На главнуюТексты книг БКАудиокниги БКПолит-инфоСоветские учебникиЗа страницами учебникаФото-ПитерНастрои СытинаРадиоспектаклиКнижная иллюстрация





Библиотечка «За страницами учебника»
Бумажные летающие модели. Анохин П. Л. — 1959 г.

Анохин П. Л.

БУМАЖНЫЕ ЛЕТАЮЩИЕ МОДЕЛИ

*** 1959 ***


DjVu


 

PEKЛAMA

Заказать почтой 500 советских радиоспектаклей на 9-ти DVD.
Подробности >>>>


ФPAГMEHT КНИГИ (...) «УЧЕБНАЯ» ЛЕТАЮЩАЯ МОДЕЛЬ
      Спросите любого летчика: на каком самолете он начинал учиться летать? Каждый из них ответит: на учебном. Учебный самолет Поликарпов-2, или По-2, как его называют, сыграл исключительную роль в истории нашей авиации. Третий десяток лет тысячи этих самолетов используются в летных школах и в аэроклубах для первоначального обучения летчиков. Конструктор самолета По-2—Герой Социалистического Труда Николай Николаевич Поликарпов создал этот самолет настолько простым и надежным, что он не «стареет» до наших дней.
      На рис. 81 дан учебный самолет Як-18. На рис. 83 показаны взлет и посадка самолета.
      В авиамоделизме также есть простейшая бумажная «учебная» модель. Как ни проста эта модель, она хорошо летает, если правильно будет сделана. На ней можно хорошо научиться управлять полетом моделей.
      Сделайте из бумаги «учебную» летающую модель (рис. 82).
      Рис. 81. Учебный самолет Як-18
      Возьмите лист плотной бумаги размером с тетрадку и сложите его вдоль пополам. Слегка проведите по листу линейкой продольные и поперечные линии так, чтобы получилось 27 равных квадратиков (рис. 84). По квадратам срисуйте чертеж модели и вырежьте ее. Сложите выкройку так, как показано на рисунке: сперва сложите носовую часть модели, потом отогните крыло и маленькие крылышки на хвосте. Сверяйтесь с рисунком, все сгибы делайте очень точно.
      Наша учебная модель имеет такие же основные части, как и настоящий самолет (кроме мотора и винта). Познакомимся с этими частями.
      У модели есть фюзеляж. К фюзеляжу прикреплено крыло. В фюзеляже настоящего самолета помещаются летчик и пассажиры и размещается груз. С крылом вы уже знакомы. Оно состоит из двух симметричных половин — правой и левой.
      Есть у модели и шасси. Это — та часть модели (или самолета), которая служит для взлета и посадки ее. Самолет, когда он должен взлетать с земли, имеет колесное шасси — колеса и стойки, на которых они укреплены. Самолет, который должен подниматься со снега, имеет лыжное шасси, а с воды — поплавковое шасси.
      Задние края (кромки) стабилизатора и киля на настоящих самолетах делаются отгибающимися. К ним присоединены тросы (проволока), проходящие внутри фюзеляжа к кабине летчика. Концы тросов
      Рис. 83. Взлет и посадка самолета 101
      укреплены на ручке управления и на ножных педалях. Отгибающиеся кромки стабилизатора — это руль высоты. Подтягивая к себе ручку управления с тросом, летчик поднимает кверху руль высоты, и самолет (или планер) летит вверх. Отодвигая ручку управления, летчик опускает руль высоты, и самолет летит вниз. Нажав правой ногой на педаль, летчик заставляет отклониться вправо отгибающийся задний конец киля — руль поворота и самолет летит направо. Когда нажимают ногой на левую педаль, руль поворота отгибается влево.
      На нашей модели тоже можете сделать рули, отгибая задние кромки стабилизатора и киля. Только вы их будете отгибать не с помощью тросов, а непосредственно руками, и не в полете, а перед тем, как запустить модель.
      Прежде чем запускать модель, тщательно распрямите крыло и стабилизатор, проверьте, нет ли перегибов и перекосов на фюзеляже.
      Возьмите модель рукой снизу, за фюзеляж под крылом. Сильным толчком пустите ее прямо вперед (не вверх). Модель полетит далеко и ровно.
      ФИГУРНЫЙ САМОЛЕТ
      Сделайте еще и другие простейшие модели, например «фигурный самолет» (рис. 85) и «летающее крыло».
      Модель фигурного самолета собирается из двух частей: фюзеляжа и крыла. На одной половине согнутого вдвое листа нужно сперва по линейке начертить сетку из 18 квадратиков. Размер каждого квадратика на всех рисунках равен 2 сантиметрам. По квадратам обрисовывается форма фюзеляжа и по контурам его вырезается выкройка.
      Форма выкроек и порядок сборки указан на рис. 86. Нужно раскрыть переднюю прямоугольную часть выкройки фюзеляжа и загнуть ее внутрь пополам. Затем, повернув выкройку боком, с каждой стороны делают две складки носовой части. Острым концом ножниц прокалывают середину носовой части и в прокол вставляют острый бумажный клинышек. Его туго затягивают, подгибают концы кверху и коротко подрезают.
      Перед килем нужно аккуратно отогнуть обе половинки стабилизатора. Стабилизатор отгибают с небольшим наклоном. Его задний конец чуть выше переднего. Стабилизатор служит рулем высоты. Если он будет отогнут неверно, т. е. его задний конец будет ниже переднего, то модель полетит носом вниз. Если отогнуть стабилизатор правильно (как показано на рисунке), то модель полетит вверх.
      В подготовленный фюзеляж вставляется крыло. Крыло вырезается из прямой, несложенной полоски бумаги.
      Надо следить за тем, чтобы ширина крыла у его середины точно соответствовала расстоянию между углублениями в середине фюзеляжа, теми углублениями, в которые будет вставляться крыло.
      Установив крыло, необходимо его внимательно проверить. Всякий перекос крыльев немедленно скажется на полете. Только тогда, когда обе половины крыла будут совершенно ровными, с одинаковым наклоном, модель будет лететь ровно и хорошо.
      Модели типа «летающее крыло» (рис. 87) тоже собираются из двух частей: крыла и груза. Хвостового оперения эти модели не имеют. Однако необходимые рули есть и на этих моделях. По заднему краю крыла отгибаются кверху два киля; они служат рулем поворота.
      Площадка между килями — это руль высоты. Руль высоты должен быть отогнут слегка вверх. Это хорошо видно на рисунке («вид сбоку»). На этом же рисунке видно, что груз крепится к крылу снизу (он вставляется зубчиками в прорези на переднем конце крыла).
      При запуске модели «летающее крыло» держат за груз. Модель «фигурный самолет» надо держать за переднюю ее часть перед крылом.
      Сделав модели, испытайте их в полете, добейтесь сперва ровного полета без поворотов. Научившись исправлять полет моделей с помощью рулей, можно приступить к фигурным полетам.
      Став лицом друг к другу на расстоянии примерно 6—7 метров, оба участника одновременно пускают модели навстречу одна другой. Обе модели сходятся у середины, взлетают в петлю и внизу снова встречаются. Каждая модель, как в зеркале, повторяет полет другой.
      Расстояние между пускающими надо изменять так, чтобы модели, сходясь, чуть ли не сталкивались одна с другой.
      Размер петли, ее диаметр, зависит от моделиста. Если круг, описываемый моделью, очень велик и модель взлетает к потолку, то надо круче загнуть кверху руль высоты. Наоборот, если диаметр петли очень мал, то руль высоты слегка выравнивается.
      «Зеркальный полет» можно выполнить не только с «петлей Нестерова», нм и с запуском в круговой полет.
      Испытайте действие рулей. Отогните слегка вниз руль высоты (заднюю кромку стабилизатора) и пустите модель. Теперь модель будет летать круто вниз. Отгибая вправо или влево заднюю кромку киля — руль поворота, заставьте модель лететь не по прямой, а заворачивая все время направо или налево.
      МОДЕЛЬ ПЕРВОГО В МИРЕ САМОЛЕТА
      Особый интерес этой модели заключается в том, что она сходна с первым в мире самолетом. Модель летает, и каждому интересно убедиться в том, что необычная для нашего глаза форма первого самолета была вполне целесообразно выбрана ее конструктором.
      Бумажную модель, если ее хорошо изготовить, следует передать учителю физики вашей школы. Он покажет ее на уроке всем ученикам и расскажет много интересного о создателе первого в мире самолета — Александре Федоровиче Можайском.
      Уже сто лет назад многие ученые задумывались над созданием аппарата тяжелее воздуха.
      А. Ф. Можайский, наблюдая за полетами птиц, также задавал себе вопрос: почему же летают птицы, ведь они тяжелее воздуха?
      Он измерял величину крыльев разных птиц, их вес, зарисовывал птиц, определял степень вогнутости крыльев, их наклон к линии полета. Особенно интересен для него был полет птиц на неподвижно распростертых крыльях. Его расчеты и наблюдения показали, что более тяжелые по весу птицы имеют больший размер крыльев.
      А. Ф. Можайский свои выводы подкрепил опытами. Детский воздушный змей он решил построить таких размеров, чтобы он мог поднять человека. Ему это удалось. Тройка лошадей потянула буксирную веревку — леер, и огромный змей поднялся в воздух. На этом змее летел сам изобретатель.
      Опыт указал Можайскому, какой величины нужно ставить крыло на задуманный им самолет. Не случайно, что форма крыла самолета Можайского так напоминает собой обычный плоский змей.
      Прежде чем перейти к постройке настоящего самолета, А. Ф. Можайский изготовил и запустил в полет несколько моделей. Винты этих моделей приводились во вращение пружинным или резиновым двигателем. Модели настолько успешно летали, что можно было на них класть сравнительно большой груз — морской кортик: модели летали и с этим грузом.
      Десятки лет ушли на расчеты, опыты, на постройку двигателей.
      И лишь в 80-х годах прошлого столетия на открытом военном поле, в окрестностях Петербурга, состоялся первый в мире полет самолета, созданного А. Ф. Можайским (рис. 88).
      Модель этого самолета и предлагаем вам сделать (рис. 89).
      Рис. 88. Первый в мире самолет, построенный А. Ф. Можайским
      На рис. 90 даны чертежи выкроек модели в натуральную величину. Чтобы облегчить их перерисовку, на каждый чертеж нанесена сетка — квадратики размером в 2 сантиметра. Можно сделать модель и в пол-тора-два раза крупнее, но тогда потребуется более плотная чертежная бумага. В этом случае на бумажных заготовках для частей модели следует вычертить такое же число квадратиков, но размером в 3 или 4 сантиметра, и точно скопировать с чертежей нужную форму частей.
      Каждая часть заготовляется в одном экземпляре, кроме выкроек стоек для шасси (их потребуется две штуки), копес (четыре штуки) и шпилек для скрепления частей модели (девять штук).
      Носовая часть модели будет иметь груз из четырех полосок бумаги до 15 сантиметров длиной и 3 сантиметров шириной.
      Для выкройки крыла лист бумаги сложите так, как показано на
      Рис. 89. Бумажная модель самолета А. Ф. Можайского 108
      Рис. 90. Выкройка частей бумажной модели самолета А Ф. Можайского
      Рис. 91. Сборка модели самолета А. Ф. Можайского
      рис. 90, помещенном под чертежом крыла. Один конец листка (это будет передний край крыла) загните внутрь на ширину 4—5 сантиметров и после этого сложите листок пополам. Форму крыла обрисуйте на одной стороне согнутого листа. Вырезанное крыло раскройте, отогните загнутый передний край и на нем обрисуйте ту форму среза, которая на чертеже выкройки обозначена пунктиром.
      Прежде чем приступить к сборке модели, все заготовленные части сверьте по их форме и размерам с чертежами и аккуратно разложите перед собой.
      Порядок сборки модели показан на рис. 91.
      Подготовьте к сборке стойки для шасси, сложив каждую их вы-
      кройку так, как показано на рис. 91, Л. Высокую часть выкройки согните три раза, чтобы образовалась трубочка, в которую вставьте колесики. Низкую часть выкройки стоек для шасси загните до середины один раз с каждого бока.
      Обе сложенные выкройки стоек для шасси уложите на прокладке
      по рис. 91, Б. На этом же рисунке показано точное местоположение стоек по отношению к нижнему язычку на прокладке.
      Поверх прокладки со стойками положите крыло (рис. 91, В) и оба конца крыла вдвиньте сверху в прорезь фюзеляжа. Следите за тем, чтобы крыло своим передним концом было установлено в носовой части фюзеляжа и чтобы стойки не сдвинулись со своих мест.
      Для скрепления крыла и фюзеляжа сделайте три сквозных прокола острым концом ножниц — через фюзеляж, основание крыла, прокладку и стойки для шасси. В каждый из проколов втяните по одной шпильке. Шпильки всегда надо затягивать очень туго. Концы шпилек подогните и коротко подрежьте.
      После установки крыла переходите к хвостовому оперению. Оно состоит из маленьких крылышек (стабилизатора) и киля. Стабилизатор вы вырезали вместе с фюзеляжем. Киль (отвесная плоскость на хвосте) состоит из двух частей: верхней и нижней. Верхнюю часть киля поставьте на прокладку между половинками стабилизатора, нижнюю часть — поверх фюзеляжа снизу. Хвостовое оперение проколите насквозь в двух местах, и в проколы втяните по одной шпильке. Концы втянутых шпилек подогните и коротко обрежьте.
      В носовой части модели помещается груз. Полоски бумаги туго обмотайте перед крылом поверх фюзеляжа и груз проколите ножницами насквозь. В прокол вставьте с одной стороны две шпильки: одну поверх другой. Концы шпилек разогните в разные стороны и коротко подрежьте.
      У выкроек колес сложите пополам верхнюю прямую часть и вставьте колесики в стойки для шасси. Перед запуском модель распрямите. Крыло должно быть совершенно ровным, без изгибов и перекосов. Ровным, с чуть приподнятым задним концом должен быть и стабилизатор. Посмотрите на модель сверху: средняя линия (нос — фюзеляж — хвостовое оперение) должна быть совершенно прямая.
      Стойки для шасси раздвиньте пошире и держите модель при запуске за язычок прокладки под крылом.
      Пускайте модель сильным толчком вперед, направляя ее носовую часть не вверх, а прямо — не выше головы. Правильно сделанная модель пролетит 10—15 метров.
      Возможно, вы обнаружите в полете модели неправильности (крутой спуск, резкие завороты и т. п.). Отрегулируйте модель.

 

 

На главнуюТексты книг БКАудиокниги БКПолит-инфоСоветские учебникиЗа страницами учебникаФото-ПитерНастрои СытинаРадиоспектаклиДетская библиотека

 

Яндекс.Метрика


Творческая студия БК-МТГК 2001-3001 гг. karlov@bk.ru