изготавливать модели автомобилей всех типов, групп
      и классов. Он работает со столярным и слесарным инструментами, на стайках, паяет, красит, панирует и приобретает многие другие необходимые ему трудовые навыки.
      Работа по изготовлению моделей требует настойчивости, сноровки, мастерства и приучает кружковцев самостоятельно технически мыслить.
     
      ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ КРУЖКА
      Кружки автомоделистов создаются при первичных организациях и автомотоклубах ДОСААФ, во дворцах культуры, в рабочих клубах, школах, детских домах, на станциях юных техников, в домах и дворцах пионеров, пионерских лагерях.
      Количество членов кружка зависит от условий работы и состава занимающихся, но желательно в каждом кружке иметь не более 15 человек. Серьезное внимание должно быть уделено правильному комплектованию кружка. При первичных организациях ДОСААФ предприятий и учреждений необходимо стремиться, чтобы лица, объединенные в один кружок, по степени своей подготовленности к моделированию, т. е. по своему производственному опыту и общеобразовательным данным, имели примерно одинаковую подготовку. Только в этом случае учебная работа будет поставлена правильно.
      В кружки, создаваемые в первичных организациях ДОСААФ общеобразовательных школ и детских домов, во дворцах и домах пионеров, на станциях юных техников и ь пионерских лагерях, не следует привлекать учащихся ниже пятого класса и объединять в одном кружке учащихся более чем двух смежных классов. Желательно, чтобы все члены кружка были одного возраста и имели одинаковую подготовку. Школьники, вступающие в кружок, должны иметь разрешение родителей и классного руководителя.
      Занятия в кружках рассчитаны на трехгодичное обучение, чтобы ребята накопили опыт по проектированию и изготовлению автомоделей различных типов, групп и классов, от простейших до сложных. Исходя из этого и построена программа занятий кружков автомоделистов, утвержденная ЦК ДОСААФ в 1959 году. Программу (распределение времени и объем каждой отдельной темы) не следует рассматривать как строго обязательную. В зависимости от подготовленности занимающихся и местных условий она может быть скорректирована для данного кружка. Материал одной темы можно сократить за счет увеличения часов занятий по другой теме. Следует также считаться с пожеланиями самих кружковцев.
      Кружок первого года занятий создают при первичных организациях ДОСААФ предприятий и учреждений, а также при школах, внешкольных учреждениях, детских домах, домах и дворцах пионеров, в пионерских лагерях и лесных школах. Этот кружок рассчитан на обучение молодежи, не имеющей достаточных трудовых навыков для постройки автомоделей, не знакомой с конструкцией моделей и требованиями к ним и не совсем еще ясно понимающей цели и задачи кружка автомоделистов.
      Однако на практике в ряде кружков по желанию кружковцев занятия проводятся лишь один раз в неделю продолжительностью 4 часа. Многие руководители кружков считают, что такая регламентация работы кружка более эффективна, так как при двухчасовом занятии приходится прерывать незаконченную работу по изготовлению какого-либо узла модели или кузова, что крайне нежелательно и в ряде случаев недопустимо. Именно поэтому необходимо руководителям кружков при составлении расписания учитывать пожелания кружковцев, так как это, несомненно, положительно скажется на результатах работы кружка и успеваемости кружковцев.
      Если кружок укомплектован школьниками, то руководитель кружка должен систематически следить за учебой ребят в школе, не допускать снижения их успеваемости.
      Главная цель работы кружка первого года занятий — привить любовь к автомобилю и воспитать чувство гордости за достижения отечественного автомобилестроения, расширить и закрепить политехнические знания и навыки, получаемые учащимися на уроках в школе, приучить работать с инструментом и материалами, научить доводить до конца изготовление задуманной несложной автомодели.
      В начале первого года обучения члены кружка изготовляют наиболее простые контурные автомодели, затем модели с резиновыми двигателями, работающими па закручивание, а в конце года — модели с электрическими двигателями. Программой кружка первого года предусмотрено 120 часов занятий, из них 14 теоретических. Таким образом, программа рассчитана па проведение занятий два раза в неделю.
      Занятия в кружке первого года обучения начинаются с изготовления простейших деталей и контурных автомоделей, чтобы с повышением мастерства кружковцев можно было перейти к изготовлению более сложных узлов и моделей. Вначале работу проводят по готовым чертежам и описаниям, в основном копируя их. Эти чертежи заготовляют заблаговременно. Изготовляя модели по готовым чертежам и описаниям, кружковцы могут вносить те или иные изменения в конструкцию отдельных деталей и узлов, если эти изменения целесообразны и не приведут к ухудшению технической характеристики ц внешнего вида модели.
      Изготовив одну или две модели по готовым чертежам, кружковцы переходят к конструированию автомоделей по своим чертежам.
      При рассмотрении проектов моделистов необходимо следить, чтобы в конструкции отдельных деталей и узлов модели отсутствовали сложные детали, и, если нужно, подсказать, как их заменить более простыми. Но это не должно ухудшить конструкцию, внешний вид и ходовые качества модели.
      Чтобы правильно организовать процесс изготовления деталей и узлов моделей, следует разработать технологические карты. Правда, на их подготовку руководителю кружка надо затратить много времени, но этот труд оправдает себя в последующем, так как меньше придется затрачивать времени на объяснение кружковцам последовательности операций и приемов при изготовлении этих деталей. Кроме того, к разработке технологических карт в дальнейшем можно привлечь кружковцев. Карты изготовляют на картоне или плотной бумаге, и они служат несколько лет.
      В технологических картах следует указать последовательность операций, содержание работ каждой операции, требуемый инструмент и материалы, а также технические и методические требования, В качестве примера приводим технологическую карту для изготовления резинового двигателя.
      KOHEЦ ФPAГMEHTA КНИГИ

 

 

На главнуюТексты книг БКАудиокниги БКПолит-инфоСоветские учебникиЗа страницами учебникаФото-ПитерНастрои СытинаРадиоспектаклиДетская библиотека

 

Яндекс.Метрика


Творческая студия БК-МТГК 2001-3001 гг. karlov@bk.ru