На главнуюТексты книг БКАудиокниги БКПолит-инфоСоветские учебникиЗа страницами учебникаФото-ПитерНастрои СытинаРадиоспектаклиКнижная иллюстрация





Библиотечка «За страницами учебника»
Азбука плетения. Кузьмина М. — 1991 г.

М. Кузьмина

Азбука плетения

*** 1991 ***


DjVu


 

PEKЛAMA

Заказать почтой 500 советских радиоспектаклей на 9-ти DVD.
Подробности >>>>


      Из истории узлов
      Завязывание узлов на веревке для ее практического использования относится к числу древнейших изобретений человечества. Можно предполагать, что первобытный человек придумал десяток-другой узлов и научился плести сети раньше, чем научился добывать огонь. Очевидно, он начал применять узел задолго до того, как изобрел лемех, колесо, иглу, топор, лук и стрелу. Существование первобытного человека, его быт невозможно представить без веревки, сделанной из лиан, волокон растений, из полосок кожи или сухожилий животных.
     
      С узлами в жизни людей было связано немало примет и суеверий. Использование шаманами, знахарями и жрецами определенных узлов и плетений из веревки носило культовый характер. В магическое свойство узлов свято верили древние греки и римляне.
      Сегодня мы применяем узлы и плетения, не задумываясь даже о том, что их возраст исчисляется не веками, а тысячелетиями. Нам и в голову не приходит мысль, что такие узлы, как выбленочный, прямой и беседочный, с успехом служили жителям Древнего Египта еще пять тысячелетий назад. Это подтверждают археологические находки. Так, на обрывках снастей парусного корабля фараона Хеопса нашли беседочный узел, а дверь третьего помещения гробницы фараона Тутанхамо-на была притянута веревкой, завязанной выбленочным узлом. Прямой узел был широко распространен также у древних греков и римлян. Его изображение часто встречается на найденных осколках ваз и кувшинов. Он украшал жезл Меркурия (древнеримского бога — покровителя торговли) и назывался геркулесовым узлом.
      Однако изобретателями самых хитроумных и практичных узлов оказались моряки. Появившийся более пяти тысячелетий назад парусный корабль был немыслим без веревок, которыми крепились мачты, поддерживались паруса.
      Ко времени расцвета парусного флота в морском деле насчитывалось около 500 узлов. Моряки прошлого помимо узлов использовали в своей работе множество различных, практически необходимых плетений. Однако большинство различного рода плетений и орнаментов из веревки моряки придумали ... от скуки. Вспомним, что в старое время плавание парусников длилось нередко годами. Чтобы скоротать свободное от вахты время, моряки занимались рукоделием. Их материалами были отслужившие свой век тросы из манилы, пеньки и сизаля. Удивительные по замыслу и великолепные по исполнению предметы плетения моряки по возвращении на берег после долгой разлуки дарили своим женам и любимым. Со временем женщины переняли у моряков искусство превращать простую веревку в изящную и нужную вещь.
      За последние годы в нашей стране и за рубежом были изданы сотни книг, посвященных искусству макраме. Книга Марины Кузьминой "Азбука плетения" занимает среди них особое место, выделяясь предельно ясным текстом, краткими, четкими и изящными схемами, логичной системой построения материала, великолепными иллюстрациями плетеных изделий хорошего вкуса. Впервые с помощью изобразительных средств остроумно показана история перевоплощения морских узлов в декоративные: появляющийся время от времени моряк на страницах книги — большая удача автора и художника, сумевших по-доброму, весело рассказать о неразрывной связи между сегодняшним макраме и древними морскими узлами.
      Можно с уверенностью сказать, что книгу Марины Кузьминой в "книжных морях" ожидает большое и счастливое плавание.
      Л. Скрягин
     
      ПЕРВЫЕ ШАГИ
      Каждое рукоделие по-своему уникально: неповторимой историей зарождения, самобытным развитием. Некоторые из рукоделий навсегда забыты, жизнь других еще теплится, многие виды дожили до наших дней. Но нет среди них более древнего, таинственного и удивительного, чем узелковое плетение! На протяжении тысячелетий оно использовалось людьми для создания одежды, добывания ниши и даже помогло придумать узелковую письменность. Позже мореплаватели довели до совершенства это ремесло, а женщины средневековья сумели придать ему изысканность и тонкость, подняв до уровня прикладного искусства. Таким мы и получили это наследство с коротким названием "макраме". Современные умельцы, овладев узелковым плетением, продолжают развивать и совершенствовать это искусство. Казалось бы, серые унылые веревки, бумажный безликий шпагат, плоская тесьма, бельевая веревка и вдруг весь этот будничный материал оживает под руками мастера и удивляет изысканной игрой светотени, своеобразной фактурой и совершенством форм. Чтобы овладеть этим древнейшим из рукоделий, кроме желания нужны увлеченность, терпение, немного выдумки и фантазия. Знакомство с узелковым плетением начнем с самых первых шагов.
     
      ВСЕ О НИТЯХ И ИНСТРУМЕНТАХ
      ИЗ ЧЕГО ПЛЕТУТ
      Для плетения используют самые разнообразные нити и веревки (рис. 1): льняные, пеньковые, хлопчатобумажные, сизалевые. Мелкие вещи плетут из суровых нитей, кордовой рыболовной лески, мулине, "ириса", сутажа. Для крупных изделий берут бельевую веревку, бумажный шпагат, шторный шнур.
      Чем сильнее скручены нити, тем больше они подходят для плетения: узлы получаются четкими, рельефными, изделия из них не деформируются.
      Слабо скрученные ворсистые нити в процессе работы могут разлохматиться, и узлы из них получатся с невыразительной фактурой — ворс "размоет" ее. Подобные веревки нашли применение в другом: из них делают объемные плетеные игрушки-сувениры, настенные панно-портреты, панно-пейзажи с самой разнообразной фактурой: гладкой, рельефной и ворсистой одновременно. Художники говорят: "Нет плохих цветов — есть неудачные сочетания". Так и с материалом для плетения: для получения определенной фактуры — своя веревка.
     
      ОКРАШИВАНИЕ НИТЕЙ
      Опытные любители узелкового плетения пользуются нитями не только натурального цвета, но и крашеными анилиновыми или естественными красителями.
      Для крашения нити нарезают или сматывают в мотки в зависимости от того, какой длины концы нужны для работы. Реже красят готовые изделия. Следует учитывать, что нити при крашении дают усадку.
      Отдельные фрагменты плетеного полотна можно подкрасить кисточкой, пользуясь анилиновым красителем, разведенным в небольшом количестве горячей воды (цвет предварительно проверяют на образце).
      Перед крашением мотки свободно перевязывают в трех-четырех местах прочной светлой нитью (чтобы не полиняла). Затем их оставляют в воде на несколько часов (лучше в дождевой или снеговой).
      Красят в большом эмалированном тазу или баке. Чтобы нити окрасились равномерно, раствор красителя должен полностью покрывать мотки.
      Раствор анилинового красителя готовят так; в стеклянную пол-литровую банку насыпают краситель и заливают его небольшим количеством горячей воды (1 /3 банки), хорошо размешивают и добавляют еще столько же горячей воды (работая с красителем, надевайте резиновые перчатки).
      Если нужен насыщенный цвет, то на 500 г нитей берут полторы — две пачки красителя; если необходим светлый тон, то на это же коли честно нитей расходуют краски совсем немного: на кончике ножа. Однако в пастельные тона можно выкрасить только белые или очень светлые нити. Чем темнее натуральный цвет, тем труднее придать нитям новый оттенок.
      Если нити смешанные, то используют одновременно два красителя одинакового цвета: для хлопчатобумажных и синтетических волокон.
      Раствор красителя вливают через три слоя марли в бак с водой, нагретой до температуры 30-40"С (не более). Через мокрые мотки продевают прочную светлую веревку и опускают их одновременно в бак, оставив концы веревки на краю посуды. Мотки прогревают 5-10 мин, непрерывно помешивая, затем вынимают из бака за концы веревки и вливают в бак половину солевого раствора (2 столовые ложки соли на 1 пакет красителя). Мотки на веревке снова опускают в бак, доводят до кипения и кипятят 10-15 мин на слабом огне, затем вынимают и добавляют остаток солевого раствора. Тщательно перемешивают раствор, опускают в него мотки и кипятят еще 15-20 мин. Затем снимают бак с огня, но мотки не вынимают до остывания воды. После этого их полощут в теплой воде с добавлением столового уксуса (1 столовая ложка на 1 л воды).
      Существует и другой рецепт крашения хлопчатобумажных и льняных нитей, который отличается от традиционного. В этом случае раствор красителя нагревают, немного остужают и опускают в него сухие мотки. Помешивая, держат в растворе около 30 мин в зависимости от нужной интенсивности цвета. Окрашенные мотки перекладывают во второй раствор (1 чайная ложка соли на 1 стакан воды) и кипятят, помешивая в течение 30 мин. Затем опускают на 30 мин в третий раствор (1 столовая ложка уксуса на 1 л теплой воды). Нити в уксусе станут бледнее, и, чтобы цвет восстановился, их помещают на 30 мин в четвертый раствор (5-6 капель глицерина на 1 стакан теплой воды).
     
      СТАРИННЫЕ РЕЦЕПТЫ КРАШЕНИЯ
      Сравнительно недавно пользовались только природными красителями. Они разнообразны и изысканны по цвету, хотя получали их из того, что находится под ногами: картофельной ботвы, хвороста, старых еловых шишек, луковой шелухи.
      Многие рецепты уже безвозвратно утрачены, но немало еще сохранилось. Прежде чем предложить некоторые из них, мы расскажем о том, как закреплять цвет красителя на волокнах, чтобы вещи не линяли и не выгорали в течение долгих лет.
      Для закрепления (протравки) природных красителей использовали уксус, березовую золу, рассол квашеной капусты, винную кислоту, медный купорос, квасцы и другие закрепители (протравы).
      Один и тот же краситель при различных закрепителях дает разную окраску. Без протравки окрашенные нити приобретают в большинстве случаев бежевый или светло-коричневый цвет.
      Самый распространенный и удобный способ протравки — когда протравка и окраска происходят одновременно: в приготовленный раствор красителя добавляют протраву, опускают в него чистые мокрые мотки и кипятят на слабом огне.
      Предлагаем вам несколько старинных рецептов крашения природными красителями (количество красителя указано на 100 г нитей). В качестве протравы пригодна любая, которая найдется в вашем доме: уксус, рассол или винная кислота (I столовая ложка на 1 л раствора).
      Бежевый цвет. 200-300 г сухих листьев березы замачивают на сутки в холодной воде (1-2 л воды на 100 г листьев) и затем кипятят в той же воде 15-20 мин. Отвар процеживают в посуду для крашения, добавляют протраву, опускают в раствор мокрые мотки и кипятят в течение 1 ч на слабом огне, непрерывно помешивая. После этого нити оставляют в растворе до полного охлаждения, а затем полощут в теплой воде и сушат.
      Желтый цвет. 100 г сухой шелухи лука вымачивают 7 ч в 3-4 л воды. Настой процеживают, подогревают, добавляют протраву, опускают в него мокрые мотки и кипят и г на слабом огне 2 ч, затем прополаскивают и сушат. Ивет нитей получается красновато-желтым, если крашение велось без протравы.
      Коричневый цвет. В качестве красители используют еловые шишки, котирые пролежали зиму под снегом. Они должны быть сырыми и красными внутри. 1,5 кг измельченных сырых шишек заливают 6-7 л воды и кипятят 4 ч. Отвар процеживают, расширяют в нем закрепитель и в полученном отваре кипятят нити в течение 30 мин, прополаскивают и сушат.
     
      ОТБЕЛИВАНИЕ
      Существует несколько способов Отбеливания. Иногда отбеливают нити перед крашением, если необходимо их выкрасить в светлые тона, или, наоборот, после неудачной окраски убирают лишний цвет.
      Самый простой способ отбеливания — нагревание нитей в мыльном растворе. Мокрые мотки неудачно окрашенных нитей опускают в теплую мыльную воду и, непрерывно помешивая, нагревают (но не кипятят). Время от времени раствор сливают и заменяют новым, пока нити не приобретут нужного цвета.
      Еще один рецепт. На 1 л воды берут 5 г 3%-ной перекиси водорода и 1 г нашатырного спирта. Мотки замачивают в воде с добавлением питьевой соды или нашатырного спирта (20 г на 8 л воды), опускают в раствор на 30-40 мни и после этого тщательно промывают в чистой воде. Перед последним полосканием в воду добавляют 8%-иый столовый уксус (1 столовая ложка на 1 л воды).
      Тем, кто пользуется фабричным отбеливателем, следует придерживаться рекомендации, которая прилагается к пакету.
      ЕЩЕ РАЗ О НИТЯХ
      Наши советы, с которыми следует познакомиться начинающим любителям макраме, помогут раскрыть "секреты" веревок, тогда работа с ними пойдет намного быстрее и проще.
      * Плести из жестких, грубых веревок трудно и неприятно, но если надеть тонкие трикотажные перчатки, то работать станет намного легче.
      * Слишком жесткие нити из на турапьных волокон перед плетением можно прокипятить — они станут более мягкими и эластичными.
      * Дополнительную жесткость мягким нитям можно придать с помощью специального раствора. Его готовят так: в 500 г холодной поды замачивают 25 г желатина. Когда он разбухнет, посуду помешают в кастрюлю с горячей водой и нагревают, пока не растворится весь желатин. Затем прекращают нагревание, в раствор добавляют 1/2 чайной ложки глицерина. 1 л горячей воды и тщательно размешивают. В этот раствор погружают на 5-10 мин сухие нити, вынимают их и просушивают. Узлы из таких шпей будут намного кра сивее, чем из мягких.
      * Сложно работать с нитями, имеющими скользкую поверхность, такими, как синтетическая соломка, шелковые шнуры, капроновая леска, полипропилен. Узлы из них тут же развязываются, поэтому затягивать их следует как можно туже.
      * Плести бумажный шпагат или шелковую пить будет легче, если время от времени увлажнять руки водой.
      * Если вы решили плести из шерстяной пряжи, то она должна быть толстой, прочной и туго скрученной. Из нее обычно выполняют шали, бахрому, безрукавки и отделку для одежды.
      * Концы шелковистых нитей во время работы расплетаются, поэтому их перед плетением смазывают клеем или завязывают на них узелки, а концы синтетических нитей оплавляют нал огнем.
      * В узлах из пестрых или очень темных нитей происходит самоуничтожение фактуры. Такие нити можно использовать для плетения кашпо, так как главное в этих изделиях композиция из цветов в сочетании с цветочным горшком.
      * Бахрому для салфеток, скатер тей и полотенец иногда плетут из нитей этого же изделия, предварительно выдернув уток или основу
      * Самые красивые узлы (с выразительной фактурой) получаются из нитей с круглым сечением. Из плоской тесьмы те же узлы выглядят иначе и менее интересно.
      * Дефекты неровных грубых нитей станут менее заметными после утюжки готовой вещи: кладут работу изнаночной стороной кверху на мягкую подстилку, накрывают двумя-тремя слоями мокрой марли и слегка прикладывают Iирячим утюг, стараясь не сбить узлы под марлей. Когда она станет чуть влажной, ее снимают и изделие оставляют просыхать без марли.
      * Главное и обязательное условие для всех видов веревок — прочность, иначе они порвутся при завязывании тугих узлов, но если случится такое, выход есть: веревку можно склеить клеем БФ-6, ПВА, "Уникум", "Марс". Для этого расплетите концы на 3 см и срежьте часть волокон (рис. 2), оставшиеся концы смажьте клеем и соедините, подкрутив пальцами по направлению крутки. Для прочности место склейки можно обмотать тонкими нитями в цвет веревки. Концы толстых веревок не склеивают, а сшивают нитью тою же цвета, что и веревка.
     
      НЕХИТРЫЙ ИНСТРУМЕНТ
      Он действительно прост, притом его совсем немного: полушка для плетения, булавки с большими головками, ножницы, сантиметровая лента, тонкий и толстый вязальные крючки для протягивания нитей в сложных узорах и спица или шило для развязывания неправильно затянутых узлов. Иногда требуются небольшие струбцины — приспособление типа тисков. Кроме того, понадобятся грузики для вытягивания и выравнивания плетеных изделий.
      Рабочее основание для плетения — устойчивая, в меру жесткая подушка — это ваш первый помощник. Чем удобнее этот инструмент, тем быстрее идет работа.
      Разновидностей подушек много, так же как и ее заменителей. Вместо старинной традиционной подушки со струбцинами (рис. 3), набитой опилками или песком (их еще утяжеляли куском свинца), теперь пользуются доской из пенопласта или мягкого дерева. Годится и кусок фанеры или толстого картона размером 25x40, 30X45, 35X50 см (рис. 4, с). На них кладут слой поролона, войлока или ваты юлщиной 4-6 см и обтягивают темным сукном, однотонным сатином или неяркой клетчатой тканью. Если ткань тонкая, подкладывают кпеенку.
      Наиболее удобна подушка с небольшим наклоном (рис.4, б). Чтобы подушка была устойчивой, ее можно прикрепить к столу струбцинами. Некоторые любят работать с подушкой в форме цилиндра (диаметр 12-15 см, длина 30-40 см). Ее можно заменить валиким ит мягкой мебели, зафиксировав такое основание в коробке (рис.5, о) или в специальных козлах (рис.5,6).
      Тяжелую небольшую подушку можно сделать... из кирпича. Ей не нужно дополнительного крепления. Кирпич обшивают поролоном и обтягивают тканью — по душка готова.
      Наконец, на скорую руку иногда используют спинку мягкого стула или кресла.
      Булавки во время плетения всегда держат под рукой, вколов их в края подушки. Ими фиксируют отдельные узлы и фрагменты изделия и придают нужную форму плетеному полотну. Булавки должны быть длинными, чтобы не затерялись в полотне, и достаточно прочными, чтобы не согнулись. Обычные короткие портновские булавки не подходят для плетения, нужны декоративные с пластмассовыми головкамн.
      Прочные булавки с красивыми яркими головками можно сделать самим. Для этого возьмите швейные иглы № 10 или большие штопальные, а также пластмассовые шарики, бусинки или мозаичные фишки. Ушко иглы раскалите на огне и быстро проткните им шарик
      до середины, оставьте в нем иглу и дайте остыть.
      Вот, пожалуй, и весь перечень предметов, кигорые необходимы для плетения. Однако, если вы по-настоящему увлечетесь макраме, вам пригодится множесюо вещей, на первый взгляд ненужных: старые бусины, различные металлические и деревянные кольца и обручи, шарики, планки, рейки, деревянные костяшки от счет, декоративные пуговицы и пряжки, игрушечные пирамидки, старые рамы от картин и абажурные кар касы, сосуды причудливой формы и многое другое.
      Ваша фантазия и выдумка помогут из этих никому не нужных предметов создать неповторимые, самобытные вещи.
     
      ПРЕЖДЕ ЧЕМ ЗАВЯЗЫВАТЬ УЗЛЫ
      Плетение изделия начинается с нарезки нитей определенной длины. Точный расчет длины нити сделать весьма трудно и вот по каким причинам.
      Па каждый вид узла расходуется определенный отрезок нити. Но так как одной и той же нитью плетут одновременно узлы нескольких видов, то, естественно, учесть расход нити с точностью до одного сантиметра практически невозможно. Ко всему еще приходится брать во внимание толщину и крутку нити: чем толще и круче нить, тем больше ее требуется.
      Влияет на расход нити и манера плетения. Одни завязывают узлы туго, другие — послабее. На рыхлый узел потребуется больше нити, чем на тугой.
      Для каждого изделия, предложенного в нашей книге, расход нитей рассчитан, но хотелось бы предупредить, что каждый раз, когда вы будете плести вещь по описанию, не забывайте, что, нарезая нити, необходимо предусмотреть все ее особенности, если нить хотя бы немного отличается от рекомендуемой. Также учитывайте присущую вам манеру плетения.
      Перед тем как нарезать нити, сплетите несколько контрольных узлов или фрагмент узора — это поможет не только увидеть фактуру будущего изделия (вдруг нити выбраны не те), но и учесть, насколько быстро убывает нить, чтобы более экономно ее нарезать. Убедившись, что выбор удачен, и сделав контрольный расчет, начинайте нарезать нити Работа эта довольно трудоемкая и хлопотная. Чтобы побыстрее ее выполнить, используйте следующие приемы.
      * Мотки сутажа, шелкового шнура, бельевой веревки прежде смотайте в клубки и только потом нарезайте. В мотке два конца, поэтому сначала найдите тот, которым легко тянется, и начинайте с него.
      * Если будете отматывать и нарезать нити от готовою клубка, вложите его в глубокую посуду с гладкими краями или полиэтиленовый пакет, который сверху стяните резинкой, и через отверстие вытягивайте нить. От клубка с двумя рабочими концами (рис. 6) нарезать нити вдвое быстрее, так как отрезают сразу по 2 нити. Такие клубки наматывают, как правило, только из тонких вереиок, сутажа, шпагата и т.д. Попробуйте приготовить такой клубок
      Конец нити вложите между страницами тонкого журнала и сверните его в трубку. Журнал возьмите в правую руку, а левой движением от себя намотайте на пего 8-10 витков, располагая их парал лельно краю журнала. Все последующие витки укладывайте под углом к краю тем же движением левой руки, а правой вращайте журнал на себя (рис. 7). Закончив работу, снимите с журнала клубок.
     
      ОСНОВА ДЛЯ НАВЕШИВАНИЯ НИТЕЙ
      Веревки и все необходимые инструменты под рукой. Осталось продумать, на какую основу следует навешивать нити для плетения.
      Основа (опора, зачин, зачинная или несущая нить) может быть из тонкой или толстой веревки, пучка нитей. Основой обвязывают подушку и навешивают на нее нити для плетения (рис. 8). Иногда можно обойтись и без основы: достаточно сложить нити вдвое и каждую приколоть за сгиб булавками.
      Если же вещь слишком громоздкая, тяжелая, то для основы необходимо взять что-нибудь попрочнее: деревянную рейку, толстую проволоку, бамбук. Тяжелую основу можно закрепить струбцинами там, где удобно плести.
      Делают н так: две струбцины привинчивают к столу на определенном расстоянии и натягивают между ними нить (рис. 9, о) — это еще один вариант крепления основы.
      Если струбцинами неудобно закрепить основу, то вбивают два гвоздя в доску, натягивают между ними основу, а затем доску прижимают к столу струбцинами (рис. 9, в).
      В качестве декоративной основы можно использовать расписные деревянные ложки, коряги, ветки. Нередко основу делают из деревянных планок, покрытых морилкой или обожженных на огне.
      Основа должна быть обязательно шире изделия, иначе во время плетения узлы наборного ряда с нес соскользнут, особенно если она деревянная, металлическая или пластмассовая. Чтобы, с такой основы нити не соскальзывали, на ее концах можно сделать нарезку.
      Длину твердой основы определяют следующим образом: сначала узнают, сколько концов нитей будет с нее свисать, затем наматывают на основу витки, которых должно быть вдвое больше, чел концов (например, если концов 12, то витков должно быть 24). Укладывают витки плотно друг к другу, но не слишком прижимая. Затем витки разматывают, измеряют длину нити и прибавляют к этой длине 10-12 см.
      KOHEЦ ФPAГMEHTA КНИГИ

 

 

На главнуюТексты книг БКАудиокниги БКПолит-инфоСоветские учебникиЗа страницами учебникаФото-ПитерНастрои СытинаРадиоспектаклиДетская библиотека

 

Яндекс.Метрика


Творческая студия БК-МТГК 2001-3001 гг. karlov@bk.ru