На главную Тексты книг БК Аудиокниги БК Полит-инфо Советские учебники За страницами учебника Фото-Питер Техническая книга Радиоспектакли Детская библиотека

Флот в атомный век. Баржо П. — 1956 г

Баржо П.

ФЛОТ В АТОМНЫЙ ВЕК

*** 1956 ***


DjVu


От нас: 500 радиоспектаклей (и учебники)
на SD‑карте 64(128)GB —
 ГДЕ?..

Baшa помощь проекту:
занести копеечку —
 КУДА?..



ПРЕДИСЛОВИЕ КРУССКОМУ ИЗДАНИЮ
      Предлагаемая вниманию читателей книга «Флот в атомный век» издана в Париже в 1955 г. Она была принята в военно-морских кругах Франции весьма доброжелательно.
      Автор книги, вице-адмирал Пьер Баржо, — опытный моряк, прошедший большую школу, плавая на подводных и надводных кораблях различных классов.
      С1931 г. Баржо начал проявлять большой интерес к морской авиации, одно время командовал авианосцем. В 1944— 1945 гг. он занимал пост помощника начальника генерального штаба национальной обороны, уделяя при этом большое внимание вопросам взаимодействия всех видов вооруженных сил Франции.
      После войны Баржо был командующим ВМС во Французском Марокко, затем командующим ВМС в Тунисе и командующим стратегической зоной в Индийском океане. В октябре 1954 г. Баржо, как одного из наиболее способных и опытных адмиралов французского флота, назначили на пост командующего французской эскадрой. Этот пост он занимает и в настоящее время.
      Баржо является видным современным морским теоретиком, состоит членом французской Академии морских наук. Он написал несколько книг по исследованию опыта ведения войны на море в 1939—1945 гг. и по вопросам военно-морской авиации. Его статьи относительно дальнейшего развития флота часто появляются на страницах французского ежемесячного военно-морского журнала «Ревю Маритам» и еженедельной флотской газеты «Коль блё». В 1954 г. в «Коль блё» печаталась серия статей Баржо под общим заголовком «Роль современного флота». Материалы этой серии и положены в основу настоящей книги.
      По словам автора, в своей книге он делает попытку «разработать доктрину флота, пригодную в атомный век, с учетом самых последних достижений техники и постоянных географических факторов своей страны... Это будут предположения на ближайшие 25 лет», — говорит он (стр. 19).
     
      Ставя перед собой такие цели, автор исходит из политической концепции французских реакционеров — сторонников колониализма, услужливых поборников обанкротившейся политики военных блоков и гонки вооружений, проводимой американцами в Европе. В качестве будущего противника он представляет Советский Союз, а основной опасностью на море, по мнению Баржо, явятся подводные лодки и авиация СССР.
      Отправным пунктом рассуждений Баржо относительно необходимости сохранения флота в атомный век служат результаты испытаний американским флотом атомных бомб в Бикини и учений по противоатомной защите эскадры, проведенных во французском флоте. Баржо заключает, что «море позволяет кораблю пережить атомный век», что в отношении противоатомной защиты флот находится в более выгодном положении, чем другие виды вооруженных сил, что корабль сам по себе является непосредственным укрытием, а море обеспечивает ему эффективную защиту: оно дает возможность кораблям рассредоточиться и предоставляет им средство дезактивации — забортную воду в случае опасности радиоактивного заражения.
      В качестве другого аргумента автор указывает на неуклонный рост объема морских перевозок. Несмотря на значительный технический прогресс, количественный рост воздушного транспорта и расширение трансокеанских воздушных перевозок, объем морских перевозок за последние годы увеличивается в среднем на 4% в год, а параллельно с этим увеличивается и тоннаж торгового флота. Известно, что к началу 1956 г. тоннаж торгового флота во Франции достиг 3,7 млн. брутто-тонн, а мировой тоннаж торгового флота превысил 98 млн. брутто-тонн, то есть вырос за послевоенные годы на 35%.
      Автор приводит весьма показательные статистические данные по грузообороту и интенсивности движения судов в Средиземном море. Грузооборот средиземноморских портов достигает в среднем 200 млн. т в год. Через Средиземное море и его порты ежедневно проходит более 500 судов, из них 145 французских. Только одной нефти средиземноморский флот перевозит в день 265 тыс. т. Франция ввозит с Среднего Востока 93% всей потребляемой ею нефти.
      Морские перевозки в экономике почти всех стран имеют огромное значение. В наибольшей степени от состояния морских коммуникаций зависят такие капиталистические страны, как США, Англия, Франция. Порабощая и жестоко эксплуатируя народы колоний и зависимых стран с целью извлечения максимальных прибылей, они используют их как источники сырья, как источники дешевой рабочей силы, рынки сбыта, сферы приложения капиталов, создают там военно-стратегические базы. Поэтому вполне естественно, что Баржо обосновывает существование военно-морского флота в атомный век прежде всего необходимостью защищать территории Французского Союза, обеспечивать безопасность морских коммуникаций, «поддерживать порядок» на заморских территориях, то есть подавлять национально-освободительное движение в колониях и зависимых странах.
      Автор критикует апологетов ВВС, стремящихся при рассмотрении бюджета ущемить интересы флота. Автор пытается показать, что каждый вид вооруженных сил должен быть единым целым, объединяющим в себе личный состав и материальные средства, имеющим свою систему обучения и боевой подготовки, свою доктрину. По словам Баржо, «флот должен занять в национальной обороне подобаю щее ему место и стать связующим звеном между авиацией и армией» (стр. 215). Автор говорит, что в период с 1919 по 1939 г. на военно-морской флот выделялось в среднем 27% всех бюджетных ассигнований на оборону, а за послевоенные десять лет доля ассигнований флота уменьшилась до 17%.
      Известно, что бюджет военно-морского флота на 1955 г. составлял 171,5 млрд. франков. На 1956 г. бюджет флота утвержден в сумме 178,4 млрд. франков, что составляет приблизительно 17% от общей суммы ассигнований на оборону, причем на содержание личного состава, материальной части и боевую подготовку приходится 91 млрд., или 51%, на строительство кораблей, морской авиации и на оснащение новой техникой и.вооружением 87,4 млрд., или 49%.
      Баржо пишет, что высший совет ВМС определил необходимый для Франции минимальный тоннаж военно-морского флота в размере 540 тыс. т, а состав морской авиации — 20 авиафлотилий, имеющих на вооружении не менее 450 боевых самолетов; однако при установленных советом темпах строительства по 30 тыс. в год французский флот достигнет уровня в 540 тыс. т только в 1970 г., так как наряду с вступлением в строй новых кораблей из состава флота будут исключаться устаревшие корабли.
      Известно, что по состоянию на 1. 01. 56 г. тоннаж военно-морского флота Франции составлял приблизительно 374 тыс. т. Стремление морского командования довести закладку новых кораблей до 40 тыс. т. в год пока не получило практического осуществления из-за отсутствия средств.
      Рассматривая пути дальнейшего развития флота, автор считает, что современный флот должен состоять из кораблей различных классов, оснащенных новейшей боевой техникой, обладающих большим радиусом действия и большой скоростью хода, причем основой современного флота должен стать авианосец. «Что касается Франции, правительство которой неоднократно заявляло о «мировой роли» нашей страны, то авианосец должен быть стержнем доктрины как нашего флота, так и всей национальной обороны» (стр. 56). По мнению Баржо, воздушно-морская доктрина означает, что авианосец должен стать основой морской авиации.
      Увлечение строительством авианосцев в США, в Англии и частично во Франции полностью объясняется агрессивной политикой реакционных кругов этих стран, ибо авианосцы предназначены прежде всего для решения наступательных задач. Вот как рассуждает Баржо: «Базируясь на авианосцы, находящиеся в Северном или Баренцовом морях, в заливе Искендерон или в Эгейском море, в Персидском и в Оманском заливах (Индийский океан), бомбардировщики смогут наносить удары по крупным промышленным цен-трам, расположенным западнее Урала. Из Персидского залива можно наносить удары по Кавказу и промышленным центрам за Уралом, из Аравийского моря — по Туркестану» (стр. 128).
      Баржо пространно пишет о различных достоинствах авианосца. Одним из таких достоинств он считает меньшую уязвимость авианосца по сравнению с наземным аэродромом благодаря подвижности авианосца и более мощным, концентрированным средствам защиты (радиолокационные станции, истребительная авиация, управляемые реактивные снаряды, зенитная артиллерия), особенно при нахождении авианосца в море в составе развернутого соединения. Однако следует заметить, что авианосец представляет собой заманчивую цель для подводных лодок и авиации; чтобы уничтожить авианосец со всей боевой техникой, находящейся на борту корабля, достаточно 2—3 попаданий торпед или бомб. Наземный аэродром не всегда является более уязвимым, чем авианосец, так как следует учесть, что вражеским самолетам, прежде чем достигнуть аэродрома, придется прорываться, возможно, через несколько зон ПВО страны. В добавок к этому современные аэродромы—базы морской авиации — занимают огромную площадь и имеют достаточное количество площадок для рассредоточения машин, а некоторые базы морской авиации могут располагать подземными ангарами, поэтому уничтожение боевых средств на аэродроме будет нелегкой задачей.
      На протяжении всей книги автор подчеркивает огромную роль морской авиации как неотъемлемой части флота в будущей войне, что кажется вполне естественным, однако нельзя согласиться с заявлением автора о том, что «сухопутная армия, ВМС и ВВС Италии проиграли войну вследствие того, что не было морской авиации» (стр. 58).
      По определению Баржо, основными задачами, которые должен будет решать флот в будущей войне, являются:
      1. Оборона побережья метрополии и заморских территорий (главным образом Северной Африки) на подходах к военно-морским базам и портам.
      2. Обеспечение морских коммуникаций между метрополией и заморскими территориями (прежде всего с Северной Африкой).
      3. Поддержание флангов сухопутных войск, действующих в прибрежных районах.
      4. Участие флота в наступательных операциях, которые будут проводиться в рамках НАТО союзными флотами.
      Руководство НАТО, а в действительности командование США, заинтересовано в том, чтобы вооруженные силы Франции развивались преимущественно за счет сухопутной армии и ВВС, которые вместе с реваншистской армией Западной Германии представляли бы основную ударную силу в войне против GGCP и стран народной демократии. Что касается французского флота, то его роль в рамках НАТО, по мнению американцев, могла бы ограничиться охраной побережья, военно-морских баз и портов, на которые будут базироваться союзные флоты США и Англии, — в этом плане охрану морских коммуникаций они не прочь взять на себя.
      Морское командование Франции, одобряя в целом военные коалиции НАТО и СЕАТО, не может передоверить свои важные морские коммуникации союзникам. В связи с этим Баржо пишет: «Несмотря на существование коалиций, нам нужна французская доктрина, ибо мы не можем возлагать на своих союзников задачу разработки наших планов и снимать с себя ответственность» (стр. 271).
      Баржо, наряду с другими адмиралами Франции, США и Англии, занимающими ответственные посты, продолжает цепляться за старую теорию «господства на море», сложившуюся в Западной Европе и США еще в конце XIX и начале XX в. Авторами этой «теории» являются английский адмирал Коломб, английский морской историк Корбет и американский адмирал Мэхэн. Теория эта попрежнему лежит в основе доктрины военно-морских флотов капиталистических стран, так как отвечает их империалистической политике. Баржо даже несколько расширил доктрину «господства на море». Он считает, что для достижения победы в будущей войне нельзя ограничиваться только господством на море, необходимо также завоевать господство в воздухе (над морем) и на побережье. Мы же считаем, что судьбы современных войн, имеющих мировой, коалиционный характер, ведущихся на обширных сухопутных и морских театрах с участием огромных людских масс при величайшем напряжении всех материальных и моральных сил страны, решаются не одним флотом, а совместными усилиями всех видов вооруженных сил, использующих все материальные и моральные возможности государства.
      При оценке фактического материала книги необходимо учитывать, что автор в ряде случаев неправильно или неточно излагает исторические факты. Так, например, он пишет (стр. 109), что «22 сентября 1943 года трем английским сверхмалым подводным лодкам удалось потопить немецкий линейный корабль «Тирпиц».
      В действительности дело обстояло иначе. В результате попадания торпед, выпущенных с лодок «Х-6» и <Х-7», он был выведен из строя на 6 месяцев. После ремонта, произведенного на месте, в конце апреля 1944 г. он снова вступил в строй. «Тирпиц» был потоплен 12 ноября во время внезапной атаки 32 бомбардировщиков типа «Ланкастер», вылетевших с аэродромов Англии. В корабль попали 3 бомбы весом по 2 т, в результате он опрокинулся и затонул.
      Говоря о подводных лодках Японии, автор пишет: «Всего японцы построили до конца войны 400 сверхмалых подводных лодок» (стр. 108). Однако из других иностранных источников известно, что Япония располагала всего 185 лодками, из которых было потоплено 130.
      Можно не сомневаться, что читатель сумеет критически отнестись к фактам, приведенным в книге, и разобраться в поднятых автором вопросах, особенно касающихся оценки Советского флота, которые он освещает тенденциозно, в нужном ему аспекте. В ряде случаев автор неверно трактует обильный фактический материал из истории войн на море.
      В целом книга представляет интерес, так как в ней изложены взгляды определенной части руководящего состава французского флота и некоторых высших морских офицеров стран, входящих в НАТО, на дальнейшее развитие флота и характер будущей войны на море.
      Капитан 1 ранга Е. Я. БРЮХАНОВ.
      KOHEЦ ФPAГMEHTA КНИГИ

 

 

 

От нас: 500 радиоспектаклей (и учебники)
на SD‑карте 64(128)GB —
 ГДЕ?..

Baшa помощь проекту:
занести копеечку —
 КУДА?..

 

На главную Тексты книг БК Аудиокниги БК Полит-инфо Советские учебники За страницами учебника Фото-Питер Техническая книга Радиоспектакли Детская библиотека


Борис Карлов 2001—3001 гг.