На главную Тексты книг БК Аудиокниги БК Полит-инфо Советские учебники За страницами учебника Фото-Питер Техническая книга Радиоспектакли Детская библиотека

Азбука вышивания. Глинская Е. Б. — 1994 г

Елена Борисовна Глинская

Азбука вышивания

*** 1994 ***


DjVu


От нас: 500 радиоспектаклей (и учебники)
на SD‑карте 64(128)GB —
 ГДЕ?..

Baшa помощь проекту:
занести копеечку —
 КУДА?..



      ОГЛАВЛЕНИЕ

Из истории народной вышивки 3
Техника вышивания 8
Инструменты для вышивания 8
Увеличение или уменьшение рисунка 10
Перевод рисунка на ткань 10
Швы ручные и машинные 12
Швы ручные 12
Машинные швы 16
Свободные вышивки 18
Гладь 18
«Ришелье» 23
Тамбур 25
Петля и полупетля в прикреп 28
Счетные вышивки 30
Крест 30
Счетная гладь 33
Вышивка крестом на машине 35
Мережки 36
Многорядные мережки 38
Вышивка бусами 44
Вышивка шнуром, тесьмой 46
Аппликация 48
Вышивка с сеткой 53
Народная вышивка Узбекистана. 55
Тюбетейки 55
Тамбурная вышивка 57
Золотое шитье 59
Узоры для вышивания 69
Узоры для носовых платков 69
Узоры для вышивания на карманах блуз, платьев, юбок 78
Узоры для вышивания воротников 84
Узоры для отделки края и низа изделий 102
Узоры для постельного белья 104
Узоры для вышивания столового белья 116
Узоры для вышивания букв и монограмм 136
Узоры для вышивания крестом 146
Узоры для детской одежды 162
Узоры для блузок 181
Узоры для женской одежды 188
Узоры с использованием национальных мотивов 226

      ИЗ ИСТОРИИ НАРОДНОЙ ВЫШИВКИ
      Люди издавна украшали свою одежду и свой быт. Стремление со-здавать прекрасное отразилось в неповторимых, красочных узорах и орнаментах народных вышивок.
      Искусство вышивания имеет многовековую историю. Вавилон уже в древности был известен своими вышивками и, по предположению, там и был изобретен способ вышивать ткани нитями разных цветов. На руси вышивка бытовала еще в домонгольский период. Археологи при раскопках славянских курганов и поселений находят обрывки тканей со следами вышивки.
      На протяжении столетий вышивка была неотъемлемой частью украшения одежды и быта. Древнерусская вышивка различалась лицевым (сюжетным) и орнаментальным шитьем. Лицевое шитье перекликалось с иконописью и было тесно связано с живописью. Лицевое шитье с изображением святых или сюжетами на религиозные темы служило украшением стен храмов наравне с иконами и фресками.
      Вышивка выполнялась шелком, золотом, серебром, драгоценными камнями и жемчугом. В качестве фона служили привозные восточные и западные ткани — тафта, камка, атлас.
      Лики и открытые части тела вышивали светлым шелком, одежду и остальные детали композиции — разноцветными шелками и металлическими золотыми и серебряными нитями. Шелком вышивали сквозь ткань — «на проем». Металлическими нитями вышивали «в при к реп» — нитки накладывали параллельными плотными рядами и прикрепляли к фону тонкой нитью в цвет золота или серебра. Вышивание сложной композиции было коллективным трудом. Художник-знаменщик «знаменил» рисунок — наносил контуры изображения на ткань, а образец выкраски отмечал на бумаге. Текст, сопровождающий композицию вышивки, прорисовывал на ткани словописец. Орнаментальные мотивы наносил «травщик». В XVIII в. существовали специальные мастерские, где можно было купить готовые вышитые изделия или заказать их по своему вкусу. В эти же мастерские определяли молодых девушек для обучения вышивальному мастерству.
      Вышивались мужские кафтаны, чепраки, петлицы, косынки, носовые платки, пологенца и др. — золотом и серебром, цветными шелковыми нитками, белыми нитями тамбурным швом, «в настил», «филеями», гладью. Шитье подобного рода было модным женским рукоделием. Однако с изменением моды вышивка утратила ведущее место в украшении одежды и осталась жить в убранстве быта. Стали появляться вышитые в самой разнообразной технике картины, ковры, экраны для каминов. Вышивкой украшались и различные модные аксессуары: сумочки, кошельки, бумажники, записные книжки и др. Получает развитие вышивка бисером. Но особенно популярной в XIX в. становится вышивка крестом по канве цветными нитками и гладью с теневыми переходами. Тамбурное и филейное шитье применялось только в украшении одежды и белья. Золотое шитье становится привилегией форменной одежды и придворных нарядов.
      Во второй половине XIX в. вышивка использовалась и в верхней одежде: накидках, мантильях, пелеринах. На бархате или сукне узор выполнялся накладным шнуром, аппликацией, стразами. Вышивка делилась на городскую и крестьянскую (народную). Городская вышивка постоянно испытывала влияние моды, приходившей с Запада. Народная вышивка была связана со стародавними традициями, обычаями и обрядами русского крестьянства. Так, крестьянские девочки к 15 годам должны были приготовить себе приданое: вышитые скатерти, полотенца, подзоры, предметы одежды, головные уборы, подарки. На свадьбе невеста одаривала родственников жениха изделиями своей работы. Перед свадьбой устраивали выставку приданого, которая должна была свидетельствовать о мастерстве и трудолюбии невесты. По характеру узоров и приемов их выполнения русская вышивка очень многообразна. Отдельные области, а иногда и районы имели свои характерные приемы, мотивы орнамента, цветовые решения. Глубокие корни имеет вышивка и в декоративно-прикладном искусстве и в одежде народов Узбекистана. Наиболее популярны золотое шитье и вышивка тамбуром.
      Письменные источники сообщают о золотом шитье уже в XIV в., а узоры и краски настенных росписей VI — VII вв. нашей эры указывают на существование золотого шитья в раннем средневековье. К XIX в. золотошвейное производство сосредоточилось в столице Бухарского эмирата — Бухаре. Основным заказчиком золотого шитья был эмирский двор, что привело к возникновению дворцовых мастерских. На искусстве золотого шитья сказалось влияние архитектуры Бухары с четким членением объемов, полукружиями арок и пышным декоративным убранством.
      Шитая золотом мужская одежда — халаты, камзолы, мундиры, шаровары, обувь, пояса, головные уборы — «салля» (чалма) и «кулях» (остроконечная шапочка под чалму), а также попоны для лошадей изготовлялись только для эмира и по его заказу или по заказу его приближенных для подношения ему по случаю семейных торжеств и праздников. Никто даже из самых высших сановников государства не мог заказать для себя ни одного из упомянутых выше предметов — всю шитую золотом одежду они получали в виде подарков от самого эмира.
      Шитая золотом женская одежда бытовала только среди зажиточных слоев населения. Одевали ее в основном по семейным торжествам и на праздники.
      Излюбленными цветами считались: красный, фиолетовый, зеленый и синий. Для женской и детской одежды использовались гладкие (без выработки) бархаты, в основном красного (всех оттенков) и фиолетового цветов.
      Для золотого шитья, кроме бархата, использовались шелк, атлас, кисея, сукно, шерстяные ткани, местная полушелковая (кустарная) ткань — «алоча» и кожа. Шелковые ткани шли преимущественно на изготовление верхних женских рубашек — «курта» и некоторых принадлежностей мужского и женского костюма (женских головных повязок и детских поясных платков). Поясной платок имел квадратную форму. При повязывании он складывался наискосок, несколько раз скручивался и завязывался спереди двойным узлом. Вышитый угол приходился несколько набок. В середине прошлого века квадратные поясные платки для жениха обильно украшались вышивкой.
      Кисея в бухарском золотом шитье использовалась только для одного вида изделий — мужских головных уборов — салля (чалма). Вышивальщики занимались и починкой мелких предметов, главным образом тюбетеек и женских головных повязок — пешонабад. Вышивка износившегося пешонабада осторожно срезалась и переносилась на новый платок. Для того, чтобы скрыть образовавшийся шов, по краю узора делалась дополнительная обшивка в виде узкой полоски. Тюбетейки и женские головные повязки отдавали также для подновления стершихся золотых нитей.
      Такие предметы золотого шитья, как мужские халаты, кальтача (женские легкие халаты), женские рубашки, обычно не ремонтировались, а переделывались. Мужские халаты чаще всего перешивались на женские кальтача и рубашки, женское платье — на детские халатики, тюбетейки, наволочки для подушек. Вышивка с чалмы использовалась для женских головных платков и головных повязок. Наиболее характерным изделием национального искусства являются настенные декоративные вышивки, выполненные тамбурным швом. Вышивки, составлявшие девичье приданое, давно уже утратили свое изначальное применение и стали традиционными формами общего убранства комнат.
      В приданое входили: чойшаб — простыня, также употребляемая как занавес для постельных принадлежностей, укладываемых днем стопкой на сундук или специальную подставку; сузани паляк, гулькурпа — покрывала, которые в старину набрасывались поверх
      одеяла. Ныне эти вышивки употребляются как декоративные панно. Кирпеч — занавес, закрывающий узкие простенки между двумя нишами. Зердивар — узкая длинная вышитая полоса, украшающая как фриз верх стены.
      В современных условиях ручными швами выполняются главным образом мелкие вышивки — тюбетейки, платки, диванные подушки, крупные же декоративные вышивки всех видов выполняются на машинах. Предпочтение, отдаваемое узбекскими вышивальщицами тамбурному вышиванию, объясняется не только легкостью пользования тамбурной машиной, но и традицией широкого употребления в узбекском народном вышивальном искусстве ручного тамбурного шва.
      Применение тамбурной машины явилось естественным этапом дальнейшего развития ручного тамбура, издавна бытовавшего среди населения Узбекистана.
      Вышивание на тамбурной машине не может отразить тонкие теневые переходы в мелких деталях, но это ограничение не имеет существенного значения при выполнении узбекских национальных вышивок, т. к. для них характерны локальные чистые, открытые цвета и отсутствие теневых переходов в расцветке отдельных узоров. Однако это не лишает узбекскую тамбурную вышивку игры оттенков, которая создается разным отражением света на отдельных участках узора, зашиваемых тесными рядами петельных строчек, положенных в разных направлениях. Сочетание фигурных строчек, выполненных нитями разных цветов, создает разнообразные законченные композиции.
      В орнаменте вышивок много традиционных мотивов, преобладают растительные мотивы и узоры геометрического характера: прямые и зигзагообразные линии, а также простейшие фигуры — ромбы, квадраты, круги.
      Колорит машинных вышивок характеризуется применением локального открытого цвета при резко контрастном сочетании тонов. В сравнении со старинными ручными вышивками, выполненными на белом фоне, которые славились гармоничностью своего колорита, машинные вышивки выглядят несколько грубовато. Важной причиной изменения колорита является употребление темных фонов для вышивок. Использование черных тканей в качестве поля для вышивок обязывает вышивальщиц применять более светлые оттенки ниток. Вместо двух оттенков красного цвета, темно-зеленого, белого и коричневого в настоящее время для цветочного орнамента используют разнообразные оттенки красного цвета — от ярко-розового до темно-красного, а также голубого и желтого; большое распространение в последние годы получило применение лилового цвета разных оттенков, от светло-сиреневых до темно-лиловых, для лиственного орнамента стали применять несколько оттенков зеленого и коричневый цвет. Значительно увеличилось употребление белого цвета для выделения необходимых частей узора.
      Ташкентские вышивки — орнамент вышивок растительный, состоит из стилизованных цветочных розеток или кругов, окруженных букетами и цветущими кустиками. Мотивы центрального поля, широкой каймы по сторонам почти одинаковы, лишь иногда поле может выделяться большим размером узора, помещенного в центре. Некоторые мелкие изделия вышиваются на черном или цветном фоне, для них используются растительные узоры, выполняемые в яркой гамме.
      Ферганские вышивки — центральное поле, орнаментированное двумя большими кругами, окружается узкой однорядной каймой: все свободное пространство заполняется растительными мотивами. В ферганских вышивках почти не видно фона, настолько густо он зашивается мельчайшим и сложнейшим растительным орнаментом. Гамма цветов многокрасочная. Крупные вышивки орнаментируются небольшими кругами-розетками или отдельными букетами, симметрично расположенными на центральном поле, ограниченном неширокой каймой. Традиционными узорами ферганских вышивок считаются паляки с узкой каймой и крупным центральным полем, украшенным несколькими кругами-розетками. Примечателен колорит отдельных вышивок: ферганские мастера любят вышивать круги золотисто-желтыми нитками, имитирующими золотое шитье, поэтому их вышивки «сияют».
      Самаркандские вышивки — колорит самаркандских вышивок значительно строже ташкентских, гамма красок гармоничнее: в них меньше ярко-зеленого цвета, умеренное применение желтого цвета. Для сохранения цельности узоров зашивают площадь кругов сплошь крупными петлями, положенными в два, иногда три ряда. Иногда применяется зашив, при котором вся поверхность круга-розетки зашивается мелкими кружками, образованными из простых строчек. Богатый растительный узор по центральному полю и в кайме. Бухарские вышивки — вышивки делались на черном фоне. Центральное поле окаймлялось широкой нарядной каймой, состоящей из трех рядов: центральный ряд каймы был очень широкий, внешние — чуть поуже. Узоры центрального поля были всегда растительные.
      Кроме традиционного применения, золотым шитьем и тамбурной вышивкой украшается современная одежда. В нарядной одежде могут использоваться узоры и мотивы золотого шитья. На бархате или сукне вышивается узор белыми или желтыми шелковыми нитками, создается имитация серебра и золота.
      Учитывая запросы сегодняшнего дня, художники ищут новые пути в создании произведений прикладного искусства, но почти всегда отталкиваются от народных традиций и черпают идеи своего творчества в народной вышивке.
     
      ТЕХНИКА ВЫШИВАНИЯ
      Вышивка служит неиссякаемым источником вдохновения при создании современных образцов одежды.
      В летних женских или детских платьях из хлопчатобумажных, льняных, шелковых тканей гладких тонов, в предметах быта применяют белую или цветную вышивку различного характера. Все виды вышивок делятся на свободные и счетные. Счетные вышивки выполняются на тканях, похожих на канву или имеющих простое переплетение, а также на тканях, которые могут быть предварительно разрежены. К счетным вышивкам относятся мережки, вышивки крестом, полукрестом. К свободным вышивкам, выполняемым по нарисованному контуру, относятся гладь, «ришелье», тамбур.
      В цветовых сочетаниях вышивок необходимо учитывать ритмическое чередование цветов, выделение основного, ведущего, тона, который придает вышивке цельность и законченность.
      В нарядной женской одежде из шерстяных, шелковых тканей или бархата делают однотонный узор, используют приглушенные оттенки. Выбор цвета ниток для вышивки, сочетание их цветов зависят от назначения вещи, ве-
      личины и расположения узора. Как правило, фону (цвету ткани) отводится дополнительное место, а узору вышивки главное. Поэтому фон не должен выделяться, быть ярче орнамента вышивки.
     
      ИНСТРУМЕНТЫ ДЛЯ ВЫШИВАНИЯ
      Инвентарь вышивальщицы очень несложен. Пяльцы значительно облегчают работу. Деталь изделия, где предполагается делать вышивку, вырезают с припусками со всех сторон по 3 — 4 см. Если деталь совсем небольшая, оставляют столько ткани, чтобы можно было закрепить в пяльцы. Или по краям приметывают прямыми стежками вспомогательную ткань (рис. 1а, б) и потом заправляют деталь в пяльцы. Если рисунок вышивки больше размера пяльцев, намечают весь рисунок, вышивают сначала часть, а потом передвигают ткань, пока весь узор не будет закончен. Пяльцы предохраняют ткань от деформации при вышивании. Легче регулируется натяжение ткани в пяльцах на винтах. Но можно отрегулировать и деревянные пяльцы. Если большое кольцо плотно надевается на
      меньшее, нужно подчистил» наждачной бумагой внутреннюю сторону большого кольца или внешнюю сторону меньшего кольца. Если деревянные пяльцы свободные и не затягивают ткань, меньшее кольцо следует обернуть полоской вспомогательной ткани и закрепить.
      Иголку для ручного вышивания обычно берут короткую и с большим ушком, чтобы нитка меньше перетиралась. При вышивании никогда не делают узелков на конце нитки. Закрепляют нитку за ткань несколькими стежками в том месте, которое в дальнейшем закроется вышивкой. Другой способ закрепления нитки в ткани состоит в следующем: нитку складывают вдвое, сложенные вместе концы продевают в ушко игреки и делают первый стежок (рис. 1в). Не вытягивая нитки из ткани до конца, пропускают в образовавшуюся петлю рабочую нитку и затягивают ее, вкалывая иглу в ткань (рис. 1г). Место закрепления нитки остается совсем не заметным.
      Ножницы для работы должны иметь острые кончики для подрезания ткани и нитей при выдергивании их из ткани. Наперсток применяется только прйг ручном вышивании цля проталкивания иглы через ткань. Палочка (деревянная, пластмассовая) с заостренным концом (рис. Id) нужна для прокалывания дырочек при вышивке белой гладью вручную или на машине. Палочкой протыкают круглые дырочки сначала с лицевой стороны наизнанку, затем наоборот.
      Палочка имеет длину 8 — 10 см, в диаметре 0,5 см.
     
      УВЕЛИЧЕНИЕ ИЛИ УМЕНЬШЕНИЕ РИСУНКА
      Если размер вышиваемого изделия больше или меньше понравившегося рисунка, его приходится увеличивать или уменьшать. Делают это следующим образом. Нужный рисунок расчерчивают на равные квадраты (рис. 2а). Чем мельче квадраты, тем точнее будет получен узор для вышивки. Затем на чистом листе бумаги вычерчивают то же количество квадратов, но уже уменьшенное или увеличенное в нужное число раз (в два, три, четыре раза). В полученные клетки переносят линии соответствующих клеток оригинала. В данном случае рисунок уменьшен в два раза (рис. 26) и в три раза (рис. 2в). При аккуратной работе получается точная (уменьшенная или увеличенная) копия рисунка. Очень важно при этом приеме увеличения или уменьшения рисунка вычерчивать точные квадраты-клеточки, иначе контуры рисунка узора будут искажены.
      KOHEЦ ФPAГMEHTA КНИГИ

 

 

 

От нас: 500 радиоспектаклей (и учебники)
на SD‑карте 64(128)GB —
 ГДЕ?..

Baшa помощь проекту:
занести копеечку —
 КУДА?..

 

На главную Тексты книг БК Аудиокниги БК Полит-инфо Советские учебники За страницами учебника Фото-Питер Техническая книга Радиоспектакли Детская библиотека


Борис Карлов 2001—3001 гг.