К ЧИТАТЕЛЯМ
До сих пор большинство русской публики настолько мало знакомо с ягодными винами, что многие даже не подозревают об их существовании и возможности получения домашним способом. Некоторые же, едва сведущие в производстве этих напитков и не знающие их качеств, высказываются против такого производства, признавая выделку вин только из винограда и отчасти из немногих других плодов. Конечно, этот взгляд является ошибочным.
Как бы там ни было, ягодное виноделие у нас приобретает все больше сторонников, ввиду чего нами и составлено предлагаемое руководство. Для своего собственного хозяйства всегда есть расчет заготовить известное количество ягодных вин, тем более, что сбыт ягод в непереработанном виде и хранение их во многих случаях совершенно невозможны.
А.Э. Вольман
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ВИНОДЕЛИЯ
Смородина красная, белая и черная
Хотя многие ставят на первый план в качестве материала для ягодного виноделия крыжовник (как увидим ниже, не без основания), мы отдаем предпочтение красной смородине, потому что в домашнем обиходе она употребляется наиболее часто и дает прекрасные вина — как столовые, так и ликерные. Причина, по которой красная смородина столь популярна у виноделов, заключается прежде всего » том, что по громадной ее урожайности с ней не может конкурировать никакая другая ягода. Кроме того, красная смородина не боится морозов и в этом отношении имеет несомненное преимущество перед крыжовником, почти все культурные сорта которого на севере требуют особого ухода. Наконец, красная смородина даст ягоды, изобилующие соком, который легко выделяется при прессовании. Безусловно следует предпочитать культурные, крупноплодные сорта.
Белая смородина представляет собой разновидность краской и многими для виноделия выбирается ввиду того, что чтo окраске вино из нее получается похожим на белое виноградное.
Что касается черной смородины, то она употребляется для виноделия очень редко и, если из нее готовятся вина, то преимущественно крепкие ликерные. Черная смородина используется гораздо реже красной или белой потому, что дает примерно вдвое меньшие урожаи и ягоды ее содержат далеко не так много сока. Да и само отделение сока от мякоти происходит гораздо труднее у черной смородины, чем у красной. Наконец, чистое черносмородинное вино по вкусу нравится отнюдь не всем.
Находя редкое или исключительное применение в чистом виде для приготовления вина, черпая смородина зато представляет собой весьма хороший суррогат к красной смородине, причем черная примешивается к красной в 1/S — 1/10 части.
Крыжовник
Из крыжовника, как и из смородины, приготовляются столовые и ликерные вина, он по справедливости считается второй для виноделия ягодой» Некоторые ставят его на первое место, причем особенно указывают на то, что сок крыжовника наиболее близок по составу к виноградному. Хотя при выборе сорта крыжовника рекомендуют отдавать предпочтение сортам с красными и желтыми ягодами перед сортами с зелеными или белыми, хорошее вино можно приготовить из, всякого крыжовника, в том числе и из смеси ягод любой окраски. Крыжовник более подвержен перезреванию, чем смородина, в том случае, если плоды его слишком долго остаются на кустах, а потому для виноделия крыжовник собирают своевременно, так как перезревшие ягоды теряют во вкусе и аромате. По этой причине крыжовник, если собран с растений в срок, обыкновенно не требует дозревания в лежке (что нередко оказывается полезным для смородины). У крыжовника чаще можно встретить гнилые и испорченные ягоды, чем у смородины. При изготовлении вина такие ягоды должны быть тщательно удаляемы.
Малина, земляника и клубника
Малина дает отличное, но более дорогое вино, чем смородина, и потому сравнительно реже употребляется для виноделия. Из малины приготовляются как столовые, так и ликерные вина. Из земляники и клубники выходят тоже очень хорошие вина, но только ликерные.
Черника
Среди лесных ягод для производства вина наибольшую ценность имеет черника, даклцая превосходные столовые и десертные вина. Но приготовить их не так-то просто по причине медленного брожения черничного сусла, которое, кроме того, весьма подвержено различным вредным влияниям. Из-за этого многие отказываются от нее как винодельческого материала. Помимо того* черничное вино чаще других ягодных вин принимает особый, так называемый «мышиный» привкус (это свойственно и малиновому вину), что не может не составлять весьма существенного недостатка.
Терновник и рябина
В качестве суррогатов для ягодного виноделия употребляются также терновник и обыкновенная рябина. Как терновник (или терн), так и рябина содержат много дубильных веществ, на что указывает их терпкий вкус. Прибавка к яблочному вину терна, как известно, сообщает напитку прозрачность, блеск и прочность. То же самое, конечно, касается и добавления терна к ягодным винам. Нельзя, однако, не пожалеть о том, что терн поспевает очень поздно осенью, когда остальные ягоды и ранние косточковые пло-. ды — вишни и абрикосы — уже давно собраны и употреблены для выделки вина. Зато терном как суррогатом можно пользоваться при приготовлении вин из поздних слив и кизила.
Косточковые плоды
Вина из косточковых плодов — вишни, сливы, абрикоса и кизила — также принято относить к ягодным. Урожаи абрикосов и слив у нас на юге иногда бывают чудовищны и нередко гибнут зря из-за совершенного отсутствия какой бы то ни было утилизации этих плодов. Недостаток вина из них состоит в том, ‘гго оно получается безвкусным вследствие малого содержания кислоть! дубильных веществ. Поэтому прибавка к ним прошлогоднего тернового сока может оказать в данном случае большую услугу делу. По той же причине не только абрикосы и сливы, но и вишня с черешней не столь пригодны, как смородина, для приготовления легких столовых вин; наоборот, они скорее подходящи для ликерных — более крепких и следовательно более прочных.
ПОДГОТОВКА ЯГОД К ПРЕССОВАНИЮ
Процесс, предшествующий прессованию, состоит прежде всего в том, что собранные ягоды перебираются, т. е. очищаются от сора и испорченных, поврежденных ягод, и затем кладутся в какое-либо прохладное сухое место ровным слоем для того, чтобы они вполне дозрели. Такое дозревание особенно важно в том случае, если прессование намечено выполнять простейшим способом — выжиманием сока вручную через полотно. Впрочем дозреванию различные ягоды подлежат далеко не в одинаковой степени. Чаще всего в нем может нуждаться красная смородина — главный материал ягодного виноделия.
Дальнейшая подготовка ягод к прессованию заключается в их размельчении, которое сопровождается разрывом оболочки плодов.
Благодаря этому, с одной стороны, прессование происходит быстрее, а с другой — сок отделяется от мязги (раздробленной ягодной массы) совсршештее и полнее. Мягкие ягоды, каковы, например, клубника и малина, в таком размельчении не нуждаются.
Дробление, как и все последующие операции с ягодами и ягодным соком, производится или в глиняных, или в деревянных, но только не в металлических сосудах. Металлические сосуды в данном случае могут употребляться разве лишь тогда, когда они эмалированы. Причина легко понятна: сок приходит в соприкосновение с металлом и получает нежелательные и даже вредные примеси.
В домашнем быту дробление ягод выполняется в больших гли-няпых горшках (корчагах) иди, чаще, в корытах с помощью дере-вяшюй толкушки «ли песта.
Необходимо заметить раз и навсегда, что чистота при изготовлении ягодных вин составляет главное условие успеха. В подавляющем большинстве случаев неудачи при ягодном виноделии и порча сусла, а также неприятные привкусы уже готового и просветлившегося вина происходят из-за недостаточной внимательности и аккуратности. Как посуда, так и руки работающих должны быть совершенно чистыми.
Черная смородина хуже, чем другие ягоды, поддается дроблению, и отделение сока от мнзги у нее происходит труднее. (Напомним, впрочем, что черная смородина употребляется редко, обычно как добавка к красной). Для того, чтобы сок у черной смородины отделялся легче, можно рекомендовать следующий практический прием. Очищенные и основательно вымытые ягоды кладут в глиняный горшок, который па ночь ставят в хорошо натопленную, но не чересчур жаркую печь. Сверху горшок плотно закрывают — например, сковородкой. К утру ягоды, если они были накрыты и не спеклись, будут представлять собой более или менее жидкую массу, отжать сок из которой гораздо легче, чем из сырых ягод.
К операциям подготовки ягод к прессованию нужно отнести также их предварительное (после раздробления) смешивание с водой. Эхо делается с целью более полного извлечения из них сока. О смешивании, впрочем, будет сказало далее.
Подготовительной операцией является и мытье ягод чистой водой, предшествующее их размельчению. Мытье вообще никогда не лишне, но особенно, когда ягоды сильно запылились и загрязнились еще на кустах.
При подготовке к прессованию косточковых плодов следует заранее удалить из них косточки. Лишь для кизила делается исключение, его можно прессовать с косточками, так как они очень малы и тверды. Нели даже они будут раздавлены прессом, это не повлияет заметным образом на привкус напитка.
ПРЕССОВАНИЕ
Прессование ягод руками через полотно является самым нежелательным не только вследствие своей затруднительности, но также и потому, что в выжимке удерживается масса напрасно теряющегося сока.
Поэтому, если ставить цель ежегодно приготовлять ягодные вина, нужно запастись хотя бы самым простым и дешевым ручным прессом (рис. 1). Не только дно, но вообще вся нижняя часть его резервуара состоит из металлического сита, имеющего многочисленные маленькие отверстия для истечения выдавливаемого сока. Если есть возможность, гораздо практичнее обзавестись более солидным винтовым прессом.
Рис. 1. Домашний рмчкжный пресс для выжимания сока
Мязга помещается внутрь резервуара обыкновенно в кусках крепкого, но редкого (для более свободного прохода сока) полотна. По окончании каждой операции полотно следует тщательно промывать. Прессы и всякая другая утварь, используемая при прессовании ягод, тоже после завершения работ должны быть тотчас хорошенько обмыты.
ПОСУДА ДЛЯ СОКА, СУСЛА И ВИНА
Обычно все операции виноделия вплоть до разлития вина в бутылки ведут в деревянных или стеклянных сосудах, реже в глиня- иых Что касается железных, то таковые, как уже было сказано, должны быть при ягодном виноделии совсем изъяты из обращения.
Для размельчения ягод используется мелкая бочка, корыто или большой глиняный горшок, который, однако, от слишком энергичных действий толкушкой можно разбить.
В домашних условиях при выделке вина применяют либо небольшие бочонки, либо, как это бывает чаще всего, большие стеклянные бутыли (так называемые «сулеи»). Так как сулею легко расколоть, она всегда должна находиться в защитном чехле — ивовой плетенке или корзине с двумя ушками на противоположных сторонах. Между прутьями и стеклом самой бутыли прокладывается слой сена, меха или шерсти. Предпочтительны невысокие и широкие сулеи, поскольку некоторыми экспериментаторами ягодного виноделия замечено, что брожение сока в узких и высоких сосудах происходит хуже.
Немалое преимущество этих бутылей, как н вообще стеклянных сосудов, состоит в том, что их несложно мыть и содержать в требуемой чистоте. Для мытья бывших в употреблении бутылей берут соляную или неочищенную серную кислоту, в которой прополаскивают посуду в предпоследний раз. Разбавленная кислота растворяет любой осадок, находящийся на стенках бутылей, так что после обработки кислотой остается только как следует промыть бутыли чистой водой.
То же самое нужно сказать и про мытье бутылок. Их полное очищение быстрее всего достигается с помощью кислоты.
Относительно деревянной посуды — бочек и бочонков — следует прежде всего упомянуть, что лучшей для виноделия является не новая, а уже бывшая в употреблении, т. е. в которой содержалось или пересылалось вино.
Где таких «винных» бочек нет, там приходится брать бочки из-под чего-нибудь другого. Они предварительно вымываются и вычищаются весьма тщательно. Многократная промывка производится кипятком с содой. Последние два раза промывание ведется только с помощью кипятка и воды, чтобы удалить из бочки следы соды.
Недостаток этих бочек заключается в том, что вино легко приобретает привкус содержащихся в них жидкостей.
Бочки, окрашенные внутри, совершенно не годятся для ягодного виноделия. Особенно же следует избегать бочек из-под керосина, уксуса и тому подобных продуктов — такая посуда абсолютно непригодна.
Так что, раз под рукой нет бочки, бывшей под вином или новой и совсем чистой, в домашнем обиходе гораздо выгоднее воспользоваться стеклянными сулеями.
Если же предпочитают иметь дело с деревянной посудой, в которой было, например, прокисшее вино, можно посоветовать следующее. У бочки вынимают дно, а затем стенки изнутри тщательно обмазывают тестом из свежераспущенной извести, которое должно быть достаточно густым, чтобы хорошо держаться на поверхности
древесины. Точно так же поступают и с дном, покрыв его тем же тестом. Обмазанную таким образом бочку оставляют на 24 часа или дольше а затем известь удаляют и бочку внутри основательно промывают. Перед наполнением ее вином надо, однако, убедиться, что в полости бочки исчезли всякие следы кислотности. Для этого заливают туда немного воды и, обмыв ею стенки, дают ей отстояться. После этого берут лакмусовую бумажку и пробуют находящуюся в бочке всщу. Если синяя лакмусовая бумажка окрасится в красный цвет, значит бочка была сильно пропитана кислотой и обмазывание известковым тестом нужно повторить еще раз.
Если предполагается использовать новые бочки, нужно иметь в виду, что они должны быть сделаны из дуба, причем предпочтительнее дерево, срубленное в декабре или январе. В это время года древесина у дуба бывает наиболее плотной. Дерево же, срубленное в марте, обладает самой высокой пористостью.
Втулочное отверстие бочки не должно быть ни слишком велико, ни слишком мало, а саму втулку следует выстругать совершенно гладко и ровно, чтобы она могла плотно затыкать отверстие.
Новые, не бывшие в употреблении бочки подготавливают для заполнения соком или вином таким образом. Наполняют до половины кипятком в котором распускают, не жалея, соду. Затем бочку плотно затыкают втулкой и начинают раскачивать, чтобы стенки изнутри хорошо обмылись.
Даже правильно приготовленные для виноделия новые бочки лучше сперва употреблять только для брожения и лишь после того, как это будет проделано раза два, они станут вполне годными для храпения вина. Особенно следует избегать вливания в новые бочки белого вина — оно в таких случаях нередко припимает некрасивую бурую окраску.
Само собой разумеется, что бочка должна быть целиком сделана из одного и того же дерева, причем внутрь не должны проникать ни винты, ли гвозди. Иначе соприкосновение ягодного сока с железом повлечет за собой порчу вина.
Заплесневелая бочка чистится и моется вышеуказанным способом. Если же она была уж слишком подвержена плесени, то тогда ее разбирают (расклепывают), выпаривают и чистят в разобраипом виде. После этого бочку снова склепывают и обрабатывают ректификованным спиртом, а затем очищают повторно.
Вообще-то заплесневел ость бочек указывает на неаккуратность изготовителя, которой не должно быть ни при домашнем производстве, ни тем более при коммерческом виноделии.
Величина бочки влияет на процесс брожения. Чем бочка больше, тем брожение происходит полнее и совершеннее. Это обстоятельство необходимо иметь в виду, если выделка вина производится в более или меаес обширных масштабах.
ОКУРИВАНИЕ ПОСУДЫ
Как бы посуда, будь то бочки или стеклянные сулеи, ни была чиста, в ней всегда могут сохраняться зародыши грибка плесени. Чтобы наверняка жлубить его, бочки, бочонки и. бутыли подвергаются, окуриванию серой всякий раз, когда по окончательной отмывке емкость вновь наполняется вином или соком.
Для окуривания берутся полоски холста или полотна шириной приблизительно 2Д см, обмакнутые в растопленную серу.
Самый процесс окуривания чрезвычайно прост. Применяют особый инструмент, называемый окуривателем (рис. 2). На крючок его надевают серный фитиль. Он поджигается и горящим вводится в бочку или бутыль через отверстие, затыкаемое сразу же рукояткой окуривателя. Она занимает место втулки или пробки. Чтобы капли расплавленной серы не падали на дпо сосуда, к нижнему концу инструмента приделана воронка или цилиндр из железа. После такой обработки посуда оказывается совершенно готовой для наполнения ее ягодным соком или вином.
Хотя было сказано прежде, что в домашнем хозяйстве чаще пользуются стеклянными бутылями, а не бочками, тем не менее, если есть возможность, предпочитайте деревянные бочки. Тому есть ряд оснований.
Вино или ягодный сок, налитый в бочки, портится гораздо медленнее, чем в бутылях, так как частые колебания температуры отражаются на качестве готового напитка. Именно поэтому стеклянные сосуды рекомендуется содержать в корзинах с сеном, которые в данных обстоятельствах играют роль плохого проводника теплоты и устраняют или значительно ослабляют перепады температуры в наполненной вином или соком посуде.
Кроме того, лишенные пор стенки стеклянного сосуда препятствуют проникновению наружного воздуха внутрь и обратно, что несвойственно посуде деревянной. Это далеко не маловажный момент, ибо обмен внешней воздушной среды с газами в бочке способствует лучшему вызреванию, осветлению и букету вина вследствие доступа внутрь кислорода.
Мытье и очищепие бочек и бутылей производится заблаговременно* за несколько дней до прессования ягод. Отмытые бочки полезно выставить на свежий воздух, чтобы подвергнуть их многодневному благоприятному влиянию солнца, после чего они уже окуриваются серой.
ОБРАБОТКА ВЫЖАТОГО ЯГОДНОГО СОКА
Полученный из-под пресса ягодный сок никоим образом не может быть подвергнут брожению. Его предварительно нужно разбавить водой. Этот процесс именуется «галлизацией» (по имени доктора Галля, впервые его предложившего). Тогда же добавляются сахар и кислота.
При домашнем производстве ягодных вин можно с успехом пользоваться рецептом Р. Гете. К полученному соку прибавляется вдвое большее количество воды, и на каждые 3 л такой смеси кладется 1 кг сахара. По этому расчету достигается приблизительно 33%-ное содержание в разбавленном соке сахара. Тогда после брожения и полного осветления вина в нем будет содержаться не менее 14% алкоголя.
Но прибавки сахара оказывается недостаточно. В разбавленный сок приходится вводить еще и виннокаменную (или винную) кислоту — столько, чтобы общее содержание кислоты в вине было 0,6%.
Для этого надо определить сначала продет кислот в ягодном соке. Проще всего воспользоваться такими данными о кислотности (%) в различных плодах и ягодах:
Красная смородина 2,21
Черная смородина 2,40
Крыжовник недозрелый 1,50
Крыжовник спелый 1,47
Земляника лесная» 1,40
Малина садовая 1,50
Черника 1,20
Черная шелковица 0,56
Брусника 2,25
Клюква» 3,25
Вишня 1,94
Слива 0,89
Мирабель 0,76
Абрикос» 1,96
Кизил 0,80
Когда приготавливается вино, например, из черники, то, прибавляя на 1 л ее сока 2 л воды, мы тем самым уменьшаем содержание кислоты в нем в три раза, т.е. остается только 0,4%. Значит разведенный черничный сок необходимо дополнить 0,2% кислоты.
Другими словами, на каждый литр полученной жидкости надо взять 2 грамма кислоты.
Согласно расчетам Р. Гете приблизительно 1/3 собственных кислот ягодного сока впоследствии пропадает. Поэтому, прибавляя вициокамелную кислоту, нужно иметь в виду также и эту треть. Для облегчения вычисления того количества кислоты, которое необходимо ввести в смесь сока с двойным количеством воды, служит формула:
В ней К обозначает процентное содержание кислоты в неразбавленном соке данных плодов. Подставив вместо К требуемое число из вышеприведенных данных о кислотности, получаем величину X, показывающую, сколько граммов виннокаменной кислоты нужно добавить на каждый литр смеси сока с водой.
Положим, мы имеем дело с красной смородиной, для шторой К = 2,21. Эту цифру нужно умножить на 20. Выйдет 44,2, Делим на 9 с точностью до сотых долей и подучаем частное, равное 4,91, Вычтем его из цифры 6. Результат (1,09) и показывает, что для красносмородинового вина на литр разбавленного водой сока необходимы 1,09 г виннокаменной кислоты.
При прибавке на каждый литр сока с водой 1 кг сахара получается более крепкое и сладкое, так называемое ликерпое вино. Для приготовления же мепее сладких и не столь крепких столовых вин на каждые 3 л сока с водой берется только 600 — 800 г сахара. В зависимости от такой прибавки содержание алкоголя в столовых винах бывает 1.1 — 1296, а в ликерных — 16 — 17%.
Сахар берется лучший, рафинированный, который предпочитается сахарному песку.
Воду для разжижения ягодного сока используют мягкую, речную и только за неимением таковой — ключевую. Любую воду обязательно кипятят, остужают и процеживают через кисею или, что еще лучше, фильтруют.
При изготовлении вина из более нежных ягод, например из земляники, воду берут не холодной, а в виде кипятка, так как его действие гораздо сильнее. Кипятком раздробленные ягоды заливают заблаговременно, но не раньше, как за 24 часа до прессования. Само собой разумеется, что количество добавляемого кипятка должно быть с точностью измерено для того, чтобы установить, сколько еще нужно прилить воды после прессования.
Вместимость посуды, в которую смесь разливают для брожения, тоже должна быть определена очень точно, независимо от того, стеклянная эта посуда или деревянная. Объем целесообразно указать цифрой непосредственно на сосуде.
Не следует заливать разведенный сок до самого верка — отверстия или горлышка, — поскольку содержимое посуды во время брожения увеличивается в объеме.
БРОЖЕНИЕ
Помещение для брожения сока должно быть свободно от посторонних запахов и спертого воздуха, при желании всегда легко проветриваться и иметь по возможности постоянную температуру 15 — 20°С.
Сущность брожения состоит в том, что заключающийся в разбавленном водой ягодном соке сахар, распадаясь, превращается в алкоголь и углекислоту. Процесс брожения поддерживается микроорганизмами — бродильными или дрожжевыми грибками, споры которых всегда присутствуют в воздухе в значительном количестве и, кроме того, в изобилии находятся на кожице ягод и плодов.
Брожение в зависимости от его силы разделяют на бурное (главное) и тихое (дображивание). Вторая из этих стадий в свою очередь делится на две: первое и окончательное дображивание.
Процесс протекает в закупоренной посуде таким образом, что выделяющаяся из бродящего сока углекислота имеет возможность беспрепятственно выходить наружу. Наружный же воздух, в котором содержатся грибки, способные испортить вино, не должен иметь доступа внутрь посуды к ягодному соку или, как его теперь следует называть, суслу.
Изоляция внешней среды от сусла достигается с помощью так называемых бродильных шпунтов, которых существует довольно много. Все они содержат жидкость — воду или глицерин, — которая и предохраняет сусло от соприкосновения с воздухом.
В домашнем обиходе пользуются узкими стеклянными трубочками. Разогрев в пламени, их перегибают двумя коленами под прямым или полги прямым углом. Стекло должно быть достаточно горячим и размягчиться. Перегибают трубочку плавным движением обеих рук, не выводя ее из пламени. Предпочтительнее изгибаемые концы направлять вниз, а не вверх.
Одно из колен вставляют во втулку, а другое — в стаканчик или в склянку с водой, которые подвешивают к посуде с суслом или прикрепляют к ней каким-либо иным способом. Колено стеклянной трубки должно входить во втулку очень плотно, причем место их сопряжения сверху следует залить сургучом или стеарином.
Точно таким же образом поступают и в том случае, если брожение сусла происходит в стскляппом сосуде. Трубка тоже вставляется одним коленом в пробку, верх которой заливают стеарином или сургучом.
На практике обычно приходится иметь дело со стеклянной трубкой, согнутой дугой. Однако встречаются и более сложные конструкции шнунтов. Трубка может быть изогнута S-образно (система Нссслера), и тогда слой изолирующей жидкости заключается внутри ее самой. Если домашнее ягодное виноделие ведется в более или менее обширных размерах с применением деревянных бочонков или бочек, выгодно использовать бродильный шпунт-воронку. Все эти системы изображены на рисунке 3.
Бурное брожение не замедлит начаться сразу после разлития сусла по бродильным сосудам, причем в это время образуется такая масса углекислоты и выделение ее происходит с такой быстротой, что сусло беспрестанно бурлит* Это сопровождается энергичным бульканьем пузырьков углекислого газа в бродильном шпунте.
Чтобы содействовать более полному и совершенному брожению, весьма полезно время от времени покачивать посуду с суслом. Такое покачивание имеет цель заставить оседающие на дно дрожжи еще раз подняться наверх и быстрее выделить из сусяа излишнюю углекислоту.
Как уже говорилось, для поддержания правильного режима брожения нужно, чтобы оно происходило при постоянной температуре, равной 15 — 20°С
Рис. 3. Системы бродильных шпунтов
Иногда бурное брожение долго не начинается после того, как сусло разлито по сосудам. Такая задержка обыкновенно бывает при несоответствующей температуре. К установлению ее следует немедленно принять все меры. Еще раз повторим, что помещения для брожения вина должны быть хорошо вентилируемы и лишены сырости.
Бурное брожение ягодных вин продолжается в течение 3 — 4 недель, Спустя 5 — 6 педель оно, как правило, полностью заканчивается. Наступает период тихого брожения или дображивания.
Окончание бурного брожения без труда узнается по прекращению частого выделения газовых пузырьков. Оно не останавливается насовсем, но настолько затихает, что пузырьки булькают лишь изредка.
Когда бурное брожение окончено, бочки или бутыли доливают суслом из запасной посуды до самого верха. Для этого приходится извлекать втулку и затем опять закреплять наглухо.
Наполненную суслом посуду ставят для тихого дображивания уже в прохладное помещение — например, в погреб или в подвал. Так как процесс продолжается, хотя и менее энергично, то бродильный шпунт по-прежнему находится на своем месте.
Вообще, с закупоркой и откупоркой сосуда с суслом следует быть осторожнее. До полного превранкшия сусла в вино никогда не нужно торопиться удалять бродильный шпунт — он. во всех случаях изолирует содержимое сосуда от доступа воздуха извне, а значит и предотвращает попадание в сусло или вино уксусного грибка, который «помогает* будущему напитку превратиться в уксус.
Тихое брожение в среднем занимает1 от 2 до 5 месяцев. Иногда оно совершается быстрее, иногда затягивается. Об окончании его можно судить только по абсолютно полному прекращению выделения пузырьков из бродильного шпунта.
Во все время брожения — не только бурного, но и тихого, — сусло бывает мутным. По мерс того, как тихое брожение близится к концу, сусло постепенно просветляется, причем венлываюнще на поверхность частицы дрожжей мало-помалу оседают на дно.
Обычно к январю (а порой на месяц-два раньше) ягодное сусло становится совершенно прозрачным. С этого момента оно уже может называться вином.
ПЕРЕЛИВАНИЕ И ФИЛЬТРОВАНИЕ ВИНА
После того, как тихое брожение завершится и вино сделается совсем прозрачным, приступают к его переливанию, т.е, отделению от скопившегося на дне осадка.
Для этой цели при домашнем приготовлении ягодных вин превосходно служит гибкая резиновая трубка метра в полтора длиной. Ею при сливании вина действуют как сифоном. Сосуд с вином ставят на табуретку или другое возвышение, а сосуд, который предстоит наполнить, устанавливают на пол. Хорошо, если сифон оснащен несложным краном или зажимом (рис. 4).
Переливание вина из стеклянных сосудов удобно тем, что через его стенку можно видеть, на какую глубину опустилась гибкая трубка и на каком расстоянии от дна ее поддерживать, чтобы снизу не поднималась муть.
Замутненную часть содержимого приходится фильтровать. Для фильтрации употребляются фланелевые мешки с обращенным внутрь ворсом. Такой мешок из фланели укрепляется на металлической треноге (рис. 5), под которую ставят сосуд для профильтрованного вина.
Переливание преследует цель полностью отделить вино от осадка и, если эта цель не достигается с одного раза, то необходимо вторичное переливание.
Совсем иначе обстоит дело тогда, когда спустя месяца два или болыне после окончания дображивания вино не просветляется. Если обнаружено, что иа естественное просветление надежды нет, мы вынуждены обращаться к искусственному просветлению, называемому также «оклейкой» вина.
ИСКУССТВЕННОЕ ОСВЕТЛЕНИЕ
Чаще всего замуглешюстъ сусла, не исчезающая сама собой, является следствием неправильного приготовления вина, а именно — чрезмерной прибавки сахара в разбавленный водой сок. Чтобы сусло не вышло слишком сладким, можно посоветовать строже придерживаться формулы Р. Гете и не класть больше килограмма сахара на три литра жидкости (1л сока и 2 л воды).
Для осветления вина используют следующие средства: рыбий (сомовый) клей, желатин, яичный белок и танин.
Рыбий клей предварительно режется на самые мелкие кусочки и раскладывается на листе бумаги на свежем воздухе, чтобы выветрился запах. Затем кусочки клея для разбухания кладут на срок около полусуток в воду, причем ее несколько раз меняют. Слив в последний раз воду с разбухшего клея, его заливают винным раствором, содержащим 1% лимонной кислоты и 15%, винного 95-градусиого спирта, и оставляют на 2 дня, периодически помешивая. Крепость раствора клея должна быть такой, чтобы на 4 грамма сухого вещества приходилось не менее 100 кубических сантиметров винного раствора.
После этого сосуд с клеем ставят в теплую (40 — 45°С) воду и размешивают содержимое до тех пор, пока оно не станет жидким. Тогда его процеживают через шелковое сито, и застрявшие в сите частицы протирают. В таком виде это средство и употребляется для оклейки вина. Холодный, обратившийся в студень клей приходится разогревать.
На 100 л вина расходуется от 1,5 до 2-х граммов приготовленного рыбьего клея.
Самый же прием оклейки, как будет ясно из дальнейшего, состоит в том, что в вино просто вливается оклеивающий материал. Растворенный в массе вина клей, оседая, увлекает на дно взвешенные частицы, вследствие чего вино и осветляется. Подобным образом действуют и другие средства оклейки.
Желатин для той же цели берется только высшего качества в соотношении 10 — 15 г на 100 л вина. Отмеренное количество желатина намачивают в течение 12 — 14 часов в холодной воде,
которую за это время 2 — 3 раза меняют. Затем, слив последнюю воду, растворяют разбухший желатин в свежей воде при температуре около 50 °С
Раствор не должен содержать более 1% желатина
Для оклейки вина можно употреблять как натуральный яичный белок, так и высушенный (альбумин). Первый в домашнем хозяйстве, конечно» доступнее. Белок куриного яйца, весящий около 40 г, содержит в среднем 4 г альбумина. На 100 л вина требуется 2 — 3 совершенно свежих белка. Их взбивают с небольшим количеством воды до пены, смешивают с вином, переливают несколько раз из одного сосуда в другой и, наконец, полученную пенистую массу вводят в вино.
Желатин и белок используют для оклейки терпких, т. е. содержащих много дубильных веществ, вин, в особенности черничных. Для более мягких и сладких вин лучше применять рыбий клей.
До начала оклейки следует определить количество белкового вещества (если необходимо, то и танина), которое нужно прибавить к вину для полного осветления. Для испытания берут 6 — 7 стаканов и наливают в них подлежащее оклейке мутное вино. Затем в каждый из стаканов кладут некоторое количество однопроцентного раствора (в 20-градусном спирте) того белкового вещества, с помощью которого намерены производить оклейку. Например, в первый стакан вливают 0,5 см* указанного раствора, во второй 1 см*, в третий 2 см* и т. д. После этого смесь во всех стаканах тщательно перемешивают и оставляют до следующего дня. Назавтра проверяют, в каком из стаканов вино осветлилось наилучшим образом. Зная, сколько в него добавлено белкового вещества, вычисляют потребное количество материала для оклейки всей массы вина.
Если же ни в одном стакане осветления не произошло, значит в вине не хватает дубильных веществ и эту нехватку следует восполнить танином. В каждый из стаканов вводят 2-процентный раствор (в 20-градус и ом спирте) танина в количестве от половины до двух третей объема раствора белкового вещества, ранее использованного для оклейки вина в данном стакане. После этого снова выжидают день и исследуют результаты. По содержимому стакана, в котором вино осветлилось, вычисляют нужное количество белкового вещества и танина.
Процесс оклейки сводится к тому, что в бочку с вином вливают точно рассчитанное количество оклеивающего материала, как можно лучше размешивают его мешалкой и оставляют на неделю или несколько больший срок. За это время муть плотно оседает на дно. Самая подходящая температура для оклейки — 7 — 12°С.
Вслед за этим напиток можно разливать по бутылкам
РАЗЛИТИЕ ВИНА В БУТЫЛКИ И ИХ УКУПОРКА
Выбродившее и вполне очистившееся вино разливают из бочки или сулеи в бутылки обычно еще до наступления зимы.
Наполнять бутылки удобнее всего с помоиуью гибкой резиновой трубки. Но до этого они должны быть основательно вымыты сперва в теплой, а потом в холодной воде и высушены.
Для сушки с большим успехом можно использовать специальное приспособление. Чистить бутылки во время мытья удобнее все-го щеткой с длинной рукоятью, вращая ее. В домашнем обиходе желательно иметь также несложный инструмент для укупорки бутылок пробками. Упомянутая оснастка показана на рисунке 6.
Пробки для размягчения выдерживают некоторое время в кипятке и закупоривают каждую бутылку немедленно после того, как она наполнилась.
Укупоркой вина одной только пробкой не следует довольствоваться, Ее необходимо покрыть смолой. Перед употреблением смолу разогревают и, дав немного остынуть, если она чересчур горяча, окунают в нее верхушку горлышка бутылки. После этого бутылку еще некоторое время держат вверх дном, и излишки смолы стекают с пробки. Чтобы горлышко при этом не лопнуло, его следует тоже подогреть, опустив вначале в теплую, а потом в горячую воду.
Смолу можно приготовить самостоятельно. Ее состав приблизительно таков: канифоль — 800 г, жир — 100 г, воск — 25 г, киноварь — 40 г.
Вино из крыжовника очень любят в Англии и в Швеции. Большую часть приготавливаемого в Европе крыжовенного вина вывозят в Северную Америку и там продают по высокой цене.
Рис. 6. Приспособлен ня для мытья н закупорки бутылок
ОСОБЫЕ РЕЦЕПТЫ ЯГОДНЫХ ВИН
Крыжовенное
Уже один этот факт указывает на то, что ягодное виноделие имеет безусловное право гражданства
Существует разногласие мнений по вопросу о том, следует ли выделывать вино из совершенно спелых ягод крыжовника или же из не совсем спелых Англичане для виноделия обыкновенно употребляют недозрелый крыжовник, так как считают, что сок спелых ягод труднее поддается брожению и вино получается предрасположенным к порче. Немецкие практики наоборот утверждают, что только из спелых ягод крыжовника выходит вино с хорошим букетом.
Основываясь на личном опыте, Тимм держится той точки зрения, что следует брать ягоду средней спелости, когда она почти стала годна для еды.
Сок можно получать различными способами. При простейшем из них ягоды прежде всего моют, затем раздавливают, прибавляют немного воды, сахара и дают постоять несколько дней. Время от времени массу помешивают, чтобы на поверхности не скопилась кислота. Потом эту массу прессуют, и сок сливают в бочку. После того, как будет прибавлено недостающее количество воды и сахара, соку дают бродить.
Можно рекомендовать другой способ. Растолченные ягоды тотчас же прессуют, мязгу смешивают с водой и спустя два дня опять прессуют. При смешивании Тимм советует брать 10 л чистого (без воды) сока, 12 — 14 л воды и 7 — 8 кг сахара. Такая смесь, по Тимму, даст прекрасное вино.
Вшю по Р. Гете
Берут самые спелые ягоды, которые давят и прессуют. Полученный сок смешивают с нужным количеством сахара и кислоты и дают бродить. Согласно рецепту Р. Гете (смотри с. 12) состав должен быть следующий: 1 л сока, 2 л воды, 1 кг сахара, 6 г винной кислоты. Сахар и кислоту разводят в соответствующем количестве воды.
Вино по Вауреру
Хотя английские производители крыжовенного вина используют только недозрелые ягоды, Ваурер сторонник употребления исключительно спелых. Ягоды толкут, прессуют и добавляют к извлеченному соку такое же количество воды. На каждый литр смеси кладут 250 г сахара. После этого соку дают бродить.
По такому рецепту получается прочное столовое вино. Если же есть желание изготовить ликер, то вместо ?50 г сахара на 1 л сока следует класть 375 г.
Вино no Вшпу
Достаточно спелый крыжовник ссыпают в подходящую посуду и раздавливают как можно мельче. Мязге дают спокойно постоять 3 — 4 дня, чтобы из нее получше выделился сок, который затем и выжимают через полотняный мешок. В оставшиеся выжимки наливают воду в соотношении 1:10 к исходному объему крыжовника (например 3 л воды на 30 л ягод). Выжимки, насколько возможно, размельчаю! и растирают чистыми руками, а потом еще раз пропускают эту массу через фильтрующий мешок. Таким образом, в целом из Юл крыжовника можно добыть 9л сока. В этих 9 литрах содержится примерно 1л воды, поэтому надо влить ее еще 7 — 8л. Тогда выйдет, что каждые Юл ягод дадут около 17 л сока. Соответственно этому об^му подбирают бочку.
Если нет такого количества крыжовника, чтобы заполнить соком всю бочку целиком, можно с успехом добавить красную или белую смородину.
После того* как на каждый литр разбавленного сока будет введено 250 г сахара или меда (что дает столовое вино), смесь вливают в бочку, которую ставят в помещение с температурой 13 — 15°С
Вино по Гольцапфелю
Берут почти спелый крыжовник, раздавливают его и смешивают с полуторным количеством воды. Сахар добавляют из того расчета, чтобы его было около 1/3 общего веса воды и ягод. Хорошенько перемешав эту массу, се выливают в бочку и после выщелачивания и прессования ставят сок на брожение. Получившееся вино переливают первый раз в январе, второй — в мае.
Десертное вино по Тимму
Тщательно очищенный от мусора и стеблей крыжовник моют в холодной воде и раздавливают деревянной толкушкой. Полученную массу накрывают крышкой, на которую кладут груз, В таком состоянии мязга пребывает в холодном помещении в течение 2 — 3 дней, после чего ее прессуют. Выжимки разбавляют водой, се должно быть по объему столько же, сколько получилось сока. Смесь отстаивается еще 2 — 3 дня, а потом ее прессуют вторично.
Сок* выделившийся в результате двух прессований сливают в один сосуд, перемешивают и добавляют сахара от 100 до 230 г на 1л жидкости (по другим данным 200 — 300 г). Готовое сусло подвергается всем дальнейшим винодельческим операциям.
Шампанское по Землеру
Для любого крыжовенного вина, в том числе и шампанского, следует применять сорта с желтыми ягодами, поскольку тол ько они сообщают напитку желаемый вкус. Из красных и зеленых ягод вино получается не столь качественное.
Раздавливают 20 л крыжовника, заливают его 20 л теплой воды и прибавляют 3 кг сахара, 2,25 кг меда, 30 г толченого винного камня, 16 г сухой лимонной и 15 г сухой апельсинной корки. Этой массе дают стоять 2 дня. Потом ее процеживают сквозь волосяное сито, вливают в бочку. После брожения, когда бочка закупорена, в нес вливают еще 2 л коньяку. Такое вино обычно очищается только путем тщательного переливания.
Вино по Леману
Рекомендуется спелый (но не переспелый) крыжовник. Раздавленные ягоды кладут на 3 — 4 дня в сосуд с крышкой, периодически их перемешивают и затем прессуют. К Юл сока прибавляют 15^19 л воды и, в зависимости от желаемой крепости вина, от 3,25 до 6,55 кг сахара. Далее сусло обрабатывается по обычной технологии.
Вино по Гревесмюлю
На бочку вместимостью 30 л берут 20 кг спелого крыжовника. После очистки ягоды раздавливают, добавляют 10 л воды и дают отстояться 3 для, а затем прессуют. Получается около 19,5 л сока, в который кладут 7 — 7,5 кг сахара, растворенного предварительно в 7 л горячей воды. Все это вливают в чистую бочку.
Другими словами, вино получается такого состава: 9,5 л сока, 17 л воды и 7,5 кг сахара.
Вино по Греперу
Ягоды раздавливают, дают стечь соку, и выжимки несколько раз промывают, но так, чтобы на известную часть сока бралась бы такая же часть воды. Так как для правильного составления сусла приходится еще в соке определять содержание кислот, то большей точности здесь не требуется. Можно совершенно спокойно положить сахара на 30% больше, потому что брожение крыжовенного вина совпадает с теплым временем года и сахар выбраживается быстро. Большее же количество образующегося алкоголя делает это вино очень прочным. Вино из крыжовника, приготовленное на основе очень сладкого сока, имеет аромат старой мадеры и настолько похоже на нее, что впадают в ошибку даже знатоки.
Ежевичное
Из ежевики можно вырабатывать очень приятное вино красивого цвета. Становясь старым, оно начинает напоминать портвейн.
Поскольку эта ягода в некоторых местностях встречается в изобилии дикорастущей, то нельзя пройти мимо ее достоинств в качестве винодельческого материала. Сок ежевики легко бродит несмотря на то, что выжимается не ранним летом, как из другах яшд, а осенью. Брожение происходит в то время года, когда температура бывает уже довольно низка.
На вино идут, разумеется, только ягоды вполне спелые. Ягоды, выросшие в тени, дают водянистый сок и неароматпое вино.
Превосходное столовое вино получается при брожении 20 л сока ежевики, 20 л воды и 10 кг сахара.
Десертное вино по Гольцапфелю
Берется по возможности сухая ежевика. Ее осторожно моют. Прибавив небольшое количество сахара, растирают до кашеобразного состояния и оставляют на 2 дня при температуре около 15°С, периодически перемешивая. Затем ежевику прессуют.
Приблизительно на 75 л десертного вина расходуются 35 л сока ежевики, 35 л воды, 12,5 (по другим данным 16 — 18) кг кристаллического сахара и 75 г винного камня в порошке. Сахар и винный камень растворяют в горячей воде и вливают в сок в теплом виде.
Дальнейшее приготовление ведется как обычно. Когда вино будет готово и полностью очистится, добавляют еще немного сахара или коньяка.
Вино по Землеру
Ягоды следует собирать при сухой погоде. Их раздавливают руками и заливают горячей водой на столько, чтобы ягоды были только ею покрыты. Воды должно быть почти столько же, сколько ягод но весу. Затем прибавляют горсть изюма и горсть листьев земляники и дают этой массе спокойно стоять 4 дня. По истечении этого срока на поверхности образуется слой дрожжей.
Тогда наступает время прессования и добавления сахара в количестве 250 г на каждые 4 л сока, В течение нескольких недель сок бродит, потом бочку накрепко закупоривают и спустя 6 месяцев сливают готовое вино.
Портвейн по Землеру
После прессования яшд соку дают стоять 36 часов. В этот период следует удалять все постороннее, что покажется на поверхности
сусла. Затем прибавляют воду в количестве, равном 1 /4 объема сока, сахар (лучше жженый, чем белый) из расчета 1,2 кг на 4 л жидкости и через 12 часов фильтруют. После брожения, продолжающегося несколько месяцев, бочку закупоривают, а спустя еще 6 месяцев сливают.
Зто вино с течением времени улучшается.
Вино по Крейцу
Напиток тоже по вкусу походит на портвейн. Собирают по возможности сухие ягоды и » каком-нибудь подходящем сосуде раздавливают их до кашеобразного состояния. Сосуд закупоривают и дают массе стоять 3 — 4 дня, после чего се прессуют и вводят на 1 л сока 1 л воды, от 300 до 400 г сахара и 2,5 грамма толченого винного камня. Кроме того, прибавляют на каждые 30 л жидкости ОД л хорошего коньяка. Составленная таким образом смесь вливается в тщательно вымытую бочку, которую в период брожения держат в помещениях с возможно постоянной температурой — лучше всего 12 — 15°С.
Коньяк следует вводить после брожения, утверждает Тимм. Он же советует при отсутствии высококачественного коньяка прибавлять большее количество сахара, вырабатывающего тот же алкоголь. Плохой коньяк очень часто бывает сделан из винного спирта и эссенции, которые предают готовому напитку скверный привкус.
Малиновое
Вино из малины выделывается очень редко. Однако удачно изготовленное оно отличается чудесным ароматом и может стоять в ряду десертных вин высшего достоинства.
Ягоды должны быть совершенно спелыми. Пригодна и лесная малина, но ее нужно тщательно проверить, чтобы в сусло не попали черви. Каждые 10 кг ягод раздавливают чистыми руками и заливают 4 л воды. Всю эту массу размешивают и на следующий день прессуют. Выжимки заливают еще раз 4 л воды, хорошенько размешивают и через 2 дня прессуют тоже.
Таким способом получают 13 л сока, к которому прибавляют 0,25 л сока черной смородины и 4 кг сахара. Затем весь сок сливают в бочку и подвергают дальнейшей обработке.
Вино по Грегеру
Для получения сока берут совершенно спелые ягоды, которые деревянным пестом растирают в кашу в деревянном корыте или деревянном ведре. Чтобы отделить сок от зерен, всю полученную
массу протирают сквозь тонкое сито из металлической проволоки, обязательно защищенной от окисления. Впрочем, если вино будет бродить вместе с зернами, это ему не повредит, потому что оно приобретает вкус танина, что в иных случаях даже желательно.
Затем нужно исследовать кислотность сусла, поскольку содержание кислоты в малине в разные годы бывает неодинаково. Для этой цели прессуют отдельно небольшую часть полученной массы.
На сладость ягод внимания не обращают — она после разбавления сока уменьшается. В добытый сок вводят 25% сахара и дают суслу бродить в бочке, заткнутой втулкой.
Вино по Винту
Раздавливают 24 л малины, прессуют и к извлеченному соку прибавляют 4 л сока смородины. В оставшиеся после прессовки выжимки вливают 32 л воды и оставляют смесь стоять в течение 12 часов, причем нужно се часто помешивать. Затем прессуют еще раз, и полученный при этом сок добавляют к полученному ранее. Сюда же вливают 24 л яблочного сока.
В смеси разводят 8 кг сахара и 75 г винного камня в порошке. Как только начнется брожение, тонко срезают с двух лимонов и двух апельсинов окрашенную часть корки и бросают их в сусло; добавляют туда же и сок, выжатый из этих четырех плодов. Когда процесс брожения завершится, с поверхности удаляют корки и вливают 2 л коньяка. Дальнейший уход — тот же, что и за другими ягодными винами.
Земляничное
Вино из земляники изготовляют далеко не все. В нужном для виноделия количестве этой ягоды в большинстве случаев нет. Тем не менее земляничное вино на вкус очень приятно.
Оно приготовляется следующим образом. Ягоды тщательно перебирают, удаляя все попортившиеся. Затем их давят и прессуют. На каждый литр сока прибавляют 1 л воды и на каждый литр смеси — 300 г сахара. Все остальное читателям известно.
По другому рецепту дают бродить суслу, состав которого таков: 40* л земляники, 20 л воды, 12,5 кг сахара, 100 г винного камня и 4 л очищенной водки. Все прочее выполняется согласно обычным правилам.
Бузиновое
Для извлечения сока ягоды бузины отрывают от стеблей и, положив в очищенный котел, заливают водой из расчета 1 — 2 л на
Юл ягод. Котел ставят на огонь, и содержимое помешивают деревянной ложкой, пока оно не закипит. Тогда котел снимают с огня, дают массе остыть и прессуют ее. Можно прессовать сквозь тонкое полотно или процедить через тонкое волосяное сито.
Сок сливают в деревяппос ведро или бочку, а выжимки заливают горячей водой на столько, чтобы они были только покрыты. Всю эту массу оставляют до следующего дня, а затем еще раз прессуют.
При окончательном составлении сусла для этого вина соблюдают такие пропорции: 1 л уже разбавленного водой сока бузины, 1 л сока смородины, 800 г сахара, 2,5 л воды, 3 г винной кислоты, ОД г танина. Винную кислоту и тапип предварительно растворяют в горячей воде.
Черничное
Способ приготовления этого вина заключается в следующем. После того, как ягоды перебрали, их моют в холодной воде, с помощью песта раздавливают в глиняном сосуде и прессуют. На каждый литр полученного сока берут 1,2 л воды и 250 г сахара. Корица и цветки бузины, добавленные в небольшом количестве к суслу во время брожения, придадут вину особенно * приятный вкус.
Разбавленный сок вливают в бочку и на третий день затыкают ее втулкой. Бочка должна спокойно стоять на месте при температуре 18 — 25еС. Спустя месяц или полтора уже не будет видно поднимающихся на поверхность пузырьков. Это означает, что, во-первых, бурное брожение прошло и, во-вторых, настал момент первого сливания вина с дрожжей. Втулку открывают и сливают вино обычным способом, используя гибкую трубку. Бочка, которая при этом наполняется, должна иметь по возможности такую же вместимость, как и прежняя, быть совершенно чистой и пи на что ранее не употреблявшейся, в особенности под уксус или пиво. Ее следует долить до верха и держать полной. После первого переливания вино переносят в более прохладный погреб. Срок второго переливания наступает спустя 3 месяца.
Сусло приготовляют и другим способом. Смешивают 40 л сока, выжатою таким же образом, как при выделке других ягодных вин, 50 л воды, 20 кг сахара, 75 г винного камня в порошке и 10 г танина. Сахар, винный камень и танин разводят в горячей воде и вводят в сок теплыми.
Вино no Леману
Употребляются совершенно спелые ягоды, обрабатываемые как можно быстрее после сбора.
Для получения 100 л вина понадобятся 50 кг черники, 50 л воды, 10 — 25 кг сахара (смотря какой крепости желательно иметь напиток), 10 г танина и 75 г винного камня в порошке.
Если прессовать ягоды холодными, они выделят мало сока; если же сначала нагреть их в закрытом сосуде и потом уже прессовать, соку выйдет гораздо больше. После того, как ягоды спрессованы и к соку добавлено нужное количество воды, в этой смеси разводят сахар, танин и вшшый камень. Затем смесь сливают в слегка обкуренную серой бочку. Вскоре начинается брожение.
Дальнейший уход за вином — такой же, как за другими.
Вишневое
Ягоды моют, дают им некоторое время обсохнуть и толкут (безразлично, с косточками или без). После прессования добавляют в расчете на 1 л сока 0,25 л воды, 125 г сахара, 1 г толченого винного камня и 0,1 г танина. Так поступают при сладких вишнях. Когда же они кислые, состав смеси выбирается иной: на 1 л сока кладут 0,5 л воды, 400 г сахара, 1 г винного камня, 0,1 г танина. Сусло ставят на брожение.
Вино по Вернеру
Толкут целиком спелые кислые вишни. Получившуюся массу накрывают и выдерживают в покое 24 часа. Затем прессуют и вводят на каждый литр вишневого сока 1л сока смородины, 1 л воды и 0,5 кг сахара. Всю эту смесь вливают в небольшую бочку, первые несколько дней иногда помешивают, потом дают перебродить, доливают бочку до верха и немного спустя разливают по бутылкам.
Вино по Землеру
Из вишен извлекают косточки и раздавливают мякоть в кашииу, которой дают 12 часов бродить в глиняных горшках, а потом прессуют. Сок снова разливают по горшкам и дожидаются начала брожения. Тогда прибавляют 0,5 кг сахара на каждые 3 л сока, сливают его в бочку и дают бродить 8 дней, после чего разливают по бутылкам, хранить которые нужно в прохладном месте.
Тимм полагает, что разливать вино по бутылкам по истечении 8-дневного срока слишком рано и что вину следует находиться в бочке 8 месяцев. Кроме того, он рекомендует смешивать вишневый сок с малиновым — в этом случае получается вино, схожее с портвейном.
Поступают следующим образом. Свежесобранные, желательно мягкие, вишни прессуют, не раздавливая косточек, К полученному соку добавляют по 1/8 части малинового и черносмородинового соков. Смесь подслащивают сахаром-рафинадом в пропорции 0,5 кг на каждые 2,5 л. Сусло заливают в бочку и дают бродить. Как только брожение окончится, бочку наглухо закупоривают и оставляют на 3 месяца. Затем вино очищают и разливают по бутылкам. Через 6 недель его уже можно пить.
Учитывая обилие вишен в Южной России этот рецепт заслуживает внимания.
Абрикосовое
Абрикосы употребляются для виноделия только вполне спелые. Удалив испорченные плоды, из оставшихся вынимают косточки, мякоть раздавливают или растирают в кашицу и прессуют. К выжимкам приливают воду — ровно столько, чтобы она только покрывала их. Масса должна отстояться 24 часа. Получившийся настой вливают в ранее добытый сок.
На каждые 2 л этой жидкости кладут 375 г сахара. Во время брожения рекомендуется прибавить к суслу горсть раздробленных абрикосовых косточек, что способствует лучшему вкусу напитка.
Сливовое
Из ягод удаляют косточки, мякоть раздавливают и на каждые 4 кг мязги добавляют 3 л горячей воды. Через 2 дня эту массу прессуют и вводят на каждые 2 л сока 0,5 кг сахара. От пятой части использованных слив берут косточки, раздавливают их и кладут в бочку. Процесс брожения и естественного осветления этого вина нередко требует 12 месяцев.
Ревенное
Для вина берутся черешки листьев ревеня только первого, июньского сбора. Черешки августовские становятся слишком грубы и, к тому же, содержат очень много танина, поэтому вино из них получается чересчур терпкое.
Чтобы добыть сок, черешки ревеня предварительно режут на кусочки. Затем лучше всего пропустить их для измельчения через плодовую мельницу, в домашнем же хозяйстве чаще всего приходится ограничиваться прессом.
При изготовлении вина берут на 100 л сусла 34 л чистого сока, 25 кг сахара и 47 л воды.
Вино по Бомбе
Нарезанные па куски черешки ревеня раздавливают в однородную массу, добавляют к ней кипяченую воду в двойном количестве и дают смеси настояться в течение 5 — 6 дней, не забывая помешивать. За это время ревень в достаточной мере выщелачивается. На каждый литр полученной жидкости требуется 250 г сахара. Перед тем, как класть сахар, им натирают желтую часть лимонной корки, а затем, удалив из лимона зерна и нарезав его на куски, тоже кладут в сок.
Соку дают бродить в каменном горшке, поставленном в теплом помещении. Приблизительно дней через 14 бурное брожение окончится. Тогда всплывшие на поверхность дрожжи удаляют, а вино разливают по бутылкам, но закупоривают их наглухо не сразу, а только несколько недель спустя.
Если вину дать дображивать в горшке, то напиток приобретет особый неприятный привкус.
В случае, когда по каким-либо причинам нельзя положить в вино лимон, бутылки крепко закупоривают сразу после разлития. Образующаяся внутри от брожения углекислота позволит получить напиток, похожий на шампанское.
|