НА ГЛАВНУЮТЕКСТЫ КНИГ БКАУДИОКНИГИ БКПОЛИТ-ИНФОСОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКАФОТО-ПИТЕРНАСТРОИ СЫТИНАРАДИОСПЕКТАКЛИКНИЖНАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ

Библиотечка «За страницами учебника»

Директивы и документы по вопросам пионерского движения. — 1959 г.

Директивы и документы
по вопросам
пионерского движения

*** 1959 ***


DjVu


PEKЛAMA Заказать почтой 500 советских радиоспектаклей на 9-ти DVD. Подробности...

Выставлен на продажу домен
mp3-kniga.ru
Обращаться: r01.ru
(аукцион доменов)



 

      СОДЕРЖАНИЕ
     
      От составителя 3
      Объяснение сокращенных названий 6
      Из Устава ВЛКСМ
      Всесоюзная пионерская организация имени В И Ленина 7
      Коммунистическая партия Советского Союза о пионерском движении
      Из резолюции XII съезда РКП (б) «О работе РКСМ» И
      Из резолюции XIII съезда РКП(б) «О работе среди молодежи» 12
      О пионерском движении (Изложение постановления Оргбюро
      ЦК РКП (б) от 4 августа 1924 г ) 13
      Из постановления Оргбюро ЦК РКП (б) от 1 декабря 1924 г
      «О работе комсомола в деревне» 20
      Из материалов совещания по работе среди работниц промышленных районов
      Связь с РЛКСМ 21
      Из материалов совещания по работе среди женщин Советского Востока
      О работе среди девушек в нац республиках и областях 22
      Из резолюции XIV конференции РКП (б) «О партийном строительстве» 23
      Из постановления Оргбюро ЦК РКП (б) от 15 мая 1925 г
      «О положении и работе РЛКСМ в деревне» 24
      Из постановления Оргбюро ЦК РКП (б) от 22 июня 1925 г
      «Мероприятия по усилению работы среди крестьянок» 26
      О пионерском движении Постановление ЦК РКП (б) от 24 июля 1925 г 27
      Из резолюции XIV съезда ВКП(б) «О работе комсомола» 32
      Из резолюции XV конференции ВКП(б) «Итоги работы и очередные задачи профсоюзов» 34
      Из постановления Отдела по работе среди работниц и крестьянок ЦК ВКП(б) от 17 марта 1927 г «О работе комсомола среди девушек» 35
      О состоянии и ближайших задачах пионердвижения Постановление ЦК ВКП(б) от 25 июня 1928 г 36
      Об итогах пионерского слета Постановление ЦК ВКП(б) от 2 сентября 1929 г 42
      Из резолюции II Всесоюзного партийного совещания по вопросам народного образования (апрель 1930 г )
      «О системе народного образования» 44
      Из резолюции XVI съезда ВКП(б) по отчету Центрального
      Комитета ВКП(б) 46
      Из постановления ЦК ВКП(б) от 5 сентября 1931 г
      «О начальной и средней школе» 47
      Из постановления ЦК ВКП(б) от 29 декабря 1931 г «Об издательстве «Молодая гвардия» 48
      О работе пионерской организации (к 10-летию пионер-организации) Постановление ЦК ВКП(б) от 21 апреля 1932 г 49
      О перегрузке школьников и пионеров общественно-политическими заданиями Постановление ЦК ВКП(б) от 23 апреля 1934 г 57
      О мерах по устранению перегрузки школьников общественной и другой неучебной работой (Изложение постановления ЦК ВКП (б) от 13 декабря 1948 г ) 59
      Из приветствия ЦК КПСС XIII съезду Всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза Молодежи 62
      Решения съездов, конференций ВЛКСМ, пленумов ЦК ВЛКСМ и ЦК ВЛКСМ о пионерской организации
      О детском движении Постановление II Всероссийской конференции РКСМ 65
      Из тезисов доклада на политпросветсекции V съезда РКСМ «Детское движение» 66
      Из резолюции III Всероссийской конференции РКСМ «Очередные задачи детского движения» 73
      Протокол № 6 экстренного заседания пленума ЦК РКСМ от 23 января 1924 г 75
      Из воззвания ЦК РКСМ и ЦБ детских коммунистических групп к детям СССР по поводу смерти т Ленина 76
      Из резолюции VI съезда РЛКСМ «Об очередных задачах детского коммунистического движения» 77
      Из постановления X съезда ВЛКСМ «О работе комсомола в начальной, неполной средней и средней школе» 78
      Из постановления II пленума ЦК ВЛКСМ (сентябрь 1936 г ) «О выполнении решений X съезда ВЛКСМ по улучшению работы среди пионеров» 80
      Из постановления XII пленума ЦК ВЛКСМ (март 1944 г ) «О мерах по улучшению работы комсомола в школе» 82
      Из постановления ЦК ВЛКСМ от 13 марта 1947 г «Об улучшении работы пионерской организации» - 84
      Из резолюции XI съезда ВЛКСМ «О работе комсомола в школе» 90
      О работе пионерской организации имени В И Ленина Постановление VII пленума ЦК ВЛКСМ (октябрь 1951 г ) 96
      О работе пионерской организации имени В И Ленина Резолюция XII съезда ВЛКСМ 112
      Из постановления IV пленума ЦК ВЛКСМ (июль 1955 г ) «Об участии комсомольских организаций в выполнении постановления пленума ЦК КПСС «О задачах по дальнейшему подъему промышленности, техническому прогрессу и улучшению организации производства» 121
      Из постановления V пленума ЦК ВЛКСМ (апрель 1956 г ) «О задачах комсомольских организаций в связи с решениями XX съезда КПСС» 122
      Об организации трудового воспитания пионеров и школьников в период летних каникул Постановление ЦК ВЛКСМ от 20 апреля 1956 г 125
      О мероприятиях по улучшению работы пионерской организации имени В И Ленина Постановление VIII пленума ЦК ВЛКСМ (ноябрь 1957 г ) 128
      Из резолюции XIII съезда ВЛКСМ по отчетному докладу ЦК ВЛКСМ Комсомол и школа 141
      О примерном перечне умений и навыков для пионеров («ступени юного пионера») Постановление II пленума ЦК ВЛКСМ (июль 1958 г ) 144
      Из постановления IV пленума ЦК ВЛКСМ (февраль 1959 г ) «Об участии комсомольских организаций в выполнении закона «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР» 146
      Положения о пионерской организации, пионерских знаменах и значках, пионерских лагерях, положения и другие материалы о массовой работе с пионерами и школьниками
      Положение о Всесоюзной пионерской организации имени В И Ленина 157
      Из Устава Всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза Молодежи (о порядке приема в члены ВЛКСМ) 168
      Примерный перечень умений и навыков для пионеров («ступени юного пионера») 169
      Положение о Центральном Совете Всесоюзной пионерской организации имени В И Ленина 176
      Положение об областном, краевом совете пионерской организации имени В И Ленина 178
      Знамя районной (городской) пионерской организации Приложение к постановлению ЦК ВЛКСМ от 13 марта 1947 г
      «Об улучшении работы пионерской организации» 181
      Положение о красном знамени районной (городской) пионерской организации 183
      Порядок вручения красного пионерского знамени районной (городской) пионерской организации 185
      О красных знаменах районных, городских комсомольских и пионерских организаций Постановление ЦК ВЛКСМ от 27 апреля 1957 г 188
      О Книге почета пионерской организации имени В И Ленина
      Постановление ЦК ВЛКСМ от 10 апреля 1954 г 190
      Положение о значке «Юный техник» 191
      Положение о значке «Юный натуралист» 192
      Положение о значке «Юный турист» 193
      Вопрос Отдела по работе среди школьной молодежи и пионеров ЦК ВЛКСМ Постановление ЦК ВЛКСМ от 30 июня 1955 г (о праве присуждения нагрудных значков «Юный натуралист», «Юный турист», «Юный техник») 194
      Памятка значкиста БГТО (нормы на значок БГТО) 195
      Значок «Будь готов к санитарной обороне СССР» 199
      Положение о загородном пионерском лагере 200
      Положение о городском пионерском лагере 208
      Положение о летних спортивных играх пионеров и школьников 214
      Положение о постоянно действующей Всесоюзной выставке
      технического творчества пионеров и школьников 217 Об участии комсомольских организаций в работе с детьми и подростками при домоуправлениях Постановление ЦК ВЛКСМ от 8 июня 1956 г 221
      Из инструктивно-методического письма МП и АПН РСФСР «О политехническом обучении в средней школе» 228
      Руководящие материалы о работе вожатых и учителей с юными пионерами
      Положение о старшем пионерском вожатом дружины Всесоюзной пионерской организации имени В И Ленина 237 Из «Положения о педагогическом совете начальной, семилетней и средней школы» 241
      О нагрудном значке «Лучшему пионерскому вожатому» 242
      Из письма Министерства просвещения РСФСР №117-И от 30 июня 1952 г «Об организации изучения учителями принципов, содержания, форм и методов пионерской работы» 243
      Из приказа министра просвещения РСФСР № 130 от 8 октября 1955 г «Об укреплении дисциплины в школе» 245
      Из «Положения о классном руководителе» 247
      Из «Положения об ученическом комитете в школе» 248
      О мероприятиях органов народного образования, школ, внешкольных учреждений и педагогических учебных заведений в связи с постановлением II пленума ЦК ВЛКСМ «О примерном перечне умений и навыков для пионеров» Письмо МП РСФСР № 187-М от 16 августа 1958 г 250
      Об организации работы пионерских дружин в связи с введением во Всесоюзной пионерской организации имени В И Ленина примерного перечня умений и навыков для пионеров («ступеней юного пионера») 255
      О первых итогах работы пионерской организации в связи с введением «Примерного перечня умений и навыков для пионеров» 264
      Приложения
      Пионерская организация имени В И Ленина (план и программа курса для отделений учителей — старших пионервожатых при педучилищах) 275
      Список диссертаций по вопросам пионерского движения (1946 — 1959 гг ) 298
      Центральные учреждения, ведущие руководящую, методическую и практическую работу с пионерами 401

     

      ФPAГMEHT КНИГИ (...) Организация работы в пионерской дружине. Тема 10. Организация работы пионерской дружины — 7 час. (4 часа — теоретических, 3 часа — практических занятий)
      Формы организации пионерской работы в дружине. Выполнение общественных поручений отдельными пионерами, пионерским активом, звеньями, отрядами. Педагогический подход к распределению общественных поручений в пионерской дружине. Кратковременные и постоянные поручения пионерам. Постепенное усложнение выполняемых пионерами поручений. Организация контроля за выполнением поручений. Проведение в пионерской дружине коллективной работы: сборы, костры, экскурсии, совместный общественно полезный труд, олимпиады, спартакиады, смотры, выставки, праздники, вечера, игры и т. д.
      План работы дружины. Широкая самодеятельность пионеров при составлении плана. Планирование общедружинных мероприятий, отдельных поручений отрядам и звеньям, сборов совета дружины, работы с пионерским активом дружины. Учет при составлении плана пожеланий и интересов пионеров и пионерского актива, заданий райкома (горкома) ВЛКСМ, рекомендаций педагогического совета, директора школы, пионерской печати. Использование намечаемой работы для осуществления конкретных воспитательных целей, стоящих в данный момент перед школой или детским домом. Создание у пионеров радостной перспективы, удовлетворение их стремления к романтике, игре. Сохранение преемственности с предыдущей работой дружины и соблюдение ее традиций. Обеспечение многогранности пионерской работы при наличии в ней элементов практической деятельности пионеров. Вредность излишней регламентации пионерской работы.
      Использование в работе дружины пионерских традиций, сложившихся в процессе разносторонней деятельности пионерских коллективов. Пионерские слеты и костры, походы и слеты юных путешественников, конкурсы юных садоводов, изготовление пионерами подарков для школы, выставки детского изобразительного и технического творчества, шефство пионеров старших классов над младшими. Тимуровская работа пионерских звеньев, отрядов и дружин.
      Сбор как одна из форм коллективной деятельности пионеров. Дружинные пионерские сборы. Их содержание, подготовка и проведение. Обеспечение на сборах организованности, дисциплинированности и подлинной самодеятельности детей.
      Совет дружины — коллективный организатор работы с пионерами школы, детского дома. Задачи совета дружины. Забота о том, -чтобы в каждом отряде и звене пионеры были заняты конкретными, посильными и интересными трудовыми и другими практическими целами, способствующими хорошему поведению, успешному учению и укреплению здоровья. Создание единого пионерского коллектива школы, детского дома на основе конкретных дел, объединяющих все пионерские отряды. Распределение поручений и проверка их выполнения. Обеспечение влияния дружины на всех учащихся пионерского возраста и младших школьников.
      Организация работы совета дружины. Обязанности председателя совета дружины, повседневная помощь старшего вожатого председателю совета дружины. Организация работы членов совета. Расстановка сил членов совета при проведении разнообразных мероприятий (общедружинных, для отрядов параллельных классов и т. д.). Развитие самодеятельности членов совета дружины. Привлечение к работе совета широкого пионерского актива. Поощрение советом дружины инициативы пионеров.
      Подготовка и проведение сбора совета дружины. Разработка на сборе совета дружины плана работы, маршрутов походов, календарей соревнований и выставок; обсуждение текущих вопросов жизни дружины и отрядов, поведения отдельных пионеров. Инструктирование и практическая подготовка членов совета дружины к организации и выполнению очередной работы дружины.
      Воспитание пионерского актива дружины, привитие ему практических навыков организаторской работы среди пионеров. Методика организации учебы пионерского актива (председателей и членов советов отрядов, вожатых звеньев, редакторов стенгазет). Подготовка из числа старших пионеров инструкторов по технике, натуралистической и физкультурной работе, массовиков-затейников, организаторов художественной самодеятельности, горнистов, барабанщиков и других.
      Пионерская комната дружины. Ее оборудование, необходимый инвентарь и материалы. Организация работы в пионерской комнате.
      Учет работы в дружине. Дневник как одна из форм отражения деятельности пионерской организации; его воспитательная и организующая роль в работе с пионерами.
      Организующая роль старшего пионерского вожатого в работе пионерской дружины.
      Особенности организации работы в пионерской дружцне детского дома. Совместная работа пионерской дружины детского дома и пионерской дружины школы.
      Практические занятия — 3 часа.
      1. Наблюдение сборов совета дружины; разбор.
      2. Ознакомление с планом работы дружины и ходом его выполнения; разбор.
      3. Составление плана дружинной спартакиады или игры на местности, костра.
      Тема И. Организация работы пионерского отряда — 5 час.
      (3 часа — теоретических, 2 часа — практических занятий)
      Роль пионерского отряда в воспитании у школьников чувства пионерской чести, гордости за свою принадлежность к Детской коммунистической организации юных пионеров имени В. И. Ленина. Роль отряда в создании и укреплении ученического коллектива класса.
      Построение отрядов по возрастному принципу — предпосылка для учета в пионерской работе возрастных особенностей пионеров. Методика организации и сплочения пионерского коллектива во вновь созданных отрядах, в отрядах младших и старших классов. Методика организации пионеров в отряде при проведении различных видов пионерской работы.
      Осуществление во всей работе пионерских отрядов принципов советской педагогики и методов, свойственных пионерской организации: тесная связь всей деятельности отряда с социалистическим строительством; согласованность работы пионерского отряда с учебной программой класса; учет возраста, развития, потребностей и интересов пионеров данного отряда; многогранность деятельности пионеров; широкая детская самодеятельность (пионеров и актива при умелом, твердом и тактичном руководстве отрядных вожатых с помощью учителей); использование пионерских традиций; применение ярких и занимательных форм работы, товарищеских соревнований, игровых элементов.
      Совет отряда как коллективный организатор всей жизни и работы отряда, как школа пионерского актива. Обязанности председателя совета отряда. Распределение обязанностей между членами совета отряда. Обеспечение руководства со стороны совета всей повседневной деятельностью пионеров в отряде. Сборы совета отряда.
      Педагогический подход к организации работы в пионерском отряде. Обеспечение в отряде таких зависимостей, при которых каждый пионер и подчиняется (в одних случаях) и руководит (в других случаях). Методика воспитания самодеятельности и посильной самостоятельности детей на конкретных практических делах в отрядах младших и старших классов.
      Своеобразие в содержании и методах работы в отрядах младших и старших классов. Методика работы отрядного вожатого с пионерами младшего и старшего возраста.
      Составление планов работы в отрядах. Планирование работы в младших и вновь организованных отрядах. Учет заданий дружины, пожеланий пионеров, советов классного руководителя и учителей, предложений членов совета и вожатого. Учет возраста, интересов, знаний и умений пионеров отряда при планировании его работы. Календарь сборов совета отряда, отрядных и звеньевых сборов, тренировок, соревнований, экскурсий и походов, трудовых дел, вечеров и т. д. Планирование общеотрядных дел и заданий звеньям (без лишней регламентации). Недопустимость перегрузки пионеров. Методика обеспечения широкой инициативы пионеров при составлении плана работы отряда (пионерская разведка полезных дел).
      Пионерский актив отряда, его воспитание и руководство им. Степень конкретизации заданий активу в зависимости от возраста активистов и их опытности в организаторской работе, подготовка актива отряда через совет дружины и дом пионеров.
      Особенности подготовки и проведения пионерских сборов в отрядах младших и старших классов. Проведение на сборах разнообразных важных и интересных для пионеров занятий: обсуждение очередных вопросов жизни отряда, планов ближайшей работы и итогов проведенной; непринужденные беседы на моральные и другие темы; обмен впечатлениями и мнениями по прочи танным книгам, просмотренным спектаклям, кинофильмам, выставкам картин и др.; практическая подготовка к предстоящему общественно полезному труду; показ достижений и проведение соревнований по физкультуре, технике, натуралистической работе, изобразительному искусству, выразительному чтению и т. п.; разучивание игр, песен и танцев. Традиционные элементы пионерского Ьбора.
      Антипедагогичность сборов, проводимых по сценариям, в виде скучных собраний и заседаний, выступлений пионеров по написанным взрослыми «шпаргалкам».
      Участие классного руководителя и учителей в работе пионер скогс отряда.
      Практические занятия — 2 часа.
      Ознакомление с планами работы пионерских отрядов младших и старших классов и с ходом их выполнения; разбор.
      Тема 12. Организация работы пионерского звена — 4 часа (2 часа — теоретических, 2 часа — практических занятий)
      Звено как первичная ячейка, в которой пионеры проводят свою повседневную работу без постоянного непосредственного участия со стороны взрослых. Значение звеньев для развития активности и инициативы пионеров. Педагогический подход при создании звеньев в отрядах младших и старших классов.
      Особенности организации работы пионеров в звеньях. Учет многообразных индивидуальных интересов пионеров. Целесообразные и посильные виды пионерской работы в звеньях младших и старших классов: прогулки, посещение цеха, стройки, МТС, фермы и т. п., чтение в звене, выполнение трудовых заданий и другой общественно полезной работы, спортивные тренировки и игры, выполнение дежурств, порученных звену, и др. Постепенное усвоение в звене всеми пионерами простейших трудовых навыков.
      Формы влияния звена на повышение успеваемости пионеров. Помощь и товарищеский контроль за выполнением пионерами домашних заданий и соблюдением режима дня.
      Своеобразие звеньевых сборов, их непринужденный характер. Проведение на сборах разнообразных полезных и интересных для детей занятий. Взаимный показ своих самоделок на сборе, совместная трудовая работа, разучивание песен, коллективное чтение, состязания и другие развлечения на сборе.
      Вовлечение в активную деятельность звена всех пионеров. Приучение пионеров отчитываться перед коллективом за выполнение поручений.
      Вожатый звена — организатор деятельности пионерского звена. Требования к вожатому звена, его обязанности в звене. Звеньевая цепочка. Воспитание вожатых звеньев.
      Практические занятия — 2 часа.
      Наблюдение за сборами звена; разбор.
     
      Раздел IV
      Работа пионерской организации в летнее время
      Тема 13. Летняя работа пионерских дружин города и деревни. Городские и колхозные пионерские лагеря. Летние походы и путешествия пионеров — 10 час. (5 часов — теоретических, 5 часов — практических занятий)
      Основная задача летней работы с пионерами — закалка здоровья, разумная организация отдыха и расширение кругозора, закрепление навыков поведения, знаний и умений, приобретенных в школе и дружине в течение учебного года. Многообразие форм
      работы с детьми летом. Совместная работа школы, органов народного образования, комсомольских организаций, профсоюзов и других общественных организаций, культурно-просветительных учреждений по организации здорового и интересного летнего отдыха пионеров. Роль пионерского вожатого в подготовке и проведении летнего отдыха пионеров. Привлечение учителей к летней работе с детьми.
      Организация при школах, домоуправлениях, клубах и парках городских пионерских лагерей. Положение о городском пионерском лагере. Содержание работы лагеря. Режим дня городского лагеря.
      Работа с детьми при домоуправлениях. Организация прогулок и экскурсий за город, в парки. Физкультурная работа. Создание команд, секций. Спортивные соревнования дворовых команд и секций. Работа кружков. Коллективное посещение кино, театров. Выявление актива из числа учащихся, проживающих в данном домоуправлении, для развертывания работы во дворе. Широкое использование для организации работы с детьми при домоуправлениях комсомольских организаций промышленных предприятий и учреждений, общественных комиссий содействия при домоуправлениях, родительского актива.
      Организация работы на детских площадках при школах, парках, клубах, домоуправлениях.
      Работа пионерской дружины сельской школы летом. Сводные пионерские дружины. Помощь дружинам со стороны комсомольских организаций колхозов, совхозов, МТС. Организация физкультурной работы в сельской дружине летом. Походы и путешествия сельских пионеров по родному краю Экскурсия в ближайший город, музей и т. д. Воспитание любви к сельскому хозяйству путем продуманного, организованного и посильного участия пионеров и школьников в сельскохозяйственных работах.
      Колхозные и межколхозные пионерские лагеря как одна из форм летней работы с пионерами сельских школ. Работа старшего пионерского вожатого и педагогического коллектива школы совместно с правлениями колхозов по подготовке и проведению колхозных лагерей. Создание межколхозного совета по организации межколхозного пионерского лагеря. Подбор и подготовка кадров в колхозные и межколхозные лагеря. Организация работы в колхозном, межколхозном лагере на основе положения о загородном пионерском лагере с учетом местных условий.
      Воспитательное значение летних походов и путешествий пионеров по родному краю. Организация походов. Определение цели и продолжительности походов для пионеров различного возраста. Разработка маршрута.
      Состав и организация участников похода. Распределение обязанностей между участниками похода. Сохранение структуры отряда, звеньев, совета отряда в походе и в ходе подготовки к нему. Роль вожатого в подготовке и проведении похода.
      Особенности организации дальних и продолжительных походов. Устройство походного лагеря. Установка палатки. Постройка шалашей из подручных материалов. Разведение костров и забота об охране леса. Приготовление пищи. Сбор и обработка материалов, ведение записей в походе. Подведение итогов похода.
      Активное участие пионерских отрядов и звеньев в слетах и выставках работ юных путешественников, в создании школьных краеведческих уголков, музеев.
      Привлечение к проведению экскурсионно-туристской работы учителей, комсомольского и родительского актива и опытных туристов.
      Организация летнего отдыха воспитанников детских домов.
      Работа студентов-практикантов педагогических институтов и учащихся педагогических училищ с детьми летом.
      Практические занятия — 5 час.
      1. Ознакомление с режимом дня и методикой его осуществления в городском и колхозном пионерских лагерях.
      2. составление маршрута и плана двухдневного похода пионеров.
      Тема 14. Загородные пионерские лагеря — 4 часа (2 часа — теоретических, 2 часа — практических занятий)
      Загородные пионерские лагеря как один из ярких примеров проявления заботы Коммунистической партии, Советского правительства, советского народа о подрастающем поколении.
      Совместная работа комсомола с профсоюзами, органами народного образования по проведению летних загородных пионерских лагерей.
      Порядок подбора и подготовки кадров работников пионерских лагерей.
      Выбор места для лагеря. Его оборудование. Планирование работы лагеря. Подготовка детей к выезду в лагеря. Комплектование отрядов и звеньев пионерского лагеря.
      Морально-политическое воспитание в лагере. Беседы на политические темы. Организация работы с газетой и книгой, лагерная библиотека. Беседы с пионерами старшего возраста о комсомоле. Встречи пионеров с передовиками промышленности и сельского хозяйства, деятелями науки и искусства. Использование кинокартин. Лагерные костры.
      Трудовое воспитание в пионерском лагере. Самообслуживание. Посильное участие пионеров в сельскохозяйственном труде.
      Организация натуралистической работы в лагере. Создание и работа кружков юннатов; работа на учебно-опытном участке; уголок живой природы в лагере; связь с колхозами, совхозами; сбор семян дикорастущих и лекарственных растений.
      Организация технического творчества в лагере. Технические кружки пионеров в лагере; кружки по изучению сельскохозяйственной техники; кружки «Умелые руки», работа по авиа- и судомоде-лированию; изготовление учебных пособий в подарок школе. Общелагерные выставки работ пионеров.
      Физическое воспитание пионеров в лагере. Проведение комплекса утренних гимнастических упражнений. Обучение пионеров плаванию. Проведение в отрядах спортивных игр и игр на местности. Занятия в спортивных командах, секциях. Сдача пионерами старшего возраста норм летних видов спорта на значок БГТО. Организация лагерных спартакиад и других физкультурных соревнований. Привлечение пионеров к устройству спортивных и игровых площадок в лагере.
      Экскурсионно-туристская работа в лагере.
      Подготовка и проведение культурно-массовых мероприятий в лагере, их своеобразие. Организация художественной самодеятельности. Лагерные олимпиады. Проведение разнообразных игр в лагере.
      Организация жизни лагеря. Режим дня в лагере. Методы установления строгой сознательной дисциплины в пионерском лагере. Методика проведения первого и последнего дня в лагере. Праздники открытия и закрытия лагеря.
      Медицинский контроль и охрана здоровья и жизни детей в лагере. Санитарно-гигиеническая работа с пионерами.
      Работа начальника лагеря, старшего вожатого, отрядных вожатых, воспитателен. Педагогический совет лагеря. Обеспечение высокого качества проводимых в лагерях мероприятий.
      Подбор пионерского актива в лагере и работа старшего пионерского вожатого с активом. Совет лагерной дружины и его работа. Поручения пионерам и контроль за их исполнением.
      Распространение и обобщение лучшего опыта работы лагерей. Итоговые выставки.
      Практические занятия — 2 часа.
      1. Ознакомление с «Положением о загородном пионерском лагере».
      2. Разбор планов работы пионерских отрядов в лагере.
      Раздел V
      Руководство работой пионерской организации
      Тема 15. Пионерская организация и внешкольные учреждения — 4 часа (1 час — теоретических, 3 часа — практических
      занятий)
      Роль внешкольных учреждений в улучшении методической помощи в работе пионерских организаций. Совместная работа внешкольных учреждений со школой и пионерской организацией по воспитанию детей.
      Дом пионеров и его задача обобщать и распространять лучший опыт работы пионерских дружин и отрядов, повседневно помогать проведению пионерской работы в школе, детском доме; содействовать здоровому отдыху и досугу школьников, развитию их творческой самодеятельности; готовить из числа участников кружков и секций инструкторов по соответствующей работе в звеньях и отрядах; оказывать методическую помощь вожатым и пионерскому активу, учить их.
      Повседневная связь старшего пионерского вожатого и отрядных вожатых с детскими библиотеками, детскими секторами профсоюзных клубов, сельскими клубами, театрами, кино и другими культурно-просветительными учреждениями, с родительскими советами при организации пионерской работы в школе, детском доме.
      Помощь внешкольных учреждений в организации досуга детей при домоуправлениях.
      Совместное руководство отделов народного образования и комитетов комсомола организацией работы с учащимися во внешкольных учреждениях.
      Практические занятия — 3 часа.
      Ознакомление путем экскурсий С работой внешкольных учреждений.
      Тема 16. Организация работы пионерских вожатых — 6 час. г
      (4 часа — теоретических, 2 часа — практических занятий)
      Пионерский вожатый и его обязанности как руководителя всей работы пионерской дружины (отряда), как старшего товарища и воспитателя пионеров, умело направляющего их самодеятельность. Подбор вожатых из числа грамотных комсомольцев, имеющих должную политическую и общеобразовательную подготовку, массовиков и организаторов, любящих работу с детьми. Овладение вожатыми практикой проведения интересных и полезных для детей занятий, игр, песен, танцев.
      Соблюдение вожатыми принципа самодеятельности пионеров. Опора вожатых во всей своей работе на пионерский актив. Воспитание пионерского актива и руководство его работой. Организация учебы пионерского актива.
      Руководство старшего вожатого работой вожатых отрядов. Особенности работы с отрядными вожатыми из числа комсомольцев предприятий и учреждений и с вожатыми из числа учащихся-комсомольцев. Организация учебы отрядных вожатых и роль в этом старшего вожатого.
      Привлечение ученической комсомольской организации к работе пионерской дружины школы: подбор отрядных вожатых из числа учащихся-комсомольцев, организаторов и руководителей отдельных работ, кружков; оказание помощи в проведении всех массовых мероприятий с пионерами; контроль за выполнением комсомольцами поручений по работе с пионерами.
      Шефство комсомольских организаций и комсомольских групп предприятий, колхозов и школ над пионерскими отрядами.
      Повседневная связь старшего вожатого с районным (городским) комитетом комсомола, с районным (городским) отделом народного образования, внешкольными детскими учреждениями, комитетом комсомола шефствующего над школой предприятия.
      Совместная работа старшего вожатого с директором школы и учителями. Помощь старшему вожатому со стороны директора, заведующего учебной частью и педагогов. Старший вожатый — член педагогического коллектива школы. Его роль в вооружении учителей знанием особенностей воспитательной работы пионерской организации и лучшим опытом пионерской работы. Привлечение педагогического коллектива к организации пионерской работы в школе. Связь отрядного вожатого с классным руководителем. Обсуждение вопросов пионерской работы методическими комиссиями, объединениями классных руководителей и педагогическим советом школы. Работа старшего вожатого с родителями пионеров. Обобщение старшим вожатым опыта работы пионерской дружины.
      Стиль и методы работы старшего вожатого. Организация и планирование работы старшего вожатого в малочисленной и крупной дружине.
      Меры поощрения вожатых за длительную и добросовестную работу с юными пионерами. Нагрудный значок ЦК ВЛКСМ «Лучшему пионерскому вожатому».
      Практические занятия — 2 часа.
      Встрече с опытными вожатыми пионерских дружин.
      Тема 17. Руководство комсомола работой пионерских организаций — 4 часа (2 часа — теоретических, 2 часа — практических
      занятии)
      Устав ВЛКСМ о руководстве комсомола практической деятельностью пионерской организации.
      XII съезд ВЛКСМ о работе пионерской организации имени В. И. Ленина. Положительные итоги работы пионерской организации по воспитанию школьников. Необходимость дальнейшего улучшения всей деятельности пионерской организации по коммунистическому воспитанию пионеров, устранения из практики пионерской работы формализма, казенщины, канцелярско-бюрократических методов. Указание съезда о применении во всей работе с пионерами форм и методов, свойственных самодеятельной пионерской организации. Съезд о воспитании у пионеров добросовестного отношения к учению и содействии пионерских организаций политехническому обучению в школе. Воспитание пионеров на основе их общественно полезной работы, на ярких примерах труда и борьбы советских людей, на лучших примерах учения и поведения пионеров.
      Задача всемерного развития самодеятельности и инициативы пионеров и улучшения работы с пионерским активом. Учет во всей пионерской работе возрастных особенностей пионеров, необходимость широкого использования пионерских традиций и внесения романтики, элементов игры в работу с пионерами. Съезд об усилении практической помощи пионерским дружинам, отрядам со стороны комсомольских организаций промышленных предприятий, учреждений, высших и средних специальных учебных заведений, МТС, колхозов, совхозов. Привлечение комсомольцев промышленных предприятий, сельского хозяйства, учреждений к работе пионерскими вожатыми, руководителями кружков и секций. Требование съезда об улучшении подготовки и повышения квалификации кадров пионерских вожатых.
      Совместная работа комсомола с учительством по улучшению деятельности пионерской организации. Широкое использование опыта и знаний учителей в работе среди пионеров. Борьба за глубокую идейность пионерской работы и правильные формы и методы работы с пионерами.
      Оказание помощи руководящих комсомольских органов пионерским дружинам в организации борьбы за высокую успеваемость пионеров.
      Помощь комсомольских органов в электрификации и радиофикации школ и детских домов, оборудовании пионерских комнат, кабинетов физики, химии, биологии, устройстве спортивных площадок.
      Привлечение к оказанию помощи в работе пионерских дружин школ и детских домов комсомольских организаций шефствующих предприятий промышленности, транспорта, учреждений, колхозов, МТС, совхозов, учебных заведений.
      Обеспечение комсомольскими органами повседневного руководства дружинами и отрядами через старших и отрядных вожатых.
      Подбор комсомольцев для работы вожатыми, руководителями спортивных секций и команд, технических, юннатских и других кружков, помощь в проведении соревновании пионеров, походов, костров и т. п. — прямой долг руководящих комсомольских органов и всех первичных комсомольских организаций.
      Работа отдела по работе среди школьной молодежи и пионеров райкома, горкома ВЛКСМ со старшими вожатыми. Привлечение органов народного образования, общественных организаций и родительской общественности к оказанию методической и практической помощи вожатым.
      Непосредственная организаторская и воспитательная работа среди пионеров, пионерского актива, среди вожатых со стороны райкома, горкома ВЛКСМ. Проведение общерайонных, городских мероприятий для пионеров. Изучение, обобщение и распространение опыта работы пионерских дружин, отрядов, звеньев. Привлечение к этому делу педагогических институтов, институтов усовершенствования учителей, домов пионеров. Организация учебы старших и отрядных пионерских вожатых, пионерского актива.
      Руководство пионерской организацией со стороны обкома (крайкома) комсомола, ЦК ЛКСМ союзной республики.
      Система подготовки пионерских работников. Роль комсомольских органов в подготовке учителей к пионерской работе.
      Практические занятия — 2 часа.
      Изучение резолюции XII съезда ВЛКСМ «О работе пионерской организации имени В. И. Ленина».
      Материалы Министерства просвещения РСФСР


     
      СПИСОК ДИССЕРТАЦИИ ПО ВОПРОСАМ ПИОНЕРСКОГО ДВИЖЕНИЯ
      (1946-1959 гг.)
      Альбицкая А. П. Работа пионерской организации в седьмых классах средней школы. Московский государственный педагогический институт им. В. И. Ленина, 1953.
      Бабанский Ю. К. Совместная работа учителя физики с пионерской организацией по воспитанию у учащихся VI — VII классов интереса к изучению физики и техники. Ленинградский государственный педагогический институт им. А. И. Герцена, 1954.
      Бальных Е. А. Формирование общественного мнения в коллективе учащихся III — IV классов. Институт теории и истории педагогики АПН РСФСР, 1954.
      Большаков В. И. Педагогический коллектив школы и пионерская дружина. Там же, 1958.
      Вагина Л. П. Воспитание любви к Советской Родине в пионерских отрядах III — IV классов. Там же, 1954.
      Вайнштейн А. Л. Воспитание коллективизма в пионерских отрядах V — VII классов (в процессе подготовки и проведения отрядных сборов и индивидуальной работы с пионерами). Ленинградский государственный педагогический институт им. А. И. Герцена, 1955.
      Ваккер Д. Л. Детская коммунистическая организация юных пионеров им. В. И. Ленина в Украинской ССР (первое десятилетие ее существования 1922 — 1932 гг.). Институт теории и истории педагогики АПН РСФСР, 1958.
      Герасимова А. В. Очерки по истории создания и развития пионерской организации в БССР (1922 — 1941 гг.). Минский государственный педагогический институт им. А. М. Горького, 1956.
      Гербеев Ю. В. Создание и развитие пионерского движения в Узбекистане (до 1941 г.). Алма-Атинский государственный педагогический институт им. Абая, 1955.
      Гордин И. Г. Повышение роли пионерской организации в учебно-воспитательной работе школы. (Из истории советской школы в 1935 — 1941 гг.) Московский городской педагогический институт им. В. П. Потемкина, 1955.
      Гукасова А. М. Трудовое воспитание в загородном пионерском лагере. Институт теории и истории педагогики АПН РСФСР,
      1958.
      Доронина А. А. Преемственность в воспитательной работе пионерской и комсомольской организаций. Там же, 1955.
      Зайцев В. Л. Сбор как форма организации деятельности пионерских коллективов (V — VII классы). Московский городской педагогический институт им. В. П. Потемкина, 1954.
      Иванов И. П. Воспитательная работа комсомольцев с пионерами в средней школе. Ленинградский педагогический институт им. А. И. Герцена, 1954.
      Иржанова Р. Д. Возникновение и развитие пионерского движения в Казахстане (до 1934 г.). Алма-Атинский государственный педагогический институт им. Абая, 1956.
      Колесникова Н. Ф. Старший пионерский вожатый как организатор и воспитатель пионеров. Институт теории и истории педагогики АПН РСФСР, 1953.
      Кольцова 3. В. Внеклассная работа по истории в V — VII классах и участие в ней пионерской организации. Московский государственный педагогический институт им. В. И. Ленина, 1954.
      Конев А. Н. Роль пионерского отрядного сбора в формировании нравственных убеждений пионеров V — VII классов. Московский областной педагогический институт, 1955.
      Кузнецов М. И. Н. К. Крупская и пионерское движение. Московский городской педагогический институт им. В. П. Потемкина, 1950.
      Кузьмина Е. Н. Воспитание коммунистической морали в процессе пионерской работы в школе. Московский городской педагогический институт им. В. П. Потемкина, 1951.
      Куимова Н. А. Содержание и методы проведения пионерских сборов. Московский государственный педагогический институт им. В. И. Ленина, 1953.
      Леготин Б. В. Содержание, формы и методика организации массовой работы по технике в пионерских отрядах VI — VII классов. Институт теории и историй педагогики АПН РСФСР, 1955.
      Лукас Э. А. Работа классного руководителя по развитию самодеятельности пионеров. Московский государственный педагогический институт им. В. И. Ленина, 1955.
      Лялина Е. В. Проблемы развития пионерского коллектива (в работе пионерского отряда V класса). Московский городской педагогический институт им. В. П. Потемкина, 1959.
      Майорова И. Г. Создание пионерских организаций в странах народной демократии. Там же, 1956.
      Мальковская Т. Н. Особенности работы старших пионеров и педагогическое руководство ею. Ленинградский государственный педагогический институт им. А. И. Герцена, 1959.
      Монахов Н. И. Содержание и формы работы классного руководителя VII класса с пионерским отрядом. Московский городской педагогический институт им. В. П. Потемкина, 1954.
      Нейнер Герхарт. Развитие самодеятельности в пионерской организации. Ленинградский государственный педагогический институт им. А. И. Герцена, 1956.
      Нестеров Д. М. Воспитание пионерского актива в V — VII классах школы. Институт теории и истории педагогики АПН РСФСР, 1954.
      Нечаева Н. П. Воспитание ответственного отношения к учению в пионерской организации. Ленинградский государственный педагогический институт им. А. И. Герцена, 1958.
      Новгородова А. Г. Пионерская организация Киргизии и школа (1924 — 1945 гг.). Московский ордена Ленина государственный университет нм. М. В. Ломоносова, 1955.
      Паксютов А. Г. Создание и развитие пионерской организации в Мордовской АССР (1923 — 1956 гг.). Институт теории и истории педагогики АПН РСФСР, 1957.
      Прокошев В. В. Политико-воспитательная работа в летних пионерских лагерях. Воронежский государственный университет, 1958.
      Сперанский А. П. Трудовое воспитание в загородном пионерском лагере в связи с задачами политехнической подготовки школьника. Московский областной педагогический институт им. Н. К. Крупской, 1958.
      Тарасова Е. Ф. Роль и участие классного руководителя в работе пионерского отряда V класса. Ленинградский государственный педагогический институт, 1955.
      Фомин Е. А. Ролевые игры в воспитательной работе с учащимися V — VII классов общеобразовательной школы. Институт теории и истории педагогики АПН РСФСР, 1955.
      Xанчин В. С. Работа пионерской организации по воспитанию социалистического отношения детей к учению. Там же, 1951.
      Харламов И. Ф. Воспитательная работа классных руководителей, комсомольских и пионерских организаций по подготовке учащихся седьмых классов к вступлению в комсомол. Московский областной педагогический институт им. Н. К. Крупской, 1956.
      Xойхин М. И. Развитие детского коммунистического движения в СССР до 1941 года (очерки). Ленинградский государственный педагогический институт им. А. И. Герцена, 1946.
      Хосровян Э. П. Содержание, формы и методы работы Бакинской пионерской организации в период 1922 — 1932 гг. Тбилисский государственный педагогический институт им. А. С. Пушкина,
      1959.
      Чанишвили Г. В. Развитие самодеятельности детей в условиях пионерской работы в школе. Научно-исследовательский институт педагогических наук Министерства просвещения Грузинской ССР, 1955.
      Шагова А. Я. Работа классного руководителя с пионерским отрядом V класса. Институт теории и истории педагогики АПН РСФСР, 1954.
      Ющенко Е. А. Пионерские традиции и их значение в воспитании подрастающего поколения. Киевский государственный педагогический институт им. А. М. Горького, 1958.
      Яковлев В. Г. Возникновение пионердвижения в РСФСР. Институт теории и истории педагогики АПН РСФСР, 1949
      ЦЕНТРАЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ, ВЕДУЩИЕ РУКОВОДЯЩУЮ, МЕТОДИЧЕСКУЮ И ПРАКТИЧЕСКУЮ РАБОТУ С ПИОНЕРАМИ
      Центральный Комитет Всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза Молодежи. Москва, ул. Богдана Хмельницкого, 3/13.
      Центральный Совет Всесоюзной пионерской организации имени В. И. Ленина. Москва, Новая площадь, 6/8.
      Центральная комсомольская школа ЦК ВЛКСМ. Ст. Вешняки, Московско-Курской ж. д.
      Центральные детские станции и дома
      Центральная станция юных техников им. Н. М. Шверника. Москва, А-55, Тихвинская ул., 39.
      Центральная станция юных натуралистов и опытников сельского хозяйства. Москва, Сокольники, Ростокинский проезд, 3.
      Центральная детская экскурсионно-туристская станция. Москва, Богородское шоссе, 18/2.
      Дома детской книги Детгиза: Москва, ул. Горького, 43; Ленинград, наб. Кутузова, 6.
      Центральная авиамодельная лаборатория ДОСААФа, г. Тушино, Московской области, Центральный аэроклуб им. В. П. Чкалова.
      Центральный радиоклуб ДОСААФа. Москва, Сретенка, 26/1.
      Редакции газет и журналов
      Редакция газеты «Комсомольская правда». Москва, Д-47, ул. «Правды», 24.
      Редакция газеты «Пионерская правда». Москва, А-55, Сущевская ул., 21.
      Редакция «Учительской газеты». Москва, К-12, пр. Сапунова, 13/15.
      Редакция журнала «Вожатый». Москва, А-55, Сущевская ул., 21.
      Редакция журнала «Пионер». Москва, Д-47, ул. «Правды», 24.
      Редакция журнала «Костер». Ленинград, наб. Кутузова, 6.
      Редакция журнала «Юный техник». Москва, Центр, ул. Богдана Хмельницкого, 5.
      Редакция журнала «Юный натуралист». Москва, А-55, Сущевская ул., 21.
      Институты Академии педагогических наук РСФСР
      Научно-исследовательский институт теории и истории педагогики. Москва, Лобковский пер., 5/16.
      Научно-исследовательский институт психологии. Москва, Моховая ул., 9, корп. В.
      Научно-исследовательский институт физического воспитания и школьной гигиены. Москва, Г-118, Погодинская ул., 8.
      Научно-исследовательский институт художественного воспитания. Москва, пер. Садовских, 10.
      Научно-исследовательский институт физического воспитания
      и школьной гигиены. Москва, Г-118, Погодинская ул., 8.

 

 

НА ГЛАВНУЮТЕКСТЫ КНИГ БКАУДИОКНИГИ БКПОЛИТ-ИНФОСОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКАФОТО-ПИТЕРНАСТРОИ СЫТИНАРАДИОСПЕКТАКЛИКНИЖНАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ

 

Яндекс.Метрика


Творческая студия БК-МТГК 2001-3001 гг. karlov@bk.ru