На главную Тексты книг БК Аудиокниги БК Полит-инфо Советские учебники За страницами учебника Фото-Питер Техническая книга Радиоспектакли Детская библиотека

Что может ЭВМ. Александров, Арсентьев, Арсентьева. — 1987 г

Виктор Васильевич Александров
Виталий Николаевич Арсентьев
Анна Владимировна Арсентьева

ЧТО МОЖЕТ ЭВМ?

*** 1987 ***


DjVu


От нас: 500 радиоспектаклей (и учебники)
на SD‑карте 64(128)GB —
 ГДЕ?..

Baшa помощь проекту:
занести копеечку —
 КУДА?..



ФPAГMEHT КНИГИ (...) Совершенно очевидно, что современный уровень научных знаний имеет определенную границу. Один известный ученый на вопрос «почему вы чаще говорите „не знаю“, нежели молодые специалисты?» ответил: «Я обладаю, конечно, большим объемом знания, чем они, но и граница моего незнания также больше».
      При разработке искусственного интеллекта — передового направления современных исследований — наиболее ярко выявляется грань возможного и невозможного. Серьезные ограничения, связанные с понятием «сложность» применительно к ЭВМ, вытекают из невозможности иметь полное описание сложной ситуации. Согласно гипотезе Лапласа (1796), «если бы в один момент можно было точно узнать все положения и скорости всех элементов Вселенной, то можно было бы точно предсказать будущее». Недостижимость такой ситуации следует из соотношения сложности объектов и трудности их описания. Начиная с некоторого «порога сложности» описание объекта становится сложнее самого объекта. Сошлемся в связи с этим на мнение А. Н. Колмогорова: «Возможно, что автомат, способный писать стихи на уровне больших поэтов, нельзя построить проще, чем промоделировав все развитие культурной жизни того общества, в котором поэты реально развиваются».
      Сейчас мы уже вплотную подошли к проблеме представления информации об огромном числе элементов со сложными взаимосвязями. Вообще эта взаимосвязанность постоянно интересовала человечество, но более или менее умозрительно, с точки зрения познания закономерностей природы. В настоящее время эта проблема переросла в сугубо практическую. Мы хотим знать, к каким последствиям приведет, например, осушение болота или уничтожение вредного насекомого. От установки н$ «покорение» природы, властвовавшей над умами до недавнего времени, мы переходим к пониманию необходимости самого бережного ее использования и восстановления. В решении таких проблем мы вправе рассчитывать на ЭВМ. Какой же еще инструмент может быстро и точно обработать огромное количество информации и подсказать правильное решение или, по крайней мере, уберечь от катастрофических последствий принятия неправильного решения? Но для решения столь глобальных задач, а сегодня мы уже вплотную к ним подошли, требуются чрезвычайно разнообразные знания, представленные в самых различных формах. Многие из наших знаний сформулированы нестрого, мы зачастую полагаемся на интуицию, резко отвергая ту или иную идею.
      ЭВМ сегодня уже полностью готова к решению очень объемных задач экономического или социального характера. Но необходимо объяснить машине, что именно мы хотим решить и какими сведениями располагаем. Вот тут-то и возникают сложности. Даже в общении людей считается, что постановка задачи — это половина ее решения. А когда в качестве партнера в общении выступает ЭВМ, можно смело сказать, что это уже почти решение. Современное быстродействие и емкость памяти ЭВМ гарантируют незначительные затраты времени на собственно вычисления и выдачу результата.
      Процесс формулирования задачи — прерогатива человека. Машина может помочь и в этом процессе, взяв на себя выработку плана решения в рамках заданной стратегии, формулирование подзадач и некоторые другие вспомогательные функции. Но ответственность за достижение цели и выбор данных, существенных для решения, целиком возлагается на человека. И ответственность эта велика. Например, при исследовании экологической системы человек исходно предполагает, что осушение болота может повлечь за собой пересыхание некоторых рек. Он вводит все данные, связанные с параметрами рек, и получает положительный результат: реки не пострадают. Значит ли это, что ЭВМ считает процесс осушения целесообразным? Относительно рек — да. Но может быть пропадут какие-то уникальные виды флоры и фауны? Об этом машину «забыли» спросить. А ущерб может быть непоправимым.
      Значит, чтобы ЭВМ дала ответ, мы должны сами заранее знать все, что существенно для выбора правильного решения. Разве это возможно? В полной мере — нет. Наши знания никогда не бывают исчерпывающими. Однако и машина ничего не «знает» кроме того, что в нее вложил человек. Она лишь воспроизводит заложенное в ней решение на основе конкретных данных. ЭВМ, располагая большим количеством описаний и различными процедурами компиляции, может получать и новые тексты, которые не были целенаправленно в нее введены. В частности, какие-то из них могут содержать принципиально новые знания или шедевры изящной словесности. Однако сама ЭВМ не в состоянии отличить такой шедевр от бессмысленного текста, поскольку значимость результата
      работы ЭВМ определяется практикой в реальном мире — активной деятельностью человека в природе и обществе. Если бы в ЭВМ была заложена полная модель природы и общества с точки зрения интересов каждого человека, тогда ЭВМ могла бы иметь критерий для критического восприятия своих новых текстов. Эта полнота, разумеется, не достижима, но неуклонное приближение к ней, по-видимому, и есть главная цель информатики. Именно об этом нужно помнить и не надеяться, что наступит время, когда все возьмет на себя машина. Впрочем, такая жизнь была бы неинтересной. Поэтому не будем подобно страусу прятать голову в песок при столкновении с трудностями. Не бояться трудностей, смело идти им навстречу — вот, что возвышает человека. Труд, связанный с творческим познанием мира и ответственностью за жизнь и красоту Земли, никогда не будет отдан машине. Это тот труд, который позволит человеку всегда оставаться Человеком.

 

 

 

От нас: 500 радиоспектаклей (и учебники)
на SD‑карте 64(128)GB —
 ГДЕ?..

Baшa помощь проекту:
занести копеечку —
 КУДА?..

 

На главную Тексты книг БК Аудиокниги БК Полит-инфо Советские учебники За страницами учебника Фото-Питер Техническая книга Радиоспектакли Детская библиотека


Борис Карлов 2001—3001 гг.