НА ГЛАВНУЮТЕКСТЫ КНИГ БКАУДИОКНИГИ БКПОЛИТ-ИНФОСОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКАФОТО-ПИТЕРНАСТРОИ СЫТИНАРАДИОСПЕКТАКЛИКНИЖНАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ

Библиотечка «За страницами учебника»

Для умелых рук (приложение к журналу «Юный техник») № 01. — 1973 г.

Приложение
к журналу
«Юный техник»

Для умелых рук

*** 1973-01 ***


DjVu


PEKЛAMA Заказать почтой 500 советских радиоспектаклей на 9-ти DVD. Подробности...

Выставлен на продажу домен
mp3-kniga.ru
Обращаться: r01.ru
(аукцион доменов)



 

Посмотрите не свой письменный стол. На кем обычно лежат карандаши, ручки, чернильница, ластик, ножницы, пузырек с клеем, готовальня... Любой из этих предметов может стать героем объемного мультфильма.
      Предположим, циркуль — это Папа, кронциркуль — Мама, рейсфедеры — дети, ластик — футбольный мяч, чернильница — добродушная Тетя, а пузырек с клеем — злей Дядя.
      У Папы походка строгая, ритмичная. Пока он делает один крупный шаг, Мама делает три мелких — семенит. Детишки прыгают, резвятся, увидев мяч, начинают играть в футбол. АЛяч летит и попадает в злого Дядю...
      Установим любительскую кинокамеру на штативе, как при обычной съемке, и проведем необходимую подготовку — осветим выбранный нами участок стола, наведем на резкость, определим экспозицию. Все это делается, как при обычной, рисованной мультипликации (см. «ЮТ для умелых рук», 1972, № 11). Только, пожалуй, о выборе экспозиции нам еще надо поговорить.
      Мы знаем: чем с меньшим количеством кадров в секунду идет съемка, тем больше выдержка. Если обтюратор имеет угол открытия, равный 180°, то при скорости 16 кадров в сек. выдержка равна */зг сек., при 8 кадрах — / сек. При покадровой съемке выдержка такая же, как и при съемке с минимальной скоростью.
      Если минимальная скорость у вашей камеры 8 кадров в секунду, то при покадровой съемке выдержка должна быть равна */6 сек.
      Проверьте это — после проявления снятой вами пленки по плотности изображения легко определить соответствие выдержек.
      Начнем съемку. Вначале снимем выбранный план при скорости, предположим, 8 кадров в сек., затем осторожно, не сдвигая камеры, переведем ее на покадровую съемку. Чуть-чуть передвинем чернильницу и снимем
      один кадр, еще передвинем — и снова кадр, и так кадр за кадром. Пред-мегы ожили: забегала по столу чернильница, за ней гонится пузырек с клеем, ластик спасает беглянку и преграждает путь пузырьку. Подкладысая кусочки пластилина, заставим персонажи подпрыгивать, переворачиваться.
      Если усложнить задачу и ввести в действие другие предметы — карандаш, ручку, циркуль, их, чтобы удержать в вертикальном положении и плавно передвигать, надо закрепить. Съемочную площадку придется переоборудовать. Нужен щит из мягкого дерева, желательно из липы. Удобен для крепления персонажей и щит из пенопласта, в него легко входят игла или гвоздь, удерживающие предмет в нужном положении. На щит приклеивается бумага, тонкий картон или натягивается тарная ткань. Способ крепления подсказывается самими предметами: у кронциркуля ножки острые, они легко втыкаются в щит, у циркуля вместо грифеля можно вставить кончик гвоздя, в рейсфедере легко укрепить булавку. Удобна для крепления Г-образная игла с хомутиком. Такая игла позволяет отрывать предметы от пола, но на короткое время (на несколько кадров), пока глаз не успевает рассмотреть тонкую иглу за предметом. При длительном нахождении предмета в воздухе пользуются подвесками.
      Длина нити регулируется катушками. Подвешивают предмет на две или три нити, чтобы он не вращался. В зависимости от тяжесчи предмета берутся различные нити — из капрона, тонкого сатурна. Чтобы сделать нить менее видимой, ее окрашивают в цвет фона.
      ...Но прервем съемку. Проявим снятые сцены и посмотрим их на экране.
      Разберемся, почему на экране персонажи дергаются, как герои фильмов прошлых лет.
      Представим себе, что персонаж передвигается от одной фазы к другой на 2 мм. АЛы можем эту цифру постепенно увеличивать или уменьшать, на экране будет ускорение движения или замедление, но если мы резко изменим эту цифру, то появится прыжок.
      Вот важно шагает циркуль. Ваше внимание поглощено правильной перестановкой ножек, у вас есть нарисованная схема, и вы точно устанавливаете каждую фазу. А как передвигается верхушка циркуля?
      Это вы не учли, и она отклоняется то в одну сторону, то в другую, передвигается то на 1 мм, то на 5 мм. Вместо плавного движения на экране дерганье. Этот дефект особенно заметен при съемке статичных персонажей. Предположим, циркуль — Папа — стоит на месте, его верхушка — головка — неподвижна, и только одной ножкой он дает какие-то указания. Снимая такую сцену, трудно не сбить положение головки, передвигая ножку,
      В предыдущей статье мы рекомендовали ставить на стекле мелкие точки, служащие ориентирами и позволяющие точно передвигать персонаж от фазы к фазе. Но в пространстве точки не поставишь. Наполните пузырек дробью или металлическими шариками, а в пробке плотно закрепите толстую медную проволоку. После съемки очередной фазы ориентир приставляется к определенной точке объекта. Теперь, отодвигая персонаж, мы точно учтем
      величину отклонения. Если персонаж упал илн вы его зачем-то сняли со стола, ориентир позволяет точно восстановить его положение.
      ...Продолжим прерванную съемку. Мы остановились на том, что ластик попал в злого Дядю. Дальнейшее развитие событий придумаю е сами. Гласное сейчас — научиться водить персонажи, приобрести навыки мультипликатора. Но работать интереснее, если сюжет оригинален, отражает взаимоотношения людей, затрагивает какие-то близкие нам проблемы.
      Польские режиссеры Галина Белиньска и Владимир Хауп сняли фильм «Смена караула», в котором роли командиров и солдат исполняли коробки со спичками.
      Польский режиссер Витольд Герш создал очаровательную киноновеллу «Ожидание». Этот фильм невозможно смотреть без волнения, столько чувств и переживаний вложено в игру акте-роз, а актеры — скомканные бумажные салфетки.
      Платочки с завязанными узелками — герои фильма чешского режиссера Термины Тырловой.
      Советский режиссер Владимир Дегтярев показал увлекательные приключения кедровых шишек в фильме «Сказка о старом Кедре».
      Овладев техникой покадровой съемки и научившись водить предметы, приступайте к созданию фильма с более совершенными кукольными героями.
      Куклы — и мягкие, и резиновые, и деревянные, — вероятно, сохранились в доме со времен вашего раннего детства. Мне кажется, что вы и сейчас неравнодушны к ним, но скрываете это. Не так ли? Почему бы нам не оживить эти куклы на экране кино?
      Вначале нарисуйте куклу и уже по рисунку определите величину, форму и места сочленений — ее скелет. Осторожно разделив куклу на части, взэдите в них скелет-каркас.
      Этот скелет-каркас сделайте из железной обожженной проволоки. Деревянные детальки обеспечивают сгибание каркаса в строго определенных местах.
      Известна конструкция крепления деревянных деталей изогнутой жесткой проволокой, по форме напоминающей крючок.
      Каркас на шариковых шарнирах наиболее совершенный: он позволяет осуществлять любые движения и хорошо фиксирует каждое положение куклы.
      Готовый каркас сплетите изоляционной лентой и оклейте резиновой губкой или поролоном. Ножницами придайте ему необходимую форму.
      Части куклы также можно вырезать из дерева или выклеить из папье-маше по пластилиновой модели. Кисти рук и ступни ног сделайте из дерева. В ступнях просверлите отверстия для крепления куклы на столе.
      Необходимо добиться, чтобы любая поза могла быть зафиксирована. Игрушку из поролона укрепите мягкой проволокой, создайте ей каркас. В куклах на резинках усильте крепление, сделайте резинки короче или толще. Для каждой куклы найдите лучший способ крепления ее к щиту. Придумайте соответствующий выбранным персонажам сюжет.
      Если по сюжету нужна водная поверхность, ее легко создать, положив на синюю бумагу обыкновенное стекло или лист целлулоида.
      Передвигая по этой поверхности лодку или корабль и укладывая за кормой неровно вырезанные полоски белой бумаги, вы создадите полную иллюзию судна, идущего по реке или морю.
      Из набора кубиков можно сделать домики, улицу, го которой мчатся автомашины. Фон за домами может быть гладкий, а можно нарисовать на картоне облака, горы.
      Не забывайте, что перед съемкой все предметы, находящиеся в поле зрения камеры, должны быть закреплены. Любое дерганье неподвижного объекта всегда заметно и неприятно.
      Движение каждого живого существа неравномерно, быстрые движения сменяются медленными, перемежаются паузами. Одно движение выражает испуг, другое — радость. Вы должны не только изучать движения, но и учиться каждое движение разлагать на фазы, создавать схемы движения.
      Любой технический прием требует подготовки. Даже простая горизонтальная панорама вряд ли получится ровной и соответствующей замыслу без точного предварительного расчета.
      При панораме нижняя часть штативной головки статична, верхняя — вращается. В нижней части приклеиваем полоску миллиметровой бумаги, к верхней прикрепляем пластилином иглу. Ориентир готов, и мы можем на миллиметровке отметить начало панорамы, ее конец и определить величину панорамы в миллиметрах. Предположим, она равна 200 мм. Скорость панорамы определяем практически — наблюдая в визир, делаем панораму и засекаем время. Скажем, нужная нам панорама проходит за 5 сек. При скорости 16 кадров в сек. за 5 сек. пройдут 80 кадров. Итак, мы знаем величину панорамы, и количество кадров. Делим 200 на 80 и получаем
      2.5 мм. Значит, после съемки каждого кадра панораму надо передвигать на 2.5 мм.
      Такая панорама будет ровной, но конец и начало ее получатся слишком резкими. Для смягчения панорамы делается разгон и замедление — снимаем 2 кадра, передвигая панораму по 0,5 мм, 2 кадра — по 1 мм, 2 кадра — по 2 мм, и переходим на основную скорость по 2,5 мм на кадр (в данном случае таких кадров будет 74), в обратном порядке делается замедление. Если сосчитать количество снятых кадров и величину панорамы, получится 86 кадров и 199 мм. Расхождение на 6 кадров или на доли секунды по времени и на 1 мм по длине панорамы не имеет значения.
      По такому же принципу, если ваша камера имеет объектив с переменным фокусным расстоянием, рассчитываются вертикальные панорамы, наезды на объект и отъезды.
      При съемке равномерно движущихся объектов, когда аппарат следит за объектом, панораму можно не рассчитывать, а вести ее, ориентируясь по скорости движения объекта, по его положению в рамке визира.
      В профессиональной кинематографии часто применяется многократная экспозиция для создания самых различных эффектов (полупрозрачные видения, всевозможные впечатки и т. д.). В любительских условиях осуществить такие съемки сложно, проще воспользоваться методом съемки через установленное под углом к объективу стекло (прозрачное зеркало). Поставьте перед объективом небольшое стекло. Основной объект снимается через стекло, а впечатка отражается от стекла. Надо только отражаемый объект освещать сильнее, чем основной. Чем темнее фон, тем ярче виден отражаемый объект. Этим способом можно создавать и различные световые эффекты — сияния, световые лучи и т. д.
      Т. БУНИМОВИЧ
      KOHEЦ ФPAГMEHTA

 

 

НА ГЛАВНУЮТЕКСТЫ КНИГ БКАУДИОКНИГИ БКПОЛИТ-ИНФОСОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКАФОТО-ПИТЕРНАСТРОИ СЫТИНАРАДИОСПЕКТАКЛИКНИЖНАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ

 

Яндекс.Метрика


Творческая студия БК-МТГК 2001-3001 гг. karlov@bk.ru