ОГЛАВЛЕНИЕ
От автора
Когда начинать воспитывать ребенка?
В семье ребенок!
Особенности развития ребенка раннего и дошкольного возраста Первый год жизни
Развитие речи. Развитие и совершенствование речевого и слухового аппаратов
Игры-развлечения во второй половине первого года жизни Игры-занятия
Окружающая действительность — основной источник познания Познание и обучающие (дидактические) игры Наблюдения — основа всякого знания
Игры, рассматривание картинок, наблюдения за конкретными явлениями
Ознакомление с геометрической формой Беседы
Игра — школа жизни для ребенка
Игры с сюжетными игрушками Игра и подготовка к школе
Игрушки — друзья ребенка, его радость Художественное слово — средство овладения наследством человеческой мысли и языка
Беседы по картинкам Подготовка к школе Загадки и словесные игры-упражнения
Виды упражнений по развитию речи Изобразительная деятельность — это познание и образное отражение окружающей действительности
Рисование на заданную тему Декоративное рисование Аппликация
Аппликация на заданную тему Лепка
Лепка на заданную тему
Труд — естественная форма активности ребенка Труд взрослых — живой пример для ребенка Игры, связанные с трудовыми навыками Конструирование
Поделки из бумаги, картона и других материалов Поделки из бумаги
Игрушки из бумаги по готовым выкройкам Поделки из картона
Игрушки из спичечных коробок и катушек Поделки из природного и бросового материала
Примерные темы поделок
Литература
ОТ АВТОРА
С самого раннего детства развитие ребенка решающим образом зависит от воздействия взрослых. Чем планомернее и систематичнее оно осуществляется, тем результативнее воспитание и обучение малышей.
В детских дошкольных учреждениях воспитание детей проводится по специальной программе, впитавшей все лучшие достижения педагогики и психологии. Но очень важно, чтобы такое же влияние оказывалось на ребенка в семье. Известный советский педагог В. А. Сухомлинский писал: «По моему глубокому убеждению педагогика должна стать наукой для всех: для учителей и для родителей».
Только объединив усилия, добившись единства воздействия семьи и яслей-сада, можно разумно решить вопрос, как и чем занять ребенка дома в целях его развития.
Если ребенок не посещает ясли-сад, то вопрос воспитания может быть решен эффективно лишь в том случае, если родители овладеют хотя бы элементарными знаниями педагогики.
Ребенок развивается в деятельности под непосредственным влиянием взрослых, но необходимо помнить, что развитие малыша носит индивидуальный характер, складывается в зависимости от характера окружающей среды, уровня материальной жизни, духовной культуры и т. д. Активность его превращается в определенные виды деятельности, а каждый вид по-своему сказывается на его психическом развитии.
Развитие малыша определяется общением с окружающими его людьми — родителями, братьями, сестрами. Без радости, без положительных эмоций ни один вид деятельности не может оказать влияние на развитие ребенка. Маленькие дети очень эмоциональны, впечатлительны, внимание их неустойчиво, они еще не умеют управлять им. Поэтому, занимая ребенка, воспитывая, надо заинтересовать его, вызвать бодрое, хорошее настроение, активность.
Исследования показали, что ребенок уже на втором году жизни, особенно после полутора лет, способен воспринимать прямое воздействие взрослого, т. е. он может сосредоточенно смотреть, слушать взрослого, активно подражать ему и действовать по его указаниям. Ребенок охотно откликнется на ваше предложение поиграть, если вы будете систематически и интересно занимать его.
Считаем нужным еще раз подчеркнуть значение совместного воспитания ребенка всеми взрослыми в семье и особенно, отцом и матерью. Практика показывает, что время, израсходованное на проведение с ребенком занимательных игр, вознаграждает нас, взрослых, глубокой детской привязанностью.
Надеемся, что данная работа поможет родителям подготовить ребенка к школе и воспитать в нем важнейший навык — умение занять себя. Это требование обусловлено необходимостью организации продленного дня в школе, что имеет большой социальный смысл. На XXVI съезде КПСС эта форма педагогического обслуживания названа среди важнейших мер помощи семье.
Сердечно благодарит автор дошкольных работников — Л. Ф. Ищенко, Л. И. Чикину, 3. И. Федорову и Л. И. Трипуть за помощь при создании этой книги.
Когда начинать воспитывать ребенка
Каким будет человек, зависит от того, каким вы сделаете его к пятому году жизни.
А. С. Макаренко
Так ли это? Подтверждают ли это педагоги, психологи, писатели, ученые? Многие выдающиеся педагоги, знатоки детской души, такие, как Л. Н. Толстой, К. И. Чуковский, В. А. Сухомлинский, утверждают, что ребенок вырастет тем, кем успел стать до пяти лет. Это объясняется и обосновывается закономерностью роста мозга. Вес мозга ребенка за первые пять лет жизни нарастает наиболее интенсивно и составляет 80 — 90 % веса мозга взрослого человека. Дальнейший рост его происходит значительно медленнее.
Как бы продолжая эту мысль, только в ином аспекте, академик, лауреат Ленинской премии Н. П. Дубинин писал: «В процессе развития мозг новорожденного увеличивается в 5 — 6 раз по объему, изменяется по структуре, и этот рост определяется особенно в начальный период своего становления, т. е. в детские годы... От правильного, разумного сочетания воспитания детей в семье и обществе зависит чрезвычайно много. Семья по-прежнему остается важной воспитательной ячейкой в нашем обществе... В семье человек учится быть добрым. Настоящую доброту в человеке воспитывает прежде всего Мать, которую ничем, никакой умной машиной, никакими, даже любящими воспитателями заменить нельзя».
В свою очередь, талантливый педагог В. А. Сухомлинский в раздумьях о ребенке и путях его воспитания писал, что мозг ребенка — это нежный цветок розы, на котором дрожит капелька росы. «Какая осторожность и нежность нужны каждую минуту — ведь мы прикасаемся к тончайшему и нежнейшему в природе — мыслящей материи растущего организма!» — восклицал он.
Французский мыслитель Ж.-Ж. Руссо и великий русский писатель Л. Н. Толстой, жившие в разные столетия, пришли
к выводу: в раннем детстве ребенок приобретает так много знаний, как ни в какой другой период жизни.
Л. Н. Толстой выразил свое отношение к детству таким образом: «Разве не тогда я приобрел все то, чем я теперь живу, и приобретал так много, что во всю остальную жизнь я не приобрел и одной сотой доли того. От пятилетнего ребенка до меня только шаг».
Огромное значение придавал поре раннего детства Ф. Э. Дзержинский. В письмах из тюремного госпиталя он писал: «Может быть в жизни мне давала силы музыка моих детских лет». И далее: «Очень тоскую о сыне. Ему исполнилось три года, а он уж впитывает те лучи, из которых будет в течение всей жизни черпать радость и отдавать ее другим».
Именно в детстве возможен посев добра. Задача семьи — посеять и помочь взойти этим семенам.
Итак, вернемся к вопросу о том, когда начинать воспитывать ребенка. Однажды А. С. Макаренко получил письмо, в котором один из родителей спрашивал, когда ему начинать воспитывать полугодовалого сына. Педагог ответил телеграммой: «Вы опоздали ровно на полгода!»
Итак, человек начинается с детства. От того, как оно прошло, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце, зависит, каким он станет человеком.
В семье ребенок!
Если члены семьи люди отзывчивые, чуткие, если у них широкие общественные интересы, если труд соединяет семью в дружный союз, семья будет иметь хорошее влияние на ребенка.
Н. К. Крупская
Роль семьи в воспитании ребенка. Уклад жизни в семье, взаимоотношения между взрослыми, вся обстановка решающим образом влияет на детей. «Нигде, — пишет отец русской физиологии И. М. Сеченов, — зависимость психического содержания от окружающей обстановки не отражается с такой поразительной ясностью, как на детях, и зависимость длится не дни, а годы».
Воспитание детей — это ежечасное и ежеминутное занятие, в котором участвуют в основном два человека: отец и мать.
Вместе они несут ответственность за то, каким вырастет их ребенок.
Два условия уже с самых ранних лет необходимы для того, чтобы энергия ребенка и его нервная система укреплялись: спокойная жизнерадостность и чувство уверенности. Эти условия зависят от характера окружающей обстановки и социальной среды.
Что такое воспитание в семье? Беседы, наставления? Нет, нет и еще раз нет. Воспитание ребенка в семье — это образ жизни всей семьи в целом, взаимоотношения между членами семьи и прежде всего — между родителями.
Трудно, пожалуй, найти родителя, который бы не замечал в детях стремления подражать. Вся жизнь ребенка — с первого шага — это стремление быть похожим на взрослых и прежде всего на тех, кто всегда рядом, — папу и маму.
Он еще совсем малыш, ваш сын, не умеет говорить, однако уже тянется к книге: «Дай, дай», — он будет читать, перелистывая страницы, как папа.
Вашей малышке недавно минул годик, а она уже качает свою любимую куклу, как мама.
К огромному нашему сожалению и огорчению, не всегда игры наших детей так трогательно милы. Как горько видеть, когда, играя «в гости», дети чокаются «рюмками», как взрослые, тянут в ротик карандаш-сигарету, как папа.
Если вы ожидаете ребенка, не о вышитых распашонках и ультрасовременных колясках должна быть первая ваша забота, а о том, какими будете вы родителями. Чему научите, к чему привьете любовь, какие песни споете, какие сказки расскажете? Сумеете ли научить удивляться морозному узору на зимнем стекле, распускающейся почке? Сумеете ли научить жалеть бродячего котенка и чувствовать боль сломанной веточки?
Воспитывать вашего ребенка будут: и ваш дом — пусть скромно обставленный, но аккуратный и чистый; и яркая чашка, из которой малыш будет пить молоко; и ваше уважительное отношение к его бабушке и дедушке — вашим родителям.
Основой всякой системы воспитания должна быть любовь. «Любовь — творец всего хорошего, возвышенного, сильного, теплого и светлого. Детвора не знает и не понимает, что хорошо и что плохо, надо ее учить. У нее нет еще сильной воли, и надо ей прощать и не сердиться на нее. Мало только сказать: делай так, а этого не делай, наказать, когда не слушается. Тогда лишь боль и страх являются совестью ребенка, и он не сумеет в жизни отличать добро от зла... Ребенок, ... чувствуя любовь родителей... постарается слушаться их, чтобы не огорчать, и если он провинится благодаря своей подвижности, своей детской живости, то сам будет жалеть об этом... » Эти слова принадлежат Ф. Э. Дзержинскому.
Большое значение для всестороннего развития ребенка имеет общение со взрослыми. Сначала это мать, отец, затем товарищ по играм, друг, коллектив и, наконец, общество. С возрастом усложняется и содержание этого общения. Если маленькому ребенку, например, достаточно ласкового любовного отношения, ухода за ним, то потом появляется необходимость, чтобы взрослый принимал участие в его играх и делах. При этом на первый план выдвигается острая потребность в уважении к себе, к своим интересам. К концу дошкольного возраста возникает потребность во взаимопонимании со взрослыми и его сопереживание.
Уважение к ребенку в семье, родительское тепло и доброжелательность воспитывают в нем благодарность, нежность и признательность на всю жизнь.
К сожалению, взрослые в сутолоке домашних дел и забот не всегда обращают внимание на то, что рядом растет человек! Хотя еще маленький, но уже человек! Папе обязательно нужно почитать газеты, посмотреть этот матч по телевизору или подготовиться к завтрашнему собранию, а маме — простирнуть, сварить, сшить — да мало ли дома работы! И получается так, что все отмахиваются от вопросов малыша («позже», «потом», «иди поиграй»), от его просьб помочь в игре, рисовании, лепке, мало разговаривают с ребенком. И недостаточное общение со взрослыми в семье уменьшает и даже глушит потребность в общении. А в результате задерживается развитие ребенка, чахнет его привязанность... Как горько почувствовать это родителям позже.
Уважение к ребенку проявляется в доверии к его возможностям (я сам!), к его относительной независимости от взрослых, к его праву на самостоятельную жизнь (например, в разнообразных играх совместно с товарищами), к праву на человеческое достоинство.
Именно в семье начинают формироваться те качества, чувства, привычки и навыки общественного поведения, от которых зависит, каким вырастет человек. Будет ли он робким, безвольным, озлобленным или духовно богатым, физически красивым, высоконравственным и добрым.
«Уклад жизни в семье, — пишет И. М. Сеченов, — отражается на детях с поразительной яркостью на долгие годы».
Каким же должен быть уклад жизни в семье? Это прежде всего нормальные, доброжелательные взаимоотношения взрослых (родителей) между собой. Родители всегда должны помнить о том, что за их действиями, словами следят внимательные и все чутко воспринимающие ребячьи глаза.
В хорошей семье ребенок воспринимает бережное отношение друг к другу отца и матери, взаимопомощь в хозяйственных делах, заботах по уходу за ребенком, о его воспитании, спокойный, приветливый тон в обращении друг с другом — без злости и раздражения, без крика. Крик — это вообще самый яркий признак отсутствия культуры человеческих отношений. Грубый, крикливый тон роняет взрослого в глазах ребенка, особенно старшего дошкольного возраста, который видит в этом беспомощность взрослого.
По этому поводу В. А. Сухомлинский писал: «Часто мы, воспитатели, забываем, что понимание мира начинается у маленьких детей с познания человека. Добро и зло открывается перед ребенком уже в том, каким тоном обращается отец к матери, какие чувства выражают его взгляды, движения».
Разумные, любящие и наблюдательные родители убеждаются на собственном опыте, что семейное воспитание для родителей есть прежде всего самовоспитание. У таких родителей требования к ребенку согласованы, едины, предусмотрены и разумны. Они посильны для их малыша, так как отец, мать знают индивидуальные особенности его и возможности данного возраста. Очень важно не превышать требования. Как часто мы не умеем становиться на место человека, от которого требуем. Завышенные требования, непосильные для ребенка, остаются невыполненными, ребенок теряет веру в свои силы, у него гаснет радость, он чувствует свою вину (хотя не виновен). Образуется маленькая трещина в его взаимоотношениях с отцом (матерью). Слишком строгие правила, требования тяжелы не только для ребенка, но и для них самих.
Авторитет родителей. В педагогической практике нередко, к сожалению, приходится предостерегать от упрямства не детей, а родителей: «Я сказал — пусть сделает!» — далеко не самое разумное решение вопроса. Гораздо больше выиграет тот отец (та мать), который, поняв, что требует от ребенка непосильное или слишком резко с ним разговаривает, изменит тон речи и не станет настаивать, а затем вместе с ребенком обсудит, почему так получилось. Какой благодарностью и теплотой ответит на это благородство взрослого трепетное детское сердце, каким примером поведения может стать для него такой поступок отца (матери) в дальнейшей жизни!
Отсутствие согласия в родительских требованиях к ребенку, нежелание или неумение считаться с его интересами и возможностями становится иногда причиной детских неврозов. Ребенок не рождается нервным, он становится им. Особенно, подчеркивают психологи и педагоги, это происходит при так называемом сшибе процессов торможения и возбуждения, когда за один и тот же поступок хвалят, а в другой раз наказывают — в зависимости от настроения. Или, когда отец, требует одно, а мать другое (и наоборот). В такой ситуации ребенок начинает
хитрить. Он очень рано улавливает, когда, за чем и к кому обратиться, чтобы добиться своего. Поэтому в семье, где хотят вырастить физически и нравственно здорового человека, должна преобладать атмосфера дружбы и взаимопонимания.
Как правило, мать после декретного (и дополнительного) отпуска выходит на работу. Ей приходится тратить много сил, чтобы совместить свои обязанности на работе с многочисленными заботами по дому. Очень много значит в этот период отношение к ней мужа. Обилие забот утомляет, жена порой может быть раздражительна. Как важно умно погасить это, снять ее нервозность шуткой, облегчить ее усталость улыбкой. Это необходимо не только для нее, но и для ребенка. Душевное состояние матери, ее бодрый и спокойный настрой создают ту общую атмосферу в семье, в которой нуждается ребенок, в которой хорошо всем. Папа в глазах ребенка становится примером для подражания: он тоже начинает жалеть маму, стремится по-своему ей помочь. Так закрепляется чувство нежной заботы друг о друге, и это чувство ребенок пронесет через всю свою жизнь.
Талантливый педагог и прекрасный человек В. А. Сухом-линский мечтал о том, чтобы «каждый отец знал и понимал,
какую огромную потребность в нем испытывает ребенок, как он хочет, чтобы рядом был мудрый мужественный мужчина».
Любовью, признательностью и уважением платит ребенок за внимание к нему, к его интересам и потребностям.
При всей занятости родителям и другим взрослым членам семьи надо находить время и возможность уделять внимание детям. Во время воскресного обеда или за ужином, когда вся семья собирается за общим столом, мать, отец или старший брат рассказывает о том, что было на работе (на заводе, в учреждении), в школе. Такие разговоры расширяют познания малыша, помогают ему понять, что за пределами их дома есть большой и интересный мир, пробуждают добрые чувства к тем людям, которые создают много доброго и нужного для всех. Как любят дети такие рассказы!
Ребенку хочется тоже сделать для своих родных что-нибудь приятное: он несет папе и маме тапки, очки, газету. Ребенок постарше помогает убрать посуду, приготовить ужин, полить цветы... Так легко и просто можно и нужно заражать ребенка желанием помогать, возбуждать и поддерживать его интерес к окружающему миру, к людям труда, воспитывать уважение к ним и потребность делать для них добро.
Внимание к интересам ребенка. Большинство детей посещают детский сад. Там они рисуют, лепят, считают, играют и т. д. Очень важно, чтобы взрослые (воспитатели) проявляли интерес к их делам, разделяли их заботы. Каждому ребенку хочется хорошо нарисовать, сделать удачную аппликацию, интересную постройку — они любят активно действовать и только так они развиваются.
Взрослый (воспитатель, отец, мать) дает оценку рисунку, построенному из кубиков домику, вылепленному из пластилина яблоку и т. п. и тем самым принимает участие в делах ребенка. Как правило, такая оценка — положительная. Важно осторожно поддержать первые пробы малыша в творчестве, первые его самостоятельные шаги. Похвала взрослого воодушевляет, поощряет, ребенку хочется делать еще лучше.
Родители многое могут сделать для формирования личности ребенка. Например, не обязательно отцу быть музыкантом, чтобы привить сыну любовь к музыке и желание играть на каком-либо музыкальном инструменте. Достаточно только проявлять интерес к музыке и любить ее, иногда вместе спеть песенку, послушать детскую пластинку, обратить его внимание на поющих и играющих на музыкальном инструменте детей, на красивую мелодию.
Замечено, что к музыке более неравнодушны те дети, которых с самого раннего возраста учили слушать звуки: как чирикает воробышек, мяукает кошка, поет птичка...
А как развить интерес детей к чтению? С раннего возраста малыш любит слушать сказки, а дети постарше — о разных событиях, «случаях». А еще больше они любят рассказы о том, что было, когда родители сами были маленькими.
Когда говорят, что у него было счастливое детство, возникает образ уютного домашнего вечера и тихий голос матери или отца, читающих вслух книгу. Счастливое детство — это опять-таки не деликатесы на обед, не сверхмодные комбинезончики на молниях. Счастливое детство — это счастье совместного чтения и сопереживания. Вместе с мамой (или папой) малыш волнуется за трех розовых поросят, которым угрожает злой волк, вместе они радуются победе добра над злом.
Книги являются богатейшим источником эмоционального воспитания. Вспомните: разбивается снесенное курочкой золотое яйцо — несчастье! И вот уже утешение — ребенок улыбается: курочка снесет другое! Катится колобок и встречает волка — страх! И снова улыбка: ушел колобок!
Через книги-картинки, книги-сказки лежит путь ребенка очень высоко — к умным большим книгам-раздумьям, книгам-друзьям и даже — к живописи. Как часто дети рисуют героев своих любимых сказок, как восторженно встречают их на полотнах художников и через них, возможно, учатся смотреть картины.
К. Маркс писал, что хорошие книги задевают струны человеческой души, на них отзываются люди в любом возрасте.
Игра и дети. Игра и ребенок — совершенно неразделимые понятия. Играя, ребенок сделает самое неприятное для него. Вы играете с ним в космонавтов, сейчас маленький космонавт должен улететь на ракете. Скорей, скорей нужно съесть кашу, чтобы далеко лететь! И каша съедена... Попробуйте.
Дети — большие фантазеры, и фантазия их находит выход в игре. Важно поддержать их игру, подыграть. Мама оставила Юленьку одну. Торопится домой, открывает ключом дверь, входит. Ее встречает серьезная дочка: «Вы за кем? За доченькой? Подождите, у нас идут музыкальные занятия». И мама быстро соображает, что попала в «детский сад». Она тут же включается в игру: «Можно мне посмотреть, как занимается моя дочка?» Она идет в комнату. Юленька с куклами поет, танцует. Мама внимательно с серьезным выражением лица «присутствует на занятиях».
В играх детей отражаются их интересы, отношение к окружающему, ко всему, что привлекает внимание. Соучастие в детских играх много дает и детям и родителям. В процессе совместных игр у ребенка возникает чувство общности. И как много это дает для воспитания привязанности, отзывчивых, чутких сердечек, их глубокой благодарности и любви.
С ребенком на природу. Экскурсии и поездки в воскресные дни за город — лучший способ не только отдохнуть, но и провести время содержательно, всего себя отдать за весь день ребенку.
На природе столько возможностей для воспитания эстетических чувств, духовного обогащения ребенка. Любоваться цве-
тами на лугу, искать грибы, наблюдать, Как висит на хвойной иголке дождинка, как муравей тащит в муравейник «бревно», как толстый полосатый шмель собирает с цветков нектар, — эти и множество других прекрасных явлений природы доставляют детям огромную радость, освещающую счастьем все детство.
Пусть вас не пугает необходимость дневного сна: кусок мешковины с прошитыми на концах вставками для деревянных планок, крепкая веревка в рюкзаке — и готов гамак. А сколько радости привезете вы из такой поездки. Это и новые слова вашего ребенка, и его рассказы бабушке об увиденном и услышанном в лесу.
Совместные поездки за город принесут не только новые впечатления. Вместе с ребенком в лесу, на лугу можно собирать шишки, желуди, семена деревьев, цветы, из которых ненастными или зимними вечерами можно мастерить занятные игрушки и тем самым способствовать развитию воображения, фантазии, смекалки, умений.
Дети, предоставленные самим себе, не имеющие радостного и содержательного общения с родителями, развиваются хуже, у них, как правило, беднее чувства.
Исследованиями ученых доказано, что в условиях дружной семьи дети меньше болеют. Там, где есть внимание и забота, ребенок чувствует себя увереннее, смелее, быстрее развивается его любознательность, шире познание, он самостоятельнее. Интересны воспоминания людей, наблюдавших поведение детей во время бомбардировок в Ленинграде: в бомбоубежищах
рядом с матерями дети, казалось, ничего не боялись — играли, спокойно вели себя. А когда оказывались без матерей (хотя и с воспитателями), у них появлялось чувство страха, они боялись. Это говорит о том, что детям особенно необходимо общение и связь с близкими людьми.
Детский утолок в семье. Очень большое значение для правильного воспитания ребенка имеет организация обстановки в семье. Но, к сожалению, обстановку в семье слишком часто взрослые организуют для себя. Соответственно, к ней должны приспосабливаться дети. А легко ли это? Надо приспособиться, чтобы влезть на стул, который так высок для ребенка. Кое-как взобравшись на него, он все равно не видит, что на столе. Подтянул скатерть — что-то упало и разбилось...
Нельзя играть с пластилином, чтобы не испортить паркет. Нельзя бегать, чтобы не споткнуться о ковер. Ребенок слышит беспокойное «не шуми, не пачкай, не сори...» Нельзя сделать ни одного шага, не опасаясь получить выговор, упрек или даже шлепок.
Или: ваш ребенок привел товарища. Принесли с собой веточки, камушки, в коробку из-под строительного материала насыпали песок и началось «строительство» улицы. Но, увы, вошедшую мать это привело в ужас: «Что тут творится? Во что превратили комнату?!» Так вот часто грешат родители незнанием законов развития детей, особенно недооценивают значения игры, ее роли в развитии детей, их потребности в хорошем товарище.
Знать своего ребенка, знать только ему присущие, индивидуальные особенности — с этого начинается воспитание. Вот твердое убеждение всех педагогов и психологов.
Наблюдая ребенка вне общения, мы не узнаем его всесторонне. Только в игре с другими малыш раскрывается и дает возможность судить, каков он, так как в игре проявляются наиболее полно чувства и стремления детей.
Наблюдая за ребенком, можно видеть, как охотно он играет с одними детьми, а других просто избегает. Но родители, к сожалению, не всегда считаются с этим и если уж разрешают приводить товарища для игры, то только по своему выбору:
«Он тихий, аккуратный». А какая игра поневоле?!
Не правы те родители, которые диктуют, с кем, где и как играть. Главное, чтобы было тихо и в комнате был порядок, удобный для взрослых. Как часто радостная вдохновенная игра детей обрывается возмущенным окриком: «Что вы тут наделали? Немедленно все приведите в порядок!» В таких условиях дети словно лилипуты в стране великанов.
В каждой семье должны быть условия для активной деятельности ребенка. Если нет детской комнаты, то нужно выделить хотя бы детский уголок, где был бы столик, стульчики, цветок на окне, ящик с полочками, на которых хранились бы книжки, картинки, карандаши и бумага для рисования, игрушки. У ребенка постарше там могут быть краски, клей для аппликации, настольно-печатные игры, игрушки, «строительный» материал, кубики — словом, все для игровой и трудовой деятельности. Все при этом должно соответствовать возрасту ребенка (см. подробные рекомендации на с. 178).
Наличие своего уголка воспитывает у ребенка элементы самостоятельности. Он учится поддерживать там порядок, складывать все на свое место.. Мама (папа) при этом не забывают похвалить, сопоставить порядок в комнате и детском уголке. Ребенку доставляет удовольствие восприятие окружающей его чистоты, аккуратности.
Любые мелочи в быту имеют большое воспитательное значение, ибо «они действуют постоянно, регулярно, ежедневно и ежечасно, из них и складывается жизнь», — писал А. С . Макаренко.
Требование к ребенку. Ребенку не должно быть все дозволено. Учитывая желание ребенка, надо все же постепенно приучать его к установленным в семье порядкам. Не беда, если детское «дай» сталкивается с нашим «нет». От первых «нельзя», «не дам» зависит многое в дальнейшем. Именно начиная с раннего детства рекомендуется продумать основательно эти вопросы, пока их мало. Уже на втором году необходимо приучать малыша слушаться старших, выполнять определенные правила поведения, предъявляя требования к ребенку в эмоциональной, ласковой, но твердой форме.
С первых лет жизни ребенок обязан усвоить, что кроме слова «хочу» есть слово «надо», «нельзя», «можно». Систематически контролируемые, единодушно предъявленные к ребенку всеми членами семьи, они вырабатывают привычки культуры поведения. И приучать к этому нужно спокойно, ласково, настойчиво и убедительно.
Задачи воспитания, правила поведения меняются и усложняются с возрастом. Некоторые из них становятся привычкой и не требуют пристального внимания (например, мытье рук перед едой, аккуратное складывание одежды перед сном и другие культурно-гигиенические навыки).
Требования взрослых должны быть целесообразны, понятны ребенку и постоянны. Не рекомендуется надоедать ему постоянными объяснениями, напоминаниями, почему надо выполнять то или иное правило, лучше следить и упражнять его в правильных поступках.
Не следует злоупотреблять слишком частыми поощрениями за выполнение правил поведения, так как это ослабляет роди-
тельский авторитет. Кстати, силу своего авторитета иногда ослабляют сами родители, нарушая те правила, которые прививают детям. Малыши очень наблюдательны и всегда видят то, на что порой не обращают внимания взрослые. Они обязательно заметят, что папа, который требует мыть руки перед едой, сам забыл это сделать. Обратят внимание и на то, что мама сказала неправду, ответив по телефону, что папы нет дома, когда он был, и т. п.
Хороший пример родителей — лучший способ воспитания положительных качеств ребенка.
Помните, что именно в семье закладываются и начинают развиваться нравственные и эстетические качества ребенка. Любовь к людям, чувство дружбы, забота и уважение по отношению к старшим, помощь слабым и маленьким, доброта, правдивость, честность — все это зарождается в семье.
В семье получает ребенок и первые уроки гражданственности. В детском саду, в школе все это только закрепляется. От семьи в большей степени зависит, вырастет ли ваш ребенок гражданином, патриотом, Человеком.
Кто-то из философов сказал, что человек — это ряд его поступков. А дети подражают вашим словам и поступкам. Как говорит народная мудрость: «Посеешь поступок — пожнешь привычку. Посеешь привычку — пожнешь характер. Посеешь характер — пожнешь судьбу».
Результатом разумного использования всех средств воспитания на основе любви к ребенку, понимания его потребностей являются уважение, признательность и дисциплинированность в вашей семье. Дисциплина ведь есть результат правильного воспитания, без нарушения и принуждений.
О наказаниях. К сожалению, в некоторых семьях, чтобы воспитать в ребенке послушание и дисциплинированность, применяются физические наказания, принуждения. Но чего можно достигнуть насилием и дрессировкой? Вырастет ли под угрозой ремня человек, творящий добро? Может ли физическое наказание быть средством достижения какой-нибудь цели? Конечно, нет.
Проанализируем это на примере. Ребенок совершил проступок, за который был наказан физически. «Теперь он больше не будет это делать» — так считают родители. Но они ошибаются. Почему? Да потому, что наказан проступок, но не выяснена причина, побудившая его совершить. Ребенок делает вид, что уступил силе. Он становится скрытным, а часто и лживым, равнодушным исполнителем чужой воли, безынициативным.
Страх перед наказанием делает слабого трусливым, сильного — ожесточенным, озлобленным.
Какое отчуждение рождает физическое наказание между детьми и родителями! Сколько мрачных тяжелых мыслей об этом в публикуемых иногда судебных очерках! Это и несложившиеся судьбы молодых людей, выросших в неблагополучных семьях, где редкостью была детская книжка или игрушка, зато повседневные злые окрики и ремень; это и судьбы заброшенных одиноких родителей, чьи дети в свое время не усвоили таких понятий, как добро, сострадание, участие, забота...
В раннем детстве у малыша первые желания есть, пить, спать. Он еще беспомощен, однако потребность в движении у него велика. Активные действия ему нужны не только для физического, но и умственного развития. Ребенок захватывает игрушку, бросает ее на пол, мать поднимает, он опять бросает и опять... Что-то разбилось... Шлепок, еще один. Вместо того чтобы переключить активность ребенка на что-то другое, его дисциплинируют шлепками. Такая система воспитания подавляет активность, любознательность, интерес к окружающему, ребенок становится пассивным.
Малыш растет. Он уже бегает, у него есть товарищ по игре. Один из них сломал машину, и маме совершенно необходимо узнать, кто именно из них сломал. «Кто?» — требует она ответа у сына. А ему жалко Алешу, вдруг мама его отошлет, и сын молчит. Ему кажется, что он поступает хорошо, жалеет друга: ведь машина все равно сломана. Но мама смотрит на это иначе, и за молчание сын получает шлепки... Наказание за нежелание совершить плохой поступок. И нарастает непонимание, отчужденность между ребенком и мамой...
Важно, чтобы ребенок понял и внутренне согласился с тем, что ваше требование выполнить определенное правило поведения справедливо.
Если ребенок совершает проступок, перед тем как наказать, надо выяснить обстоятельства: почему он так поступил, как это произошло. Ведь чаще всего любознательность толкает ребенка на так называемое «преступление». Вот он сломал новую машину — а его интересовало: как к кузову прикрепили это колесо? Оторвал кукле голову: хотел заглянуть, что там внутри;
вынул кукле глаз: можно ли его снова вставить?
И еще. Не совсем четко отработана у малыша координация движений рук, ног. Вот и роняет чашку, спотыкается на ровном месте и т. п.
Наблюдали ли вы трех-четырехнедельного котенка? Он хочет достать мордочкой свой хвост и заваливается на бок, хочет грациозно выгнуться, а на самом деле снова смешно падает. Но котенок, упражняясь, выучивается движениям быстрее.
Наказание за проступок влияет положительно только в том случае, если ребенок понял, за что наказан, и считает это наказание справедливым. Необходимо, чтобы наказание вытекало непосредственно из проступка, а также было согласовано взрослыми. Бывает, что отец наказал, лишил, например, ребенка какого-то удовольствия, а мама или бабушка пожалели и отменили наказание. Плохо также, когда требования не постоянны: вчера можно было поздно смотреть телевизор или сидеть за столом со взрослыми, а сегодня нельзя.
Иногда родители требуют от ребенка того, чему не обучили. «Что ты ходишь с незашнурованными ботинками?» — а ребенок еще не умеет этого делать. «Почему у тебя никогда нет носового платка?» — а мама сама забывает класть его каждое утро в кармашек.
Нельзя наказывать или упрекать ребенка «вообще», за что-то абстрактное, обобщенное. Например: «Ты никогда не убираешь за собой игрушки!», «Ты не умеешь играть с детьми, и я тебя никогда больше не пущу к Игорю!» А на самом деле сынишка не всегда не убирает за собой игрушки, а только сегодня, когда мама сама торопилась с ним к подруге. И не всегда он не умеет играть с детьми; мама даже не выяснила, что в сегодняшней ссоре с товарищем виноват сам Игорь. И сынишка знает, что завтра мама забудет и, собираясь с папой в кино, оставит его у своей подруги играть с Игорем. И снова страдает авторитет родителей...
Бесконечные упреки перестают восприниматься. Куда более, целесообразны повторяющиеся, целенаправленные упражнения в положительных действиях: «Поиграли? Теперь машины поедут отдыхать в свои гаражи (строительный материал — в коробки, куклы — в кукольные уголки). Игрушки очень устали, пусть отдохнут. Как аккуратно в твоем уголке, какой порядок! Какой у меня аккуратный ребенок!»
При дружественной атмосфере в семье, взаимной любви и уважении между ее членами серьезным наказанием ребенку может быть просто огорчение мамы (или папы, бабушки). Это подчас действует гораздо сильнее, чем физическое наказание.
Разделяя интересы детей, играя с ними и понимая их потребности, не надо опускаться до уровня ребенка. Хорошо, когда в разговоре и требованиях родители тверды, но не суровы и не резки. Золотая середина нужна во всем: в ласке, строгости, требовательности и поощрениях, т. е. воспитание должно быть «без изнеживающей опеки и оскорбительных наказаний», — писал В. А. Сухомлинский.
Как было сказано ранее, малыш нуждается в подвижности. Он бегает, шумит, но когда родители хотят отдохнуть, они, руководя его возбуждением и торможением, должны предложить, чем занять себя. «Мама очень устала, — говорите вы. — У нее заболит головка, если она не отдохнет. Сейчас мама полежит, а ты будешь беречь тишину. Следи, чтобы куклы громко не разговаривали, а машины не шумели. Пока я буду спать, ты напеки булок и лепешек, вдруг к нам гости придут.
И предлагаете ребенку пластилин, кусок фанеры, на котором он будет лепить. Скатайте шарик побольше, разомните его в лепешку, слегка загните края — «блюдо». Скатайте небольшой овал, слегка приплюснутые шарики — «булки». Посоветуйте малышу напечь больше, чтобы всем хватило. Можете предложить поиграть с куклами в «гости», угостить их булками.
Так ребенок постепенно привыкает к тому, что в своих играх он должен учитывать интересы родителей. Но, повторяем, приучают к этому обязательно с учетом его интересов! В этом случае ваше требование становится его собственной потребностью.
Таким образом у малыша накапливается опыт нравственных поступков, воспитывается чувство долга и ответственности.
Еще одним важным, единодушным советом психологов в целях правильного воспитания являются последовательность и постепенность в руководстве развитием ребенка. Нельзя перескочить через ранние стадии к высшим формам. Это напоминание особенно своевременно родителям, которые стремятся ускорить взросление ребенка, т. е. хотят как бы перескочить через естественные ступеньки его развития: пораньше обучить грамоте, счету.
Конечно, желание родителей понятно и возникает оно в связи с тем, что более высокими стали требования школьной программы.
Развитие навыков, элементов творчества. Следует сразу сказать, что навыки чтения, письма и счета сами по себе ребенка не развивают. Предпосылками высокого уровня психического развития являются игры. В играх развиваются воображение, фантазия и другие качества личности ребенка (см. с. 79). Поэтому и для подготовки ребенка к школе дома необходимы условия для разнообразных игр, главным образом творческих, где проявляется его воображение. Это рисование и лепка, аппликация, рассказ и т. д. Организация этих видов деятельности воспитывает у ребенка любознательность, усидчивость, умение сосредоточиться, дисциплинированность. Слепив из пластилина три яблока, два грибочка, ребенок естественно познает счет, наклеивая (занимаясь аппликацией) на домик крышу, знакомится с формой (квадрата, треугольника), а подписав свой рисунок «папа и я» — учится передавать свои мысли письменно. И все это в игре, а не в виде наказания, когда его заставляют писать, считать.
Всей системой воспитания в семье (совместно с воспитателями детсада) должна осуществляться подготовка ребенка к переходу в школу, к переходу на высшую ступень воспитания и обучения.
На протяжении всего детства надо придерживаться принципа: «всему свой час». Это залог своевременного развития
вашего ребенка, успешной учебы в школе, формирования его личности.
Особенности развития ребенка раннего и дошкольного возраста
Надо ребенка знать, чтоб делать как можно меньше ошибок.
Я. Корчак
Чтобы правильно воспитывать ребенка, надо знать закономерности его развития в разные периоды жизни. Знать законы общего возрастного развития и особенности своего ребенка, так как каждый ребенок своеобразен.
Наука о детях дала нам знания о том, как они развиваются, что хорошо для их здоровья, ума, чувств, для развития всех их способностей, что плохо. От нас зависит, как они будут подготовлены к жизни.
«Воспитание должно осуществляться в соответствии с возрастными психофизическими особенностями детей и целями советского дошкольного воспитания. Ни одно из психофизических качеств: мышление, память, чувства, воображение,
навыки, привычки — не могут быть воспитаны, сформированы сами по себе. Только под влиянием целенаправленного воспитания ребенок усваивает знания, умения, развиваются его способности... » — писал Н. А. Блохин. Мамы, папы, бабушки и дедушки должны помнить: все, что требуется для формирования полноценного физически и психически развитого ребенка, в их руках. Неправильно думать: «Такой уж он родился — слабенький, смирненький». Нет, он стал таким из-за незнания вами законов его развития.
Врожденные свойства не определяют, каким будет человек. «...Мнение о том, что каждому якобы на роду написано быть ли ученым или сапожником, космонавтом или музыкантом... не имеет реальной основы», — отмечает академик Н. П. Дубинин.
Начало жизни — новорожденный младенец. Сила его в способности расти. Пока — это единственная потребность. 3/4 времени занимает сон, 1/4 — бодрствование. Каждый день мозг прибавляется на 1 грамм — ничего подобного в дальнейшей жизни нет!
Поскольку организм растет, необходимо обеспечивать этот процесс роста тщательным контролем за тем, чтобы был чистый воздух нормальной температуры, солнечный свет, правильный режим питания и т. д. Но вот появляется новая потребность — развиваться. Теперь уже нужна игрушка, ласковое лицо, спокойная речь.
В процессе роста и развития потребности усложняются и расширяются, появляются новые. Наиболее важной из них является необходимость активно действовать и общаться со взрослыми.
Второй год жизни ребенка характеризуется тремя основными приобретениями: малыш начинает говорить, ходить, овладевает простыми способами действий с предметами. Он становится более самостоятельным, хотя требуется еще большая помощь взрослых. Появляется потребность в речевом общении. Сначала это подражание речи, потом эта способность подражать во втором полугодии совершенствуется, усложняется, начинает развиваться активная речь, которая становится основным средством общения с окружающими.
Взрослые к этому времени наиболее активно используют речь как средство воздействия на ребенка, учат его под воздействием речевых указаний выполнять простейшие правила поведения. Возникают зачатки наглядно-действенного мышления.
Наглядно-действенный характер мышления остается на протяжении всего раннего детства. Только непосредственно видя предмет или действуя с ним, ребенок может сравнивать окружающие его предметы между собой (по форме, цвету, величине), делать простейший анализ.
На втором году жизни совершенствуются основные движения, развивается умение бегать, взбираться на горки, лестницу, спускаться вниз. В этот период дети любят переносить предметы, выполнять с ними разные действия. У ребенка крепнут конечности: ноги, руки. Крепнут и нервные центры, управляющие мышцами.
Беспокойна эта пора для взрослых, и наступает время первых конфликтов: «Ни минуты не посидит! Сиди спокойно!»
И тут же нередко наказание — шлепок, окрик. Это недопустимо.
Все, что в ребенке зреет и крепнет, может навсегда заглохнуть, если мы, взрослые, будем тормозить его активные движения. Двигательные органы выполняют важную задачу, которую жизнь ставит перед ребенком в начале длинного и сложного пути. Надо знакомиться с миром, надо познавать его, и малыш «добывает» эти знания «своими руками и ногами». Мышцами руководит мозг, по его приказу совершенствуются движения. Следовательно, подвижность нужна не только для физического развития, но и для развития ума.
С овладением элементарными видами движений у ребенка совершенствуется восприятие предметов и их свойств (формы, величины, цвета). Развитие движений, наблюдение за предметами и действия с ними, элементарные обобщения с помощью слова содействуют развитию мыслительных процессов.
Активность ребенка имеет ориентировочно-исследовательский характер: он стремится побольше узнать обо всем, с чем встречается — «что это такое?». В результате такой активности он открывает для себя новые качества и устанавливает связи
между ними. Это еще, конечно, не проявление познавательного интереса в широком понимании, а лишь ранняя форма его.
Ребенок второго года жизни эмоционально отзывчив на музыку, на художественное слово. Под влиянием взрослого он усваивает некоторые правила поведения, выполняет посильные поручения.
Для овладения речью и развития игровой деятельности малыша большое значение имеет способность к подражанию. Во второй половине второго года ребенок воспроизводит в игре не только те действия, которые ему показывали взрослые, но и то, что видит в ближайшем окружении близких ему людей.
На протяжении третьего года жизни происходит дальнейшее физическое и психическое развитие ребенка. Для этого периода наиболее характерным является развитие нервной системы и совершенствование двигательного аппарата. Движения становятся более координированными. Появляется активное желание обходиться без помощи взрослого: «я сам». Эта
начальная форма проявления самостоятельности наиболее ярко выражается в бытовых процессах, в игре. Интенсивнее разви-
вается наглядно-действенное мышление. Более разнообразной становится активность ребенка: появляются зачатки изобрази-
тельной деятельности (рисования, лепки) и конструирования.
К концу третьего года жизни появляются так называемые ролевые игры: ребенок берет на себя роль одного из близких ему людей. Это уже новая ступень в развитии.
Как уже было сказано, ребенок развивается в деятельности. Во всех ее видах происходит развитие психических процессов: восприятия, памяти (он уже заучивает стихи), мышления. Внимание становится более сосредоточенным и устойчивым. Под влиянием объяснений взрослого и на основании своего опыта трехлетний ребенок учится сравнивать предметы и явления, которые он наблюдает, устанавливать связи между ними. Увеличивается словарный запас. Ребенок способен уже воспринимать содержание небольших рассказов, выполнять требования взрослых.
Ребенок очень любит общество сверстников и детей постарше. Общение всегда радует его, стимулирует движения, речь. Позже ребенок включается в игры с детьми.
Со второй половины второго года ребенок очень радуется своим успехам. Чувства свои переживает сильно, порой бурно.
Это естественно, но нужно мягко переключать внимание малыша, отвлекать, регулируя его нервные процессы. Иначе ребенок, что называется, «заводится», нервная система перегружается, и наступает срыв — капризы. Малыш не умеет контролировать себя. Но, повторяем, окрик («Перестань!» «Замолчи!» «Успокойся!») здесь исключен. Если вы хотите вырастить ребенка со здоровой психикой, помните об этом. Малыша всегда легко отвлечь, обратить его внимание на что-то неожиданное: «По-
смотри, что это такое!» (проехала машина) или «Куда же задевался красный шарик? Может быть упал под стол? Давай
поищем».
Дети очень чутко реагируют на привязанность, сочувствие, радость, похвалу, всяческое поощрение, огорчаются от неудачи.
Если в конце второго и начале третьего года жизни ребенка интересует сам процесс действия, то позже его действия ста-
новятся волевыми. Он стремится достичь результата в поставленной цели. Подражание взрослым и воспроизведение их движений создают основу для воспитания навыков. Ребенок становится более самостоятельным. И вот тут-то самое время
менять требования к ребенку в порядке усложнения. Это будет способствовать дальнейшему развитию самостоятельности. Ребенок усваивает, что должен сам одеваться, раздеваться, складывать на место одежду, убирать игрушки и т. п.
К концу третьего года ребенок начинает действовать разнообразнее, увереннее и смелее. Он более инициативен в игре, активен в выдумке, шалостях. И очень важно, чтобы родители понимали, что шалости и выдумка для трехлетнего ребенка являются потребностью. Идет его психическое, эмоциональное, умственное развитие. Он выдумывает — помогите его фантазии, направляя ее. Он шалит — проследите, чтобы это было безобидно для него и других, но не гасите активность своего малыша.
Многими ведущими советскими педагогами, посвятившими себя дошколятам, подчеркивается, что так называемые шалости могут стать полезными играми, если родители поймут их значение для ребенка. Шалости — это своеобразная форма детской активности, как говорит доктор психологических наук А. А. Люблинская. Специальные исследования, проведенные ею, говорят о закономерности их появления, особенно у детей инициативных, творческих. В шалостях проявляется избыток нерастраченной энергии. Выдумывая, ребенок входит в необычную для себя роль и играет ее. Расширяется круг его познаний, устанавливаются взаимосвязи с предметами и людьми. Все это — творчество, приносящее ребенку огромную радость.
Великий французский мыслитель-педагог Ж.-Ж. Руссо утверждал, что «никогда не удастся создать мудрецов, если будете убивать шалунов». Для малыша мир открывается постольку, поскольку он что-то трогает, двигает, видоизменяет. Потребность его развития — деятельность. «Маленький ребенок даже чувствует мускулами» — выразился один из выдающихся психологов.
Ребенок пытлив. Неисчерпаемы возможности его познания. Развивающийся человеческий мозг жаждет пищи. Ему так много надо узнать! Если обратиться к художественной литературе, психологическим и педагогическим исследованиям, то можно проследить, что и писатели, и педагоги, и психологи в разной форме, но с одинаковым пониманием души ребенка видят его путешественником в незнакомой стране.
Писатель С. В. Михалков сравнивает ребенка с человеком, который попал на Марс. «Ему нужно приспособиться к жизни
на нем, узнать, что и как называется, нужно понять их язык, нужно научиться правилам поведения, существующим там, и это «нужно» никогда, кажется, не кончается».
Какими же способностями должен обладать ребенок, чтобы все постичь, узнать, да еще нередко преодолевая при этом сопротивление взрослого! Вот почему он задает нам свои «сто тысяч» вопросов, заглядывает нам в глаза, ожидая ответа! А папа, к сожалению, иногда отмахивается: сын мешает разговору с другом, не дает дочитать статью и вообще — пусть идет играть со своими машинками!
Какая чуткость, какое внимание и уважение должны быть проявлены к «почемучкам». И как окупится это позже, когда вы увидите, что рядом с вами шагает умница, ваш друг, благодарный вам за руку помощи в этой непонятной взрослой жизни! Вспомните себя в раннем детстве: разве запоминаются обильная пища или нарядные платья? В памяти остаются прочитанные вам в тихий вечер сказки, первое посещение зоопарка, яркого детского спектакля, ласковые руки матери, когда вас обидели, или твердое плечо отца, когда вы вместе были на демонстрации или в парке на детском празднике...
Детский поэт К. И. Чуковский пишет: «Ребенок от двух до пяти лет — самое пытливое существо на земле, и насущная
потребность его неутомимого мозга — возможно скорее познать окружающее. Отсюда его бесконечные вопросы. И те взрослые,
которые отмахиваются от «докучных» вопросов, совершают непоправимо жестокое дело: они задерживают его умственный
рост, тормозят его духовное развитие. Родители, которые отмахиваются от ребяческих «почему» и «зачем», убивают в самом зародыше драгоценнейшее качество детской души — ненасытную пытливость, любознательность».
Тонкий знаток детской души С. Я. Маршак опоэтизировал эту особенность ребенка:
«Есть у меня шестерка слуг,
Проворных, удалых.
И все, что вижу я вокруг, —
Все знаю я от них.
Они по знаку моему Являются в нужде.
Зовут их «как?» и «почему?»,
«Кто?», «что?», «когда?» и «где?»
Наряду с двигательной активностью большое значение имеет активность эмоциональная. Ребенок воспринимает мир эмоциями. Они в большой степени являются двигателем, побудителем поведения малыша. Именно эмоциональная насыщенность восприятий вызывает заинтересованность, порождает пытливость, любознательность. Внимание взрослого к вопросам, правдивые, доступные пониманию ответы продвигают развитие ребенка. Его можно побуждать подумать над своим вопросом, спросив: «А как ты сам думаешь?»
Эмоции ребенка быстро меняются (особенно у младших детей). Они неустойчивы: смех, радость сменяются плачем, дружба — недружелюбием. Нежелательные, отрицательные эмоции трудно подавить доводами, убеждениями. Их можно побороть только другими эмоциями, отвлечениями. Любое движение помогает снять эмоциональное напряжение.
Меняется также содержание эмоций, форма их проявления. Если эмоции малыша вызываются воздействиями, которые касаются непосредственно его, то чувства пяти-шестилетнего ребенка возникают при восприятии фактов и явлений, касающихся других людей.
Так, малыш испытывает радость уже от самого факта, что ему читают сказку. Содержание он или не воспринимает или воспринимает очень плохо (родители не должны на это обижаться или считать своего ребенка неразвитым: такова его особенность). Его радует само общение со взрослыми.
Дошкольный возраст. Ребенок после четырех лет уже слушает содержание. У него развиваются интеллектуальные начала. Он включается в действие: волнуется за судьбу героев, сопереживает, воспринимает содержание эмоционально, искренне хочет помочь героям, подсказывает, как избежать опасности. Чувства его глубоки, устойчивы, сильнее знаний.
«Именно дети — князья чувств, поэты и мыслители. В области чувств превосходят нас силой — не отработано торможение. В области интеллекта по меньшей мере равны нам — недостает лишь опыта,» — вот как оценил детское восприятие Я. Корчак.
Психологи выделили три основных психологических типа ребенка. Для них характерны следующие черты:
- непосредственность, импульсивность поведения, неумение управлять им. На всех ступенях раннего и дошкольного детства малыш действует под влиянием сиюминутных чувств и желаний;
— повышенная эмоциональность. Чувства бурно вспыхивают и быстро гаснут. Искренность, отзывчивость, вживание в образ;
— образное восприятие мира. Образы наглядны, конкретны, ярки. Воспринимаемое он легко усваивает, если оно наглядно.
Говоря о психическом развитии ребенка, нельзя не остановиться на капризах детей.
Капризные дети... Как отягощают они жизнь окружающих. Сколько слез от своего бессилия бороться с ними проливает мать, бабушка; сколько недоразумений и разлада они вносят в семью.
Чрезмерно ласковые отношения ухаживающих за ребенком лиц, отсутствие твердости, воздержанности в обращении с ребенком, эмоциональная возбудимость выливаются в немотивированные требования — капризы. Капризные дети чаще всего
в тех семьях, где к ним предъявляются разные требования. Ребенок тонко улавливает, у кого он может найти защиту, если он не хочет выполнить требования. Поэтому рекомендуется, чтобы в семье воспитанием ребенка руководил тот, кто более
тверд в своих решениях и более авторитетен. Исследования ученых и наблюдения педагогов убеждают, что капризны слабые, беспомощные дети. И родители, потакая капризам, усугубляют это состояние. В результате растет беспомощный, бездеятельный и ленивый человек. А когда рядом не будет мамы (бабушки), кто будет удовлетворять капризы?
Позже, когда ваш ребенок, капризы которого вы сегодня выполняете (уверовав, что тем самым вы делаете своему ребенку добро), вырастет, — это станет его бедой. Он будет нежелателен в коллективе, у него не будет друзей. Такое ли будущее вы мыслите ребенку?
Как же бороться с капризами? Удовлетворять их невозможно. Борьба путем уговоров или наказаний — тоже не дает результатов. Рекомендуют: следить за установленным в семье правилом — чтобы ребенок не извлекал пользы из своих капризов — никакой выгоды для него. В противном случае капризы станут привычкой. Для осуществления этого правила от взрослых требуется спокойное, благожелательное, выдержанное единство в поведении.
Не следует противопоставлять упрямству капризного ребенка даже внешне равнодушное упорство своей воли. Важно, чтоб ребенок понял, что ваше требование — это проявление заботы о нем, а не: «Я сказала — выполняй».
Чрезмерная заласканность также не дает положительных результатов, как и уступки, уговоры, всеобщее внимание. Важно не поддерживать возбужденного состояния ребенка. 'Не видя для себя пользы от каприза, ребенок сам по себе успокаивается.
Известно, что есть семьи, где, если ребенок не ест, его забавляют, напевают песенки, в пляс пускаются и бабушки и дедушки. А ведь дело не в отсутствии аппетита, а в капризе: «Я хочу!». Ребенок становится повышенно эмоциональным, когда чувствует себя в центре внимания. Это доставляет ему удовольствие и входит в привычку. Попробуйте оставить ребенка голодным. Будет есть!
Ребенок часто плачет «для других». К. И. Чуковский приводит пример: малыш ушибся и говорит, что он не плакал,
так как никого не было рядом.
Исследования подтверждают, что кормление должно проводиться по принципу: «по потребности». Известный италь-
янский профессор Р. Паолетти считает, что главное — не стремиться закармливать детей. Пусть они не будут такими цветущими и упитанными, зато у них будет меньше жировых клеток, которые на протяжении жизни требуют все больше и больше пищи. Кроме того, если кормить ребенка насильно, у него вырабатывается отрицательное отношение к пище.
Чтобы избавиться от капризов, надо направлять усилия ребенка к посильным ему достижениям. С этой целью хорошо приучить малыша самостоятельно есть, раздеваться, одеваться, выполнять доступные и интересные для него поручения.
Капризными, как и нервными, дети не рождаются. Они становятся ими. И причина детских капризов — часто в поведении взрослых. Если в семье здоровая атмосфера, если по отношению к ребенку требования едины и посильны, если соблюдается мера в ласке и нежности, никто никогда не увидит капризов вашего ребенка.
И еще. Если вы будете чувствовать своего ребенка, знать его интересы и в соответствии с ними организовывать его активность, он будет занят, у него не будет времени капризничать, мешать. У него будет своя жизнь, наполненная детскими заботами, увлечениями.
Следует отметить еще одну важную особенность ребенка (особенно трех-четырех лет) — он внушаем. Внушаемость и
отмеченная склонность к подражанию создают благоприятные
условия для воспитательных воздействий. Нет творчества без подражания и невозможно воспитание без внушения.
Отсюда вывод о том огромном значении личности родителей, характера их руководства того, какие примеры они подают для подражания и что внушают.
Как развивается внимание ребенка. На втором и третьем году жизни внимание хрупкое, неуравновешенное, кратковременное. Ребенок еще не умеет сосредоточиваться. Наиболее активно его внимание в играх, действиях с предметом.
В дошкольном возрасте внимание делается более устойчивым, волевым. Расширяется его объем. Ребенок способен уже одновременно воспринимать несколько объектов. Для развития внимания хорошо применять прием сравнения (что похоже и что различно между собой и т. п.).
Насколько устойчиво внимание, зависит от индивидуальных особенностей ребенка, его нервной системы, темперамента. В пять-семь лет дети могут произвольно направлять свое внимание по требованию взрослого. В этом возрасте развивается способность произвольно запоминать. Ребенок лучше запоминает то, что ему интересно.
Если в двухлетнем возрасте при восприятии образов и предметов ребенок запоминает слова, то в дошкольном, особенно в старшем дошкольном возрасте содержанием памяти являются мысли.
В дошкольные годы продолжается дальнейшее развитие ребенка, формирование его личности. Движения становятся более координированными, организованными и целенаправленными — волевыми. Увеличивается подвижность. Развиваются тонкие движения кисти руки и пальцев. Ярче проявляются элементы творчества (рисование, лепка, игра со строительным материалом и др.), его уже интересует результат.
После четырех-пяти лет ребенок может (и должен!) составлять рассказ по картине: развивается речь, логическое мышление. В играх и рисунках проявляется творческая инициатива, фантазия.
С четырех-пятилетнего возраста возникает новый вид активности умственной деятельности. Сталкиваясь с новым предметом, ребенок уже хочет узнать его назначение, способ использования. Развиваются сенсорные способности (зрительные, слуховые). Восприятия становятся более целенаправленными.
Количество вопросов резко возрастает — он уже становится «почемучкой», и внимание к его вопросам, как уже говорилось, формирует такие ценные черты, как пытливость, наблюдательность.
Проявление познавательных интересов показывает, что в них проявляется единство умственного и эмоционального отношения к предметам, явлениям.
Активность ребенка в общении так же, как и познавательная активность, приобретает управляемый, произвольный характер. Родители (воспитатели) с помощью правил формируют поведение ребенка. Если ребенок двух-трех лет подчиняется установленным правилам «надо», «нельзя», выполняя их в конкретных условиях, то дети пяти-семилетнего возраста правила уже превращают в нормы поведения.
Подражание взрослым происходит, естественно, на более высоком уровне, чем у малышей: оно имеет целенаправленный, произвольный характер.
Если трехлетние ребята неосознанно тянутся к сверстникам, то после четырех лет потребность в общении со своими ровесниками становится осознанной.
Дети в возрасте трех лет проявляют трогательную заботу о маме, папе, бабушке. И если взрослыми эти первые проявления сердечности поддерживаются и закрепляются, то к шестисеми годам осознанно формируются чуткость, чувство долга, ответственность за свои действия, радость за общий успех. Дети этого возраста ждут оценки своих действий родителями (воспитателями). Эта оценка во многом обусловливает чувства ребенка.
Если желание получить то, что хочется, что понравилось, является для двух-трехлетнего ребенка единственным мотивом его действий, то в более старшем дошкольном возрасте, когда
правил становится намного больше, ребенок уже подумает и решит, можно или нельзя сделать то, что его интересует в данный момент, или надо проявить волю и подчинить мотив другому мотиву, больше соответствующему установленному правилу. Каждый ребенок своеобразен. Поэтому необходим индивидуальный подход.
Наблюдая за детьми, легко заметить, что при одних и тех же обстоятельствах на одни и те же явления они реагируют по-разному. Даже в одной семье двое детей ведут себя по-разному. В чем дело? От чего это зависит?
Своеобразие ребенка обусловлено свойственными лишь ему типологическими особенностями нервной системы. Правильное воспитание учитывает особенности нервной системы и, опираясь на них, находит правильный подход к данному ребенку — индивидуальный.
В литературе имеются сведения о длительных наблюдениях за детьми до юношеского возраста. Данные этих наблюдений убеждают, что разные и не всегда благополучные типологические особенности нервной системы не мешают детям правильно развиваться, приобретать знания, умения, навыки.
Индивидуальные особенности нервной системы обнаруживаются при внимательном наблюдении за поведением ребенка. Они сказываются на общей подвижности, быстроте движений, темпе речи, на том, как реагирует малыш на требования старших. Именно особенностями нервной системы объясняются и сила эмоций ребенка, и то, как он переходит от сна к бодрствованию, как входит в общение с товарищами (надолго ли), какие игры предпочитает, устойчив ли в играх (часто ли меняет игрушки, играющих, темы игры) и т. д.
Чем младше ребенок, тем ярче проявляются его индивидуальные особенности. В зависимости от типа нервной деятельности одни черты характера легче сформировать, другие — труднее. Требования взрослого для одного могут быть посильными, а для другого при том же подходе — непосильными. А непосильные требования, как уже говорилось, вызывают упрямство, ведут к конфликту. Определив тип нервной деятельности вашего ребенка, стройте свои взаимоотношения с ним. При этом старайтесь использовать все положительное
данного типа нервной системы.
Ниже приводятся характеристики описанных в научной литературе четырех типов высшей нервной деятельности или темперамента, а также рекомендации по воспитанию личности ребенка.
Возбудимый ребенок (холерик). Бурно реагирует на все и бурно проявляет свои чувства. Если ему плохо — плачет до посинения; если радостно — хохочет до истерики; если дерется и ссорится с детьми — доходит до ярости. Легко переходит от состояния веселья к грусти. Засыпает беспокойно, долго ворочается, быстро просыпается.
Вспыльчив, шумлив, говорит громко. Подвижен. Активен. Быстро сходится с детьми, но скоро, из-за неумения сдерживать свои желания, становится виновником конфликта. Поскольку у таких детей возбуждение сильнее торможения, рекомендуется :
— исключать из обстановки все, что возбуждает (громкую
музыку, громкие разговоры, игры с шумными детьми, большие компании);
— соблюдать установленный режим;
— укреплять процессы торможения спокойными играми и занятиями.
‘ Для этого хороши:
— игры с внезапной остановкой «Стоп»;
— занятия с конструктором (крупный и мелкий строитель-
ный материал); когда вы советуете построить что-то конкретное и занимаетесь своим делом, все-таки поглядывайте, как
ребенок строит, подсказывайте, советуйте;
— занятия с картинками, лото;
— рисование, лепка, аппликация.
Все это упражняет детей, способствует выработке умения сдерживать, тормозить себя, проявлять терпение, то есть укрепляет процессы торможения.
На легко возбудимого ребенка ни в коем случае нельзя воздействовать окриком, тем более шлепком (это еще больше возбуждает его). Так же вредно в виде наказания сажать на стул или укладывать в кровать. Разговаривать с таким ребенком (да и между собой) надо тихо, спокойно. Тон взрослого при этом должен быть требовательный, без лишних уговоров.
Частое хождение в кино, цирк, злоупотребление телевизором возбуждает и без того слабую нервную систему. Очень важно замечать и поощрять всякое проявление сдержанности легко возбудимого ребенка: «Как хорошо ты сегодня играл — тихо, спокойно. Вот видишь, какой хороший дом получился».
Замечания же по поводу плохого поведения рекомендуется делать тогда, когда спадет возбуждение, спокойно и твердо: «Некрасиво», «Ты огорчил нас» и т. д.
Самое главное, чтобы вы, родители, всегда помнили: он не виноват в том, что родился «нервным ребенком». Это в большой степени зависит от вас, от состояния вашей нервной системы в первые месяцы ожидания ребенка, от того, как устроен быт вашей семьи. Поэтому помогите своему ребенку! Пробелы в формировании его характера будут свидетельствовать о ваших ошибках в воспитании родного вам человека.
Ребенок со слабой нервной системой (меланхолик). О нем обычно говорят — впечатлителен. В отличие от легко возбудимых у этих детей слабы не только тормозные, но и возбудимые процессы. Это вполне полноценный ребенок, но мало активен, даже пассивен. Он нерешителен, не уверен в себе, в своих делах, даже в том, что хорошо знает. Такой ребенок тих, редко смеется громко, шумные дети его утомляют. Внешне не проявляет своих чувств, но они у него устойчивы, глубоки его привязанности и привычки. Долго помнит обиды, чувствителен к ним и глубоко их переживает. Замкнут и медлителен, но очень отзывчив, чуток, деликатен. Он остро реагирует на все новое, на незнакомых взрослых и детей, чувствителен к ласке, к тону, с которым к нему обращаются.
В общении с такими детьми рекомендуется постепенно приучать их к играм вдвоем (впоследствии увеличивать количество играющих), приглашая спокойного, нешумливого товарища, самим участвовать в игре, особенно в начале ее. Надо стараться, чтобы такой ребенок поменьше оставался один и не сосредоточивался бы на своих переживаниях.
Важно приобщить его к самостоятельности. Слишком большая опека сделает его еще более неуверенным в себе, ему, наоборот, надо помочь преодолеть робость. Такой ребенок очень внушаем, и нетрудно вселить в него уверенность, что он все может, что у него все хорошо получается.
Во всем подходе к нему должно быть спокойствие, постепенность в требованиях, спокойная обстановка. Говорить с нервным ребенком нужно мягко, но уверенно, организуя его общительность со взрослыми, а затем и с детьми.
Медлительный ребенок (флегматик). Нервная система сильная, уравновешенная. Преобладает процесс торможения, поэтому такой ребенок медлителен, он спокойно, быстро засыпает и, проснувшись, лежит спокойно.
Из-за заторможенности недостаточно активен, вял. Говорит неторопливо. Мало инициативен, усидчив, делает все тщательно, аккуратно. Его трудно вывести из себя. Все, что им усвоено, — прочно и надолго, но приучить к чему-то новому его довольно трудно. Ест он медленно. Темп всех действий у него замедлен.
Воспитание такого ребенка требует терпеливости. Рекомендуется не торопить его, лишний раз не упрекать: «Опять последним одеваешься», «копуша» и т. д. От этого он только еще больше затормаживается, так как не может напрягаться, чтобы сделать все в быстром темпе. Окрики рождают неуверенность. Так как ребенок малоподвижен, надо побуждать его к движениям: полезна гимнастика, ходьба на лыжах, катание на
коньках. Очень важно сделать все необходимое, чтобы не развилась лень. Ребенок всегда должен быть чем-нибудь занят,
не слоняться без дела. Постарайтесь сдружить его с активным общительным товарищем и понаблюдать при этом, чтобы не
подавляли его инициативу (предложить роли, требующие активности, и исполнять их по очереди). Замечая проявления активности и инициативы, важно похвалить за это. Ребенка надо заинтересовывать ускорить темпы привлекательной для него перспективой. Например: «быстрее оденешься — не опоздаем в цирк» и т. д. Полезно для развития подвижности в деятельность ребенка вносить элемент соревнования: «Кто скорее?» — и этим побуждать к активности.
Спокойный ребенок (сангвиник). С таким ребенком родителям легко. Быстро засыпает и легко просыпается. Легко приспосабливается к любым условиям. Умеет в играх и подчиняться и руководить. Дружелюбен, любознателен, задает много вопросов, но интересы его неустойчивы так же, как и навыки. Такого типа ребенок быстро переключается с одних занятий на другие, но не доводит начатое до конца. Одинаково легко переходит от игр подвижных к спокойным, но так же быстро меняет игрушки и своих друзей — подружится и расходится. Помните, что он легко попадает под влияние, как положительное, так и отрицательное. Быстро устает от занятий, поручений, требующих однообразных действий.
Надо помочь такому ребенку научиться делать все аккуратно, например сложить одежду, игрушки, повесить пальто. Если задание сделано плохо, предложить тут же переделать, напоминая, что он умеет делать хорошо. К друзьям, которые приходят к нему, воспитывать устойчивое, дружелюбное отношение. Надо тщательно продумывать, какие общие правила воспитания применять, какие воздействия наиболее эффективны
для разностороннего развития вашего ребенка. Контроль за его поступками, действиями должен быть систематический, требования — строгие и постоянные.
Как пишет известный психолог профессор А. А. Люблинская, успех индивидуального подхода зависит: от отбора положительных воздействий, от внимательного контроля за переживаниями ребенка, за его суждениями в ответ на воздействие; отбора эффективных побуждающих мотивов к выполнению правил и требований нравственного поведения.
Психологи утверждают, что индивидуальный подход на основе учета особенностей ребенка помогает раскрыть положительные стороны его натуры и сформировать положительные качества личности ребенка. Тип высшей нервной деятельности — основа будущего характера, а характер — это устойчивые особенности личности, которые проявляются в поступках.
Развитие ребенка сказывается на его поведении. К концу первого года жизни нервная система детского организма в общих чертах схожа с нервной системой взрослого, но сильно отличается от нее по структуре. Эмоции руководят всем поведением ребенка. На различных этапах его развития изменяется их устойчивость, глубина, направленность. Чувства и настроения быстро вспыхивают и быстро гаснут. Одна из основных задач взрослых, и в первую очередь родителей, — научиться управлять эмоциями и энергией ребенка. Для того чтобы укреплялась его нервная система, окружающая обстановка должна быть спокойной, а отношение взрослых к нему — доброжелательным.
Знание общих положений воспитания и того факта, что каждый ребенок обладает своей неповторимой индивидуальностью, — эти знания, ваша любовь к ребенку и терпеливость помогут вам воспитать любящего вас, благодарного, всесторонне развитого человека и гражданина.
KOHEЦ ГЛАВЫ И ФPAГMEHTA КНИГИ
Литература
Аркин Е. А. Ребенок в дошкольные годы. — М.: Просвещение, 1968. — 442 с.
Воспитание детей третьего года жизни. — М.: Просвещение, 1965. — 199 с.
Вопросы педагогики раннего детства. — М: Просвещение, 1964. — 175 с.
Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста. — М.: Просвещение, 1977. — 173 с.
Корчак Я. Избранные педагогические произведения. — М.: Просвещение, 1965. — 455 с.
Крупская Н. К. Родителям. — М.: Знание, 1969. — 94 с.
Лиштван 3. В. Игры и занятия со строительным материалом в детском саду. — М.: Учпедгиз, 1960. — 158 с.
Люблинская А. А. Детская психология. — М.: Просвещение, 1971. — 409 с.
Макаренко А. С. Лекции о воспитании детей. — Мн.: Нар. асвета, 1978. — 95 с.
Макаренко А. С. Трудовое воспитание. — Мн.: Нар. асвета, 1977. — 246 с.
Петрова В. А. Занятия по развитию речи с детьми до трех лет. — М.: Просвещение, 1970. — 134 с.
Руднева Е. И. Вопросы дидактики в педагогической системе Н. К. Крупской. — М.: Изд-во МГУ, 1960. — 93 с.
Сенсорное воспитание в детском саду. — М.: Просвещение, 1969. — 211 с.
Сеченов И. М. Рефлексы головного мозга. — М.: Изд-во АН СССР, 1961. — 99 с.
Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. — К.: Радянська школа, 1977. — 380 с.
Тихеева Е. И. Развитие речи детей. — М.: Просвещение, 1967. — 212
Флерина Е. А. Эстетическое воспитание дошкольника. — М.: Изд-во АПН, 1961. — 318 с.
Чуковский К. От двух до пяти. — Мн.: Учпедгиз, 1957. — 273 с.
Элкони Д. Б. Детская психология. — М.: Учпедгиз, 1960. — 315 с.
|