Стремление сделать одежду красивой, нарядной, неповторимой всегда было присуще человеку. Самое раннее кружевное украшение одежды — филейная вышивка по ткани с выдернутыми нитками или по специально сплетенной для этого сетке. В конце XV в. в Венеции появились кружева, выполненные иглой по нанесенному на ткань рисунку. Для того чтобы кружева были выпуклыми и упругими, по всей площади рисунка укладывали конский волос и обшивали его нитками. Такие кружева назывались венецианскими. Позднее, когда их стали изготовлять по всей Италии, они получили название «гипюр». В конце XVI — начале XVII вв. почти во всех государствах Европы появились кружевные мануфактуры. Рисунки для них выполняли лучшие художники того времени. Кружева стали называть по месту их изготовления: валансь-енн, малин, тюль, фламандское, ирландское, коклюшечное и т.д. К этому периоду относится и появление кружева фриволите. Основным рабочим инструментом для плетения кружева фриволите является челнок (рис.1). Челноки могут быть разных размеров в зависимости от вида работы. Одновременно в работе могут быть использованы один, два или несколько челноков. На рис.2 изображен наиболее простой вид челнока. НЕМНОГО ИСТОРИИ Название «фриволите» французского происхождения. Его приняли в большинстве стран Европы. Но в Италии такое кружево называли «окко», что значит «глазок», в Германии — «шифф-хен шпитцен» (плетение челноком), в странах Азии этот вид кружева получил название «ма-кук» (челнок), в англоязычных странах — «тстинг» (плетеное кружево). В Россию кружевное плетение пришло из Франции, чем и объясняется использование французского названия. Особенно модно фриволите было в XVIII в. Впрочем, в то время широко использовались кружева всех видов. К концу XIX в. в России были изданы пособия по женским рукоделиям, несколько глав в которых посвящены фриволите, что свидетельствует о популярности этого вида кружевного плетения в то время. Так, разделы «Фриволите» можно обнаружить в Энциклопедии женских рукоделий за 1887 г. и 1893 г. и в Курсе женских рукоделий за 1902 г. В конце 60-х год», в XX столетия после очень долгого перерыва фриволите начало возрождаться сначала в странах Европы, а в начале 80-х годов и в нашей стране. Плетение кружева челноками несложно, увлекательно и удобно, поскольку этим рукоделием можно заниматься практически в любых условиях. Фриволите легко осваивают как взрослые, так и дети. Изделия получаются красивыми и прочными. Это могут быть накидки, шали, косынки, жилеты, жабо, воротники, манжеты, салфетки, скатерти, дорожки, покрывала, декоративные сумочки, карманы и т. д. Выполненные в технике фриволите кружево, тесьма, прошвы, аграманты, вставки, одноцветные и многоцветные аппликации широко применяются для отделки одежды и интерьера. Хорошо сочетаются с кружевом фриволите трикотажное полотно ручного и машинного вязания, бисер (плетение и вышивка бисером). ПЛЕТЕНИЯ Концы пластин челнока должны плотно сходиться, чтобы при работе нить не разматывалась самопроизвольно. При прохождении нити между сжатыми концами пластин, а также при наматывании на челнок нити и разматывании ее во время работы должен раздаваться щелчок. Чем толще нить, тем большего размера следует брать челнок, чтобы поместить на нем достаточное количество нити. Вспомогательные инструменты: вязальный крючок для захватывания нити при сцеплении элементов кружева (желательно с колпачком); маленькие ножницы для обрезания концов нитей (желательно в футляре); иголка для распутывания (ослабления) узлов при роспуске плетения; сумочка-кошелек размером 10x15 см с карманчиком (в сумочку укладывается работа и инструмент, а в карманчик — схема плетения). ИНСТРУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ При плетении кружева используют прочные, хорошо скрученные нити: катушечные хлопчатобумажные, «ромашка», «снежинка* и краше, ирис, лилия, мулине, хлопчатобумажный и вискозный гарус, «тюльпан», «мак», льняные и шерстяные нитки различной толщины, суровую нить, люрекс, металлизированную нить, крученый шелк, капроновые крученые нитки, синтетические нитки для рукоделия. Для отделки изделий можно применять различные нитки, которые подходят к данной ткани, можно даже распустить ткань и сплести отделку из полученных ниток. Толщина нитей зависит от вида и назначения изделия. KOHEЦ ФPAГMEHTA КНИГИ
|
☭ Борис Карлов 2001—3001 гг. ☭ |