НА ГЛАВНУЮТЕКСТЫ КНИГ БКАУДИОКНИГИ БКПОЛИТ-ИНФОСОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКАФОТО-ПИТЕРНАСТРОИ СЫТИНАРАДИОСПЕКТАКЛИКНИЖНАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ

Библиотечка «За страницами учебника»

Летающие крылья. Модели класса F-1A. Капковский Я. — 1988 г.

Яцек Капковский
Перевод с польского Ю. П. Терехова

Летающие крылья
Модели класса F-1A

*** 1988 ***


DjVu


 

PEKЛAMA

Услада для слуха, пища для ума, радость для души. Надёжный запас в офф-лайне, который не помешает. Заказать 500 советских радиоспектаклей на 9-ти DVD. Ознакомьтесь подробнее >>>>


      СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3
Обозначения 4
1. Краткий исторический очерк
1.1. Развитие конструкций моделей 5
1.2. Обзор результатов соревнований авиамоделистов 9
2. Основные характеристики моделей типа «летающее крыло»
2.1. Геометрия крыла 14
2.2. Крутка крыла 17
2.3. Профили крыла 19
2.4. Геометрия остальных элементов модели 22
2.5. Некоторые модели типа «летающее крыло» класса F- 1А 23
2.6. Выбор базовой модели летающего крыла 26
3. Аэродинамика модели летающего крыла
3.1. Необходимые сведения из математики 37
3.2. Необходимые сведения из механики 41
3.3. Аэродинамические силы, действующие на модель 45
3.4. Равновесие сил 58
4. Динамика полета модели летающего крыла
4.1. Расчет летных характеристик модели 64
4.2. Устойчивость модели 67
5. Проектирование модели летающего крыла со стабилизирую-
щими поверхностями
5.1. Определение оптимального угла установки стабилизирующих поверхностей 79
5.2. Аэродинамический расчет модели 80
5.3. Весовой анализ и центровка модели 80
6. Проектирование модели летающего крыла с непрерывной круткой
6.1. Подбор распределения коэффициента подъемной силы вдоль размаха крыла 82
6.2. Выбор профилей крыла 84
6.3. Расчет распределения углов атаки вдоль размаха крыла 87
¦5.4. Расчет летных характеристик модели 88
6.5. Центровка модели и расчет запаса устойчивости 91
6.6. Выводы 92
7. Конструкция модели
7.1. Конструкция крыла 94
7.2. Стыковка полукрыльев 97
7.3. Крепление стабилизирующих поверхностей 99
7.4. Конструкция фюзеляжа 190
7.5. Управляющие устройства 101
7.6. Устройства, ограничивающие время полета 104
8. Постройка модели летающего крыла ЛК-1
8.1. Крыло 197
8.2. Фюзеляж 117
8.3. Сборка, регулировка и запуск модели 121

      От переводчика
      Кнцга Я. Кйпковского несомненно будет с интересом встречена советскими авиамоделистами. У нас мало, если не сказать нет, отечественной литературы по моделям типа слетающее крыло» класса F-1A и невелик опыт в их постройке и испытаниях. Между тем, как справедливо отмечает автор, модели этой схемы обладают рядом положительных качеств и потому весьма перспек-
      тивны.
      К достоинствам книги нужно отнести наличие в ней кратких сведений об особенностям аэродинамики и устойчивости бесхвостых моделей, без знания которых нельзя добиться высоких результатов в их конструировании. В то же время процесс проектирования и создания базовой модели иллюстрирован в книге
      конкретными расчетами, что облегчает авиамоделисту гвхождение в роль» конструктора и дальнейшее продвижение в этой области. Автор не скупится на освещение собственного опыта создания бесхвостых моделей, его практические советы по постройке и доводке модели могут быть полезны всем авиамоделистам, занимающимся свободнолетающими моделями.
      При переводе книги ряд обозначений и терминов, а также система координат аэродинамических сил и моментов были приведены в соответствие с теми, которые приняты в нашей стране. Список литературы в конце книги дополнен несколькими доступными советскому читателю позициями, ознакомление с которыми поможет ему в проектировании, в том числе в выполнении расчетов прочности модели летающего крыла.
     
      ВВЕДЕНИЕ
      В период бурного развития техники, в том числе авиационной, создание летающих моделей может стать первой важной ступенью в подготовке будущих авиационных специалистов — если только авиамоделист не ограничится постройкой моделей по готовым чертежам, а будет стремиться и сможет создавать собственные конструкции. Необходимое условие для творческого авиамоделизма — твердое знание теории полета модели и умение применять ее на практике.
      Поэтому основной задачей, стоявшей перед автором этой книги, было помочь читателю в проектировании и создании новых моделей планёров, выполненных по схеме летающего крыла. Почему выбран именно этот класс моделей? По двум причинам. Во-первых, в довольно обширной литературе по моделированию практически нет учебника по летающим крыльям. Во-вторых, по убеждению автора, именно в этой области моделирования еще имеются большие неиспользованные резервы.
      Действительно, конструкция моделей планёров обычной схемы в настоящее время практичеси доведена до совершенства, а незначительные улучшения здесь обычно касаются только техники запуска и технологии изготовления моделей. Класс летающих крыльев, популярный несколько лет тому назад, в последнее время несправедливо забыт, и одной из причин этого является отсутствие специальной литературы. Настоящая книга призвана хотя бы частично устранить этот пробел, и наибольшим удовлетворением для автора будет оживление интереса авиамоделистов к созданию моделей летающих крыльев и прогрессивное их развитие.
      Несколько слов о самой книге. Материалы в ней изложены в форме, доступной авиамоделисту со средней подготовкой, при этом главное внимание уделено физическим основам явлений, а теоретические аспекты сведены до минимума. В разделах книги последовательно рассмотрены все этапы проектирования модели летающего крыла. Примеры расчетов, иллюстрирующие рассматриваемые проблемы, при первом изучении книги можно опустить и вернуться к ним лишь во время самостоятельного проектирования.
      И еще одно замечание. Проектирование, изготовление и особенно регулировка моделей летающего крыла являются делом достаточно сложным, а потому желательно, чтобы авиамоделист, приступающий к этой работе, имел хотя бы небольшой опыт по созданию моделей обычной схемы.
     
      КРАТКИЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК
      Развитие авиационной техники после начального периода простейших опытов с летательными аппаратами тяжелее воздуха, изготовление которых основывалось на интуиции и подражании природе, тесно связано с моделированием. Конструкторы, прежде чем доверить своим летательным аппаратам человеческие жизни, проводили многочисленные эксперименты на моделях. В результате многих исследовательских работ авиационная техника уже имела к этому времени теоретическую базу, благодаря чему опыт, полученный при испытании моделей, мог быть успешно использован при проектировании самолетов и планёров. Предварительные испытания моделей особенно необходимы при создании конструкций типа «летающее крыло». Прежде чем они появились, были проведены буквально тысячи экспериментов на моделях с целью проверки теоретических предпосылок и расчетов.
      Идея использования в авиации схемы летающего крыла зародилась в тот период, когда теория и практика летательных аппаратов имела большие успехи. Но уже недостаточно было, чтобы самолет надежно летал, конструкторская мысль настойчиво искала пути существенного улучшения летных характеристик самолетов и планёров. Схема летающего крыла, лишенная элементов, приводящих к появлению дополнительного вредного сопротивления (фюзеляж и горизонтальное оперение), казалась с этой точки зрения весьма заманчивой. Однако сразу же возникли и трудности с обеспечением устойчивости летающего крыла, которые в значительной мере снижают аэродинамические преимущества такой схемы. Именно поэтому схема летающего крыла до сих пор не нашла широкого распространения в авиации, за исключением довольно многочисленных удачных конструкций планёров.
      В авиамоделизме модели летающих крыльев выделяются в отдельный подкласс, а показанные ими в спортивных соревнованиях результаты не сравниваются с достижениями моделей обычной схемы.
      Как и в настоящей авиации, в авиамоделизме наиболее высокими результатами отличаются модели летающих крыльев — планёров. Создание удачных моделей этой схемы с резиновым или другим двигателем по-прежнему остается сложной проблемой, главным образом из-за упомянутых выше трудностей с обеспечением устойчивости моделей. KOHEЦ ФPAГMEHTA КНИГИ


     
      Литература
      1. Болонкин А. Теория полета летающих моделей. — М.: ДОСААФ, 1962.
      2. Граф Е. Руководство по моделям типа «летающее крыло». — Цюрих: Аэроревю, 1959.
      3. Гутше В. Модели бесхвостых планёров. — Варшава: Авиамоделист (Моделяж), 1960.
      4. Казневский В. П. Аэродинамика в природе и технике. — М.: Просвещение, 1985.
      5. Каю нов Н. Т., Назаров А., Наумов Н. С. Авиамодели чемпионов. — М.: ДОСААФ, 1978,
      6. Костенко И. К Проектирование и расчет моделей планёров. — М.: ДОСААФ, 1958.
      7. Костенко В. И., Столяров Ю. С. Модель и машина. — М.: ДОСААФ,,1981.
      8. Костенко И. К. Летающие крылья. — М.: Машиностроение, 1985.
      9. Ланецка-Макарук В. Механика полета планёров. — Варшава: ВКЛ, 1979.
      10. Нестой В. Профили летающих моделей. — Варшава: ВКЛ, 1980.
      11. Смирнов Э. П. Как сконструировать и построить летающую модель. — М.: ДС^СААФ, 1978.
      12. Шульце X. Аэродинамика и летающая модель. — М.: ДОСААФ, 1963.

 

 

НА ГЛАВНУЮТЕКСТЫ КНИГ БКАУДИОКНИГИ БКПОЛИТ-ИНФОСОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКАФОТО-ПИТЕРНАСТРОИ СЫТИНАРАДИОСПЕКТАКЛИКНИЖНАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ

 

Яндекс.Метрика


Творческая студия БК-МТГК 2001-3001 гг. karlov@bk.ru