На главнуюТексты книг БКАудиокниги БКПолит-инфоСоветские учебникиЗа страницами учебникаФото-ПитерНастрои СытинаРадиоспектаклиКнижная иллюстрация





Библиотечка «За страницами учебника»
Азбука вязания. Максимова М. В. — 1979 г.

Маргарита Васильевна Максимова

АЗБУКА ВЯЗАНИЯ

*** 1979 ***


DjVu


 

PEKЛAMA

Заказать почтой 500 советских радиоспектаклей на 9-ти DVD.
Подробности >>>>


ОТ АВТОРА
      Эта книга не только для тех, кто хочет научиться вязать, но и для тех, кто уже вяжет. Ручное вязание стало весьма популярным и больше не приходится сомневаться в том, что это всего-навсего дань моде. Трикотажные вещи ручной работы декоративны, самобытны и порой не уступают в красоте и изяществе машинному трикотажу. Ручной трикотаж можно встретить на каждом шагу: шапочки и шарфы, майки и жилеты, жакеты и пальто, спортивные свитеры и куртки. Особенно отрадно наблюдать, что вязанием увлеклась молодежь. Оно и понятно! Это рукоделие позволяет создавать индивидуальные вещи, отвечающие требованиям самой последней моды.
      Некоторые из любителей вязания обучались на специальных курсах, большинство научились этому самостоятельно, без всякой системы, многие еще только стремятся научиться. Опыт преподавательской работы, письма читателей, присланные в редакции специальных журналов и альбомов, позволили изучить и обобщить многочисленные пожелания, предложения и просьбы любителей вязания, а также преподавателей курсов и на этой основе разработать программу обучения, представленную в книге. Она рассчитана на 34—36 уроков по 3 часа каждый (при одном занятии в неделю).
      Суть программы такова: после знакомства со свойствами пряжи и основными приемами вязания слушатели приступают к вязанию различных жакетов. Одновременно с выполнением конкретной модели изучается техника вязания воротников, карманов, шапочек, варежек, носков.
      Программа насыщенная, но вполне реальная, что подтверждается практикой: многие модели, представленные в этой книге,— первые работы учащихся, ранее не знакомых с вязанием.
      В преподавательской работе используются известные педагогические приемы, максимально экономдие классное
      учебное время и повышающие активность учеников. Например, для экономии времени урока приходится избегать записей под диктовку: основная часть материалов заранее отпечатана и раздается обучающимся для самостоятельной домашней работы. Весьма помогают домашние контрольные задания, выполнение которых проверяется преподавателем вне класса. Особенно важны первые контрольные, поскольку они позволяют увидеть не только общую подготовку группы, но и познакомиться со способностями и вкусами слушателей, что важно для индивидуального подхода к каждому. Для дальнейшей самостоятельной работы учащимся необходимы и полезны контрольные (и классные, и домашние) с разбором техники исполнения разнообразных фасонов трикотажных изделий, изображенных на рисунках и фотографиях.
      Приведенные приемы далеко не исчерпывают всех возможностей экономии учебного времени, повышения интереса к классной и самостоятельной работе и развитию творческой активности.
      Ручное вязание — прекрасное древнее, но не стареющее рукоделие. Оно является подлинно массовым искусством, собравшим по крупицам опыт художественного творчества всех эпох и народов. Вязание, как и любой другой вид прикладного искусства, поетоянно развивается и совершенствуется, поэтому ни одна работа не может быть исчерпывающе полной и законченной. Настоящее издание — лишь попытка помочь читателю освоить и полюбить это увлекательное занятие.
      Материал этой книги — результат опыта работы по обучению ручному вязанию. По мнению автора, форма изложения материала в виде уроков более наглядна и удобна, особенно если текст подробно иллюстрирован. В настоящей работе' собрано большое количество фотографий и рисунков. В создании коллекции моделей, показанной в книге, принимали участие слушатели курсов ручного вязания при Доме культуры «Созидатель» (Москва). Особую благодарность за иллюстрационный материал автор выражает фотокорреспонденту В. Пиганову, графику Е. Беловой и редакции «Журнала мод».
     
      ЗНАКОМСТВО СО СВОЙСТВАМИ ШЕРСТЯНОЙ ПРЯЖИ
      Вы решили научиться вязать спицами. С чего начать? Какую вещь связать первой: носки, шапочку, а может быть сразу жакет? Каким узором, из каких ниток, какого фасона? Возникнет еще немало вопросов, если вы увлечетесь вязанием.: Однако первое, с чем вы встретитесь в новой интересной ра-: боте — зто пряжа. С нее-то все и начинается!
      Для вязания спицами используют в основном шерстяную пряжу, реже — хлопчатобумажную. Существует немало сортов шерсти, из которой прядут нити для ручного вязания.; Лучшие из сортов — зто те, что имеют шелковистое, тонкое, длинное и эластичное волокно. К ним относятся известные у нас ангорская шерсть, мериносовая, верблюжья И- мохер..
      А н г о р с к а я шерсть — зто мягкий, легкий пух ангорского кролика. Как правило, из одного пуха не вяжут, а прядут его, соединив с шерстяной, хлопчатобумажной или шелковой нитью.
      М е р и н о с о в а я шерсть — тонкая пушистая шерсть овцы мериноса. Одним из лучших сортов мериносовой шерсти; считается австралийская.
      В ерб л ю ж ь я шерсть бывает мягкой или грубой — зто зависит от возраста верблюда. Красивый естественный цвет шерсти — от светлого до темно-коричневого — позволяет использовать ее без окрашивания.
      М о х е р — шерсть ацгорских коз, разводимых в Испании, Малой Азии, Южной Африке и Америке. Это длинная тонкая шерсть с шелковистым блеском. Натуральный цвет— чистобелый. В пряже мохер чаще всего соединяют с синтетической или шерстяной нитью. В нашей стране подобную шерсть получают с оренбургских коз и вяжут из нее знаменитые оренбургские платки (рис. 1).
      Как выбрать пряжу. Пряжа, как правило, продается в клубках или мотках. Следует различать понятия: клубок, моток, пасмо. Клуб о к — зто нити, смотанные в форме шара. М о т о к — нити, намотанные на что-нибудь, например на спинку стула. Пасмо — часть мотка.
      Приобретая шерстяные нити, обратите особое внимание на их крутку, упругость, ровность и прочность окраски.
      Слишком т у го с к р у ч е н н а я нить не подходит для вязания спицами. Из нее лучше вязать крючком. Если же из нее выполнить работу спицами, то трикотажное полотно может получиться не только жестким, но иногда и перекошенным. Бесполезно пытаться устранить перекос с помощью утюжки через влажную ткань — в просохшем полотне через некоторое время он появится снова.
      У п р у г о с т ь — это способность нити принимать первоначальную форму после снятия нагрузки. Упругость и прочность пряжи неотделимы друг от друга, поэтому, проверив нить на упругость, вы одновременно определите и прочность. Если при растяжении нить пружинит в руках, стремясь энергично восстановить первоначальную длину, то она прочна и связанные из нее вещи практически не деформируются. Если же нить рвется даже от небольшого натяжения, то вяжите, соединив ее с более прочной, иначе вещь, выполненная из такой пряжи, «проживет» недолго.
      Р о в н о сть нити можно определить на глаз: посмотрите, нет ли на ней утолщений или тонких участков. Учтите, для неровной пряжи выбор узоров ограничен — подойдут только те, которые имеют рельефную поверхность (сочетание бугорков и впадин, выпуклых и вогнутых полос и т. д.). Не пытайтесь выполнить из такой пряжи чулочную или ажурную вязку — как бы ни старались, вязанье будет неаккуратным. А вот если присоединить нить другого цвета — контрастную или близкую по тону (можно и неровную), то чулочная вязка из них выглядит ровной.
      П р о ч н о с т ь о к р а с к и необходимо проверить, если вы решили вязать цветной узор или контрастные полосы. Для этого смочите конец нити вбдой, заложите в белую ткань и прогладьте горячим утюгом. Если на ткани не появится цветного пятна, то нить окрашена прочно. Ну, а вдруг появилось? Тогда или откажитесь от задуманного варианта или попробуйте улучшить прочность окраски.
      Мотки постирайте в мыльной пене, хорошенько прополощите и мокрые опустите в теплую воду с уксусной эссенцией (1 столовая ложка на 1 литр воды). На слабом огне прокипятите пряжу в этом растворе 20—25 минут, непрерывно поворачивая (мотки при этом должны свободно плавать). Затем пряжу еще раз постирайте и прополощите. Если и после этого нить не выдержит проверки на прочность окраски, то, видимо, она была окрашена красителями плохого качества; разумеется, соединять ее с нитью другого цвета нельзя, лучше свяжите из нее однотонную вещь.
      Номер пряжи. На этикетке мотка фабричного производства обычно указывается номер пряжи, выраженный дробным числом, например 32/2 или 10/2. Что это значит? Цифры до черты указывают толщину нити: чем больше это число, тем тоньше нить. Цифра после черты показывает, из скольких нитей скручена пряжа.
      И еще. Пока не свяжете вещь до конца, не выбрасывайте этикетку. Если вдруг не хватит пряжи и придется докупать, то по этикетке вы сможете узнать номер партии, которая окрашивалась одновременно. Подобрать пряжу точно такого цвета, не зная этого номера, почти невозможно, так как один и тот же цвет имеет множество оттенков.
      Меланжированная нить. Слово «меланж» (франц. melange) означает смесь, в данном понятии — соединение нескольких различных по цвету нитей. Это нередко дает интересный эффект: например, если соединить несколько оттенков серого, то связанное полотно будет напоминать по рисунку серый мрамор. Полотно, похожее по цвету на малахит, можно получить, смешав несколько оттенков зеленых и синих нитей. Нарядно выглядит меланж в сочетании с полосками.
      Меланжированная пряжа у любителей вязания стала пользоваться особым вниманием. Одна из главных причин — это возможность создания разнообразных . по цвету изделий. И другое положительное свойство меланжа: на полотне
      меньше заметны неровности вязания и цветовые погрешности нити. Ну, а раз так, то почему бы для него не использовать пряжу плохого качества? Так и делают: неровную нить, неудачно окрашенную, или нить, полученную из распущенных старых вещей, добавляют к другим, сочетающимся по цвету.
      Есть у меланжированной пряжи и еще одна особенность: изделия из нее можно смело рекомендовать для полной фигуры — цветовой эффект пестроткани зрительно уменьшает объем.
      Как составить меланж. Сначала решите, какие цвета вы хотели бы использовать для меланжа. Учтите, что удачная смесь получится тогда, когда основной цвет, на котором она «замешивается», будет из числа тех, что вам идут. Предположим, ваш цвет черный. Попробуйте такие варианты: черный и зеленый; черный, зеленый и коричневый; черный и малиновый; черный и коричневый. А вот варианты для коричневого цвета: коричневый, беж и белый; коричневый, светлокоричневый и беж; коричневый, серый и белый. А может вы предпочитаете серый? Тогда серый и темно-серый; серый и белый; серый, розовый и белый. Или зеленый? Возьмите такую смесь: зеленый и синий; зеленый, салатный и белый; зеленый и темно-зеленый.
      Удивительно гармоничные цветовые сочетания можно встретить вокруг себя. Стоит только взглянуть на цветы и
      крылья бабочек, на окраску птиц и животных — и можно поразиться изысканности тональных переходов от одного цвета к другому. Становится очевидным, что порой не стоит мудрить: достаточно повторить то, что предлагает природа.
      Как выпрямить нить, бывшую в употреблении. Шерстяные вязаные вещи весьма практичны, носятся они долго, десятилетиями. Старую одежду можно распустить, сделать мотки, постирать и нить опять употребить для вязания. Если после стирки она продолжает курчавиться (курчавость нити в основном зависит от качества пряжи, а не от степени изношенности), то необходимо нить выпрямить, иначе из нее вязать нельзя: петли получатся неровными, рыхлыми и вязаное полотно будет небрежным.
      Чтобы нить выпрямить, привяжите к веревке мокрые мотки и к каждому снизу подвесьте груз. Положение мотка время от времени меняйте: нижнюю часть постепенно передвигайте наверх — нить под тяжестью груза распрямится.
      Как смотать пряжу в клубки. На шерстяной нити имеется множество ворсинок, которые делают ее пушистой и «живой»,. Но стоит их уничтожить, как пряжа станет вялой и безжизг ненной. А уничтожить ворсинки очень легко — достаточно смотать ее в тугой, тяжелый клубок и шерстяная пряжа станет похожей на хлопчатобумажную. Чтобы этого не случилось, сматывать нить нужно, не натягивая, чтобы клубок получился мягким и легким.
      Самый простой способ — это наматывать нить на клубок, подкладывая под нее два пальца, как бы приматывать к клубку указательнш и средний пальцы. Когда появится достаточно витков, высвободите из-под них руку и, поменяв положение клубка, вновь наматывайте нить, подкладывая пальцы. Клубок получится мягкий и пушистый, но есть в нем недостаток: у него только один рабочий конец. Намного удоб,-нее пользоваться клубком с двумя рабочими концами: основной идет изнутри, а запасной — сверху (рис. 2). Если понадобится в процессе работы вязать сдвоенной нитью,— вторая нить под рукой. Такой клубок наматывается следующим образом: конец нити вложите между страницами тонкого журнала и сверните его в трубку. Журнал возьмите в правую руку, а левой движением от себя намотайте на него 8—10 витков, располагая их параллельно краю журнала (рис. 3). Все последующие витки располагайте под углом к краю, укладывая их тем же движением левой руки, а правой вращая журнал на себя (рис. 4). Закончив работу, снимите клубок.
      На рис. 5 показана моталка «карусель» — простое и удобное приспособление. Используют ero при сматывании пряжи в клубок: на моталку надевают моток, находят конец нити и, потянув за него, приводят моталку в движение — нить легко наматывается на клубок
      Моталку используют и в том случае, если нужно превратить клубок в моток. Для этого опустите клубок в посуду с гладкими краями и поставьте внизу у моталки. Концом нити от клубка обхватите штыри моталки, свяжите нить и вращайте моталку. Перемотав клубок, перевяжите моток в 3—4 местах и снимите.
      Не менее удобна моталка другой конструкции, работающая в вертикальной плоскости,— «ветряная мельница» (рис. 6). И ту и другую нетрудно смастерить самим.
      Какими спицами удобнее вязать. Для работы необходимо приобрести легкие, хорошо отполированные спицы. Концы их
      должны быть не очень [ 2 I острыми, но и не слишком тупыми (рис. 7). Даже малейшие шероховатости на поверхности спиц мешают скольжению нити и затрудняют работу. Пожалуй, предпочтение можно отдать стальным никелированным спицам, хотя они и несколько тяжеловаты. Алюминиевые спицы тоже были бы' неплохими, если бы не пачкали светлую пряжу. Бывают еще спицы пластмассовые, деревянные, бамбуковые и костяные: если они толстые, ими удобно вязать, тонкие же гнутся и быстро ломаются.
      Многие любят работать металлическими сцицами на капроновом тросике (спицы с поли-хлорвиниловой трубкой менее практичны, так как петли по ней передвигаются с усилием и трубка быстро ломается). На спицах с тросиком можно вывязывать широкие детали, с ними удобно прикладывать вязанье к выкройке, к тому же они легкие. Правда, иногда тросик деформируется или перетирается в месте соединения со спицей, но зто нередко бывает от небрежного обращения. Хранить спицы нужно со свернутым в круг тросиком. Он чаще всего ломается в тот момент, когда, набрав на две спицы петли начального ряда, начинают высвобождать одну из них. Спицу нужно тянуть не за трос назад, а вперед за ее конец.
      Ну, а если тросик перетерся от времени, попробуйте его починить: подержите спицу над огнем, чтобы расплавившиеся остатки капрона вытекли, и тут же вставьте тросик в горячую спицу, затем место соединения отшлифуйте тонкой наждачной бумагой, а потом шерстяной тряпочкой.
      Номер спиц. Каждая спица имеет свой номер.
      Он соответствует ее диаметру в мм (например, спица № 3 имеет в диаметре 3 мм, № 6 — 6 мм и т. д.).
      Рекомендуется иметь набор спиц от № 1 до № 10 с интервалом в полномера.
      Номер спиц выбирают соответственно толщине нити: спица должна быть почти в два раза толще нити. Определить зто можно так: сложите нить вдвое и слегка скрутите — толщина нити должна равняться диаметру нужной спицы.
      Следует помнить, что со временем вырабатывается индивидуальная манера исполнения работы — вязать чуть туже или слабее обычного. Поэтому необходимо вносить поправку при выборе номера спиц: если исполнительница вяжет слабо, то спицы должны
      быть на полномера меньше положенного, если туго — то на столько же больше. Неправильно подобранные спицы могут испортить полотно: если в работе спицы окажутся тоньше, чем нужно, то полотно получится жесткое, неэластичное, работать ими будет неприятно, каждую петлю придется вязать с усилием. Если спицы толще, чем требуется, то вязанье будет рыхлым, бесформенным.
      Приведенная ниже таблица поможет вам на первых порах ориентироваться в подборе спиц для пряжи различной толщины.
      KOHEЦ ФPAГMEHTA КНИГИ

 

 

На главнуюТексты книг БКАудиокниги БКПолит-инфоСоветские учебникиЗа страницами учебникаФото-ПитерНастрои СытинаРадиоспектаклиДетская библиотека

 

Яндекс.Метрика


Творческая студия БК-МТГК 2001-3001 гг. karlov@bk.ru