ФPAГMEHT КНИГИ (...) Привыкание к любому наркотику постепенно изменяет характер эйфории. В начальной стадии, до появления зависимости, обычно достаточно небольшой дозы, чтобы улучшилось настроение, стало весело, захотелось поговорить. После привыкания для получения того же эффекта требуется гораздо большая доза. Со временем наступает такой этап, когда и сама эйфория не возникает — веселость, оживленность, приподнятость полностью пропадают. Вместо этого состояние одурманивания сопровождается агрессивностью, злобностью, тоскливостью, апатией. Резко меняется психика человека. Под влиянием наркотиков человек становится эгоистичным, грубым, постепенно утрачиваются (если таковые были) родственные связи, теплое отношение к детям, появляется склонность к однообразному плоскому юмору. Матери, начавшие пить после рождения ребенка, постепенно теряют зародившееся было в них материнское чувство, становятся равнодушными к собственным детям, не говоря уж о чужих. Нарастает эмоциональная тупость, невосприимчивость. У постоянно употребляющих алкоголь ослабевает сила воли, круг интересов у них сужается настолько, что остается лишь желание напиться. Через некоторое время наступает алкогольное слабоумие.
Так человек разумный попадает в один из капканов, расставленных козлоногими сатирами, силенами, фавнами. Есть и еще немаловажный фактор, мешающий предотвратить распространение алкоголизма и наркомании. Это традиционность, ритуальность. Человек уж так устроен: он должен подчиняться существующим в обществе традициям и обычаям. Традиция угощать гостей спиртными напитками, табаком, наркотиками появилась не сейчас, не вдруг. Помните индейцев Гуанахини? Они из самых дружеских побуждений делились с матросами Колумба чудодейственными трубочками «сигаро». Очевидно, такая традиция существовала за много веков до описанного нами события. Но и спустя века после того, как стало известно о губительном действии «ритуальной токсикомании», люди все еще по традиции угощают друг друга отравой. Чтобы отказаться от предложения выпить или закурить, не подчиниться традициям компании, иногда требуется большая сила воли и даже проявление настоящего мужества. Любая мотивировка отказа, вплоть до наличия заболевания или беременности, часто рассматривается угощающими как проявление по отношению к ним недоброжелательности. Культ Диониса настолько прочно утвердился в жизни, что пока еще мало надежды на появление поколения людей, не знающих вкуса спиртных напитков и запаха дыма сигарет. Со страниц многих (в основном зарубежных) журналов разноцветным потоком «льется» бургундское, рейнтвейн, виски с содовой, джин с тоником и т. д. Деятели рекламы искусно создают «притягательные» стереотипы, которым просто невозможно не подражать. Эти стереотипы создаются талантливыми людьми, они не менее талантливы и работоспособны, чем подпольные фармакологи и химики, синтезирующие «сконструированные наркотики». Например, прожженный калифорнийским солнцем ковбой с сигаретой в зубах или полуреальная очаровательная блондинка с изящной сигаретой в не менее изящной руке. «Только такие красавицы пользуются успехом у мужчин, потому что они курят сигареты нашей фирмы». Теперь уже появился образ розовощекого юнца, смакующего сигарету с неизвестной начинкой. Если так пойдет, можно с определенной уверенностью ожидать появления образа беременной женщины или грудного младенца с сигаретой во рту. Что дальше?.. Сегодня очень остро встает вопрос о необходимости выработки у человека с раннего детства иммунитета (невосприимчивости) к ритуальной токсикомании, выработки установок на жизнеутверждающие традиции, привычки обходиться без стимуляторов и одурманивающих веществ, привычки жить собственным разумом, а не навязанными стереотипами. Но, может быть, это невозможно? Может быть, алкоголизм, наркомания передаются по наследству? Это был бы упрощенный способ решения проблемы. Именно так и объясняли в прошлом склонность к алкоголизму у детей, рожденных в семьях с алкогольными традициями. Более пристрастные исследования, проведенные в последнее время, не подтвердили теории прямой наследственной передачи алкоголизма и наркомании. Но и в прошлые века далеко не все ученые разделяли мнение о фатальной предрасположенности детей. Многие из них признавали наличие сочетаний наследственной предрасположенности и факторов окружающей с детства микросреды. Современные ученые признают наличие генетической передачи не самого стремления к наркотикам, а типа реакции организма на его воздействие. В настоящее время существует научно обоснованное предположение о том, что в большом проценте случаев патологическое влечение к токсическим веществам — алкоголю, наркотикам, летучим химическим веществам и т. д. — развивается на фоне врожденных или приобретенных отклонений психики. Итак, в формировании и закреплении алкогольных традиций существует генетическая предопределенность типа реакции организма на наркотик. Основной же механизм передачи алкогольных традиций — недоработки, упущения воспитания, отрицательные примеры родителей, товарищей. Очень часто, как это ни грустно, родители не могут своим личным примером привить жизнеутверждающие традиции. В этом случае сами дети должны быть воспитателями своих родителей. Глубоко укоренившаяся традиция алкогольных возлияний, табакокурения так вошла в жизнь некоторых взрослых, что им с ней очень непросто расстаться. А некоторым это даже не приходит в голову. Не будет большим отступлением от норм педагогики, если более эрудированные, обладающие жизнеутверждающими традициями дети объяснят своим плетущимся за свитой Диониса родителям, что путь этот ведет в никуда. Только так, в совместной борьбе взрослых за детей и детей за взрослых, возможно, удастся преодолеть все коварные «ловушки», расставленные для человеческого рода коварным Дионисом. Основной союзник человека в борьбе за себя, за своих потомков, детей, внуков, свою жизнь на Земле — его человеческий разум, мозг. Именно мозг возвысил человека над миром природы, именно мозг человека создал все то, что характеризует современную цивилизацию. И именно мозг человека является основной мишенью для всевозможных снадобий, дурманящих, отравляющих, глупящих... История человеческого рода очень длинна. Не менее продолжительна история поисков эликсиров бессмертия. Еще совсем недавно, в конце прошлого века, находились люди, всерьез верившие в реальность купленного за деньги бессмертия. Не сразу, не вдруг человек понял, что никакие эликсиры не позволят ему жить вечно на Земле. Одному человеку это не дано. Но род людской может и должен быть вечным. Не должен прерваться, иссякнуть родник людских поколений. И это зависит от самих людей. Пытаясь постичь бессмертие, человек на себе испробовал все возможные и невозможные средства. В результате таких поисков одни лишались жизни, другие навсегда оставались калеками. В процессе тех же поисков были найдены лекарственные вещества, которые улучшали здоровье, продлевали период активности, жизнерадостности. Нашли и средства бессмертия, но бессмертия иллюзорного, мнимого, — вещества, которые позволяли отрешиться от критической деятельности собственного мозга. На самом деле человек не становился бессмертным, напротив, уничтожая свой думающий мозг, он неуклонно укорачивал и свой век на Земле. Уничтожая в пьяном бездумье свою жизнь, он передавал пьяные традиции своим детям, внукам и в конце концов пресекал свой род. Современный человек силен своими знаниями, он уже знает многие механизмы наследственной преемственности поколений. Он многое понял в процессах зарождения и формирования новой жизни. Ему теперь понятны многие губительные влияния, приводящие к укорочению, неиспользованию отведенных ему природой лет. Современный человек вдруг осознал необходимость от борьбы с природой перейти к тесному с ней сотрудничеству. Понял, что и сам он, и весь человеческий род могут исчезнуть с лица Земли, как исчезли многие виды животных и птиц. Наверное, человек будущего научится по-настоящему жить на своей планете. Он не будет скучно отбывать век, существуя, а не живя в полную силу. Он не будет нуждаться в «эликсирах бессмертия». Он научится максимально использовать время, отпущенное ему природой. Человек будущего наконец откажется от ритуального самоотравления, самоистребления. Он научится получать удовольствие совершенно другим образом. При этом удовольствия будут несравнимо выше, тоньше, изысканнее, чем те, которые вызываются потреблением алкоголя, табака, наркотиков. Это будет радость общения с интересным собеседником, общения с природой, музыкой, искусством, новыми книгами. Увлечения людей будут вызывать зависимость, но не гибельную, а жизнеутверждающую, потому что зависимость продолжительности жизни человека от активной деятельности его мозга — самая нужная всем людям зависимость, с которой не следует бороться, ее необходимо приветствовать. Возможно, тогда пословица «Как хожено, так и ро-жено» утратит свое значение. Все будут рождаться с исходно завидным здоровьем. Что ж, давайте уже сегодня учиться жить по-новому — без ритуальных атрибутов спутников Диониса, а детей растить здоровыми и морально и физически, максимально эмоциональными, с крепким иммунитетом к гибельным привычкам, умеющими быть самими собой. Пусть наши дети передадут жизнеутверждающие традиции своим будущим детям, и так ступенька за ступенькой, поколение за поколением. Предоставить подрастающему человеку всю полноту информации об устройстве организма — забота и обязанность близких. Только в этом случае у людей, вступающих в жизнь, появляется возможность стать истинными распорядителями своей судьбы. Быть или казаться? Жить или бороться с жизнью в собственном теле? Все время познавать новое или любыми способами убивать свой мозг? Убивать культуру в себе, прерывать эстафету культурного наследия, прекращать свой собственный род? Оказывается, быть человеком на Земле совсем не просто. Быть продолжателем человеческого рода еще труднее.
|
☭ Борис Карлов 2001—3001 гг. ☭ |