Солист Москонцерта, заслуженный артист России, Евгений Дмитриевич Ларичев родился в 1934 г. в Москве. Окончил Музыкальное училище при Московской консерватории. Учился у выдающегося гитариста заслуженного артиста РСФСР У. М. Иванова-Крамского. Разносторонность творческой личности Е. Д. Ларичева проявляется в различных видах его музыкальной деятельности-исполнительской, педагогической, композиторской За 40 лет своей концертной деятельности (Е.Д. Ларичев — солист. Москонцерта с 1959 г.) он побывал во всех уголках страны, выступая в самых различных аудиториях — от рабочих общежитий до филармоний, радио и телевидения, давая иногда по 100—120 концертов в год. Ларичев — яркий своеобразный музыкант, своей интепретацией он восхищает слушателей, как исполтитель-виртуоз очаровывает редкой одухотворенностью; «свое искусство, свою любовь к творчеству, он умеет донести до слушателей не только манерой исполнения, виртуозностью мастерства. Покоряет еще и какая-то задушевность, скромность облика самого музыканта» — так отзываются о нем музыкальные критики. Игру Ларичева высоко оценила и известная аргентинская гитаристка, профессор Национальной консерватории в Буэнос-Айресе Мария-Луиза Анидо, неоднократно концертировавшая в Москве. Не менее плодотворна и композиторская и педогагическая деятельность Е.Д. Ларичева. Его перу принадлежит около 150 оригинальных сочинений и обработок; он — автор Школы и Самоучителя игры на шестиструнной гипюре, редашор-состовитель свыше 100 сборников педагогического и концертного репертуара для гитары.
Фирмой «Мелодия» выпущено 4 грампластинки Е. Ларичева; творческим объединением «Камертон» записана видеокассета с его концертом.
ВСТУПЛЕНИЕ
Гитара — один из самых распространенных и любимых музыкальных инструментов в мире.
В какой бы стране мы ни оказались, мы обязательно увидим и услышим гитару. На сельских праздниках, в дружеском кругу, на концертной эстраде, по радио и телевидению — всюду звучит ее чарующий голос.
Чем же пленила мир гитара?
Своим негромким, волнующим, редкой красоты тембра звуком удобством и портативностью, сравнительно невысокой ценой. Своими большими художественно-исполнительскими возможностями: ей доступны все жанры — от аккомпанемента простейшей песенке до сложнейших концертов в сопровождении симфонического оркестра Своими богатейшими традициями: ее история насчитывает несколько тысячелетий, много славных имен записано на ее страницах.
В настоящее время гитара признана концертным инструментом с интересным и богатым репертуаром. Концерты гитаристов проходят в крупнейших филармонических залах наряду с концертами пианистов, скрипачей и виолончелистов и пользуются не меньшим успехом.
Гитара имеет несколько разновидностей: классическая шестиструнная, семиструнная, гитара-фламенко, гавайская и электрогитара.
В предлагаемом читателям очерке мы будем говорить только о классической шестиструнной гитаре.
Устройство гитары
Гитара — струнный щипковый инструмент, предназначенный для сольного и ансамблевого исполнения.
Конструкция гитары претерпела ряд изменений; в настоящем своем виде она существует с середины XVIII века.
Гитара состоит из корпуса (кузова), грифа и струн. Более подробно устройство инструмента показано на рис. 1.
Корпус изготавливается из ценных пород дерева, обладающих наилучшими акустистическими свойствами: верхняя дека из резонансовой ели, нижняя дека и обечайка — из палисандра, клена, красного дерева, амаранда, ореха и других ценных пород.
С внутренней стороны на верхней деке устанавливаются еловые рейки — пружины для увеличения прочности конструкции и эффективности звукообразования.
Гриф изготавливается из твердых пород дерева — красного дерева, березы и других, накладка на гриф на концертных инструментах делается из черного дерева. В гриф врезаются металлические лады (порожки). Крепится гриф к корпусу специальным винтом или же наглухо к нему приклеивается.
Струны на гитаре применяются нейлоновые или металлические. На нейлоновых струнах значительно легче играть, и они обладают более высокими звуковыми качествами, чем металлические.
За границей существует множество марок нейлоновых струн; одни из лучших — «Augustine», «Savarez», «La bella».
Рис. 1 Конструкция гитары
История гитары
История гитары восходит к седой древности, ее колыбелью были страны Ближнего и Среднего Востока, где она появилась несколько тысячелетий назад. Слово «гитара» — санскритского происхождения, от слова «кутур», что означает «четырехструнный».
На древнеегипетских пирамидах и ассирийских архитектурных памятниках встречаются иероглифы, изображающие музыкальный инструмент наблу, по форме отдаленно напоминающий гитару. Интересно, что таким же иероглифом у древних обозначались понятия «добро», «хорошо», «красиво».
За давностью времен трудно с достоверностью сказать, от какого именно инструмента произошла гитара, но после настойчивых и многолетних исследований ученых можно предположить, что прототипом гитары был шумеро-вавилонский киннор, упоминаемый еще в библейских сказаниях. Первое изображение киннора можно видеть на глиняном барельефе середины III тысячелетия до нашей эры. Инструмент имеет продолговато-округлый корпус и длинный гриф.
Одновременно или несколько позже, чем в Шуме-ро-Вавилонии, киннор появился в Египте, где, по предположению немецких ученых, получил название наблы или длинной лютни.
Киннор быстро распространился в странах Ближнего и Среднего Востока, получив, по-видимому, в разных странах разные названия — помимо кутура и наблы — газур, нефер, ситар, саабека и др.
До сих пор в странах Малой Азии встречается музыкальный инструмент «кинира», родственный гитаре.
В IV веке до н. э. один из этих инструментов был заимствован у народов Малой Азии древними греками, и с этого времени начинается его распространение по странам Европы.
В Древней Греции самыми популярными музыкальными инструментами были китара (китарра), лира, арфа, пандора.
Существует легенда о происхождении китары. Бог солнца, поэзии и музыки Аполлон увидел Купидона, сына Венеры, зловредного и непослушного мальчика, и стал его бранить: «Малыш, тебе еще слишком рано играть с луком и стрелами!» Купидон очень рассердился. Полный мстительного чувства, он выпустил стрелу в сердце Аполлона, который тотчас же влюбился в Дафну, красивую нимфу, случайно проходившую мимо. Купидон выпустил еще одну стрелу, в сердце Дафны, чтобы та почувствовала отвращение к Аполлону. Аполлон стал преследовать Дафну, и когда ее настиг, та взмолилась к богам о помощи. Боги вняли мольбе и превратили ее в дерево лавр (греческое слово «дафна» означает лавровое дерево). Аполлон из лавра сделал музыкальный инструмент китару, а листьями лавра с тех пор венчают великих поэтов и артистов.
Китара сохранила от своего женского происхождения изящные формы тела, склонность к капризам и непредсказуемость поведения.
На одном из древнегреческих барельефов IV века до н. э. изображена женщина, играющая на музыкальном инструменте, напоминающем гитару.
В первых веках н. э. в средиземноморских странах Европы была распространена латинская гитара, родственная греческой китаре.
Была известна и ближайшая родственница гитары — лютня. Название «лютня» происходит арабского слова «эль-ауд», что означает «деревянный» или «благозвучный».
Есть предположение, чгс потню и гитару занесли в Европу арабы — через завоеванию ими в VIII веке) Испанию. Скорее всего, однако, они распространилась в Европе, как мы уже показали, через Древнюю Грецию — благодаря ее культурным связям со странами Ближнего и Среднего Востока.
До XVI века гитара была трех- и четырехструнной. Играли на ней пальцами или плектром (костяной или черепаховой пластинкой).
В XVI веке в Испании появилась пятиструнная гитара, и с этого времени она стала называться испанской гитарой.
Строй пятиструнной гитары:
Струны ставились двойные, иногда первая струна («певунья») была одинарной.
Из всех европейских стран наибольшее распространение гитара получила в Испании, где она стала подлинно народным инструментом.
С прибавлением пятой струны и увеличением ее художественно-исполнительских возможностей гитара начинает успешно конкурировать с лютней и виуэлой, своей предшественницей, и постепенно вытеснять их из музыкального обихода.
Появляется целый ряд талантливейших виртуозов и композиторов, поднявших искусство игры на гитаре на очень высокий уровень. Среди них Ф. Корбетта (1620 — 1681), придворный гитарист королей Испании, Франции и Англии, его ученик Р. де Визе (1650 — 1725), придворный гитарист французского короля Людовика XIV, Ф. Кампион (1686 — 1748), Г. Санз (1640 — 1710) и многие другие.
Начинают выходить первые табулатурные сборники и учебные пособия для гитары: «Книга гитары» Р. де Визе (1682), «Новые открытия для гитары» (1705) Ф. Кампиона и другие.
Табулатура — запись музыки, распространенная до начала XVIII века.
В них печатались старинные испанские танцы — пассакальи, чаконы, сарабанды, фолии и другие пьесы.
Во второй половине XIX века появляется шестиструнная гитара (по утверждению историков — опять в Испании).
Строй шестиструнной гитары:
С помшением шестой струны и заменой двойных струн одинарными начинается триумфальное шествие гитары по странам и континентам; в таком виде она существует и до сих пор.
Музыкальные возможности шестиструнной гитары оказались столь велики, что она становится одним из самых любимых инструментов.
Начинается «золотой век» гитары. Он связан с именами испанских гитаристов-виртуозов и композиторов Ф. Сора (1778 — 1839), Д. Агуадо (1784 — 1849) и итальянских — М. Джулиани (1781 — 1829), Ф. Карулли (1770 — 1841), М. Каркасси (1792 — 1853).
Фернандо Сор — испанский гитарист-виртуоз и композитор. Родился в 1778 году в Барселоне. С детских лет играл на гитаре, скрипке и виолончели. Музыкальное образование получил в монастыре, где служил певчим.
Ф. Сор
В тринадцать лет сочинил Торжественную мессу для солистов, хора и органа. В дальнейшем создал оперы, балеты, симфонии, квартеты и другие сочинения разных жанров.
Поселившись в 1808 году в Париже, занялся концертной и педагогической деятельностью. С огромным успехом выступал как гитарист в Лондоне.
С 1823 по 1826 год Сор живет в России, где вместе со своей женой Гюллень Сор играет видную роль в артистической жизни Москвы и Петербурга. В память о пребывании в нашей стране он написал «Воспоминание о России» для дуэта гитар (соч. 63), в котором использовал мелодии русских песен.
Вернувшись в 1826 году в Париж, Сор продолжил свою исполнительскую и педагогическую деятельность. Он знакомится со своим знаменитым соотечественником Д. Агуадо. Проживая в одном доме, они часто встречаются и играют дуэтом. В память этой дружбы Сор написал гитарный дуэт «Два друга» (соч. 61), в котором выявил и свои исполнительские возможности, и блестящую виртуозность своего друга.
Умер Сор в 1839 году в Париже.
Ф. Сор — автор «Школы игры на гитаре» (1830) и свыше семидесяти произведений, среди которых — сонаты, фантазии, вариации, этюды, дуэты.
Дионисио Агуадо — испанский гитарист-виртуоз и композитор.
Родился в 1784 году в Мадриде. Воспитывался в церковном колледже, где учился игре на гитаре у падре Базилио и певца Мануэля Гарсии, ставшего впоследствии знаменитостью.
В 1819 году публикует в Мадриде «Собрание этюдов для гитары». В 1825 году этот труд в переработанном виде вышел в свет под названием «Новый метод, школа игры на гитаре».
С 1826 года Агуадо живет в Париже, занимаясь исполнительской и педагогической деятельностью. Здесь он знакомится с знаменитым испанским гитаристом. Ф. Сором, дружбу с которым сохраняет до конца его жизни.
В 1838 году переезжает в Мадрид, где занимается издательской и педагогической деятельностью. Агуадо считается изобретателем ногтевого способа игры, подставки для крепления струн (конструкция ее сохранилась до наших дней), а также «треноги» для усиления звучания гитары.
Умер Д. Агуадо в 1849 году в Мадриде.
Ф. Сор и Д. Агуадо — основоположники испанской школы игры на гитаре, в основу которой положены строгий академический стиль, полифоничность изложения, научная обоснованность технических приемов.
Мауро Джулиани — итальянский гитарист-виртуоз и композитор.
Родился в 1781 году близ Неаполя. С детства обучался игре на скрипке и флейте. На гитаре занимался самостоятельно и к двадцати годам достиг столь блистательных результатов, что приобрел в Италии славу лучшего гитариста.
С 1800 года началась его концертная деятельность, проходившая в Италии и Франции.
В 1807 году он приехал с концертами в Вену, где музыкальные критики единодушно признали его величайшим гитаристом мира.
Поселившись в Вене, Джулиани занялся концертной и педагогической деятельностью. Среди его друзей — Л. Бетховен и И. Гайдн, скрипачи Л. Шпор и И. Майзедер, пианисты И. Гуммель, И. Мошелес и А. Диабелли.
В 1816 году Джулиани с большим успехом гастролирует в Германии. В 1819 году выступает в Риме в концертах с Д. Россини и Н. Паганини.
Блистательные выступления Джулиани и исполнение им собственных концертов для гитары с оркестром доказали равноправие гитары как концертного инструмента со скрипкой, виолончелью и фортепиано. «Маленький оркестр» — так характеризовал звучание гитары Джулиани Л. Бетховен.
В 1821 году Джулиани возвращается в Италию и поселяется в Риме. В последние годы жизни он гастролировал в Германии, Польше, России и Англии, всюду вызывая восторг и изумление своим искусством.
Умер М. Джулиани в 1829 году в Неаполе.
М. Джулиани — автор «Школы игры на гитаре» в 4-х частях и около трехсот сочинений, среди которых три концерта для гитары с оркестром (соч. 30, 36, 70), камерные ансамбли с гитарой, сонаты, фантазии, скерцо, дивертисменты, многочисленные этюды.
Ф. Карулли
Фердинандо Карулли — итальянский гитарист-виртуоз и композитор. Родился в 1770 году в Неаполе.
Начал свое обучение музыке с игры на виолончели, затем оставил ее и посвятил себя гитаре. Занимался самостоятельно и достиг необыкновенного мастерства.
С большим успехом гастролировал у себя на родине, в городах Италии. В 1808 году переезжает в Париж, где быстро приобретает известность как исполнитель и педагог.
Умер Ф. Карулли в 1841 году в Париже.
Игра Карулли отличалась чистотой, красивым тоном и виртуозностью.
Ф. Карулли — автор «Школы игры на гитаре», пособия «Гармония в применении к гитаре», свыше четырехсот сочинений, среди которых «Маленький концерт для гитары с оркестром», камерные сочинения с гитарой, сонаты, дуэты, этюды.
Маттео Каркасси — итальянский виртуоз и композитор.
Родился в 1792 году во Флоренции. Гитарой начал заниматься с детских лет.
С 1820 года жил в Париже, занимаясь концертной и педагогической деятельностью. Игра Каркасси отличалась блестящей виртуозностью и элегантностью. В своем творчестве он был последователем и продолжателем традиций Ф. Карулли.
С большим успехом Каркасси гастролировал в Лондоне, у себя на родине во Флоренции, в городах Германии.
Умер в 1853 году в Париже.
М. Каркасси
М. Каркасси — автор «Школы игры на гитаре» и свыше ста сочинений, среди которых — сонаты, рондо, каприччио, вальсы, а также ставшие классическими этюды (соч. 26 и 60).
М. Джулиани, Ф. Карулли, М. Каркасси — представители итальянской гитарной школы, в основу которой положены блестящая виртуозность, глубокая разработка технических приемов, широкое использование всех музыкальных форм — от небольшой миниатюры, до сонаты и концерта в сопровождении оркестра.
На протяжении «золотого века» гитары (первая половина XIX в.) для нее пишут такие замечательные композиторы, как Ф. Шуберт, К. М. Вебер, Г. Берлиоз.
Гениальный скрипач Н. Паганини (1782 — 1840) был также прекрасным гитаристом. Многие критики считали, что своим блистательным мастерством игры на скрипке он в какой-то мере был обязан гитаре, так как многие технические приемы он перенес с гитары на скрипку.
Играть на гитаре Паганини научился в детстве, у своего отца. Дружил с выдающимися гитаристами своего времени М. А. Цани де Ферранти, Л. Лениани, Ф. Карулли. Композитору Г. Берлиозу, хорошо владевшему инструментом, он подарил свою гитару.
Написал около ста сорока пьес для гитары-соло, две сонаты для гитары и скрипки, дуэты для скрипки и гитары, трио и квартет для смычковых инструментов с гитарой.
Огромный вклад в развитие гитарного искусства внесли Л. Лениани (1790 — 1877), Н. Кост (1805 — 1883),
Й. К. Мертц (1805 — 1856), Д. Регонди (1822 — 1872), в России — М. Соколовский (1818 — 1883), Н. Макаров (1810 — 1890), В. Лебедев (1864 — 1904) и многие другие.
Луиджи Лениани — итальянский гитарист-виртуоз и композитор. Родился в 1790 году в Ферраре. На гитаре научился играть самостоятельно и упорным трудом достиг блестящей виртуозности.
С большим успехом концертировал в Италии, Германии, Швейцарии, Австрии и России. В 1837 году выступал в концертах в Северной Италии вместе с Н. Па] анини.
Умер в 1877 году в Равенне.
Л. Лениани — автор «Школы игры на гитаре», Концерта (соч. 28), 36 каприччио (соч. 20), дуэта с флейтой (соч. 23). вариаций, фантазий и этюдов.
Наполеон Кост — французский гитарист-виртуоз и композитор.
Родился в 1805 году во Франции, в местечке Амон-дас. С восемнадцати лет начал концертировать как солист и в дуэте с гитаристом Л. Сагрини.
В 1835 году поселился в Париже, где подружился с знаменитыми гитаристами Ф. Сором, Д. Агуадо, Ф. Ка-рулли и М. Каркасси, оказавшими большое влияние на его творчество.
В 1856 году на международном конкурсе на лучшее сочинение и лучший инструмент, организованном в Брюсселе русским гитаристом Н. Макаровым, за свое сочинение «Большая серенада» получил вторую премию. В 1863 году после перелома руки был вынужден оставить концертную деятельность.
Умер Н. Кост в 1883 году в Париже.
Н. Кост — автор около пятидесяти произведений для гитары, среди них — цикл «Осенние листья», «25 этюдов» (соч. 3 8), ряд концертных пьес и миниатюр. Он был также редактором «Школы» Ф. Сора.
Иоганн Каспар Мертц — австрийский гитарист-виртуоз и композитор.
Родился в 1806 году в Прессбурге (Братислава). На гитаре играть научился в детстве, и в двенадцать лет уже давал уроки игры на ней.
В 1840 году с большим успехом выступил в Вене, затем совершил артистическое турне в Польшу, Германию, Россию и Чехословакию. С 1842 года жил в Вене, занимаясь исполнительской и педагогической деятельностью.
В 1856 году на международном конкурсе, организованном Н. Макаровым в Брюсселе, за пьесу «Концертино» был удостоен первой премии. Умер Мертц в 1826 году в Вене.
Й. К. Мертц — автор «Школы игры на гитаре», а также свыше ста сочинений для нее, среди которых — концертная увертюра «Фингалова пещера», каприччио, многочисленные фантазии, вариации и попурри на темы опер Беллини, Россини, Мейербера и других композиторов.
Джулио Регонди — итальянский гитарист-виртуоз и композитор.
Родился в 1822 году в Генуе. Игре на гитаре научился в детстве у своего отца, в дальнейшем занимался самостоятельно. В девять лет состоялся его первый концерт в Париже.
Впоследствии Регонди переселяется в Лондон, откуда выезжает в концертные поездки в Вену, Прагу, Лейпциг, Мюнхен и другие города. Его игра отличалась необыкновенным блеском и виртуозностью.
Умер Регонди в 1872 году в Лондоне.
Д. Регонди — автор многих сочинений для гитары, среди них — Интродукция и каприччио, «Грезы», Ноктюрн и другие.
Интересна и очень самобытна история гитары в России.
В своем развитии она прошла примерно те же этапы, что и в странах Западной Европы.
Русский историк И. Карамзин писал, что еще в VI веке славяне любили играть на кифаре и гуслях и не расставались с.ними даже в суровых военных походах. Играли в России и на четырехструнной гитаре.
В 1769 году академик Штелин писал о появлении в России в царствование императрицы Елизаветы итальянской пятиструнной гитары, для которой издавались специальные музыкальные журналы.
В конце XVIII века в России появляется шестиструнная гитара. Вскоре она становится модным инструментом во всех слоях общества. Печатаются первые Школы игры на этом инструменте и различные нотные издания. Старейшей Школой, изданной в России, является «Усовершенствованная гитарная школа для шести струн, или Руководство играть самоучкою на гитаре» Игнатия фон Гельда. Вышла она в начале XIX века на русском и немецком языках.
В тот же период, в Петербурге издаются «Этюды» и «Четыре сонаты» для фортепиано и шестиструнной гитары известного виртуоза, композитора и педагога П. Гальяни, «Новый журнал для шестиструнной гитары» А. Березовского, «Концерт для шестиструнной гитары с сопровождением оркестра» композитора Аша-нина(1815).
В 1821 — 1823 годах в Москве и Нижнем Новгороде были открыты «Музыкальные академии», в которых юноши и девушки обучались игре на гитаре.
Появляются выдающиеся русские гитаристы-виртуозы — М. Соколовский, Н. Макаров, В. Лебедев.
Марк Данилович Соколовский — русский гитарист-виртуоз.
Родился в 1818 году на Украине, близ Житомира. На гитаре научился играть самостоятельно, по Школам М. Джулиани, Л. Лениани и И. К. Мертца.
М. Соколовский
В 1841 году дал свой первый сольный концерт в Житомире, в котором исполнил Концерт ми минор Ф.Карулли. В 1846 году выступил с сольным концертом в Москве, в зале Благородного собрания (ныне Колонный зал Дома союзов). Концерт прошел с большим успехом, и на нем присутствовало более тысячи слушателей.
В 1858 году Соколовский едет за границу. С огромным успехом проходят его концерты в Вене. В 1863 — 1868 годах он совершает триумфальное турне по крупнейшим городам Европы, посещая Париж, Лондон, Берлин, Брюссель, Дрезден, Милан, Краков, Варшаву. «Великим артистом» называют его в Германии, «Паганини гитары» — во Франции, «Королем гитары» — в Англии, «Костюшко гитаристов» — в Польше.
25 января 1869 года состоялся концерт Соколовского в переполненном зале Большого театра. Прощальный его концерт (в связи с болезнью) состоялся в 1877 году в Петербурге, в зале Придворной певческой капеллы.
Последние годы жизни Соколовский провел в Вильно (Вильнюсе), занимаясь педагогической работой. Большим ударом для него был отказ Н. Рубинштейна открыть класс гитары в Московской консерватории.
Умер М. Соколовский в 1883 году в Вильно и похоронен на Виленском кладбище Расу; недалеко от него впоследствии был погребен знаменитый литовский художник и композитор М. К. Чюрлёнис.
Н. Макаров
Николай Петрович Макаров — русский гитарист-виртуоз, активный пропагандист гитарного искусства.
Родился в 1810 году в городе Чухломе Костромской губернии. Детские годы провел в имениях отца и тетки М. П. Волконской. Служил офицером в армии.
С детства играл на скрипке. В двадцать восемь лет увлекся гитарой и, занимаясь по десять-двенад-цать часов ежедневно, вскоре добился значительных успехов.
Первый концерт Макарова состоялся в 1841 году в Туле, в зале Дворянского собрания, где он сыграл первую часть 3-го концерта М. Джулиани.
В 1852 году Макаров едет за границу, где встречается с крупнейшими гитаристами Европы: Цани де Ферранти, Каркасси, Костом, Мертцем, гитарным мастером Шерцером.
В 1856 году организует в Брюсселе I Международный конкурс на лучшее сочинение для гитары и лучший инструмент, на котором с большим успехом выступил и как солист.
1-ю премию за лучшее сочинение получил И. К. Мертц, 2-ю — Н. Кост, 1-ю премию за лучший инструмент — австрийский мастер И. Шерцер, 2-ю — русский, мастер И. Архузен.
Умер Н. Макаров в 1890 году в селе Фунтиково-Рожесгвено Тульской губернии.
Н. Макаров — автор книг «Мои семидесятилетние воспоминания», «Задушевная исповедь», брошюры «Несколько правил высшей гитарной игры», а также оригинальных пьес и обработок для гитары.
В Лебедев
Василий Петрович Лебедев — русский гитарист-виртуоз и педагог.
Родился в 1867 году в Самарской губернии. Ученик известного русского гитариста И. Деккер-Шенка.
Успешно концертировал в Петербурге и других городах России. В 1900 году выступал с оркестром русских народных инструментов В. В. Андреева в Париже, на Всемирной выставке. Пресса отметила большой успех артиста. Лебедев был первым исполнителем в России партии гитары в «Квартете для гитары, скрипки, альта и виолончели» Н. Паганини. Преподавал в Петербурге в Педагогическом музее и в частях военного округа.
Умер В. Лебедев в 1907 году в Петербурге.
В. Лебедев — автор «Школы игры на гитаре», сборника «50 русских и малороссийских народных песен», многих переложений.
Значительный вклад в развитие отечественного гитарного искусства внесли П. Петоллетти (ок. 1800 — 1875), И. Деккер-Шенк (1826 — 1899), И. Клингер (ок. 1825 — 1897), Ю. Штокман (1839 — 1905), Ю. Дьяков (1840 — ок. 1910).
Все названные гитаристы были известными исполнителями и педагогами, авторами Школ и самоучителей, оригинальных сочинений, обработок и переложений для гитары.
Во второй половине XIX века наступает упадок гитарного искусства.
Достигшая своего полного расцвета оперная, симфоническая и инструментальная музыка отодвинула гитару на задний план и задержала ее развитие на многие десятилетия. Но в еще большей степени способствовали этому мещанская мода и вкусы, распространившиеся во всех слоях тогдашнего общества.
По образному выражению А. Сеговии, крупнейшего гитариста XX столетия, „гитару повесили на стены парикмахерских», основным ее назначением стал примитивный аккомпанемент песенкам и романсам, музыканты перестали считать гитару серьезным инструментом.
Многие старые традиции сошли на нет, погибло несчетное количество редких нот и манускриптов; талантливых исполнителей и композиторов становилось все меньше — дилетантство и невежество мутной волной захлестнули гитарное искусство.
Упадок распространился на все европейские страны, но менее других он коснулся Испании, в которой и началось новое возрождение гитары.
Музыкантом, вернувшим доброе имя гитаре и поднявшим ее искусство на новую, невиданную до того времени высоту, был Франсиско Эшеа Таррега (1852 — 1909), выдающийся испанский гитарист-виртуоз и композитор, основоположник современной школы игры на гитаре.
Таррега родился в 1852 году в Испании, в городе Вила-Реал. Гитарой начал заниматься с восьми лет у известного испанского гитариста Ю. Аркаса.
Окончил Мадридскую консерваторию по двум специальностям — фортепиано и композиции (гитара в то время не преподавалась). Тем не менее Таррега выбирает профессию гитариста, чему во многом способствовал его концерт в мадридском театре «Альгамбра», прошедший с огромным успехом.
В 1881 году он выступает во Франции — Лионе и Париже, где, приняв участие в юбилейных торжествах памяти великого испанского драматурга П. Кальдерона, становится героем дня. Таррега выступает в Енисейском дворце, аристократических салонах Парижа, затем предпринимает артистическую поездку в Лондон, Брюссель, Вену и Рим. Музыкальные критики сравнивают его с П. Сарасате и А. Рубинштейном, крупнейшими концертантами того времени.
В 1882 году, после женитьбы, Таррега поселяется в Барселоне, где занимается педагогической, концертной и композиторской деятельностью.
Вот как характеризует творчество Тарреги его ученик, автор известной «Школы игры на гитаре по методу Ф. Тарреги» П. Роч: «Л хочу познакомить учащихся с Франсиско Таррегой — знаменитым гитаристом, замечательным композитором, автором этюдов, пьес, прелюдий и многих транскрипций композиторов-классиков. Это был музыкант, который заставил по-настоящему оценить гитару, наполнить ее жизнью и теплотой.
Кто не испытал чувства острого наслаждения, слушая дивные мелодии его изящных мазурок, его „Мавританский танец“, „Арабское каприччио“ и другие произведения, отразившие духовную силу и необычайную эмоциональность этого таланта. Нельзя не сказать о народной музыке, использованной в творчестве Тарреги. Испанские народные песни, мелодии которых, то веселые и звонкие, то грустные, но всегда волнующие и сильные — это яркие музыкальные картины, запечатленные его гитарой. Такова его знаменитая „Арагонская хота“«.
Ф. Таррега — автор свыше сорока сочинений для гитары, среди которых (кроме вышеперечисленных) — «Воспоминание об Альгамбре», «Грезы», мазурки, польки, прелюдии, этюды и другие сочинения; он также автор многих переложений произведений классиков — Баха, Гайдна, Моцарта, Шумана, Шопена, Мендельсона, Шуберта и других композиторов.
Среди учеников и последователей Тарреги — крупнейшие гитаристы-исполнители и педагоги XX века: М. Льобет (1878 — 1938), Э. Пухоль (1886 — 1980), Д. Фортеа (1882- 1953), А. Сеговия (1893 — 1987), М.-Л. Анидо (1908 — 1989).
Мигуэль Льобет — испанский гитарист-виртуоз, композитор и педагог. Родился в 1878 году в Барселоне. Любимый ученик Ф. Тарреги.
М. Льобет
Окончил Барселонскую музыкальную школу. С большим успехом концертировал в крупнейших городах Испании.
В 1900 году выступил на Всемирной выставке в Париже, затем гастролировал в Западной Европе, США и странах Латинской Америки, всюду вызывая восхищение своей игрой.
Обосновавшись в Буэнос-Айресе, М. Льобет занялся педагогической и исполнительской деятельностью. Здесь он впервые выступил в дуэте со своей талантливой ученицей М.-Л. Анидо, с которой с успехом концертировал в Латинской Америке.
Умер М. Льобет в 1938 году в Барселоне.
М. Льобет — автор оригинальных сочинений для гитары («Вечное движение», «Экспромт», прелюдии, этюды), обработок народных песен и переложений. Под его редакцией была опубликована известная пьеса для гитары М. де Фальи «Памяти Дебюси».
Эмилио Пухоль Виларуби — испанский гитарист-виртуоз, композитор и педагог.
Родился в 1886 году в Еранаде.
Учился у Ф. Тарреги в Барселонской музыкальной школе одновременно с М. Льобетом. Продолжил свое музыкальное образование у композитора И. А. Кампо и органиста В.-М. Жиберта.
В 1907 году начал свою концертную деятельность, гастролировал в странах Европы и Америки. В 1922
Э. Пухоль
году обосновывается в Париже, где занимается педагогической, исполнительской и издательской деятельностью. В 1947 году был приглашен на должность профессора в Лиссабонскую консерваторию. Преподавал на курсах мастеров в Киджи и Сиене.
Умер Э. Пухоль в 1980 году в Барселоне.
Э. Пухоль — один из талантливейших пропагандистов метода Ф. Тарреги. Он автор «Школы игры на гитаре» («Рациональный метод игры на гитаре»), книг о гитаре и гитаристах («Ф. Таррега» и др.), оригинальных сочинений, обработок и переложений.
Даниэль Фортеа — известный испанский гитарист, композитор и педагог.
Родился в 1882 году в Бенлоче. Ученик Ф. Тарреги.
Концертировал в городах Испании. Основатель гитарной академии в Мадриде. Умер в 1953 году там же. Среди его учеников — Р. Сайнц де Ла Маца, М. А. Мартинес.
Д. Фортеа — автор «Школы для гитары» в 2-х частях, оригинальных сочинений («Андалусия», «Мадригал», «Поэтический этюд», «Элегия памяти Ф. Тарреги»), многих обработок и переложений.
Андрес Сеговия — крупнейший испанский гитарист-виртуоз и педагог XX столетия.
Родился в 1893 году в г. Линаресе.
На гитаре учился играть самостоятельно. В четырнадцать лет дал в Гранаде свой первый сольный концерт, после которого начались гастрольные поездки по городам Испании.
В 1922 году концертировал в странах Латинской Америки. В 1924 году с огромным успехом дебютировал в Париже, затем выступал во всех столицах Западной Европы.
Трижды гастролировал в СССР (в 1926,1927 и 1935 годах). На протяжении всей своей долгой жизни неутомимо концертировал, посетил более семидесяти стран мира, всюду вызывая своим искусством всеобщий восторг.
Для Сеговии писали такие композиторы, как Э. Вила-Лобос, X. Родриго, М. Кастельнуово-Тедеско, X. Турина, Ф. Морено-Торроба, А. Тансман и другие.
Педагогическая деятельность Сеговии проходила в итальянском городе Сиене и испанском — Сантьяго-де-Компостела, где у него занимались выдающиеся современные гитаристы Д. Вильямс и Д. Брим (Англия), А. Диас (Венесуэла), К. Паркенинг (США), X. Томас (Испания) и другие.
В своей педагогической деятельности Сеговия продолжал традиции Ф. Тарреги.
Ему были присуждены степени доктора музыки (Университет во Флориде) и доктора философии и литературы (Университет Сантьяго-де-Компостела).
Умер А. Сеговия в 1987 году в Мадриде. Б городе Линаресе, где родился великий гитарист, ему поставлен памятник.
Зарубежными фирмами выпущено несколько десятков долгоиграющих пластинок с записями игры А. Сеговии.
По методу А. Сеговии созданы учебные пособия «Техника А. Сеговии» В. Бобри и «Моя гитарная тетрадь» А. Сеговии и X. Мендосы.
Сеговия является автором около двадцати сочинений для гитары («5 юморесок», «Тонадилья», «Прелюд», этюды «Воспоминания», «Без света» и другие) и большого числа переложений композиторов-классиков.
Мария-Луиза Анидо — всемирно известная аргентинская гитаристка — виртуоз и педагог.
Родилась в 1908 году в Буэнос-Айресе.
На гитаре начала заниматься в детском возрасте. Ученица Д. Прата и М. Льобета.
В 1925 году стала выступать в дуэте с М. Льобе-том, с успехом гастролировавшим в Латинской Америке. В 1952 году состоялся ее сольный концерт в Лондоне, в Вигмор-Холле; затем последовали гастрольные поездки по странам Европы.
В 1956 году впервые посетила СССР, где ее концерты прошли с огромным успехом. Гитаристка несколько раз посещала нашу страну (последний приезд — в 1980), выступала в крупнейших городах страны, всюду вызывая восхищение своим искусством. Она щедро делилась богатым опытом с советскими гитаристами на многочисленных творческих встречах и консультациях.
В течение ряда лет М.-Л. Анидо являлась профессором Национальной консерватории в Буэнос-Айресе.
В 60-х — 70-х годах жила в Италии, Испании (в Барселоне); умерла в 1989 году.
М.-Л. Анидо — автор оригинальных сочинений, обработок народных мелодий («Танец индейцев Северной Аргентины», «Аргентинская мелодия», «Песня из Юкатана» и др.) и многочисленных переложений для гитары.
М.-Л. Анидо
XX век музыкальные критики называют «Ренессансом гитары», и это действительно так. Интерес к этому инструменту сейчас во всем мире очень велик, и заслуга в этом Ф. Тарреги, его учеников и последователей огромна. Разъехавшись по разным странам, занимаясь концертной и педагогической деятельностью, они распространили школу Ф. Тарреги по всему миру.
В известной мере это относится и к нашей стране. Имея давние традиции, наше гитарное искусство в период упадка растеряло большую их часть и к первому приезду А. Сеговии в 20-х годах являло собой печальную картину.
Профессиональных гитаристов-шестиструнников почти не было, в музыкальных учебных заведениях гитара не преподавалась, нотные издания для этого инструмента практически не выпускались.
О тогдашнем уровне наших гитаристов в какой-то мере свидетельствует следующий курьезный случай. Когда у Сеговии во время его гастролей в Москве была повреждена гитара Рамиреса, за ее ремонт взялся мастер В. Климов. Ремонт он сделал за одну ночь. На следующий день опробовать инструмент собрались все московские знаменитости, и приговор их был единодушен: «Гитара не звучит. Климов ее испортил...» Но когда приехал Сеговия, взял гитару в руки и заиграл на ней, все были поражены: инструмент звучал превосходно, что и засвидетельствовал сам маэстро, подарив мастеру свою фотографию с трогательной надписью.
Концерты Сеговии в СССР совершили переворот в сознании отечественных гитаристов. Под впечатлением от его концертов и творческих встреч с ним многие пересмотрели свои позиции и в своей исполнительской и педагогической практике стали пропах андиро-вать новую, прогрессивную испанскую школу.
Основоположниками отечественной гитарной школы советского периода с полным правом можно считать П. С. Агафошина (1874 — 1950), П. И. Исакова (1885 — 1958), В. И. Яшнева(1879 — 1962) и А. М. Иванова-Крамского (1912 — 1973).
Агафошин Петр Спиридонович — гитарист-исполнитель и педагог. Родился в 1874 году в селе Пирогово Рязанской губернии. С детства играл на семиструнной гитаре, но под влиянием А. Доминичи и А. Соловьева перешел на шестиструнную гитару.
Свыше сорока лет проработал в оркестре Государственного Академического Малого театра Участвовал как гитарист-исполнитель во многих концертах, аккомпанировал Ф. Шаляпину, Д. Смирнову, Т. Руффо.
В 1930 — 1950 годах вел класс игры на гитаре в Myзыкальном училище им. Октябрьской революции. Среди его учеников — А. Иванов-Крамской, Г. Миняев, Е. Русанов, Е. Макеева, А. Кабанихин, Г. Еманов и другие.
Умер Агафошин в 1950 году в Москве. П. Агафо-шин — автор «Школы игры на шестиструнной гитаре», брошюры «Новое о гитаре», учебных пособий, статей, оригинальных пьес и обработок.
Исаков Петр Иванович — гитарист-исполнитель и педагог. Родился в 1885 году в Крыму. Окончил хоровое отделение севастопольского Музыкального училища. На гитаре научился играть самостоятельно.
В1910 году переехал в Петербург, где активно занялся исполнительской и педагогической деятельностью.
Владел как шести-, так и семиструнной гитарой. Аккомпанировал Ф. Шаляпину, Л. Собинову, Н. Фигнеру.
Преподавал в Музыкальном училище Ленинградской консерватории. Среди его учеников — Л. Андронов, В. Вавилов, К. Хрусталев, Я. Ковалевская, А. Ковалев и другие.
Умер П. Исаков в 1958 году в Ленинграде.
П. Исаков — автор многих переложений и обработок для гитары, выпущенных издательствами «Тритон» и «Музгиз».
Яшнев Василий Иванович — гитарист-педагог и композитор.
Родился в 1879 году в Петербурге. В 1913 году окончил Петербургскую консерваторию по классу
композиции. Им созданы опера «Тяжелые времена», симфонические поэмы, фортепианные пьесы и романсы.
Гитарой начал заниматься в 1926 году под воздей-ствием игры А. Сеговии. Консультировался у П. Исакова.
Преподавал в Третьем ленинградском музыкальном техникуме и во Дворце пионеров. Среди его учеников — Л. Андронов (начинавший у него обучение), В. Белиль-ников, Л. Седлецкая, Б. Павлов, Е. Успенская и другие.
Умер Яшнев в 1962 году в Пскове.
В. Яшнев — автор «Школы-самоучителя игры на шестиструнной гитаре» (в соавторстве с Б. Вольманом), учебных пособий, обработок и переложений.
Иванов-Крамской Александр Михайлович — гитарист-исполнитель, композитор, дирижер и педагог. Заслуженный артист РСФСР.
Родился в 1912 году в Москве. Окончил Музыкальное училище им. Октябрьской революции. Ученик Ага-фошина. Учился в Московской консерватории, где занимался дирижированием у профессора К. С. Сараджева.
В 1939 году становится лауреатом I Всесоюзного конкурса-смотра исполнителей на народных инструментах (2-я премия).
А. Иванов-Крамской
Более пятнадцати лет работал гитаристом-солистом и дирижером на Всесоюзном радио, с 1958 года и до конца жизни — солистом Москонцерта. Творческая дружба связывала его с прославленными певцами И. Козловским, Н. Обуховой, Г. Виноградовым, скрипачом JT. Коганом, с Квартетами им. Бетховена и им. Комитаса.
Отечественными и зарубежными фирмами выпущены грампластинки с записями игры Иванова-Крамского.
Среди его учеников — В. Петренко, Н. Комолятов, Е. Ларичев, Д. Назарматов, Ю. Аргамаков и другие.
Умер А. М. Иванов-Крамской в 1973 году в Минске, во время гастролей.
Иванов-Крамской - - автор «Школы игры на шестиструнной гитаре», двух концертов для гитары с симфоническим оркестром, учебных пособий, свыше ста оригинальных пьес и обработок, многочисленных переложений.
Педагогическая и концертная деятельность П. Агафошина, П. Исакова, В. Яшнева, А. Иванова-Крамского и других гитаристов принесла свои плоды, и все современные гитаристы обязаны им своими достижениями, являясь их прямыми или косвенными учениками.
Незаурядным, творчески ищущим исполнителем проявил себя Л. Ф. Андронов (1926 — 1980). Ученик В. Яшнева и П. Исакова, он в течение многих лет работал солистом Ленконцерта.
В 1957 году стал лауреатом VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве (в дуэте с B. Вавиловым, гитаристом-семиструнником), в 1960 — дипломантом Всероссийского конкурса артистов эстрады. Фирмой «Мелодия» выпущены грампластинки с записями Л. Андронова.
Плодотворно проходила педагогическая и издательская деятельность П.О.Вещицкого (1913), артие-та МХАТа им. М. Горького (с 1930 г.), автора «Само учителя игры на шестиструнной гитаре», «Справочника гитариста» (в соавторстве с Е. Ларичевым и Г. Ларичевой), учебных пособий, оригинальных сочинений, обработок и многих переложений.
Успешно занимается исполнительской и педагогической деятельностью гитарист — солист Рязанской филармонии Г. Е. Шишкин (род. в 1920 г.).
Много лет активно работает как исполнитель, композитор, музыковед и педагог воронежский гитарист Ю. В. Воронцов (род. в 1914 г.).
Успешно выступают гитаристы на Всесоюзных и Всероссийских конкурсах исполнителей.
Так, в 1939 году на I Всесоюзном конкурсе-смотре исполнителей на народных инструментах лауреатами стали А. М. Иванов-Крамской (2-я премия), В. Белиль-ников (3-я премия), дипломантами — Ю. Воронцов, К. Смага; в 1958 году на Всесоюзном конкурсе артистов эстрады лауреатом стала Л. Седлецкая, в 1960 году на Всероссийском конкурсе артистов эстрады дипломантом стал Л. Андронов, в 1968 году дипломантом Всероссийского конкурса артистов эстрады — В. Широков. В 1972 году на I Всероссийском конкурсе исполнителей на народных инструментах звание лауреата получил Б. Хлоповский (2-я премия), дипломанта — В. Широков. В 1979 году на II Всероссийском конкурсе лауреатами стали А. Ф. Фраучи (2-я премия).
C. Воронцов (3-я премия).
На III Всероссийском конкурсе в 1986 году звание лауреатов завоевали В. Доренко (2-я премия) В. Терво (3-я премия), дипломантов — Л. Карпов
А. Мартынов. Успешно выступили гитаристы и н; IV Всероссийском конкурсе в 1990 г.: лауреатам» стали А. Зимаков (1-я премия), А. Ренгач (2-я пре мия), К. Беляков и В. Кузнецов (3-я премия), дипло мантами — В. Козлов, М. Гольдорт и В. Митяков.
Больших успехов достигают гитаристы нашей стра ны и на международных конкурсах. Так, на Всемир ном фестивале молодежи и студентов в Москве в 195 году дуэт гитаристов — Л. Андронов и В. Вавилов стал обладателем серебряных медалей, Квартет гита ристов — М. Топтыгин, В. Сафонов, В. Приказчиков i Е. Гусев — получил бронзовые медали. В 1986 год А. Фраучи и В. Терво удостоены, соответственно, 1-й 3-й премий на конкурсе гитаристов им. Л. Брауэра Гаване; в 1987 году С. Воронцов стал лауреатом Меж дународного конкурса, посвященного столетию со дн рождения Э. Вила-Лобоса в Венгрии.
Современное поколение наших гитаристов — это профессионалы, получившие законченное музыкальное образование, хорошо знакомые с прогрессивной школой игры на гитаре. Они успешно работают в концертных организациях и музыкальных учебных заведениях, пропагандируют гитарное искусство и передают свой опыт молодому поколению гитаристов.
Среди них — заслуженные артисты УССР В. Петренко и П. Полухин, лауреат Студенческого фестиваля искусств народов Латинской Америки Н. Комолятов, преподаватели высших учебных заведений Н. Михайленко (Киевская консерватория), В. Дерун (Уральская консерватория), Г. Ларичева (Московский институт культуры) и другие.
К гитаре в своем творчестве обращались многие отечественные композиторы. Так, Б. Асафьев создал Концерт для гитары с камерным оркестром, 24 прелюдии и 6 романсов-песен в старинном стиле, В. Шебалин — Сонатину (в 3-х частях) и ряд миниатюр (Плясовая, Раздумье, Вальс, Колыбельная, Марш, прелюдии); Н. Речменский — Концерт для гитары с оркестром и ряд небольших пьес. Интересные произведения написаны композиторами И. Болдыревым, Н. Ивановым, Ю. Объедовым, Л. Бирновым, Н. Чайкиным, Ю. Шишаковым, Э. Денисовым, И. Рехиным, И. Кик-той, Г. Камалдиновым и другими.
Активно проявили себя в исполнительской, издательской и педагогической деятельности гитаристы В. Максименко, П. Панин, А. Шевченко, В. Пахомов, В. Дубовицкий, О. Несмих, А. Мамон и другие.
В настоящее время гитара переживает период бурного расцвета. Во многих странах она преподается в высших и средних учебных заведениях, в музыкальных школах и студиях; издаются многочисленные нотные сборники, книги о гитаре, гитарные журналы; организуются международные конкурсы и фестивали гитаристов, среди которых наиболее значительные — конкурсы в Женеве, Париже, Торонто, конкурсы им. М. Джу-лиани, Ф. Сора, Ф. Тарреги, Э. Пухоля и другие.
Наряду со старшим поколением зарубежных гита-ристов-концертантов появляются новые виртуозы, лауреаты крупнейших международных конкурсов — А. Морено (Мексика), В. Пеллегрини (Аргентина), В. Лендле (ФРГ), К. Ямашито и Ш. Фукуда (Япония), Г. Эстареллас (Испания) и другие.
Значительных успехов добились гитаристы в странах Восточной Европы, ставшие лауреатами престижных международных конкурсов, — Р. Штайдл, В. Том-чани, М. Клаус, Д. Блага (Чехословакия), М. Рост (Германия), Е. Кениг (Польша) и другие.
Выходят из печати многочисленные Школы и самоучители игры на шестиструнной гитаре отечественных и зарубежных авторов, серии сборников «Педагогический репертуар гитариста», хрестоматии для музыкальных школ и училищ, «Концертные пьесы», «Репертуар гитариста», «Альбом начинающего гитариста», «Из репертуара Андреса Сеговии», избранные произведения Ф. Тарреги, Ф. Морено-Торробы, X. Родриго, Э. Вила-Лобоса, Л. Брауэра, авторские сборники Ю. Объедова, И. Болдырева, Л. Бирнова, Г. Камалди-нова, Б. Киселева и Ю. Соловьева и многие другие.
Русские гитарные мастера всегда славились своим искусством: так, еще в XIX веке многие из них были награждены на крупнейших отечественных и зарубежных конкурсах.
И. Ф. Архузен (1795 — 1870) на Международном конкурсе в Брюсселе в 1856 году получил 2-ю премию, его сын Р. И. Архузен (1844 — 1920) — на Всероссийской выставке в Петербурге в 1871 — 1872 годах — серебряную медаль, И. Я. Краснощеков (1798 — 1875) на Московской политехнической выставке 1872 года — Большую золотую медаль. Прекрасные инструменты изготавливал И. А. Батов (1767 — 1841).
И после Октябрьской революции 1917 года отечественные мастера продолжали лучшие традиции своих предшественников. Такие мастера, как В. Д. и П. В. Климовы, Ф. Е. Савицкий, Дорожкин, С. Сотский, Н. Л. Кривонос, хорошо известны исполнителям на народных инструментах.
В последние десятилетия появился целый ряд талантливых отечественных мастеров — Ф. Акопов, В. Михайлов, Н. Ещенко, В. Хомячков, В. Чуцаев, В. Биатов, Ф. Мирен-ский и другие. Все они — лауреаты Всесоюзных и Всероссийских конкурсов, а Ф. Акопов — дипломант Международного конкурса в Кутна-Еоре (Чехословакия).
Художественно-исполнительские возможности гитары
Внимание и интерес к гитаре, проявленные выдающимися композиторами — Ф. Шубертом, Г. Берлиозом, Н. Паганини, Л. Боккерини, К. М. Вебером, М. де Фальей, Э. Вила-Лобосом, Б. Бриттеном и другими, сравнение ее с маленьким оркестром, выразительным клавесином, фортепиано в миниатюре, — все это говорит о больших художественно-исполнительских воз-
можностях и эстетической ценности этого инструмента.
В своей книге «Новое о гитаре» (Еосударственное издательство, Музыкальный сектор. Москва, 1928) П. С. Агафошин писал: «До приезда к нам Сеговии гитара считалась в широких кругах хотя и приятным, но довольно однообразным по тону инструментом. Сами
русские гитаристы последнего времени верхом совершенства считали беглость и чистоту исполнения и, надо прямо сказать, мало понимали сущность инструмента. А между тем еще Агуадо утверждал, что гитара как раз один из наиболее многокрасочных инструментов и может служить для выражения музыкальных идей самого различного характера. Свое мнение он основывал на следующем:
1) Каждая струна в зависимости от толщины и материала имеет свой особый тембр (например, ми открытое на первой струне, ми — на пятом ладу второй струны, ми на девятом ладу третьей обладают совершенно различными тембрами).
2) Каждый звук допускает множество оттенков в силе от pianissimo до fortissimo при определенном положении правой руки.
3) При оперировании правой рукой от середины грифа до подставки характер звука меняется от арфообразного до острого (носового оттенка).
4) При так называемом „ногтевом способе» игры все указанные различия приобретают особенную яркость и делают звуки гитары совершенно непохожими на звуки какого бы то ни было другого инструмента.
5) Гитаре вообще свойственны сладкие, гармоничные, меланхоличные звуки. Гитара не допускает грандиозности арфы или фортепиано, но зато дает более деликатные качества и модификации звуков и комбинации их.
Сеговия блестяще доказал все эти положения. В самом деле, мы слышали у него бархатные звуки арфы, пение виолончели, пиццикато смычковых инструментов, характерные звуки гобоя. Мы слышали такие далекие друг от друга по музыкальному характеру произведения, как фуга Баха и мазурка Чайковского; испанские танцы Г ранадоса и сюита Робера де Визе. Мы прислушивались к нежнейшему pianissimo и поражались необыкновенной мощи звука, заполнявшего величайшие в Москве концертные залы. А если ко всему сказанному добавить употребление флажолетов, широкое использование глиссандо, вибраций, легато, тремоло, арпеджий, стаккато и расгеадо, — все это умело и со вкусом примененное, — то будет понятно, почему гитара представилась нам в новом, совершенно преображенном свете, как в высшей степени интересный и богатый инструмент».
KOHEЦ ФPAГMEHTA КНИГИ
|