Полный текст книги
СОДЕРЖАНИЕ:
I. Заветы Ленина молодому поколению 5
II. Как создалась организация «Юных Ленинцев» на Украине 10
III. «Юные Спартаки» Германии 11
IV. Наши враги — скауты 33
V. Наши друзья во всей мире
VI. Наши старшие братья — комсомольцы 41
ЗАВЕТЫ ЛЕНИНА МОЛОДОМУ ПОКОЛЕНИЮ
В тот день, когда разнеслась весть о смерти Владимира Ильича Ленина — страшное горе охватило многие миллионы трудящихся. Не только в России и на Украине — в Германии, в Китае, в Далекой Австралии, словом, во всех странах земного шара рабочие и все бедняки оплакивали смерть своего вождя. Но их горе не есть отчаяние, при котором человеку все становится безразлично, и он готов бросить любое дело. Трудящиеся знают, что вместе с Ильичем не умерло то дело, которому он отдал всю свою жизнь: борьба против мировой буржуазии за освобождение рабочего класса. И, лишившись своего вождя, трудящиеся только теснее сплачивают свои ряды вокруг красного Ленинского знамени, крепче сжимают в руке оружие классовой борьбы, решительнее клянутся на деле выполнить великие заветы умершего вождя и учителя.
Эту клятву все видели на траурных рабочих знаменах в день похорон Ленина. Эта клятва раздалась со всех уголков земного шара. Ее дали в траурные дни не только взрослые пролетарии, но и их дети.
В чем же заключаются заветы Ленина, которые мы обещали выполнять? Они — во всей его деятельности, в борьбе за коммунизм, которой он руководил более тридцати лет. Долго еще будут взрослые коммунисты изучать всю жизнь и работу Ленина и на ней учиться, как нужно бороться с буржуазией и строить коммунизм.
Заветы Ленина сохранились также в его многочисленных речах и книгах. Он своим великим умом понял многое из того, чего не понимали бывшие до него революционеры, и объяснил это рабочему классу. Все это составляет сейчас целую науку — «ленинизм», или учение о том, как пролетариат должен вести борьбу, чтобы прийти к победе.
Понимать это учение могут, конечно, только люди взрослые. Даже написанные простым языком книги Ленина для детей слишком трудны, а то и прямо недоступны. Только те, кто постарше, могут их одолеть.
Но, ведь, все дети клялись выполнять заветы Ильича! Их передовая организация — «Юный Спартак» постановила даже называться «Юными Ленинцами». Неужели же Ильич не оставил никаких указаний или советов специально для детей?
В том-то и дело, что оставил! В своих мыслях о будущем рабочего класса он не мог не остановиться на подрастающем поколении, на его роли и значении для общей коммунистической работы. Эти свои думы Ильич изложил в речи о задачах молодежи на Третьем Всероссийском Съезде Комсомола. Он. правда, обращался к молодежи, а не к детям (тогда детской организации еще не существовало), но в этой речи говорится не только о Комсомоле, но и обо всем подростающем поколении.
Посмотрим, прежде всего, какое значение придавал последнему наш покойный вождь.
«Именно, молодежи», — говорит он, — «предстоит настоящая задача создания коммунистического общества».
Почему же именно молодому поколению отводит Ильич эту огромную, важнейшую роль? А вот почему: «Тому поколению», — говорит он дальше, — «представителям которого теперь около пятидесяти лет, нельзя рассчитывать, что оно увидит коммунистическое общество. До тех пор это поколение перемрет.
А то поколение, которому сейчас пятнадцать лет, оно и увидит коммунистическое общество, и само будет строить это общество.
И оно должно знать, что вся задача его жизни есть строительство этого общества».
Вот главный, основной завет Владимира Ильича молодому поколению. И не только завет: это его постоянная мечта, прекрасная мечта о том, как новое поколение докончит дело всей его жизни. Об этом так рассказывает его старый соратник, т. Каменев: «Владимир Ильич — не мечтатель, но если он мечтает о чем-либо, то именно об этом новом поколении, которое придет строить то, ради чего старикам приходилось разрушать».
Как же нам, — тем, «кому сейчас пятнадцать лет», и тем, кому до пятнадцати еще надо подрасти, — как нам осуществить эту мечту Ильича, как выполнить его завет? Что для этого мы должны делать?
Об этом он больше всего говорит в своей речи.
«Задачи молодежи, вообще, и союзов коммунистической молодежи и всяких других организаций, в частности, можно было бы выразить одним словом: задача состоит в том, чтобы учиться.
«Но, — прибавляет Ильич, — понятно, что это лишь одно слово. Оно не дает еще ответа на главные и существенные вопросы: чему учиться и как учиться».
На первый вопрос ответ ясен: надо учиться коммунизму.
Но, — продолжает Ленин, — этот ответ «учиться коммунизму» является слишком общим. Что же нам нужно для того, чтобы научиться коммунизму? Что нам нужно выделить из суммы общих знаний, чтобы приобрести знание коммунизма?
«Естественно, что на первый взгляд приходят в голову мысли о том, что учиться коммунизму — это значит усвоить ту сумму знаний, которая изложена в коммунистических учебниках, брошюрах и трудах. Но такое определение изучения коммунизма было бы слишком грубо и недостаточно»
«Если бы только изучение коммунизма заключалось в усвоении того, что изложено в коммунистических трудах, книжках и брошюрах, то тогда слишком легко мы могли бы получить коммунистических начетчиков) или хвастунов, а это сплошь и рядом приносило бы нам вред и ущерб, так как эти люди, научившись и начитавшись того, что изложено в коммунистических книжках и брошюрах, оказались бы не умеющими соединить все эти знания и не сумели бы действовать так, как того коммунизм требует».
.Без работы, без борьбы книжное знание коммунизма из коммунистических брошюр и произведений ровно ничего не стоит, так как оно продолжало бы старый разрыв между теорией и практикой, тот старый разрыв, который составлял самую отвратительную черту старого буржуазного общества». «Еще более опасным было бы, если бы мы начали усваивать только коммунистические лозунги».
Здесь тов. Ленин говорит уже о том, как мы должны учиться коммунизму. По его мысли, весь секрет этого учения в том. чтобы оно не было оторванным от работы и борьбы, чтобы оно не было только книжным. Значит, на всем, что мы делаем, мы должны учиться быть коммунистами. Где бы мы ни находились, мы должны об этом помнить. В школе, в ячейке «Юных Ленинцев», в мастерской, в кружке, в детском комитете — везде, где идет наша работа, — постараемся вести ее, как коммунисты; этим мы выполним завет Ильича.
Вместе с тем, наша деятельность и. значит, наше учение коммунизму должны быть связаны с работой всего пролетариата.
Вот, как говорит об этом Ленин:
«Подрастающее поколение может учиться коммунизму, только связывая каждый шаг своего учения, воспитания и образования с непрерывной борьбой пролетариев и трудящихся против старого эксплоататорского1) общества».
1) Эксплоататоры — это капиталисты и помещики.
Дальше Ильич на ряде примеров объясняет, в чем эта связь должна заключаться на практике.
«Все говорят о ликвидации безграмотности», — продолжает он. — «Вы знаете, что в стране безграмотной построить коммунистическое общество нельзя. Недостаточно того, чтобы Советская власть приказала, или чтобы партия дала определенный лозунг. Для этого нужно, чтобы само молодое поколение взялось за это дело».
Эта задача, поставленная Ильичем три с лишним года тому назад, сохраняет и теперь свое значение не только для комсомольских, но и для детских организаций.
Следующая практическая задача, которую поставил Ленин подрастающему поколению, связана с голодом, бывшим в 1920 г.
«Быть членами Союза Молодежи», — сказал Ильич Комсомолу, — «значит вести дело так, чтобы отдавать свою работу, свои силы на общее дело... Для примера возьмите работу на подгородних огородах.
Народ голодает, на фабриках и заводах голод. Для того, чтобы спастись от голода, надо развить огороды, но земледелие ведется по старому. И вот нужно, чтобы более сознательные элементы взялись за дело, и выйдет тогда, что огороды увеличатся, площадь их расширится, результаты улучшатся. В этом деле Комсомол должен принимать активное участие».
Сейчас нет голода, но от этого задача, поставленная Ильичем, не теряет своего значения. Разве мало еще беспризорных детей? Разве не голодают наши братья — пролетарские дети в Германии? Один Комсомол с этим справиться не может: у него слишком много других, еще более важных, задач. Но пролетарские дети Советских Республик должны целиком принять на себя выполнение этого завета Владимира Ильича.
Еще один пример дает он — пример того, как молодое поколение может уже сейчас послужить строительству коммунизма.
Для этого оно должно «организовать в деревне или в своем квартале помощь в таком деле, как обеспечение чистоты».
«Как это делалось в капиталистическом обществе?
Каждый работал только для себя, и никто не смотрел, есть ли тут старые или больные, или все хозяйство падает на плечи женщины, которая поэтому находится в состоянии подавленном и порабощенном.
Кто против этого должен бороться? — Союзы молодежи, которые должны сказать: мы это переделаем, мы организуем отряды молодых людей, которые будут помогать обеспечению чистоты, систематически обходя дома, которые будут действовать организованно на пользу всего общества, правильно распределяя силы и показывая, что труд должен быть организованным трудом».
Опять-таки, эту задачу могут и должны взять на себя организации детей.
Конечно, Ильич вовсе не хочет этим сказать, что книжка должна быть забыта. Но главное, по его мнению, вот в чем:
«Поколение, которому теперь пятнадцать лет и которое через 10 — 20 лет будет жить в коммунистическом обществе, должно все задачи своего учения ставить так, чтобы каждый день в любой деревне, в любом городе молодежь решила практически ту или иную задачу общего труда, пускай самую маленькую, пускай самую простую».
Только таким путем, по мнению Ленина, могут быть подготовлены новые люди, которые сумеют в будущем построить коммунистическое общество.
Выполнять эти заветы и значит для детей и подростков быть Ленинцами.
Некоторым, может быть, покажется, что это все слишком уж простые задачи, понятные сами собой. Но в том-то и заключалась гениальность Ленина, что он всегда ставил всем только такие задачи, которые можно выполнить. Он никогда не увлекался неосуществимыми планами. Поэтому он и был истинным вождем, а не фантазером. Те, кто слышали его речи, рассказывают, что, слушая его, казалось, будто то, что он говорит, давно все знают, только выразить этого никто до него не сумел. А Ленин, выразив это в простых, ясных для миллионов, словах, формулировав в простых, ясных решениях, толкал эти миллионы к осуществлению задач коммунистического строительства.
Такой же гениальной простотой отличаются и заветы его подрастающему поколению.
Дети трудящихся их никогда не забудут.
КАК СОЗДАЛАСЬ ОРГАНИЗАЦИЯ «ЮНЫХ ЛЕНИНЦЕВ» НА УКРАИНЕ
Вряд ли найдется хоть один читатель, который в первый раз встречает слова «Юные Ленинцы». Если читатель наш сам не состоит в этой организации, то уж наверное не раз слыхал о ней, читал ее газеты и журналы, видал ее демонстрации, спектакли и т. д.
В 1925 году «Юные Ленинцы» так же хорошо известны среди детей, как коммунисты-большевики среди взрослых рабочих. «Юный Ленинец» завоевал чюбовь и доверие всех детей трудящихся не только теми целями, которые он себе ставит (эта цель — помочь в борьбе за коммунизм взрослым рабочим и подготовить им хорошую смену), но и той работой, которую он проделал за короткое время своего существования.
А знал ли кто-нибудь о «Юном Ленинце» два года тому назад?
Не знал да и знать не мог: тогда его еще вовсе не было.
Организация «Юных Ленинцев» раньше (до смерти Владимира Ильича Ленина) называлась «Юными Спартаками». О них мы и расскажем.
Как же создался «Юный Спартак» на Украине? Откуда он вырос и как сумел достигнуть своего нынешнего состояния?
Всякая история начинается не с самого начала, а с того, что было до начала. Так и нам придется начать с рассказа о том, что было до организации «Юного Спартака». Ведь не с неба же он свалился. Задолго еще до его создания в детской среде были у него, как говорят историки, свои предшественники.
ОБЩЕСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ ДЕТЕЙ ДО «ЮНОГО СПАРТАКА»
Ребята школьного возраста (10 — 15 лет), если они не маменькины сынки, а, в особенности, если это дети рабочих, — никогда не любили действовать в одиночку, а всегда вместе, дружно и организованно. Даже при царском режиме, когда за общественную работу арестовывали и ссылали на каторгу — и тогда школьники всегда имели свою организацию. Правда, они большей частью политикой не занимались, но зато, если какой учитель очень притеснял ребят, вступались дружно, всей группой. Если одного парнишку обидели, побили — в бой валила вся братия. Вместе и учились, вместе и отдыхали. А бывали случаи, когда такая школьная группа вступала в связь с взрослыми рабочими организациями, помогала им в революционной работе, расклеивала прокламации и даже шла вместе со взрослыми на демонстрации и в баррикадный бой.
Сейчас, когда разбирают старые бумаги царской полиции, сохранившиеся с 1905 года, находят много «дел» об арестованных ребятах 14 — 15 лет.
Понятно, что когда рабочие, во главе с большевиками, завоевали для себя в 1917 г. свободу, рабочие ребята стали дружно организовываться. Сначала те, кто постарше (из них получился Комсомол), а потом и младшие — от 10 до 14 лет.
Первые организации этих младших ребят появились там, где они были уже собраны вместе в большом числе, т.-е. в школах и детских домах. Чтобы наладить жизнь своего учреждения и защищать свои интересы перед педагогами, дети стали выбирать школьные самоуправления и комитеты в детских домах. Возникали и кружки для политического самообразования. Иной раз сами учителя создавали эти организации, но обычно дети твердо охраняли самодеятельность своих выборных органов и кружков. Это еще не были настоящие политические организации. Комитеты больше думали о кормежке, об уроках и т. д., кружки занимались самообразованием, литературой, ставили спектакли.
Детей это не удовлетворяло. Они хотели тоже жить политической жизнью, участвовать в работе Комсомола и партии.
По этой причине в 1921 г. стали возникать в детских домах ячейки Комсомола. Ребята просто записывались в Комсомол, получали союзный билет, выбирали секретаря, ходили на комсомольские собрания. Но что делать дальше, эти комсомольские ячейки не знали. Особенно много было таких ячеек в Подольской губернии.
Скоро комсомольские комитеты спохватились, что ячейки в детдомах ничего не делают да и не имеют права считаться комсомольцами: в Комсомол принимают с 14 лет, а там больше всего было 11 — 12, а то и 10-тилетние.
Пришлось эти ячейки распустить. Но видно было, что детское коммунистическое движение уже началось. и нужно только придать ему правильную форму.
«ЮНЫЙ СПАРТАК» НА УКРАИНЕ
Летом 1922 года комсомольцы решили помочь детям организоваться. К этому времени у нас был уже пример, как это сделать. В Германии при Комсомоле существовала большая детская коммунистическая организация, под названием «Юный Спартак». От вступающего в организацию требовалось: не курить, не ругаться, держать себя в чистоте, а, самое главное, быть преданным делу рабочего класса и, по мере своих сил. бороться за коммунизм. Германские Спартаки сами выбирают свои комитеты, обсуждают и решают самостоятельно все свои дела, но при этом всегда спрашивают совета у комсомольцев. А комсомольцы есть в каждой ячейке «Юного Спартака». Центральный Комитет Комсомола Украины в августе 1922 г. решил, что такая организация будет самой подходящей и для пролетарских детей Украины.
Так оно впоследствии и оказалось.
КАК БЫЛО ВНАЧАЛЕ
Однако, не сразу везде работа пошла так, как в Германии. Оно и понятно: наши ребята не видали германской организации, да и слыхали о ней мало. Вот и стал каждый город, каждая губерния сочинять свои формы работы.
Так всегда бывает в новом деле: надо много перепробовать, иной раз негодного, чтобы найти то, что нужно.
Есть на Украине большой губернский город Екатеринослав. Там много рабочей детворы, потому что много фабрик и заводов. Кто же управляет городом? Для этого есть городской Совет Рабочих Депутатов. В этот Совет рабочие каждой фабрики и завода посылают своих представителей.
Вот дети и решили: создадим свой Горсовет детских депутатов.
Пусть каждая школа и детдом пошлют туда представителей, а они будут собираться и решать все наши детские дела. И в самом деле: в июле 1922 г. выбрали такой Горсовет.
Однако, для него дела было мало. Если взрослый горсовет правит городскими делами, то делами дет-учреждений заведует Наробраз. А детскому совету некем было руководить, у него низовых организаций не было. Он только иногда заседал, выслушивал приветствия от разных учреждений, устраивал демонстрации-- и все. Дети же в отдельных школах и домах так и остались неорганизованными.
Только в январе 1923 года, когда в них были созданы ячейки «Юного Спартака», Горсовет преобразовался в комитет этих ячеек, и работа в них закипела.
В Киеве, тоже одном из самых больших городов на Украине, дело пошло на другой манер. Там очень много детских домов разных национальностей: украинских, еврейских, польских, русских и др. Между этими домами издавна шла вражда, которую разжигали некоторые педагоги. Конечно, таких «воспитателей», для которых дорог только ребенок своей национальности, а чужой — враг, следовало бы убрать подальше.
Но эта публика вела свою националистическую агитацию потихоньку, и поймать ее было трудно. Тогда дети решили: «раз пролетарские дети всех стран — братья, то, тем более, мы в одном городе должны объединиться по братски и позабыть всякую вражду». Назвали дети свое объединение: «Детский Интернационал», а задачу ему дали — бороться с национальной враждой. В августе 1922 года в Киеве состоялась первая общегородская конференция этого «Интернационала». На ней были делегаты от всех детдомов и школ; из них был избран комитет «Интернационала». Комсомольцы говорили ребятам: «Как же Интернационал может существовать в одном городе Киеве? Ведь это организация всемирная, международная? Вот, например, Комсомольский Интернационал объединяет комсомольцев и русских, и немецких, и американских и многих других стран».
— «Ну, так что ж!»-отвечали дети. — «Наш Интернационал только организовался в Киеве; скоро мы вовлечем в него детей из Киевской губернии, потом со всей Украины, а за ней — и других стран».
Так ребята, убедившись во вреде национальной вражды, задумали создать всемирное объединение детей. Нужно сказать, что основную свою задачу — устранение национальной розни — «Интернационал» выполнил. Но слабой его стороной было то, что у него, как и у Екагеринославского Горсовета, не было местных организаций в детдомах и школах. Когда комитет в 1923 г. стал их создавать, они приняли имя «Юного Спартака», и комитету ничего не оставалось, как переименоваться из «Интернационала» в Киевский комитет «Юных Спартаков».
Так «Интернационал « подготовил почву для « Юного Спартака». А последний теперь осуществляет его идеи, проводя международную связь детей.
В Подольской губернии были тоже интересные особенности в начале детского коммунистического движения. Губерния эта лежит на границе Украины, заводов и фабрик там очень мало, зато сельское хозяйство имеет самое большое значение. И детское движение там приняло вначале сельскохозяйственный характер.
Дело было так: весной 1922 г., после голодной зимы, дети задумали обеспечить себя на будущую зиму хлебом и овощами. Стали думать, что для этого нужно? Прежде всего — земля. Землю достали легко, да и около детских домов и школ можно было найти место для огорода. Дальше — труднее. Нужно было раздобыть инвентарь, т.-е. лопаты, грабли, лошадей и т. д., и, самое главное, сорганизовать детей всех домов и школ для дружной работы. Для этого был избран «детский посевный комитет», который потом стал просто называться «Посевном». Ребята попали туда хорошие, энергичные, дело сделали быстро и ладно. А как окончилась посевная кампания, дети поняли, что не стоит им бросать своего объединения. Ведь, кроме посева, есть у них много своих задач другого рода. Все дети к тому времени очень хорошо знали свой Посевком, доверяли ему и решили не распускать его, а переименовать в Центральный Детский Комитет.
К тому времени во многих детдомах выросли ячейки «Юного Спартака», и Центрдетком вскоре слился с Горкомом «Юных Спартаков». Так ребята поработали для обеспечения себя продовольствием и создали крепкую, самодеятельную детскую организацию в Подольской губернии.
В ХАРЬКОВЕ
Первые ячейки «Юного Спартака «возникли в Харькове в сентябре 1922 г. Здесь с самого начала в спартаковском движении большое участие принимал Комсомол. Благодаря этому, харьковским ребятам не пришлось по нескольку раз переделывать свои организации, как это было на Подолии, в Киеве и т. д. Харьковские ячейки сразу стали на верный путь. Они объявили, что главнейшей их задачей является подготовка смены Комсомолу: а для этого решили усердно заняться своим политическим образованием, чтобы уметь разбираться в окружающих собраниях. Не забыли и физическое воспитание — недаром говорят, что «здоровый дух-в здоровом теле». «Будущий комсомолец», — говорили Спартаки, — «должен быть силен и духом и телом». Кроме того, первые спартаковские ячейки участвовали во всех праздниках и шествиях взрослых рабочих. К этим праздникам спартаковцы начинали задолго готовиться, и втягивали в эту работу остальных детей.
Всем пролетарским детям Харькова очень понравилась эта работа спартаковских ячеек. Начался сильный рост последних. Особенно много возникло их после 1-й общегородской конференции «Юных Спартаков»; конференция эта состоялась 15-го декабря 1922 года. На ней были не только Спартаки, но и масса детей, не состоявших еще в организации. Харьковские жители с недоумением смотрели в тот день на дом ВУЦИКа, где происходила конференция, и не могли понять, почему перед таким важным правительственным учреждением собралось столько детворы. Да мало того, что собрались; валят в двери, поют песни, бегают туда и сюда с озабоченным видом... Датское собрание!.. Для всех это была невиданная вещь!
Но дети, попав в большой зал ВУЦИКа, совсем не смутились. Выбрали свой президиум, утвердили повестку дня. Вдруг раздались громкие аплодисменты -то сам «дедушка» Петровский, всеукраинский староста, оставил на несколько минут свои важные дела и пришел приветствовать своих молодых гостей и поздравить их с созданием собственной организации.
Несмотря на огромное воодушевление, охватившее детей, конференция прошла гладко и деловито. Был выбран городской комитет «Юных Спартаков».
Разойдясь по своим домам, участники конференции широко разнесли весть об организации «Юного Спартака», и ячейки ее стали расти, как грибы, во всех домах и школах.
К 1 января 1923 года в Харькове было уже 35 ячеек, объединивших около тысячи спартаковцев. Начала выходить детская газета «Юный Спартак; в ней пишут большей частью сами дети. Газета попала не только в харьковские школы и детдома, но и в другие города губернии. Там тоже начали создаваться ячейки.
20 января 1923 г. открылась 2-я общегородская харьковская конференция «Юных Спартаков». На этой конференции ребята поставили себе новую задачу: борьбу с беспризорностью детей.
После конференции работа закипела: начались сборы пожертвований, обследования жизни беспризорных ; многих удалось поместить в детдома; а, самое главное, спартаковцы расшевелили своими выступлениями взрослых и заставили их серьезнее взяться за дело помощи беспризорным.
На этой работе ячейки «Ю.С.» окрепли еще больше. К 10 февраля 1923 г. их было уже 50, 17 апреля — 60. Весной стали расти организации и на селе.
ПО УКРАИНЕ И РОССИИ
К тому времени на Украине не было уже ни одной губернии, которая не имела бы спартаковской организации. Всего на Украине было весной 1923 г. около десяти тысяч «Юных Спартаков». Они уже отказались тогда от своих «особенных» форм работы (вроде киевского «Интернационала») и приняли такой же способ организации, какой применялся в Харькове.
У Спартаков завязалась переписка, стали появляться свои газеты и журналы. Видно было, что из отдельных, разрозненных попыток детей объединиться выросло мощное детское коммунистическое движение.
В мае 1923 года украинские Спартаки впервые послали приветствие своим российским братьям. У тех тоже была уже большая организация под названием «Юные Пионеры». Задачи у них такие же, как и у Спартаков. Впоследствии те и другие объединились и после смерти В. И. Ленина переименовались вместо «Юных Спартаков» в «Юных Ленинцев». К 1925 году на одной только Украине было около 200.000 «Юных Ленинцев». Они составляют огромный отряд международного детского коммунистического движения, возглавляемого Бюро Детских Ком. Групп при Коммунистическом Интернационале Молодежи. Это бюро объединяет организации детей-коммунистов Германии, Чехии, Швейцарии и других стран. Но о них придется рассказать в следующих очерках.
«ЮНЫЕ СПАРТАКИ» ГЕРМАНИИ
Наши немецкие товарищи на целых два года опередили детей Советских Республик в деле создания коммунистических детских групп: в Германии организация «Юного Спартака» создалась еще в 1920г., а у нас, на Украине и в России,-- только в 1922 г. К этому времени германские товарищи успели уже хорошо наладить работу в своей организации и даже провести первый всегерманский съезд детей в городе Зуле (Тюрингия). Те, кто у нас в 1922 году взялся за эту работу, видели, что есть хорошего у немецких Спартаков, старались это перенять; видели, в чем ошибки немцев, и сумели их избегнуть.
Таким образом, мы, хотя и запоздали много в этом деле, но зато с самого начала имели перед собой пример того, как надо строить детские группы: особенно на Украине много позаимствовали спартаковцы у своих западных товарищей.
Теперь же, спустя четыре года со времени своего возникновения, немецкие спартаковцы накопили очень большой опыт своей работы. У них многому следовало бы поучиться и «Юным Ленинцам» и всем сознательным детям.
Но для того, чтобы понять, как росло и развивалось детское коммунистическое движение в Германии, надо знать сперва те условия, в которых оно возникло.
Нам, выросшим в Советской стране, где у власти стоит рабочий класс, трудно даже представить себе, как туго пришлось детям коммунистам в буржуазной Германии. Там, правда, тоже была революция: рабочие в 1919 г. свергли германского императора Вильгельма Советской власти там сразу устроить не удалось, и правит в Германии до сих пор буржуазия.
Вместе с императором слетели кой-какие его чиновники; но в школах остались те же старые контр-революционные учителя, которые продолжают верно служить своему бывшему царю. Они стараются внушить детям уважение к царям и правителям и вражду к рабочим других стран.
Но это им не так-то легко удается. Если школа в Германии осталась прежней, царской, зато школьники уже не те. Они видели революцию, которая объяснила им многое, чего не могли объяснить учителя. Школьники (а в Германии почти все дети учатся в школах) знали, что царя их отцы-рабочие сбросили, и им смешно было слушать об уважении к царю.
А главное, чему революция научила детей, так это тому, что с угнетателями, действующими палкой и розгой (очень широко применяемыми в немецкой школе), не так уже трудно справиться, если очень захотеть этого. Ведь сумели же их отцы избавиться от царя! Нужно только для этого крепко сорганизоваться, не хуже взрослых революционеров.
Среди детей возникла сильная тяга к организации. Но самим им сорганизоваться было-трудно. Тут, как и впоследствии в Советских странах, на помощь пришел Комсомол.
Под руководством Комсомола по всей Германии стали создаваться детские коммунистические группы. Им не пришлось долго думать для того, чтобы наметить себе ближайшие задачи. У них перед глазами стоял контр-революционный учитель, «воспитывающий» детей при помощи розги; значит, первой задачей «Юных Спартаков» явилась борьба против этого учителя и против битья детей в школе.
Вокруг них кипела борьба их отцов-рабочих с буржуями за Советскую власть — значит, дети не могли оставаться только в стенах своей школы за книжкой; они поставили себе задачу деятельно помогать взрослым рабочим-коммунистам в их борьбе.
И, наконец, дети работали с самого начала рука об руку с комсомольцами. — и сами задались целью стать со временем такими же хорошими коммунистами, или, как говорят, «прийти Комсомолу на смену». А для этого им пришлось основательно заняться своим самообразованием и поучиться многому такому, чего им не давала школа.
Вот три главные задачи, которые поставили себе немецкие спартаковцы: борьба с учителем, помощь взрослым рабочим в их борьбе и подготовка смены Комсомолу. Теперь посмотрим, как они эти задачи разрешают.
БОРЬБА В ШКОЛЕ
Об этой борьбе рассказал нам приезжавший недавно на Украину руководитель детского движения в Германии — коммунист Фриц Ланге.
Приведем некоторые места из его рассказа. «У немецкого учителя». — говорит тов. Ланге, — «до сих пор одним из способов поддержать свой авторитет является розга. Почти не найдется учителя, который не бил бы двух-трех учеников в продолжение каждого урока. Учителей, не бьющих детей, можно перечесть по пальцам; остальные учителя называют их большевиками».
Как же борются дети против своих мучителей? Для этого применяются разные способы. Первое место из них принадлежит забастовке.
«Выражение протеста путем забастовки», — продолжает т. Ланге, — «в настоящее время очень широко применяется детьми в Германии. Если учитель через-чур далеко заходит, дети просто говорят: «Коли так, мы забастуем, и вы получите порицание»«. Дети вырабатывают собственные методы, чтобы сделать смешным учителя. Дети рисуют на учителей-»палочников»« каррикатуры, плакаты; с этими плакатами группы в двести-триста, а то и в две тысячи человек организуют через весь город шествие к квартире учителя и у него под окнами поют... «Интернационал»«. В одном случае дети хором кричали: «У-чи-тель Н. — палочник, педагог с розгой!»« Вмешалась, было, полиция, но дети встретили ее криками: «Носке, Носке!» (Носке — бывший рабочий, продавшийся буржуазии — один из самых свирепых усмирителей рабочих восстаний в Германии. Немецкие рабочие прозвали его за это «кровавой собакой»), показывали полиции нос.
«Чтобы дать детям возможность выступить против их мучителей, применен был еще такой способ: друзья рабочих наняли большую залу, пригласили гостей — и рабочих, и буржуазию. Для спектакля была изготовлена пьеса: «Школа, как она есть и какой она должна быть». Попросили на время из школы парты, кафедру и проч., — словом, собрали все, чтобы представить школу.
Школа, «как она есть», представлена была так: сидит на кафедре учитель с розгой в руке и читает газету. Зрители — гости и рабочие — ожидали с глубоким напряжением, что будет дальше. Разразился скандал : представители буржуазии покинули зал; учителя были вне себя; рабочие же одобрительно посмеивались тому наивному способу, которым дети им показали способы дрессировки их в школе. Дети ведут отчаянную борьбу не только против порки, но и против контр-революционной пропаганды в школе.
На предложение учителя петь «Германия превыше всего» (немецкий национальный гимн), дети отвечают, что они интернационалисты и что для них все нации равны. При попытке учителя рассказать об императоре Вильгельме, о том. какой это великий герой, о том, что раньше все было лучше, — дети спрашивают: «Разве нельзя рассказывать о бедных людях, о Либкнехте, о Розе Люксембург, о французской или русской революциях? Вообще, расскажите нам что-нибудь другое, а не то, что вы нам здесь преподносите «.
Один учитель, браня большевиков, сказал, что всех их надо бы поставить к стенке. И дети на это отвечали, что и они и отцы их тоже большевики, и что было бы лучше для Германии, если бы все стали такими преступниками.
Но, ведя такую борьбу, дети-коммунисты не забывают и учения! Они даже нарочно стараются учиться лучше всех остальных детей, чтобы враги не обвиняли их в бездельи и невежестве. Один из первых организаторов детских групп, германский коммунист тов. Эдвин Гернле, дает такое задание детям: «Мы требуем», — говорит он, — «и от наших (т.-е. от коммунистически мыслящих) детей, чтобы они выполняли в;е свои задачи в школе, не давая учителю никакого повода для наказаний. Как раз тогда борьба будет итти наиболее успешно, когда юные коммунисты будут наилучшими учениками».
ВОЙНА ДЕТЕЙ С ПРАВИТЕЛЬСТВОМ
Детские коммунистические группы Германии ведут борьбу не только внутри своей школы. Второй задачей является помощь взрослым в борьбе последних против буржуазного правительства. Здесь дети часто оказывают коммунистам немаловажные услуги: разносят воззвания, расклеивают афиши, устраивают политические демонстрации и т. д.
В одной немецкой газете описан такой случай: в г. Лейпциге девочке-коммунистке поручили разнести по городу воззвания. По дороге полицейский заметил у нее в руках пачку печатных листов, отнял их и отвел девочку в полицию. Но она не испугалась : в полиции стала требовать возврата листовок. Конечно, это вызвало лишь смех со стороны начальника полиции. Однако, скоро туда же пришли все члены той детской группы, в которой состояла арестованная, и устроили полицейским скандал протеста против издевательства. В конце концов, были арестованы еще пятеро детей, и только под нажимом рабочих города власти их выпустили.
В другой газете рассказывается о том, как в Берлине полицейский вздумал насмехаться над знаменем детской коммунистической группы. В ответ он получил от маленького знаменосца резкий отпор. Последнего арестовали, но вслед за ним в полицию пришли еще шестьдесят детей со словами: «Арестуйте и нас — мы с ним во всем согласны».
Детские группы вообще всегда налицо во время всех партийных и комсомольских выступлений и демонстраций. Напрасно старшие пытаются им это запрещать и указывают на опасности обстрела со стороны полиции.
Точно так же поступают дети и во время рабочих забастовок: несмотря на угрозы исключением из школ, они прекращают занятия. Так, например, в июле и августе 1923 г. в Берлине вспыхнула всеобщая забастовка, и тотчас же все детские коммунистические группы примкнули к ней, остановили занятия в школах и вышли на улицы с пением «Интернационала», хотя манифестации были запрещены правительством.
А правительству пришлось познакомиться с энергией и настойчивостью маленьких коммунистов! Об одной такой встрече с министрами-изменниками рабочему классу (они себя называют «социал-демократами») рассказывает тов. Ланге.
— «Год тому назад», пишет он, — «после неудачного коммунистического выступления в средней Германии, в тюрьмах сидело огромное количество рабочих. Дети отправили тогда депутацию в министерство юстиции1), к министру — социал-демократу. Они требовали, чтобы социал-демократы сообщили, когда освободят их отцов, они спрашивали, за что сидят в тюрьмах рабочие-коммунисты, точно преступники и убийцы. Смущенный министр отвечал, что он социал-демократ, «друг рабочих» и т. д. Дети насмешливо ответили, что они не уйдут, пока не будут освобождены их отцы».
Правительство буржуазной республики воюет с детьми при помощи вооруженной силы. На смелые выступления детей она отвечает оружием. Яркую картину этой войны видели берлинцы во время международной пролетарской детской недели, летом 1923 г.
В эту неделю полиция запретила детям демонстрировать на улицах. Вместо этого были устроены большие митинги родителей и детей, которые собрались в огромных залах. После митинга партийные товарищи обратились к детям с просьбой разойтись по домам без демонстраций, ввиду того, что повсюду в городе полиция. И все же, несмотря на это, дети демонстрировали в Берлине. Берлин являл собою в тот день необычайный вид: повсюду отряды войск, полиция с примкнутыми штыками и ружьями наготове, пулеметы, разезжающие с зарядными ящиками по городу. Буржуазия была в полном недоумении и страхе: «Что случилось? Это революция? Или, может быть, это фашистское выступление ? Против кого все вооружены? Против кого правительство принимает совершенно экстренные меры?» Оказалось, что это республика выставила против детей-демонстрантов все свои силы, до бронированных автомобилей включительно.
Понятно, что все эти меры только воодушевляют детей и побуждают их к дальнейшей борьбе.
КРАСНЫЕ ПРОГУЛКИ
Германские Спартаки не любят сидеть в четырех стенах своей школы. Как только наступит теплое время года, они уже собираются в путь, на экскурсии. Целыми месяцами бродят они по городам и селам своего округа, знакомятся с другими датскими коммунистическими группами, изучают хозяйство своей страны, помогают другим детям организоваться: и много других полезных дел успевают они выполнить таким образом. Эти «красные прогулки» Юные Спартаки любят больше школьных экскурсий, устраиваемых иногда учителями, потому что во время такой прогулки дети делают все сами. Руководитель нм только помогает.
Подготовка к экскурсии идет так: на стол кладут карту местности и обсуждают, куда пойти, что посмотреть, сколько это будет стоить, какие родственные группы можно посетить, как пропагандировать по дороге.
Затем дети разделяются на комиссии: одна для технической подготовки, другая — научная, для выработки небольших лекций об особенностях местности, использовании почвы, исторических достопримечательностях, хозяйственной и общественной жизни, истории местности и т. д.
Третья комиссия — пропагандистская. Она заботится о книжках, газетах и листовках для распространения в разных местах, уславливается относительно собраний и встреч с другими детскими группами, добывает знамена и значки и затем пишет отчеты в газету.
Техническая комиссия намечает путь, места отдыха, ночевки; она ведет переговоры с железной дорогой о скидке, указывает детям, что нужно взять с собой из платья, посуды, продуктов питания.
Таким образом, вся детская группа занята подготовкой к экскурсии. Дети с любовью относятся к каждой мелочи, и, только когда все тщательно подготовлено и проверено, — двигаются в путь с песнями и знаменами.
Эти выступления в поход очень не нравятся немецким буржуям. Те ругают детей-коммунистов бездельниками, бродягами и т. д. Но от этого дети еще с большим увлечением относятся к своим экскурсиям. Особенно большую работу удается экскурсантам проделать на селе.
Один немецкий мальчик-Спартак так описал эту работу в статье «Красная прогулка».
Придя в село, мы отправились на площадь и запели во весь голос боевые песни. Собрались деревенские жители нас послушать. Было здесь и множество детей. Наш руководитель начал рассказывать коммунистическую сказку Германии Мюл ен!): « Слуга «. Потом мы пели народные песни, и жители деревни нам подпевали. Так мы познакомн лись друг с другом.
А потом руководитель наш начал рассказывать как забивают голову в школе пролетарским детям, рассказал о новых школах, где учителя-коммунисты воспитывают из детей свободных людей. Рассказал он и о фашистах2), притесняющих рабочих и стремящихся запереть их вождей в тюрьму.
2) Фашисты — это контр-революционеры, враги рабочих.
В конце концов, нашлось в селе 10 — 12 человек, которые образовали детскую коммунистическую группу. Так поступали мы всюду, и зачастую товарищи, в благодарность за это, оплачивали наш проезд. Бывало, правда, что приходилось есть один сухой хлеб, но голодать не пришлось. Зато в других местах мы ели хорошо.
Немало поработали мы дорогой: серьезно занимались историей и географией, писали дневники и рассказывали друг другу о борьбе и бедствиях пролетариата.
Но, что важнее всего, — мы увидели, что всюду в Германии есть благородные, верные люди, которые готовы принять участие в борьбе за коммунизм. Эта масса преданных пролетариев, так охотно оказывающих. нам помощь, столь приветливых к нам, детям, для нас и вместе с нами готова основать коммунистическое общество, в котором не будет ни спекулянтов, ни эксплоататоров-капиталистов, ни бедных ни богатых, но все люди будут трудиться дружно, как мы на нашей «красной прогулке-.
Известная немецкая писательница.
ГОТОВЯТ СМЕНУ
Юные Спартаки всегда помнят, что перед ними стоит задача сделаться настоящими коммунистами, а для этого нужно не только ненавидеть буржуев, но и знать хорошо, за что борется коммунистическая партия, что такое Советская власть и многое другое. Спартаки часто приглашают к себе в группу взрослых рабочих-коммунистов, и те рассказывают им о революционной борьбе, задачах партии и т. п. Такие беседы дети любят куда больше школьных уроков. На них приходят и не состоящие в группе дети.
Но одних рассказов взрослых коммунистов мяло — Спартаки не забывают и книжки. При каждой своей группе они создают хоть маленькую библиотечку: из коммунистических книжек, брошюр, журналов и т. п. Нечего и говорить, что в каждой группе издается своя детская стенная газета. Буржуазным детям часто очень не нравится коммунистическое содержание этих газет, и они их стараются сорвать, уничтожить; учителя им в этом помогают, запрещая вывешивать коммунистические газеты в стенах школы. Но Спартаки и здесь не сдаются; около газеты ставят свой «караул» и — чуть что — все сбегаются на ее защиту.
Дети-коммунисты даже в занятия искусством вносят борьбу: они рисуют каррикатуры на буржуев и священников, сочиняют пьесы и стихи с описанием жизни революционеров и Советской России. Детский хор разучивает, прежде всего, революционные гимны и народные песни.
Дети так организованы и настолько проникнуты коммунистическим духом, что даже на родителей своих часто оказывают коммунистическое влияние. Об этом рассказывает нам тов. Ланге: «Дети-коммунисты», — говорит он, — «часто воздействуют на беспартийных родителей. Ребенок неотступно пристает к своей матери: «Пойди на наше собрание, посмотри, что мы там делаем»; и он настаивает до дех пор, пока мать не сдается на просьбы ребенка. К отцу ребенок обращается с предложением заменить газету «Утренняя Почта» (мелко-буржуазная газета, широко распространенная между рабочими) коммунистической газетой «Красное Знамя». Сын стыдит отца, что он — рабочий читает дрянную газету, что он — рабочий — не посещает партийных собраний. И перед нами десятки примеров, когда политическая, коммунистическая пропаганда в семье начиналась детьми».
Спартаки ведут переписку с детскими коммунистическими группами всей Германии и других стран. Но они не забывают и тех детей рабочих, которые еще не втянуты в группы. Они ведут борьбу против применения детского труда. А в Германии после войны капиталисты очень охотно принимают на работу детей, беспощадно их эксплоатируют и платят им гроши. Такие дети — самые несчастные, забитые существа. Проработав несколько лет на фабрике, они совершенно истощают все свои силы, заболевают и часто умирают.
Вот против этого преступления буржуев повели войну Юные Спартаки. Прежде всего они выяснили путем анкеты, где на заводах и фабриках работают дети, сколько получают, учатся ли чему-нибудь. А затем стали организовывать этих детей, проводя их забастовки и требуя помещения их в школу. Эта борьба сейчас все больше и больше разгорается.
Немало труда потратили Юные Спартаки Германии на помощь нашему Союзу Республик во время голода 1921 года. Они не только организовали уличные сборы, но создали целый ряд мастерских, где собственным трудом изготовляли разные вещи,
продавали их, а заработанные деньги отправляли в Россию. В школах они заявляли учителям: вы учили нас: «Люби ближнего твоего, как самого себя» и вот, чтобы помочь голодающим русским детям, мы хотим вместо уроков закона божия работать для них.
Деньги, собранные детьми, составили немалую часть в тех средствах, на которые германские рабочие содержали в России ряд детских домов во время голода (в Сибири).
Так работают наши братья — германские дети-коммунисты. Своей работой они не только готовят смену германскому Комсомолу, не только помогают в борьбе взрослым рабочим, но и дают нам, украинским детям, великолепный пример того, как должны организоваться и работать дети трудящихся.
НАШИ ВРАГИ — СКАУТЫ
Детским коммунистическим группам в Западной Европе приходится вести упорную борьбу не~только с полицией и учителями палочниками, но и с буржуазными детскими организациями.
Самая большая и сильная из них — это организация скаутов. Возникла она в Англии гораздо раньше, чем появились коммунистические детские группы. Слово «скаут» значит «разведчик». Такое название придумал основатель скаутских организаций, генерал Баден-Пауэль.
На первый взгляд может показаться непонятным, почему какой-то генерал вздумал организовывать детей. Однако, это произошло не случайно и имеет, как мы сейчас увидим, свою глубокую причину.
Дело в том, что этот генерал, как верный слуга своего английского короля, много заботился о том. чтобы заставить другие страны подчиняться английскому правительству. Конечно, подчинить себе культурную Францию или даже Россию английская буржуазия не в силах.
Поэтому она старается забрать в свои лапы разные слабые малокультурные страны, как, например, Индию. Такие страны присоединяют насильно к Британской империи, посылают туда английские войска и при помощи последних выжимают из такой «колонии» все, что у нее есть ценного.
Бот генералу Баден-Пауэлю и пришлось в 19Э0 г. руководить одним из таких разбойничьих нападений английских капиталистов на маленький слабый народ, живущий в Южной Африке.
Народ этот зовется бурами. Беда его — в том. что на его землях добывают много драгоценных камней — бриллиантов.
Чтобы прибрать их к рукам, английское правительство напало внезапно на буров и начало с ними войну.
Казалось, что буры гораздо слабее английских войск и долго сопротивляться будут не в силах. Но не тут-то было. Выросшие среди своей дикой природы, привыкшие к гористой местности, буры оказались гораздо выносливее, ловче и быстрее английских солдат.
Баден-Пауэль понял, что для того, чтобы иметь выносливых и преданных солдат, надо воспитывать их с малых лет среди природы, в опасностях и лишениях лагерной жизни, с детства научить их повиноваться своей буржуазии и, по первому слову короля, усмирять непокорные народы.
Генерал решил создать детскую организацию. Он думал использовать ее уже во время войны в качестве разведчиков. Отсюда и произошло название скаутов. Однако, вполне сложилась и сформировалась эта организация уже после войны. Через несколько лет она разрослась до десятков, а потом и до сотен тысяч.
Каковы же задачи, которые ставят себе скауты, и как они их разрешают?
Мы уже сказали, что первой и главной их целью было подготовить хорошего, выносливого и преданного солдата. Чтобы мальчики с раннего возраста привыкли к суровой военной муштровке, к повиновению — у них введена военная дисциплина и подчиненность младших старшим.
Вседелается но приказу сверху; никакого значения мнение отдельного скаута или целого коллектива не имеет. Он должен просто выполнять без рассуждений приказ начальника. Конечно, никаких собраний или обсуждений вопросов своей жизни у скаутов не бывает. По плох тот солдат, который подчиняется исключительно силе, работает из-под палки. Поэтому скаутов стараются заставить искренно полюбить короля, начальников, хозяев и т. д., чтобы мальчики росли не только хорошими солдатами, но и верными подданными.
Уже при вступлении в ряды скаутов, каждый мальчик должен принести присягу в верности королю и королевской семье. Специальным законом, изданным в 1910 году, скаутская организация признана находящейся под покровительством короля. Последний является ее шефом, лично устраивает смотры мальчикам, посещает их выставки, произносит речи, раздает награды отличившимся скаутам.
Во время коронации короля Георга V присутствовали 40.000 скаутов, принимали участие в шествии и т. д.
Так буржуазия старается привить детям верность монархии. Среди скаутов есть немало рабочих ребят. В них организация старается убить чувство классовой вражды к своим буржуям-хозяевам.
Так же, как всякий скаут должен быть верен королю, так мальчик, работающий по найму, или сын рабочего, должен быть верен своему хозяину.
У скаутов есть закон, исполнять который клянется при вступлении в отряд каждый скаут и который ежедневно читается детьми вслух, как молитва. Так вот, пункт второй этого закона гласит:
«Скаут верен королю, начальникам и своим хозяевам. Он должен стоять за них, при всяких обстоятельствах, против любого из их врагов, и даже против того, кто дурно о них отзывается».
Этот закон не остается на бумаге: скаутские организации, действительно, помогают буржуазии эксплоатировать труд детей. Для этого при скаутских организациях есть особые бюро, которые рекомендуют мальчиков нанимателям — торговцам и фабрикантам. Те очень охотно берут к себе на службу скаутов, так как последние в своей организации уже хорошо приучены к повиновению и всегда верно служат хозяйским интересам.
Так скаутизм достигает второй своей цели: превратить часть рабочих-подростков из борцов за рабочее дело и врагов капиталистов в верных холопов и прислужников буржуазии.
Но этого скауты не могли бы достигнуть, если бы не задурманивали головы детям религией. Скауты воспитываются в религиозном духе, и каждый скаут обязательно должен верить в бога. Мальчикам и девочкам постоянно вдалбливают в голову, что за их послушание хозяевам, за голод и страдания, их наградит бог после смерти, в «царстве небесном».
Пока же нужно беспрекословно выносить все и не роптать.
Скаутские организации заботятся и о том, чтобы попы не остались без слушателей: каждому скауту полагается посещать богослужения; за этим следит его начальник.
Понятно, что дети буржуазии, привыкшие в своей семье к религии, любви к царю и т. д., охотно идут в скаутские отряды. Но как удается скаутам вовлекать в свои ряды рабочих ребят? Для этого они устраивают всякие приманки: торжественные праздники, раздачу детям подарков, прогулки, награды и т. д.
Вообще, внешним украшениям и мишуре у скаутов отводится много места. Мальчик, пробывший гола полтора в организации, по внешнему виду похож на какого-то попугая: в разноцветной форме, со всякими шнурками, аксельбантами, увешанный разными значками, с погонами на плечах и нашивками на рукавах... Да и, на самом деле, такой парнишка горд, как индюк, своими «орденами». На своих товарищей-рабочих он смотрит уже свысока.
Много значило для скаутов и то обстоятельство, что они долго были единственной детской организацией — больше детям некуда было итти. Но теперь, когда во всех почти странах создались коммунистические детские группы, последние постепенно перетягивают в свои ряды всех, еще не окончательно испорченных скаутизмом, детей рабочих.
Дети-коммунисты рассказывают всем про буржуазный характер скаутских организаций, разъясняют рабочим ребятам их классовые задачи и, вместе с Комсомолом, ведут активную борьбу против скаутов. В Советских республиках, где рабочий класс победил буржуазию, скаутские организации уничтожены вовсе. На Западе, где еще идет борьба, дети рабочих и дети буржуазии организуются друг против друга, каждые в своей классовой организации. Недалеко уж то время, когда во всем мире победит рабочий класс и запретит буржуазным сынкам-скаутам продолжать их вредную работу.
Детское коммунистическое движение широко раскинулось по всему земному шару. Во всех частях света детские коммунистические группы ведут свою работу; помогают взрослым коммунистам и Комсомолу в их борьбе, и готовятся стать им на смену.
Мы уже рассказывали о том, как хорошо работают эти группы в Германии.
Но и во многих других странах Европы дело идет не хуже. Так, например, в Финляндии есть очень сильная организация детей, под названием; «Союз организованных детей рабочих». Союз этот насчитывает более шести тысяч членов, издает свою газету «Красное знамя» и пользуется большим влиянием в детской среде.
Работа «Союза в основном та же, что и у Германских «Юных Спартаков». Главное место занимает борьба в школе, а школа в Финляндии не лучше, чем в Германии. Контр-революционные учителя, с одобрения буржуазного правительства, стараются сделать пролетарских детей врагами рабочих и напичкать им головы религиозными предрассудками.
«Союз» оказывает учителям энергичный отпор и увлекает этим за собой массы неорганизованных детей.
«Союз» принимает участие в политической жизни и помогает партии в ее борьбе с буржуазией. Во и всех политических демонстрациях дети принимают самое живое участие. Во время выборов в парламент дети распространяют листки, газеты, агитируют взрослых и т. д.
Буржуазное правительство Финляндии за эго жестоко преследует детей коммунистов. Во многих городах детские группы вообще запрещены полицией и там им приходится тайно вести свою работу.
В последнее время власти закрыли газету «Красное знамя», имевшую до 20.000 читателей. Но дети быстро собрали средства и стали выпускать новую газету.
Все эти преследования только увеличивают уважение всех детей к «Союзу» и укрепляют революционный дух его членов.
Почти такая же крепкая коммунистическая организация детей существует и в Чехо-Словакии. Там она насчитывает пять тысяч членов. Главной задачей ее является борьба со скаутами, которых в Чехо-Словакии очень много.
Среди скаутов немало рабочих ребят, которых буржуазия обманом заманила в свои сети. Детские коммунистические группы стараются перетянуть этих ребят на свою сторону, и понемногу им это удается. Скаутские организации раскалываются, и скоро в них останутся одни лишь буржуазные сынки.
Во Франции и Англии детские коммунистические организации возникли лишь недавно и еще очень немногочисленны. В Англии они имеют всего 1500 ребят, а во Франции — 3000. Существуют они пока лишь в больших городах.
В Италии комдетдвижение существует с 1920 г. Охвачено им более 4000 рабочих детей. Они борятся с фашистскими организациями детей.
Детские коммунистические группы существуют и в Америке.
В Соединенных Штатах они возникли в 1921 г.. поставив себе целью помочь голодающим детям Украины и России. Они назывались: «Красными разведчиками». Из этой организации ныне выросло сильное детское движение, распространяющееся, главным образом, в крупных промышленных городах.
В Южной Америке особенно сильно движение в Аргентине, где был даже съезд детских коммунистических организаций.
В последнее время пришли вести, что детком-группы существуют в Южной Африке и в Австралии. Как они там работают — мы пока не знаем. Вести из-за океана доходят к нам очень медленно.
Но для нас важно то, что скоро не останется ни одного уголка на земном шаре, где не было бы детей-коммунистов.
Все вместе они составляют уже сейчас мощный интернационал детей, стремящихся к одной цели — к коммунизму, и готовящий миллионы молодых бойцов на смену взрослому интернационалу рабочих-коммунистов.
Каждому из наших читателей приходилось слышать про Комсомол, многим — особенно тем, что входят в организацию Юных Ленинцев — случалось встречаться с комсомольцами, бывать в их клубах, на их праздниках и т. п. Однако, далеко не всем известны задачи и работа Комсомола. Еще меньше знают, откуда он взялся и какая у него богатая и интересная история. Про это мы и хотим рассказать в этом очерке.
Комсомольцы говорят о себе, что они — «смена коммунистической партии». Это значит, что они во всем соглашаются с тем, что делает и чему учит партия, готовы помогать ей и собираются сами стать ее членами.
В жестокой борьбе, которую ведут рабочие всех стран с капиталистами и помещиками, принимает участие и рабочая молодежь, сорганизовавшись во всех странах в свои коммунистические союзы. В России и на Украине рабочие уже победили, и коммунистам приходится проводить большую работу по строительству рабоче-крестьянского государства; в этой работе принимает участие и Комсомол. Таким образом, он представляет собой как бы один из отрядов великой пролетарской армии.
Но у Комсомола есть и свои особые задачи. Главная из них — это, как говорят, «воспитательная» задача.
Это значит, что комсомольцы все время учатся быть такими же верными, стойкими и сознательными борцами за дело трудящихся, как и взрослые большевики-коммунисты.
Кто-нибудь может подумать, что Комсомол -это что-то похожее на школу, раз там учатся. Часто так и говорят: «.Комсомол — это школа революционной борьбы». Однако, это своеобразная школа: на наши школы она совсем не похожа. В ней нет ни лекций, ни учителя, пи учебников. Их место занимает участие в борьбе и строительстве рабочего класса, о котором мы только что говорили. Комсомольцы на своей работе учатся быть хорошими коммунистами. Всюду они стараются защищать идеи коммунизма, помогать партии и вести себя так, как это подобает коммунист).
В уставе КСМ (устав — это основные законы организации, обязательные для всех ее членов) об этом говорится так:
Пункт 8: «Всюду и везде — на фабриках Советской республики и в крестьянском хозяйстве, в Красной армии, на государственной работе комсомолец должен быть первым из первых, самым энергичным, трудоспособным, честным и смелым примером для всей остальной молодежи и всех трудящихся».
Пункт 9: «Везде, где только возможно, комсомолец помогает Соввласти и коммунистической партии в целях строительства нового общества, борется с буржуазией и ее помощниками, с буржуазными влияниями, с нарушением советских законов, расхищением народного имущества, пьянством. Только в этой повседневной борьбе комсомолец становится достойным войти в ряды коммунистической партии».
Таковы основные задачи Комсомола. Но ошибается тог, кто думает, что комсомольцы занимаются только указанной выше работой. Они и книжки не забывают. Они знают, что для того, чтобы быть хорошим коммунистом, надо много знать о жизни общества, знать историю борьбы рабочего класса и много другого, быть, как говорят, «политически -сознательным». Для этого в Комсомоле организуются специальные кружки политической грамоты, читаются лекции, доклады и т. п. Комсомольские комитеты издают для молодежи газеты и книжки, из которых тоже можно многому научиться. Самообразованию много помогают также «Клубы рабочей молодежи», где есть кружки, библиотеки, ставятся спектакли, лекции и т. п.
Но будущий коммунист, защитник Советской власти, должен быть не только политически-сознательным и преданным своему делу-- он еще должен быть сильным и. крепким телом. Какая польза, в самом деле, от слабого, больного человека? Разве может он быть борцом? Вот почему Комсомол много внимания уделяет физическому воспитанию молодежи: он организует спортивные клубы и площадки, где молодежь занимается гимнастикой, полезными для здоровья играми и т. п.
Наконец, Комсомол имеет еще одну важную работу — это так называемая «экономическая» охрана рабочей молодежи: комсомольцы вместе с государственными органами следят за тем, чтобы подростки не работали чересчур много, с вредом для своего здоровья, чтобы хозяин не притеснял их, чтобы им была дана возможность выучиться выполнять свою работу не хуже взрослого рабочего. Для этого Комсомол вместе с Наркомпросом устраивает специальные школы фабрично-заводского ученичества, где подростки работают в хороших условиях и одновременно учатся.
Таковы, в кратких чертах, главные задачи и работа Коммунистического Союза Молодежи.
Посмотрим теперь, как создалась эта организация насчитывающая в настоящий момент на Украине около 135.000 членов.
Еще во времена царского, старого строя, когда за общественную работу арестовывали и посылали на каторгу, рабочая молодежь старалась сорганизоваться. Около взрослых партийных организаций уже в 1902 году стали создаваться самостоятельные кружки молодежи. Они помогали партиям в их борьбе с царем: расклеивали прокламации (воззвания к рабочим) — тогда это была очень опасная работа, так как полиция жестоко преследовала тех, кого ловили на этом деле. Боролись со скверными хозяевами, устраивали забастовки, вели чтение книг, запрещенных царским правительством. Такие кружки были в Ростове-на -Дону, в Киеве (из молодых металлистов), в Одессе, Луганске, Полтаве.
Особенно прославился Киевский кружок. Он организовал во время войны на одной фабрике забастовку мальчиков. Это была фабрика «1-го Товарищества». Там очень притесняли подростков, которых на фабрике немало. Хозяева думали, что «малыши» не в силах будут дать отпор, и за ничтожную плату заставляли мальчиков работать до тех пор, пока те не падали, обессилев. Однако, после того, как, под влиянием агитации тайного кружка, все мальчики бросили работу, фабриканты увидели, что дело плохо. Нанять вместо них взрослых рабочих стоило бы, чересчур дорого, да те и не согласились бы на это, сочувствуя маленьким забастовщикам. Фабрика стала, и капиталисты были вынуждены уступить малышам, с которыми они раньше и разговаривать не хотели. Мальчики снова стали на работу, и положение их немного улучшилось.
Так еще во время царизма организовалась молодежь для борьбы со своими врагами. После свержения самодержавия Украина покрылась сетью социалистических организаций рабочей молодежи. Некоторые из них (как, например, в Киеве) создали участники старых подпольных кружков. В большей части своей они примыкали к партии большевиков и вместе с ней боролись в 1917 году за Советскую власть. Так, например, в Одессе, рабочая молодежь составила специальную дружину, из которой потом создалась Красная гвардия. С помощью этой гвардии большевикам удалось установить в 1918 году в Одессе Советскую власть.
В ряде других городов Украины участие рабочей молодежи, которой руководили союзы, имело очень большое значение для победы рабоче-крестьянской власти.
Как только власть переходила к Советам, организации молодежи начинали быстро расти. Но не долго пришлось тогда союзам рабочей молодежи поработать на свободе. На Украину пришло войско немецкого императора Вильгельма. Все пролетарские общественные организации должны были снова, как при царизме, скрываться от преследований. Рост союзов молодежи задержался, и им пришлось снова вытерпеть тяжелый период.
В России в это время союзы молодежи успели объединиться в одну общероссийскую организацию, под названием: «Коммунистический Союз Молодежи».
Только летом 1919 года украинские союзы получили возможность собраться на свой первый Всеукраинский съезд. Этот съезд состоялся в Киеве, где находилось тогда правительство Украины. Но работать спокойно съезд не мог: с востока на Советскую Украину напали белогвардейские банды Деникина. Пришлось делегатам съезда днем заседать, а ночью ходить с винтовками, неся сторожевую службу. Несмотря на это, первый съезд сделал большое дело: он объединил все украинские коммунистические организации молодежи в единый Коммунистический Союз Молодежи Украины; этот союз был объявлен частью общероссийского Комсомола. Был избран первый центральный комитет КСМУ, которому, впрочем, не долго пришлось работать свободно, — скоро Деникин захватил всю Украину. Начались жестокие преследования всех комсомольцев. В целом ряде городов (например, в Николаеве, Кременчуге и др.) много комсомольцев было зверски расстреляно белогвардейцами.
Работа Комсомола продолжалась подпольно и во время деникинщины. В Одессе, например, комсомольцы выпускали в то время даже свою газету и провели три конференции (совещания).
С начала 1920 года, когда Красная армия прогнала Деникина с Украины, Комсомол впервые вышел на широкую дорогу. При Советской власти молодежь свободно могла организовываться. С того времени союз начал быстро расти и крепнуть, что продолжается и до сих пор. Правда, комсомольцам пришлось еще повоевать и с поляками и с Врангелем. Второй Всеукраинский съезд состоялся в Харькове в то время, как Киев был захвачен поляками, но это уже не могло нарушить мощного роста юношеской организации.
После конца гражданской войны Комсомол, освобожденный от своей почетной обязанности — биться на фронте — взялся за повседневную деловую работу в своих клубах и ячейках, готовый, в случае надобности, снова стать с винтовкой на защиту Советской власти. |||||||||||||||||||||||||||||||||
Распознавание текста книги с изображений (OCR) —
творческая студия БК-МТГК.
|