На главнуюТексты книг БКАудиокниги БКПолит-инфоСоветские учебникиЗа страницами учебникаФото-ПитерНастрои СытинаРадиоспектаклиКнижная иллюстрация





Библиотечка «За страницами учебника»
Для умелых рук 1972-06

Приложение
к журналу
«Юный техник»

Для умелых рук

*** 1972-06 ***


DjVu


 

PEKЛAMA

Заказать почтой 500 советских радиоспектаклей на 9-ти DVD.
Подробности >>>>


Дорогие читатели! С 1-го номера этого года наше приложение «ЮТ для умелых рук» выходит в увеличенном объёме один раз в месяц.

 


      Просматривая старые кинофильмы, невольно удивляешься: до чего неуклюже раскрашены лица актеров! Оказывается, они гримировались по-старому, по-театральному, а на экране это заметно.
      Теперь вы видите на экране лицо, скажем, Наполеона или Кутузова и поражены портретным сходством, а грима совершенно не видно. Неужели режиссер разыскал двойника! Нет, во всех таких случаях применяется пластическая маска — остроумное изобретение наших кинематографистов.
      Пластическая маска передает мимику лица, не мешает актеру и в то же время совершенно преображает его.
      Для самодеятельного театра и эстрады, для любительского кинематографа, для веселого маскарада нетрудно сделать пластические маски. Изготовление их — хорошая школа для юных скульпторов, художников и гримеров стр. 2
      СТАНОК ПЕРВОПЕЧАТНИКОВ
      Печатный станок вместе с типографским набором — это, вероятно, самое важное изобретение в истории человечества. Наука, литература, искусство двинулись вперед неслыханным темпом, как только в XV— XVI веках возникли типографии. Книги, а затем журналы, газеты, репродукции, афиши, плакаты, упаковка — все это стало доступным массе людей.
      Сегодня мы расскажем, как был устроен первый в нашей стране печатный станок и как его воспроизвести в макете стр. 10
      ЛУНОХОД-1
      17 ноября 1970 года на поверхность Луны вышел первый в мире космический робот — управляемый по радио самоходный аппарат, доставленный советской ракетой «Луна-17». Он обследовал значительный участок Лупы и дал ценные для науки материалы.
      О том, как сделать макет лунохода, читайте стр. 4
      Коллекция лиц и улыбок 2
      Луноход 4
      Старинный инструмент 5
      Легендарный танк 6
      Аквапед 3
      Станок первопечатника Ивана Федорова 10
      «Сома»
      Радиомегафон «Карабас» 12
      Секреты умелых рук 14
      От солнца и дождя 15
     
      КОЛЛЕКЦИЯ ЛИЦ И УЛЫБОК
      Актер уходит со сцены и снимает лице. Что это, фокус! Нет, одно из новейших достижений гримировального искусства — пластическая маска.
      Первобытный человек, надевая маску для исполнения обрядового танца, не знал, что тем самым открывает новый вид искусства — театр. Но эта маска была неподвижна.
      б китайском классическом театре превращали в маску само лицо, накладывая на него толстый слой грима. Древние греки предпочитали маски из покрытого гипсоал полотна. Римские отличались от древнегреческих большими размерами глаз и рта. В середине XV! века в Италии родилась «комедия день арте» — комедия масок. С конца XVI века новый жанр начал хкреть. Вместе с ним кончилась зпоха неподвижной маски, лишавшей актера естественности игры, а лицо его — мимики. Театр нового времени предпочел грим. Он усиливал сценическую иллюзию, помогал индивидуализировать роль. Но прошли три столетия, и маска — уже живая, гибкая — возродилась.
      С незапамятных времен в театре, кроме масок и грима, применялись всевозможные налепки, наклейки. На-лепки чаще всего изготовлялись из пластилина или из близких к нему по свойствам гумоза и мастики. Материалом для наклеек служили вата, папье-маше, для париков — чулок и бычий пузырь.
      До лоры до времени эти способы грима удовлетворяли актеров. Но родилось кино, а в самом кино — фильмы, требующие большого портретного сходства. Театральный грим для кино не годился: он был заметен, скрадывал мимику лица.
      Толчком к поискам новых методов послужил случай. В 1937 году в Ялте снимался фильм «Доктор Айболит» с Максимом Штраухом в заглавной роли. Доктору Айболиту полагался большой нос картошкой, каковой ему и налепили из гумоза. Дело происходило летом, солнце жгло, гумоз плавился и не желал держаться. Выход в конце концов нашли: на каркас, повторяющий форму носа, натянули тонкий шелк, загримировали, нацепили очки. Съемки
      продолжались, а творческий поиск только лишь начался. Возглавил его художник-гример Владимир Георгиевич Яковлев — тот самый, который соорудил Штрауху непокорный нос.
      После долгих поисков было решено делать наклейки из желатина с глицерином.
      Параллельно с Владимиром Георгиевичем работу вели и другие, в частности ленинградский инженер Р. Рау-гул. Он делал маски из ваты, пропитанной каучуком, а потом вулканизировал их. Но производство их оказалось опасным, вредным для здоровья, его вскоре запретили.
      Неудача, постигшая Раугула, не охладила, а подстегнула других изобретателей. В предложении ленинградского инженера была ценная мысль — использовать каучук. Главный успех выпал на долю Яковлева. В содружестве со специалистами по резине он разработал оригинальную технологию, позволяющую изготовлять и деталь-наклейку, и целую маску-шлем.
      Изобретение пластического грима возвратило маске право на жизнь.
      Вспомним известного всем Фантомаса, менявшего свое обличье как перчатки. Работы в этой области ведутся не только у нас, но и за рубежом.
      Известны несколько способов изготовления пластических масок. Начнем с самого совершенного.
      С лица снимают гипсовый слепок. Для этого обильно смазывают актеру вазелином лицо и волосы по линии лба. Уши затыкают ватой, в нос вставляют две резиновые трубки, которые позволяют дышать. Убедившись, что диаметр трубок соответствует размеру ноздрей, руками или специальной лопаткой на лицо накладывают гипс, разведенный водой до консистенции сме-таны. Работать надо быстро, потому что гипс скоро застывает. После полного затвердения маску снимают. Сделать это легко: стоит лишь нагнуть
      голову, как гипс отделится сам. Перед нами так называемая негативная форма. Теперь надо получить «первичную» позитивную маску. Вновь готовят раствор и равномерным слоем вливают его в предварительно смазанную изнутри мылом негативную форму. Получается лицо актера — но еще не героя, которого он будет играть. На первичной маске пластилином долеп-ливают необходимые изменения лица — скажем, тяжелый подбородок, крючкообразный нос, одутловатые или втянутые щеки, — она будет служить эскизом для изготовления вторичных масок и рабочих форм. Вторичную маску получают тем же путем, что и первичную, заменяя только медицинский гипс гипс-цементом. Ее тоже тщательно долепливают пластилином, сводя края налепок на нет, обильно смазывают жиром и, закрепленную, помещают в опоку. На первую опоку ставят вторую и заливают тем же гипс-цементом. Образуется контрформа. Дав гилсу затвердеть, пресс-форму разбирают, контрформу высушивают. После просушки пресс-формы собирают и смазывают жиром. В контрформу заливают пенообразный латекс ревертекс — натуральный каучук — и насаживают на нее верхнюю часть пресс-формы: предвари-
      тельно каучук вспенивают, добавляя в него большое количество мыла. Вулканизируют маску в шкафу-термостате при температуре 140°. Вулканизация не требуется в том случае, когда вместо латекса ревертекса применяют латекс ревультекс — самовулканизирую-щийся каучук. Определить степень «зрелости» маски несложно: если прикосновение к ней следов не оставляет, значит она созрела.
      Но у вас только маска лица, а вам нужна маска-шпем. По известному уже способу отливают монтюр (парик) и склеивают или сшивают его с основной маской, в которой делают прорези дпя глаз и рта. Перед выступлением маску гримируют, добиваясь сходства с тем, кого она изображает.
      Так делают маски на всех киностудиях страны. В домашних условиях осуществить этот способ трудно.
      Технология изготовления упрощается, если заменить латекс желатином. Берут желатин и опускают его в воду. Когда он набухнет, лишнюю воду сливают, а желатин вываливают на противень н плавят на медленном огне.
      Чтобы он не схватился, добавляют глицерин. Последующие операции, за исключением вулканизации, — такие же, как и в первом способе. В случае нужды готовую маску можно переплавить и сделать новую.
      По третьему способу разбавляют спиртом или ацетоном до желеобразного состояния водоацетатную эмульсию. Полученную массу тонким слоем нансглт на гипсовую лгодель либо на обыкновенный чулок, покрытый санда-рачкым лаком и натянутый на болванку требуемой формы. Через некоторое время маску аккуратно снимают и примеряют. Если необходимы какие-либо незначительные изменения, производить их следует немедленно, до скончательного затвердения. Приобрести водоацетатную эмульсию можно в любом магазине красок, сандарач-ный лак — в магазинах Всесоюзного театрального общества (ВТО). Используя такую маску, нужно соблюдать некоторую осторожность. Она жестковата, поэтому края ее желательно смягчить наклейками из ваты или материи. Скреплять обе ее половинки надо уже на голове, лучше всего тонкой конденсаторной проволокой.
      И наконец, последний, самый простой способ. Хорошо накрахмаленный чулок раскрашивают,, делают в нем прорези для глаз и рта и натягивают на голову. В зависимости от того, какой должна быть маска, нашивают толщинки для щек, носы и уши различных форм и размеров, приклеивают бороды, усы, бакенбарды, монтюр оформляют лысиной или буйной шевелюрой.
      Приладить маску-шлем нетрудно. Надо только соответствующим образом загримировать ее и скрыть края. Другое дело — маска лица. Каучуковую приклеивают каучуковым клеем, а внутреннюю часть маски предварительно протирают спиртом. Желатиновые маски приклеивают к лицу смесью из канифоли и вазелина. Водоацетатные и чулочные маски не приклеивают — их крепят ремешками или резинками.
      Применение маске найти нетрудно. Ее можно использовать на литературных вечерах. Кто-то расскажет, к примеру, о жизни Дон-Кихота на страницах книги Сервантеса, кто-то прочтет отрывки из романа, а кто-то пройдет через сцену в маске «рыцаря печального образа». Это сделает образ благородного идальго ближе и понятнее. Или, скажем, вы приходите на новогодний бал-маскарад в маске медведя... Богатые возможности предоставляет маска для проведения «капустников», демонстрации «живых картин», выпуска «живой газеты».
      Все маски требуют бережного с ними обращения. Каучуковые каждый раз после употребления надо промывать горячей водой или ацетоном, желатиновые — только горячей водой, водоацетатные — водой комнатной температуры, а чулок стараться не порвать и время от времени подкрашивать облупившиеся места. Хранить маски надо в темном прохладном месте, чулочные — в сухом. Если срок хранения длительный, маски посыпают тальком или резиновой пудрой.
     
      Эту модель разработали юные техники Чехословакии, она была опубликована в их журнале «АБЦ» (Прага).
      Размеры модели лунохода — 240 X 240 X 150 мм. Несмотря на столь малые габариты, она способна не только передвигаться в любом направлении, но даже преодолевать препятствия высотой до 3 см и подниматься по откосу с углом 15—20°. Необходимые материалы: жесть от консероных банок, фанера, картон и тому подобное. Электромоторы в 2,5 вт, батарейка питания 1,5 в и переключатель можно приобрести в магазине «Электротовары», редуктор взять от негодного детского автомобильчика.
      Кузов и шасси. Кузов 1 вырезают из картона. Диаметр нижнего основания — 120—125 мм. К кузову привинчивают два деревянных валика, изображающих телевизионные камеры 2 лунохода. Так же поступают и с четырьмя усиками 3. Диаметр их — 8—15 мм.
      На кузов накладывают фанерную или картонную прокладку 4 шириной 4— 6 мм. У нее три выступа. На заднем крепят петлю 5, соединяющую ее с помощью -жестяной пластинки 6 с картонной крышкой 7 0 180—190 мм. На двух других монтируют гильзы 8 и 9 04 мм для антенн. Антенна 10 сделана из корпуса от шариковой ручки, консервной жести и кусочков пластмассы от старых зубных щеток. Антенну 11 накручивают спиралью из мягкой проволоки 01 мм. На одной из них устанавливают сигнальную лампочку от карманного фонарика. Обе заканчиваются контактом-штифтом.
      Кузов помещают на вырезанное из 6—8-мм картона или дерева шасси 12. К шасси шурупами привинчивают четыре деревянных цоколя 13, на которые крепят неподвижные оси 14 — две дюралюминиевых полосы шириной 1,5—2 мм. С неподвижными осями соединяют Йодвижные 15. Благодаря им луноход и преодолевает препятствия. К заднему выступу шасси на «ноге» 16, сделанной из проволоки 01 мм, прикрепляют зубчатое колесико 0 20 мм.
      Монтаж и вращение колес. Берут полоски жести и сгибают так, чтобы диаметр полученного колеса 17 был 50 мм, ширина рабочей поверхности — 20 мм. В месте стыка жесть сваривают или закрепляют иным способом. Затем из медной проволоки 0 0,5—0,8 мм нарезают спицы требуемой длины и затягивают их в колесе. В центр, образованный пересечением спиц, помещают втулку 18 — обрезанную с обеих концов полиэтиленовую бутылочку из-под лака или шампуня. Остается выточить из дерева колесные оси 19 0 15—20 мм, шурупами прикрепить их к подвижным и неподвижным осям — по четыре с каждой стороны — и насадить на них собранные колеса. Предварительно ось для уменьшения трения обильно смазывают маслом. Заканчивается она гайкой 20, закрепляющей колесо. Гайкой может служить яркая крышка от тюбика зубной пасты. Чтобы колесо не прокручивалось, на него натягивают резинку.
      Вращаются колеса благодаря смонтированным на шасси двум редукторам 21 и двум электромоторам 22. Вал электромотора легко касается маховика вращающего устройства. Достаточное трение между ними обеспечивает надетая на вал резина — например, велосипедный ниппель. На ось редуктора насажен деревянный валик 23 0 20 мм. На одном его конце ножовкой выпиливают две канавки, куда помещают резинки-приводы к четырем средним колесам, на другом с торца сверлят отверстие. Ось к внутренней поверхности валика должна прилегать плотно, иначе он не будет вращаться. Вращаясь, валик передает движение на колеса.
      Между электромоторами и шасси помещены две прокладки — деревянная и резиновая. Смягчая вибрацию, они обеспечивают нормальную работу электромоторов.
      Буферное устройство. Буферное устройство сигнализирует о встрече с преградой.
      К переднему выступу шасси крепят контакт 24 из консервной жести и гильзу контакта 25 Мб 0 4, к которой подключена помещенная в антенне лампочка. В гильзу вводят гвоздь 26 с изоляционным резиновым колпачком на шляпке. Назначение пружины 27 —
      смягчить удар при встрече с препятствием. Ео можно снять с шариковой ручки. Между острием гвоздя и контактом — зазор 5 мм. Как только модель наталкивается на какой-либо предмет, острие соединяется с контактом, цепь замыкается, и лампочка зажигается.
      Управление луноходом. Управление луноходом осуществляется с помощью пульта управления 28. Стенки его вырезают из 4—6-мм фанеры или доски, склеивают и помещают в картонный футляр. Внутри монтируют четыре батарейки питания 29, две нажимные кнопки 30, две переборки 31 и рычажный двухполюсный переключатель 32.
      Переключатель определяет движение модели вперед-назад, нажимные кнопки — направо-налево. Чтобы повернуть луноход направо, нажимают правую кнопку, налево — левую. Нажимая одновременно на обе кнопки, его передвигают — в зависимости от положения рычага переключателя — вперед или назад. Контакты на переборках делают из консервной жести. Выводы загибают под углом 90°, выводят в прорези в фанере и разгибают.
      Коробку управления с луноходом соединяют три 2—3 м провода 0 0,3 мм. Два из них подключены к электромоторам, третий — к контакту буферного устройства.
     
      СТАРИННЫЙ ИНСТРУМЕНТ
      Живет в Минске журналист, страстный почитатель старины. Не один десяток лет посвятил он собиранию предметов народного быта. Изъездив и исходив родную Белоруссию вдоль и поперек, Николай Васильевич Могильный стал обладателем коллекции, которой позавидует любой музей.
      Среди собранных им памятников старины есть инструменты. Орудия, которыми трудились наши предки, удивительно целесообразны и просты в изготовлении. И сегодня любитель мастерить с охотой воспользуется образцами, проверенными долгой практикой.
      Иган, начинаем путешествие в страну прошлого.
      Токарный станок для дерева. Приводился в движение луком, которым дей-стовали как пилой, а тетива вращала шпиндель.
      Малые кузнечные клещи. От нынешних отличаются тем, что губы у них плоские.
      Из молотов наиболее интересен молоток с двумл бойками.
      Топор из коллекции Николая Васильевича отличается удлиненным лезвием, свисающим на топорище. Отлит он из кричного железа.
      Ступы и пестики — деревянные. Пестик более раннего времени напоминает каменный топор первобытных людей. На палку насажен отшлифованный кремень и закреплен веревкой. Чтобы удобнее было им толочь, ступу делали пошире.
      Один циркуль — разметочный. У него две пружинящие ножки и кольцо, фиксирующее расстояние между ними. Другой — круговой.
      Сверло — инструмент, нужный для разных дел. Народный сверлильный станок устроен остроумно. К шпинделю прилажен такой же лук, как у токарного станка, тетива закручена вокруг шпинделя. Одной рукой мастер давил на шпиндель сверху, другой орудовал луком. Ниже помещался каменный кружок — маховик, выравнивающий скорость вращения сверла.
      В прежние времена крыши крыли соломой. А чтобы не торчала она в разные стороны, ее приглаживали специальными щетками. Одни щетки похожи на скребки для лошадей, только деревянные, другие — на молоток с двумя головками, одна из которых перевернута.
      Шкуры животных крестьянин обычно обрабатывал собственными руками. Для этого применялся скребок нехитрой конструкции: изогнутая металлическая пластина и две деревянные ручки.
      Мы надеемся, что некоторые из этих инструментов пополнят арсенал любителя мастерить.
      Танк Т-34 прославился в годы Великой Отечественной всй:ы.
      Основной деталью бумажной модели танка Т-34 является корпус 1. Все другие детали крепятся к нему с помощью клея (белый, синтетический] или с помощью осей вращения. Башня 2 со стволом орудия вращается вокруг трубы 3, которая снизу и сверху склеена с корпусом и обеспечивает жесткость его. Верх трубы заклеивается кружком из иатмака. Собирайте башню так, чтобы она не снималась с трубы, но свободно вращалась. Вокруг выреза к башне приклейте шайбу из тонкой полоски бумаги, которая не даст башне осесть ка корпус. Сверху башки делается открывающийся люк.
      Самый сложный элемент макета — колеса с гусеницами 4, которые монтируются так, что танк может двигаться. Для этого колеса спарены. Гусеницы можно сделать просто из полоски бумаги или объемными, как показано ка выкройке. Верхняя часть гусеницы склеивается с нижней. На гусеницу наклеиваются треугольнички, которые держат ее между спаренными колесами. Между колесами и корпусом вставляются шайбы, а на концах осей наклеиваются заглушки. При монтаже ходовой части гусеницы с зубчаткой нужно вставлять, когда надет первый ряд колес с шайбами, а уже после надевать второй ряд колес. Оси и пушки делайте из бумаги потоньше, накручивая листок на тонкий гвоздь.
      Модель можно покрасить в защитный цвет масляной краской (с лаком) уже в собранном виде.
      Ю. ИВАНОВ
     
      УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ
      Пунктирная линия —линия сгиба. Штрихпукктирная — граница наложения другой кромки при склеивании.
      Сглоигнзя линия — разрез.
      Дг.» четкости и аккуратности линии сгиба бумага со стороны, обратной направлению сгиба, осторожно надрезается.
      Московский изобретатель Ю. Соловьев придумал маленький аквапед-попла-вок, на котором не тонешь и ногами работать привычно: надо шагать, как по земле. Скорость он развивает 6—8 км/ч. Устроен этот аквапед очень просто, его может сделать каждый владеющий слесарным инструментом.
      Конструируя аквапед, мы, в сущности, должны решить одну задачу: преобразовать возвратно-поступательное движение ног в непрерывное вращение винта в одну сторону. Обычно конструкторы применяют для этого жесткий педальный привод (см. «ЮТ для умелых рук», 1972, № 3). Пловец ложится на торпедообразный велосипед и как бы привязан к нему, зависит от аппарата, а не наоборот. Соловьеву это не понравилось. Через приводной шкив своего аквапеда он перекинул прочный шнур, на концах шнура укрепил стремена. Ноги пловца стали свободны, не надо крутить никакие педали — шагай как хочется. Это очень удобно.
      При каждом шаге шнур перематывается на шкиве и вращает вал то в одну сторону, то в другую. На втором конце вала находится ведущее зубчатое колесо, которое вращает ведомые шестерни. Те поочередно включают храповые полумуфты, передавая через них вращение, направленное уже в одну сторону, на гребной вал.
      Начинать постройку аквапеда следует, пожалуй, со шкива. Это цилиндр диаметром и высотой в 40 мм. Сделать его можно из твердых пород дерева: дуба, граба, бука. Сосна и осина не годятся — они быстро изнашиваются. Чтобы шнур не соскакивал со шкива, сделайте на нем винтовые канавки. Шаг их примерно 5—6 мм. Канавки нетрудно выточить на токарном станке. В шкиве нужно сделать (можно выжечь) квадратное отверстие для вала со стороной 7 мм. Вал будет передавать вращение ведущему колесу, он круглый, длина его 100 мм, диаметр 10 мм. Оба конца вала сделайте также квадратными под отверстия в шкиве и ведущем колесе. Когда на валу будут сидеть шкив и колесо, закрепите их винтами М4 с шайбами.
      Теперь переходим к более сложной части аквапеда — реверсу. Для него нужны три шестерни — большое коническое зубчатое колесо и две ведомые конические шестеренки. Самыми подходящими были бы шестеренки от обычной дрели, но у вас вряд ли найдутся две «лишние». Наверное, придется обратиться к взрослым токарям, чтобы они сделали вам коническую передачу с передаточным отношением 2:1.
     
      Шкив, реверс и часть гребного вала надо поместить в корпус. Его можно сделать из фанеры или полотна, пропитанного эпоксидной смолой. Форма норлуса должна быть обтекаемой. Последнее требование относится ко всем узлам. Поэтому винт надо заключить в предохранительное кольцо. Оно организует поток, заставляя струи воды течь в определенном порядке. Тем самым к.п.д. повышается до 30%. Состоит наше ноль-цо из заборного конуса. Он широкий и, если смотреть на него спереди, имеет форму эллипса. Внутрь он сходит на конус. Затем идет спрямляющий аппарат в виде четырех неподвижных лопаток — такие стоят даже на реактивных двигателях. Лопатки спрямляют поток и тоже увеличивают к.п.д. Следующая часть — цилиндрический канал, где находится винт и, наконец, обратный конус, цель которого — уменьшать потери на выходе расширяющегося потока воды.
      Самый лучший шнур получается от обычной скакалки, а стремена — из ласт. Надо только отрезать их переднюю гибкую часть так, чтобы слегка высовывались пальцы. Концы шнура пропустить через пяточную часть наших модернизированных ласт, как показано на рисунке.
      Изобретатель аквапеда придумал также оригинальный регулятор шага. Он представляет собой пластмассовую пластинку с четырьмя отверстиями. Через них пропускается шнур таким образом, что получается перехлест. Особенность этого замка в том, что во время плавания он держит шнур намертво, но стоит потащить пластинку рукой — она легко сдвинется с места.
      И, наконец, последнее. Аквапед необходимо прикрепить к туловищу. Для этого к корпусу привинтите подложку из листа дюраля толщиной около миллиметра. Ширина 300, длина — 400 мм. Переднюю часть желательно свести на конус. По краям подложку подогните, чтобы она плотно и удобно прилегала к животу.
      Аквапед легко сделать непотопляемым. Купите резиновую подушку, на краях подложки выбейте отверстия для ремешка и крепко привяжите (надутую, конечно) подушку. Теперь осталось найти широкий и прочный пояс, можно брезентовый, а лучше офицерский ремень. Выбейте два отверстия по краям подложки и для этого ремня. Теперь накрепко пристегивайте свой аквапед-поплавок — ив путь!
      A. PAT0B
     
      СТАНОК
      ПЕРВОПЕЧАТНИКА
      ИВАНА ФЕДОРОВА
      В одном из залов Государственного Исторического музея в Москве под стеклянным колпаком стоит деревянный печатный станок.
      С него, возможно, начинали работу русские первопечатники Иван Федоров, Петр Мстиславец и другие славные мастера XVI века. Этот станок долго находился на Печатном дворе и назывался «образцовым» — по нему делали все большие печатные станки.
      Конструкция его смешанная: в основном он деревянный, но есть и металлические, бронзовые детали. Копия этого печатного станка может пополнить набор школьных наглядных пособий по истории культуры, ее в качестве сувенира приятно подарить писателю, журналисту, издателю, типографу, просто любителю и собирателю книг. На нем можно и работать: печатать, например, экслибрисы — ярлыки, которые вы наклеите на книги собственной библиотеки.
      Воспроизведение конструкции станка в чертежах начнем с размера листа бумаги; в модели можно принять этот размер равным 70 X 45 мм, фактически он был в несколько раз больше. Нажимная плита пьям обычно захватывала лишь половину этого листа, одну страницу — «ин-фолио», то есть согнутый пополам лист. Поэтому печатную форму, помещенную в ящик — ковчег, подводили под нажим дважды, а для накладывания и снятия листа бумаги вовсе выводили из-под пьяма. Таким образом, на плане станка нужно предусмотреть место для четырех страниц или двух листов бумаги.
      Ковчег таскали по скамье с помощью рукоятки, шестерни и зубчатой рейки, которая ходила в пазу скамьи. Эти приспособления позже заменяли валом и ремнем, перехлестнутым через вал.
      Поверх ковчега клали две скрепленные между собой рамы — фрашкет и тимпан. Тимпан был затянут кожей и слоями мягкой бумаги, которые равномерно распределяли давление по форме. Сверху и снизу на раме тимпана имелись медные иглы — графьи, на которые накалывали лист бумаги. Фрашке-том накрывали лист бумаги сверху, в его пергаментной обтяжке прорезались отверстия там, где надо было печатать, а оставшаяся обтяжка прикрывала поля, чтобы они не пачкались.
      Нажимный винт — прас помещался между двумя вертикальными стойками с двумя перекладинами. На верхней была укреплена звезда — подобие гайки, в которую ввинчивался прас — бронзовый стержень, снизу заостренный, а вверху снабженный спираль
     
      Однажды студент-датчанин Пит Хейн сидел на лекции знаменитого физика Гейзенберга по квантовой механике. Предмет этот он изучил раньше, и поэтому мысли его витали где-то рядом.
      «Квант —это кусок, порция, — размышлял Хейн. — Вот, скажем, кубик. Его можно разбить на маленькие кубики-кванты — например, по три кванта на грань. Сколько всего будет квантов? 27. Значит, из 27 маленьких кубиков можно сложить один большой. А если эти маленькие кубики сцеплены друг с другом разными способами? Можно ли тогда из них сложить большой кубик?»
      Пит Хейн попытался вообразить, как кванты можно сцепить в фигуры и как сложить фигуры в большой куб. Он убедился, что это нелегкая задача для воображения.
      Так родилась игра «Сома».
      Впоследствии Пит Хейн стал видным ученым, инженером, математиком и поэтом. В тяжелые годы оккупации Дании он руководил антигитлеровским подпольем и стал национальным героем Дании. Это не помешало ему придумать
      ной многоручьевой нарезкой. В середине в прас вставлялась рукоятка — кука, поворачивавшая его. Снизу во второй перекладине имелось квадратное отверстие, в котором ходил пустотелый куб — орех. К нему веревками привязывали пьям.
      Один из типографов — тередорщик — откидывал куку от себя и поднимал пьям; другой — батырщик, поворачивая рукоятку, выводил ковчег из-под праса. тередорщик поднимал тимпан, откидывая его на особую стойку, открывал фрашкет и снимал лист бумаги. Тем временем батырщик натирал печатную Форму масляной краской с помощью кожаных подушек — они назывались «матцы». Сняв отпечатанный лист, тередорщик вешал его на веревку сушиться, чистый лист накалывал на графьи, захлопывал фрашкет и тимпан. Как только ковчег въезжал под прас, тередорщик тянул куку на себя — оттискивал сначала одну страницу, потом другую.
      Сейчас лист отпечатывается в типографиях за долю секунды. Но люди гордятся старинными орудиями типографов, которые печатали первые книги, учебники, журналы и газеты и тем способствовали быстрому распространению знаний в народе.
     
      игру «Геке и множество других занятных математических развлечений.
      В игре «Сома» участвуют семь деталей. Первая сделана из трех кубиков.
      Остальные шесть деталей склеены из четырех кубиков каждая.
      В настоящее время известно, что из семи деталей «Сомы» куб можно сложить 230 разными способами. Но до сих пор неизвестно, все ли способы открыты.
      Любители «Сомы», которых, вероятно, уже сотни тысяч во всем мире, научились также складывать из этих элементов фигурки собак, подобия домов и мебели. Обнаружилось, однако, что некоторые простые фигуры сложить из них принципиально невозможно.
      Игра «Сома» развивает пространственное воображение и прививает любовь к абстрактной математике. Сделайте себе детали «Сомы» и попробуйте внимательно изучить их свойства. Если вы будете нарезать кубики из рейки квадратного сечения, а не клвить из готовых кубиков, то заготовок потребуется не 27, а 16: 7 одинарных кубиков, 7 полосок по два кубика и 2 полоски по трк.
      В военных играх и туристских походах мегафон просто незаменим. «Кара-бас» — надежный помощник тренера на стадионе и в бассейне, экскурсовода на выставке. Им удобно подавать команды, объявлять счет во время спортивных соревнований. Дальность действия устройства зависит от условий работы: уровня постороннего шума, рельефа местности, силы и направления ветра, и колеблется в пределах от 100 до 400 м.
      Радномегафон «Карабас» состоит из микрофона, усилителя низкой частоты с громкоговорителем и источника питания. Его усилитель имеет номинальную выходную мощность 3 вт и воспроизводит диапазон частот от 80 до 700 гц. Питается мегафон от четырех плоских батарей типа 3336Л (КБС 0,5), включенных последовательно.
      Усилитель низкой частоты — трехкаскадный, на четырех транзисторах. Его первый каскад на триоде Ti является микрофонным усилителем. Второй каскад на транзисторе Т2 — предварительный усилитель напряжения. Третий, выходной каскад, в котором работают триоды Т3 и Т4, — двухтактный усилитель мощности.
      Все транзисторы включены по схеме с общим (заземленным) эмиттером. Связь между первыми двумя каскадами — емкостная, а между вторым и выходным — с помощью согласующего трансформатора низкой частоты Tpi. Этот трансформатор обеспечивает подачу на базы транзисторов Т3 и Т4 напряжения сигнала в протнвофазе, что необходимо для нормальной работы двухтактного усилителя мощности.
      Резистор R4. включенный в цепь эмиттера транзистора Ть образует обратную связь и вместе с делителем Ri и R2 обеспечивает нормальную работу всего каскада при изменении окружающей температуры. Режим работы триода Т2 стабилизирован резисторами Ru. Rg. Rg и R io
      Транзисторы выходного каскада Т3 и Т4 получают смещение от триода Т2. Поэтому при повышении температуры их режим остается неизменным и без применения терморезпетора. Между плюсом источника питания и эмиттером транзисторов Т3 и Т4 включен малоомный резистор R11
      Наличие этого резистора практически исключает влияние разброса параметров применяемых транзисторов па режим каскада. В случае непосредственного подключения эмиттеров триодов Т3 и Т4 к положительной шине потребуется тщательная подборка транзисторов с близкими значениями коэффициента усиления по току.
      Резистор R3 и конденсатор С2 образуют ячейку развязывающего фильтра, нейтрализующего вредную связь между каскадами через цепи питания.
      Параллельно первичной обмотке выходного трансформатора Тр2 включен конденсатор С7. Его емкость подобрана так, что он. «срезает» наиболее высокие частоты звукового диапазона, предотвращая тем самым самовозбуждение усилителя.
      Включение мегафона производится кнопкой Кн2. Фонический вызов дается нажатием кнопки Кнь которая соединяет выход усилителя со входом через резистор R7 и конденсатор Cs- Усилитель возбуждается, и в громкоговорителе слышится звук сирены.
      Почти все детали, необходимые для мегафона «Карабас», готовые, заводского изготовления.
      Транзисторы Т, и Т2 — типа МП39— МП42 или П13 — П16 с любым буквенным индексом. Их коэффициент усиления по току должен быть не менее 40. Выходные триоды Т3 и Т4 мощные, низкочастотные, типа Г1213—П214 (П4 или П201 — П203). Коэффициенты усиления (В = 40 -г-100) и обратные токи коллекторов этих транзисторов не должны отличаться более чем на 20%, иначе усложнится налаживание выходного каскада. Для этих триодов из листовой латуни или алюминия нужно изготовить радиаторы. Вырезанные по указанным размерам пластины зажмите в тисках и просверлите размеченные отверстия. Затем изогните каждую пластину, а поверхность радиаторов зачистите наждачной бумагой. Особенно тщательно отполируйте места установки транзисторов.
      Микрофон собран из электромагнитного капсюля ДЭМШ (ДЭМШ-1а или ДЭМ-4м). Если у вас не окажется такого капсюля, можно использовать в качестве микрофона наушники от головных телефонов ТОН-1, ТОН-2 и другие.
      Громкоговоритель Гр рассчитан на номинальную мощность 4 вт. Хорошие результаты получаются с динамиками типа 4ГД-28. Можно использовать также громкоговорители 4ГД-1 или 4ГД-7.
      Резисторы — любого типа и на любые мощности рассеяния. Желательно, однако, чтобы эти детали были малогабаритными.
      Электролитические конденсаторы — типа ЭМ, К50-6 или «Тесла». Конденса. тор Сб емкостью 200 мкф можно составить из вух или четырех электролитических конденсаторов меньшей емкости.
      Конденсаторы Cs и С7 — типа КЛС, К74-5 или МБМ.
      Трансформаторы Tpi и Тр2 самодельные. Они наматываются на сердечнике из пластин Ш-9, толщина набора 16 мм. Первичная обмотка трансформатора Тр, содержит 1500 витков провода ПЭЛ 0,15 — 0,18 мм, а вторичная — 320 витков такого же провода с отводом от середины (160+160 витков). Первичная обмотка выходного трансформатора Тр2 состоит из 180 витков провода ПЭЛ 0,5—0,7 мм с выводом от середины (90 +. 90 витков). Вторичная обмотка для громкоговорителя с сопротивлением звуковой катушки 4,5 ома выполнена проводом ПЭЛ 0,7 — 0,9 мм и имеет 65 витков. Между рядами обмотки не забудьте сделать прокладки из конденсаторной бумаги или лакоткани.
      Усилитель монтируется на печатной плате из фольгированного гетинакса размером 140 X 90 мм.
      На пластину переведите чертеж монтажной платы, а в местах, где должны быть отверстия, сделайте керном углубления. Те части фольги, которые должны оставаться на плате, аккуратно закрасьте нитролаком. После высыхания лака рисунок следует отретушировать и хорошенько прочистить просветы между проводниками.
      Травление платы ведется в растворе хлорного железа (150 г реактива на стакан воды) и продолжается 40— 50 мин. Однако если раствор подогреть до 40° С, плата вытравится за 10— 15 мин.
      После химической обработки промойте плату в проточной воде и ацетоном или растворителем снимите слой защитного лака. Теперь остается в местах углублений, набитых керном, просверлить отверстия и разместить на плате детали.
      Из жести или тонкого алюминия изготовьте рупор. Его первый отсек занимает громкоговоритель, который крепится к стенкам металлическими или пластмассовыми уголками.
      Пластинка из жести или оргстекла разделяет первый и второй отсеки. Во втором отсеке размещаются монтажная плата и кнопка включения сирены. Третий отсек предназначен для комплекта батарей. Задняя крышка отсека съемная: она крепится зажимным
      винтом.
      Микрофон прикрепите к рупору через амортизатор — пористую резину или пенопласт. Амортизатор можно сделать из обычной резинки для карандаша размером 30 X 40 мм. Хорошая амортизация микрофона резко уменьшит акустическую обратную связь и предотвратит самовозбуждение.
      В рабочем положении мегафон поддерживается за ручку, которую можно сделать из текстолита, органического стекла или дерева. На ней устанавливается кнопка включения усилителя Кн2.
      Налаживание радиомегафона начните с тщательной проверки монтажа усилителя. В разрыв цепи, идущей от минусового провода питания к среднему выводу первичной обмотки трансформатора Тр2, включите миллиамперметр со г шкалой 25—50 ма. Прибор должен показать ток 20—24 ма. Установить требуемый ток можно изменением сопротивления резистора Rm-
      После проверки выходного каскада в коллекторную цепь транзистора Т2 включите миллиамперметр со шкалой 5—10 ма. Здесь коллекторный ток должен быть в пределах 3—5 ма. Подгонку режима производят подбором резистора Re.
      Далее измеряют ток коллектора триода Ть который не должен превышать 1,2—1,5 ма. Значительное отклонение от этой величины укажет на необходимость изменения сопротивления резистора Ri.
      Установив рекомендуемые режимы транзисторов, проверьте усилитель при работе от микрофона. Если голос усиливается без искажений — все в порядке. В заключение испытывают работу фонической сирены. При включении кнопки Кщ в громкоговорителе будет раздаваться громкий звук с частотой 600— 800 гц. Если сирена не работает, нужно поменять местами выводы вторичной обмотки трансформатора Тр2. Необходимый тембр звучания подберите изменением емкости конденсатора Cs.
     
      В ЛЕС ЗА СУШЕНЫМИ ГРИБАМИ
      Грибы быстро портятся: утром их соберешь, а под вечер они уже темнеют. Если их тут же не поджарить, назавтра придется ЕЫбро-сить. Но можно сушить грибы прямо во время сбора, на лесной поляне. Переносную сушилку сделайте из четырех круглых пятикилограммовых банок из-под селедки. У трех банок вырежьте дно и крышку, на ободьях пробейте отверстия диаметром около 5 мм. Банку с невырезанным дном поставьте на огонь, скажем, на горящие угли костра.
      На эту банку положите ряд шомполов из дюраля или железной проволони диаметром 3—4 мм с нани-сгнныкм на них грибами. Впрочем, шомпола могут быть и деревянными. Наверх поставьте обод, в отверстия вставьте ряд шомполов, снова положите ряд шомполов и так далее. Время от времени нижние секции с подсушенными грибами надо переставлять вверх. Не забывайте прокручивать шомпола.
      И еще один совет. Багаж из четырех банок громоздок. Чтобы он стал компактным, разрежьте ободья. Если их немного сжать, то они легко вложатся в одну банку.
     
      ГРЕЛКА ДЛЯ МОТЫЛЯ
      Любителям подледного лова частенько приходится зимой, в мороз, сидеть с мормышкой. Хлопотно, правда, возиться с наживкой: пока ее достанешь из-под тулупа да на крючок наживишь — рука замерзнет. Иначе нельзя — замерзнет мотыль.
      А. Комолов, контролер Рязанского завода счетноаналитических машин, решил коробочку с мотылем крепить к руке, как часы. Коробку величиной чуть больше спичечной он вырезал из дерева, ремешок из-под часов нашелся — снасть готова.
      Пошел Комолов испытывать коробку-часы. Но, увы, через час мотыль замерз. «Чем его подогреть? — думал рыболов. — Рукой!» Коробка-то на руке, а в руке как-никак 36°. Деревянное дно вырезал, вместо него вставил дюралевое. Теперь рука сама подогревает наживку.
     
      ПОДТАЛКИВАЙТЕ ПРОВОД СОЛЕНОИДОМ
      Протянуть провод через пластмассовую трубку большой длины нелегко. Эту операцию может облегчить соленоид.
     
      УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ТИСКИ
      Тиски — инструмент хороший, но надежно зажимать он может только детали с параллельными гранями. Для сложных работ можно сделать универсальные тиски. Для этого снабдите каждую губку тисков поворачивающейся колодкой с выемками по периметру.
     
      ХОРОШЕЕ ОТНОШЕНИЕ К ГВОЗДЯМ
      Если вы воспользуетесь изобретением Ф. Костина, ваши клещи не изогнут ни один выдираемый гвоздь. В одной из ручек клещей надо просверлить отверстие и вставить вилку, закрепив ее гайкой. Легкое движение клещами — шляпка гвоздя приподнялась. Теперь подведите под шляпку вилку и продолжите подъем. Чтобы окончательно вынуть гвоздь, поверните клещи на 180° и подхватите его вилкой. Гвоздь прямой.
      Если придется протянуть пучок проводов, то лучше сначала прикрепите его к нитке с иголкой и протащите соленоидом иголку.
      Киевляне С. Слесаревский и С. Стельмах, придумавшие этот способ, утверждают, что соленоид из двухсот витков провода, потребляя ток 5 а, обеспечивает протяжку нити через 2-мм трубку длиной в десятки метров.
     
      КАК ВЫПРЯМЛЯТЬ ГВОЗДИ?
      Для этого полезно сделать простейшее приспособление, состоящее из пуансона и матрицы. Самый лучший материал для «гвоздеправа» — сталь С-3. Ленинградец А. Гольденберг
      вот уже несколько лет пользуется своей самоделкой и очень доволен.
     
      БЫСТРО И УДОБНО
      Чтобы не тратить напрасно время, перелистывая толстый том, в телефонных книгах, словарях, энциклопедиях и справочниках, длинные стороны страниц нередко обрезают уступами, а к углу выреза приклеивают букву алфавита — получается лесенка, и все буквы видны. Можно открыть том на нужной странице.
      Однако на длинной стороне обреза помещается лишь алфавит, около тридцати
      вырезок, а страниц в томе бывает много сотен, и нужную приходится находить, перелистывая ненужные.
      Московский изобретатель Л. И. Соловьев придумал использовать для высечки верхнюю или нижнюю короткие стороны страниц.
      Скажем, вы ищете в словаре слово «инженер». По боковой высечке находите сначала раздел на букву И. Тут же начинаются лесенки, вырезанные сверху или снизу: ИБ — ИВ — ИГ — ИД... и так далее, до конца... ИЮ — ИЯ. Неупотребительные сочетания, впрочем, можно и пропустить. Там, где кончается раздел И, кончается и лесенка.
      Пока еще такие словари и справочники не выпускаются, но, если в доме есть словарь, которым часто пользуются, вы сами можете вырезать в нем промежуточные лесенки-указатели.
     
      ОТ СОЛНЦА И ДОЖДЯ
      Летом многие ребята отдыхают в пионерских лагерях, ходят в турпоходы, помогают взрослым в поле. Везде они могут построить небольшие сооружения и навесы для отдыха, чтения, коллективных бесед и выступлений самодеятельных артистов.
     
      ПЕРВЫЙ ВАРИАНТ. Возле полевого стана с помощью взрослых можно соорудить легкий навес из перкалевой ткани или брезента. В качестве опор в зависимости от размеров навеса используют металлические стойки или деревянные колышки. Наклонные стойки монтируют парами. Закрепляют их оттяжками из проволоки, шнура или каната. В верхней части стоек проделаны отверстия для крепления навеса и оттяжек. Опираются стойки на кубики из бетона, в центре которых закреплены отрезки трубы большего диаметра, чем сама стойка.
      ВТОРОЙ ВАРИАНТ. В качестве опор использованы кирпичные стены или стенки из местного камня. Стены можно выкрасить в яркий цвет и декоративно оформить. Чтобы сильный порыв ветра
      не сорвал ткань покрытия, применяют тросы или шнуры, закрепляемые с двух сторон навеса к бетонным кубам.
      ТРЕТИЙ ВАРИАНТ. На земле размечают круг0 3—6 м. По его периметру ставят соединенные между собой стойки. Нижняя часть стойки опущена в бетонный башмак, а верхняя закреплена оттяжками. Нитями шнура закрепляют ткань или парусину. Защитой от дождя или солнца, кроме ткани, могут быть цветной стеклопластик, рейки, полиэтиленовая пленка.
      ЧЕТВЕРТЫЙ ВАРИАНТ. Конструкции из стальных труб, напоминающие треугольник, — основа несущей опоры. Несколько таких треугольников образуют легкое сооружение, к наклонным стойкам которого прикреплены цветные тенты, спасающие от дождя и солнца. Соединены наклонные стойки вверху, а закреплены в бетонном основании. Справа и слеза от входа поставлены два реечных экрана. На одном может быть надпись, на другом — полки для книг и журналов.
      ПЯТЫЙ ВАРИАНТ. Возле старого дерева можно построить назес из реек. В качестве опоры используют сам ствол дерева. Радиус навеса — до 3 м. Рейки применяют сечением 1Э050 мм. Их шурупами прикрепляют к металлическим уголкам в двух точках — к концам большого и малого диаметров. Вся конструкция есит на стальных тяжах — проволока 0 10—12 мм, — прикрепленных к кольцам из металлических уголков. Деревянные рейки покрывают олифой или масляной краской.
      ШЕСТОЙ ВАРИАНТ. Из обычных реек, окрашенных в яркий цвет, создают приятное место для отдыха. На земле собирают две половины щитов, шнурами или тросами подвешивают их к дереву (рис. 8]. Можно использовать и наземные опоры (рис. 6).
      СЕДЬМОЙ ВАРИАНТ — шалаш на дереве. Чтобы взобраться ка наблюдательный пункт, используют веревку или канат с узлами. Крышу делают из хвороста или веток самого дерева, укрепленных на горизонтальной палке.

 

 

На главнуюТексты книг БКАудиокниги БКПолит-инфоСоветские учебникиЗа страницами учебникаФото-ПитерНастрои СытинаРадиоспектаклиДетская библиотека

 

Яндекс.Метрика


Творческая студия БК-МТГК 2001-3001 гг. karlov@bk.ru