НА ГЛАВНУЮТЕКСТЫ КНИГ БКАУДИОКНИГИ БКПОЛИТ-ИНФОСОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКАФОТО-ПИТЕРНАСТРОИ СЫТИНАРАДИОСПЕКТАКЛИКНИЖНАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ

Библиотечка «За страницами учебника»

Фотография живой природы (учимся фотографировать). Огнев С. И. — 1949 г.

Проф. С. И. Огнев

Фотография живой природы

*** 1949 ***



DjVu


PEKЛAMA Заказать почтой 500 советских радиоспектаклей на 9-ти DVD. Подробности...

Выставлен на продажу домен
mp3-kniga.ru
Обращаться: r01.ru
(аукцион доменов)



 

      СОДЕРЖАНИЕ

I. Фотография живой природы как метод биологичеокого исследования 3
II. Теоретическая часть
Объективы 3
Камеры 25
Затворы 45
Цветная фотография 47
Стативы 60
Фильтры 51
Приборы для вычисления экспозиции 52
Приспособления для перезаряжения кассет на свету 54
Пленки, пластинки, бумаги 55
Увеличение 58

III. Практическая часть
А Снимки зоологические 63
Главнейшая литература для фотографа-зоолога 89
Б. Снимки ботанические 91
Главнейшая литература для фотографа-ботаника 96

IV. Примерные темы для самостоятельных работ фотографа-натуралиста
А. Темы зоологических съемок 97
Б. Темы ботанических съемок 100
Главнейшая литература по фотографии, особенно касающаяся снимков живой природы 102
Образцы фотоснимков 103


      ФОТОГРАФИЯ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ КАК МЕТОД БИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
      Фотография живой природы пользуется в СССР заслуженной популярностью. В самом деле, получить снимок какого-либо животного в его естественной обстановке, в настоящих природных условиях, представляет большой интерес и значение. Для естествоиспытателя ценно иметь снимки характерных мест обитания животных и растительных сообществ, ярко иллюстрирующих условия, в которых проходили экскурсии, поездки или экспедиции.
      Фотография живой природы может при умелом ее использовании дать в руки натуралиста настоящие «подлинники природ ы».
      При тщательном и добросовестном отношении к делу, когда фотограф не прибегает к искусственной подстановке и ретуши, получение подобных подлинников может служить подсобным методом научного исследования.
      Однако наш биологический метод не ограничивается сравнительно случайным выхватыванием и запечатлением на негативе, быть может, очень интересных и ценных моментов из жизни животных. В методике работы фотографа должна быть определенная продуманная планомерность, и в этом отношении научная фотография имеет право на причисление ее к категории исследовательских методов научного естествознания.
      В чем же состоит метод биологического исследования при помощи научной фотографии? Его более конкретные, практические задачи я укажу в конце книжки, в отделе примерных самостоятельных работ, здесь же намечу лишь самые общие положения.
      Оставляя в стороне возможность фотографических тем, которые приносит нам случайная охотничья удача, и намечая определенные научные задания, мы знакомимся с настоящей методикой научной фотографии. Положим, мы решили взять своей темой исследование строения гнезд у каких-нибудь легко доступных наблюдению птиц, хотя бы у обычной городской ласточки. Изучение подобной темы особенно интересно вследствие имеющейся обстоятельной работы В. Вагнера, которая может служить нам руководящим указанием. Более тщательное знакомство с городской ласточкой показывает нам, что гнезда, которые она делает, далеко не однотипны: имеются
      1 Вагяер, В. А. Городская ласточка, ее индустрия и жизнь как материал сравнительной психологии. «Записки Академии наук», т. X, № 6, 1900; Он же, Методика наблюдений над животными, Гиз, 1926.
      относительно глубокие, близкие по форме к четверти шара и широкие и плоские; существуют, наконец, самые разнообразные переходные формы, между этими двумя крайними типами гнездовых строек.
      Нет сомнения, что тщательное исследование гнезд, фотографирование их различных типов, съемка постепенной стройки гнезда — все это может пролить много света на интимные стороны биологии данной птички. Конечно, взятый нами пример — один из многих тысяч ему аналогичных. Вряд ли я ошибусь, сказав, что детали постройки, различные типы гнезд даже у обыденных видов птиц далеко не изучены.
      Вернемся еще к взятому нами примеру, к обычной городской ласточке. Общеизвестно, что эта птичка строит свое гнездо под карнизами домов, причем материалом гнездовой стройки служат комочки грязи, которые смачиваются слюной птички и приклеиваются друг к другу, образуя подчас сложное и красивое сооружение. Ласточки нередко селятся таким образом под карнизами железнодорожных платформ, не смущаясь грохотом проходящих поездов, свистками паровозов и облаками пара и дыма. В высокой степени интересно, что в горной стране эти же птички прилепляют свои гнезда под обрывами и откосами скал, а на юго-востоке, например в бывшей Оренбургской "губернии (Чкаловская область), Н. А. Зарудный наблюдал гнездование городской ласточки совместно с береговыми ласточками в норах по речным песчано-глинистым обрывам. Наконец, Н. А. Северцов в своей известной работе «Периодические явления в жизни зверей, птиц и гад Воронежской губернии» (1855) сообщает. что в Хреновском лесничестве, близ Вислого кордона, «...Напротив сторожки на краю бора стоит сосна, облепленная гнездами воронков; их там тысячи. Явление это тем более странное, что, кроме этой единственной сосны, воронки у нас, как и везде, гнездятся исключительно у строений». Теперь давно срублена эта замечательная сосна. Какой ценный документ представляла бы ее фотография с невиданным и странным для натуралиста зрелищем: колониальным гнездованием воронка, или городской ласточки! Сколь существенно было бы это наглядное добавление к странице из биологии такой обычной, всем знакомой птички.
      Помимо указанной, какая масса тем прекрасно иллюстрирует методику научной фотографии: изучение строения гнезд у млекопитающих, некоторых рептилий, у различных общественных насекомых (муравьев, ос, пчел и т. д.). Но ведь вопрос о гнездовании — это лишь одна небольшая тема, взятая нами для показания метода. А явления развития особи от личинки до взрослой стадии, возрастная изменчивость позвоночных, половой диморфизм и т. д. — как много-материала дают они фотографу!
      Особенно яркие картины съемки развития от личинки до взрослой формы могут дать нам земноводные, например обыкновенная бурая травяная лягушка или обе наши водяные лягушки — съедобная и озерная. У этих видов можно без труда заснять развитие икры, личинок в самых ранних стадиях и дальше постепенное развитие головастика. Технически сложнее, но вполне возможна киносъемка применительно к этим методам биологического исследования. Советские ученые и фотографы добились на этом поприще весьма крупных результатов. Так еще в 1935 г. демонстрировались интереснейшие кинофильмы по развитию насекомых и птиц. Особенно интересны шимки эмбрионального развития куриного зародыша, сделанные на последовательных кинокадрах под руководством проф. В. Н. Лебедева. При этом на экране, при огромном увеличении можно видеть пульсацию и сокращение эмбрионального сердца; видно, как при сжиманиях и расширениях сердца вздрагивает весь зародыш. Несомненно, что тщательное изучение таких тончайших процессов и крайне интимных моментов в зарождающейся жизни имеет огромный интерес и научное значение.
      Очень интересный кинофильм по развитию аскариды заснят в лаборатории гистологии Московского университета. Замечательный фильм «Солнечное племя» показывает жизнь семьи пчел.
      Весьма поучительны фильмы из жизни птиц, например «Остров белых птиц». Этот фильм снят на оз. Киеве (в 27 км от Москвы), под общим руководством Г. А. Скребицкого. В фильме отражена жизнь многочисленной колонии обыкновенных чаек. Большую ценность представляют фильмы из жизни птиц на птичьих базарах в заповеднике «Семь островов» (съемка велась директором заповедника Л. О. Белопольским). Можно упомянуть о двух прекрасных фильмах «Жизнь растения», «Жизнь моря» и др.
      Картины возрастной изменчивости особенно хорошо можно заснять у птиц. Для этой цели можно делать последовательные снимки оперения различных видов птиц; при этом наглядные стадии получаются при съемке группы птенцовых (например, хищных птиц, цапель, вороновых и пр.). Фотографировать можно как на воле (при благоприятных условиях), так и в неволе. О методике такой съемки подробно будет сказано далее; здесь мы отметим только ее научное значение. Фотография стадий возрастной изменчивости дает наглядное представление об этом процессе; благодаря наличию фотографий всегда можно вспомнить и воскресить полную картину, детали которой иногда ускользают из памяти.
      Для охотника-натуралиста несомненный интерес представляют снимки следов млекопитающих и птиц. Техника этого дела требует специальных знаний и навыков. Об этом будет сказано ниже.
      Такое же научное значение имеет фотография для изучения полового диморфизма и индивидуальной изменчивости. При помощи фотосъемки изучение названных проблем приобретает не только большую наглядность, но и глубину.
      Без особого, труда можно получить интересные фотографии возрастной изменчивости (онтогенеза) у млекопитающих. Для этого можно воспользоваться такими широко распространенными животными как грызуны. Научный интерес представит съемка постепенных фаз развития от стадии только что родившегося голого и слепого детеныша (например, у полевок, хомяков) до взрослого животного, вполне сформированного и окрепшего.
      Насекомоядные, например обыкновенный еж, у которого только что родившиеся детеныши обладают весьма своеобразной внешностью (спина их покрыта мягкими белыми иглами), также интересны для фотографирования.
      Не буду приводить бесконечных примеров; укажу лишь на одну, так сказать, специфическую тему для фотографов — съемку движения различных животных. В этом отношении классическим примером могут служить те же птицы. Начиная с основного капитального сочинения Марея , как много было сделано методом фотографии для изучения механики полета птнц! Вряд ли я ошибусь, сказав, что это интересное явление в животном царстве получило свое относительное исчерпывающее исследование лишь благодаря применению фотографии и кинематографии.
      Фотограф живой природы может получить интересный и вполне научный материал при съемке построения птиц во время перелетов. Особенно интересна серийная съемка различных построений перелетных стай у одного какого-нибудь вида, например у серого гуся, журавля. В науке имеется много указаний на значение во время полета птиц ветра, его силы, направления, влияния величины самих птиц на характер того или иного построения и пр.
      Как и где производить такие съемки, будет указано в последующем изложении.
      Большой интерес предстй&ляет съемка хищных птиц в тот момент, когда они ловят добычу. Здесь при помощи фотографии изучается двоякая проблема: динамика движения нападающей птицы и метод лова добычи у различных видов. Такая съемка трудна и случайна. Но она может быть осуществлена силами фотолюбителя. Об этом будет сказано ниже.
      Очень много удалось сделать фотографированием для изучения полета насекомых, хотя эта тема имеет много трудностей.
      Чтобы покончить с кратким обзором значения научной фотографии при изучении движений животных, отмечу еще одну интересную тему о плавании в воде рыб, водных млекопитающих и птиц. В частности относительно млекопитающих отмечу полемику в научной литературе о способе передвижения в воде дельфинов и китов. В то время как одни исследователи допускают у дельфинов локомоторное движение в воде при помощи спиральных колебаний концевого отдела туловища и плавника, другие утверждают (при этом с значительно большей степенью убедительности), что колебания хвостового плавника происходят только в отвесном направлении.
      Вопрос может получить достаточную ясность и отчетливость только в случае удачно выполненной киносъемки плывущего дельфина и притом плывущего в естественных условиях. Съемку, конечно, можно производить на мелкой воде, в участке, замкнутом сетью. Методика такой съемки трудна, но она может дать результаты, имеющие большое научное значение.
      Из других проблем в жизни животных, при изучении которых фотографический метод может оказать существенную помощь, укажем съемку брачных токов птиц. Во время тока многие птицы (преимущественно самцы), как известно, принимают характерные позы, совершают своеобразные движения (например, тетерева, глухари, дупеля, журавли и пр.). Последовательная съемка токов может иметь большой научный интерес.
      Такое же значение имеет последовательная съемка устройства нор млекопитающими и гнезд различными птицами. Таким образом могут быть изучены определенные закономерности этих процессов. Мы знаем, например, что ремезы, эти лучшие строители гнезд среди птиц нашей фауны, строят сначала как бы остов, каркас гнезда: В свое время этот процесс подробно описал наш выдающийся орнитолог Н. А. Зарудный. За последнее время наши советские кинооператоры получили крайне интересные снимки последовательной постройки гнезда ремезом (в Волжской дельте в Астраханском заповеднике).
      Наконец, в качестве очень интересной проблемы научного исследования при помощи фотографии можно указать изучение последовательности линьки млекопитающих. В новейшее время удалось установить, что у всех млекопитающих линька протекает со строгой закономерностью и последовательностью, причем весенняя линька имеет иные этапы, чем осенняя. Так, например, у белки осенняя линька начинается с корня хвоста и постепенно продвигается к голове; весенняя линька, напротив, прежде всего захватывает область головы, плечи, спину и бока, продвигаясь к хвосту. Нет сомнения, что последовательными снимками стадий линьки у разных млекопитающих можно наглядно фиксировать характерные картины этого процесса, что, несомненно, имеет большое научное значение и представляет своеобразный метод научного исследования вообще.
      Если фотография, как биологический метод, дает так много зоологу, то не менее, а, пожалуй, более возможностей предоставляет она ботанику.
      Достаточно вспомнить, какие ценные данные можно получить, фотографируя сезонные смены флор, запечатлевая на негативах постепенное развитие какого-нибудь растения от первых фаз его ранней юности до старости, завершающей жизненный цикл всякого существа. Как много дает фотография в наглядном освещении и изучении биологии наших лесных пород в картинах их взаимной смены, жизненной конкуренции, угнетения слабых под влиянием мощного развития господствующих форм. Как демонстративны картины сравнительного развития какой-либо породы, выросшей на свободе или под угнетающим пологом более мощных и сильных соседей — конкурентов.
      Наконец, фотография дает нам документы эволюции смены целых растительных формаций. Достаточно упомянуть о заболачиваниях озер, усыхании водоемов. Все эти процессы ведут за собой изменение общего растительного облика. Нет необходимости снова
      и снова подчеркивать важность фотографии как метода изучения подобных картин природы.
      Я не ошибусь, сказав, что всякий настоящий биолог, зоолог или ботаник должен быть фотографом, иначе его исследовательская работа будет страдать определенным и существенным пробелом: в его памяти, естественно, будут тускнеть и расплываться виденные им интересные картины, которые всегда может восстановить научная фотография. А для педагога фотография приобретает еще гораздо большее значение, в особенности если принять во внимание возможности использования диапозитивов при помощи проекционного фонаря.


      KOHEЦ ФPAГMEHTA КНИГИ

 

 

НА ГЛАВНУЮТЕКСТЫ КНИГ БКАУДИОКНИГИ БКПОЛИТ-ИНФОСОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКАФОТО-ПИТЕРНАСТРОИ СЫТИНАРАДИОСПЕКТАКЛИКНИЖНАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ

 

Яндекс.Метрика


Творческая студия БК-МТГК 2001-3001 гг. karlov@bk.ru