СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие 9
Общие сведения
Стиль, мода силуэтные формы одежды, покрой фасон
Системы конструирования 10
Классификация одежды
Типы телосложения 12
Обмер фигуры
Определение типе телосложения по измерениям 21
Баланс изделия 22
Прибавки на свободное облегание 24
Вспомогательные таблицы для констр платьев на наклонные фигуры 25
Конструирование основных лифов и рукавов 29
Прилегающий лиф с боковой вытачкой 29
Полуприлегающий лнф с боковой вытачкой 34
Свободный лнф 38
Прямой рукав 42
Лнф с нагрудной вытачкой 44
Лиф с вытачкой из горловины 47
Построение лифа расчетно-измерительным способом 49
Раскрой платьев н моделирование отдельных деталей 52
Платье прямого покроя 52
Платье с отрезной юбкой и застежкой с отооротамн 57
Сарафан
Летнее платье с воланом
Платье с отрезной клешепой юбкой 73
Платье для дома 78
Платье отрезное по талии с расширенной юбкой я склады 82
Платья для полных женшнн 87
Платье с удлиненным воротником 91
Платье с удлиненной планкой н двумя боковыми вытачками 97
Платье со стойкой 102
Платье с рельефом в полочке 105
Платье со вставным бочком
Платье-костюм с рельефом из проймы
Юбка нл полную фигуру117
Выполнение чертежа рукава по измерению119
Платье-пальто с втачным рук&вом 121
Плнтьп-костюмы 126
Платье-костюм с фнгуриым рельефом нэ проймы 127
Платье-костюм с плавным рельефом из проймы 133
Женские брюки 138
Платья с цельнокроеными рукавами и реглан144
Платье с цельнокроеной ластовицей
Молодежное платье с длинным рукавом 148
Платье еппбодного мокром с длинным рукаиом 154
Платье покроя реглан 158
Моделирование 103
Техника разработки моделей 171
Перенесение вытачек
Моделирование рукапнп 176
Моделирование юбок 187
Моделирование порогннхин
Моделирование платьев 190
Сопряженность рукава с проймой 204
Литература 200
В книге изложен упрощенный метод раскроя платьев без лекал. Конструктивные разработки моделей даны на все типы телосложения. Отдельный раздел посвящен практическим приемам моделирования.
Книга предназначается для специалистов индивидуального пошива — мастеров, закройщиков. Она может служить пособием для преподавателей и учащихся комбинатов службы быта и для тех, кто шьет самостоятельно.
Специальный редактор А. П. Грищенко
ПРЕДИСЛОВИЕ
Швейная промышленность нашей страны выпускает разнообразный ассортимент одежды, рассчитанной на вкусы самого взыскательного покупателя. Наряду с массовым пошивом потребности населения в одежде удовлетворяет система индивидуального пошива.
Конструирование изделий, изготовляемых в массовом порядке и по индивидуальным заказам, имеет принципиальные различия. В первом случае раскрой производится на типовые фигуры, не имеющие отклонений от нормы, а во втором — на конкретные фигуры, которые зачастую нельзя ни по каким показателям приравнять к типовым.
К услугам ателье прибегают люди разных возрастов и вкусов, разной комплекции и осанки, но желания их одинаковы — все они хотят, чтобы заказанная вещь была модной, красивой, удобной, а срок ее изготовления — кратчайшим. Как сказано в Директивах XXIV съезда КПСС, работникам службы быта в девятой пятилетке (1971—1975) необходимо более полно удовлетворять спрос трудящихся на все виды услуг, повысить культуру и качество обслуживания и, что не менее важно, сократить сроки выполнения заказов. Задача, поставленная перед работниками системы индивидуального пошива, требует в первую очередь совершенствования методов конструирования и моделирования.
Качество и сроки изготовления заказов в ателье во многом зависят от квалификации закройщика. К специалистам по женскому платью предъявляются повышенные требования. Женская одежда среди всего многообразия видов швейных изделий особенно изменчива. Обновление ее форм вызывается требованиями моды, использованием новых материалов, выпускаемых текстильной промышленностью, достижениями техники и технологии пошива. В связи с этим особую важность приобретает вопрос: каким же методом'раскроя лучше пользоваться закройщикам женского -платья? Большинство из них выполняет раскрой по устаревшему методу — с помощью лекал на типовые фигуры. Недостатки его состоят в следующем. Во-первых, раскрой по лекалам не позволяет учесть индивидуальные особенности фигуры, во-вторых, эти лекала изготовляются с учетом прибавок, выбранных для одной определенной силуэтной формы, что очень ограничивает возможности конструктивного изменения и улучшения изделия.
При раскрое по лекалам необходимо сопоставлять основные параметры лекал с измерениями фигуры и одновременно выполнять моделирование, выбирать нужные прибавки по всем конструктивным поясам, исходя из свойств ткани, силуэтной формы изделия
и индивидуальных особенностей фигуры. Закройщики ателье эти требования далеко не всегда выполняют, я па такие «мелочи», как уточнение величины ростка, плечевой вытачки, зачастую и вовсе не обращают внимания. Например, в части ростка соблюдается лишь одно — чтобы он не был велик, а между тем при маленькой величине ростка может значительно нарушиться посадка изделия.
Уровень современных требований к одежде обязывает закройщика быть специалистом широкого профиля. Ему необходимо уметь кроить по лекалам и без них, изучить не одну, а несколько систем кроя, с тем чтобы использовать лучшее, знать конструирование и моделирование и в обязательном порядке — технологию пошива.
Автор стремится в какой-то мере помочь специалистам индивидуального пошива приобрести знания, необходимые для высококачественного изготовления легкого женского платья. Описанный метод раскроя без лекал (когда чертеж строится непосредственно на ткани) позволяет учитывать особенности телосложения с помощью ряда измерений фигуры. В результате изделия не требуют излишних уточнений па примерке, уже при сметывании получается нужное прилегание, что облегчает процесс изготовления и сокращает срок выполнения заказа.
Для раскроя по безлекальному методу необходимо выполнять измерения фигуры с предельной точностью и обязательно соблюдать баланс изделия. В книге дано объяснение, что такое баланс изделия применительно к индивидуальному пошиву, указано, какие бывают разновидности баланса изделия и каким образом надо их учитывать при конструировании платьев.
Предлагается несколько вариантов расчетных конструктивных решений отдельных элементов (вытачек, рельефов). Например, конструкция лифа с нагрудной вытачкой применена в разных моделях (платье-пальто, платья с рельефами на полных женщин и др.). В чертежах дано несколько положений нагрудной и боковой вытачек. В молодежном отрезном по талии платье предлагается два варианта построения полочки. Все это расширит специальные познания закройщика, даст представление о том, какая существует взаимозависимость между конструктивными узлами и как ее можно изменять в соответствии с конкретным фасоном и индивидуальными особенностями фигуры.
Описание построения основного лифа расчетно-измерительным способом позволит быстро изготавливать лекала на типовые фигуры для выполнения групповых заказов.
Во многих чертежах талиевые вытачки даны в половинном размере. Такое оформление удобно в работе закройщика, так как сокращает затрату времени на построение чертежа и обеспечивает большую точность при сметывании.
Автор не преследовал цели дать описание только модных фасонов. Современная мода под влиянием различных факторов имеет тенденцию к быстрым переменам. То, что было модным недавно, уже не вызывает интереса, в одежду возвращаются отдельные
элементы моды более отдаленного прошлого, иногда вышедшие из моды виды одежды снова становятся популярными. Учитывая все это, автор подобрал ассортимент изделий, силуэтные формы и фасоны с таким расчетом, чтобы данные конструкции можно было использовать в качестве основы при разработке новых моделей, продиктованных модой.
Измерения, использованные в книге, сняты с конкретных чаще всего встречающихся фигур. Среди них — фигуры разных типов телосложения и размеров, включая и очень большие.
Настоящее издание в своей основе повторяет предыдущее, за исключением последних разделов. Так, раздел «Раскрой платьев-костюмов» дополнен описанием чертежа женских брюк; материал, касающийся моделирования, переработан и расширен в соответствии с современными требованиями; без ущерба для книги опущено описание технологии изготовления изделий.
Книга адресуется специалистам индивидуального пошива женского легкого платья, она может служить пособием и для начинающих швей.
СТИЛЬ, МОДА, СИЛУЭТНЫЕ ФОРМЫ ОДЕЖДЫ, ПОКРОЙ, ФАСОМ
В каждом историческом промежутке времени существует определенная общность взглядов, вкусов, художественных представлении, находящая свое выражение в стиле эпохи, О стиле можно сказать, что это исторически сложившаяся общность художественно-выразительных средств, отражающаяся в форме предметов быта, и архитектуре, искусстве (литературе, изобразительном искусстве и пр.).
Как надо понимать стиль применительно к одежде? Одежда в ее разновидностях форм всегда отвечает духу времени исторической эпохи н соответствует окружающей человека обстановке. Художественное оформление одежды, ее |юрмы, еасствепно, не могут быть постоянными, они изменяются в соответствии с требованиями времени. Изменения мировоззрения люден, их вкусов, повышение культурного уровня предопределяют изменения н в одежде.
Стил ь применительно к одежде определяется общими характерными чертами форм, единством в художественном оформлении. Каждой исторической эпохе свойственен свой стиль в одежде.
Одежда современного стиля проста и лаконична но форме, выразительна и скромна по художественному оформлению, изысканно-элегантна в нарядных и практична в спортивно-деловых костюмах, не утрирована, без лишней мишуры.
Стиль в одежде сохраняется на протяжении длительного времени, однако в этот период происходит изменение форм п элементов одежды. Это обновление внешних форм одежды в течение одного — двух сезонов принято называть модой. Изменения моды определяются различными факторами — выпуском тканей новых подработок, стремлением людей к обновлению форм одежды и т. д.
Измененные силуэтные формы не всегда приживаются, некоторые из них быстро выходят из моды. Можно сказать, что изменения в одежде происходят под влиянием стиля и моды. Временами мода рекомендует спортивно-деловой стиль, классический или романтический и соответствующие стилю детали: воротники, клапаны, карманы и т. д. Следует отметить, ч то классический стиль всегда является модным.
Направление моды рекомендует определенные силуэтные формы и детали. Что же такое силуэтная форма?
Силуэтная форма — это контурные очертания предмета. Силуэтная форма любого вида одежды характеризуется контурными линиями основных деталей: спинки, полочки, рукавов.
Эти детали оформляются с помощью конструктивных линий: линий плечевого среза, проймы, боковых срезов, линии талии, бедер и низа.
Так, линиями плечевых срезов можно создать определенную форрму изделия в области плеч, плавный переход от плеча к рукаву, подчеркнуть плечо, сделать его более четким, зрительно расширить пли сузить плечи.
боковыми срезами, вытачками можно подчеркнуть талию па се естественном положении. Прогибами боковых срезов, смещенными вверх, можно зрительно приподнять талию, акцентировать ее выше естественного положения. Иногда мода рекомендует сколь пнцую линию талии. Тогда боковые срезы и вытачки оформляют плавными линиями, в таком платье трудно определить положение талин.
Укорачивая или удлиняя платье, мы также изменяем силуэтную форму. Па силуэтную форму оказывают большое влияние прибавки по линии груди, талии и бедер, рекомендуемые при конструировании. Одна и та же силуэтная форма может иметь несколько конструктивных решении. Например, мода рекомендует расширение юбки книзу. Пго можно выполнить за счет покроя клеша, иолу клеша, склад. № каждом случае силуэтная форма будет одна, а конструктивное решение различное.
KOHEЦ ФPAГMEHTA КНИГИ
|