НА ГЛАВНУЮТЕКСТЫ КНИГ БКАУДИОКНИГИ БКПОЛИТ-ИНФОСОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКАФОТО-ПИТЕРНАСТРОИ СЫТИНАРАДИОСПЕКТАКЛИКНИЖНАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ

Библиотечка «За страницами учебника»

Для умелых рук 1972-12

Приложение
к журналу
«Юный техник»

Для умелых рук

*** 1972-12 ***


DjVu


PEKЛAMA Заказать почтой 500 советских радиоспектаклей на 9-ти DVD. Подробности...

Выставлен на продажу домен
mp3-kniga.ru
Обращаться: r01.ru
(аукцион доменов)



 

Дорогие читатели! С 1-го номера этого года наше приложение «ЮТ для умелых рук» выходит в увеличенном объёме один раз в месяц.

 


      Елки архитектора В. Страшнова можно сделать за считанные минуты, были бы клей, картон и фольги-рованная бумага. Подаешенные ка тонких нитях в разных местах школьного зала, они создадут впечатление настоящего леса, в котором, наверное, каждому хотелось бы отпраздновать наступление Нового года.
     
      Вряд пи кто откажется от велосипеда. на котором можно и кататься, и перевозить различные грузы, а в случае надобности его можно было бы разобрать и уложить в рюкзак. Сконструировали такой велосипед юные техники из Саратова.
     
      Электрохудожник — это простенький прибор, позволяющий рисовать обычной вязальной спицей. Конечно, для серьезных занятий живописью электрохудожник не годится: его цветовая гамма ограничена двумя цветами — зеленым и синим. Но как забавная игрушка он доставит немало приятных минут и тем, кто только начинает комиться с простейшими злектриче сними схемами, и тем, кого привле чет оригинальный способ рисо
     
      В наших городах растут многоэтажные дома. Это беспокоит любителей езди на велосипеде. Ведь обычный дорожный велосипед в лифт не входит, а тащить его на себе на восьмой этаж не хочется. Да п для хранения его в квартире нет места.
      Ребята из кружка микротранспорта при ЖКО завода «Техстекло» совместно с областной станцией юных техников города Саратова сконструировали простой складной велосипед, который можно сделать дома или в школьной мастерской. Это не просто складной дорожный велосипед, а универсал: за две-три минуты его можно превратить в грузовой. Он поднимает 50—60 кг. Привезя груз, вы его можете сбросить, не слезая с велосипеда.
      Для изготовления такого велосипеда вам понадобятся: две старые рамы от мужского дорожного велосипеда, две передние вилки, дюралевая или железная полоска и несколько кусочков фанеры и деревянных чурок, два колеса от велосипеда «Школьник», «Орленок» и два колеса от детского самоката нли велосипеда марки Л-155.
      Еще вам потребуются несколько гвоздей для клепок 0 4—5 мм, кусочек железа толщиной 1—2 мм и несколько болтов или винтов с гайками.
      Год назад в саратовском клубе «Романтик» завода «Техстекло» задумали организовать кружок микротранспорта, с тем чтобы в нем занимались дети рабочих завода. Возглавить его предложили Альберту Петровичу Селиванову. Выбор на Альберта Петровича пал не случайно. Руководимый им такой же кружок на областной станции юных техников известен не только в Саратове, но и далеко за его пределами. Работы членов кружка экспонировались ка областных, республиканских, всесоюзных выставках технического творчества молодежи, награждались грамотами и дипломами.
      На рисунке внизу слева показаны места, где надо разрезать старые рамы для изготовления элементов новой рамы.
      В результате вы получите детали 1. 2, 3.
      Изготовление новой рамы начинайте с детали 1. Обрезав ее по размерам, указанным на чертеже, изогните произвольным радиусом перья задней вилки. Положите деталь на ровную поверхность и очертите ее контур мелом. Это нужно, чтобы можно было контролировать, на сколько вы отогнули перья от их первоначального положения. Концы перьев надо отогнуть на 150 мм. Перед этим надо прогреть перья паяльной лампой или газовой горелкой.
      Чтобы детали 1, 2, 3 соединить между собой, ван понадобятся два соединительных вкладыша (деталь 5) и одна соединительная муфта (деталь 6). Деталь 5 изготовляется из обрезков верхней трубки рамы. В нее вбивается деревянная чурка. После этого соединительный вкладыш вставляется в детали 1 и 3, сквозь все детали сверлится отверстие по диаметру гвоздя, предназначенного для клепки, и детали склепываются. При их соединении надо быть очень внимательным, чтобы не допустить перекоса. Изготовив основную часть рамы, приступайте к сооружению приставок: дорожной и грузовой. Деталь 4, так же как и деталь 2, вырезается из велосипедной
      рамы, но длина трубок должка быть на 200—250 нм больше. Окончательно размер нх подгоняется по месту после изгибания. Изгибать трубки надо очень осторожно, предварительно заполнив их песком. При гибке вадо обязательно нагревать трубки. Сгибайте до тех пор, пока рулевая втулка не примет, вертикального положения относительно верхней трубки рамы.
      Для соединения деталей 2 и 5 с деталями 1 и 3 вам понадобится соединительная муфта (деталь 6) и три деревянные чурки длиной по 50 мм, которые вбиваются в верхние труб’ заподлицо.
      На верхнюю трубку детали 2 надевается муфта.
      Затем нижняя часть детали 2 соединяется с деталью 1 при помощи закрепленного в ней вкладыша. После этого совмещают верхние концы рамы, а муфту перемещают с детали 2 па деталь 3 до упора. Остается просверлить отверстия в местах соединения под имеющиеся у вас болты с гайками, которыми скрепляется вся рама, а поставить переднюю вилку и обрезать перья до нужного размера, который определит положение верхней трубки рамы. Опираясь на перья задней и передней вилок, она должна находиться в горизонтальном положении. Деталь 4 устанавливается так же, как и деталь 2.
      Теперь можем приступить к изг товлению кузова. Основание кузов (деталь 7) делается из дюралюминиевого уголка 40X40 мм или полоски -2 V 50 мм. Размеры кузова могут быть любые. В нашей конструкция его размеры 600X500X400 мм. Дно кузова, боковые откосины (деталь 10) я задняя часть делаются из т ры. Эти детали соединяются между со-бой шурупами с небольшими накладками из уголка. Деталь 9 служит для соединения кузова с передней вилкой при помощи болтов. Деталь 8 — боковые упоры для оси колеса. Второй точкой крепления оси служит осиова-На кузов устанавливаются колеса от велосипеда «Школьник» или «Орленок».
      На рисунках показан готовый велосипед в грузовом и дорожном вариантах. Обратите внимание на крепление верхней части кузова и ручки руля. Его можно изготовить из трубки или прутка произвольной формы и длины.
      А. СЕЛИВАНОВ
     
      Какой любитель стрельбы из лука или ружья откажется от домашнего тира! Он прост в изготовлении и безопасен, что, несомненно, обрадует не только ребят, но и их родителей.
      Стрельба из лука. Воткните s землю деревянную рейку. В ее верхний конец вбейте три металлических крючка. Из фанеры или
      рое от мишени, прочертите линию огня. Можно стрелять.
      Так как длина крючков на рейке различна, то и мншени расположены на разных расстояниях. Если вы попадете точно в «яблочко», то в движение первым придет только самый дальний диск.
      Стрельба из ружья. Ружье «стреляет» иглой, которая лишь слегка прокалывает мишень с ее картона вырежьте три кольца 0 60, 38 и 16 мм. В каждом из дисков проделайте несколько отверстий и краской нанесите обозначение очков. Тир готов.
      Как сделать лук, знают, видимо, все. На конец стрелы наденьте резиновый наконечник. Он обеспечит безопасность стрельбы. Отмерив необходимое число мет-
      Ружье 1 с изогнутым прикладом 2 вырежьте из доски. Стрельбище 3 — доска размером 2300 X X300X5Q мм. На расстоянии 150 мм от ее концов к середине установите опоры 4 (три деревянных бруска или одну металлическую полоску размером 750Х Х50ХЗ мм). В ближней к вам опоре просверлите отверстие 0 12 мм, а на другой укрепите держатель мишени 5 (металлический или из гетинакса). Вбитый в ствол ружья гвоздик будет мушкой, а вырезанная из жести фигурная пластинка — прицельной планкой. В средней части оправы ствола закрепите металлический прут 6 0 10 мм, на который предварительно наденьте деревянный
      высвобождается пружина с бойком. Боек «стреляет» и пробивает с обратной стороны мишень 17. Для уравновешивания плеча 8 на конце ружейного приклада прицепите какой-нибудь груз или утяжелите приклад.
      Ружье свободно вращается на шаре, поэтому можно поворачивать всю систему в любой плоскости: поворачивается ружье, вместе с ним поворачивается и плечо 8. Так как боек установлен на одной линии со стволом ружья, то пробьет он мишень в том месте, в которое вы нацелились. Чтобы привести иглу в исходное положение, потяните за кольцо, прикрепленное к тросику 11. Тот, предварительно обогнув блоки 18, оттянет боек.
     
      НЕОБЫЧНЫЕ
      фотогрофии
      Ha фотовыставках и в различных Журналах иногда можно увидеть фотоснимки, по методу исполнения напоминающие графику, плакат, рисунок карандашом и т. д. Изготовлены они с обычных негативов специальными способами. Воспользовавшись ими, вы сможете получить интересные и оригинальные отпечатки.
      ЗОГЕЛИЯ — способ графической передачи изображения, содержащего большое количество деталей, черными и белыми тонами с меньшим количеством деталей. Есть два варианта.
      Первый вариант. С контрастного, не слишком жесткого негатива изготовьте сочный диапозитив, который затем скопируйте на контрастную фотопленку, например позитивную или фототехническую. При изготовлении дубликата негатива (контра-типа] экспозиция должна быть такой, чтобы при контрастном проявлении были видны только наиболее яркие участки. Все остальное — абсолютно прозрачное. Если же контратил получился более плотным, чем нужно, воспользуйтесь ослабителем Фармера. Затем с диапозитива при экспозиции в 10—100 раз большей сделайте второй контратил, очень плотный, но такой же контрастный, лишь самые глубокие тени — прозрачные. Теперь надо изготовить два или три контратипа, плотность которых больше, чем у первого, но меньше, чем у второго, они обеспечат получение полутонов. Готовые контратипы очень точно наложите на диапозитивы. Для этого можно воспользоваться специальными метками — например, в виде крестиков, которые делают на диапозитиве перед изготовлением с него контратипов и по которым осуществляется совмещение. Затем со всех контратипов поочередно сделайте отпечатки на контрастную Или особо контрастную бумагу. Экспозиция определяется пробными отпечатками.
      Второй вариант. С очень сочного негатива сделайте несколько позитивов на особо контрастной бумаге (один из позитивов — очень слабый, другой — очень плотный). С них на особо контрастной фотопленке кон-
      тактным путем изготовьте негативы. Затем негативы очень точно наложите один на другой и сделайте позитив. На фотоснимке получится изображение, состоящее из нескольких серых тонов и напоминающее рисунок, выполненный кистью. Плотность тонов
      можно изменять, согласовывая разные по контрасту негативы или изменяя экспозицию при печати.
      Промежуточные позитивы и негативы на фотобумаге надо хорошо просушивать при постоянной температуре. Размеры их должны быть одинаковыми, иначе не совместятся края изображения.
      Композиция фотоснимка и его художественные достоинства зависят от вашего выбора и вкуса.
      ПОЛЯРИЗАЦИЯ (эффект Сабатье] — изображение с утрированными черными контурами и незначительным количеством деталей, что-то среднее между негативом и позитивом. Получают его со снимка с хорошо проработанными деталями и силуэтами при помощи контра-
      Если на фотографии нет слабых промежуточных тонов, нужное изображение можно репродуцировать с хорошего глянцевого отпечатка. Для съемки используют несенсибилизированную фототехническую фотопленку, на которой одновременно делают несколько репродукций с разным временем экспонирования. Негативы проявляют до легкого почернения, видимого при красном свете. При этом светлые участки изображения должны быть темными, а на темных участках — преобладать белая эмульсия. Затем негативы вынимают и, дав стечь проявителю, кладут на чистое стекло эмул) сионным слоем вверх и осторожна протирают их чистым пальцем. После этого на несколько секунд включается свет. Время этой «экспозиции» и выбор ее момента решают все. Свет должен быть очень слабым (лампа мощностью около 15 вт с абажуром на расстоянии 2 м от негатива], а время экспонирования — 4—6 сек. Рассеянный свет должен падать на негатив равномерно, чтобы не было теней или отражений. После того как свет выключен, негативы снова помещают в проявитель и оставляют до тех пор, пока изображение не покроется темно-серой вуалью не черной. Затем негативы фиксируют, промывают, осветляют в ослабителе Фармера. Печатая их на контрастном или мягком фотоматериале, можно создать несколько разных по характеру негативов. Теперь остается отпечатать на особо контрастной фотобумаге позитивы.
      Если негатив покрыт вуалью — значит, момент второго экспонирования выбран был рано или же экспозк' ция была слишком большой. Вел», негатив неэффектный — значит, экспозиция была недостаточной. Если же преобладает негативное изображение — значит, слишком большой была экспозиция при репродуциро-
      Эффект Сабатье получают и на позитивах. Но в этом случае им трудно управлять. Многое зависит от случайностей. Вначале делают позитив на особо контрастной фотобумаге и ненадолго помещают в проявитель. Примерно через минуту ого вынимают, после чего включают неяркий свет. Можно сделать несколько пробных отпечатков на одной полоске фотобумаги. Затем свет выключают и доводят проявление до конца. Если в полученном изображении преобладают белые контуры — желаемый эффект достигнут. Остальная часть изображения должна быть темной, чтобы лучше выявлять контуры. Если контуры покрыты вуалью, их можно осветлить в ослабителе Фар-
      Может случиться и так, что позитив будет удечным, но ка нем в результате обработки в фоторастворах появятся желтые пятив. В этом случае е отпечатка, предварительно высушив его, делают репродукцию. Рекомендуется использовать изопанхроматический фотоматериал и желтый светофильтр. Изготовленная таким образом копия безупречна по качеству. Но ее можно сделать еще более контрастной, подбирая соответствующую фотопленку и фотобумагу.
      Иногда для выразительности сюжета желательно получить на отпечатке негативное изображение. Для этого вначале изготовляют диапозитив (максимально большого формата), е которого затем и делают отпечаток на фотобумаге.
      СВЕТЛОЙ ТОНАЛЬНОСТИ ПОЗИТИВ — светлые тона со слабыми тенями. Обычные сюжеты такой съемки — цветение яблонь на фоне светлого весеннего неба, освещенные солнцем занавески, блики ка белой фарфоровом посуде и т. д. Производится она так.
      Вначале на полоске не слишком контрастной фотобумаги делают несколько пробных отпечатков. Определив оптимальное аремя экспозиции, увеличивают его в 1,5—2 раза. Полученное изображение проявляют в том же проявителе, что и пробные отпечатки, но разбавленном 3—б частями воды при температуре 20° С. Не повредит и добавление в раствор 4—5 кристаллов бромистого калия на 1 л воды. Проявление в этом случае протекает медленнее. Если изображение получилось очень контрастным, подберите более мягкую фотобумагу или используйте предварительную венку из двухромовокиспого калия [0,5—1%-й водный раствор]. Если экспозиция при печати оказалась слишком большой и после обычного -троявления на изображении заметны
      емные пятна, его следует ослабить до появления на темных участках светлых тонов. Если нужный эффект достигнут, светлые участки будут как бы прозрачными, а блики — бесцветными.
      ТЕМНОЙ ТОНАЛЬНОСТИ ПОЗИТИВ — изображение, в котором преобладают темные тона. Самые темные участки изображения (прозрачные участки на негативе) — абсолютно черные, а участки с проработанными тенями мало
      Изготовьте несколько пробных отпечатков и проявите их в обычном проявителе. Лучше всего они получаются на контрастной или особо контрастной фотобумаге.
      ОНТУРНОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ. Сначала изготовляют негатив большого формата. С него форматом 13 X 18 мм или 18 X 24 мм делают позитив на кесенсибипи-зированной фотопленке и проявляют ее при светло-зеленом или красном свете. Плотность негатива и позитива должна быть одинаковой. За1ем обе пленки накладывают друг на друга (подложка к подложке], после чего контактным способом изготовляют позитив на контрастном фотоматериале. На негатив должен падать направленный свет под прямым углом, а копировальная рамка должна вращаться. Для этого можно использовать обычный проигрыватель. В результате получают состоящий из контуров штриховой диапозитив, напоминающий рисунок карандашом. Линии контуров тем сильнее, чем толще подложка используемого светочувствительного материала.
      СЕВДОГРАВЮРА — комбинация негативного и позитивного изображения, дающая сильный графический эффект. Любые сюжеты на фотоснимке выглядят как бы «окаменевшими». Получают такое изображение следующим об
      С негатива контактным путем делают диапозитив на фототехнической пленке небольшой плотности. После просушки этот диапозитив слой к слою прикладывают к негативу-оригиналу и вставляют нх в пленкодержатель фотоувеличителя. Необходимо точное совпадение контуров изображений. При печати на контрастную или особо контрастную фотобумагу получают изображение, напоминающее гравюру. Если
      сместить во время печати оба изображения относительно друг друга, то в зависимости от степени смещения получают изображение, похожее на графическое, на плоский рельеф или чеканку. Чем больше градация негатива соответствует градации позитива, тем пластичнее изображение. Если негатив более плотный, то конечное изображение будет более позитивным, и наоборот. Избегайте запыления и царапин на негативе и диапозитиве.
      Получить позитивное изображение, похожее на резьбу по дереву, можно и другим способом: увеличивая обычный или контрастный негатив на особо контрастной фотобумаго. После проявления и промывки негатив обрабатывают в ослабителе Фармера до тех пор, пока белые места не становятся абсолютно прозрачными относительно темных участков. Главное здесь —четкое разделение деталей изображения на черные и белые линии. Чаще всего этот способ используют при создании плакатов, оформлении выставок и т. д.
      Известен еще один способ получения штрихового изображения.
      Позитив хорошего качества репродуцируется на фототехническую пленку для штриховой репродукции или позитивную фотопленку. Полученный негатив полностью проявляют. Затем с него снова делают позитив, но теперь уже на особо контрастной фотобумаге. Этот позитив еще раз репродуцируется на такую же фотопленку, и весь процесс повторяется до тех пор, пока на изображении не останутся только черные и белые тона без переходов. Сделав с него на особо контрастной фотобумаге позитив, вы добьетесь нужного результата. Может случиться, что на изображении будут видны лишь участки абсолютно черного цеега. Положение можно исправить, дополнительно экспонируя или ослабляя изображение на одной из стадий описанного процесса.
      АСТРОВОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ.- Чтобы придать темным участкам изображения более светлую точечную фактуру, негатив увеличивают вместе с фактурным негативом, изображающим точки, структуру ткани, при печати на фотобумагу накладывают такого же формата фактурный негатив. Второй прием используют тогда, когда фактуру нужно придать только части изображения. Другую часть изображения покрывают шаблонами и экспонируют еще раз. Если такую фактуру необходимо придать светлым участкам изображения, то ее впечатывают при увеличении.
      Сначала делают штриховой точечный растр, сетку или другой фактурный негатив. Для этого нужны тушь и белый картон. Фактурный рисунок должен быть маленьким, делать его надо аккуратно. Для снимков большого формата используют фототехническую пленку, для малого формата — позитивную фотопленку. Фактуру материала можно еще больше подчеркнуть, осыпав его порошком графита. Такая фактура фотографируется на контрастную фотопленку.
      Можно изготовить негативы и любых других фактур: например, песка, меха, ткани типа букле и т. д. Для этого с нужной фактуры изготавливается небольшой резкий негатив. Если его впечатать в небольшой участок изображения, то, при условии правильного выбора такого участка, достигается графический эффект.
      Сильный эффект достигается и при впечатывании фактуры матированного стекла. Формат используемого для этого стекла должен быть несколько больше формата фотобумаги. В зависимости от фактуры стекла его накладывают при увеличении непосредственно на фотобумагу нли на расстоянии нескольких миллиметров от нее. Это определяется опытным путем. Экспозиция остается той же, что и при печати без стекла.
     
      ЗВЕРЮШКИ ИЗ ЛИСТКА БУМАГИ
      Вы пришли в гостя к друзьям, и вам хочется сделать им что-нибудь приятное. Взяв несколько листочков плотной бумаги и ножницы, вырежьте несложные куклы-сувениры.
      В дело может пойти ватман, гуммированная или простая писчая бумага, цветная бумага, «бархатная».
      Возьмите лист бумаги и нанесите на него понравившийся рисунок. Рисунок можно перерисовать по клеткам, но лучше, конечно, придумать самому. Итак, у вас в руках вдвое сложенный листок с рисунком. Место сгиба — спинка фигуры. По контуру вырезаете, допустим, кошку. Глаза прорезаются ножницами оба одновременно. Если трудно вырезать закрученные усы, их можно сделать и прямыми, а закрутить лотом. Хвост у кошки поднимается перпендикулярно ее туловищу. В месте сгиба его можно сделать и пушистым, для этого надо надрезать его края.
      Собаку вырезать немного сложнее. Хвост, уши аккуратно надрезаются по линиям, указанным на рисунке, отчего собака становится пушистой. Если дать волю фантазии и изменять у кошки и собаки форму головы, хвоста, лап, получатся разномастные зверюшки с разным выражением глаз и позами.
      Ежик и заяц похожи по конструкции. Когда вы будете их делать, вам понадобится немного клея. Там, где у куклы голова, гриб или морковка, половинки ее надо склеить изнутри, а нижние лапы чуть развести в стороны, чтобы кукла приобрела устойчивость. Глаза можно пробить дыроколом. Если такого инструмента нет, то в намеченном месте бумага слегка прокалывается ножницами, потом вращательными движениями карандаша отверстие расширяется, а заусенцы срезаются бритвой.
      Делайте фигурки разными по размерам и цвету, и у вас получатся елочные игрушки, новогодние, сувениры, забавные призы для викторин.
      В, САВЕЛЬЕВ
     
      ЦВЕТОМУЗЫКА
      Если у вас есть мощный радиоприемник , телевизор или магнитофон, сделайте к Новому году цветомузыкальный фонарик, который в такт музыке будет становиться то зеленым, то синим, то красным. А иногда будет вспыхивать чуть не целая радуга.
      Стенки из молочного или матового органического стекла оклейте внутри цветным целлофаном. Можно покрасить и сами лампочки в зеленый, красный и синий цвет. В этом случае не потребуются перегородки.
      Электрическая схема проста. Лампочки питаются током звуковой частоты. Конденсаторы и дроссели подберите опытным путем. Сначала к синей лампочке Л; подключите конденсатор Сг и проверьте, горит ли она, когда в мелодии звучат высокие ноты. Если горит слабо, увеличьте емкость. Если лампа горит и на низких нотах, уменьшите емкость,
      Изменением витков в дросселе Д- добейтесь наиболее яркого свечения красной лампы Лз при низких музыкальных нотах. Изменяя число витков в дросселе Д| и подбирая емкость конденсатора Сь добейтесь, чтобы при нотах средних регистров горела зеленая лампочка Л].
      Фонарики можно сделать и другой формы: например, в виде звездочек, снежинок или других елочных игрушек.
      Если позволяет мощность радиоаппарата, то параллельно этим лампочкам попробуйте подключить еще одну-две.
      Подобранные конденсаторы и дроссели можно смонтировать в небольшом пластмассовом или металлическом корпусе (или коробке) и установить около радиоприемника. Фонарик соедините с корпусом четырьмя проводами.
      Изготовленную аппаратуру подключите к звуковой катушке динамика или к гнездам «дополнительный громкоговоритель» радиоприемника.
      Конечно, предлагаемый простой фонарик не решает полностью сложной проблемы соответствия между музыкой и изображением или освещением, которое в наибольшей степени соответствовало бы восприятию языка звуков. В будущем году мы опубликуем более сложные и более впечатляющие светомузыкальные установки.
      Ю, ВЕРХАЛО, инженер
     
      Обычно рисунок краской или углем, спицей?
      Можно, если вы соберете показанный на рисунке прибор.
      Корпус его — деревянная коробка размером 80Х500Х ХООО мм. Верхнюю и нижнюю панели коробки сделайте из фанеры или другого изоляционного материала, а боковые (теики — из дощечек толщиной 10—20 мм. В средней части лицевой панели укрепите планшет — металлическую пластину размером 2x350x500 мм. В верхней части установите тумблер Tlj, служащий для переключения полярности «выходного» тока, и индикаторную лампу Л|, сигнализирующую о включении устройства. В нижней части смонтируйте зажим-клемму 3 для подключения соединительного провода, припаянного к спице-карандашу Эк. Внутрь коробки поместите трансформатор Тр, выпрямитель (селеновый столбик Д) и сглаживающий конденсатор С. Трансформатор Тр — понижающий, любой, обеспечивающий 26 в на вторичной обмотке. Конденсатор С — с бумажным диэлектриком. Чем ¦Чльше величина его емкости, тем лучше сглаживается ток,
      гтупаюший от выпрямителя.
      Остальные детали электрической схемы — предохранитель Пр, переключатель напряжения сети П, и выключатель Вм — и несколько только таблеток лейте в фотовак
      укрепнте на правой боковой стенке, реостат — на левой бо-
      Все детали устройства соедините по схеме. Одни из выходных проводов присоедините к металлическому планшету Пл, другой — к зажиму 3.
      Возьмите немного желтой кровяной граммов раствора фенолфталеина (или пургена). Раствор желтой кровяной соли ну (размером 300x400 мм) и положите ги. Когда бумага хорошо пропитается, возьмите одни лист и положите на металлический планшет. Затем на поверхность влажного листа бумаги ватным тампоном или плоской кисточкой нанесите раствор фенолфталеина (или раствор 3_4 таблеток пургена на полстакана воды) и проведите по бумаге концом спицы. От спицы ток через мокрую бумагу пройдет к металлическому планшету, а на самой бумаге останется яркий зеленый след. Переключите тумблер П2 в нижнее положение — направление тока изменится, он пойдет от планшета через бумагу к спице, которая оставит на бумаге красный след. Таким образом, изменяя положение переключателя П;, можно получать на рисунке два цвета зеленый и красный, а вращая ручку реостата R —изменять их яркость.
     
      КОПИРОВАЛЬНОЕ ПРИСПОСОБЛЕНИЕ
      Если вам нужно быстро и точно выточить на токарном станке шар, конус или ручку для отвертки, воспользуйтесь копировальным устройством.
      Состоит оно из шаблона, платформы для крепления, копира и специального резца с державкой.
      Шаблон вытачивается из листовой 2—3-мм стали.
      Платформа — стальная полоса размером 5X40X400 мм. Крепится она жестко, на двух стойках, к станине на высоте 55 мм, чтобы не мешать движению суппорта.
      Копир вырезается из стального прутка. Рабочий конец его надо закалить.
      Державка для резца изготавливается из дюралюминиевой пластины толщиной 16 мм.
      Резец для работы по дереву вытачивается узким наждачным камнем из старого мечика М.8 и закрепляется в державке винтом.
      Шаблон крепится так, чтобы при крайних на нем положениях резец находился соответственно в начале и конце заготовки.
      При нарезании заготовок необходимо учесть (кроме длины детали в готовом виде) припуск для крепления заготовки в патроне и 10 мм для зачистки торца и обрезания.
     
      СПУТНИК ПОРЯДКА
      Вы любите мастерить разные поделки, и у вас много различных гаек, шайб, прокладок. Чтобы они не валялись е беспорядке, возьмите деревянный брусок и набейте на него несколько гвоздей, На каждый из них наденьте однотипные гайки или шайбы.
     
      РАЗБИТОМУ СТЕКЛУ
      Слегка треснутое или разбитое стекло лучше всего, конечно, заменить новым, но его еще надо купить и вставить. А пока оказать ему первую помощь вы можете сами.
      Возьмите две пуговицы и кусок медной проволоки. Проволоку согните, оба конца проденьте е отверстие пуговицы, а затем а щель разбитого стекла. По другую сторону стекла наденьте вторую пуговицу и плоскогубцами закрутите свободные концы проволоки. Ширина щелей стекла сократится до минимума, доступ холодного воздуха а комнату ограничится.
     
      ИЗГОТОВЛЕНИЕ ФЕРРИТОВЫХ КОЛЕЦ
      Самодельные ферритовые кольца можно изготовить из стандартного фер-ритового стержня, применяемого для магнитных антенн транзисторных приемников. На расстоянии 4—5 мм от конца стержня ножовочным полотном или трехгранным напильником сделайте круговую насечку. Затем от стержня откусите кусачками намеченный кружок и наждачной бумагой обработайте его боковые поверхности. После этого кружок расколите на две половинки, одну из них зажмите з тиски и обработайте. В качестве напильника используйте отрезок проволоки 0 2—2,5 мм и длиной 100 мм, обернутой слоем наждачной бумаги.
      Концы бумаги зажмите двумя планками, за которые вы будете держать инструмент.
      По мере обработки придется заменить проволоку другой, большего диаметре, или обернуть ее несколькими слоями нежданной бумаги. Когда добьетесь нужной толщины полукольца, обрабатывайте другую половину кружка.
      На готовые полукольца намотайте обмотки высокочастотного трансформатора или дросселя, а сами полукольца склайта клеем БФ-2.
     
      КАК ЗАПАЯТЬ ВАЛЕНОК
      Если у валенка грозит оторваться подошва, возьмите старый капроновый чулок и скрутите его в жгут толщиной 3—4 мм.
      Тщательно зачистив кромки разрыва, положите по радиусу жгут, а сверху наложите заплатку из войлока. Слегка приподнимая в одном маете заплату, проведите по жгуту нагретым паяльником. Как только капрон расплавится, прижмите этот участок заплаты к валенку. Проделав такую операцию по всему периметру заплаты, вы получите аккуратный круговой сварной шов, который надежно удержит заплату на
     
      РАКЕТКА ДЛЯ ТЕННИСА
      Для игры а теннис нужен не только отличный корт, но и ракетка с туго натянутыми струнами.
      Но что делать, если струны порвались? НатянуТь самому.
      Сначала натягивают длинную сторону ракетки, от центра вправо или влево, затем — короткую, с «головы» ракетки. Для временного крепления струны в сквозных отверстиях обода используют шило. В последнее отверстие вместе со струной вгоняется небольшой деревянный клинышек, и отверстие заливается водостойким клеем, например БФ-2.
     
      ФОТОГРАФИЯ И РИСУНОК
      С помощью фотоаппарата можно, оказывается, не только фотографировать, но и рисовать. Делается это так.
      Контуры мягкого, дабо-контрастного позитива обводятся водостойкой тушью, этой же тушью заполняются все теневые участки. Позитив стал черно-белым. Его помещают в ослабитель Фармера и обрабатывают до тех пор, эка останутся только укажи, обведенные тушью.
      Рисунок карандашом выполняется другим обрезом. Под увеличитель помещают лист белой рисовальной бумаги и неподвижно закрепляют. Светлые уча-изображения заштри-1вают простым карандашом.
      Чергит» или pneoeatb на обычном письменном столе неудобно: его поверхность перпендикулярна отвесу, но не взгляду, и мы видим рисунок искаженно. Можно положить на стол чертежную доску, а наклон создать, подсунув под одну из сторон доски книги. Но и это нехорошо: доска
      сползает, ее приходится все время поправлять. Проще вообще отказаться от стола. Прибейте к стене пару реек. К рейкам привинтите петли. К нижней стороне чертежной доски прикрепите с помощью петель две рейки покороче, к верхней стороне — крючки, теперь эту доску нетрудно укрепить на стенке и придать ей любой на
      Сдвиг фотоувеличителя или фотобумаги при экспонировании обычно дает нерезкое, смазанное изображение, отпечаток портится. Но опытные фотографы часто стараются получить резкое изображение на смазанном фоне, чтобы создалось впечатление быстрого движения объекта. Если при съемке этот эффект не достигнут, можно попробовать во время печатания поворачивать фотобумагу вокруг точки, где вы хетите получить четкое, не смазенное изображение. Этдт прием целесообразно использовать и
      ством ненужных деталей. Для поворачивания фотобумаги можно использовать диск проигрывателя.
     
      ЧТО ЕСТЬ ЧТО?
      Радиолюбители знают, что, если неправильно поднлю-прибор, собранный на транзисторах, он может быть выведен из строя, Быстро
      тареи, если она не обозначена или с батареи сорвана этикетка, можно с помощью очень простого прибора.
      Т двух параллельных це-с диоды включены навстречу друг другу. Постоый той протекает в одну рэну, поэтому загорается только одна из лампочек.
      Если ваш транзисторный приемник работает только в диапазонах длинных и средних волн, вы, наверное, захотите сделать приставку-конвертер, которая позволит вести прием коротковолновых радиостанций.
      Приемник переделывать не придется: достаточно поднести конвертер к магнитной антенне — и вы услышите передачи на короткой волне.
      Конвертер можно рассчитать на любые любительские и вещательные диапазоны от 80 до Юм. Наш предназначен для приема вещательных радиостанций в диапазоне 25 м (11,7—12,1 Мгц) и любительских станций в диапазоне 14 м (21,0—21,45 Мгц).
      Рассмотрим принципиальную схему конвертера. Принятые антенной сигналы подаются на входной контур, состоящий из катушки индуктивности Li и конденсаторов Сг—Cs. С катушки связи 1-2 сигнал через разделительный конденсатор С6 поступает на базу транзистора Т|, работающего в усилителе высокой частоты. Катушка L2 имеет значительно меньшее число витков, чем антенная катушка Li. Такое включение ослабляет влияние низкого входного сопротивления транзисторного каскада на характеристику контура.
      Для упрощения схемы конвертера не пользуется каскадная связь между триодами Т| и Тз и преобразователь с совмещенным гетеродином. При правильном налаживании качество работы гетеродина-смесителя, выполненного на транзисторе Тг. не уступает качеству работы преобразователя с отдельным гетеродином.
      В результате смешения двух частог (принимаемой радиостанции и гетеродина) на катушке L« выделяются сигналы промежуточной частоты. Опн-то и улавливаются магнитной антенной приемника, который в данном случае работает как усилитель промежуточной частоты.
      Настройка на радиостанции производится изменением емкости сдвоенного блока конденсаторов Cj—С12- Стрелка приемника при атом устанавливается на отметке шкалы, соответствующей частоте 1250 кгц (длина волны 240 м).
      Питается конвертер от переделанной батареи «Крона» напряжением 5 в, При «реконструкции» батареи осторожно dскройте упаковку и навлеките семь галетных элементов. Притупленным ножом отсеките четыре элемента, стараясь ве перепутать полярность включения ыводов. бесь блочек плотно сожмите и закрутите толстой ниткой. Готовую батарею вновь вставьте в укороченный юрпус от «Кроны». Оставшиеся три элемента также можно использовать для приставки.

 

 

НА ГЛАВНУЮТЕКСТЫ КНИГ БКАУДИОКНИГИ БКПОЛИТ-ИНФОСОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКАФОТО-ПИТЕРНАСТРОИ СЫТИНАРАДИОСПЕКТАКЛИКНИЖНАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ

 

Яндекс.Метрика


Творческая студия БК-МТГК 2001-3001 гг. karlov@bk.ru