На главную Тексты книг БК Аудиокниги БК Полит-инфо Советские учебники За страницами учебника Фото-Питер Техническая книга Радиоспектакли Детская библиотека

Физическая культура для малышей. Лайзане С. Я. — 1978 г

София Язеповна Лайзане

Физическая культура
для малышей

*** 1978 ***


DjVu


От нас: 500 радиоспектаклей (и учебники)
на SD‑карте 64(128)GB —
 ГДЕ?..

Baшa помощь проекту:
занести копеечку —
 КУДА?..



В пособии раскрыты организация и методика воспитательной работы по физической культуре с детьми 1—3 лет. Упражнения и игры, разработанные автором, представляют собой последовательную систему физического воспитания детей младшего дошкольного возраста.
      Особое место уделено педагогическому контролю и описанию приемов обследования движений детей 1—3 лет. Это позволит воспитателям вести целенаправленное наблюдение за уровнем развития каждого ребенка.


      СОДЕРЖАНИЕ
     
      Введение
      Методика проведения занятий по физической культуре с детьми второй группы раннего возраста (1—2 года)
      Особенности развития основных видов движений
      Особенности проведения общеразвивающих упражнений
      Особенности проведения игровых упражнений
      Содержание игровых упражнений
      Примерное содержание занятий по физической культуре во второй группе раннего возраста
      Методика проведения занятий по физической культуре с детьми первой младшей группы (2—3 года)
      Структура, организация и методика занятий
      Особенности развития основных видов движений
      Игровые упражнения, подвижные игры и их особенности
      Содержание игровых упражнений и подвижных игр
      Примерное содержание занятий по физической культуре в первой младшей группе
      Работа по физическому воспитанию летом
      Педагогический контроль занятий по физической культуре
      Литература

     

      ОТ АВТОРА
      Общее развитие и воспитание дошкольников требует особого внимания, так как именно в этом возрасте формируются физические, умственные и нравственные стороны будущей личности.
      Советская дошкольная педагогика исходит из того, что систематические занятия и подвижные игры оказывают благоприятное воздействие на общее развитие детей. У малышей, с которыми регулярно проводятся упражнения, рост, вес, окружность грудной клетки и другие показатели, как правило, выше, чем у их ровесников, не занимающихся физкультурой.
      Настоящее пособие составлено в соответствии с «Программой воспитания в детском саду» на основании большой исследовательской работы, получившей одобрение практических работников. Цель пособия — помочь воспитателям правильно организовать занятия по физической культуре с детьми полутора—трех лет.
      Книга состоит из двух разделов, в которых раскрывается методика проведения занятий с детьми второй группы раннего возраста (1—2 года) и первой младшей группы (2—3 года). В каждом разделе даны примерные конспекты занятий по физической культуре на весь учебный год, что поможет воспитателям в планировании работы по физическому воспитанию.
     
      ВВЕДЕНИЕ
      Растить детей здоровыми, сильными, жизнерадостными по-, могают специально организованные занятия по физической культуре. Занятия следует строить, учитывая психологические особенности конкретного возраста, доступность и целесообразность упражнений. Правильно подобранные комплексы должны предусматривать педагогически необходимую и физиологически оправданную нагрузку, удовлетворяющую потребность малыша в движении, и быть увлекательными.
      В первые годы жизни самостоятельная двигательная активность ребенка постоянно увеличивается, упущенное в это время компенсируется в дальнейшем с большим трудом.
      Можно проследить некоторые изменения в физическом развитии ребенка 2—3 лег (в среднем за год).
      Примерные показатели анатомо-физиологичсского развития детей 2—3 лет
      Возраст Рост, СМ Увеличение роста, см Вес, кг Прибавка в весе, кг Окружность грудной клетки, см Частота дыхания, мин Частота пульса, удары в мин
      2 года 86—88 12—13 12—13 2,5—3 1 50—51 25—30 ПО—115
      3 года 94—95 7—9 14 15 2 51,5—52,5 25—30 105—110
      Из таблицы видно, что в течение года происходит увеличение в показателях физического развития ребенка. Однако эти показатели не являются единственными, свидетельствующими об общем развитии его движений и двигательной активности.
      Мышечная система у маленьких детей формируется на основе развития нервной- системы и увеличения массы скелетных мышц, причем происходит этот процесс неравномерно. В раннем возрасте кости ребенка богаты кровеносными сосудами и содержат небольшое количество солей. Они эластичны, гибки, легко деформируются и искривляются, так как костная система 2—3-летних детей имеет значительные зоны хрящевой ткани, слабые, мягкие суставы и связки; У малышей еще нет устойчивых изгибов позвоночника, которые появляются лишь к 4 годам. Все это надо учитывать при проведении занятий по физической культуре. Например, если упражнение выполняется лежа на спине, необходимо, чтобы ребенок лежал прямо. Следует исключать упражнения силовые (перенос тяжестей, висы на руках и т. п.) и связанные с длительным пассивным ожиданием.
      Особое внимание рекомендуется уделять развитию свода стопы, так как на втором и Частично на третьем году жизни она уплощена. Очень полезно поэтому упражнять малышей в приподнимании, ходьбе на носках, ходьбе по наклонной плоскости и ребристой доске.
      Известно, что маленькие дети очень нуждаются в кислороде, дышат поверхностно, часто, неравномерно потому, что дыхательная мускулатура еще не вполне сформировалась. Развитие организма ребенка, овладевающего ходьбой, приводит к перестройке процесса дыхания и постепенному укреплению соответствующих органов. Нормализуется частота, появляется грудобрюшной, а затем грудной тип дыхания, увеличивается емкость легких. Дыхание детей учащается только при возбуждении или физических нагрузках.
      Подвижные игры и занятия по физкультуре нужно проводить в чистом, хорошо проветренном помещении или на свежем воздухе, помня,, что упражнения, в которых ребенок вольно или невольно задерживает дыхание, крайне нежелательны.
      Работа сердца в детские годы находится в тесной взаимосвязи с развитием мышц. Регулярные занятия тренируют сердечную мышцу, приводят к постепенному уменьшению частоты пульса.
      В связи с этим хорошие результаты дает обучение, если малыш испытывает положительные эмоции (радость, удовольствие, удовлетворение), что активизирует его, способствует нормальной деятельности сердечно-сосудистой и нервной систем. Содержание упражнений должно увлечь, заинтересовать ребенка, но не следует заставлять его заниматься — принуждение вызывает естественный протест, рождает отрицательные эмоции.
      Принимая во внимание психофизиологические особенности детей 2—3-летнего возраста (быстрая утомляемость, неуравновешенность и непоследовательность поведения и т. д.), взрослый во время занятий следит за правильным чередованием процессов возбуждения и торможения, не перегружает их однообразными движениями, обеспечивая таким образом активный отдых после нагрузок и быстрое восстановление сил. Это необходимо иметь в виду при проведении физкультуры в младших возрастных группах.
      Пр авильно поставленная работа по развитию движений, которые в возрасте от 1 года до 3 лет еще не совершенны, положительно влияет на активизацию зрения и слуха.
      Мышление детей второго и третьего годов жизни конкретно— они лучше понимают то, что видят. Малыши представляют, что они должны сделать, если первоначальный показ движений был ярким, образным, целостным. Поэтому независимо от того, новые или знакомые, все упражнения проводятся вместе со взрослым и по его показу.
      Вначале, как правило, дети выполняют новые движения неточно, с излишним напряжением. Следует учитывать это и предъявлять к ним минимальные требования.
      Движения ребенка этого возраста считаются правильными, даже когда, повторяя упражнение за воспитателем, он воспроизводит лишь самое основное. Отсутствие высокой точности и четкости в выполнении движения, а также неумение воссоздать отдельные его элементы не считаются для ребенка ошибкой.
      В этот возрастной период малыш осваивает новое движение в . общих чертах (в целом). Дальнейшее совершенствование движения, его детальная отработка и точность выполнения осуществляются в последующих возрастах.
      У маленьких детей огромное количество временных связей, имеющих прямое отношение к формированию произвольных движений, которые образуются путем подражания. Эта способность помогает им быстрее и лучше воспринимать предлагаемое упражнение или движение.
      Положительные эмоции, эмоциональная насыщенность занятий являются основными условиями при обучении детей движениям. Подражание рождает эмоции, которые активизируют, сосредоточивают ребенка и при необходимости, например, в увлекательной, интересной игре даже заставляют сдерживаться в нужный момент. Кроме того, заинтересованность положительно действует на двигательную активность детей, особенно малоподвижных и инертных.
      Освоение движений хорошо влияет и на развитие речи ребенка. На втором году жизни интенсивно формируется вторая сигнальная система: совершенствуется понимание речи взрослого, расширяется словарь активной речи. К полутора годам малыш произносит примерно 30—40 слов, а к двум с половиной — уже до 200—300 слов.
      В этом возрасте совершенствуется условная связь между названием действия (словом) и движением. Название движения должно всегда сопровождаться показом действия, соответствующего этому слову.
      Уровень развития речи у детей третьего года жизни разнообразен. Лишь немногие из них с удовольствием разговаривают со взрослыми и меньше между собой. Это особенно заметно в начале учебного года у застенчивых" и робких новичков, поступивших в группу. Большая речевая активность проявляется у них, как правило, в играх. Дети с хорошо развитой речью быстро справляются с заданием на занятиях по физической культу-
      ре, не дожидаясь показа воспитателя, так как они уже способны воспринимать слова и выполнить нужное движение. Нервно-психическое и физическое развитие ребенка зависит от возраста и двигательной подготовленности, и поэтому, чем раньше начать обучение, соответствующее возможностям ребенка, тем лучше разовьются и станут увереннее его движения. Движения у детей раннего и дошкольного возраста имеют свои особенности и постоянно изменяются по своим количественным и качественным показателям.
      Хорошо организованная работа помогает каждому ребенку быстрее освоить основные движения. То или иное движение появляется и формируется у одних детей раньше, у других позднее, так как это зависит от индивидуальных особенностей, от условий развития малышей, от организации их деятельности и от влияния взрослых, от обучения и воспитания. Например, некоторые из них впервые справляются с поскоками на месте на двух ногах в возрасте 1 года 10 месяцев, а другие — в 2 года и даже старше.
      На втором году дети умеют ходить, держат равновесие на ограниченной, неровной, возвышенной поверхности и т д., способны выполнить бросок, катить какой-либо предмет, много ползают и лазают по лесенке-стремянке. Однако они овладевают основными движениями неравномерно, поэтому в обучении им необходима индивидуальная помощь взрослых.
      На третьем году жизни двигательная координация значительно улучшается—развивается согласованность движений рук и ног. В этом возрасте появляются и формируются бег и прыжки. Дети хорошо ходят, разнообразнее становятся виды метания, они лучше начинают ориентироваться в пространстве. Это позволяет использовать в работе некоторые построения и перестроения (в шеренгу, круг, колонну), а также игры с несложными правилами.
      Эффективность обучения повышается, если умело заинтересовать, побудить ребенка к самостоятельному проявлению волевых усилий для достижения цели.
      Частое индивидуальное общение, поддержка и помощь во время занятий необходимы малышу, так как проявление внимания со стороны взрослого вызывает положительные эмоции и является основным в работе с детьми второго и третьего годов жизни. Особенно это относится к освоению новых движений, связанных с уменьшением площади опоры и сохранением равновесия (упражнения на гимнастической скамейке, лазанье по лесенке-стремянке и т. д.). В таких случаях своевременная помощь воспитателя влияет не только на качество обучения и выполнение движений, но и оказывает большое воспитательное воздействие, стимулирует положительное отношение ребенка к данному виду движения, желание выполнить задание.
      Процесс обучения движениям очень сложен и длителен. Ом складывается из научно обоснованных принципов, разработанных советской педагогикой на основе практики работы с детьми. Физическое воспитание в дошкольных учреждениях строится на систематичности занятий, предусмотренных «Программой воспитания в детском саду», и их последовательности (от легкого к
      более трудному материалу).
      Малыша постепенно приучают к правильному восприятию звуковых и зрительных сигналов и быстроте реакций на них, а также к самостоятельности. Выполнение нового упражнения, которому обучают ребенка, должно вызывать унего определенные усилия, но быть доступным ему. Закрепление усвоенных навыков и их совершенствование достигаются путем методичного повторения движений с обязательным усложнением (увеличение физической нагрузки, варьирование, изменение содержания).
      Обучение движениям — воспитательный процесс, поэтому во время занятий полезно не только приучать детей активно выполнять задание, но и стараться заинтересовать, увлечь их, развивать выдержку, посильную самостоятельность, умение слышать и выполнять указания воспитателя, соблюдать правила игры1 и т. п.
      1 В пособии приводятся игровые упражнения и подвижные игры, взятые из сборников: Осокина Т. И., Тимофеева Е. А. Игры для малышей. М., 1965; Сборник игр к «Программе воспитания в детском саду». Сост. Е. Г. Батурина. М., 1974. В содержание игровых упражнений и игр внесены изменения с учетом возрастных особенностей детей, а также конкретизированы задачи по развитию движений.
     
      МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ
      КУЛЬТУРЕ С ДЕТЬМИ ВТОРОЙ ГРУППЫ РАННЕГО ВОЗРАСТА (1—2 ГОДА)
      СТРУКТУРА, ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ЗАНЯТИИ
      «Программой воспитания в детском саду» предусмотрены еженедельно-2 занятия по физической культуре (по 10—15 мин) в первой половине дня, примерно через полчаса после завтрака. С детьми дб полутора лет лучше всего заниматься перед первым сном или между первым и вторым. С более старшими, от полу-тора лет, занятие проводится в первую половину дня, когда дети младшей подгруппы спят, или сразу после дневного сна, до полдника.
      Необходимыми гигиеническими требованиями проведения занятий являются влажная уборка пола1, чистый воздух (t° +‘19, -20), привычная обстановка, облегченная, не стесняющая движений одежда (по сезону). Начиная с полутора лет малышей приучают надевать майку, трусы, носки или тапочки (на ковре можно заниматься босиком). Воспитатель проводит занятия в спортивной форме.
      Детей до полутора лет, и даже до 1 года 8 месяцев, объединяют в подгруппы по 2—4, а более старших, до 2 лет, — по 5—7. Определяя ребенка в младшую или старшую подгруппу, следует учитывать не только возраст, но и общее развитие, его умение двигаться. Кроме того, малыши, впервые поступившие в детский сад, определяются сначала, как правило, в младшую подгруппу (даже если они старше полутора лет), так как здесь воспитатель сможет-уделить больше внимания новичку и постепенно приоб-
      долго не посещавшим детский сад.
      В этой возрастной группе (второй год жизни) нецелесообразно деление занятия на.части, как это имеет место в более старших группах. Занятия следует строить так, чтобы освоение основных движений чередовалось с общеразвивающими упражнениями, которые выполняются одновременно всей подгруппой
      1 Летом занятия проводятся на открытой площадке, защищенной от солнечных лучей.
      вместе с воспитателем. Таким образом обеспечивается смена активных движений и кратковременного отдыха, смена разных исходных положений.
      Особое место отводится планированию, соотношению в каждом занятии нового и знакомого материала, закреплению освоенного и т. д. Дети второго года жизни не способны воспринимать частую смену движений, однако и слишком длительное повторение без изменений не создает основу для, развития ребенка. Наиболее целесообразно повторять один из комплексов в течение 2 недель (4 занятия). Затем, оставляя те же наименования основных видов движений (ходьба, ползание или лазанье и бросание), следует включить другие упражнения или внести изменения в уже знакомые малышам, несколько усложнив их. Например, ходьбу по прямой можно заменить ходьбой по дорожке из клеенки, потом по лежащей на полу плоской или ребристой доске и т. д.
      Комплексы упражнений для детей второй группы раннего возраста воспитатель может составлять сам или использовать приведенные ниже. Планируя занятия, следует:
      помнить, что упражнения должны соответствовать возрастным и функциональным возможностям ребенка;
      предусматривать упражнения для всех крупных групп мышц (плечевого пояса, спины, живота, ног), которые необходимо чередовать;
      избегать длительного статического положения, ожидания; соблюдать последовательность в нарастании трудности упражнений и увеличении нагрузки в соответствии с совершенствованием двигательных умений малыша;
      методы и способы организации детей согласовывать с их возрастными возможностями;
      умело вызывать у ребенка положительные эмоции, доставляя ему радость и удовлетворение;
      иметь в виду ограниченную двигательную самостоятельность детей этого возраста;
      учитывать время, отведенное на непосредственное выполнение движения.
      Моторная плотность1 занятий детей второго года жизни находится в пределах 40—70% всего времени занятия. Общая плотность2 занятия выше, но даже при умелой организации и педагогическом мастерстве воспитателя она не превышает 80% общего времени занятия. Это объясняется тем, что, особенно в начале учебного года, дети в возрасте до 1 года 6 месяцев вы-
      1 Моторная плотность — время, которое используется для непосредственного выполнения движений детьми на занятии.
      2 Общая плотность — время, отведенное для выполнения движений, построений, перестроений, показа и объяснений воспитателя. Время, используемое на расстановку и уборку пособий на занятиях с детьми 1—3 лет, не учитывается.
      полняют упражнения большей частью по одному с помощью взрослого.
      Учет двигательной активности показывает, что в начале года в течение 8—10-минутного занятия у детей фиксируется (с помощью шагомера) 50—180 движений, а к концу года —
      300—500. Постепенное увеличение расстояния, которое должен пройти ребенок, чтобы выполнить нужное движение, повторение упражнений и активные игры положительно влияют на развитие его двигательной активности.
      Занятия по физической культуре во второй группе раннего возраста предусматривают ходьбу (развивающую равновесие), ползание (лазанье), бросание, катание, некоторые игровые и общеразвивающие упражнения, а также игры с движениями.
      Следует помнить, что на занятиях с детьми до 2 лет нет прямого обучения. Ребенок усваивает движение в результате многократного повторения на основе подражания и непосредственных двигательных ощущений при его выполнении.
      Показ и объяснение происходят одновременно с выполнением общеразвивающих упражнений или перед основными видами движений. По возможности воспитатель делает упражнения вместе с детьми. Воспитатель следит за тем, чтобы каждый ребенок, усваивая необходимые движения, мог удовлетворять свойственную ему чрезвычайно большую двигательную потребность.
      Малыши этой возрастной группы еще не ориентируются в пространстве, они только начинают осваивать передвижение по прямой линии и смену направления. Поэтому различные перестроения, даже самые простейшие, им пока недоступны.
      Необходимо продумать, как использовать групповую комнату, чтобы с большей пользой провести занятие, облегчить ребенку ориентировку в пространстве, помочь лучше усвоить определенный порядок. Например, сидеть всегда на одном и том же месте у стены.
      Некоторые упражнения воспитатель может провести по-разному. Например, дает задание — ползти до бревна и перелезть через него (бревно лежит на середине ковра, на расстоянии 3—4 м от детей). Малыши выполняют-задание и возвращаются на свои места или, справившись с препятствием, садятся на стулья, заранее расставленные в противоположной стороне, а затем по сигналу воспитателя ползут обратно.
      KOHEЦ ФPAГMEHTA КНИГИ


     
      ЛИТЕРАТУРА
      Аксарина Н. М. Воспитание детей раннего возраста. М., «Медицина», 1969.
      Аршавская Э. И., Розанова В. Д. Физиология и физкультура. М., Учпедгиз, 1968.
      Бабаджан Т. С. Организованные подвижные игры детей раннего возраста. М., Медгиз, 1950.
      Воспитание и обучение в детском саду. Под ред. А. В. Запорожца, Т. А. Марковой. М., «Педагогика», 1976.
      Выготский Л. С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте. — В кн.: Избранные психологические исследования. М., Изд-во АПН РСФСР, 1956.
      Гальперин С. И. Физиологические особенности детей. М., «Просвещение», 1965.
      Губерт К. Д., Рысс Ц. Г. Гимнастика и массаж в раннем возрасте. М., «Просвещение», 1972.
      Кенеман А. В. Хухлаева Д. В. Теория и методика физического воспита-ния детей дошкольного возраста. М., «Просвещение», 1972.
      Коган Р. Б. Здоровье детей раннего возраста , в Советском Союзе. М., «Медицина», 1971.
      Куприянова Н. Б., Федосеева Т. Н. Игры и занятия с детьми до 3 лет. М., «Медицина», 1965.
      Осокина Т. И. Физическая культура в детском саду. М., «Просвещение», 1973.
      Осокина Т. И., Тимофеева Е. А. Гимнастика в детском саду. М., «Просвещение», 1969.
      Осокина Т. И., Тимофеева Е. А. Физические упражнения и подвижные цгры для дошкольнико-в. М., «Просвещение», 1971.
      Развитие движений ребенка-дошкольника. Под ред.М. И. Фонарева. М., «Просвещение», 1975.
      Сборник игр к «Программе воспитания в детском саду». Сост. Е. А. Батурина. М., «Просвещение», 1974.
      Сорочек Р. Г., Уварова 3. С. Гимнастика для детей раннего возраста. М., «Медицина», 1965.
      Фомин Н. А., Филин В. П. Возрастные основы физического воспитания. М., «Физкультура и спорт», 1972.

 

 

 

От нас: 500 радиоспектаклей (и учебники)
на SD‑карте 64(128)GB —
 ГДЕ?..

Baшa помощь проекту:
занести копеечку —
 КУДА?..

 

На главную Тексты книг БК Аудиокниги БК Полит-инфо Советские учебники За страницами учебника Фото-Питер Техническая книга Радиоспектакли Детская библиотека


Борис Карлов 2001—3001 гг.