НА ГЛАВНУЮТЕКСТЫ КНИГ БКАУДИОКНИГИ БКПОЛИТ-ИНФОСОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКАФОТО-ПИТЕРНАСТРОИ СЫТИНАРАДИОСПЕКТАКЛИКНИЖНАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ

Библиотечка «За страницами учебника»

Что такое? Кто такой? (Спутник любознательных). Книга первая. — 1975 г.

Что такое? Кто такой?

Спутник любознательных

Книга первая

*** 1975 ***


DjVu


PEKЛAMA Заказать почтой 500 советских радиоспектаклей на 9-ти DVD. Подробности...

Выставлен на продажу домен
mp3-kniga.ru
Обращаться: r01.ru
(аукцион доменов)



 


      Для младших школьников.
      В 3 томах
     
      Ответственный редактор издания
      ПЕТЕРСОН М. Р.
      Ведущий редактор тома ШУСТОВА И. Б.
      Редактор СУСЛИНА Н. И.
      Младший редактор ВЛАДИМИРСКАЯ О. А.
      Старший редактор-картограф ЛЕБЕДЕВА Е. Н.
      Редактор-картограф КОВАЛЁВА А. В.
      Художественный редактор ВАЛИТ Б. А.
     
      Младший
      художественный
      редактор
      СИЛЬЯНОВАЛ. Л.
      Художественнотехнический редактор КОПНИНА Н. Н.
      Технический редактор ПОНОМАРЕНКО И. Б.
      Корректоры:
      АНТОНОВА В. С. АЛЕКСАНДРОВА М. К.
      Оформление и макет издания художника ВАЛЕРИУСА В. Е.
     
      Художник издания БЯЗРОВ Д. Г.
      Иллюстрации в томе выполнили художники: АЛЕКСЕЕВ В. В. ВАРШАМОВ Р. А. ДОБРОХОТОВА-МАЙКОВА Н. А. КОНСТАНТИНОВА Т. Ф. КРАСОВИТОВА Н. В. ЛЕБЕДЕВ С. Л.
      ЛУХИН С. Ф.
      ЛЮБАРОВ В. С. МЕРЖЕЕВСКИЙ М. М. НАУМОВ В. Г.
      ОСВЕР В. Л.
      РАДАЕВ В. Д. РАТМИРОВА Е. В. СТАРЧИКОВ Б. А. СУХОМЛИНОВ В. Н. ШИМКО В. Т.
      ШМЕЛЁВА Г. Б.
      ЮКИН С. В.
     
      Фотоиллюстрации выполнили:
      БАРАБАНОВ М. А. БОТАШЕВ М. Н.
      БРЕЛЬ В. Т. ВАЙНШТЕЙН И. В. ВАСЮКЕВИЧ Г. Д. ГЕРМАН Д. Н.
      ГИЛЁВ Ю. В. ГЛУШАКОВА Ю. П. ГУККАЕВ Б. В. ДОБРОВОЛЬСКИЙ Л. Н. ДРОЗДОВ Н. Н. ЖИТНИКОВ в. д. ЗАХЛЕБНЫЙ А. Н. ЗИМНОХ С. Б.
      ИВАНОВ Л. В. КЕШИШЕВ В. Н. КОНСТАНТИНОВ И. И. КОЛОСОВ г. в. копп в. д.
      КРУЦКО Б. П. ЛИБЕРМАН А. В. МАРКЕЛОВ А. С. НИЧИПОРУК О. К. ПАВЛЕНКО В. П. ПАПИКЬЯН Р. Т. ПОНКИН В. Я.
      РАСКИН Б. Л. РЯЗАНЦЕВ А. В. САВИК В. И.
      СМИРНОВ Г. М. СТРЕБКОВ А. Я. ЧЕРЕДИНЦЕВ В. А. ЧУПРИКОВ Ю. И. ШАХНОВСКИЙ Я. И. ШУСТОВ в. и.
      ЯСНЕВ Ю. Н.
     
      Издательство «Педагогика» Академии педагогических наук СССР и Государственного комитета Совета Министров СССР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли. Москва, 107066, Лефортовский пер., 8. Редакция словарноэнциклопедических изданий. Москва, 109028, Хохловский пер., 16.
      Сдано в набор 13/XI 1974 г. Подписано в печать 2/Х 1975 г.

 

 

ПЕРЕПЛЁТНЫЕ РАБОТЫ И РЕМОНТ КНИГИ.
ИЗГОТОВЛЕНИЕ СОСТАВНЫХ ПЕРЕПЛЁТНЫХ КРЫШЕК № 5
Наиболее распространены составные переплётные крышки № 5. Прежде чем перейти к их изготовлению, необходимо определить размеры картонных сторонок и материал для крышек.
Для изготовления картонных сторонок выпускается картон марки А и Б следующих форматов: 74X93,
70X110, 79X106, 81, 5X102 см. Для переплётных работ применяется картон толщиной от 0,75 до 3 мм, наиболее часто используется картон толщиной 1,25—2,5 мм, так как из него можно изготовлять крышки как ручным, так и механизированным способом. Картон толщиной 1 мм и менее используется для изготовления крышек малоформатных изданий и гибких переплётных крышек. К картону предъявляются следующие требования: он должен иметь гладкую и ровную поверхность, без морщин, складок и других дефектов.
Размер картонной сторонки определяется по размеру обрезанного блока с учётом кантов и верхнего и нижнего обреза, т. е. высота картонной сторонки должна быть равна высоте обрезанного блока плюс два канта, а ширина картонной сторонки должна быть на 1—2 мм
Затем определяем размер обрезанного блока: 150—5= = 145 мм, 225 — 8=217 мм. Так как размер сторонок должен быть равен высоте необрезанного блока и ширине обрезанного блока, то ширина и высота в данном случае будут 145 и 225 мм.
При кружковой работе заготавливать картон можно либо на картонорезальной машине КЦ-1, либо вручную переплётным ножом.
На картонорезальной машине можно разрезать картон любой толщины, а также кроить материалы. Для раск-р.оя 'картона переплётным ножом необходимо иметь также железную линейку, брусок и оселок для правки ножа. При этом следует наточить нож так, чтобы фаска была спущена лишь с внешней стороны, внутренняя же сторона должна быть плоско оправленной. При заточке ножа брусок надо смачивать водой. После заточки лезвие ножа необходимо оправить оселком. Заготовку картона для сторонки укладывают на ровную переплётную доску. На заготовку накладывают железную линейку по линии намеченного реза и крепко зажимают большим, указательным и средним пальцами левой руки. В процессе резки надо держать нож крепко в правой руке между большим и средним пальцами так, чтобы указательный палец прижимал лезвие к картону. После обрезки сторонка должна быть строго прямоугольной формы.
При резке заготовки сторонки необходимо соблюдать следующие правила:
1. Нож в правой руке держать крепко, без отклонений в сторону. Для более ровного обреза его надо прижать к ребру железной линейки или угольника.
2. Резку производить в несколько приёмов, не изменяя линии реза, т. е. несколько раз проводить ножом вдоль линейки сверху вниз, но не навстречу резу.
3. Нельзя производить рез тупым ножом — при этом неизбежны брак и порча сторонки.
4. Во избежание пореза пальцы рук держать на линейке подальше от линии реза.
После получения картонных сторонок-нужно определить размер заготовки из ткани для корешков.
Переплётный коленкор или какая-либо другая ткань раскраиваются в долевом направлении. Размер заготовки ткани на корешок должен быть по длине больше высоты картонных сторонок на 30 мм и по ширине больше шпацни на 20—30 мм. Ткань раскраивается от руки переплётным ножом на ровной поверхности. Тонкую ткань лучше раскраивать при помощи деревянной линейки, так как железная линейка в данном случае не может плотно прижать материал к плоскости стола или-переплётной доски.
Очень важной операцией является нанесение клея на ткань. Переплётный коленкор имеет слабый крахмальный грунт, это надо учитывать при нанесении на него клея. При неправильных приёмах мазки и низкой концентрации клея ткань будет промокать и клей выступит на её поверхности. Это приведёт к браку. Захват ткани с лицевой стороны испачканными клеем руками оставит следы на её поверхности, которые затем трудно удалить.
Нанесение клея на материал — одна из основных операций переплётного дела. Плохо и неумело промазанная ткань или бумага с неровным слоем клея не обеспечивает должного качества продукции. Поэтому для начинающих изучать переплётное дело весьма важно освоить эту операцию. Необходимо применять определённые приёмы нанесения клея на материал. С этой целью заготовки ткани на корешки крышек укладывают на макулатурную бумагу изнаночной стороной вверх, а лицевой стороной вниз и хорошо выравнивают. Переплётную кисть нужно крепко удерживать в правой руке. На кисть набирают из клеянки столько клея, сколько необходимо для намазки данной заготовки. Для того чтобы предохранить руки от загрязнения клеем, ткань надо поддерживать снизу согнутыми указательным и средним пальцами левой руки. Во избежание попадания клея на лицевую сторону материала его следует наносить веером с таким расчётом, чтобы кисть во время мазки сходила с краёв заготовок и ни в коем случае не параллельно или навстречу им. Намазав таким способом большую часть заготовки сверху, приступают к намазыванию её нижней части. Для этого заготовку сверху поддерживают этими же пальцами левой руки. Чтобы клей не проник на лицевую сторону от сильного прижима пальцами, надо поддерживать заготовку с края, который впоследствии будет загнут на внутреннюю сторону крышки.
Для равномерного нанесения клея необходимо в процессе намазывания поворачивать кисть в правой руке. Промазанную клеем верхнюю заготовку надо снять, не смещая остальные. Для этого указательный и средний пальцы левой руки, соприкасающиеся с клеем, накладывают на нижний правый край заготовки и приподнимают его. В то же время большой палец поддерживает угол с лицевой стороны. Нижележащие заготовки удерживают от смещения указательным пальцем правой руки. При таком положении верхняя заготовка снимается и укладывается на рабочее место.
Чтобы произвести крытье крышки тканевым корешком, промазанную заготовку укладывают перед собой поперёк верстака и на неё накладывают точно посередине шаблон шпации с отступом от верха на 15 мм. Затем к шаблону прикладывают сначала левую картонную сторонку, затем правую, выравнивая их по нему сверху и с боков.
Сняв шаблон, вкладывают отстав, ровняя его сверху по картонной сторонке, а с боков — с отступом от торцов картонных сторонок по 1 мм. Далее загибают края ткани на внутреннюю сторону крышки. Сверху это делают указательными и средними пальцами рук, а снизу — большими пальцами. При этом надо добиваться равномерной загибки ткани, без складок и отставания её от крышки, для чего крышку поворачивают лицевой стороной и руками приглаживают материал. Покрытые корешками крышки укладывают для просушки смещёнными по отношению друг к другу.
Следующая операция — крытье штукованной крышки обложкой. На подготовленную обложку наносят клей и наклеивают её на сторонку так, чтобы край корешка закрывался обложкой на 8—10 мм ровно, без перекосов. Чтобы можно было точно наложить обложки, на корешке крышки делают метки вдоль корешка при печати либо проводят углубления косточкой. Покрытые бумажной обложкой с одной стороны крышки складывают в пачку попарно так, чтобы наклеенные обложки лицевой стороной были обращены друг к другу. После того как накопится определённое количество крышек, края обложки загибают на картон — сначала со стороны верхнего и нижнего краёв, а затем со стороны передка — и притирают обложку руками. После этого производят крытье обложкой второй сторонки.
Для ручного изготовления крышек используется в основном костный клей различной концентрации в зависимости от переплётного материала.

 

 

НА ГЛАВНУЮТЕКСТЫ КНИГ БКАУДИОКНИГИ БКПОЛИТ-ИНФОСОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКАФОТО-ПИТЕРНАСТРОИ СЫТИНАРАДИОСПЕКТАКЛИКНИЖНАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ

 

Яндекс.Метрика


Творческая студия БК-МТГК 2001-3001 гг. karlov@bk.ru