На главнуюТексты книг БКАудиокниги БКПолит-инфоСоветские учебникиЗа страницами учебникаФото-ПитерНастрои СытинаРадиоспектаклиКнижная иллюстрация





Библиотечка «За страницами учебника»
Цветомузыкальные приставки. — 1964 г.

«Для умелых рук»

Московская областная
станция юных техников

Б. С. Иванов

Цветомузыкальные приставки

*** 1964 ***


DjVu


 

PEKЛAMA

Заказать почтой 500 советских радиоспектаклей на 9-ти DVD.
Подробности >>>>



      Хорошо известно, что органы чувств человека тесно связаны между собой. Все они слух, зрение, обоняние, осязание — помогают нам ориентироваться в окружающей обстановке, причем каждый из них является своеобразным каналом, пропускающим только «свои» сигналы. Руками мы определяем форму предметов, по запаху отличаем их друг от друга, слух помогает определить материал, из которого сделан предмет.
      Эти сигналы от внешних органов чувств складываются в нашем сознании, и мы «чувствуем» окружающую обстановку, ориентируемся в ней, у нас выра-оатывается определенное настроение.
     
      Кек видите, всего три цвета используются а этой схеме, но экран работающей приставки непрерывно озаряется множеством произвольных красок самых причудливых оттенков. Подобно художнику, получающему в пропорциональном смешении трех основных цветов большое разнообразие тонов, три источника цветного света, проектирующие на экран лучи переменной интенсивности, позволяют получать самые разнообразные каскады цветов — от ярко-красного до белого.
      Приставка смонтирована в небольшом пластмассовом футляре (рис. 4). На передней панели футляра вырезано круглое отверстие и укреплен экран цветомузыкальной приставки — матовый автомобильный плафон.
      На открывающейся задней крышке располагается подставка с лампочками, укрепленными под углом 120° относительно друг друга, Причем слева (если смотреть со стороны светофильтров) находится лампочка с красным светофильтром, справа — с синим, внизу — с зеленым. Высоту подставки подберите такой, чтобы при закрытой крышке лампочки отстояли от экрана на 5 — 8 мм.
      На рисунке 4 вы видите защитный экран, в который входят лампочки с подставкой при закрывании задней крышки. Его можно изготовить из фанеры или картона, оклеив внутреннюю часть белой бумагой.
     
      НЕМНОГО О ДЕТАЛЯХ
      Детали приставки (конденсаторы и дроссели) укрепляются на стенках футляра. Конденсаторы C1 и С2 берутся любого типа на напряжение не менее 30 — 50 вольт. Величина конденсатора С, должна быть 4 мкф, С2 — 5 мкф.
      Дроссели Др — I и Др — 2 наматываются на металлических шпульках от швейной машины (например, «Тула», «Волга»). Их внутренний диаметр 6,5 мм, внешний 21 мм, ширина 8 мм (рис. 5). Дроссель Др — 1 наматывается на одной такой шпульке проводом ПЭЛ 0,23 и содержит 400 витков. Дроссель Др — 2 наматывается на двух шпульках, скрепленных железным или стальным болтом. На каждой шпульке размещается по 300 витков провода ПЭЛ 0,23.
      Все лампочки берутся на напряжение 3,5 вольта при токе 0,28 а (лампочки от карманного фонаря).
      Включатель Вк может быть любого типа.
      Приставка работает от телевизора или радиоприемника, имеющих мощность усилителя низкой частоты не менее 2 — 3 ватт. Подсоединяется приставка параллельно вторичной обмотке выходного трансформатора (рис. 6), причем последовательно со звуковой катушкой динамика включается переменное сопротивление Кд на 15 — 20 ом мощностью не менее 3 ватт (например, типа ПП-3).
      Если вы не найдете такого сопротивления в продаже, можно применить самодельное переменное
      Рис. 2. Чувствительность глаза к цветам при изменении громкости звука
      Интересно то, что мелькающая перед глазами определенная гамма света различной интенсивности и окраски может вызвать те же чувства, что и прослушивание музыкального произведения. Иначе говоря, воздействие музыки на организм можно заменить воздействием света. К тому же, по сравнению с ушами, чувствительность глаз намного выше. Можно считать, что народная пословица «лучше один раз увидеть, чем сто раз слышать» в достаточной степени точно определяет соотношение 8 чувствительности глаз и ушей. Это подтверждают и исследования ученых.
      Если световую установку включать в дополнение к музыке, восприятие музыкального произведения изменится. Оно увеличится при совпадении воздействий на организм цвета и музыки. Но музыка будет «глушиться», если яркость, окраска, контрастность света будут не в «фазе» со строем музыкального произведения. Необходима определенная связь музыки со светом. Использование этой связи открывает огромные возможности для исскусства.
      Обладавший сильно развитой способностью представлять определенные цвета при слушании музыки (это явление названо СИНОПСИЕЙ — «видением звуков») композитор А. Н. Скрябин в 1910 году написал симфоническую поэму «Прометей», в которую ввел специальную строку «люкс». Знаками в этой строке композитор зашифровал обозначения цветов, соответствующие тому или иному месту поэмы.
      Состоявшееся через семь лет первое цветомузыкальное представление поэмы оказалось неудачным из-за несовершенства технических средств.
      Проводившиеся после этого попытки соединения цвета с музыкой как у нас, так и за рубежом кончались неудачами. И только в последние годы, годы бурного развития электроники, автоматики и кибернетики стала возможной постройка цветомузыкяльной установки.
     
      УСТРОЙСТВО ПРОСТОЙ ПРИСТАВКИ
      Эта установка, являкэщаяся электронной моделью уха, производит сложный анализ звуковых колебаний. Здесь учитываются все особенности слуха и существующие связи между слухом и зрением. В результате автоматически определяется яркость, контрастность, насыщенность и длительность цветового свечения, соответствующие данной музыкальной фразе. Полученные данные поступают в устройство, управляющее .проекторами цветного света.
      Подобная установка, демонстрирующаяся в Москве на ВДНХ в павильоне «Радиоэлектроника», наглядно показывает большие возможности союза цвета и музыки, Возможно, в недалеким будущем, присутствуя на оркестра, мы будем смот-«видеть» музыкальных героев, овые» экраны, позволяющие е мелодии.
      Каркасом для обмотки служит фарфоровая трубка от постоянного сопротивления (токопроводящий слой должен быть счищен) или деревянная, или эбонитовая палочка длиной 40 — 45 мм и диаметром 7 — 8 мм.
      Наматывается обмотка константановым проводом в изоляции диаметром 0,3 — 0,4 мм. Если нет такого провода, можно взять спираль от электроплитки. Перед намоткой спираль раскалите током до темно-малинового цвета (для образования окалины). Окалина будет служить изоляцией между соседними витками. Затем отожженный провод намотайте на каркас в один слой, виток к витку. Концы прикрепите к выводным контактам 10. По всей длине обмотки реостата шкуркой зачистите узкую дорожку шириной 5 — 6 мм, по которой будет скользить ползунок 4. Контактная полоска 3 и ползунок 4 изготовляются из пружинящей латуни толщиной 0,5 — 1 мм.
      Собирается сопротивление в следующей последовательности. На планку 1 укрепляется обмотка 2 и контактная полоска 3. Затем на оси 5 на расстоянии 20 мм от нижнего конца с помощью гаек 6 укрепляется ползунок 4. Ось пропускается через отверстие в планке и закрепляется сниЗу гайкой 8 и контргайкой 9. Между гайкой 8 и планкой прокладывается шайба 7.
      Собранное переменное сопротивление показано на рисунке 8. Укреплять его удобно на задней стенке радиоприемника.
      Некоторые современные радиоприемники и радиольТ («Октава», «Жигули», «Люкс», «Дружба» и другие) имеют в своей схеме по два выходных трансформатора (рис. 9). Один пропускает все усиливаемые радиоприемником частоты и работает на широкополосные динамики (Тр — 1), другой рассчитан только на пропускание высоких частот и работает с высокочастотными динамиками (Тр — 2). Цветомузыкальная приставка к таким приемникам подключается во вторичную обмотку широкополосного трансформатора, как показано на рисунке 9.
     
      ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ НАСТРОЙКИ ПРИСТАВКИ
      Настройка приставки сводится в основном к подбору величины переменного сопротивления Rg и проверке фильтров. Движок сопротивления вначале поставьте в крайнее левое (по схеме) положение, что соответствует максимальной громкости передачи. Затем настройте радиоприемник на станцию. Регулятором громкости установите нормальную громкость передачи. Плавно передвигайте движок сопротивления Rg и одновременно регулятором громкости поддерживайте постоянную громкость передачи (установленную вначале). Наблюдайте за лампочками приставки. Движок сопротивления установите в таком положении, при котором передача будет сопровождаться зажиганием лампочек.
      При разговорной передаче будут в основном зажигаться красная и зеленая лампочки. Музыкальная передача, игра симфонического или эстрадного оркестра будет сопровождаться зажиганием всех трех лампочек.
      Может случиться, что синяя лампочка будет загораться редко и только при самых высоких частотах, воспроизводимых усилителем вашего приемника. В этом случае советуем несколько увеличить емкость конденсатора С1 или поставить лампочку на меньшее напряжение (2,5 в).
      Если в вашем распоряжении окажется генератор звуковой частоты, приставку лучше настраивать с ним-Для этого сигнал с генератора подается на гнезда «звукоснимателя» радиоприемника (рис. 10). Изменяйте частоту генератора от 50 до 5000 гц и наблюдайте за последовательным зажиганием лампочек. Наибольшая яркость свечения каждой лампочки будет на резонансной частоте фильтра, в цепи которого она включена. Так, красная лампочка должна ярко светиться на частоте порядка 100 — 200 гцг зеленая — 800 1500 гц, синяя — 2000 — 4000 гц.
      Выходное напряжение генератора и регулятор громкости радиоприемника устанавливаются в такое положение, при котором падение напряжения на любой из лампочек не превысит допустимой величины (в данном случае — 3,5 я).
      В случае зажигания лампочек на частотах, сильно отличающихся от заданных, советуем точнее подобрать величины деталей фильтров.
      Помните при этом, что увеличение (уменьшение) емкости конденсатора или числа витков дросселя ведет к уменьшению (увеличению) резонансной частоты фильтра.
     
      ВОЗМОЖНО И ДРУГОЕ ОФОРМЛЕНИЕ
      Детали приставки можно смонтировать не только в указанном футляре, но и в футляре других размеров или различных коробочках, имеющихся в вашем распоряжении. Так, например, для этого можно использовать корпус старого будильника (рис. 11), на лицевой стороне которого укрепляется матовый плафон.
      Хорошо будет работать и приставка, собранная в лампе-ночнике «Цветок» (рис. 12). Для этого ночник разберите и имеющееся в цветке из органического стекла углубление расширьте (подточите) до диаметра 22 мм. Из органического стекла выточите (или склейте из двух колец) ступенчатую втулку (рис, 13). Отверстие в крышке ночника расширьте до 26 мм. В это отверстие вставьте втулку и приклейте ее клеем (растворенные в дихлорэтане стружки органического стекла).
      Все детали приставки установите в нижней половине корпуса. Лампочки окрасьте в соответствующие цвета и укрепите их так, чтобы при собранном ночнике они входили в полость цветка (рис. 14).
      При работе эту приставку следует подвешивать на стену.
      К радиоприемникам, имеющим один громкоговоритель, цветомузыкальную приставку удобно сделать совместно с выносной акустической системой «Подковка», разработанной изобретателем А. Г. Пресняковым. Это позволит также значительно улучшить качество звучания радиоприемника.
      Устройство «Подковки» показано на рисунке 15, В корпусе специальной формы, напоминающей подкову
      (отсюда и название системы), и имеющем два выходных отверстия устанавливается динамик типа 1ГД — 9 (можно и любой другой мскцностью 1 — 2 вт).
      Динамик устанавливается справа, и поэтому оттуда звуковые колебания направляются на слушателей без задержки.
      Фанера размягчается и лучше облегает фигурньф опорные детали. Крепление производите клеем «ЕШэ-2» или столярным. Для более прочной склейки корпус желательно обвязать нитками.
      После сушки фанеру зачистите шкуркой, покрасьте и отполируйте. Затем выречьте из дерева две заглушки с отверстиями, к одной и? которых прикрепите винтами динамик. Заглушку задрапируйте неплотной тканью.

 

 

На главнуюТексты книг БКАудиокниги БКПолит-инфоСоветские учебникиЗа страницами учебникаФото-ПитерНастрои СытинаРадиоспектаклиДетская библиотека

 

Яндекс.Метрика


Творческая студия БК-МТГК 2001-3001 гг. karlov@bk.ru