НА ГЛАВНУЮТЕКСТЫ КНИГ БКАУДИОКНИГИ БКПОЛИТ-ИНФОСОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКАФОТО-ПИТЕРНАСТРОИ СЫТИНАРАДИОСПЕКТАКЛИКНИЖНАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ

Библиотечка «За страницами учебника»

Азбука радиоуправления моделями. Отряшенков Ю. М. — 1965 г.

«Знай и умей»
Юрий Михайлович Отряшенков

Азбука
радиоуправления
моделями

*** 1965 ***


DjVu


PEKЛAMA Заказать почтой 500 советских радиоспектаклей на 9-ти DVD. Подробности...

Выставлен на продажу домен
mp3-kniga.ru
Обращаться: r01.ru
(аукцион доменов)



 

      ОГЛАВЛЕНИЕ

Азбука радиотелемеханики
Немного о радиотехнике
«Телеворы»
Основы радиоуправления моделями
Соперники радиоламп
Полупроводниковый диод
Транзистор — это очень просто
Транзистор — переключатель тока
Транзистор-усилитель
Простейшая однокомандная аппаратура радиоуправления моделями
Начинайте с детекторного приемника!
Изготовление приемной аппаратуры
Электромагнитное реле
Стой, дальше ни шагу!
Как работает радиопередатчик?
Изготовление простейшего радиопередатчика
Наладка приемо-передающей аппаратуры Рулевая машинка
Однокомандная аппаратура радиоуправления
«Ласточка»
Детектор, усиливающий сигнал в миллион раз!
Работа приемной аппаратуры
Изготовление приемника
Налаживание приемника
Работа исполнительного механизма однокомандной аппаратуры
Ракетный вариант приемной аппаратуры «Ласточка»
Работа и изготовление передатчика «Ласточка»
Налаживание передатчика
Многоканальная аппаратура радиоуправления моделями
LC-фильтры — что это такое?
Работа многоканального приемника
Изготовление многоканального приемника
Наладка многоканального приемника 228
Как изготовить передатчик РУМ-1 231
Наладка передатчика РУМ-1 246
Исполнительные механизмы многоканальной аппаратуры 248
Глава VI Радиоуправляемая модель автомобиля «Катюша» 254
Странные автомобили —
Изготовление модели автомобиля «Катюша» 255
Глава VII Простейшая радиоуправляемая модель планера «Ласточка» 267
Изготовление модели планера —
Сборка и регулировка модели 274
Глава VIII Радиоуправляемая модель катера «Утенок» 277
Таинственное событие в Ньюпорте —
Построить «Утенка» очень просто 278
Справочный отдел 288


Условные обозначения радиодеталей на схемах — Основные данные реле типа РСМ, РЭС-6, РЭС-9, РЭС-10, РЭС-15 289

      ФPAГMEHT КНИГИ (...) РАДИОУПРАВЛЯЕМАЯ МОДЕЛЬ АВТОМОБИЛЯ «КАТЮША»
      СТРАННЫЕ АВТОМОБИЛИ
      Летом 1915 года по одной из улиц Берлина двигался какой-то очень загадочный экипаж. Люди останавливались и с удивлением смотрели на него. Это было нечто похожее на автомобиль, но только без кузова. Между передними и задними колесами двигалась какая-то металлическая лента. Однако самым странным было то, что на экипаже не было ни одного человека.
      Экипаж катил медленно, но уверенно. Дойдя до одной из поперечных улиц, он повернул направо за угол. Пройдя эту улицу и сделав еще несколько поворотов, экипаж скрылся во дворе какого-то завода, к величайшему огорчению сопровождавших его мальчишек.
      Управление этим странным самодвижущимся экипажем производилось по радио с автомобиля, шедшего позади.
      Изобретатель странного экипажа Антон Флетнер первоначально вздумал управлять по радио лошадьми и даже взял патент на это изобретение. Он заинтересовал своим изобретением владельца цирка во Франкфурте. Были произведены опыты, но они окончились полной неудачей.
      — Лошади оказались более строптивыми, чем я предполагал, — заявил Флетнер в свое оправдание... и приступил к созданию радиоуправляемого автомобиля.
      А девять лет спустя, в 1924 году, подобную же картину, которая наблюдалась в Берлине, можно было ви-
      деть на улицах города Дейтона, в США. Только двигавшийся по улице экипаж напоминал своей формой больше лодку, чем автомобиль.
      Он был закрыт сверху и имел три колеса. По-види-мому, людей внутри этого небольшого экипажа не было. По временам из странного автомобиля раздавались то звуки сигнального рожка, то звуки колокола, вызывая восторг бежавших за ним ребят.
      Когда зажегся красный свет уличного светофора, автомобиль остановился. С появлением зеленого света автомобиль возобновил свое движение. Он ловко маневрировал среди других машин, делал повороты то в одну, то в другую сторону.
      Этот автомобиль вел себя на многолюдных улицах так, как если бы имел глаза, уши и мозг. Но, конечно, ничего подобного у автомобиля не было. Им, как и первым автомобилем, управлял на расстоянии человек, пользуясь радиоволнами.
      «Радиомозг» автомобиля состоял из радиоприемника с антенной, частотного селектора и нескольких реле, которые закрывали и открывали клапаны воздухопроводных трубок. По трубкам сжатый воздух подводился к нескольким цилиндрам с поршнями, которые перемещали различные органы управления автомобиля.
      Не правда ли, все это очень интересно?
      Сделайте и вы свой радиоуправляемый автомобиль, не настоящий, конечно, а модель, и назовите ее «Катюшей».
     
      ИЗГОТОВЛЕНИЕ МОДЕЛИ АВТОМОБИЛЯ «КАТЮША»
      Перед тем как приступать к изготовлению модели автомобиля, хорошо разберитесь во взаимодействии всех агрегатов управления.
      На модели установлена простейшая однокомандная аппаратура, обеспечивающая надежное управление автомобилем на расстоянии до 20 — 30 ж. Полное описание работы аппаратуры и ее изготовления вы найдете в третьей главе.
      Но одной команды, скажете вы, для управления моделью автомобиля явно недостаточно.
      Нет, достаточно, и вот почему.
      Рис. 164. Чертеж электромеханического селектора команд.
      Вспомните, как работает двухзвенная «вертушка», описанная на стр. 172. Ее звездочка имеет четыре фиксированных положения через каждые 90°. Теперь свяжите общей осью звездочку и гетинаксовый кулачок, как показано на рисунке 164, а по окружности кулачка расположите три контактные группы. В результате у вас получится электромеханический селектор команд.
      Посмотрите на схему расположения контактных групп селектора (рис. 165), и вы сразу всё поймете. Контактные группы 1 — 2 и 3 — 4 нормально разомкнуты и замыкаются только тогда, когда выступ кулачка совпадает с одной из них. Контактная группа 5 — 6 — 7 работает на переключение, для этого на контактной пластине 5 укреплен штырек из изоляционного материала. Когда выступ кулачка находится против контактной группы 5 — 6 — 7, контактная пара 5 — 7 замыкается, а пара 6 — 7 размыкается.
      «Вертушка», кулачок, контактные группы конструктивно связаны общим основанием из листовой латуни и текстолита, как показано на рисунке 164 (в центре). «Вертушка» изготовляется по чертежам, приведенным на рисунке 112, и устанавливается на общем основании.
      Электромеханический селектор команд готов. Чтобы убедиться в исправности его работы, установите селектор на дощечку размером 50X10 см и проведите испытания. На один конец дощечки установите селектор, а на другой — кронштейн для крепления заводной ручки. Подберите резиновый шнур нужного сечения, закрутите его и приступайте к испытанию селектора, предварительно сделав все необходимые соединения по схеме рисунка 165.
      Установите кулачок, чтобы его выступ был вверху.
      Лампочка от карманного фонарика должна гореть, остальные лампочки — Л, Лг и Лз — выключены.
      Включите тумблер Вк, подав ток в катушку «вертушки», — «вертушка» сработает, и кулачок повернется на 90° по часовой стрелке, замкнув контакты 3 — 4; лампочка Лг загорится, а лампочка Л будет продолжать гореть, поскольку в контактной группе 5 — 6 — 7 при повороте кулачка на 90° не произошло никаких изменений.
      Если при включении Вк якорь «вертушки» притянется к сердечнику электромагнита, а звездочка останется в прежнем положении, то следует увеличить число ниток в резиновом шнуре.
      Выключите Вкх — кулачок провернется еще раз на 90°, переключив контактную группу 5 — 6 — 7; лампочка Лз загорится, а лампочки Л2 и Л4 выключатся.
      Подайте следующую команду, включив Вки — контактная группа 1 — 2 замкнется, а контактная группа 5 — 6 — 7 займет исходное положение (5 — 7 замкнуты, б — 7 разомкнуты); лампочки Jl и Л4 будут гореть, а лампочки Л2 и Лз выключены.
      Выключите Вку — кулачок займет исходное, первоначальное положение, какое было до подачи команд. Все лампочки, кроме Л, будут выключены.
      После удачных испытаний можете быть уверены в надежной работе механического селектора на модели автомобиля.
      На рисунке 166 приведена электрическая схема соединений всех агрегатов на модели автомобиля.
     
      Разберем работу схемы.
      Тумблером Вк, к приемнику подключается напряжение питания от двух батареек КБС-0,5.
      Для поворота модели вправо и влево служит рулевая машинка, описанная на стр. 142. Коромысло рулевой машинки жестко связано с передней осью вертикальным штырем.
      Движение модели вперед и назад осуществляется от электромоторчика Afi, который через редуктор жестко соединен с задней осью модели, как показано на рисунке 167. Передаточное число редуктора равно 40:1.
      При включении Вкз начинает работать электромоторчик Mi — модель едет вперед.
      При подаче команды «вправо» кулачок поворачивается на 90°, замыкая контактную группу 3 — 4. В результате начинает вращаться электромоторчик М2 рулевой машинки. Руль поворота поворачивается вправо до тех пор, пока концевой выключатель Ку не разорвет цепь питания моторчика М2. Одновременно продолжает работать электромоторчик Mi — и модель едет вперед, делая правый поворот.
      При прекращении команды «вправо» выступ кулачка переключит контактную группу 5 — 6 — 7, подав на электромоторчик Mi питание с обратной полярностью, — модель поедет назад. Хотя цепь питания электромоторчика М2 будет выключена, руль поворота останется в отклоненном правом положении.
      Для поворота модели влево подайте следующую команду — «вертушка» сработает, повернув кулачок так, что замкнется контактная группа 1 — 2. Электромоторчик М2 отклонит руль поворота влево до упора, пока концевой выключатель /(2 не разомкнет цепь его питания. Если время командного сигнала ограничить так, чтобы руль поворота успел из крайнего правого положения дойти только до нейтрали, после чего подачу команды прекратить, то модель поедет по прямой.
      Изменяя последовательность и продолжительность командных сигналов, можно добиться самых различных маневров модели автомобиля.
      После того как вы уяснили кинематическую схему и взаимодействие отдельных агрегатов, приступайте к изготовлению модели.
      Постройку модели радиоуправляемого автомобиля следует начинать с изготовления приемо-передающей аппаратуры, рулевой машинки, электромеханического селектора и редуктора.
      В качестве приемной аппаратуры на модели устанавливается простейший однокомандный приемник, с которым вы познакомились в третьей главе.
      Изготовление рулевой машинки показано на стр. 142.
      Изготовление «вертушки» для механического селектора было дано на стр. 175.
      Сборку селектора следует производить по чертежам рисунка 164.
      Чертежи редуктора и его установка на шасси даны на рисунке 167. Корпус редуктора изготовляется из листовой латуни толщиной 1,2 — 2,0 мм строго по чертежу, приведенному на том же рисунке, справа вверху. Все четыре шестерни редуктора можно взять из номеронабирателя старого телефонного аппарата. Ось большой шестерни делается из стального прутка диаметром 3 мм, длиной 200 мм. С осью жестко (на пайке) связаны фланцы задних колес. После установки колес на место лишние концы оси следует отпилить. Колеса можно взять от игрушечного автомобиля или изготовить самому.
      После окончания сборки редуктора наденьте на его ведущую ось кусочек кембриковой трубки и, проворачивая ось рукой, добейтесь свободного вращения шестерен. Регулировка хода редуктора производится перемещением фланца червяка, для чего два его отверстия делаются овальной формы.
      Отрегулированный редуктор укрепите на деревянной подставке и кембриковой трубкой соедините с осью электромоторчика. Хорошо смазав редуктор вазелиновым
      Рис. 168. Чертежи шасси, кузова и кабины.
      маслом, включите электромоторчик и дайте возможность поработать в течение 10 — 15 мин. За это время все вращающиеся детали редуктора притрутся по месту, и его работа будет более надежна.
      В качестве двигателя в модели может быть использован любой микромоторчик, который можно купить в магазине игрушек.
      После изготовления основных агрегатов автомобиля переходите к шасси и монтажу на нем всех деталей.
      Шасси автомобиля делают из куска толстой фанеры толщиной 8 — 10 мм. Его нужно сделать очень аккуратно и строго по чертежу (рис. 168). Иначе небрежность, допущенная при изготовлении шасси, затруднит сборку модели. Хорошо зачистив плоскости шасси наждачной бумагой, переходите к установке на него ранее сделанных агрегатов. Отверстия диаметром 3 мм лучше всего сверлить по месту при установке той или иной детали.
      Первым на шасси установите механический селектор согласно рисунку 164.
      Конструкция заднего моста модели и крепление редуктора показаны на рисунке 167. При установке моторчика Mi обратите внимание на жесткость его крепления, иначе в работе все разболтается. Не забудьте параллельно его клеммам подключить искрогасящую цепочку.
      Как бы вы ни старались установить соосность между ведущей осью редуктора и осью электромоторчика, все же это вам не удастся. Поэтому на модели они соединены гибким валиком из кембриковой трубки подходящего сечения или велосипедным ниппелем.
      Установка рулевой машинки и конструкция переднего моста показаны на рисунке 169. На этом же рисунке хорошо видно крепление четырех батареек питания КБС-0,5 и выключателей Bki и Вк2. Приемник крепится на шасси при помощи четырех стальных шпилек. Длина шпилек должна быть такой, чтобы приемник не касался ни батареек питания, ни рулевой машинки.
      Для удобства монтажа в передней части шасси на двух винтах крепится монтажная планка с семью монтажными ламельками (рис. 170).
      Электрический монтаж машины производится многожильным проводом сечением 0,14 — 0,35 мм2 в хлорвиниловой изоляции. Хорошо, если вам удастся достать монтажные провода пяти-шести цветов. Тогда схема будет иметь прозрачный вид и вы не запутаетесь при отыскании той или иной цепи.
      После окончания монтажных работ проверьте два-три раза схему и приступайте к опробованию ходовой части модели.
      Включите тумблер Вк2. Электромоторчик должен начать работу, вращая ось задних колес. Проверьте от руки все положения кулачка селектора. При этом должна четко срабатывать рулевая машинка, поворачивая передние колеса вправо и влево до упоров, и должно меняться направление вращения задних колес.
      Поставьте модель на пол — она поедет.
      Но проводить дальнейшие испытания модели с радиоаппаратурой еще рано, и вы поймете сейчас почему. Вспомните про «телеворов». Второй конец провода катушки они присоединяли к «земле». Иначе, куда же будет течь высокочастотный ток? На модели автомобиля «земли» нет. Ее заменит кусок жести размером 210Х 130 мм, который в радиотехнике называется противовесом. Вот его-то нам и не хватало, чтобы начать совместное испытание приемной аппаратуры и ходовой части автомобиля.
      Кузов модели (рис. 168) делается из фанеры толщиной 1,5 — 2,0 мм и сосновых реек 8X8 мм. На дно кузова кладется противовес — кусок жести. Крепится кузов к шасси на четырех скобах, чертежи которых приведены на рисунке 164, справа. Под один из болтов крепления кузова к скобе подложите оголенный конец многожильного провода и туго затяните гайкой. Другой конец провода от противовеса присоедините к общему проводу «земля», как показано на рисунке 170, После того как противовес подключен к схеме, можно приступать к испытанию всей аппаратуры радиоуправляемого автомобиля. Не забудьте только при этом установить приемную антенну и закрутить резиновый шнур.
      Включите передатчик и приемник (тумблер Вк2 остается выключенным) и еще раз проверьте настройку приемника. При подаче командного сигнала должно четко срабатывать чувствительное реле приемника Р.
      Включите тумблер Вк2 — модель тронется с места.
     
      Глава VII
      ПРОСТЕЙШАЯ РАДИОУПРАВЛЯЕМАЯ МОДЕЛЬ ПЛАНЕРА «ЛАСТОЧКА»
      Постройку радиоуправляемой летающей модели всегда нужно начинать с изготовления приемной аппаратуры. Может случиться, что вам не удастся достать каких-либо деталей для приемника и их придется заменять другими, из-за чего габариты аппаратуры и ее вес могут сильно увеличиться. А это неизбежно потребует изменения конструкции планера.
     
      ИЗГОТОВЛЕНИЕ МОДЕЛИ ПЛАНЕРА
      В основу конструкции радиоуправляемой модели планера «Ласточка» положен планер класса А-1 «Пионер». Общий чертеж модели показан на рисунке 171.
      Основные данные модели планера «Ласточка»: площадь крыла 19,25 дм2; площадь стабилизатора 5,25 дм2; полетный вес, включая аппаратуру, 450 — 500 г.
      Крыло. Крыло модели собирается из двух сосновых лонжеронов 1 и 2, передней 3 и задней 4 кромок и нервюр согласно рисунку 172.
      Нервюры для крыла изготовляются из миллиметровой фанеры по шаблону, приведенному на рисунке 173. Затем из сосновых реек делаются лонжероны, передняя и задняя кромки. Лонжероны в местах перелома срезаются, как показано на рисунке 172, смазываются нитроклеем и тщательно обматываются нитками. При этом надо следить, чтобы концы кромок лонжеронов были
      приподняты на 80 мм над серединой. Передняя и задняя кромки в местах перелома изгибаются над огнем спиртовки так, чтобы концы кромок тоже были приподняты на 80 мм от середины. Перед сгибанием кромок места изгибов смачиваются водой.
      Теперь нужно по рисунку 171 сделать чертеж крыла в натуральную величину и по нему произвести сборку. Вначале собираются нервюры с лонжеронами, после чего в прорезы задней кромки вставляются концы нервюр. Последней приклеивается передняя кромка. Все места соединения деталей крыла обильно смазываются нитроклеем. На концах крыльев на клею ставятся поперечные рейки 5, а для жесткости в местах сгиба передней и задней кромок, а также на концах крыльев наклеиваются целлулоидные уголки 6, как показано на рисунке 172. Средняя часть крыла для большей жесткости усиливается накладками 7 и 8, сделанными из миллиметровой фанеры.
      После того как клей высохнет, крыло зачищается шкуркой и проверяется на перекос. Если есть перекос, его нужно обязательно устранить, изгибая крыло над электроплиткой.
      Далее крыло обтягивается папиросной бумагой, которую вырезают по контуру крыла с небольшими припусками. Сначала обтягивается нижняя поверхность, а когда она высохнет — верхняя. После полного просыхания обтяжки крыло надо покрыть два раза ровным слоем нитроклея и еще раз дать просохнуть.
      Фюзеляж. Носок фюзеляжа 9, как показано на рисунке 172, изготовляется из куска фанеры толщиной 4 мм. Для этого по рисунку 174 делается шаблон в натуральную величину и по нему производится выпиливание. К выпиленному носку на клею и гвоздях прикрепляются две сосновые рейки сечением 4X10 мм и длиной 680 мм, как это показано на рисунке 172.
      Поперек реек, также на клею и гвоздях, укрепляется сосновая пластинка 11 с размерами 5X10X60 мм. На эту пластинку ложится передняя кромка крыла, чем обеспечивается необходимая поперечная жесткость в креплении крыла к фюзеляжу. Кроме того, поперек плоскости носка укрепляется на клею штырек 12, выстроганный из бамбука.
      Для жесткости между рейками надо проложить на клею на расстоянии 120 мм два «сухарика» 13, вырезанные из сосновой рейки с размерами 3X10X30 мм. После сборки фюзеляжа рейки сверху и снизу обклеиваются двумя слоями папиросной бумаги и покрываются нитроклеем.
      На носке фюзеляжа согласно рисунку 174 сверлятся 17 отверстий диаметром 3 мм. Из них отверстия 14 и 15 используются для крепления приемника и карманной батарейки. Отверстия 16 предназначены для крепления монтажных ламелек болтами М2,6X10 мм. Такое обозначение болта показывает, что длина его 10 мм, а резьба — 2,6 мм. Отверстия 17, 18 служат для крепления уголка силового реле болтиками М2,6X10 мм. В отверстие 19 вставляется болтик М2,6X10 мм для крепления ограничителя хода качалки силового реле. Кроме того, в передней части носка сверлится отверстие диаметром 12 мм для крепления тумблера приемника.
      Фюзеляж после изготовления красится анилиновой краской, зачищается шкуркой и после покрывается два раза нитроклеем.
      Киль и стабилизатор. Киль 21 плоский, собирается на клею из сосновых реек сечением 2ХЮ мм по размерам, указанным на рисунке 175. Для прочности по по углам киля вклеиваются целлулоидные угольники 22. Укрепляется киль между рейками фюзеляжа на клею и гвоздях, как это видно на рисунке 172.
      Руль поворота 23 изготовляется из фанеры толщиной 1 мм и на ниточных шарнирах крепится к задней кромке киля, что дает ему возможность свободно отклоняться на угол 30° от среднего положения. Для управления в руль поворота вклеивается качалка 24, сделанная из листового целлулоида толщиной 1,0 — 1,5 мм.
      На рисунке 176 приводится схема управления рулем поворота. Между качалкой силового реле и промежуточной качалкой 25 на фюзеляже устанавливается тяга 26, изготовленная из сосновой рейки сечением 4X4 мм. Длина тяги с учетом проволочных наконечников 27 должна быть такой, чтобы при отклонении качалки силового реле 28 промежуточная качалка 25 была строго перпендикулярна к рейкам фюзеляжа.
      Промежуточная качалка 25 изготовляется из куска целлулоида толщиной 1,0 — 1,5 мм и крепится между рейками при помощи болта с гайкой М2,6X12 мм. Между промежуточной качалкой и качалкой руля поворота 24 ставится проволочная тяга 29. Изменяя в этой тяге расстояние А, можно менять начальный угол установки руля поворота. Предварительно расстояние А устанавливается таким, чтобы руль поворота был отклонен на 10 — 15° вправо при зазоре б в силовом реле в 1 мм. Этот зазор может регулироваться за счет подгибания ограничителя 30.
      Работа схемы управления руля поворота сводится к следующему. Резиновая нить оттягивает промежуточную качалку. Когда срабатывает силовое реле, конец его качалки перемещается на 3 — 4 мм по направлению к центру модели. Тяга 26 при этом также перемещается на 3 — 4 мм, передавая это перемещение через промежуточную качалку тяге 29. В результате руль поворота отклоняется на угол 10 — 15°, но уже влево.
      Стабилизатор собирается на нитроклее из шести нервюр, одного лонжерона 32 и задней и передней кромок 33 согласно рисункам 171, 172. Нервюры изготовляются из липовых пластинок толщиной 2 мм по шаблону рисунка 173. Для прочности в углы стабилизатора вклеиваются целлулоидные угольники.
      Киль и стабилизатор с двух сторон обклеиваются папиросной бумагой и после просушки покрываются слоем нитроклея. Резиновой лентой стабилизатор крепится к рейкам фюзеляжа снизу.
      После того как аппаратура и модель изготовлены, производится установка силового реле, приемника, батарейки от карманного фонаря и делается электрический монтаж. Приемник и батарейка крепятся к фюзеляжу резиновыми лентами, что обеспечивает необходимую прочность крепления и хорошую амортизацию при посадках модели. Силовое реле крепится двумя болтами с гайками М2,6Х10лш.
      Весь электрический монтаж делается согласно рисунку 177 многожильным проводом в хлорвиниловой изоляции.
      После окончания монтажа аппаратуры на модели необходимо проверить ее работу в целом. Для этого включается приемная аппаратура. К приемнику подключаются контрольные наушники, в которых должен прослушиваться суперный шум. При настройке приемника на частоту передатчика суперный шум пропадает и в наушниках прослушивается громкий звуковой тон модуляции. При этом силовое реле должно сработать, отклоняя руль влево. Если же силовое реле не сработало, но был услышан щелчок от срабатывания реле приемника, то следует уменьшить натяжение резинки или уменьшить зазор между якорем и сердечником силового реле. После устранения неисправностей руль поворота при подаче команды с передатчика должен отклоняться влево, а при снятии команды возвращаться в исходное положение.
      Тот же результат нужно получить, отходя от передатчика на 80 — 100 м. Если на этих расстояниях силовое реле не срабатывает, то следует повторить настройку, но теперь уже вращая регулировку частоты приемника.
      После проверки работы аппаратуры в целом крыло надевается на фюзеляж и туго привязывается резиновой лентой.
      В собранной модели надо проверить правильность расположения центра тяжести. Если центровка модели неверна, то передвиньте соответственно батарейку.
      Регулировать модель необходимо сначала над травой, запуская ее с колена, а затем уже переходить на запуск с полного роста.
      Только убедившись, что модель отрегулирована, можно переходить к запуску ее с леера.
      На рисунке 178 показан запуск модели с леера. Первый помощник оператора — запускающий — должен взять в руки модель под углом в 40 — 45° к горизонту против ветра и надеть проволочное кольцо леера на крючок модели. Другой конец леера, вытянутого против ветра, находится у второго помощника оператора — затягивающего.
      Оператор с передатчиком находится за моделью. По команде оператора его помощники начинают бежать, причем затягивающий должен бежать с большей скоростью, чем запускающий. В тот момент, когда запускающий почувствует, что леер натянулся, он легким толчком подбрасывает модель вверх. Затягивающий продолжает бежать до тех пор, пока модель из положения набора высоты не перейдет в горизонтальный полет.
      Управлять моделью нужно сразу же, после выпуска ее из рук, исправляя все отклонения от прямолинейного взлета. Если вы убедитесь, что в прямолинейном полете модель ведет себя хорошо, осторожно вводите ее в разворот, подавая короткие сигналы. В зависимости от продолжительности сигнала модель будет выполнять мелкие и глубокие виражи. Запускать модель с леера надо строго против ветра, причем первые запуски надо производить при слабом ветре.
     
      Глава VIII
      РАДИОУПРАВЛЯЕМАЯ МОДЕЛЬ КАТЕРА «УТЕНОК»
      ТАИНСТВЕННОЕ СОБЫТИЕ В НЬЮПОРТЕ
      2 марта 1917 года, в разгар первой мировой войны, в английском порту Ньюпорт произошло странное событие. Дозорные заметили вдали закрытую сверху моторную лодку, двигавшуюся по направлению к порту.
      Караульный начальник, разглядевший лодку в бинокль, с изумлением пожал плечами:
      — Странная лодка... На ней, по-видимому, нет ни одного человека. И чья она: английская, французская или бельгийская? Ничего не поймешь! На ней нет флага ...
      Пока продолжались эти восклицания, моторная лодка, не замедляя движения, очень ловко повернула ко входу в порт и направилась прямо к набережной.
      — Вот дьявол! Она полным ходом идет к стене. Этак нетрудно и раз...
      Но фраза не была закончена. Лодка действительно ударилась в стену набережной. Произошел страшный взрыв, разрушивший набережную на протяжении 12 м.
      Самый тщательный осмотр места разрушения и остатков моторной лодки не обнаружил никаких признаков людей. Кто-то из военных специалистов высказал предположение, что этой лодкой немцы управляли по радио. Но откуда?
      Ровно через полгода, 2 сентября, снова на горизонте показалась быстро мчащаяся лодка. Внимательный осмотр ее в бинокль показал, что людей на ней нет.
      — Ну, теперь нас, голубчики, не проведете, — засме-
      ялся караульный начальник и тотчас схватил телефонную трубку. — Алло! Алло!.. Говорит караульный пост номер шесть. В северном направлении на расстоянии двух тысяч шестисот метров видна радиоуправляемая моторная лодка без людей. Сейчас же откройте по ней огонь.
      Через 10 секунд загрохотали орудия, и вокруг моторной лодки поднялись высокие всплески воды от падавших и взрывавшихся снарядов. Еще через 25 секунд лодка пошла ко дну. А значительно позднее стало известно, что управление обеими моторными лодками производилось с самолета по радио.
      С этих двух случаев началась история радиоуправления судами.
      Наш радиоуправляемый катер «Утенок» — небольшая модель, мирно плавающая по зеркальной поверхности пруда или речки. «Утенок» четко выполняет команды: «разворот направо», «разворот налево», «ход прямо» и т. д. И тот, кто его построит, получит огромное наслаждение сам и доставит большое удовольствие своим товарищам.
     
      ПОСТРОИТЬ «УТЕНКА» ОЧЕНЬ ПРОСТО
      На радиоуправляемой модели катера «Утенок» установлена двухкомандная приемная аппаратура. О том, как сделать такую аппаратуру, рассказано в пятой главе. В качестве исполнительного механизма для отклонения руля поворота используется рулевая машинка с механическим возвратом (см. стр. 248).
      При.отсутствии команды с передатчика руль поворота находится в нейтральном положении. Модель плывет по прямой.
      Подайте команды «разворот вправо» — в приемнике сработает чувствительное реле Р и включится цепь питания электромоторчика рулевой машинки М. До тех пор, пока подается команда, руль поворота будет находиться в отклоненном положении, и модель будет делать правый разворот. При прекращении команды руль тут же займет нейтральное положение.
      То же происходит и при подаче команды «разворот влево». При этом срабатывает чувствительное реле Р2, которое включает цепь питания электромоторчика Мь но с обратной полярностью, чем в первом случае. Электромоторчик начнет вращаться в противоположном направлении, отклоняя руль поворота влево.
      Все, о чем мы рассказали, приведено на электрической схеме катера «Утенок» (рис. 179).
      Кроме электромоторчика Ми на модели имеется электромоторчик М2 — это электродвигатель катера. Он вращает гребной вал модели и связан с ним через редуктор с передаточным числом 4:1 или 5:1. При помощи редуктора гребной винт вращается в четыре-пять раз медленнее, чем вал электромоторчика. Если же не ставить редуктор, то к.п.д. использования мощности электромоторчика будет очень маленьким.
      Чтобы электромоторчик М2 развивал как можно большую мощность, он должен питаться «не от одной батарейки КБС-0,5, как ему положено, а от двух, включенных последовательно. Правда, при этом чаще приходится чистить его коллектор и щетки, но за го скорость катера увеличится вдвое.
      Электромоторчики Mi и М2 — обычные микроэлектромоторчики, которые ставятся на всевозможные игрушки. Их мощность равна 1 — 3 вт.
      Работа электромоторчика М2 никак не управляется по радио. Он включается обычным тумблером Вкъ и работает до тех пор, пока тумблер включен.
      «Утенок» управляется только за счет подачи команд «разворот вправо» и «разворот влево». Если же вы пожелаете управлять работой электромоторчика Л42 катера, т. е. захотите ввести команды «стоп» или «полный назад», то делайте четырехкомандную аппаратуру и коммутируйте цепь питания М2. Но для начала все же сделайте то, что мы советуем, а потом усложняйте.
      Приступать к постройке корпуса модели нужно после того, как будет изготовлена и проверена приемо-передающая аппаратура.
      Конструкция корпуса катера и размещение всех агрегатов показаны на рисунке 180.
      Проще всего корпус делать наборным и обтягивать бумагой. Технология постройки корпуса по этому способу в некоторой степени похожа на существующие методы постройки настоящих судов.
      Работа начинается с вычерчивания теоретического чертежа катера в натуральную величину. Для этого теоретический чертеж, приведенный на рисунке 181, перенесите на плотный лист бумаги. Нумерация шпангоутов на чертеже идет по порядку от носа к корме: носовому шпангоуту присваивается № 0, первому — № 1, и т. д.
      Пользуясь вычерченным в натуральный размер теоретическим чертежом, можете приступать к вычерчиванию каждого из шпангоутов. Для этого берется березовая фанера толщиной 2,0 — 2,5 мм, хорошо зачищается с обеих сторон наждачной бумагой, и на ней вычерчиваются все шпангоуты.
      Затем шпангоуты вырезаются ножом или выпиливаются лобзиком по внешнему контуру и зачищаются наждачной бумагой. Одновременно в шпангоутах делаются пазы для стрингеров (продольных реек) и килевой балки.
      Шпангоуты № 1, 2, 3, 4, 6 и 7 нужно облегчить, как это хорошо видно на рисунке 184.
      Килевая балка изготовляется из той же фанеры, что и шпангоуты.
      Стрингеры изготовляются из прямослойной сосны сечением 4X6 мм. Крепятся они в вырезанных пазах шпангоутов на казеиновом клее, на клее БФ-2 или нитролаке. Пазы в шпангоутах вырезаются на 1 мм меньше, чем толщина стрингеров. Это необходимо, чтобы иметь возможность при обработке корпуса произвести зачистку стрингеров заподлицо с контурами шпангоутов.
      Когда отдельные части набора корпуса (шпангоуты, стрингеры и килевая балка) готовы, можно приступать к сборке корпуса. Собранный корпус тщательно зачищается по контуру и обклеивается в пять-шесть слоев папиросной бумагой. После каждого слоя бумаги корпус покрывается слоем нитроклея.
      Палуба катера и надстройки делаются из фанеры и сосновых реек по рисунку 182.
      После того как корпус готов, испытайте его на плавучесть, а затем можете приступать к монтажу руля и винтомоторной группы. Приемная аппаратура устанавливается в последнюю очередь, когда вы убедитесь, что катер отлично плывет по прямой и с заданным радиусом разворота.
      На рисунке 183 отдельно показана винтомоторная группа «Утенка», которая состоит из гребного винта 1, подшипника 2, электромоторчика 3, редуктора 7, оси 4, водонепроницаемой втулки 10 и гибкого валика 6. Чтобы вам было легче разобраться в работе каждой из перечисленных деталей, обратитесь к рисунку 180.
      Гребной винт изготовляется из листовой латуни толщиной 1,0 — 1,2 мм и при помощи втулки припаивается к оси 4. В качестве оси лучше всего использовать кусок стальной проволоки диаметром 3 мм. Ось с гребным винтом должна свободно вращаться в подшипнике 2 и водонепроницаемой втулке 10.
      Электромоторчик М2 с зубчатым колесом редуктора 7 укрепляется на металлической подставке 8, которая как бы является их корпусом.
      Чтобы не так сказывалась несоосность в установке вала редуктора и оси гребного винта, между ними ставится гибкий валик из кусочка кембриковой трубки или велосипедного ниппеля.
      Водонепроницаемая втулка 10 вытачивается из латуни по рисунку 183 и притирается к оси гребного винта.
      Подшипник 2 делается из полоски жести и крепится к плоской части днища двумя винтами с гайками. Места крепления подшипника и втулки после их установки следует два-три раза промазать нитроклеем, иначе в этих местах будет протекать вода.
      Руль поворота катера делается из листовой латуни толщиной 1,0 — 1,2 мм. Ось руля посредством переходной втулки припаяйте к румпелю, который с другой стороны через шарнир соединен с рычагом управления рулевой машинки.
      В заднем отсеке корпуса, на расстоянии 40 мм от днища, вклеивается фанерная пластинка, служащая основанием для крепления рулевой машинки.
      Рис. 184. Расположение аппаратуры на катере «Утенок».
      Осталось склеить два бумажных гнезда для крепления батареек Б и Б2, укрепить на латунных уголках тумблеры В«2 и Вк3, провести несложный монтаж, и катер готов.
      Включите тумблер Вкл — должен отлично работать электромоторчик М2, вращая гребной винт.
      До того как устанавливать на модель радиоаппаратуру, обязательно испытайте модель катера на воде. Катер должен плыть со скоростью пешехода и справляться с небольшой волной.
      Радиоаппаратура устанавливается на фанерной подставке, как показано на рисунке 184, на четырех стойках с резьбой. На эту же подставку крепится батарейка питания приемника (КБС-0,5).
      Антенна изготовляется из латунного или медного прутка диаметром 2,5 — 2,0 мм, длиной 30 мм.
      Вода для плавающих моделей является отличным противовесом. Не забудьте только общий провод приемника «земля» соединить многожильным проводником с втулкой руля поворота.
      «Утенок» готов!
      Переходите к самому интересному — к испытаниям радиоуправляемого катера на воде.

 

 

НА ГЛАВНУЮТЕКСТЫ КНИГ БКАУДИОКНИГИ БКПОЛИТ-ИНФОСОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКАФОТО-ПИТЕРНАСТРОИ СЫТИНАРАДИОСПЕКТАКЛИКНИЖНАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ

 

Яндекс.Метрика


Творческая студия БК-МТГК 2001-3001 гг. karlov@bk.ru