На главнуюТексты книг БКАудиокниги БКПолит-инфоСоветские учебникиЗа страницами учебникаФото-ПитерНастрои СытинаРадиоспектаклиКнижная иллюстрация





Библиотечка «За страницами учебника»
Для умелых рук (приложение к журналу «Юный техник») № 12. — 1973 г.

Приложение
к журналу
«Юный техник»

Для умелых рук

*** 1973-12 ***


DjVu


 

PEKЛAMA

Заказать почтой 500 советских радиоспектаклей на 9-ти DVD.
Подробности >>>>



      МОДЕЛЬ СУХОГРУЗНОЙ БАРЖИ
      Сухогрузные баржи — многочисленный класс судов речного флота. Они предназначены для перевозки сыпучих и других материалов по рекам нашей страны.
      Сухогрузная баржа — небольшое судно водоизмещением до 80 т. Оно имеет небольшую осадку, что дает возможность движения по рекам. Простейшая модель сухогрузной баржи, выполненная из полистирола, передает архнрнып тип такого судна.
      При работе над моделью нужно придерживаться следующей последовательности: сначала изготовить пуансон и матрицу для корпуса, затем отштамповать корпус; изготовить винтомоторную установку и рулевое устройство; потом подставку, рубку, детали и, установив их по месту, заняться окраской модели. Готовую модель надо отрегулировать на воде.
      Для работы вам понадобятся рейсмус, угольник, пила, рубанок и верстак.
     
      ИЗГОТОВЛЕНИЕ МОДЕЛИ
      Начните с пуансона и матрицы. Возьмите деревянный брусок (это может быть липа, ольха, осина) и по предварительно изготовленным шаблонам бока и палубы разметьте его н обработайте рубанком, ножом или стамеской. Получите пуансон.
      Из листа фанеры толщиной 5 — 6 мм размером 600X250 мм изготовьте матрицу. Для этого наложите пуансон палубой на центр фанерного листа и обведите его карандашом, прибавив припуск на толщину материала, и выпилите лобзиком.
      После этого лист полистирола 500X250 мм нагрейте над газом до размягчения, наложите на болванку корпуса и матрицей сверху нажимайте до тех пор, пока не обтянется весь корпус. Влажной тряпкой протрите форму сверху.
      Винтомоторная установка состоит из двигателя и вала привода. Дейдвуд изготавливают из трубки длиной 110 мм с наружным 0 3 — 4 мм и с внутренним — 2 — 3 мм. Гребной винт вырежьте ножницами из жести 0 25 — 30 мм. У винта должно быть три ло-
      пасти. Гребным валом служит спица 01,5 — 2 мм. Чтобы припаять винт на конец гребного вала, в центре винта просверлите отверстие.
      Перед тем как монтировать линию вала привода, вырежьте в корпусе отверстие для дейдвудпой трубки и установите дейдвуд на клею.
      Гребной вал соедините с электродвигателем кусочком хлорвиниловой трубки длиной 20 мм.
      Рулевое устройство, которым управляется модель, — самое простейшее. Это перо руля, изготовленное из жести, которое крепится 2 — 4 гвоздиками к корпусу модели.
      далее согласно чертежу вклейте две переборки для размещения батарейки. Когда корпус будет готов, приклейте палубу из полистирола и окончательно подготовьте корпус под окраску: про-грунтуйте, прошпаклюйте и отшлифуйте.
      Для сохранения модели нужна подставка, которая собирается из двух реек, скрепленных двумя кильблоками, выпиленными из фанеры толщиной 4 — 5 мм. Углубление для модели верхней части кильблоков делают по форме корпуса.
      Ходовая рубка устанавливается в конце палубы, в ней сосредоточено управление судна. Рубка делается из полистирола (оргстекла, целлулоида, картона). На боковых стенках рубкп устанавливают двери, окна, поручни; впереди рубки — световой люк для освещения машинного отделения в дневное время, а также для естественной вентиляции при открытых люках. Вентиляторы вытачиваются на токарном станке. Входные люки, двери и окна делаются из тонкой фанеры (целях лонда, оргстекла).
      Якорное устройство состоит из якоря, якорной цепи, шпиля и клюза. Якорную цепь набирают из приплюснутых колечек-звеньев. Ее крепят к веретену якоря, обматывают вокруг шпиля и опускают в клюз. Шпиль служит для спуска и подъема якоря и для швартовых операций. Он точится на токарном станке или вытачивается вручную.
      Ходовые отличительные огни служат для определения ходового движения судна ночью. Бортовые отличительные огни рубки устанавливаются по бокам: слева — зеленый, справа — красный; на мачте — ходовые огни.
      Тумбы кнехтов вытачиваются на токарном станке или вручную, основание делается из фанеры или целлулоида. На рубке устанавливается мачта с реем и гафелем, которая паяется из проволоки.
      Спасательные круги тоже из проволоки. Ее наматывают на круглый стержень и полученную спираль разрезают на кольца. Для окраски кольца окунают до половины в баночку с краской, сначала белой, а потом красной.
      Леера служат для ограждения судна по борту. Лесрные стойки делают из булавок и забивают в палубу, к стойкам припаивают тонкую жилку электропровода или приклеивают нитки.
      Флагшток устанавливается на конце рубки, он слуншт для подъема государственного флага. Флагшток изготавливается из проволоки или булавки.
      Рыбину нужно склеить из егшчек или тонких полосок, нарезанных из фанеры, и покрыть светлым лаком.
     
      ОКРАСКА МОДЕЛИ
      Окрашивается модель в яркие тона; подводная часть — в зеленый или красный цвет; надводная — в шаровой (серый); ватерлиния и фальшборты — в белый цвет. Палубу красят в коричневый или темно-зеленый цвет; ходовую рубку, световой люк, мачту, флагшток и трубу — в белый цвет; а якорное устройство — шпиль, якорь, якорную цепь, клюзы — в черный цвет. Все палубные надстройки и детали окрашивают отдельно и приклеивают их на места в готовом виде.
     
      РЕГУЛИРОВКА МОДЕЛИ НА ВОДЕ
      В готовую модель вставьте батарейку и, подсоединив ее, опускайте модель на воду. Проверьте бортовой и носовой крен. Перемещая батарейку, добейтесь нормальной осадки модели. Если модель при запуске уходит влево, то руль надо повернуть вправо и наоборот, пока модель не будет ходить прямо но курсу.
      Модель рекомендуется для изготовления в судомодельных кружках учащимися 4 — 6-х классов.
      (Чертежи см. на стр. 8 — 9.)
      На основе корпуса этой модели вы можете построить модели других классов — ракетного и пассажирского катера, бронекатера, буксира. О них мы расскажем в следующих номерах.
      А. АЛЕШИН
     
     
      ЭЛЕКТРОННОЕ «ЭХО» ВАШЕЙ РАДИОЛЫ. Получить искусственную реверберацию (электронное эхо) при проигрывании грампластинок можно с помощью дополнительной головки звукоснимателя с пьезоэлементом.
      Основную и новую головки звуноснимателя нужно расположить на тонарме так, чтобы иглы находились возможно ближе друг н другу. Одну из головок сразу закрепите неподвижно, а другую — лишь после подбора расстояния между иглами, то есть времени реверберации.
      При монтаже головок с пьезозлемеитами следите, чтобы иглы находились на одной линии и на одной высоте.
      Второй пьезоэлемент, создающий эхо, подключается ко входу усилителя радиолы через потенциометр сопротивлением 1 — 2 ком, который регулирует звуковую окраску сигнала.
     
      СИСТЕМА ЗАЖИГАНИЯ ДЛЯ ПИТАНИЯ ФАРЫ. У велосипедных двигателей Д4 и Д5 систему зажигания можно модернизировать и приспособить ее для питания фары. Лампочка Л1 в 3,5 в будет получать ток через диод Д1 типа Д214 (см. рис.), который предохраняет контакты прерывателя от шунтирования. При неправильной полярности включения диода двигатель будет глохнуть. Это явление можно использовать для проверки схемы.
      Диод Д1 и выключатель В1 удобнее всего смонтировать в фаре.
     
      ПАССИК ДЛЯ МАГНИТОФОНА ИЗ... ДЕТСКОЙ СКАКАЛКИ. Пассики из круглой резины от сна-калки изготавливаются методом вулканизации. Заготовку срежьте на концах наискось и оба среза вымочите в авиационном бензине. На стык поместите тонкий кусочек сырой резины, также вымоченной в бензине, и свяжите место соединения обычными нитками.
      Вулканизационное устройство(см. рис.) состоит из двух стальных пластин размером 70Х40Х хЮО мм с четырьмя отверстиями для винтов и двумя канавками для укладки пассиков. Канавки сделайте на 0,5 — 1 мм тоньше диаметра восстанавливаемых пассиков.
      Стык поместите в середину канавки, затяните пластины винтами и положите вулканизатор на рабочую поверхность электроутюга или электроплитки с регулято-
      ром. При температуре нагрева 250 — 300° С время вулканизации — 8 — 10 мин.
      После остывания проверьте крепость шва, а затем обработайте место соединения шкуркой до создания круглого сечения по всей длине шва. Пассики из пластикатовой скакалки изготавливаются без вулнанизационного устройства. Срез заготовки делают прямым. Оба конца пассика одновременно разогревают горячим воздухом над электро-плитной до их небольшого оплавления, а затем сжимают и тут же опускают в холодную воду.
      После проверки места сварки на крепость неоднородность стыка устраняется острым ножом или напильником.
     
      ОРИГИНАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО. Шоферу не придется искать случайные предметы, чтобы надежно затормозить автомобиль при остановке в опасном месте или при ремонте, если в багажнике лежит устройство, показанное на рисунне. Оно занимает там немного места, да и изготовить его не так уж трудно.
     
      ГОТОВАЛЬНЯ ДЛЯ СЛЕСАРНОГО ИНСТРУМЕНТА. Это своеобразный деревянный щит с гнездами для различных инструментов: напильнинов
      всех размеров, молотков, ; зубил, то есть тех, которые постоянно нужны в работе. Щит может стоять наклонно, тогда крепления для инструментов не нужны, достаточно только планки для упора; либо вертикально. В этом случае инструменты придерживаются хомутиками или вертушками.
     
      ПОДСТАВКА ДЛЯ ШИЛА, НАДФИЛЕЙ И КАРАНДАШЕЙ может быть применена также для сверл и метчиков. Это деревянная доска, в которой просверлены гнезда соответствующего диаметра для шила, карандашей и надфилей. Ставится подставка на столе преподавателя, так что каждый кружковец в любой момент может подойти и взять нужный ему инструмент.
      картона и приклеить силикатным канцелярским клеем.
     
      ИНСТРУМЕНТ НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ. Помимо инструментов общего пользования, в лаборатории радиолюбителя на каждом рабочем месте должны быть инструменты индивидуального пользования. Это пинцет, бо-корезы, круглогубцы, плоскогубцы, нож. Для них на бортик наждого рабочего стола надо прибить рейку, за которую будут свободно вставляться эти монтажные инструменты.
     
      ЩИТ ИНФОРМАЦИИ можно оформить по-разному. Довольно удобно иметь на нем карманы — пазы, сделанные из полосок жести. Пазы должны иметь такой зазор, чтобы в них свободно могли входить картонные вкладыши для сменной информации. Наклеив газетную вырезку на вкладыш, вы вставляете его в паз. Прошло два-три дня, и новая информация сменила старую.
      А чтобы щит был более красочным, постоянные рубрики на нем можно оформить на цветной бархатной бумаге. Букеы для этого надо вырезать из белого
     
      ТЕРМОМЕТР С ПОДСВЕТКОЙ. Прежде чем выйти из дома, всегда хочется знать, накая на улице температура. Термометр, висящии за окном, ответит вам, но при одном условии, что дело происходит днем. Вечером или ночью подобная затея бесполезна, А можно ли сделать так, чтобы услугами термометра можно было пользоваться практически в любое время? Можно, но для этого необходимо сделать специальную подсветку.
      Прежде всего необходима трубка металлическая с внутренним 0 10 мм и длиной 160 мм. Затем надо найти две пробки, подобрать две лампочки от нарманного фонаря на 2,5 в. Несколько метров провода (желательно изолированного) найти нетрудно. Жестяная банка найдется всегда. Осталось раздобыть батарейку и кнопку.
      В металлической трубке прорезается щель шириной в 1 мм и ДЛИНОЙ в 130 мм. Обе лампочки соединяются последовательно, концы проводов припаиваются к цоколям ламп и протягиваются через пробки. Полученную гирлянду вставляют в трубку и хомутиками из жести крепят ее к градуснику.
      Свет от лампочек через щели трубки будет освещать шкалу градусника каждый раз, когда нажата кнопка, которая вместе с батарейкой находится в комнате. KOHEЦ ФPAГMEHTA

 

 

На главнуюТексты книг БКАудиокниги БКПолит-инфоСоветские учебникиЗа страницами учебникаФото-ПитерНастрои СытинаРадиоспектаклиДетская библиотека

 

Яндекс.Метрика


Творческая студия БК-МТГК 2001-3001 гг. karlov@bk.ru