Что такое. Кто такой т. II
Для совместного чтения родителей с детьми В 3 томах Оформление и принципиальный макет художник ЕФРЕМОВ А. М. Расчетный макет художник МАРТЫНЕНКО Ю. П. Иллюстрации в томе выполнили художники: БАБАДЖАНЯН Л. А. БАБИН А. И. КОВАЛЬ В. С. ОСТРОМЕНСКИЙ А. Ю. ПАНЧЕНКО Т. П. СЕМАКОВ А. Б. ШМЕЛЕВ В. В. ШМЕЛЕВА И. В. Использованы материалы Фотохроники ТАСС, а также фотокорреспондентов: ВОЛКОВА А. А. ВОРОНОВА Р. В. КИРЮХИНА В. Н. ПАПИКЯНА Р. Т. СЕМЕНОВА В. Р. ШЕРСТЕННИКОВА Л. Н. РОЖНОВА В. В. Эту книгу для вас написали: АБРАМЯН Г. В. АЙХЕНВАЛЬД Ю. А. АНДРОНИКОВ И. Л. АНТИПОВА А. В. АРСКИЙ Ф. Н. АРУТЮНОВ С. А. АСПИЗ М. Е. БАГРОВА Л. А. БАРСЕГЯН Т. В. БЕЛЕВ Е. И. БЕЛОВ Г. И. БОЛТЯНСКИЙ В. Г. БОРИСОВ Е. Б. БОРОДОВСКИЙ А. М. БРОДСКИЙ Б. И. БУГАКОВ А. В. ВЕРШИНСКИЙ Н. В. ВЛАДИМИРОВ А. В. ВОЛКОВ А. А. ВОЛКОВ А. М. ВУЛЬФ Б. 3. ГАЛЬПЕРШТЕЙН Л. Я. ГЛУШКОВ С. А. ГУЛЬЯНЦ Е. И. ГУМИЛЕВСКАЯ М. В. ГОЛУБЕВА Т. С. ГОРБУНОВ В. В. ДЕМИДОВ В. Е. ДЕМИН А. Ф. ДЛИН Н. А. ДМИТРИЕВ Ю. Д. ДОЛМАТОВСКИЙ Ю. А. ДОРОХОВ А. А. ДРОЗДОВ Н. Н. ЗИГЕЛЬ Ф. Ю. ЗУБКОВ Б. В. ИОВЛЕВА Л. И. КАБАНОВ А. Н. КАЦНЕЛЬСОН Б. 3. КИРНОЗЕ В. С. КОБРИН В. Б. КЛЕМЕНТЬЕВ А. В. КОВАЛЕВА М. Н. КОЛЕСНИКОВ Ю. В. КОРОСТЫЛЕВ Н. Б. КОСТИНСКИЙ Д. Н. ЛАПШИНА О. В. ЛАРИОНОВ Л. Г. ЛЕВИН А. Д. ЛУКОВ Вл. А. ЛУКЬЯНОВ к. п. ЛУРИЯ А. Р. МАКСИМОВ В. Н. МАРКУШЕВИЧ А. И. МАТВЕЕВ В. Ф. МАШБИЦ Я. Г. МАРКИН В. А. НАДЕЖДИНА Н. А. НОВИКОВ В. Д. НОВОКШОНОВ Н. Ф. ОБРАЗЦОВ С. В. ОЗЕРСКАЯ Р. М. ОНЕГОВ А. С. ОФИТОВ Н. В. ПАНФИЛОВ Д. В. ПЛАТОНОВ К. К. ПЛАТОНОВ О. А. ПЛАТОНОВА Н. И. ПОДОЛЬНЫЙ Р. Г. ПРИШВИНА В. Д. ПУХОВ А. Л. ПЯТНОВА И. И. РАЗГОН Л. Э. РОМАНОВА Л. И. САРНОВ Б. М. САВИН А. П. САХАРОВ А. М. СВИРИН А. Б. СУПРОНОВИЧ Б. П. ТАРАТУТА Е. А. ТРИФОНОВ д. н. УСПЕНСКИИ л. в. ЦАРЕВА Е. М. ЧУЛЬСКИЙ Л. А. ШУСТОВА И. Б. ШИТИКОВ Н. Ф. ЮРМИН Ю. А. Заведующий редакцией КОРОВКИНА Л. И. Редакторы: БАГРОВА Л. А. ЛЯХОВА Т. П. ОФИТОВ Н. В. ТАТТАРГ. В. Редакторы карт: ЛЕБЕДЕВА Е. Н., КОВАЛЕВА А. В. Художественный редактор БАБАДЖАНЯН Л. А. Младший художественный редактор СОРОКА Т. П. Технический редактор ЗОТОВА Л. А. Корректоры: АНТОНОВА В. С., РЕЙБЕКЕЛЬ В. Н. ИБ № 1618 Сдано в набор 08.01.92. Подписано в печать 22.10.92. Формат 84 х 108 1/16.
Прессование книги. Вставленные в переплётные крышки книги подвергаются прессованию и штриховке. Прессуют готовые книги для того, чтобы обеспечить достаточное уплотнение блока и прочность приклеивания форзаца ко всей поверхности крышки, а также по возможности устранить коробление крышки, которое наблюдается при свободном (без давления) высушивании книг, когда книги укладываются на стеллажах одна на другую. Прессование нужно производить сразу же после вставки блока в крышку. Для прессования книг можно применять ручные винтовые переплётные прессы, настольные прессы, а также любой груз, например стопы книг, кирпич, завёрнутый в бумагу, и др. В домашних условиях в качестве груза можно использовать утюги или другие тяжести. Книги для прессования укладывают аккуратно в стопы корешками в разные стороны, причём картонные сторонки должны ложиться одна относительно другой, не смещаясь на корешок. Это делается для того, чтобы давление приходилось равномерно на всю площадь крышки и чтобы при прессойаний не смять корешок книги. Штриховка книг или окатка рубчика. При ремонте брошюр и книг в кружке эта операция — последняя. Основное назначение её — улучшить открывание и внешний вид книги. Штриховка — это получение чёткой линии по месту расстава переплётной крышки, т. е. в промежутке между отставом и картонной сторонкой переплёта. Штриховке подвергаются как цельнотканевые переплёты №, 7, так и составные переплёты № 5. Штриховку не надо производить в переплётах № 1, 2, 3, а также у книг, переплётные крышки которых изготовлены без расстава. При штриховке вручную косточкой книгу берут в левую руку, укладывают на стол и косточкой правой рукой проводят по месту расстава, вверх и вниз несколько раз. При наличии штриховального станка книгу берут правой рукой и корешком от себя подают на станок. Нагретые штриховальные ножи, соприкасаясь с шарниром, образуют гладкую линию (рубчик), которая придаёт книге красивый внешний вид и улучшает её раскрываемость. Ремонт книг, скомплектованных подборкой (брошюр) Эти брошюры выпускаются в мягкой обложке, и поэтому быстро разрушаются. Операции по ремонту таких книг необходимо выполнять в такой последовательности: 1) разброшюровка брошюры; 2) приклейка форзацев, 3) комплектовка блока; 4) шитьё блока вручную нитками; 5) приклейка концов тесьмы к форзацу; 6) заклейка корешка книжного блока; 7) сушка заклеенного блока; 8) обрезка книжного блока с трёх сторон, 9) оклейка корешка книжного блока бумагой; Ш) кругление корешка книжного блока; 11) изгвтовле-ние составной крышки; 12) вставка блока в крышку; 13) прессование книги; 14) штриховка книги. Разброшюровка брошюр. Брошюры объёмом больше 80 страниц могут быть сшиты проволокой втачку (рис 33, а), проволокой на марле или нитками на ниткошвейных машинах. В каждом случае разброшюровка их производится по-разному. Рассмотрим эти приёмы разброшюровки. Чтобы отделить обложку, брошюру кладут перед собой, открывают обе стороны обложки и, поддерживая блок левой рукой, правой открывают обложку как можно осторожнее, чтобы не порвать первого и последнего листов брошюры. Обложку сохраняют в том случае, если ею будет покрываться крышка переплёта. При расшивании брошюр, сшитых проволокой втачку, сначала отгибают ножки скоб проволоки переплётным ножом так, чтобы не испортить листы брошюры. Затем разогнутые ножки устанавливают на какой-либо твёрдый предмет (металлическую подставк, железную линейку и т. п.) и, нажав слегка на блок, выдвигают скобу, чтобы впоследствии удобно было захватить её косточкой и вынуть. При расшивании брошюр, сшитых проволокой на марле, сначала разгибают на корешке блока скобы каждой тетради и отрывают марлю или тесьму от корешка. В этом случае корешок брошюры необходимо предварительно смачивать тёплой водой. Такая обработка корешка даёт возможность лучше отделить тетради друг от друга, предохранив их от разрывов в корешках (фальцах) и от повреждения проволокой. Расшивая брошюры, сшитые нитками на ниткошвейной машине, следует произвести разборку их по тетрадям Для этого, сняв обложку, отсчитывают количество листов в брошюре в соответствии с объёмом тетради. Нитки по шву разрезают ножом. Только после этого, нажав правой рукой на блок, левой рукой отрывают тетрадь, стараясь, чтобы она не разорвалась по корешку, что часто происходит с брошюрами, сшитыми на корешковом материале. После отделения тетради из её разъёма (середины) надо удалить стёжки ниток. Затем фальц тетради выпрямляют и очищают от $лея переплётным ножом. Для этого сгиб тетради слегка приподнимают и, поддерживая в таком положении левой рукой, остриём ножа счищают клей начисто сначала с одной, а затем с другой стороны. Таким образом разбирают все тетради блока, сшитого втачку или впод-борку проволокой и нитками. Разброшюрованные тетради проверяют по порядку нумерации, сталкивают на корешок и головку и укладывают под переплётную доску. Предварительно проглаживанием руками вытесняют воздух между листами. После разброшюровки книги первые и последние тетради надо окантовать бело.й бумагой, чтобы укре-' пить их и закрыть следы от клея и проколов скоб. С целью сохранения обложки внутри книги её приканто-вывают к первой тетради на бумажный или тканевый фальц. Для этого вырезают в долевом направлении полоску бумаги или материала, по длине равную высоте тетради, шириной 2 см. С корешкового края на 2—3 мм подрезают обложку и к ней приклеивают бумажный фальц. Обратную сторону обложки на 4—5 мм прома- зывают крахмальным клеем, затем к ней прикладывают бумажную полоску и хорошо притирают. По высыхании край полоски промазывают на 5—6 мм, заготовку кладут на макулатурную бумагу, которую подгибают на обратную сторону тетради и тем самым приклеивают к ней. Для лучшего раскрывания обложки край её должен быть длиннее корешка на 2 мм.
|
☭ Борис Карлов 2001—3001 гг. ☭ |