ВОЛК
Все собаки, и большие, и маленькие, от волка произошли.
Волк — самый могучий зверь в семействе собачьих. С козой или бараном на плече он может бежать так быстро, что за ним и на хорошем скакуне трудно угнаться. Очень сильные у волка челюсти. Самые толстые кости он без труда разгрызает.
Живут волки не только в лесу. Нравятся им и раздольные равнины, поля. Охотятся обычно ночью, но в безлюдных краях и днём тоже.
«Волка ноги кормят», — это верно говорят. Бывает, за одни сутки волк в поисках добычи километров шестьдесят набегает!
И не всегда в конце такой гонки его ждёт удача. На воле хищнику нелегко добывать себе пропитание. Волк поэтому, если завладеет большой добычей, ест до отвала. Десять килограммов мяса может осилить.
Но зато и голодать волк умеет. Иногда целую неделю ничего не ест, терпит. Известен случай, что волк, спасаясь от охотников, спрятался в надёжном месте и сидел там, не евши, ровно семнадцать дней!
Осенью и зимой волки собираются стаями. Весной разбиваются на пары. Где-нибудь среди корней упавшего дерева или в норе волчица приносит пять-семь, иногда даже десять волчат, а иногда только двух. В это время она никуда не выходит, лежит в логове. Пищу ей приносит волк. Он очень заботливый. Сам не съест, а волчицу накормит.
К концу лета волчата подрастут и будут охотиться вместе с родителями.
ОБЫКНОВЕННЫЙ ШАКАЛ
Шакал — зверь не страшный, хотя и похож на волка. Но ростом раза в два меньше волка.
В нашей стране шакалы водятся только на Кавказе и в Средней Азии — там, где тепло. Не выносят они холода.
Но в жарких странах, в Турции, в Индии или в Иране шакалов много. И всем они там надоели, потому что воришки отчаянные.
Приспособились шакалы жить возле деревень и городов. Высматривают, где что плохо лежит, и при первом удобном случае пускаются на преступление. Из курятника кур тащат. Арбузы на бахче поспели — арбузы грызут. Кукуруза в поле созрела — от кукурузных початков не отказываются. А на виноградниках лакомятся сладким виноградом.
И ведь какие хитрецы! Если шакал захочет поймать ворону или сороку, он у дороги ляжет — мёртвым прикинется. Птица увидит, спустится поклевать падали. Тут притвора как вскочит! Цап-царап!
Любят селиться шакалы и по берегам рек и озёр. Украсть здесь нечего. Поэтому приходится шакалам больше на лягушек, на ящериц охотиться да на грызунов мелких. И даже на саранчу, которую едят с удовольствием.
Осенью шакалы собираются в небольшие стаи. И тогда, бывает, все вместе расхрабрятся, силу свою почуют и рискуют нападать нв коз и овец.
Весной у шакальей мамаши — потомство. Где-нибудь в глухих кустах, в камышах, а иногда и в норе, брошенной барсуком или дикобразом, выкармливает она своих щенков. Их обычно три, четыре, пять, а то и девять.
Растут шакалята быстро. С матерью и отцом живут только до осени. А на следующий год - уже и сами родители.
ЧЕПРАЧНЫИ ШАКАЛ
Чтобы о чепрачном шакале рассказать, нужно сначала выяснить, что это за «чепрак» такой. А это вещь простая, в старину всем известная: покрывало, которое на спину лошади накидывают под седло. Чепраки бывают нарядные: с вышивками или даже ковровые.
Чепрачного шакала потому так и называют, что сам он весь рыже-серый, но спина у него чёрная, с серебристым оттенком — словно чепраком зверя накрыли.
В саваннах Африки чепрачных шакалов можно увидеть в тех местах, где живут львы. Когда львы выходят на добычу, шакалы, в скромном молчании, следуют за ними. Поймает лев антилопу или зебру, и тут же дикий вой огласит окрестности. То шакалы по-своему приветствуют успешную охоту.
Пока львы пируют, шакалы терпеливо ждут в сторонке. Но вот наелись хозяева, чинно отправились прохладное местечко искать для отдыха. И сейчас же шакалы набрасываются на остатки добычи! Львы шакалов не трогают, однако относятся к ним словно бы с презрением.
Но чепрачные шакалы и сами довольно удалые охотники. Собравшись стаями, нападают они на мелких антилоп, могут овцу одолеть и даже питона, если он не очень крупный. Умеют незаметно подобраться к фламинго, которые мирно пасутся на мелководье озера.
Промышляют чепрачные шакалы и в деревнях, крадут кур и вообще всё, что попадётся съедобного. Людям это, конечно, не нравится, стреляют они их, а из красивых шкур шьют ковры.
В Африке есть ещё два вида шакалов. Один из них со светлыми полосами на боках — единственный полосатый зверь в семействе собачьих родичей. Другой — красно-бурый, высоко-ногий, с узкой мордочкой — абиссинский шакал.
КОЙОТ
Койота называют ещё луговым волком. Он, и правда, самый близкий родич волка, только ростом с шакала.
Родина этих зверей — Северная Америка.
Койоты, как и шакалы, приноровились проживать возле селений и ведут себя в точности так же: лазят по помойкам, воруют. А кроме того, по ночам концерты, весьма немузыкальные — с воем и визгом — устраивают. Спать людям не дают.
Но когда койотов стало меньше, учёные поняли, что койоты нужные звери. Они крыс вылавливают и других грызунов-вредителей. Койотов теперь берегут.
Супружеская пара койотов на весь век неразлучна. В степи гнездо обычно устраивают в норе. В лесу же ведут себя весьма странно для представителей семейства собачьих: отыщут толстое дерево с дуплом, и в нём — пусть даже на высоте в метр или полтора — поселится будущая родительница. Сюда придётся койоту-отцу носить пищу для неё и детей.
Но самое необычное происходит при нехватке жилплощади. Две мамаши с выводками живут тогда в одной норе — и ничего, не ссорятся! А если одна из них погибнет, другая о её малышах будет заботиться, как о собственных.
Уже в двухмесячном возрасте щенки учатся у родителей ловить мышей, кроликов, птиц и лягушек. А к концу лета учёба закончена. Впереди самостоятельная жизнь. Молодые койоты разбредаются кто куда. Иногда дальше, чем за сто километров уходят от родных мест.
ПЕСЕЦ
Таких полярников, как песцы, только поискать! Из тундр Азии, Европы и Америки, где они обычно живут, песцы порой далеко на север уходят по льдам Арктики.
Песцы зимой белые. Увидеть их на снегу очень трудно. Правда, у некоторых зимний мех голубовато-серый, дымчато-бурый или даже чёрный. Таких песцов называют голубыми. Их шкурки в пушной торговле дороже ценятся.
В летнем меху песцов называют «крестоватики». Они в это время буроватые. Только на брюшке шерсть посветлей. Скромная одежда, но она больше подходит к расцветкам оттаявшей тундры.
Любят песцы рыть норы, каждый год этим делом занимаются. А иначе и нельзя. Где в стужу спрятаться? В норе. Где детёнышей растить? Тоже в норе. Правда, часто песцам приходится ютиться просто за какой-нибудь глыбой или между кочками. Нору-то ведь не везде можно вырыть: например, в каменистой почве или на болоте.
В выводке у песцов иногда больше десяти щенков. Было бы не просто накормить их, вырастить, если бы не верный помощник — песец-отец. Он и добычу приносит, а если недруг к гнезду приблизится, защищает свою семью как может: тявкает, отвлекает чужака, уводит его за собой.
И ночью, и днём рыщут песцы по тундре. Ловят северных грызунов: леммингов, мышей, зайцев. Рыбу едят, если поймать удастся. За белыми медведями ходят по пятам, как шакалы за львами, — объедки подбирают.
А если пищи больше, чем нужно, песец её закопает и мордой сверху землю примнёт, чтобы никто не догадался, что тут кладовая. Сам же о ней не забудет, придёт потом и съест припасы.
ЛИСИЦА
Раньше говорили: «Лиса семерых волков проведёт». Неправда это. Хоть и много сказок и басен сложено о лукавстве лисы, волк всё же похитрей да и поумней лисицы.
Лиса, главным образом, мышами живёт да полёвками. Мастерски она ловит этих вредных для сельского хозяйства грызунов. Пятьдесят штук может за один день поймать.
Только когда полёвок и мышей мало, лиса охотится на глухаря, на зайца, на рябчиков. Может даже на молодую косулю напасть. В еде не разборчива — чего только не ест! Кузнечиков, майских жуков, ящериц, дождевых червей, улиток... Очень любит ягоды: чернику, малину, виноград, сливы.
Понапрасну лиса никого не преследует, без нужды не враждует. Вот, например, поселится она в барсучьей норе да так вместе с барсуком и живёт. В таком жилище, с десятками входов и выходов и для других находится место. Совершенно спокойно могут там приютиться хорьки, дикие кошки, сычи, выдры.
В общем, можно сказать, не капризные звери — лисы. Могут жить они и в голых степях, и в горах, и в лесах, и в пустынях. Даже в парках больших городов! Всюду их знают: в Европе, в Азии, в Америке, в Северной Африке.
Ну, а кто новорождённых лисят видел?
Они крохотные, не больше крота, и в серо-бурой шёрстке. Целый месяц мать кормит их одним молоком. Потом они из норы вылезают и часами возятся у входа. Очень весёлые зверята! Отец-лис приносит им пищу, но не к самой норе, а оставляет где-нибудь поблизости. Мать-лиса сама найдёт её и передаст детям.
Удивительно быстро родители обучают окрепших лисят охоте — за каких-нибудь две недели! И долго с родителями молодые лисы не живут.
ЕНОТОВИДНАЯ СОБАКА
Приземистая и мохнатая — как барсук. Носит бакенбарды — как рысь. Распорядок года — как у медведя: всю зиму спит.
На Дальнем Востоке, откуда она родом, её называют уссурийским енотом. Но правильное название — енотовидная собака.
Наши зоологи решили расселить этих зверей далеко на запад от их родины. Теперь енотовидная собака и под Москвой водится, и на Украине, и в Прибалтике. Перебралась даже в соседние страны. Например, в Польшу и в Финляндию. Не любит она на одном месте жить. Не спеша, проходит большие расстояния. Нравятся ей кустарники у рек и озёр, прозрачные перелески.
Ест разное: мышей, лягушек, ящериц, рыбу, насекомых, птиц и, увы, птичьих гнёзд много разоряет. Ягоды тоже ест, и фрукты.
Подобно барсуку, енотовидная собака умеет хорошо и быстро рыть норы. Но в Европе, на своей новой родине, не тратит на это время. Если есть подходящая для жилья расщелина среди камней, чья-нибудь старая нора или просто «пещерка» под корнями поваленного дерева — здесь и поселится. А зачем стараться норы копать, если жильё-то всё равно временное?
Щенков у енотовидной собаки бывает много, иногда девятнадцать. И отец и мать о них заботятся!
КУСТАРНИКОВАЯ СОБАКА
У кустарниковой собаки ноги совсем короткие. Сама же она длинная. И уши у неё маленькие и хвост, и мордочка туповатая — как обрублена. Довольно странная внешность.
Только в Южной Америке водятся эти хищники. Селиться предпочитают в зарослях кустов, в сплетениях корней огромных деревьев тропическо го леса. Другой зверь здесь бы непременно застрял, а кустарниковые собаки юркие, коротконогие, как таксы. Извиваясь, в любую щель протиснутся.
Днём кустарниковые собаки отсыпаются в норах. Ночью стаи коротконогих псов отправляются на охоту. Преследуют обычно южноамериканских грызунов — родичей морских свинок: пака и капи-бар.
Капибары хорошо плавают и, когда от кого-нибудь спасаются, бегут к воде и ныряют. Но уйти им не всегда удаётся. Кустарниковые собаки и в воде капибар ловят.
Добычу кустарниковая собака тащит туда, где оставлены выводки. Щенки ждут её с нетерпением, повизгивают.
В чаще леса взрослые коротконогие псы дружески перекликаются между собой похожим на щенячье повизгиванием. Но если кто из них заметит врага, зарычит и по-кошачьи зафыркает — предупреждает об опасности.
В зоопарках всего мира редко можно увидеть кустарниковую собаку. Очень уж она прихотлива, жить долго может лишь в привычных условиях.
ГРИВИСТЫЙ ВОЛК
Теперь познакомимся с самым длинноногим диким «псом». Он живёт в Южной Америке — там, где в степи растут кусты и негустые леса.
Гривистый волк — красивый зверь: красно-бурый, на горле белое пятно, ноги — словно в чёрных чулках. На шее и спине — небольшая грива из чёрных волос. Мордой он похож на лису. И в повадках у него много лисьего. «Большая лиса», — так и зовут его на родине.
Гривистый волк — самый высокий зверь в семействе собак: почти метр от загривка до земли. Но не самый сильный и тяжёлый: весит лишь около двадцати килограммов. Жители тех мест, где водятся гривистые волки, думают, что они нападают на телят и жеребят, и убивают гривистых волков. Мало их осталось. А убивают зря. Гривистый волк — животное безвредное. Он пуглив, охотится ночью, в одиночку. Бежит себе по степи — где ящерицу схватит, лягушку, грызуна, где бананом полакомится, орехи погрызёт или сахарный тростник. Чтобы мышь из норы достать, землю роет не передними лапами, как все собаки, а зубами.
Гривистый волк хоть и длинноногий, но долго галопом не бегает, устаёт. Хорошая лошадь его быстро догонит. Но прыгает хорошо! С места, вверх через высокий куст, скакнёт и скроется в чаще. Так обычно от охотников спасается.
Щенков гривистые волчицы приносят немного: двух, трёх, редко пятерых. Щенки чёрные и совсем не длинноногие. Живут возле матери, пока с неё ростом не станут.
ГИЕНОВАЯ СОБАКА
В Африке волков нет. Там гиеновых собак «волками Африки» можно назвать. Повадки у них похожие. Охотятся стаями. Стаи иногда маленькие, но иногда в них сотни диких собак. Шум, гам, пыль — мчатся с ликующими воплями по саванне быстроногие охотники. Шестьдесят километров в час — так резво преследуют они свою жертву. Обычно пять минут, не больше, длится погоня за антилопами или зебрами.
Днём, когда жарко, они не охотятся. Спят в тени деревьев, играют. А вечером или утром трусят рысцой, опустив тупые морды к земле, принюхиваются, прислушиваются, навострив уши.
Тут лучше не попадаться ни малой га- . зели, ни большой антилопе с острыми и длинными, как пики, рогами, на которую не всякий лев отважится напасть. Да и сам лев, если псы очень голодные, предпочитает уйти с их пути. Могут и разорвать, особенно, если он стар или слишком молод.
В стаях гиеновых собак — разделение труда: одни охотятся, другие охраняют щенят, дежурят у нор. Псы-охотники приносят мясо и щенкам, и их нянькам.
В семействе псовых только гиеновые собаки пятнистые. Пятна — чёрных, жёлтых и белых тонов. У каждой собаки свой рисунок: двух одинаковых не бывает.
КРАСНЫЙ ВОЛК
Помните, как Маугли помог своим друзьям, серым волкам, победить красных волков?
Называют этих хищников ещё и красными собаками. Дхоле, колзун, серигала — это всё тоже их имена, присвоенные разными народами. А живут красные волки кое-где в горах Сибири, на Памире, в Тянь-Шане, в Китае, Индии и на островах Ява и Суматра.
Красные волки не бегают так быстро, как гиеновые собаки. Не в стремительной погоне ловят они добычу, а часами идут по следам козлов, кабанов, оленей или диких баранов. Утомят копытных неотступным преследованием, потом окружат их всей стаей...
Говорят, и тигру плохо приходится, если встретит стаю красных волков.
А медведь гималайский, как почует, поведя носом по ветру, — дхоле пахнет! — спешит дать стрекача. А если запах слишком сильный — значит, близко красные волки — скорее лезет на дерево.
Нет зверя, кроме слона, который сумел бы в одиночку устоять под яростным натиском красных волков.
На людей красные волки никогда не нападают. Близко к селениям не подходят и домашний скот не трогают.
Редкие звери. У нас в стране убивать их запрещено.
КОРСАК
Кто корсака в первый раз встретит, обязательно удивляется: «Ну и лисичка! Какая крохотная!»
Да, похож корсак на маленькую лису. И всё же некоторые учёные считают, что по родству корсаки ближе не к лисам, а к песцам.
Корсак — зверь азиатский. В нашей стране только на юго-востоке водится: от Нижнего Поволжья до Забайкалья. Но в старые времена корсаков хорошо знали и в европейской России. Держали их в домах. Вместо собачек.
Они, если их приручить, бывают очень забавны. С хозяином ласковы, доверчивы, любят весело поиграть. И очень ловкие: даже на кусты и деревья могут забираться. А главное, польза от них — крыс уничтожают. Большое это дело, ведь с крысой не всякая кошка может справиться.
На воле нрав у корсака совсем другой. Осторожный он. Днём старается носа никуда не показывать, в норе отлеживается.
Но сам нор почти никогда не роет. Да и нет в этом надобности, если всегда найдётся пустующая нора барсука, лисицы или сурка.
Впрочем, у корсаков, как и у койотов, тоже случаются затруднения с жильём. Иной раз две мамаши с выводками в одной норе теснятся. Хорошо ещё, если малышей у них только по двое. А если по одиннадцати? Бывает и такое. Но никто не слыхал, чтобы две семьи не поладили.
Подросшие корсачата с родителями долго не живут. Осенью уходят от них.
ФЕНЕК
Фенёк — самый маленький из диких родственников собаки, но зато самый большеухий. Ростом с котёнка, а уши сгодились бы и для крупной овчарки.
Родные края этих чудных зверьков в самом жарком месте земли — в пустыне Сахаре.
Целыми днями приходится фенекам пря-таться от немилосердного солнца в глубоких, прохладных норах. Только к вечеру, дружно, как по команде, вылезают они из-под земли и тихо сидят возле нор. Ждут, когда жара спадёт окончательно. Если же солнце всё ещё чересчур припекает, приляжет зверёк и голову, как зонтом, пышным своим хвостом прикроет. Но вот наступает желанная прохлада. Настораживает свои большие уши фенек. Чу! Звук какой-то... Осторожно крадётся зверёк туда, где услышал шелест ящерицы по песку или скачок саранчи.». Шелохнулся во сне пустынный жаворонок — много ли от него шуму! Но чуткий хищник уже точно знает, где затаилась птица. Снова он, как тень, крадётся, замер... Прыжок — и добыча в зубах.
Там, где есть река или озерцо, фенеки собираются по ночам на водопой. Некоторые издалека приходят. Всем пить хочется, хотя много-много дней фенек может прожить совсем без воды.
Ранней африканской весной родятся у фенеков малютки-щенята.
УШАСТАЯ СОБАКА
В Южной Африке фенеков нет, но там другой зверь может похвалиться своими большими и чуткими ушами. Это ушастая собака. Уши у неё почти такие же длинные, как у фенека. Правда, сама она вдвое больше его.
Но удивительны у этого зверя не уши, а зубы. Их у него, как говорится, полон рот — пятьдесят! По «зубастости» из всех сухопутных животных с ним соперничает только мурашеед — сумчатый зверёк из Австралии, который множеством своих мельчайших зубов, словно тёркой, перетирает термитов, муравьев и других насекомых.
Ушастая собака, как и мурашеед, много насекомых истребляет. Но она всё-таки хищница — ловит ещё мышей, ящериц, птиц. А при случае фруктами и ягодами питается.
Она пуглива. Днём её редко можно увидеть — прячется в норах, в густых кустах, среди камней в скалах. На охоту выходит ночью.
В стаи ушастые собаки никогда не собираются. Держатся в одиночку или парами.
|