НА ГЛАВНУЮТЕКСТЫ КНИГ БКАУДИОКНИГИ БКПОЛИТ-ИНФОСОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКАФОТО-ПИТЕРНАСТРОИ СЫТИНАРАДИОСПЕКТАКЛИКНИЖНАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ

Библиотечка «За страницами учебника»

Для умелых рук 1972-02

Приложение
к журналу
«Юный техник»

Для умелых рук

*** 1972-02 ***


DjVu


PEKЛAMA Заказать почтой 500 советских радиоспектаклей на 9-ти DVD. Подробности...

Выставлен на продажу домен
mp3-kniga.ru
Обращаться: r01.ru
(аукцион доменов)



 

Дорогие читатели! С 1-го номера этого года наше приложение «ЮТ для умелых рук» выходит в увеличенном объёме один раз в месяц.

 


      Из куска проволоки
      Бывают же такие счастливо найденные конструкции: построить их недолго, а возможности в них заложены необычайные! Вот модель для начинающих — аэрошасси, которое зимой может стать буером для гонок по льду или аэросанями, а летом автомобилем или глиссером. Почти вся модель состоит из одного куска проволоки, выгнутого по чертежу. Даже воздушный вчит у нес — просто отрезок сплющенной проволоки.
      Сделайте несколько таких моде-леи — и на лед, на снег, на гоночную трассу по суше или воде! Посмотрим, чья победит...
     
      Плюс лишнее нолесо
      До сих пор бьются конструкторы наземной и космической техники над проектами машин, которые могли бы путешествовать без дорог, преодолевая рытвины, камни и ямы. Вспомним, как осторожно водили специалисты по радио с Земли лунный самоход. Ведь если бы он там опрокинулся или застрял, помочь ему было нечем!
      Но и на Земле осталось немало необжитых мест, куда стремятся геологи,
      строители дорог и просто веселые туристы. Нелегок их путь: то ты на бай-дэрке едешь, то байдарка иа тебе-И еще рюкзак...
      Вездеход, модель которого мы публикуем, может карабкаться на высокие валуны, выползать из опасных ям. Эта модель рассчитана на опытных мастеров, умеющих выгачивать детали на токарном станке, сверлить, паять, клепать металл и регулировать работу довольно сложных механизмов. Но зато и возможности его необыкновенны!
      Построить такую модель можно в техническом кружке. А если она оправдает надежды, можно попробовать построить вездеход и в натуральную величину.
      ТУ-144
      Изящную, хотя и не летающую, модель новейшего сверхзвукового самолета ТУ-144 приятно подвесить на тонких капроновых нитках над письменным столом.
      А сделана она из куска обыкновенной чертежной бумаги, без всяких инструментов и приспособлений: просто зыре-зана и склеена.
      Глядя ка такой самолет, приятно помечтать о дальних путешествиях, выбрался свободный денек и лети на другой материк, посмотри, как живут там люди и звери, как идут дела.
     
      Только бывалые моделисты могут годами трудиться, откладывая завершение своего труда — испытание модели. А поначалу очень хочется, чтобы она побыстрее ожила, закрутилась, понеслась... Модель аэробуера, которую мы вам предлагаем, построят даже самые нетерпеливые. Инструментов для этого потребуется немного: ти-
      сочки, пассатижи, дрель, молоток и кусачки.
      Рама модели вместе с коньками, подшипниками винта и стойками выгибается из куска 2—2,5 мм стальной проволоки
      (лучше пружинной) длиной 900 мм. Самое сложное — навить подшипник винта. Для этого нужно в месте навивки проволоку предварительно отжечь — накалить докрасна, например, на газовой плите и дать ей остыть на воздухе. Хребет рамы, состоящий из двух проволок, в нескольких местах (с промежутками в 30—40 мм) плотно обматывается нитками или тонкой проволокой. Обмотку нитками следует промазать любым клеем. Последняя операция при изготовлении рамы — заточка коньков. Лучше сделать это на наждачном камне (точиле), но можно воспользоваться и напильником, зажав конек в тисках. Уюл заточки должен быть равен 70—80е.
      Винт модели тоже сделан из проволоки, только мягкой, алюминиевой, диаметром 3,5—4 мм. Лопасти его расклепаны тяжелым молотком на наковальне до толщины 0,5—1 мм. Угол наклона лопастей 20—30°. После расклепывания лопасти придется подравнять мелким напильником, придав им закругленную форму, и зачистить шкуркой. Закрепляется винт на оси крючком. Загибать крючок мы будем после установки винта на раму, поэтому конец оси надо предварительно отжечь. Для оси винта подойдет кусочек проволоки, желательно пружинной, диаметром не более 1,5 мм. Между винтом и подшипником рамы установите 4—5 шайб: это предотвратит задевание винта за раму, снизит трение и облегчит самоустановку винта при вращении.
      Резиномотор модели изготовьте из 3 — 4 резиновых иитей сечением 1X1 мм. Длина раскрученного резино-мотора должна примерно в 2 раза превышать длину модели. Закручивать его придется, надев передний конец на какой-либо крючок. Если резиномотор окажется тугим, можно немного выгнуть вверх хребет рамы. При полностью заведенном резиномоторе хребет рамы должен слегка прогибаться вниз.
      Вместо коньков к нашему буеру легко пристроить лыжи, летом — колесики или поплавки. А если моделей окажется несколько — можно затеять соревнования.
     
      Карусель в бутылке
      Ось всего этого забавного сооружения — вязальная спица или кусок стальной проволоки диаметром 1—2 мм. Она пропущена через пробку из дерева или плексигласа и вставлена в бутылку. Шесть перекладин, удерживающих фигурки, укреплены на оси с помощью шайб из пробки или резины. Сами фигурки приклеены к концам перекладин конторским клеем или клеем БФ-2.
      Фигурки мышей и котов нарисуйте на тонком картоне или плотной чертежной бумаге, раскрасьте и зырежьте ножницами. Фигурки опускаются в бутылку с помощью проволочного крючка.
      Колесо воздушной турбинки, вращающее ось и всю карусель, состоит из круглой деревянной шайбы диаметром 50—60 мм и толщиной 10—12 мм, а также из 12 крыльев, вырезанных из тонкого картона или 1—2-мм авиационной фанеры. Крылья вставляются в пропилы, сделанные в шайбе под углом 30° к плоскости круга, закрепляются клеем БФ-2 (или столярным). Диаметр турбинки после сборки должен быть около 180— 220 мм.
      Готовая карусель ставится на печь или на крышку кастрюли с горячей водой. Теплый воздух, поднимаясь с поверхности горячего предмета, заставит вращаться турбинку, и фигурки придут в движение. Чем сильнее нагрет предмет, на котором стоит бутылка, тем быстрее они будут вертеться.
     
      ния трения. Детали вырезаются лобзи-ном и шлифуются шкуркой, а затем окрашиваются акварелью или нитрокрасками.
      Второй клоун взобрался на цирковую лошадь и смешно подпрыгивает на ней
      Коробка тележки 3 сделана из 6—10-мм фанеры или из тонких досон. Колеса 1 можно взять от какой-либо старой игрушки или отпилить от круглой палки. Их диаметр около 50—70 мм.
      Передняя ось игрушки 5 в середине изгибается, высота изгиба 12 мм. Задняя ось прямая. Обе оси сделаны из стальной проволони 1,5—3 мм. С колесами они соединены жестно с помощью клея или заклинивания.
      Длина штанги 6, соединяющей выступ оси с шарниром в теле клоуна, определяется положением клоуна на лошади, как показано на рисунке.
      Все детали соединены 3-мм винтами или шпильками, а неподвижные — клеем.
      Игрушки подарите малышам.
      Фигурки, вылепленные из пластилине или воска, можно сделать вечными, по-коыв их слоем металла. А если у вашего приятеля есть редкая медаль, монета, значок и вам хотелось бы иметь такие же, сделайте их металлические копии. Они будут неотличимы от оригинала. Поможет вам в этом I альванспластика — электрохимический способ покрытия предметов слоем металла, изобретенный в 1836 году русским ученым Борисом Семеновичем Якоби.
      Для работы вам потребуется стеклянный сосуд — небольшой аквариум или аккумуляторная банка, реостат, провода, металлические пластинки, амперметр, аккумулятор на 6—12 в или низковольтный выпрямитель, а также некоторые химические вещества, которые, вероятно, найдутся в школьном кабинете по химии.
      Сначала займемся изготовлением матриц — предметов, которые будем покрывать металлом.
      Размельчите до пыли графит — это можно сделать пестиком в ступке или напильником с мелкой насечкой на листе бумаги. Акварельной кисточкой нанесите порошок графита на вылепленную из воска фигурку, стараясь наносить графит так, чтобы не осталось голых мест, но и чтобы лишних слоев графита также не было. Обмотайте основание фигурки зачищенной медной проволокой! диаметром 0,5—0,7 мм (3— 5 витков) и тщательно покройте витки проволоки графитовым порошком. Теперь, когда поверхность фигурки стала электропроводной, можно приступать к металлизации.
      Подвесьте матрицу с помощью проволоки на металлический стержень — катод, обеспечив между ними надежный контакт. К этому стержню присоедините минус источника тока. На второй металлический стержень — анод, куда присоединен плюс источника тока, подвесьте металлическую пластинку. Ток, естественно, должен быть постоянный; применять один понижающий трансформатор нельзя.
      Если, например, вы решили покрыть фигурку медью, в сосуд надо залить электролит — концентрированный раствор медного купороса. Пластинка на аноде тоже должна быть медная. С помощью реостата подберите нужную величину тока: она должна быть порядка 0,02 ампера на каждый квадратный сантиметр поверхности предмета, обращенной к анодной пластине. Если, например, площадь поверхности фигурки, обращенная к анодной пластине, равна 20 см2, то амперметр должен показывать значение тока, равное 0,8 а. Расстояние между матрицей на катоде и анодной пластиной должно быть примерно 5—10 см. Плотность тока можно регулировать, изменяя расстояние между анодной пластиной и матрицей, а также изменением напряжения источника тока.
      Во время процесса металлизации на дне ванны должны все время находиться кристаллы медного купороса.
      Поскольку восковая фигурка — предмет объемный, для равномерного покрытия ее медью нужно время от времени поворачивать ее разными сторонами к анодной пластине.
      Через несколько минут после начала процесса выключите источник тока, выньте фигурку из электролита и проконтролируйте равномерность покрытия. Если окажется, что в некоторых местах медь не легла, прокрасьте эти места порошком графита.
      Покрытие предмета слоем меди толщиной 1—2 мм длится десятки часов. Этот срок можно разбить на несколько приемов. По окончании процесса разомкните электрическую цепь, выньте предмет из электролита, тщательно промойте его в проточной воде и хорошенько просушите на батарее или в печке. Затем выплавьте воск, обработайте поверхность фигурки шкуркой или острым ножом, покрасьте прозрачным лаком.
      Для получения достаточно прочного металлического покрытия следует перед началом работы экспериментально определить наилучшую плотность тока, металлизуя кусочки пластика или пластины воска, покрытые графитом.
      Копии плоских предметов — например, медалей, старинных монет и барельефов — делаются иначе. Предмет сначала промазывается тонким слоем машинного масла или солидола, затем вставляется в отверстие, предварительно вырезанное по контуру в промасленном картоне, и заливается гипсом. Когда гипс застынет, форма разделяется — к промасленному или провощенному картону гипс не пристает — и предмет вынимается. Готовые половинки формы слегка зачищают, промазывают тонким слоем масла и заливают раствором гипса. Получается точная гипсовая копия предмета из двух половинок. Эти половинки пришлифовываются тыльными сторонами на шкурке и склеиваются клеем БФ-2. При изготовлении копии медали можно получать и цельные матрицы, например, заливая форму воском, а потом вытапливая его. Воск для этой операции нужно хорошо размягчить нагреванием. После этого восковая или гипсовая копия покрывается графитом и обрабатывается в электролитической ванне так же, как и восковая фигурка.
      Для покрытия никелем нужно составить раствор из 150 г сернокислого никеля, 20 г хлористого аммония и 25 г борной кислоты, смешав все это в дистиллированной воде (можно использовать кипяченую воду) и доведя объем раствора до 1 л. Рабочая температура ванн при никелировании 45—60° С, плотность тока 0,04—0,05 а/см2. В качестве анода желательно применить пластину из никеля, но работает и нержавеющая сталь.
      Хорошо получается цинковое покрытие. Электролит, отлагающий цинк, — это раствор из 215 г сернокислого цинка, 30 г сернокислого алюминия, 15 г хлористого аммония и 30 г борной кислоты. Рабочая температура 15— 30° С. Плотность тока 0,01—0,03 а/см.
      При покрытии предметов серебром или золотом в качестве электролитоз применяется азотнокислое серебро или железистосинеродистый калий, ко эти процессы сложны и дороги. Начинать с них овладевать искусством гальванопластики мы не рекомендуем.
      А когда вы им овладеете, то сможете покрывать пленкой металла, скажем, кружева, живые цветы и листья, насекомых — получатся великолепные украшения.
      Инженеры-энергетики знают, что зимой потери электроэнергии на линиях электропередачи гораздо меньше, чем летом. При понижении /емпературы в проводнике тепловое движение атомов и ионов ослабевает, меньше оказывается помех движению электронов. Летом же растет сопротивление проводников — растут и потери.
      Для демонстрации зависимости сопротивления от температуры можно построить простенький прибор (1), где проводник нагревается от газовой горелки или спиртовки. Но этот прибор еще ие открывает нам точной, количественно определенной зависимости.
      Более точно исследовать зависимость сопротивления проводников от температуры можно на стенде, состоящем из лабораторного термостата (сушильного шкафа) с ртутным термометром и простейшей цепи с включенным в нее амперметром (2). Катушку испытуемого проводника надо намотать так, чтобы витки свободно обтекались струями воздуха.
      Включите источник тока—аккумулятор или низковольтным выпрямитель — и закройте термооат. Через 5 10 мин. впи-
      шите в таблицу начальную температуру и силу тока. После этого, медленно нагревая термостат, отмечайте значения тока через каждые 5 или 10° С. Знай напряжение источника питания и силу тока, нетрудно вычислить сопротивление катушки с проводом при разных температурах и построить график.
      Рис. В. СТОЛЯРОВА
     
      Бумага — всем доступный и универсальный материал. Она позволяет создавать пластичные объемные формы и жесткие конструкции тостаточно больших размеров.
      Макет сверхзвукового пассажирского самолета ТУ-1И лучше всего делать из ватмана. Чертежи можно перенести на ватман с помощью кальки; а если вы хотите сделать макет побольше, используйте аппарат для увеличения чертежей, описанный в январском номере «ЮТ для умелых рук».
      Пунктирная линия на чертежах обозначает линию сгиба; штрих-пунктирная — границу наложения кромки другой детали при склеивании; сплошная линия — разрез. В месте сгиба бумагу надрежьте с обратной стороны лезвием бритвы.
      Внутри крыла для жесткости приклеена полоска бумаги, изогнутая гармошкой. Ширина полоски равна толщине крыла за вычетом двойной толщины бума I и.
      Чтобы макет получился аккуратным, нужно строго выдерживать размеры, тщательно вырезать каждую деталь. Пользуйтесь белым синтетическим клеем, он не загрязняет бумагу. Продается такой клен в тюбиках и флаконах.
      Знаки на бортах самолета можно нанести краской или выклеить из тонкой цветной бумаги. Неплохо модель покрыть каким-нибудь лаком.
      Ю. ИВАНОВ
     
      радиоприемник
      В последнее время техника внедряется в наш домашний быт, делая его удобнее: тут и телевизор, и радиоприемник, н холодильник, пылесос, мапппофон, электрополотер.. Жидом дом постепенно становится похож па лабораторию, что заметно лишает его мота. Поэтому все чате стараются л у технику замаскировать, спрятан пусть она нас обслуживает, ч на глад не лезет.
      Вот пример. 11а степс ннент небольшая полка с книгами. Но поверните ручку па ее боковой стенке—и полка д-тост Оказывается, в боковых стенках се ри тешены летали радиоприемника. Такую полку можно поставить на письменном столе или на шкафу. О ее конструкции будет рассказано позже, а пока давайте познакомимся со схемой приемника.
      Э транзисторный приемник прямого усиления, собранный hi детален, которые нетрудно приобрести в магазинах или выписать через «Посылторг». схема может показаться усложненной, и радиолюбители, возможно, захотят ее упростить. Не спешите этого делать. Более простая схема обладает пониженной чунетннтсль-ноетыо, работает ненадежно и может оказаться сложнее в налаживании. В предлагаемом схеме примяты меры для повышения надежности работы приемника не только при тмененни окружающей температуры, но и при ишс-ненни параметров транзисторов.
      Схема рассчитана на прием местных и мощных удаленных радиостанций в диапазоне длинных и средних волн — от IS00 до 300 м. Прием можно вести на наружную антенну, но местные станции хорошо прослушиваются н только через внутреннюю магнитную антенну. Наружнаи aineiina подключается к гнезду «А», соединенному черсм конденсатор небольшой емкости С[ с колебательным контуром, состоящим из катушки индуктивности L|_ и переменного конденсатора С2. Вращением ротора переменного конденсатора нронзво штея настройка на волну радиостанции. Катушка контура рассчитана дтя работы приемника в за lamiov диапазоне. Она нмчотача па феррнтовоч стержне с высокой магнитном проницаемостью и может точно настраиваться на волну избранной радиостанции, ослабляя при этом сигналы сосе ших радиостанции.
      Выделенный контуром высокочастотным сигнал слаб, его нужно усилить, прежде чем подать на детектор. Для этого н нрнсмннкс сеть дну хквекад-нып усилитель, собрнппып на транзисторах Т| н Г2. (вязь уенлтели с колебательным контуром ннд\кгнвиая. Па магнитном стержне вместе с катушкой L| намотана катушка связи L2, содержащая почти в 30 раз меньшее количество витков. Это сделано для того, чтобы сравнительно низкое входное сопротивление транзисторного усилителя не шунтировало колебательный контур.
      С катушки связи сигнал падается на базу первого транзистора Тг через конденсатор С. Кон юнсатор необходим длч предотвращения замыкания цепи ба j на общий провод через обмотку катушки
      Усилительный каскад буил нормально работать в том случае если на балу транзистора по отношению к мнт-пру подать небольшое отрицательное напряжение смешения. В данном случае нт напряжение снимается с делителя Ri, R2. Такой способ нотачн напряжения ( ещепня стабилизирует работу каека-м при щменснии окружающей температура. Кроме того, в эмнттернон цени ностипчена цепочка из резистора Rt и t.oiui.icaTopn С«, так/ке предназначении для стабилизации рлбогы каскада.
     
      Звуковой сигнал с движка переменного резистора через электролитический конденсатор большой емкости Сц подастся на базу транзистора Гз — на нем собран первый каскад низкочастотного усилителя, Гмкость переходного контента юра тоста точно велика и обеспечивает пропускание шпкпх частот. Напряжение смещения па базу трантнего-:»н снимается с делителя 1?ц и R12. Г «мнттере ipan.urcropa стоит резистор (бр тной связи RH, псобходпмыи для
      более равномерного усиления сигналов в избранном диапазоне частот.
      С нагрузки первого каскада (резистор Ru) через конлеаса гор Сы сигнал подается на второй, согласующий каскад. Напряжение смешения здесь задается резисторами R15 и R|6, а в эмиттере транзистора Т стоит резистор обратной связи Rie. Нагрузкой этого каскада является первичная обмотка трансформатора Тр,. Вторичная обмотка согласующего трансформатора намотана с отводом от средней точки. Крайние выводы обмотки подключены к базам выходшах транзисторов Г5, Те, а напряжение смещения подастся мт среднюю точку с делителя Rio, R20. Относительно средней точки сигналы на базах транзисторов буду г одинаковы по амплитуде, но противоположны но знаку. Гели. к примеру, на базе транзистора Те будем отрицательный сигнал, на базе Те — 110.10-жнтемьнын, н наоборот. Это основное условие двухтактного выходного каскада. В цепи эмиттеров выходных транзисторов поставлен резистор обратной связи R21, улучшающий работу каскада.
      Коллекторы выходных транзисторов подключены к выходному трансформатору. В отличие от согласующего трансформатора в выходном отвод сделан or средней точки нервнчиоп обмотки. а вторичная нагружена на громкоговоритель Гр.
      Приемник питается от любого источника постоянного тока напряжением 9 в. Это могут быть две после ювателыю соединенные батареи типа КБС, шесть элементов типа «Сатурн», аккумулятор типа 7Д—0,1 и другие источники.
     
      ЛИШНЕЕ КОЛЕСО..
      Для обычного автомобиля, даже вездехода, уступ высотой в полчо-— преграда непреодолимая. Модель, которую мы предлагаем вам построить, уверенно пероСир. через ступеньку или валун размером с колесо и даже вь ше. Лишние на первый взгляд колеса, которые обычно вращаются вхолостую, помогут нашему вездеходу карабкаться на препятствия и перебираться через ямы. Модель сложна на вид, но различных деталей в ней ccc.ro лишь около двух десятков. Если неподалеку есть токарный станочек, можете приниматься за дело.
     
      Для обычного автомобиля такое препятствие непреодолимо, а тройка легко перебирается через него. Как только одно из колес упрется в препятствие, обойма с колесами начинает поворачиваться вокруг обшей осн. Третье, верхнее колесо наваливается на препятствие сверху. Оно так ко вращается от привода, как два других, и теперь берет на себя основную долю усилий, тащит за собой всю опору. Если одно из колес провалится в яму, обойма с колесами опять же повернется, верхнее коснется ровной поверхности, и вездеход продолжит путь.
      При повороте обоймы расстояние от общей оси до земли изменяется, и чтобы езда была не очень тряской, подвеску балансиров надо сделать мягкой. Эго позволит вездеходу преодолевать препятствия но сравнительно большой скорости. Когда его колеса упрутся в препятствие, приостановится общая ось колес, но корпус продолжит движение вперед. В этот момент балансир приподнимается, а корпус приседает. Но туг же начнет проворачиваться обойма, приседание прекратится, и в тол момент, когда колеса будут пер -валивать через препятствие, подвеска удержит корпус от подскакивания вверх. Тут потребуется вся гибкость подвески.
      Если высота или глубина препятствия превысит максимальный ход подвески вверх и вниз от среднего положения, оно окажется непреодолимым и для столь необычного движигеля. Такое препятствие придется огибать.
      Все колеса нашей модели — ведущие, а каждая опора имеет привод от довольно просто решить проблему поворота: колеса одной стороны можно притормаживать, как гусеницы, и тогда всПС-ход поворачивается. Если колеса с одной стороны вообще остановить, вездеход развернется ка мест. Такая способность у машин повышенной про-
     
      Чюбы вездеход лучше приспосабливался к неровностям почвы, корпус его разделен на две части, которые связаны шарнирно.
      Сначала модель может показаться
      жущаяся. Она собрана из деталей примерно 20 наименований. Одинаковы все опоры, приводы, полукорпуса. В опо-
      нсскольку раз. А ведь изготовить несколько одинаковых деталей гораздо проще, чем такое же количество раз-
      Итак, за дело. Постройку начнем с опор. В каждой опсрс го три колеса 1, которые резиновыми пассиками
      Приводятся во вращение от общего шкива 3. Шкив 3 сидит на оси 4, на противоположном конце оси укреплен большой шкив 6. Оси 2 колес размещены между щечками 5 обоймы, внутри втулки 7 вращается ось 4, в сама втулка 7 может проворачиваться во вгулке 9 балансире 8. На противоположном конце балансира, прикреплон-ном к полунорпусу, вращается ось 10 с малым шкивом 11 и большим шкивом 6. Подобно оси 4 ось 10 вращается во втулке 7, к которой припаяна щечка 5; эта щечка винтиками кропится к полунорпусу 12. Щечка 5 и втулка 7 верхнего конца балансира неподвижны, а сам балансир качается вокруг втулки 7.
      Передача вращения от двигателя К шкиву на корпусе и от малого шкива 11 к большому шкиву 6 осуществляется резиновыми пассиками. Для этой цоли подойдут кольцевые прокладки диаметром 2—2,5 мм от радиотехнических и других приборов или резиновые колечки ог аптечных баночек. На одну модель нужно 20 штук колечек — их мо-гуг дать любой аптеке. Аптечные колечки придется сортировать, так как ширина их должна быть по возможности одинакова по всей длине и не должна превышать 2,5 мм. Для передачи вращения колесам 1 от общего шкива 3 аптечные резиновые колечки нужно свернуть вдвое.
      Можно также применить пружинные пассики с внешним диаметром 2,5 мм. Такую пружинку несложно напить, ис-
      чск или ручную дрель. Для навивки потребуется пружинная проволока диаметром 0,1—0,2 мм. Концы пружинок ввинчиваются один в другой, чтобы получилось колечко. При этом предварительно концы развернутой пружины нужно закрутить в сторону, противоло-
      На все шкивы лассики должны надеваться достаточно туго, чтобы исключить проскальзывание. Особенно это относится к передаче вращения от общего шкгва на колеса, так как эта передача наиболее нагружена. Постарайтесь, чтобы натяжение пассиков одного назначения на всех опорах было примерно одинаковым. В противном случае модель будет вилять на ходу из-за поличного проскальзывания пассиков.
      Колеса 1 вытачиваются из плотного пенопласта, дерооо или органического стекла. Пенопласт предпочтительно — он легче обрабатывается. На поверхности каждого колеса проточите 3 канавки, а поперек канавок с шагом в 10е нарежьте трехгранные углубления. Этот рельеф увеличит сцепление колес с препятствиями и будет напоминать протектор автомобиля, что придаст модели солидный вид. Колеса должны легко вращаться на своих осях; при установке их оси следует смазать, например, графитовой смазкой, которая сейчас выпускается в аэрозольной упаковке.
      Общий шкив 3 изготовляется из пластмассы средней твердости — например, винипласта, капрона, полистирола или полиэтилена. Фторопласт применять не следует, так как коэффициент трения слишком проскальзывать. Большинство перечисленных пластмасс — термопластические. Заготовку для шкива можно
      отлить в подходящей формочке, расплавив, например, капроновый чулок. При отливке следует соблюдать осто-
     
      воспламеняются. Наиболее пригодна для плавления электроплитка с закрытым нагревательным элементом.
      Посадке шкива на ось должна быть тугая, сверлить центр шкива следует сверлом диаметром 2,8—2,9 мм. Ось 4 шкива вытачивается из стали. При ее
      метр посадочных мест шкивов 3 и 6. Шейки (их диаметр 4 мм) обработайте особенно тщательно, чистота поверхно сти — не ниже шестого класса.
      Большой шкив 6 выгачивается из ли-
      металла — например, дюраля. Особое внимание при этом нужно обращать на размер отверстия, добиваясь плотной
      Сен 2 колес стальные. Их шляпки припаиваются припоем ПОС-30 или ПО С-40 к щечке 6. Чтобы оси не перекосились, можно надеть щечку на резьбовые концы огей до лайки.
      Щечки 5 вырезаются или выпиливаются лобзиком из лагунного или стального листа толщиной 0,3—0,5 миллиметра. Дюралевый лист тут не годится, так кок детали нужно будет припаивать к щечкам. Всего потребуется 12 щечек: по две на обойму с колесами и по одной для узла крепления балансира к полунорпусу. Щечки эти не все одинаковы: в лепестках, к которым будут припаиваться оси 2, диаметр отверстий равен 4 мм, в остальных — 3 мм. В зависимости от размеров гаек М3 в четырех наружных щечках обоим,
      чнть диаметр центрального отверстия.
      Втулка 7 отачивается из бронзы или латуни, она имеет буртик, которым приветственная деталь: внутри втулки вращается ось 3, в сама огузка 7 вращается во отулкс 9. Поэтому внутреннюю и наружную поверхности втулки 7 нужно обработать тщательно и гочио, избегая эксцентриситета.
      Втулка 9 проще. Ее надо огрызать от подходящей медной или латунной трубки, а отверстие пройти разверткой. Если развертки под руками не окажется, можно обойтись сверлом, зажав его в ручных тисочках.
      Балансир В изготовляется иэ тонкой жести или латуни: подойдет, в честности, жесть от консервной банки. При впаивании втулок 9 постарайтесь обеспечить их параллельность. Для этого по втулки 9 можно вставить длинные
      генцмркулсм расстояния между их противоположными концами, выровнять В1улки. Кроме втулок 9, к балансиру припаивается крючок, выгнутый иэ медной или стальной проволоки диаметром 1—1,5 мм. На этот крючок надевается резиновое колечко, выполняющее функции рессоры. Второй конец колечка крепится к аналогичному крючку или штырю на полукорлусе. Положе-
      бы оно обеспечило достаточный ход балансира — не менее 35 мм.
      Малый шкив 11 изготавливается гак же, кок общий шкив 3, и нлпроссовьп-ваегся на ось двигателя. Диаметр отверстия в шкиве зависит, в честности.
      от материала шкива. При напрессовке вал двигателя следует разогреть так, чтобы пластмасса, из которой изготовлен шкив, слегка оплавилась.
      Полукорпусы 12 вырезаются из тонкого листа металла толщиной 0,4-— 0,6 мм, загибаются, а в точках, указанных на развертке, склепываются или,
      лаивоются. Можно изготовить полуиор-пусы из пластмассы — например, полипропилена. При этом следует помнить, что пластмассовые листы толще металлических, и скорректировать размеры оси № так, чтобы большой шкив 6 не задевал за полукорпус. Опоры на полу-корпусе укрепляются винтами М3. Размеры крепящих пластинок нужно подобрать по месту, обеспечив параллельность боковых стенок полукорпусов. При выгибании полукорпусов следите за тем, чтобы внутренний размер желоба не был меньше 40 мм, иначе туда не войдуг батарейки. Двигатели ДГ1-10 (с двумя магнитами) оставляются в отверстия в полукорпусах, их можно приклеить, например, эпоксидной смолой или прижать хомутиками. Последний вариант лучше, он облегчает демонтаж.
      Ось 13 стальная, служит для соединения полукорпусов. Она должна проворачиваться без люфта во втулках 14.
      Втулки 14 выгачиваются из мягкого алюминия или меди, ко» цы их раэваль-цовываются. Предварительно но развальцовываемый конец надевается шайба 15.
      Несколько советов по сборке опор. Сначала проверьте легкость вращения осей 4 и 10 во втулках 7 и легкость вращения втулок 7 во втулках балансира. Зятем запрессуйте, но оси 4 и 10 большие шкивы 6 и, вставив оси в соответствующие места, запрессуйте шкивы 3 и 11. При запрессовке целесообразно с обеих сторон больших и малых шкивов поместить по шайбе с внутренним диаметром 3 мм. Это предохранит шкивы от деформации при запрессовке и при затягивании гаек. Перед сборкой не забудьте смазать все вращающиеся детали. После запрессовки шкивов наденьте колеса 1 на оси и соедините с общим шкивом 3 гассиками. Порядок установки пассиков безразличен, важно лишь, чтобы их натяжение было оди-
      ми М3 привинчивается наружная щечка 5. Опора почти готова. Остается только надеть пассик на шкивы 6 и 11, проверить легкость вреще» ия и отсутствие заеданий как у колес, ток и у всой обоймы с колесами.
      Теперь, просунув через отверстие в полукорпусс шкив промежуточной опоры балансира, можно привинтить опоры к полукорпусам и заняться регулировкой подвески. Регулировку лучше всего произвести на полусобранной модели {без кузова) с установленными на место батарейками. Постарайтесь избежать перекоса корпуса из-за неравенства в упругости подвески раэ-
      Элскгросхема модели проста. Для присоединения пульта управления к модели потребуется гибкий трехжильный кабель. Но, конечно, подойдут и просто три провода. При пайко проводов к двигателям нужно предварительно пробовать направление их вращения. Подсоединение батареек лучше всегопроизвести трехгальцевыми клеммами
      Кузов модели мы показали схематически, его оформление зависит от вкусов и возможностей каждого моделиста. Склеить половинки кузова можно из картона, но лучше тонким металл. Исли вы решите делать кузов из
      эиться с его окраской и лакировкой. Половинки кузова крепятся к полукорпусам четырьмя винтами М3 каждая: два сверху и по два на поперечной планке полукорпусо.
      Пульт управления представляет собой дощечку или коробочку с двумя кнопками от электрических звонков. Если нажаты обе кнопки, модель движется прямо. Опустив одну кнопку, в»»1 заставите модель поворачиваться. Можно усовершенствовать пульт, установив общий переключатель для движения прямо и назад или даже реостат, регулирующий скорость движе-
      Дяя тех, кто ие любит строго следовать чертежам и хочет сам поупражняться в конструировании, наша модель открывает широкие возможности. Так, если под рукой еегь запас шестеренок, можно заменить зубчатыми передачами ременные передачи от общего шкива к колесам и с двигателя на промежуточную опору. Диаметр зубчатых колес, например, от часов или приборов должен быть немного (на 1—1,5 мм) меньше диаметра колес 1. Шестеренку, заменяющую общий шкив, придется сделать потолще, чтобы обеспечить нормальное зацепление зубьев шестерен. Размеры передач можно подобрать экспериментально.
      Для передачи вращения от двигателя к промежуточной опоре подойдут любые шестеренчатый пары с передоточ-
      Можно заменить ременную передачу зубчатой н на балансире. Здсс.» пе-грудно установить несколько одинаковых шестеренок друг за другом. Диаметр их должен быть о голо 30 мм. Сложнее установить на балансире конические угловые передачи. При этом ка промежуточной опоре и продольном вело должны стоять малы ькис шестеренки, а на оси 3 — бсп.шея. Передаточное отношение должно быть разно
      Не обязательно оснащать модель и двигателями ДП-10. В полукорпусс есть место и для более мощного двигателя, который сможет вращать колеса сразу двух опор. Но тогда придется добавить на каждую сторону по фрикционной муфте, иначе модель потеряет способность поворачивать. Придумать и сделать электромагнитные фрикционные муфты довольно сложно, но интересно.
      Любители изобретать могут подумать над конструкцией плавающей модели или разработать для нее радиоуправ-
      Когда модель будет готова, испытайте ее на ровной поверхности, а затем подыщите подходящий полигону с ям-
      те нам, как она у вас ходит.

 

 

НА ГЛАВНУЮТЕКСТЫ КНИГ БКАУДИОКНИГИ БКПОЛИТ-ИНФОСОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКАФОТО-ПИТЕРНАСТРОИ СЫТИНАРАДИОСПЕКТАКЛИКНИЖНАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ

 

Яндекс.Метрика


Творческая студия БК-МТГК 2001-3001 гг. karlov@bk.ru