На главнуюТексты книг БКАудиокниги БКПолит-инфоСоветские учебникиЗа страницами учебникаФото-ПитерНастрои СытинаРадиоспектаклиКнижная иллюстрация





Библиотечка «За страницами учебника»
Детский настольный театр «Терем-теремок». — 1971 г.

«Для умелых рук»

Московская областная
станция юных техников

В. Любимов

Детский настольный театр
«Терем-теремок»

*** 1971 ***


DjVu


 

PEKЛAMA

Заказать почтой 500 советских радиоспектаклей на 9-ти DVD.
Подробности >>>>


      Детский настольный театр — интересное, увлекательное занятие. Тот, кто сделает такой театр дома, сможет пригласить своих друзей и показать им театральный спектакль с декорациями и с движущимися фигурками.
      Поставленный вами спектакль можно с успехом показать в подшефном детском саду.
      Материалы для театра потребуются следующие: плотная рисовальная бумага, нраски акварель, мягкие кисти, фанерный подрамник, плотный тонкий картон, тонкие круглые палочки размером 3 X 200 мм, ножницы, линейка или угольник, иголка, крепкие нитки, калька, черная тушь и хороший кпей, лучше казеиновый — он густой и быстро схватывает.
      Начиная работу, внимательно прочитайте объяснение, рассмотрите рисунки, заготовьте необходимые материалы, а тогда и приступайте н делу.
      Вся подготовительная работа: перевод рисунков на нужный размер, наклейка ка картон, просушка под прессом, раскрашивание, вырезка, склейка, монтаж — потребует большой аккуратности.
      Прежде чем переводить рисунки на рисовальную бумагу, ее необходима натянуть на подрамник. Подрамник представляет собой ровный кусок фанеры, с оборота которой прибиты тонкие рейки. Для ваших рисунков потребуется, очевидно, 2 — 3 листа рисовальной бумаги. Соответственно столько же подрамников.
      Это необходимо, так как раскраска акварелью рисунков увлажнит поверхность бумаги и покоробит ее. а натянутая на подрамник, она высохнет и будет резной. Размер подрамника безразличен, лишь бы он входил в размер бумаги и кругом оставались еще лоля шириной 2-3 см.
      Оборот листа рисовальной бумаги увлажните мокрой чистой тряпочкой, положите подрамник на самую середину листа, на увлажненную сторону, так, чтобы кругом подрамника осталксь достаточные для наклейки поля.
      Легко протрите края бумаги выжатой тряпочкой, хорошо смажьте их казеиновым клеем, отогните смазанные края бумаги и приклейте их к обратной стороне подрамника. При этом мягко натягивайте бумагу на края подрамника, протирайте руками до полной приклейки бумаги. Так поочередно обойдите все края подрамника, тщательно заделывая углы, от которых зависит ровность натяжки бумаги после приклейки. Потом поставьте на просушку.
     
      УВЕЛИЧЕНИЕ РИСУНКОВ ДО НУЖНОГО РАЗМЕРА
      Формат брошюры не позволяет дать в натуральную величину крупные элементы театра: игровое попе (сцену), домик-теремок, двигающихся персонажей и т. д. Как же перевести все это на необходимый формат! Видимо, лучшим способом может быть система клеточек. Разбитый на клеточки (1 X 1 см) рисунок из брошюры перенесите на рисовальную бумагу на другой, нужный размер клеток. Рисунки 2, 2 а, 2 б, 4, 5 и 9 — на размер кпеток 4X4 см. Рисунки 3 и 8 — на размер клеток 2X2 см. Как это сделать!
      Листы рисовальной бумаги разлинуйте на квадраты 4X4 см и 2X2 см. Возьмите треугольник и начертите на вашем листе прямой угол с произвольной длиной сторон. Сосчитайте количество квадратов по длине и ширине рисунка в брошюре и отметьте точками такое же количество квадратов соответственно на горизонтальной и вертикальной сторонах угла. Все точки соедините между собой. Получите площадь нужного вам рисунка. Теперь пойдет более сложная работа. Внутри начерченных вами квадратов отметьте точками усс повороты линий рисунка в брошюре и соедините эти точки между собой. Проведенные линии должны как можно точнее повторять контур рисунка оригинала. Получите тождественный рисунок, но уже в новом формате. Особо тщательно переносите на новый формат рисунки животных. Еще раз сверьте полученный рисунок с оригиналом в брошюре, исправьте неточности, -.верьте размеры там, где они проставлены — все должно совлада-ь. Так необходимо сделать увеличение всех рисунков, кроме рис. 7. Он дан в натуральную величину. Его ложно сразу перевести на кальку, а затем на рисозальную бумагу. Рис. 6 ни переводить, ни вырезать не надо. Он пояснительный.
      Все рисунки ка рисовальной бумаге следует обвести черной тушью по контуру, а где требуется, и внутри рисунков провести штрихи и черточки, согласно оригиналам в брошюре. После этого дать высохнуть в течение суток.
     
      РАСКРАСКА РИСУНКОВ
      Когда тушь на рисунках высохнет, а это необходимо, иначе при покраске она поплывет по всему листу и испортит рисунки, — можно приступить к раскраске. Для этого используйте краски акварель следующих цветов: желтая яркая, охра, киноварь красная, сиена жженая, коричневая, зеленая светлая, темно-зеленая яркая, синяя берлинская, сажа черная. Белила гуашь на случай необходимости ослабить рисунок или перекрыть его заново. Нужно только иметь в виду, что гуашь — краска кроющая, а не прозрачная, и поэтому добавлять ее в акварель надо ограниченно.
      Раскрашивать декорации театра нужно следующим образом.
      Терем-теремок — это деревянный бревенчатый дом (рис. 1 — 2). Стены его нужно красить так: в светлых местах — желтой краской с охрой, в более затемненных — охрой с сиеной жженой, до коричневого цвета.
      Крыша теремка Г (рис. 2 а) и крыши М)Н) выступов М и Н (рис. 3) покрыты соломой, поэтому раскрасьте их в основном желтой краской, а впечатление полосатости придаст охра и несколько коричневых штрихов по желтой краске.
      Наличники Ф (рис. 2 а) — обкладки крыши и наличники окон С, Т, Р (рис. 3) покрасьте внутри контуров в светлых местах — желтым или светло-зеленым, более затененные — красным или темно-зеленым, совсем темные или черные — синим цветом. Стекла внутри рам закрасьте черным цветом.
      Игровое попе (сцену) раскрасьте сочными ярко-зелеными красками (рис. 4). Начните красить с левого края поля светло-зеленой краской и, добавляя понемногу яркой темно-зеленой краски, усиливайте цвет к правому краю поля до синевы. Дорожку покрасьте охрой.
      Лес (елки) красьте сверху вниз, от светло-зеленого до густого темно-зеленого. Елки, покрашенные в брошюре черным, покрасьте синим цветом. Забор — охрой с добавлением коричневой краски в темных местах (рис. 5).
      Раскрашивая рисунки животных, необходимо иметь перед собой оригиналы, чтобы видеть силу тона окраски.
      Светлые места на рисунке закрашивайте светлей краской, усиливая белее темным цветом те места, которые затемнены на оригинале (рис. 2 6).
      Шерсть у животных не гладкая, а фактурная, поэтому ссветуем пссле раскраски пройтись по рисунку (в затемненных на оригинале местах) более сильной красксй, не сухой кистью. Это делается так. Всзьмите кистью более темный цвет, немного поводите по бумаге и уж потсм делайте кистью штрихи.
      Раскрасьте зверей так:
      Мышь — серей красксй.
      Лягушку — от светлс-зеленсй по краям, до темно-зеленой на спине с черными пятнами.
      Зайца — серо-гспубой.
      Лисицу — ст желтой-охры до красного цвета с черными штрихами в нужных местах.
      Волка — серо-голубой краской с усилением штрихами сухой кистью до черного цвета.
      Медведя — от схры дс темно-коричневого цвета. Усильте штрихами коричневый цвет там, где нужно, до чернсго.
      И остальных животных, которые будут в окнах теремка, раскрасьте так же.
     
      ПРОЦЕСС СКЛЕЙКИ ТЕАТРА И МОНТАЖ
      Ксгда все элементы покрашены и высохли, срежьте с педрамника натянутый вами лист риссвальной бумаги с выполненными рисунками и приступайте к вырезке и склейке театра. Начнем с самой крупней детали: игрового поля, с указанием на нем нумерацией (в кружках) где что разместить (см. рис. 4). Вырежьте егс, наклейте на картсн, выдержите под прессом, обрежьте по краям, сделайте круглое отверстие для основания теремка по размеру, указанному на рис. 4, прорежьте щели для забора и елок (шириной в толщину картона). Щели указаны на рисунке 4 цифрами I — II.
      Дальше идет теремок. Элементы А, Б, В (рис. 2) вырежьте, наклейте на картсн так, чтобы пед клапанами картона не былс. Клапаны необходимы для склейки теремка. Затем вырежьте по кентуру отверстия для окон. Перед склейкой стенок теремка несбходимс пс пунктирам рисунка сделать надрезы ножиком, не прорезая картсн, для удобства сгибов стенок. Детали Е и 3 (рис. 2) после сгиба приклейте клапанами к полу. А деталь Ж приклейте клапансм к оборотней стороне передней стенки (см. рис. 6 а). Потом вырежьте деталь Д. Сделайте для нее аналогичную по размерам заготовку из картона (без кла-пансв), мягко согните заготевку по длине, склейте торцы бумажкой и обклейте ее деталью Д, отогнув узкие зубцы (рис. 6 6). Это будет основание под теремок (пень). Затем стенку Б с вырезанным скном приклейте клапаном к пспу А с противоположной стороны (см. рис. 6 а). Теперь вырежьте деталь Г (рис. 2 а), наклейте на картон так, чтобы под клапанами картсна не было. Сделайте нежом надрезы по пунктирам и согните откосы. Вырежьте детали М и Н (рис. 3), сделайте в них по контуру стверстия для сксн, ссгните по пунктирам, установите в отверстия на крыше Г и приклейте клапанами с оборота откосов крыши (рис. 6 ж). Пссле этогс согните по пунктирам крышу Г и приклейте к клапанам боковых стенок теремка, отступя этими стенками на один сантиметр внутрь ст края откоса крыши и выпустив торец крыши вперед также на 1 см (см. рис. 6 г). Крышу приклеивайте поочередно к каждой из бсксвых стенок. На выступы М и Н крыши Г наклейте крыши Mt и Н, (см. рис. 6 ж).
      Деталь В, уже вырезанную вами и наклеенную на картсн сс свободным клапаном, обклейте еще с сборота плотной рисовальной бумагой, оставив пс-прежнему свободным клапан. Обрежьте края бумаги точно пс кентуру детали В, но оставьте при этом еще один клапан со стороны уже имеющегося. Отогнув оба клапана в противоположные стороны, приклейте их к оборотной стороне левого сткоса крыши Г, отступя внутрь от переднего края крыши на 1 см (рис. 6 г), но обязательно так, чтебы низ детали В выступал над передней стенкой теремка (рис. 6 а справа). Вырежьте деталь окна Вд (рис. 3), наклейте сначала на картон, а потом на свое место на детали В. Далее вырежьте деталь В2 (балкончик с мухой), согните по пунктирам и клапанами приклейте к детали В, (рис. 3).
      Вырежьте детали К, Л, О и П (окна теремка, см. рис. 3), согните пс пунктирам, подклейте сзади рам картсн и склейте, как указано на рис. 6 д. Деталь И (переднее окно, см. рис. 3) вырежьте, согните по пунктирам (рис. 6 е), подклейте картсн к сбсроту рамы и к задней стенке, где сбозначено место для приклейки головы велка, и склейте раму с сборотом (рис. 6 е). Между задней стенкой и картснсм вклейте еще кусок ткани так, чтебы един конец остался свободным. Прикрепите его к картсннсму рычагу длиной 7 см. При помощи этого рычага будете открывать и закрывать окно (см. рис. 6 е). Для теге чтебы скис плстно закрывалось, на расстоянии 4 см от нижнего конца рычага приклейте картонный упор. Чтебы упер течне лег на края пела теремка, приклейте егс так, чтебы он не заходил за отметку 4 см (рис. 6 е). Ксгда по хеду спектакля пснадобится открыть скно, снимите рычаг с упора, продвиньте егс вперед и заведите ?а другой упор из кусочка картсна в попу А. Упер сделайте на расстоянии 1,7 см ст края пола (рис. — б слева и е). Чтобы закрыть екне, оттяните рычаг назад, а упор рычага закрепите за край пела А.
      Вклейте рамы К, Л, О, П и И в оконные проемы в стенках теремка и выступах на крыше Г. Раму И — нижним клапаном к оборсту передней стенки теремка, а рамы К, л. О, п остальных окон приклеиваются боковыми клапанами: рамы К и П с левой, а Л и О — с правой сторон. Рамы должны свободнс открываться и закрываться левой рукей «показывающего» изнутри (рис. 6 в).
      Вырежьте наличники для окон (детали Р, С и Т, см. рис. 3), подклейте под них кусочки картона, смажьте их клеем и прикрепите наличники на свои места: Р — на переднее окне, а С и Т — на бсковые. Наличники выступов X вырежьте, согните по пунктиру, склейте головками (рис. 3) и приклейте к отогнутым кверху клапанам крыш Mg и Нд (рис. 6 в).
      Наличники-обкладки Ф крыши Г (рис. 2 а) наклейте на картсн, вырежьте и приклейте к отогнутым вверх клапанам крыши рисунком в стсрону зрителя. Перекрест наличников между собой не склеивайте.
      Через левый верхний угсл правой стенки теремка проденьте нитку с узелком на кенце и через отверстие в детали Ж спустите ее внутрь теремка. Длина нитки 13 см. Кончик нитки длиной 2 см вклеивается в слеженный пополам кусочек плотной бумаги (рис. 6 а), нитка натягивается и вставляется в прорезь пола А. Чтобы по ходу спектакля изобразить разваленный теремок, ксгда на него забирается медведь, выньте конец нитки из пола А и отпустите.
      Когда игровое поле, теремок и лес готовы, склеены, выдержаны пед прессом и покрашены, можно приступить к монтажу. Наклейте теремок на пень и вставьте в круглое отверстие игрового поля, предварительно наклеив картонное и покрашенное зеленым кольцо — оно даст устойчивость и прочнссть теремку. Затем вставьте в прорези все остальные элементы декерации: лес, забор, гриб в сделанные для них прорези, согласно нумерации в кружках (рис. 4 и 5), и сцена готова.
      Теперь приступайте к вырезанию и склеиванию действующих персонажей.
      Лист бумаги с нарисованными головами, туловищами и ляпами животных наклейте на картон и аккуратно вырежьте каждую деталь.
      На нижние половины голов волка и медведя с оборотной стороны подклейте второй слой картона (см. рис. 6 з) и обрежьте по краям. Головы медведя и волка свободно укрепите на туловищах в указанных на рис. 2 6 точках на узелках с двух сторон. Свободнс укрепленные на узелках головы при движении будут свсбоднс поворачиваться и вставать в нужнее полежение. Голевы других животных вырежьте вместе с туловищами, как изображено на рис. 2 б. Лапы крепите на свои места нитками на узелках (см. нумерацию на рис. 2 6): 1 и 3 лапы — с лицевой стороны, а 2 и 4 — с оборота туловища. Сзади к центру туловища животных торцом приклейте круглую тонкую деревянную палочку диаметром 3 мм и длиной 20 см. Обклейте палочку с 'одного конца куском бумаги, надрезав верхнюю пеловинку бумаги на полоски. Эти полоски отогните и приклейте их в центр туловища с оборотной стороны. Потом заклейте это место бумажным кружком, продетым сквозь палочку (рис. 6 и). Палочка даст вам возможнссть «управлять» зверем.
      Возьмите свободный конец палечки двумя пальцами (большим и указательным) и, слегка повсрачивая палечку по окружности, продвигайте зверя по сцене. Он начнет двигать ногами, сидеть, прыгать, вставать на задние папы, мотать головой, и т. д. Все зависит от движения пальцев.
      Учтите, у каждого зверя свой ход, свои повадки, поэтому «показывающий» должен натренировать свою руку — делать движения, характерные для каждого зверя. Например, заяц выходит на сцену скачками, садится, привстает на задних лапах, лисица выходит крадучись, петляет, волоча хвост, а медведь идет солидно, раскачиваясь, также садится, качает головой, машет лапами, а затем подходит к теремку, лезет на него и разрушает.
     
      ДУБЛИКАТЫ ЗВЕРЕЙ (в окнах)
      В каждом окне в нужнее по сценарию время появляются поочередне головы зверей, все, кроме медведя. Вырезанных и склеенных животных вы для этого использсвать не сможете. Во-первых, потому что они громоздки, а во-вторых, для удобства показа головы зверей дслжны быть вклеены в окошки теремка. Вырежьте их пс рисунку 7. Ссгните по пунктирам голсвы зайца, лисицы и велка и склейте клапанами: голсвы волка и лисицы в носовой части, голову зайца — в лобовой. Головы мыши и лягушки плоские. Уши волка вырежьте отдельнс и приклейте к голове в указанных местах. Затем голову волка шейным клапансм приклейте к задней стенке центрального окна. А клапан языка — к сбсроту рамы в указанием на рисунке 6е месте. Голову лисицы приклейте шейным клапаном к задней стенке правего окна Л, а нижним клапаном — к скругленному педоконнику.
      Гслсву зайца также вклейте в левое скно. Голсвы мыши и лягушки при помощи отогнутых клапанов приклейте в скна выступов крыши (в левое — мышь, в правее — лягушку).
      Ребята, мы предлагаем вам расширить возможности этого театра. Если к имеющимся персонажам добавить еще, например, колобка, петуха, кота, старика, старуху, их избу и домик для кота с петухом, то можно на этой же сцене сыграть спектакли по мотивам других русских народных сказок, например: «Колобок», «Кот, петух и лиса» и т. д.
      Даем в брошюре дополнительные рисунки: деда, бабки, кота-мурлыки, петушка-гребешка, колобка (рис. 8), избушки деда с бабкой (рис. 9) и избы петушка-гребешка (рис. 10).
     
      ТЕАТРАЛИЗОВАННОЕ ДЕЙСТВИЕ
      Принимающих участие в показе могут быть двсе: один — «показывающий», другой — «читающий» текст. Не может быть и один «показывающий», если он хореше знает текст сказки.
      Прочтите сказки, напечатанные в конце брошюры. Постарайтесь выучить их наизусть или хорошо запомнить ссдержание.
      Установите прочно на краю стола игровое поле (сцену) с расставленными декорациями. Рядом поставьте стул или табурет, на котором разложите в порядке действия сказки всех персонажей: мышь, зайца, волка и медведя с правой стороны, а лягушку и лисицу — с левой, чтебы при показе не путать и чтобы все было под рукой.
      Если «показывающий» один, то действовать фигурками зверей лучше правой рукой. Левей рукой будете открывать в нужный момент окна, управлять рычагом и т. д.
      Чтебы показ действия прошел гладко, «показывающему» необходимо проиграть сказку сначала перед зеркалом, выбрав для каждого персонажа наиболее характерные движения и соответствующие интонации.
      Креме этого, «показывающий» дслжен совмещать все движения персонажей с текстом сказки.
     
      (...)
     
      ПРИМЕЧАНИЕ:
      Проигрывая сказку тТеромок», учтите, что каждой зверь после того как появляется на сцене перед теремком, потом вбегает в теремок и показывается в одном из окон. (Для этого вы вкпеивапи в окиа теремка на соответствующие места дубликаты зверей.)
      Возьмите то место сказки, где появляется мышка-норушка. Она одна из первых приходит к теремку. (Муха уже живет в теремке, ее видко на бапконе. Комара не должно быть видно. О его присутствии зоитепи узнают по жужжанию «показывающего».)
      Итак, «показывающий» рассказывает:
      Бежит мышка-норушка и стучится. (На сцену резво вбегает мышка, видит теремок. Садится)
      Терем-теремок! Кто в тереме живет!
      Я — муха-горюха.
      Я — комар-пискун. А ты кто!
      Я — мышка-норушка.
      Иди к нам жить!
      Мышка еще раз пробежала по сцене и юркнупа за теремок. Левой рукой изнутри вытолкните верхнее правое окно. Оттуда выглянет мышна. Перед появлением каждого нового персонажа депайте паузу.
      Далее на сцену выскакивает лягушка. Гознакомившись с обитателями теремка, убегает за теремок. Вытолкните верхнее левое окно. Затем на сцену выскакивает заяц. Делает два-три прыжка, пятится назад, приподнимается на задние папы и садится. Также знакомится с обитателями теремка и прыжками убегает за теремок. Откройте нижнее правое окно. В нем появится голова зайчика. С левой стороны на сцену крадучись выходит лисица. Видит .-еремок. Останавливается, привстает на задних папах. Разговаривает с жителями теремка и крадучись уходит за теремок — открываете мижнеэ левое окно. Предпоследним на сцене появляется волк. Он идет, обнюхивая сцену, и рычит. Уьидел теремок, остановился. Познакомился с обитателями теремка и, не тороЕ'ясь, вошел в теремок.
      Откроете при помощи рычага среднее окно — появится страшная волч,я морда. Петом раздался медвежий рев, и справа из-за елок появляется медведь Он подходит к теремку, обнюхивает его и спрашивает, кто живет в теремке. Потом он пытается зайти в теремок, но не может пролезть. Зрители этого не видят, а узнают из рассказа «показывающего». Потом медведь залезет на крышу и раздавит теремок. Делается это так.
      Левой рукой снаружи и рычагом изнутри закройте все окна. Конец нитки У выньте из прорези в попу А и отпустите. Крыша теремка осядет, одна стенка отвалится, и получится полное представление развала теремка. Потяните за конец нитку У, вставьте ее обратно в прорезь в полу, и теремок снова цел и невредим.
      Перед показом сказки «Колобок», проделайте всю предварительную работу, как и при показе предыдущей сказки. Увеличьте рисунок избы на размер 4x4 см. Наклейте на картон, обведите тушью и покрасьте также, как теремок, вырежьте. Вырежьте нижнюю часть окна, где потом будет лежать колобок. Подклейте сзади избы (так как она плоская), картонный упор, чтобы изба держалась. Рисунки деда и бабы увеличьте, наклейте на картон, раскрасьте, вырежьте и соберите так, как было указано выше. При этом учтите, обе ноги и , одну руку приклейте с оборота фигурки, а голову и вторую руку — снаружи.
      Увеличьте, вырежьте и наклейте рисунок колобка. Раскрасьте его. Не забудьте нарисовать глаза, нос, рот. Остальные персонажи у вас есть.
      Поставьте избу за забором, ближе к правому краю.
      Перед забором ходят дед и бабка, ведут разговор. Потом бабка уходит в дом. Через некоторое время в окне появляется колобок, лежит, «стынет» потом прыгает внутрь избы и выкатывается через крыльцо на дорожку. Начинаются встречи зверей с колобком. Движения персонажей должны совпадать с текстом сказки.
      Проигрывая сказку «Кот, петух и лиса», вам придется дважды нарисовать и вырезать лисицу и кота. Только рисунки должны быть нарисованы и наклеены в обратную сторону. Это вызвано тем, что фигурки односторонние. Убегают в одну сторону, а возвращаются с другой.
      Когда будете изображать похищения петушка лисой, возьмите в одну руку г, елочки, приклеенные к фигуркам петушка и лисы, а в другую руку — палочку, к которой приклеена фигурка кота, догоняющего их. Каждый раз, в соответствии с текстом, изображаете драку [фигурки падают), лисица остается, а кот (рисунок, наклеенный в обратную сторону) вместе с петухом возвращаются обратно. И так далее.
      Желаем вам успехов!

 

 

На главнуюТексты книг БКАудиокниги БКПолит-инфоСоветские учебникиЗа страницами учебникаФото-ПитерНастрои СытинаРадиоспектаклиДетская библиотека

 

Яндекс.Метрика


Творческая студия БК-МТГК 2001-3001 гг. karlov@bk.ru