НА ГЛАВНУЮТЕКСТЫ КНИГ БКАУДИОКНИГИ БКПОЛИТ-ИНФОСОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКАФОТО-ПИТЕРНАСТРОИ СЫТИНАРАДИОСПЕКТАКЛИКНИЖНАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ

Библиотечка «За страницами учебника»

Первые шаги гитариста. Школа-самоучитель игры на шестиструнной гитаре. Яшнев, Вольман. — 1981 г.

В. Яшнев, Б. Вольман

Школа-самоучитель
игры на шестиструнной
гитаре

Первые шаги гитариста

*** 1981 ***



DjVu


 

PEKЛAMA

Услада для слуха, пища для ума, радость для души. Надёжный запас в офф-лайне, который не помешает. Заказать 500 советских радиоспектаклей на 9-ти DVD. Ознакомьтесь подробнее >>>>


      ИНСТРУМЕНТ
      Основными частями гитары являются корпус, шейка с грифом, головка и струны. Корпус гитары имеет овальную форму с глубокими выемками по бокам. Он состоит из верхней и нижней деки, соединенных боковыми стенками, так называемыми обечайками.
      Верхняя дека- — основной фактор, влияющий на звучность инструмента. Она делается из резонансе-вой ели и состоит из двух половин, соединенных по продольной линии, Несколько выше центра верхней деки находится круглое резонаторное отверстие, обрамленное розеткой- Края розетки обычно украшаются инкрустацией из перламутра, мозаикой из дерева различных пород и г. п. Ниже розетки прикрепляется пластинка, называемая подставкой. Она имеет прямоугольную форму. Посредине ее — возвышение, в котором находится прорезь, разграничивающая переднюю и заднюю части подставки. В эту прорезь вставляется узкая прямоугольная костяная пластинка, называемая нижн и м порожком. Его назначение: а) держать струны приподнятыми над верхней декой; б) фиксировать струны на определенном расстоянии друг от друга и ь) передавать вибрацию струн на корпус посредством контакта с верхней декой. В нижней части подставки имеется шесть поперечных отверстий, с помощью которых крепятся нижние концы струн. С внутренней стороны верхняя дека укрепляется поперечными и наклонными планками (пружинами), позволяющими деке выдерживать силу натяжения струн.
      Нижняя дека, или задняя стенка корпуса гитары, обычно состоит, как и верхняя дека, из двух половин. Она делается Солее толстой, из дерева твёрдых пород и с внутренней стороны также укрепляется поперечными планками.
      Шейка гитары с грифом вмонтирована в верхнюю часть корпуса, в месте соединения двух обечаек. Она закрепляется наглухо или с помощью-винта. Поверхность грифа плоская, в нее врезаны ладовые перегородки (порожки). Расстояния между ними^называют-ся л а а а м и. В верхней части грифа находится верхний порожек с прорезями, в которых располагаются струны.
      Конечной частью гитары является головка, которая, несколько расширяясь и отклоняясь назад, как бы продолжает шейку, В головке имеются два отверстия, в которых расположены валики с наматываемыми па них верхними концами струн. С обеих сторон головки расположены колки, вращая которые можно изменять натяжение струн.
      Гитара имеет шесть струн — три тонких и три более толстых, называемых басовыми.
     
      ПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ
      1. Держите гитару в чехле или в футляре. Гитара боится резких изменений температуры и сырости, от чего коробится дека и деформируется гриф.
      2. Не держите гитару на солнце или вблизи от источников тепла (у печки или батареи центрального отопления),
      3. Мойте руки перед игрой.
      4. После игры протирайте струны мягкой фланелевой или бархатной тряпочкой. От потных или грязных рук струны портятся.
      5. Всегда заботьтесь о чистоте настройки вашего инструмента.
      При покупке гитары необходимо обратить особое внимание на гриф и крепление подставки ц головки. От грифа, равно как и от точности расположения подставки, зависит чистота звукоизвлечения. Крепление головки должно быть достаточно прочным.
      В гриф снаружи врезаны 19 металлических перегородок — порожков. Они должны быть строго параллельны, от этого зависит чистота игры.
      Струпы должны находиться над грифом, не слишком близко к нему, но и не очень высоко над ним. Если они лежат очень близко, то будут при игре ударять по ладовым перегородкам и трещать; если слишком высоко, то придется затрачивать большие усилия для прижатия струн, будет трудно играть.
      Подставка должна быть строго соразмерна и не смешена вверх или вниз.
      Для проверки нажмите первую, самую тонкую струну гитары на двенадцатом ладу. Полученный звук сравните со звуком открытой струны. Оба звука должны быть схожи по звучанию (строить в октаву).
      В случае, если на вашей, гитаре допущены отступления от нормы, отдайте ее мастеру для переделки (замены грифа, переклейки подставки и т. п.).
     
      НАСТРОЙКА ГИТДРЫ1
      Строй шестиструнной гитары следующий:
      1-я струна (самая тонкая)
      2-я струна
      3-я струна
      4-я струна
      5-я струна
      6-я струна
      Точнее всего можно настроить гитару по камертону, издающему звук ля. Он соответствует звуку первой струны гитары, нажатой на пятом ладу. Этот звук — ля также можно взять на рояле, пианино, аккордеоне или баяне. Струну натягивают или опускают с помощью колка.до тех пор, пока звук ее не сравняется со звуком камертона. Смяв палец со струны н оставив ее свободной, мы получим настройку первой струны в ми, Вторая струна настраивается по первой. Для этого надо прижать вторую струну на пятом ладу и натягивать или опускать ее до одинакового звучания с открытой первой струной.
      Третья струна, прижатая на четвертом ладу, настраивается до одинакового звучания с открытой второй струной.
      Четвертая струна, прижатая на пятом ладу, настраивается до одинакового звучания с третьей.
      Пятая струна,- прижатая на пятом ладу, настраивается до одинакового звучания с четвертой.
      Шестая струна, прижатая на пятом ладу, настраивается до одинакового звучания с пятой.
     
      ПОСАДКА
      Посадка играющего и положение инструмента должны способствовать свободному движению его рук и возможно меньшей утомляемости при игре. С этой целью играющий садится на треть или половину стула. Для того, чтобы во время игры гитара имела устойчивое положение, левую ногу ставят на скамеечку высотой 12 — 15 см. Правую ногу отклоняют назад или в сторону. Гитара кладется боковым вырезом корпуса на левую ногу. Нижняя ее дека слегка касается груди, верхняя должна быть вертикальной по отношению к полу. Головка гитары находится на уровне плеча.
      На гитаре звучит октавой ниже Написанного.
     
      УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ
      Левая рука: указательный палец обозначается цифрой 1
      средний 2
      безымянный 3
      мизинец 4
      Правая руrа: указательный палец обозначается латинской буквой i
      средний m
      безымянный а
      большой р2
      Кружок О перед нотой обозначает открытую струну.
      Цифра, поставленная в кружке, — порядковый номер струны, начиная от первой, самой тонкой.
      Пунктир после цифры в кружке обозначает
      продолжительность игры на этой струне.
      Римские цифры обозначают позиции.
     
      КАК ИЗВЛЕКАЕТСЯ ЗВУК
      Извлечение звука на гитаре производится касанием (ударом) струны или щипком. В зависимости от способа извлечения звука меняется его тембр (окраска).
      В первом случае (скользящий удар) приготовленный.палец, не сгибаясь, ударяет по струне сверху вниз и после извлечения звука, задержавшись у соседней струны, возвращается в первоначальное положение. Этот способ хорош для выделения мелодии или отдельных звуков в медленных пьесах.
      При извлечении звука щипком приготовленный палец (или пальцы) направляется снизу вверх (в сторону. ладони) и защипывает струну. При этом кисть руки остается неподвижной. После защипывания струны палец (или пальцы) занимает первоначальное положение. Этот способ (щипок) практикуется в пьесах более быстрого движения, при игре арпеджио, в аккордах.
      При извлечении звука применяется либо ноготь, либо мякоть кончиков пальцев («подушечки»). Применение ногтя дает более яркий, сочный звук, применение мякоти — более затушеванный.
      Для извлечения звука с помощыО ногтя нужно, чтобы ноготь был несколько длиннее кончика пальца, закруглен, следуя за очертанием мякоти, и отшлифован, Палец должен коснуться струны сначала мяко-‘ тыо («подушечкой»), а затем скользить по струне ребром ногтя. Извлечение звука большим пальцем правой руки производится сверху вниз, с остановкой у соседней струны.
     
      Урок 1
      ПОСТАНОВКА ПРАВОЙ РУКИ
      Правая рука — «смычок» Ситары. Необходимо с первых же шагов добиваться, чтобы звук «пел» тянулся и был достаточно полным и глубоким. Для этого нужно все время контролировать звук воспитывая в себе уменье представлять мысленно искомый результат. Механическое извлечение звука неизбежно влечет за собой и механическое исполнение художественных произведений в целом.
      Правая рука кладется локтевым сгибом на край широкой части корпуса гитары. Рука не должна нажимать на корпус, а только слегка опираться на него. От сильного нажима нарушается кровообращение, рука быстро устает и немеет. Кисть руки, находясь перед струнами в полусогнутом положении, с небольшим уклоном в сторону подставки, должна быть совершенно свободной от всякого напряжения. Во время игры она не должна подергиваться или подпрыгивать. Вся работа по извлечению звука производится только кончиками пальцев, которые располагаются над струнами.
     
      УПРАЖНЕНИЕ НА ОТКРЫТЫХ СТРУНАХ
      Применяя любой из указанных выше способов, извлеките звук из каждой струны, начиная с 1-й до 6-й включительно следующими пальцами: i — m, m — i, m — a — hi, i — m — a, a — m — i. Играйте также упражнение большим пальцем правой руки на 6-й, 5-й, 4-й струнах и обратно, на 4-й, 5-й и 6-й струнах. Остальные пальцы в это время должны стоять на струнах, на них опираясь.
      Упражнение на открытых струнах ставит целью добиться правильной постановки правой руки й получения красивого, полного звука на инструменте. Применяя различные способы извлечения звука, мы осваиваем не только практику звукоизвлечения, но и знакомимся со звуковыми результатами применения того или иного способа.
      Приступая к извлечению звука, следите за постановкой правой руки за тем, чтобы она не лежала косо в отношении струн. Полноценный звук получится только тогда, когда пальцы стоят перпендикулярно струнам.
      Не нажимайте рукой на корпус гитары. Следите за кистью, чтобы она была спокойной и не подпрыгивала. Движения пальцев должны быть ровными, одной силы.
      Не увлекайтесь быстротой. Повторяйте это упражнение жедиевно.
     
      Урок 2
      ПОСТАНОВКА ЛЕВОЙ РУКИ
      1. Следите за тем, чтобы рука всегда сохраняла свободное, ненапряженное состояние, начиная от плеча до кончиков пальцев.
      2. Нажим струны делайте мякотью кончика пальца, подушечкой. Чтобы подушечка пальца свободно прижималась к ладу, необходимо коротко остричь ногти.
      3. При соприкосновении со струной пальцы должны быть слегка закруглены и опускаться активно, но мягко, около ладовых перегородок.
      4. Для достижения чистого к полного звука пальцы должны плотно прижимать струну.
      Раздражение кожи в местах нажима струны подушечками вызыяаст на первых порлх болевые ощущения, которые быстро проходит.
      5. Рука не должна крениться (поворачиваться) к головке инструмента, и локоть не должен прижиматься к корпусу играющего» Пальцы должны стоять параллельно ладовым перегородкам.
      6. Большой палец помещается под грифом, против указательного н среднего пальцев, слегка прикасаясь к тыльной стороне шейки.
      Он не должен выступать наружу и остается в ненапряженном состоянии, чтобы не затруднять движений других пальцев.
     
      ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЕ УПРАЖНЕНИЕ ДЛЯ ЛЕВОН РУКИ
      Цель беззвучного упражнения для левой руки — добиться свободных.и организованных движений руки и пальцев, устранить излишнее напряжение мышц и суетливость движений.
      Сядьте на стул, как было указано. Положите ги^ тару на колено. Поставьте все пальцы ка 1-ю струну г указательный палец — на пятый лад, средний — на шестой лад и т. д. Так же спокойно снимите по очереди все пальцы, начиная с последнего, мизинца. Проделайте это упражнение на всех струнах, прижимая их, как указано, и снимая пальцы. Следите, чтобы играя упражнения на 2-й и последующих струнах, палец не касался бы соседних струн. Большой палец левой руки остается на месте, прикасаясь примерно к середине тыльной части шейки. При этом корпус играющего и предплечье остаются неподвижными.


      KOHEЦ ФPAГMEHTA КНИГИ

 

 

НА ГЛАВНУЮТЕКСТЫ КНИГ БКАУДИОКНИГИ БКПОЛИТ-ИНФОСОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКАФОТО-ПИТЕРНАСТРОИ СЫТИНАРАДИОСПЕКТАКЛИКНИЖНАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ

 

Яндекс.Метрика


Творческая студия БК-МТГК 2001-3001 гг. karlov@bk.ru