НА ГЛАВНУЮТЕКСТЫ КНИГ БКАУДИОКНИГИ БКПОЛИТ-ИНФОСОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКАФОТО-ПИТЕРНАСТРОИ СЫТИНАРАДИОСПЕКТАКЛИКНИЖНАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ

Библиотечка «За страницами учебника»

Этюды о прогностике. Давыдов, Лисичкин. — 1977 г.

Марк Григорьевич Давыдов
Владимир Александрович Лисичкин

ЭТЮДЫ О ПРОГНОСТИКЕ

*** 1977 ***


DjVu


 

PEKЛAMA

Услада для слуха, пища для ума, радость для души. Надёжный запас в офф-лайне, который не помешает. Заказать 500 советских радиоспектаклей на 9-ти DVD. Ознакомьтесь подробнее >>>>


      ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие
Раздел первый. Будем знакомы: Прогностика! 11
Глава I. Вводная 11
Глава II. «Я тут посчитал...» 14
Глава III. Прогностический демон и Венера Милосская 16
Глава IV. Прогностический демон и Венера Милосская (Продолжение) 18
Глава V. «Остановись, мгновенье...» 21
Глава VI. «Остановись, мгновенье...» (Продолжение) 22
Глава VII. «Гомеровский» прогноз 29
Глава VIII. «Вверх по лестнице, ведущей вниз», — и наоборот 31
Глава IX. Делфи, «деревья» и другие 40
Глава X. Делфи, «деревья» и другие (Продолжение) 44

Раздел второй. Формулы, баллы, матрицы, шкалы... 47
Глава XI. Короткая 47
Глава XII. «Классификаторы и деревья» 48
Глава XIII. Балльные системы 53
Глава XIV. Матрицы и тезаурусы 57
Глава XV. Информация и энтропия 59
Глава XVI. Морфологический анализ 63
Глава XVII. Огибающие кривые 66
Глава XVIII. Интерполяция и экстраполяция 69
Глава XIX. Короткая 74
Глава XX. Экспертные оценки. МЭП 75

Раздел третий. Однажды завтра 81
Глава XXI, Город. Архитектура будущего 81
Глава XXII. Транспорт будущего 86
Глава XXIII. Заключительная 94


      ФPAГMEHT КНИГИ (...) Глава XXI. ГОРОД. АРХИТЕКТУРА БУДУЩЕГО

      Теперь, когда мы представили достаточно полный обзор современных методов прогнозирования, мы попытаемся дать прогноз комплексной проблемы «Город — транспорт», пользуясь всем предъявленным прогностическим аппаратом. Там, где результат является следствием применения некоторого метода прогнозирования, мы даем в скобках ссылку. Там, где соответствующий результат получен не по описанной нами методике, но может быть получен и с помощью одной из наших методик, мы опять-таки даем в скобках одну из наших методик.
      ...Итак, пусть ваш, Иванов, потомок — назовем его Иванов 2-й — просыпается в доме Будущего...
      Попробуем описать этот дом. Прежде всего в нем много «встроенного»: освещение (электролюминисцентное), отопление (термоэлектрическое), водоснабжение (конденсация атмосферной влаги). Из чего он построен? Как известно, дома в принципе можно строить из чего угодно — из глины, песка, листьев, древесины, гальки и пр. Все эти «основные материалы» термическим или химическим путем цементируются в кирпичи, плиты, панели прямо на месте строительства. Осуществляют это мобильные «микрозаводы» строительных элементов, которые будут выезжать на строительные площадки с запасом химического «цемента» или с атомной термоустановкой для плавления и обжига песчаных и каменистых основ. Почти наверное можно сказать, что в ближайшее десятилетие промышленность и строительство будут пополнены такими материалами, которые образуются от отходов любого производства (экспертные оценки). Промышленные эксперименты в этом направлении уже ведутся в Японии.
      — Л это не дорого? — спросил Иванов.
      — Эксперты в США подсчитали, что капитальные затраты на создание крупных заводов эпоксидной смолы, используемой для подобной технологии строительства, не только себя быстро окупят, но и в кратчайший срок помогут решить жилищную проблему, которая в ближайшее время будет стоять все еще достаточно остро: из-за роста потребности в жилой площади в связи с повышением общего уровня жизни, а также вследствие увеличения численности населения. Ведь, по данным ООН, к 2000 г. население Земли достигнет 6 млрд. человек, по данным Г. Кана, — 6,2 млрд. человек (экстраполяция с насыщением). Значительная часть населения Земли будет жить в городах: в мире в целом 50 — 60 процентов, а в развитых странах значительно больше (в сравнении с 30% на 1966 г.). Сегодняшние города пока не приспособлены к такому быстрому росту населения.
      Необходима реконструкция городов, которая является делом не только строителей, но и социологов, медиков, демографов, экономистов...
      Но продолжим наше утро...
      Иванов 2-й вскакивает с постели, подбегает к окну, нажимает кнопку — автоматически убираются ночные жалюзи и распахивается окно. Перед глазами — утренний урбанистический пейзаж...
      В крупных городах к 2000 г. произойдет дальнейшее увеличение средней «высотности» жилых зданий: 500 — 600 метров и выше (морфологический анализ). В таких домах — иногда это будут целые города-спутники — смогут жить до 200 — 300 тыс. человек. В зависимости от того, кем будет Иванов 2-й — ученым или рабочим, — он увидит (сценарий) «горизонтальный» или «вертикальный» пейзаж...
      — Это как понимать? — спросил Иванов.
      — В данном случае речь идет об образной стороне дела, о том, как, скажем, будут смотреться города с высоты птичьего полета. Но и глубокий смысл в «вертикальногоризонтальном» разделении тоже имеется. И важнейший фактор здесь — охрана окружающей среды. В «вертикальных», промышленных городах неизмеримо легче «изолировать» производственные процессы, учитывая требования, предъявляемые заботами о среде обитания. В данном случае мы сталкиваемся с примером эволюции идеи — эволюции по прогностическим кривым.
      В незапамятные времена человек изобрел печь. И, вероятно, был первый безымянный гений, догадавшийся «отделить» тепло от вредных для человека продуктов сгорания. Первоначально это была просто любая подхо-
      дящая дыра в жилище. Потом настал черед «сознательной» дыры. Революцию же совершило уже специальное приспособление, называемое печной трубой. Пропорционально росту уровня технологии увеличивались длины печных груб. Появились промышленные трубы. Главная идея состояла в том, чтобы продукты сгорания «зашвырнуть» подальше, в атмосферу. И кроме того, чем длиннее труба, тем сильнее тяга, т. е. интенсивнее идут процессы сгорания.
      Но ведь можно решать проблему и по-другому, например, «вынести» наверх производство, отделив его от гражданских учреждений и жилых домов. И вот здесь-то «вертикальная» конструкция наиболее эффективна — и с экономической, и с «экологической» точек зрения...
      I — Да, ведь и тепло, и энергию от промышленного | производства можно пустить в жилые дома, — заметил ] практичный Иванов.
      — Совершенно верно, и, между прочим, это выгоднее ] и технологически, и экономичнее, нежели горизонтальные конструкции вокруг промышленного центра.
      Что же касается городов науки, то здесь все обстоит ! несколько иначе. Здесь горизонтальная структура является наиболее целесообразной, здесь выгоднее иметь обширные пространственные массивы, озелененные, заполненные отстоящими друг от друга институтами, экспериментальными производствами, жилыми микрорайонами...
      — А не кажется ли вам, — вдруг вмешался Иванов, — что ваше разделение несколько, как бы это выразиться помягче, несколько... чревато. Ведь не будет такого разграничения: наука — производство. Наоборот, наука и техника, наука и промышленность сливаются. А у вас одним — зеленые сады, другим — железо и труды.
      Иванов даже стихами заговорил от возмущения.
      — Вы и правы, й совершенно неправы. Всякий труд, как и сегодня, будет почетен и прекрасен. Что же касается «садов» и «железа», то мы имеем в виду следующее.
      Вот сейчас создан ряд академгородков — в Новосибирске, в Пущино и прочие. С другой стороны, существует и развивается ряд крупных, старых, так сказать, базовых предприятий, скажем, Челябинский тракторный завод, или Магнитка. А вокруг предприятия, естественно, город. Первые — в основном, в целом, в принципе — города науки. Вторые — и это будет еще очень долго — важнейшие промышленные производства. И там и там работают
      люди, труд, которых в равной мере почетен и полезен. Но что делать, если специфика труда и производства там и здесь различна!
      — А машины, а механизация? А как же заводы-авто маты?
      — В том сравнительно близком будущем, о котором мы сейчас ведем речь, люди еще будут активными участ-никами процессов производства. Да, уже имеются сейчас и будут совершенствоваться машины, заменяющие человеческие руки, глаза, уши. Да, повсеместно внедряется электронно-вычислительная техника. Но без человека сфера производства пока немыслима. Вы можете сказать, что потребуется меньше людей на то же производство в будущем, чем сейчас. Но ведь и само производство усложняется! Эти две тенденции, по расчетам специалистов, должны приблизительно компенсировать друг друга еще долгое время. Оговоримся, что мы, рисуя два типа городов будущего, излагаем только одну из существующих точек зрения — ту, что нам наиболее близка.
      Города в речных поймах люди начали строить еще в древние времена (метод исторических аналогий). В долине Инда в III и II тысячелетиях до н. э. процветали города Мэхенджо-Дара и Хараппа. Размеры городов находятся в зависимости от общей численности населения. 4 тыс. лет назад на планете было несколько миллионов жителей — и в Мемфисе, Вавилоне, Хараппе проживало по нескольку тысяч человек. Когда людей стало 150 — 200 млн. (в начале н. э.), то в Риме, Константинополе проживало по миллиону граждан. Ныне на Земле — около 3 млрд. человек; в Токио, Нью-Йорке и других гордах проживает по 10 млн. По прогнозам, на рубеже III тысячелетия на планете будут существовать города с населением 30 — 50 млн., а в районе Токио — Нагойя — Осака — даже 90 млн. человек. Горожанами станет преобладающее большинство населения мира. А каждый человек хочет жить в красивом мире.
      Архитекторами разработаны сотни вариантов. Предложены «подземные дома», в которых транспорт и производство упрятаны под землей, а поверхность отдана пешеходам; «города-башни» на 100 тыс. жителей; «города-пирамиды» на миллионы горожан; города, плавающие в океане на огромных платформах; города, расположившиеся под водой на континентальном рельефе.
      Однако нам представляется, что в случае прогноза города будущего важно прежде всего определить не внешний его облик. Интенсивное развитие научно-технической революции может породить к 2000 г. такие конструктивные решения и материалы для их реализации, что это коренным образом изменит сегодняшнее представление о городе. Самое главное — кто будет жить в городе 2000 г. и чем он будет занят. От этого в конечном счете зависит выбор и самих архитектурных решений, характер развития градостроительства. Почему все это так важно?
      В послевоенное время в нашей стране каждый год возникает примерно 20 новых городов. Разработаны генеральные планы сотен городов, в том числе Москвы 2000 г. Общее количество городов в нашей стране превысило 2 тыс.; в 20 городах проживает больше чем по миллиону жителей. В 2000 г. в СССР, по прогнозам (экстраполяция тенденций), около 80 процентов, т. е. примерно 220 млн. человек, будет жить в городах, а остальные — в сельских поселках городского типа. Следовательно, проблема города является для нас не только архитектурной, но и философско-социологической, поскольку от ее решения зависит ускорение темпов стирания существенных различий между городом и деревней.
      Городские ансамбли — это не просто массивы домов, они должны быть художественными произведениями. Доктор архитектуры М. Бархин ставит вопрос о системе воспитания «архитектурной культуры всего народа». Проблема создания города будущего рассматривает в качестве одной из важнейших задачу перехода к «искусству архитектурного ансамбля», к превращению не одного дома или улицы, а целого города в произведение искусства. Город этот может быть полицентричным, каким по генеральному плану будет Москва через 30 лет, или одно-центричным, высотным или «низкоэтажным», но обязательно — результатом творчества архитекторов и строителей, обязательно — произведением искусства.
      Известный французский художник Фернан Леже мечтал о строительстве больших монументальных зданий, в которых гармонично сольются три искусства: архитектура, живопись и скульптура. Искусство, связанное с бытовой средой человека, вышедшее за стены музеев и частных коллекций — таким станет оно, по представлению Леже, в будущем...
      Однако пора вернуться и к Иванову 2-му, который все еще стоит у окна и смотрит на город. Опишем коротка его квартиру (сценарий), сказав буквально несколько слов по истории «квартирного вопроса».
      Человек начал с пещер, затем перешел в землянки, шатры и чумы. Наконец, появился дом — сначала без окон, затем с застекленными проемами; конечный результат на сегодня — городская квартира с водопроводом, ванной и канализацией, но также и кухней — огромным расточителем времени на приготовление пищи. В настоящее время все больше физического домашнего труда передается отдельным механизмам, в перспективе — жилье человека будет коренным образом отличаться от современного тем, что оно, по определению Корбюзье, станет «машиной для жилья», управляемой ЭВМ. Необходимость в таком жилье постоянно возрастает. По подсчетам специалистов, для современной кухни выпускается свыше 100 различных бытовых приборов, облегчающих домашний труд. Естественно, возникает задача их объединения в одну универсальную машину-робота.
      Архитекторы разрабатывают проекты одежды-жилища, квартиры — средства передвижения с надувной мебелью, считая, что даже «в принципе пальто — это дом, это автомобиль, когда к нему прицеплен мотор». Не исключено, что со временем будет создано жилище, напоминающее космическую капсулу, где создана идеальная среда для жизни человека. В отдельных случаях, например, для проживания в «ближнем» космосе, в малообжитых районах, такое «космическое» жилье, возможно, будет полностью замкнутой экологической системой, производящей в течение неограниченного времени пищу и все необходимое для его обитателей, независимо от того, где оно располагается и есть ли поблизости сельскохозяйственные очаги...
      Вот коротко то, что мы могли сказать по поводу архитектуры и градостроительства, базируясь только на тех методах, которые мы описали. А теперь, как мы и планировали, — транспорт.

 

 

НА ГЛАВНУЮТЕКСТЫ КНИГ БКАУДИОКНИГИ БКПОЛИТ-ИНФОСОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКАФОТО-ПИТЕРНАСТРОИ СЫТИНАРАДИОСПЕКТАКЛИКНИЖНАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ

 

Яндекс.Метрика


Творческая студия БК-МТГК 2001-3001 гг. karlov@bk.ru