На главную Тексты книг БК Аудиокниги БК Полит-инфо Советские учебники За страницами учебника Фото-Питер Техническая книга Радиоспектакли Детская библиотека

Практическое руководство по гриму, 1940

Н. М. Новлянский
(заслуженный артист РСФСР)

Практическое руководство по гриму

Для кружков театральной
самодеятельности

*** 1940 ***


DjVu


Сохранить как TXT: grim-praktik-1940.txt

 

ПОЛНЫЙ ТЕКСТ КНИГИ

      СОДЕРЖАНИЕ

      От автора 3

      I. Строение черепа и мышцы лица 7
      Табл. 1. Выпуклости и впадины —
      Табл. 2. Мышцы лица —

      II. Гримировальные принадлежности и материалы 9
      III. Общий тон 11

      IV. Схемы грима 13
      Табл. 3. Молодой мужской грим —
      Табл. 4. Молодой женский грим 14
      Табл. 5. Характерный старый грим мужской 15
      Табл. 6. Характерный старый грим женский 18
      Табл. 7. Худое лицо 19
      Табл. 8. Полное лицо 20

      V. Приемы гримировки отдельных частей лица 22
      Табл. 9. Носы —
      Табл. 10. Глаза 24
      Табл. 11. Брови 26
      Табл. 12. Губы 27
      Наклейки из ваты и трикотажа 28

      VI Образцы гримов
      Табл. 13. Фамусов («Горе от ума» А. С. Грибоедова) —
      Табл. 14. Чацкий («Горе от ума» А С. Грибоедова) 31
      Табл. 15. Лива («Горе от ума» А. С. Грибоедова) 32
      Табл. 16. Хлестаков («Ревизор» Н. В. Гоголя) 33
      Табл. 17. Земляника («Ревизор» Н. В. Гоголя) 34
      Табл. 18. Юсов («Доходное место» А. Н. Островского) 35
      Табл. 19. Кабаниха («Гроза» А. Н. Островского) 36
      Табл. 20. Улита («Лес» А. Н. Островского) 37
      Табл. 21. Градобоев («Горячее сердце» А. Н. Островского) 38
      Табл. 22. Курослепов («Горячее сердце» А. Н. Островского) 39
      Табл. 23. Сатин («На дне» М. Горького) —
      Табл. 24. Лука («На дне» М. Горькою) 40
      Табл. 25. Васса Железнова («Васса Железнова» М. Горького) 41
      Табл. 26. Егор Булычев («Егор Булычев в другие» М. Горького) —
      Табл. 27. Поп Павлин («Егор Булычев и другие» М. Горького) 42
      Табл. 28. Любовь Яровая («Любовь Яровая» К. Тренева) 43
      Табл. 29. Швандя ( «Любовь Яровая» К. Тренева) —
      Табл. 30. Громов («Аристократы» Н. Погодина) 44
      Табл. 31. Профессор Полежаев («Беспокойная старость» Рахманова) 45
      Табл. 32. Сторожей («Земля» Вирта) 46



      ОТ АВТОРА
      Известный артист-педагог П, Лебединский в одном из своих пособий по гриму дает гримировальному искусству следующее определение:
      «Один выход артиста на сцену, еще до произнесения первых слов его роли, может производить решающее И сильнейшее впечатление на зрителей. Внешность человека, в особенности его лицо, сразу обрисовывает весь склад его характера, всю его психику и ее особенности; внешность может дать полное представление о возрасте человека, о среде, из которой он происходит, о его профессии, о его нравственном облике и национальности. И несмотря на это, среди артистов, которыми мы так часто наслаждаемся на сцене, весьма немногие серьезно относятся к гриму и обращают на него должное внимание. Между тем хороший характерный грим облегчает игру самого артиста, помогая ему полнее претвориться в изображаемое лицо, преобразиться и войти в роль.
      Узнав основы грима, так сказать фундамент, актер сам пойдет дальше и выработает свои правила применительно только к своему лицу, к своей индивидуальности.
      Искусство грима заключается не в том, чтобы превратить молодое лицо в лицо старика» короткий нос сделать длинным, маленькие глаза — большими и т. д.; искусство главным образом заключается в том, что артист преображает свое лицо и делает его, смотря по надобности, то юношески восторженным, то старческим, то жестоким или хитрым, то слабоумным.
      Задача грима заключается в том, чтобы при помощи целого ряда приемов помочь артисту зафиксировать гримом мимику сложных, характерных особенностей роли» (П. А. Лебединский, «Грим», 3-е изд., 1938, Ярославль).
      Весьма ценны и интересны высказывания о гриме народного артиста СССР К. С. Станиславского в его книге «Моя жизнь в искусстве». Вот одно из них: «В творческом процессе работы над ролью грим является для актера определенным толчком, стимулом к дальнейшему раскрытию образа».
      Далее, в главе «Счастливая случайность» («Жорж Дан-ден») он пишет:
      «Одна черта в гриме, придавшая какое-то живое комическое выражение лицу, — и сразу что-то где-то во мне точно перевернулось. Что было неясно, стало ясным; что было без почвы, получило ее; чему я не верил — теперь поверил. Кто объяснит этот непонятный, чудодейственный творческий сдвиг! Что-то внутри назревало, наливалось, как в почве, наконец — созрело. Одно случайное прикосновение, — и бутон прорвался, из него показались свежие молодые лепестки, которые расправлялись на ярком солице. Так и у меня от одного случайного прикосновения растушовки с краской, от одной удачной черты в гриме бутон точно прорвался, и роль начала раскрывать свои лепестки перед блестящим греющим светом рампы. Это был момент великой радости, искупающей все прежние муки творчества. С чем сравнить его? С возвращением к жизни после опасной болезни или с благополучным разрешением от бремени? Как хорошо быть артистом в эти моменты и как редки эти моменты у артистов! Они навсегда остаются светлой точкой, манящей к себе, путеводной звездой в исканиях и стремлениях художника».
      Замечательный актер нашего времени недавно скончавшийся народный артист РСФСР Н. Ф. Монахов в своих мемуарах писал: «Грим используется мною как помощь внутреннему раскрытию персонажа. Для меня, стремящегося к возможно большему изменению лица, грим является существеннейшим элементом задуманного образа. Хорошо, правдиво измененное гримом лицо не только помогает мне, но и вдохновляет меня в моих попытках отойти от самого себя. «Удачный» грим, в котором я узнаю задуманную внешность создаваемого мною образа, сразу сообщает мне самому характер этого лица, его слабости и недостатки. Через «удачную» внешность я как бы впитываю все свойства данного образа, приобретаю сценический покой и уверенность» («Повесть о жизни», стр. 236).
      Цель настоящего практического руководства по гриму — помочь молодым актерам усвоить олементарные приемы гримировки и научить их находить соответствующую внешность для изображаемого персонажа.
      Прежде чем давать те или иные советы, предупреждаем: все, что мы здесь будем писать и показывать в иллюстрациях загримированного лица, — только первый шаг к подлинному искусству грима. Если вы видите на нашей таблице грим молодого или старого лица, не думайте, что только так, и не иначе, надо гримироваться. Каждый последующий грим должен быть совершенно новым, «особенным» творением вашей сценической работе, так как гримов существует столько же, сколько живых людей на земле.
      Помещая на таблицах несколько персонажей пьес Грибоедова, Гоголя, Островского, М. Горького и др., мы старались дать в каждом гриме собирательный образ, с таким расчетом, чтобы технические приемы каждого из данных гримов, при небольшом изменении их (перемене парика или наклеек и т. п.), могли подойти к другому, аналогичному образу: например, грим Градобоева («Горячее сердце» Островского) с теми же техническими приемами, при небольших изменениях, может быть и гримом городничего («Ревизор» Гоголя).
     
     
      I. СТРОЕНИЕ ЧЕРЕПА И МЫШЦЫ ЛИЦА
     
      Формы человеческого лица зависят главным образом
      от его костяка — черепа — и прилегающих к нему лицевых костей. Каждый актер должен, «внимательно изучив строение (структуру) своего лица, овладев движением мускулатуры его (мимикой), научиться при помощи гримировальных красок приближать свое лицо к тому или иному сценическому образу.
     
      ТАБЛИЦА 1. ВЫПУКЛОСТИ И ВПАДИНЫ
      В черепе различают следующие выпуклости: 1) лобную, 2) две скуловые 3) носовую с хрящом, 4) две надбровные дуги, 5) подбородочную. Кроме того, череп имеет впадины: 1) две височные, 2) две глазные, 3) две подскуловые, 4) носовую, 5) две челюстные, 6) носогубную, 7) подбородочную.
     
      ТАБЛИЦА 2. МЫШЦЫ ЛИЦА
      Мимическое движение лица происходит от сокращений лицевых мускулов, или мышц, благодаря которым образуются морщины, поднимаются или сдвигаются брови, расширяются ноздри, изменяется форма губ и т. д.
      Движение мускулов лица сопровождает каждое так называемое «душевное переживание», а частое повторение одних и тех же мускульных движений оставляет на лице человека след, как бы застывшее выражение. Получается то, что мы именуем характерным выражением лица.
      На лице расположено несколько групп мышц:
      1. Глазные окружают глазные впадины и покрывают всю лобную часть черепа. С их помощью мы поднимаем, опускаем и сдвигаем брови, щеки, щурим глаза и т. п. Эти же мышцы образуют морщины на лбу и между бровями.
      2. Носовые — окружающие нос — опускают кончик носа одновременно с нижней губой, усиливая этим носогубные морщины, заставляя расширяться и суживаться ноздри и собирать складки на переносице.
      3. Ротовые — окружающие губы и верхнюю часть подбородка — изменяют форму рта, раздвигая и сдвигая губы (например, углы рта приподнимаются — смех; опускаются — плач; приподнимается подбородок и выворачивается нижняя губа — брезгливость, презрение).
      4. Шейные — посредством их сокращения поворачивается голова.
     
     
      II. ГРИМИРОВАЛЬНЫЕ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ И МАТЕРИАЛЫ
     
      Предметы, необходимые для грима: зеркало, краски (грим), кисточки щетинные № 1, 2, 3 (№ 1 для подводки глаз и бровей, № 2 и № 3 — для морщин); пудра (розовая — для молодого лица, желтая — для характерного и старческого); пуховка, вазелин (или сало);, сухие румяна, заячья лапка для румян, лигнин (древесная вата) или чистая тряпка; гумозный пластырь (при наклейке на лицо его смешивают с общим тоном, иногда употребляется специальная мастика для наклейки носов); вата. Каждому гримирующемуся рекомендуется иметь собственные краски и гримировальные принадлежности. Последние, во избежание всякого рода накожных заболеваний, должны содержаться в чистоте и опрятности.
      Лучшими гримировальными красками считаются германские Лейхнера (Берлин). По типу этих красок изготовляется грим и у нас в СССР. Коробка таких красок состоит из следующих восьми цветов: два общих тона — краска телесного цвета; затем — белая краска, светло-красная — «сурик» (с легким желтоватым или коричневым отливом), темно-красная — «бакан», коричневая краска, серая или грязно-синего цвета и, наконец, черная. Иногда в комплект гримировальных красок включается чистая синяя краска (вместо серой) и «кармин» (ярко-красная), который заменяет собою светло-красную краску.
      Для наклейки усов и бород (если их нет в готовом виде) употребляется специальный волос, который называется «тресс» или «крепе» (крепированным волос называется потому, что он заплетен в тугие косички). Тресс бывает различных цветов. Применяют его следующим образом: разрезается скрепляющая веревочка и надергивается нужное количество волоса, которому придается нужная форма. Волос (борода, усы) наклеивается парикмахерским белым лаком, после чего его можно подстричь ножницами, а затем прижать с двух сторон ладонями рук, чтобы он лучше лежал на месте.
     
     
      III. ОБЩИЙ ТОН
     
      Прежде чем приступить к гриму, нужно (в целях гигиены кожи) предварительно смыть с лица пыль и жировые выделения. Если на лице есть прыщик или ранка (порез, царапина), необходимо залепить больное место чистым кусочком пластыря, в крайнем случае обойти это место, не накладывая на него грима. Затем на лицо наносится тонкий слой вазелина или сала, чтобы в поры не попала краска и не вызвала воспаления кожи. Это нужно и для того, чтобы краска ложилась ровнее. Затем лицо слегка вытирают тряпочкой или ватой. Кожа человека, освещенная ярким, искусственным светом, кажется грязноватой или мертвенно-желтой. Поэтому-то и рекомендуется покрыть первоначально все лицо тонким слоем светлой краски телесного цвета, которая называется «общим тоном». Последний придает лицу свежесть и хороший цвет кожи (более светлый — тон №2 — для молодого лица городского типа и более темный — №3 — для загорелого Деревенского или южного типа).
      При накладывании общего тона особенно важно знать все впадины и выпуклости своего лица и их глубину. Общий тон накладывается средними пальцами обеих рук
      на все лицо (на глазные впадины, нос, шею, на мелкие морщины), но не везде равномерно: лишь очень правильное лицо позволяет накладывать общий тон равномерно. Все более впалые части лица (височные впадины, скуловые и подбородочные части) покрываются более густым слоем общего тона, в, наоборот, более выдвинутые части, и без того уже представляющие собой светлые блики, — меньшим слоем светлой краски. Таким образом, поверхность лицевого пространства более или менее сравнивается. Здесь нужно строго помнить главный принцип грима: все светлые тона — расширяют и выдвигают, все темные — суживают и углубляют.
      Все гримы следует запудривать, чтобы они не лоснились, не отсвечивали и чтобы краска на лице казалась мягче; запудривать лицо следует от подбородка, равномерно распределяя пудру на все лицо.
      Пудра на грим кладется до наклейки бороды и усов, в противном случае волос будет казаться седым и тусклым. Красками следует пользоваться умеренно, не прибегать к чрезмерной, грубой раскраске лица, не употреблять резких красок (особенно черной), не перегружать лица красками, чтобы не убить живого выражения, мимики — важнейшего фактора творчества актера-гримера. Всякий грим должен быть выполнен с максимальной четкостью.
     
     
      IV. СХЕМЫ ГРИМА.
     
      ТАБЛИЦА 3. МОЛОДОЙ МУЖСКОЙ ГРИМ
      Положив общий тон №2, накладываем румянец. На правильное лицо румянец накладывается так: кладутся красные точки на скулы, затем эти точки слегка растушевываются к вискам, глазу, носу и вниз, по щеке, постепенно сходя на-нет, с таким расчетом, чтобы последние отсветы румянца не заходили на щеках ниже конца носа и мочки уха. После этого слегка зарумяниваются височные впадины. Если же лицо слишком полное (с одутловатыми щеками), то румянцем покрывается почти вся площадь щек. При очень худом лице, с впадинами, идущими от глаза вниз по щеке, и с большими впадинами под скулами, надо покрыть скуловую кость более сильным слоем румян, не зарумянивая пространства от конца скул до носа. Затем краской более светлой, чем покрыто все лицо, высветляются впадины. Чтобы придать носу правильную форму, следует оттенить ребра носа светло-красной краской, незаметно стушевывающейся к щекам. После этого подкрашивают губы и мочки уха. Прежде чем начать подводку глаз, оттеняют глазную впадину синен, коричневой или коричневой с темно-красной (смешанной) краской. Потом тонкой кисточкой делается подводка глаза коричневой, темно-синей или черной краской (в зависимости от цвета глаз, парика или характера роли). Когда глаз загримирован, подводится бровь. Если свои брови очень опущены книзу (закрывают глаза), то их надо предварительно покрыть общим тоном, если же брови не поддаются закрашиванию, — замазать жидким гумозом или лаком (можно и сырым мылом), после чего они покрываются общим тоном. Непосредственно под тем местом, где должна быть нарисована бровь, подводится красная светлая черта, которая слегка стушевывается к глазной впадине, и только после этого рисуется бровь. Брови рисуются под цвет парика, чаще всего коричневой краской, смешанной с темно-красной, и лишь посреди, на изгибе, можно слегка оттенить ее черной краской. Черные брови рисуются только при абсолютно черном парике, а также в некоторых характерных гримах.
      Грим молодого лица горожанина отличается от грима деревенского или загорелого (южного) лица более светлым общим тоном и менее ярким румянцем.
     
      ТАБЛИЦА 4. МОЛОДОЙ ЖЕНСКИЙ ГРИМ
     
      На молодое женское лицо грим накладывается так же, как и на мужское. Разница заключается лишь в том, что женское лицо должно быть загримировано нежнее и более тщательно.
      Глазная впадина оттеняется для брюнетки и шатенки коричневой краской или коричневой пополам с темнокрасной, а для блондинки темносиней краской подкрашиваются веки и светлосиней краской рисуется синева под глазом. Затем глаз подводится тонкой чертой черной краски, которая стушевывается книзу и кверху. Брови рекомендуется делать тонкими, прямыми (если это подходит под стиль всего лица) или слегка изогнутыми на середине. Под бровью проводится красная черта, которая слегка стушевывается к глазной впадине. Чтобы лицо не казалось очень бледным, после того как грим уже покрыт пудрой, его можно слегка освежить сухими румянами. На ресницы верхнего века можно сделать «накрап». Для этого на спичке надо разогреть черный грим, взять кусочек на обратную сторону кисточки и слегка накладывать морганием века разогретую краску на ресницы. Черной подводки глаза под нижним веком надо избегать, оставляя черную черту на краю верхнего века. Губы и ноздри оттеняются светлой красной краской.
     
      ТАБЛИЦА 5. ХАРАКТЕРНЫЙ СТАРЫЙ ГРИМ МУЖСКОЙ
      При выполнении грима старика прежде всего надо помнить основную характерную особенность «старости». У старого (дряхлого) человека мускулы становятся дряблыми, неупругими. Поэтому старость выражается главным образом в опущенных мышцах лица, поблекшем взоре, трясущихся голове и конечностях и в сгорбленном корпусе. В зависимости от типа и возраста данной роли дается требуемая степень выражения старости.
      Прежде всего, если требуется по роли, надевают парик так, чтобы кромка лба на парике приходилась ближе к волосам, на том месте, где лоб имеет более расширенную форму. В противном случае (если парик надвинут на середину лба, — к бровям) кромка плохо сравнивается красками с телом, будет оставаться пространство между париком и лбом. После этого парик приклеивается лаком к вискам, чтобы волосы на парике не отставали и парик не съезжал назад. Если парик без лба, он надевается после грима, чтобы не запачкать волос на парике краской. Затем наклеивается нос (если это требуется), и все лицо покрывается вазелином (или салом), который слегка стирается тряпочкой или ватой. Лишь после этого накладывается общий тон №3 или желтоватый, чтобы более светлым тоном — №1 илн №2 — можно было ставить блики, т. е. высветлять кости, морщины, надбровные дуги и пр.
      Общий тон, так же как и в молодом гриме, надо свести на-нет, под подбородок, на шею.
      Характерным признаком возраста служит прежде всего цвет лица (общин тон). При старом гриме лицо теряет свою белизну, свежесть, нежный румянец и приобретает темнобурый колорит, цвет лица не только становится темнее, но и желтеет, делается похожим на пергамент. В старом гриме важно учесть также изменение черепа: в старости рельеф лица, черепные линии выступают сильнее. Поэтому нужно показать черепные впадины (коричневой с темнокрасной краской), высветляя соответствующие им выпуклости светлым тоном. Височные, глазные и скуловые впадины надо углубить, затемнить верхнюю губу, высветлить нижнюю губу, обведя ее для большей рельефности темной краской. Углы рта должны быть углублены и опущены книзу, подбородочная впадина — усилена. Под подбородком проводится линия, идущая к щекам вверх, — подщечная морщина. Высветляются надбровные дуги, скуловые выпуклости, мешки под глазами, нос и подбородок; проводятся носогубные и щечные морщины, которые в свою очередь, высветляются с наружной стороны.
      Почти все морщины в старческом гриме надо делать по складкам и морщинам на своем лице. Неправильно положенные морщины будут казаться фальшивыми, а лицо, изборожденное линиями, — не живым. Прежде чем рисовать морщины, надо на кисточке смешать краски — темнокрасную с коричневой (для здорового лица) или серую с коричневой (для больного) — и наметить линии на лице. Морщины осторожно растушевывают пальцем так, чтобы линия не была одинакова на всем своем протяжении, а имела бы «в одном месте углубление. Для этого нужно усилить в данном месте нажим темной краской, и светлым общим тоном №1—2 поставить блик с наружной мясистой стороны и тем придать морщине рельефность. Ушную раковину также покрывают светлым общим тоном, чтобы убрать румянец молодого уха.
      В старческом гриме глазная впадина, как и лицо, покрывается общим тоном №3, после чего внутренняя часть глазной впадины (ближе к носу), от брови до верхнего века, покрывается темной (коричневой или коричневой с баканом) краской. На наружную же часть, от средины глаза до наружного конца, накладывается светлая краска (общий тон №1 — 2). Затем той же краской, которой делают все морщины, отделяют верхнее веко (глазное яблоко) от бровей, — с этой целью проводится линия от внутреннего конца глаза к внешнему. Верхнее веко высветляют светлым общим тоном (№1 — 2), а нужнее веко подводят красной краской. Получается вид слезящегося больного глаза. Потом светлым общим тоном высветляется наружная косточка глазной впадины и отчеркивается как морщина. От нее лучеобразно рисуют мелкие морщины — «гусиные лапки». Наконец, делаются мешки под глазами; под красной подводкой глаза ставят блик светлой краской и от внутреннего конца глаза (у носа) проводят дугообразную морщину с более темным бликом посреди, у щек, где она переходит в щечную морщину. Проводить мешок сплошь от одного конца глаза к другому не рекомендуется. так как навстречу этой морщине идет подчеркнутая косточка внешней стороны глаза с «гусиными лапками». Это придает мешку под глазом больший рельеф.
      Если лицо старика должно быть без бороды, то можно показать его небритым. На месте бороды ставят небольшие блики (точки) синей, темнокрасной с коричневой и «белой краской (каждой краской в отдельности) или же наклеивают мелко нарезанное крепе. Впрочем, последний прием очень раздражает кожу и злоупотреблять им не следует. Чтобы показать выпавшие или гнилые зубы, надо вытереть ватой насухо зубы, намазать их лаком и, когда лак высохнет, покрыть черной краской и запудрить. Это создаст впечатление беззубости. Если же на краску еще раз положить лак, зуб будет коричневого цвета (гнилой). Золотые зубы во рту закрашиваются лаком, который, высыхая, становится белым. Если же нужно сделать зубы золотыми, — приклеивают на зубы кусочек золотой фольги. Пудриться в старом гриме лучше всего обыкновенной рисовой пудрой белого или желтого цвета. К старости волосы на бровях у мужчин становятся длинные, «вздыбливаются» и нависают. Поэтому их можно наклеивать из крепе седого, рыжего и черного (или смешивая). Чтобы показать худую старую шею, нужно выделить светлым тоном горло и кадык, а также боковые шейные мускулы (околоушные мышцы), затем затемнить пространство между ними, от уха вниз до ключиц, темнокрасной с коричневой краской и растушевать. Если нужно показать и ключицы, то следует высветлить ребра ключиц светлым тоном, затушевывая низ ключиц темной краской.
      Следует заметить, что лицо человека, занимающегося физическим трудом, к старости — более яркого колорита, нежели человека, занимающегося умственным, кабинетным трудом. Это лицо — более воскового оттенка, морщины меньше, но оно обрюзгшее, щеки более свисают, и в нижней части их надо высветлить.
     
      ТАБЛИЦА 6. ХАРАКТЕРНЫЙ СТАРЫЙ ГРИМ ЖЕНСКИЙ
      Для старого женского лица грим накладывается так же, как для мужского, различие может быть лишь в более мягком рельефе лица.
      Общий тон нужно накладывать на лицо неяркий (лучше №2, с незначительной примесью коричневой или, если есть, желтой краски). Морщины следует делать коричневой краской с малой примесью темнокрасной. Глазные впадины сверху слегка оттеняются коричневой краской, делаются мешки под глазами, а с наружной стороны глаза «гусиные лапки» — коричневой краской с примесью бакана. Этой же краской проводится несколько морщин на лбу.
      Над верхней губой, под носом слегка оттеняют носогубную ложбину (что рекомендуется делать в каждом гриме). Мелкие морщины на лице вообще отсутствуют, и лишь низ лица — подбородок — прорезают две-три крупные складки, образующиеся от опустившихся, ослабевших мускулов лица. В зависимости от полноты лица, делается два-три «висящих» подбородка, которые между складками (морщинами) высветляются светлым общим тоном, как и все морщины на лице.
      Для того чтобы сделать лицо дряхлой, болезненной старухи, худой, с ввалившимися щеками и беззубым ртом, надо на все лицо положить общий тон №2 (светлый) с примесью белой, коричневой и желтой красок. Белой краской пополам с общим тоном №2 высветлить скулы, а щеки провалить коричневой краской с примесью серо-синей. Красной краски в подобных гримах надо избегать, так какова придает лицу здоровый вид. Все морщины следует делать лишь коричневой (краской с серой и только глаза подвести светлокрасной краской, выбелив сперва мешок под глазом. Верхнюю губу затемнить коричневой краской, нарисовав несколько небольших вертикальных морщинок (сморщенные губы). Нижнюю губу «или подобрать внутрь (поджать) или высветлить середниу, оттенив края по бокам коричневой краской, что дает выражение отвислой губы.
      У старой женщины брови лучше делать рисованные коричневой с темнокрасной краской и после пудры провести несколько черточек белой краской, что даст седину.
      Нос можно наклеить из гумоза или из ваты (это делается до грима), а затем покрыть, как обычно, общим тоном. Зубы можно зачернить черной краской на лаке.
     
      ТАБЛИЦА 7. ХУДОЕ ЛИЦО
      На сцене довольно часто приходится изображать людей, изможденных какой-либо болезнью, истомленных непосильным трудом и изголодавшихся, а также людей, проведших долгие в тюрьмах, без солнца и свежего воздуха.
      Типы этих людей близко подходят друг к другу по внешнему облику, а потому и грим во всех таких ролях делается почти одинаковым. Разница заключается лишь в том, что у изможденного человека той лица серый, без признака румянца. Чахоточный же должен обладать более бледным тоном лица с лихорадочно блестящими глазами и легким румянцем, выступающим пятнами на скулах.
      Больное, изможденное лицо технически изображается так. Накладывается тон №1 с примесью минимального количества коричневой, желтой или серо-синей краски (чахоточное лицо — только тон №1). Глазную впадину оттеняют сильнее и шире книзу (под глазом) серо-синей краской, можно и с примесью коричневой, углы глаз (у носа) — белой краской. Нижнее веко подводится светло-красной краской, а верхнее у ресниц — черной или темно-синей чертой. Бока носа оттеняют серо-синей краской и стушевывают на щеки, а ребро носа покрывают общим тоном №2, что заостряет нос. Слегка оттеняется скуловая впадина, тщательно сводится на-нет книзу по щеке (покрывать всю щеку темной краской не рекомендуется). Щечную впадину можно начинать от глаза вниз по щеке, чтобы выделялись одни скулы (общим тоном №2). Губы или совсем не подводят или покрывают слегка серой краской. Брови рисуются, как обычно. Височную впадину оттеняют той же краской, что и худобу щек.
     
      ТАБЛИЦА 8. ПОЛНОЕ ЛИЦО
      Чтобы изобразить одутловатые полные щеки, нужно сначала наметить в середине щеки (ближе книзу) светлый блик величиною с трехкопеечную монету (№1 или 2 общего тона). Затем темнокрасной краской обводится большой круг, границами которого явятся углы рта. подбородок, край нижней челюсти и скуловая впадина. Таким образом, получается два концентрических круга: один малый (светлое пятно), другой побольше (красное кольцо). Можно нарисовать между ними еще и третий, розовый (общий тон №3). После этого краски смягчаются и сглаживаются на-нет так, чтобы белый круг незаметно переходил в красный и наоборот. Нижняя часть щеки (идущая от подбородка к скуловым костям) у полных людей отвислая (жирная), и потому ее нужно высветлить значительно больше верхней части щеки.
     
     
      V. ПРИЕМЫ ГРИМИРОВКИ
      ОТДЕЛЬНЫХ ЧАСТЕЙ ЛИЦА
     
      ТАБЛИЦА 9. НОСЫ
      Чтобы придать носу правильную форму, нужно оттенить обе стороны носа, — на молодом лице — светло-красной краской, в характерном гриме — темнокрасной или темнокрасной с коричневой. Для придания более красивого очертания проводят кисточкой две вертикальные линии от бровей до конца носа. Затем средними пальцами руки слегка растушевывают краску от носа к щекам. Если нос узкий вверху и широкий к концу, линия до конца носа не проводится, а кончик носа слегка зарумянивается.
      Если нужно из прямого носа сделать кривой, то проводят такие же линии, но не прямые, а с отклонением в ту или иную сторону и также затушевывают по бокам (табл.9, рис.7). Чтобы получился курносый, вздернутый нос, подтягивают нос газовой ленточкой (полоской шелкового газа), которая наклеивается от верхней губы до переносицы (табл.9, рис.8—8а). Когда лак подсохнет, конец носа слегка приподнимают кверху одной рукой, а другой прикрепляют второй конец ленточки к верхней части носа у бровей. После этого грим накладывается как обычно.
      в комическом гриме вздернутый нос можно сделать и без подклейки, одними красками; для этого затушевывают темнокрасным нижний конец носа, а посредине его, чуть повыше ноздрей, проводят горизонтальную черту (бакан с коричневой) от одной ноздри до другой и слегка растушевывают. Промежуток между двумя темными бликами высветляется общим тоном №2.
      Для изменения формы носа, помимо грима, употребляют еще наклейки из ваты и гумозного пластыря, смешанного с краской (или специальной мастикой). Весь этот материал наклеивается на нос до покрытия лица вазелином. Нос предварительно вытирают пудрой (чтобы удалить жировые отложения кожи). Потом из размятой мастики гримирующий лепит приблизительную величину и форму носа. Вылепленную форму помещают на кончик носа и начинают вазелином сглаживать края до тех пор, пока мастика совершенно не сольется с носом. Форма носа быстро и легко поддается изменениям. После этого нос закрашивается общим тоном.
      Для разных типов существуют разные формы носов.
      На таблице 9 мы приводим ряд рисунков, показывающих, как из прямого носа сделать ту или иную форму посредством гумоза или подтягиванием носа газовой лентой.
      Рис. 1 — изображает прямой нос.
      Рис. 2 — гумозная наклейка орлиного носа.
      Рис. 3 — тот же нос, наклеенный гумозом «башмаком».
      Рис. 4 — горбатый нос.
      Рис. 5 — извилистый нос.
      Рис. 6 показывает, как из прямого носа посредством наклейки гумоза сделать орлиный нос, и 7-й — как из прямого посредством теневой (темной) краски сделать кривой нос.
      Рисунки 8 и 8а показывают, как прямой нос надо подтягивать газовой ленточкой, чтобы сделать «вздернутый», «курносый».
     
      ТАБЛИЦА 10. ГЛАЗА
      Прежде чем начать гримировку глаза, нужно оттенить глазную впадину, придать глазу известную глубину. Оттеняется вся глазная впадина синей, коричневой, а иногда зеленой краской, причем нужно различать степень природной глубины глаза: чем глаз глубже поставлен от природы, тем меньше его нужно оттенять, потому что глубина сама создает тень; чем больше выдвинуты глаза, тем больше их нужно затемнять (удалять). Если глаза малы или имеют неправильную форму, их можно увеличить или исправить. Чаще всего недостаток глаз выражается в приподнятости внешних углов глаз. Для исправления или увеличения глаза проводится под нижним веком от середины глаза (от зрачка) до внешнего конца его светлая полоска (общим тоном №2 или белой с синей краской) под тон белка глаза, расширяющаяся к концу глаза в виде треугольника. Затем тонкой кисточкой делается подводка, которая идет параллельно всему глазу от носа до внешнего конца глаза, чуть-чуть переходя за естественную границу глаза. Эта подводка делается темносиней, коричневой или черной краской и должна быть выполнена очень аккуратно и четко. Верхнее веко подводится по своей естественной границе, у самых ресниц — от носа к концу глаза, рисуется чуть длиннее нижней подводки, и делается это почти всегда черной краской. Иногда на ресницах верхнего века накрапливается разогретая черная краска, которая накладывается после того, как лицо уже запудрено. Правильной формой глаза считается немного удлиненный глаз — миндалевидный. Тень глазной впадины производится различными красками в зависимости от парика, цвета кожи или характера исполняемой роли. Так, например, блондин (бледное лицо) — светлоголубая подводка; женское лицо шатенки (темной блондинки) — темносиняя подводка; мужское лицо брюнета (смуглая кожа) — коричневая подводка; больной глаз, воспаленный — красная подводка. Подводка наружных концов глаза не должна соединяться своими линиями: между верхней и нижней чертой оставляется открытое пространство, что увеличивает глаз и придает ему более красивую форму. Если же мы соединим оба наружных конца, глаз приобретает круглую форму и уменьшается в своем объеме, что делает глаз наивным и испуганным.
      Для того, чтобы сделать глаз косым (в характерном гриме), после нарисованной тени глаз уже не подводится, а у внутренних концов глаза, у носа, сверху и снизу подводятся маленькие, короткие черточки черной краской. То же самое, сделанное на внешних концах глаза; придает раскосость.
      Чтобы придать глазу комическую форму, покрывают глазную впадину светлым тоном и посредине глаза на верхнем и нижнем веке, против зрачка, ставятся точки черной краской, что «останавливает» зрачок и делает глаз глупым, неподвижным.
      Для того чтобы сделать глаз слепым, существует несколько способов: заклеивают глаз материей, закрашивая ее под цвет белка; заклеивают темным крепе или покрывают закрытое веко глаза светлой краской, резко окружая забеленное веко фальшивой подводкой (красной чертой) и снаружи — коричневой с черным. Глаз с бельмом гримируется, как обыкновенно; затем лаком приклеивается к верхнему веку (посредине) маленький кружочек, вырезанный из бумаги, с длинной лапкой, которая и прикрепляется к верхнему веку.
      В характерном гриме глаз подводится темнокрасной, коричневой или той и другой краской вместе. Чтобы сделать глаза с приподнятыми кверху внешними концами,
      под бровями у внешних сторон глаз приклеиваются узкие газовые ленточки, концы которых подтягиваются и завязываются под париком на голове (табл.10, рис.4). Приклеенная ленточка покрывается общим тоном, и глаза подводятся, как обычно, с той лишь разницей, что линия глаза опускается вниз у носа.
      Для фантастических гримов на верхнее веко наклеивается блестящий кусочек золотой или малиновой фольги или тонкая полоска из такого же блестящего материала под нижним веком. Для таких же фантастических или сказочных гримов (как, например, «ведьма») в глазную орбиту вклеивается лаком, как монокль, половина мячика для «пинг-понга» из гуттаперчи, что делает глаз выпуклым, круглым, вылезающим из орбиты. Мячик затем закрашивается по бокам и посреди его рисуется зрачок или просверливается отверстие, которое в свою очередь гримируется под зрачок глаза.
      Рис. 1 — нормальный глаз миндалевидной формы для парика шатена и брюнета; рис.2 — тот же глаз для парика блондина и для ролей в комедийных пьесах.
      Рис. 3 показывает, как увеличить узкий глаз посредством подводки нижнего века, усилив белок над внешней стороной нижнего века светлой краской под тон собственного белка.
      Рис. 4 — подтяжка глаза тазовой ленточкой для гримов монгола, китайца, японца.
     
      ТАБЛИЦА 11. БРОВИ
      Если свои брови не соответствуют характеру данной роли, то их следует замазать общим тоном (если они поддаются замазке) или жидким гумозом, лаком, а иногда сырым серым мылом, после чего накладывается общий тон.
      Затем, непосредственно под бровью, которая должна быть нарисована, проводится красная светлая черта, слегка растушевывается к глазной впадине, и только после этого рисуется бровь. Если бровь рисуется выше своих бровей, т. е. за счет лба, то надо соответственно продлить кверху тень боков носа. Брови бывают: ^круглые или короткие, 2) приподнятые у внутренних концов, 3) нависшие и 4) изогнутые, кривые. Иногда на молодом лице проводятся также и прямые брови, что дает глазу четкость и выразительность.
      Всякая растительность на лице, как-то: брови, усы, борода и пр., всегда рисуется штрихами под цвет волос с таким расчетом, чтобы между штрихами просвечивалась кожа. Только в некоторых местах можно зарисовать сплошь, чтобы поставить блики, причем эти блики должны ставиться более темной краской. Было бы большой ошибкой сначала рисовать контур, а потом закрашивать сплошь середину, — от этого нарисованная растительность будет казаться плоской и неестественной.
     
      ТАБЛИЦА 12. ГУБЫ
      Правильная форма губ встречается очень редко. Она заключается в четких границах, придающих губам ясные, красивые очертания. Губы, не обладающие ими, покрывают общим тоном, на фоне которого рисуют правильные границы более темной губной помадой или краской (красной), и внутри затушевывают светлой помадой или красной краской.
      Верхняя губа, в зависимости от ее выпуклости или впалости, может быть темнее или светлее нижней. Чтобы сделать губы выпяченными, надо краской более светлой, чем общий тон (иногда просто белой), поставить блики над верхней и нижней губой. Если же губы чрезмерно выдаются вперед (неправильно растущие зубы), губы слегка зарумяниваются и ложбинка под носом вырисовывается резче. Если нижнюю губу высветлить и под ней положить тень, губа будет казаться отвислой. Подняв углы рта красной краской, достигнете улыбки (постоянной, застывшей); опустив углы книзу — выражения скорби, страдания (старческий рот). Кривой рот изображают так: один угол рта поднимается вверх красной краской, а другой опускается; или губы покрывают общим тоном, а затем рисуются фальшивые губы. Границы губ в таком случае резко вырисовывают темнокрасной краской. Чтобы изобразить пьяного, надо положить два пятна из вазелина по углам рта — и рот будет казаться слюнявым и мокрым.
      Если нужно нижнюю губу сделать отвислой с помощью наклейки, то, до покрытия лица вазелином, лепят губу из ваты, наклеивают ее и потом уже покрывают вазелином и общим тоном.
      Мы показываем, как надо исправлять губы.
      Рис. 1 — толстым, бесформенным придать четкую форму.
      Рис. 2 — узкие, «тонкие» губы расширить.
     
      НАКЛЕЙКИ ИЗ ВАТЫ И ТРИКОТАЖА
      Кроме измения формы носа, может встретиться необходимость изменить форму и другой какой-либо части лица (подбородка, скул, ушей, щек и т. п.). Эти изменения производят при помощи гумозного пластыря, ваты или трикотажа. Наклейки из ваты делаются так. Лаком обводят на лице контур той его части, которой хотят придать иную форму, затем наклеивают кусочек ваты в центре, сводя края этого кусочка начнет. После этого из более тонкого слоя ваты вырезают кусок, соответствующий обведенному лаком на лице контуру, и, проведя еще раз лаком по этому контуру, закладывают на него вырезанный слой ваты поверх наклениого раньше куска. Если контур получился грубым, его сравнивают с лицом, накладывая на края наклейки тонкие слои ваты.
      Наконец, всю наклейку покрывают цветной пудрой (цвета общего тона лица) или закрашивают ее разбавленной вазелином жидкой краской телесного цвета. Этот способ применяется в тех случаях, когда из худого лица нужно сделать полное.
      Существует еще один прием таких наклеек, при помощи трикотажа. Прием этот состоит в следующем. У женского чулка (предпочтительно фильдекосового) с отрезанной ступней разрезают задний шов. Получается продолговатое полотнище из трикотажа. Это полотнище вырезается, как показано на рис.3, и прикладывается к лицу гримирующегося. Затем пришитые к выкройке в точках А две нитки завязываются на затылке, уши продеваются в вырезанные отверстия, а границы выреза по носогубным морщинам приклеиваются лаком. Все лицо, за исключением скул, носа, рта и верхней части подбородка, оказывается как бы в чехле. Под этот чехол подкладывают соответствующие куски ваты на щеки, шею и под подбородок. Когда щеки и подбородок примут нужную форму, боковые стороны полотнища стягиваются на шее, сзади, и зашиваются. Низ же полотнища, образующий шею, пришивают кругом к нижней рубашке или фуфайке. Если под этот трикотаж положить на затылок соответствующий кусок ваты, получится впечатление жировой складки на шее. После этого трикотаж уравнивают по цвету с непокрытой частью лица (при помощи того же разжиженного вазелином общего тона) и лицо гримируют, как обычно.
      На табл. 8 показано полное лицо, загримированное при помощи наклейки трикотажа (на вате).
     
     
      VI. ОБРАЗЦЫ ГРИМОВ
     
      ТАБЛИЦА 13. ФАМУСОВ
      («Горе от ума» А. С. Грибоедова)
      Фамусов — важный барин, крепостник; здоровое, упитанное, холеное лицо, с мягкими, округлыми формами, без резких морщин и впадин. Широкий, мясистый книзу нос с чуть заметной горбинкой (можно и без горбинки — прямой).
      Заплывшие, опухшие глаза с большими свисающими внизу мешками, мягко очерченными (коричневой и бакан) и высветленными книзу. Глаза можно сделать округлой формы и подвести снизу баканом, а верхнее веко отделить коричневой краской от орбиты глаза. Общий тон лица №3. На скулах ближе к вискам положить небольшой румянец баканом. Если лицо актера худощавое, надо баканом очертить окружность по краям щек и высветлить внутренность этой окружности в более светлый тон №2 (см. табл. 8). Подрумянить следует также уши, конец носа, но сделать это слегка, не утрируя. От носа к губам можно сделать широкие падающие морщины и оттушевать вовнутрь к носу, высветлив наружную сторону светлым тоном. Из-под подбородка вверх провести также неширокую морщину, высветлив второй подбородок. На подбородке поставить блик теневой краской, как бы раздваивающий подбородок. Верхнюю губу затемнить теневой краской, а нижнюю по бокам затемнить, посреди поставив блик светлым тоном. Концы губ опустить кинзу и верхнюю часть губы от носа до конца подтушевать, что даст впечатление выпавших или вставных зубов и покажет старческую вялость губ. Положить одну-две надбровные вертикальные морщины, высветлить надбровные дуги и затемнить лобную впадину. Все морщины и впадины выдержать в одном тоне (коричневая с баканом). Парик с редкими седыми волосами, идущими от макушки ко лбу. На лбу пышно взбитый кок по моде 20-х годов прошлого столетия и пышные зачесы на лицо от висков и бакенбардов. Брови — подседить свои или наклеить из крепе немного округлой формы. Под бровями высветлить кости глазной ©падины. На лице можно поставить мушку или бородавку. Запудрить розовой пудрой.
     
      ТАБЛИЦА 14. ЧАЦКИЙ
      («Горе от ума» А С. Грибоедова)
      Чацкий — молодой человек, принадлежащий к аристократическому обществу двадцатых годов прошлого века. Он умнее, честнее и глубже окружающих его людей.
      Грим Чацкого — обыкновенный грим молодого лица (см. табл.3), но выдержать его следует в более строгих тонах: бледное лицо с хорошим овалом (общий тон 2), едва заметный румянец, идущий от висков ко внешним концам глаз, тонкий прямой нос (бока носа слегка оттенить баканом с коричневой краской или общим тоном №3 с баканом, ноздри высветлить). Большие, вдумчивые, блестящие глаза. Оттенить глазную впадину коричневой краской с небольшой примесью бакана, внизу Тень глаза свести на-нет так, чтобы под глазом получился небольшой «синяк» (тень). Если глаза актера большие, можно подвести их внизу коричневой краской с небольшим бликом в центре под зрачком (черной тонкой черточкой). Верхнее веко по ресницам подвести черной краской. Если глаза актера маленькие или узкие, их можно увеличить (см. табл.10).
      Брови сделать прямые, тонкие, коричневой краской с баканом и середину слегка прочертить черной краской. Рот сделать небольшой и не толстый, но и тонких губ делать не следует. Слегка подрозовить подбородок и раздвоить его тенью посредине. Подрозовить мочки ушей. Парик светлокаштановый, с зачесом вперед у висков и у лба, где волосы взбиты коком по моде 20-х годов прошлого столетия. Многие актеры играют Чацкого в очках.
      Запудрить грим следует розовой пудрой.
     
      ТАБЛИЦА 15. ЛИЗА
      («Горе от ума» А. С. Грибоедева)
      Лиза — это не просто разбитная деревенская девушка, попавшая в услужение в господский дом. Этот образ заимствован Грибоедовым от субреток французского театра. Она не только горничная, услужающая барышне Софье, — она ее подруга-наперсница.
      Лиза умная, веселая девушка. Она молода, изящна, обходительна. красива лицом, свежа; задорно вздернутый нос, алые щеки, быстрые, блестящие глаза, плутовато приподнятые брови, яркие, пышные, улыбающиеся губы с чуть приподнятыми уголками. Прическа того времени с прямым пробором посреди головы и тремя косами, которые лежат венком по голове и закругляются по бокам у ушей.
      Общий тон можно положить №2 или №2 — 1, если таковой имеется в наборе красок. Яркий румянец на щеках и на нижней части подбородка. Глазную впадину оттенить серовато-синим тоном. Верхние ресницы можно по окончании грима, после пудры, подкрасить черной краской или сделать накрап разогретой черной краской. В уголках глаз поставить яркокрасные «слезняки». Под бровью оттенить розовым и провести тонкие, чуть изломанные кверху брови коричневой с баканом. Губы подвести светлой краской, придав форму «сердечка»; углы губ немного, той же краской, поднять кверху; ноздри высветлить, а нос слегка оттенить коричневой с баканом или, если нос актрисы длинен, подтянуть лентой (см. табл. 9). Запудрить грим следует розовой пудрой.
     
      ТАБЛИЦА 16. ХЛЕСТАКОВ
      («Ревизор» Н. В. Гоголя)
      «Хлестаков — молодой человек лет двадцати трех, тоненький, худенький, несколько приглуповатый и, как говорится, без царя в голове, — один из тех людей, которых в канцеляриях называют пустейшими. Говорит и действует без «всякого соображения. Он не в состоянии остановить постоянного внимания на какой-нибудь мысли. Речь его отрывиста, и слова вылетают из уст его совершенно неожиданно. Чем более исполняющий эту роль покажет чистосердечия и простоты, тем более он выиграет. Одет по моде» (Н. Гоголь, «Замечания для господ актеров»).
      До последнего времени актеры, играющие роль Хлестакова, старались воспроизвести традиционный образ столичного щеголя, красивой внешности, комедийного любовника или простака, совершенно упуская из виду ту сатирическую подоплеку роли, которую вложил в нее Гоголь.
      Следовательно, никакой красивой внешностью наделять Хлестакова не следует и, принимая во внимание сказанное о нем: «сосулька, тряпка» и «несколько приглуповатый», — Делать грим молодого, характерного комического лица. Парик светлого блондина с коком спереди; нос либо курносый (подтянуть лентой), либо мягкой, неопределенной формы. Общий тон лица — светлый, небольшой румянец на щеках — «яблочком». Глазную впадину высветлить.
      Глаза вверху не подводить, а внизу подвести коричневой с баканом по естественной границе нижнего века, что придаст глазу круглую форму удивленного, глупого взгляда.
      Брови — приподнятые, маленькие, изогнутые посредине (коричневой с баканом).
      Губы — маленькие, пухлые, (форма «сердечка»); углы губ, если рот большой, следует замазать общим тоном. Баканом с коричневой краской можно подрисовать маленькие бачки.
      Лоб сделать низким и слегка зарумянить, высветлив надбровные дуги.
     
      ТАБЛИЦА 17. ЗЕМЛЯНИКА
      («Ревизор» Н. В. Гоголя)
      «Земляника, попечитель богоугодных заведений, очень толстый, неповоротливый и неуклюжий человек, но при всем том проныра и плут. Очень услужлив и суетлив» (Н. Гоголь, «Замечания для господ актеров»).
      Этот грим особенно труден для большинства исполнителей, главным образом наклейками, так как редко исполнитель этой роли обладает собственной толщиной лица и фигуры, характерной и необходимой для Земляники. Следовательно, грим надо начинать с наклейки щек или общей толщинки лица, уже описанной нами (табл.12). После наклейки щек (если актер прибегает к ним) делается наклейка носа из гумоза или ваты. Очень характерно будет подклеить ватой также и верхнюю часть ушной раковины или оттопырить уши. Если актер делает наклейку щек из ваты, а не общую трикотажную, тогда к парику пришивается сзади толщинка на вате, которая с боков шеи приклеивается лаком, а низ толщинки пришивается к фуфайке или завязывается специально пришитыми тесемками вокруг шеи под воротником. Когда наклейки и налепки готовы, надевается парик и накладывается общий тон. При этом следует заметить, что при наклейках общий тон необходимо развести вазелином или иным жиром, так как в противном случае один общий тон плохо будет покрывать наклейку, не будет ровно ложиться. Когда все лицо с наклейками и налепками покрыто общим тоном, подклеивают виски, по бокам которых от парика на лоб делают начесы из волос, и затем подклеиваются баки. Тон для лица — средний №2,5—3, чтобы лицо не было слишком темным и в то же время чтобы более светлым общим тоном можно было делать блики и высветлять морщимы. Весь грим надо выдержать в светлых, ярких тонах, — коричневой краски прибавлять к бакану для морщин следует очень немного.
      Глазные впадины высветлить самым светлым общим тоном, но не белой краской.
      Брови свои замазать или оставить в виде небольших пучков. Если свои брови хорошо покрыты общим тоном с гумозом, можно или сделать наклейку из крепе, или нарисовать брови чуть выше своих, но не делать их густыми и длинными. Глаза можно опустить у внешних концом книзу, для чего внутреннюю часть глаза подвести непосредственно у естественной границы, а внешнюю часть под глазом — высветлить под цвет белка своего глаза и подвести.
      Нос и щеки подрозовить светлокрасной краской. Губы можно сделать толстые и бесформенные, а нижнюю часть подбородка («второй (подбородок») высветлить. Морщины положить, как обычно при гриме толстого лица (см. табл. 8).
     
      ТАБЛИЦА 18. ЮСОВ
      («Доходное место» Д. Н. Островского)
      Видный чиновник. Прежде чем добиться этого положения, ему пришлось помытарствовать, заискивать перед всеми начальниками. Молодых, образованных он не любит — боится их: «У меня правило — всячески их теснить для пользы службы, потому от них вред…»
      Внешне — это небольшого роста, полный» с брюшком, сытый и довольный человек, с обрюзгшим, жирным лицом, обрамленным седой бахромой волос, и с большими седыми бакенбардами. Низко опущенные на нос очки, седые с черным волосом, взлохмаченные брови, широкий книзу, «картошкой» нос, сизый на конце, выбритые усы и подбородок, дающие небольшую синеву небритости.
      Тон лица — светлый, даже немного желтоватый, цвета пергамента (№2, 3 желтый).
      Морщин на лице мало. Мешки под глазами, две-три морщинки на лбу, поперечные морщины у переносья, носогубные и подбородочные.
      Все морщины высветлить светлым тоном. Верхнюю губу слегка подвести баканом, а нижнюю высветлить общим тоном №2. Глаза подвести баканом внизу. Верх оставить без подводки. Выделить подбородок той же краской, что и морщины.
      По ходу действия Юсов нюхает табак из табакерки и вытирает нос цветным платком.
     
      ТАБЛИЦА 19. КАБАНИХА
      («Гроза» А. Н. Островского)
      Кабаниха — представительница «темного царства», купеческого самодурства, семейной тирании. Это мрачный, гнетущий образ.
      Кабаниха представляется нам тяжелой, мужеподобной женщиной, с большим квадратным лицом, коротким, тупым носом с небольшой горбинкой, выступающими скулами и тупым квадратным подбородком. Волосы гладкие, почти черные, с прямым пробором. Брови короткие, прямые, низко опущенные на глаза. Губы плотно сжатые, тонкие, бескровные, с опущенными концами.
      Тон лица — смуглый, коричневый (№3 с примесью коричневой и бакана). Глубокие складки морщин меж бровями на лбу, тяжелые большие мешки под глазами и резкие носо-губные морщины. Вообще все морщины Кабанихи должны быть резкими, глубокими, но короткими и немногочисленными, чтобы лицо не изображалось линиями: это сделало бы его более мягким и приятным. На щеках под скулами можно положить небольшую тень (впалость), чтобы резче выступали скулы, которые в свою очередь следует выделить более светлой краской, чем весь тон лица. Все морщины и впадины делать красками одного тона (коричневой с баканом) и высветлять каждую морщину светлым тоном.
      Шею и руки также необходимо покрыть темной краской, чтобы лицо не отличалось от шеи. Лоб низкий; для этого парик надо надевать глубже, ниже на лоб, а «надбровные дуги» высветлить тоном над бровями и оттенить сверху той же краской, что и морщины.
      Кабаниха держится прямо, надменно и гордо; жесты ее — плавные и скупые и тяжелая, медленная походка, костыль, на который она тяжело опирается.
     
      ТАБЛИЦА 20. УЛИТА
      («Лес» А. Н. Островского)
      Улита — приживалка, рабски пресмыкающаяся и подхалимствующая перед барыней, шпионящая и доносящая на окружающих. Юркая, худощавая, всюду сующая свой «утиный нос», она в то же время по-своему кокетлива и влюбчива. Вся ее внешность должна быть комично-безвкусной.
      Прическа — маленький, торчащий пучок и падающие на лоб и по ушам завитки волос от папильоток. Нос имеет форму «башмака». Щеки накрашены «яблочком». Губы — «бантиком». Тон лица нарочито выбеленный, грубо напудренный, на щеке можно поставить мушку.
      Черной краской на лаке можно провалить один-два зуба впереди.
      Лицо Улиты безброво, но она неумело подводит брови «дугой» накопченной шпилькой (подводку бровей можно «сделать несколько выше своих совершенно ровным нажимом краски, т. е. не расширять и не суживать на всем их протяжении). Губы подвести светлокрасной краской и обрисовать контур для четкости баканом. Форма губ утрированная — «сердечком», для чего нижнюю губу по бокам покрыть общим тоном, а красным выделить лишь середину нижней губы. Глазную впадину высветлить тоном и черной краской подвести низ по естественным границам глаз. Уши высветлить. Положить носо-губные морщины и сделать мешки под глазами (баканом с коричневой краской).
      Цвет парика — светлорыжеватый или блондин.
     
      ТАБЛИЦА 21. ГРАДОБОЕВ
      («Горячее сердце» А Н. Островского)
      Городничий Градобоев — взяточник. Все стремления в жизни у него направлены к стяжанию. «Он целый день на крыльце сидит, все на дорогу смотрит, и какой зоркий на беспашпортных», — говорят о чем. Он дерет «и с живого и с мертвого, и с бедняка копейку, и с богача — рубль».
      Любит он выпить, особенно за счет приятелей, как пьет у Хлынова и Курослепова. Черты лица Градобоева грубы, жестки, но расплывчаты. Лицо широкое, с толстыми, обрюзгшими и отвисшими щеками. Тон лица обветренный, загорелый. Низкий ограниченный лоб, волчьи жадные глаза, жесткие щетинистые брови и низко растущие волосы на голове, остриженные «под бобрик». Прямые, щетинистые, серые баки спускаются «котлетами» до конца ушной раковины. Резкие складки на лбу; мешки под глазами, носо-губные морщины. Губы опущены книзу. Тонкий рот. Резко очерченный подбородок с небритостью. Уши оттопырены, для этого нужно согнуть пополам толстую головную шпильку, один конец ее укрепить под париком. другим оттопырить ухо (если парика нет, сзади уха подклеивают кусок обыкновенной пробки, срезанной наискось).
      Общий тон — №3 с добавлением коричневой краски и бакана. Глазные впадины высветлить, нижнее веко подвести светлокрасной краской. Баканом положить румянец на верхней части скул, у висков, ближе к ушам.
      Нос наклеить из гумоза и конец носа сделать «сизым» (краски бакан и серая). Все морщины должны быть выдержаны в одном тоне (бакан с коричневой краской).
     
      ТАБЛИЦА 22. КУРОСЛЕПОВ
      («Горячее сердце» А. Н. Островского)
      Курослепов — яркий представитель самодурствующего купечества, так широко описанного в произведениях А. Н. Островского.
      Потерявший человеческий облик, вечно пьяный и вечно сонный, Курослепов уже плохо соображает, где сон, где явь.
      Его единственное желание — поесть, выпить и спать. Это большая, глыбоподобная, неуклюжая фигура, с оплывшим и заросшим лицом. Маленькие, свиные, заплывшие жиром глаза и большой сизый нос картошкой.
      Тон лица у него багровый, темный (№3 с примесью бакана и коричневый). Нос можно сделать из гумоза и конец подкрасить баканом с серой или синей краской. Глазные впадины высветлить более светлым тоном, чем все лицо. Наклеить густые короткие брови. Под глазами — большие мешки, а глаза подвести только внизу светлокрасной краской. На лбу — две-три морщины. Глубокие носо-губные морщины. Густые, взбитые усы и борода. Парик — темношатеновый ближе к брюнету, с пробором посреди.
     
      ТАБЛИЦА 23. САТИН
      («На дне» М. Горького)
      «Человек! Это звучит… гордо!» Именно таким Человеком с большом буквы дал М. Горький среди опустившихся на дно, выбитых из жизненной колеи людей — Сатина.
      Горький наделил Сатина острым умом философа, питающего ненависть ко всему мещанскому, тупому и сытому.
      Сатин — бунтующая натура. Он не лентяй, но работать не хочет из протеста: «Сделай так, чтоб работа была мне приятна...» — «Когда труд — удовольствие, жизнь хороша! Когда труд — обязанность, жизнь — рабство!»
      В Сатине чувствуешь, как писал Горький об игре Станиславского, «сгустки мысли, чувства, крови и горьких, жгучих слез мира сего».
      Это описание дает яркий образ фигуры Сатина. Большая, львиная голова с рассыпанной в беспорядке шапкой волос. Бледное, с желтизной лицо в больших отеках под глазами и по щекам. Резкие морщины на лбу и от носа к губам. Большие, горящие глаза.
      Все морщнны и впадины лучше делать коричневой краской с баканом. Темный бакановый румянец на верхней части скул, ближе к ушам. Отеки высветлить тоном с примесью желтой краски и чуть подтенить кончик носа баканом. Губы можно подьярчить баканом, но не вырисовывать их. Глазную впадину вверху подтемнить коричневой с баканом, а низ — только одним баканом, чтобы дать некоторую воспаленность глаз. Снаружи у глаз можно подрисовать лучистые морщины, «гусиные лапки». Волосы — шатен с проседью.
     
      ТАБЛИЦА 24. ЛУКА
      («На дне» М. Горького)
      В своей статье «О пьесах» М. Горький раскрывает образ Луки-утешителя, как тип социально вредный. «Есть весьма большое количество утешителей, которые утешают только для того, чтоб им не надоедали своими жалобами, не тревожили привычного «покоя ко всему притерпевшейся колодной души... Утешители этого рода — самые умные, знающие, красноречивые. Они же поэтому и самые вредоносные!» Лука нам представляется небольшим, ссутулившимся сухеньким старичком, с большой плешью через всю голову и только по бокам головы спадает длинная бахрома седых волос, чем-то напоминающих прическу священников или монахов. Жиденькая клином седая бороденка и усы, теряющиеся своими концами в этом клинушке бороды.
      Носит очки, которые закладывает на лоб, разговаривая с окружающими. Вздыбленные, спутанные старческие брови, над 'Выцветшими, глубоко ©павшими глазами. Несмотря на свои 60 лет, он достаточно силен и подвижен. Лицо у него сильно обветрено постоянными странствованиями. Тон лица — коричневый, с примесью №3, можно немного смешать с желтой краской. Все морщины глубокие (коричневой с баканом) и высветлены светлым общим тоном.
      Глазные впадины у носа под глазами — затемнить. Наружные стороны глазных впадин под бровью — высветлить. Щеки под скулами провалить теми же красками, что и морщины. Глубокие щечные и носо-губные морщины. Верхняя губа запала — ее затемнить коричневой краской, а нижнюю — высветлить, чтобы она отвисала. Верхние веки вы-светлить, ннжние — подвести светлокрасной краской (кармином), что дает старческий, воспаленный глаз. Кончик носа немного подтенить баканом с серой или синей краской. Шею и руки тоже лучше загримировать коричневой краской.
     
      ТАБЛИЦА 25. ВАССА ЖЕЛЕЗНОВА
      («Васса Железнова» М. Горького)
      Васса Железнова — капиталистка, уничтожающая со звериной жестокостью все препятствия на своем пути. Что-то холодное, черствое в лице Вассы. Не надо придавать ее лицу какую-либо особую демоничность или злодейство. Черты лица ее даже в 42 года носят следы красоты, тон лица темного смуглый, но бледный (тон №2 с легкой примесью коричневой).
      Тонкие, сжатые губы с опущенными углами. Прямой тонкий нос, носо-губные морщины и морщины у бровей, чуть заметные мешочки под глазами. Все морщины — баканом с коричневой краской.
      Если лицо актрисы полное, — дать небольшой провал под скулами на щеках. Прямые или несколько изогнутые брови глаз. Прическа «валиком» пышная.
     
      ТАБЛИЦА 26. ЕГОР БУЛЫЧЕВ
      («Егор Булычев и другие» М. Горького)
      Булычев — человек из народа, попал в ряды эксплоататоров, попал на «чужую улицу». Он, капиталист, нененавидит капитализм и ощущает гибель его.
      Булычев болен, он знает свою физическую обреченность и тем острее в нем вспыхивает жажда жизни, жажда деятельности.
      Внешне облик Булычева резко отличен от купцов Островского, от купцов старого Замоскворечья. Булычев — купец предреволюционного периода, и внешность его — городского интеллигента.
      Слегка волнистые волосы откинуты назад. Небольшая борода и усы с чисто выбритыми щеками. В тоне лица не надо давать никаких следов болезни Булычева. Здоровое лицо, может быть, с легкой примесью к тону №3 коричневой и желтой краской. Глубокие морщины у носа, падающие вниз, к углам губ; мешки под глазами; одна-две морщины на лбу и между бровей. Глазная впадина оттенена коричневой краской с примесью бакана. Чуть высветлить скулы и сделать провал (худобу) под скулами. Все морщины и впадины выдерживать в одном тоне (коричневая с баканом). Этой же краской слегка оттенить впалость висков. Глаза подвести сверху и снизу коричневой краской. В бровях показать упрямство и волю.
     
      ТАБЛИЦА 27. ПОП ПАВЛИН
      («Егор Булычев и другие» М. Горького)
      Внешне — это сытая, отяжелевшая фигура «холящего» и «ублажающего свою плоть». Лицо «сытое», гладкое, большая, широкая, но не густая борода с теряющимися в ней усами. Парик также не должен быть густым, гладко причесан. Вообще Павлин заботится о своей внешности, чтобы придать себе холеный вид «барина-священнослужителя» (да еще члена Думы).
      Тон лица не надо делать слишком ярким и темным. Морщин на лице мало, — слегка наметить мешки под глазами, чуть ярче сделать носо-губные морщины и поперечные морщины между бровями. На щеки можно ближе к вискам положить легкий румянец баканом (темнокрасным). Губы почти скрываются за усами и бородой. Нижн/ою губу можно немного подкраснить или подклеить из ваты. Нос можно налепить гумозом, придав ему форму «груши». Наклеить густые брови, темнее по цвету, чем борода и парик. Глазную впадину слегка оттенить баканом (темнокрасным), а нижнее веко чуть подвести коричневой краской с примесью бакана.
     
      ТАБЛИЦА 28. ЛЮБОВЬ ЯРОВАЯ
      («Любовь Яровая» К. Тренёва)
      Любовь Яровая — народная учительница из революционной интеллигенции, связавшей свою жизнь с интересами народа.
      Сильное, мужественное и умное молодое лицо. Тон лица слегка бледноватый №2 или (если имеется) №1.
      Большие глубокие глаза. Глазную впадину покрыть коричневой краской с минимальной примесью бакана, который слегка оживит той коричневой краски. Подводку верхнего века сделать черной краской или «накрапом*». Глаза можно слегка увеличить у внешних концов нижнего века (см. табл. 10) и подвести коричневой краской, поставив небольшой блик посреди нижнего века в виде короткой черточки под зрачком черной краской.
      Виски и верхнюю часть скул слегка подрозовить.
      Губы красиво очертить и слегка покрыть светлокрасной краской.
      Брови нарисовать прямые, тонкие, коричневой краской с небольшой примесью бакана и в центре оттенить черной краской. Под бровями можно слегка подрозовить кармином верхнюю часть глазной впадины, что освежит глаз.
      Слегка оттенить бека носа или общим тоном №3, или розовой краской. Этой же краской освежить ноздри.
      За пудрить лицо розовой пудрой.
     
      ТАБЛИЦА 29. ШВАНДЯ
      («Любовь Яровая» К. Тренева)
      Швандя — революционный матрос. Жизнерадостный, остроумный, находчивый и смелый боец. Человек с неисчерпаемой верой в победу революции, в правоту народного дела, в свои силы. Молодое, здоровое, задорное лицо с большим обаянием. Яркие, блестящие глаза и улыбающиеся губы.
      Тон лица «крепкий», загорелый — №3 с небольшой примесью коричневой краски. Виски и скулы покрыть румянцем (бакан с примесью розовой).
      Губы слегка подкрасить баканом.
      Глазную впадину можно лишь очень легко подтенить коричневой с баканом.
      Брови не следует делать очень резкими н, если свои брови имеют правильную форму, оставить их без изменения. Можно нарисовать или наклеить небольшие усики «англез», т. е. со стрижеными концами.
      Парик светлый, шатен или блондин с короткими волосами.
      Общий принцип грима см. табл.1 «Молодое лицо».
      Напудрить лицо при этом гриме следует розовой пудрой или охрой (светлокоричневой).
     
      ТАБЛИЦА 30. ГРОМОВ
      («Аристократы» Н. Погодина)
      Громов — человек непреклонной воли и тонкого ума. Наблюдательный и осторожный. В случаях необходимости человек решительных и быстрых действий.
      Тон лица здоровый, свежий, слегка смугловатый — №3 с небольшой примесью коричневой краски и бакана. Небольшой румянец на верхней части скул. Баканом слегка оттенить глазную впадину и бока носа. Баканом же слегка подвести губы. Подбородок гладко выбрит и едва разделен надвое (коричневой с баканом). Усы или нарисовать коричневой краской, или наклеить; ноздри снаружи высветлить общим тоном и изнутри подрозовить кармином.
      Можно показать едва намечающиеся носо-губные морщины. Глаза можно подвести следующим образом: верхнее веко — черным, а низ коричневой краской, едва тронув в центре подводки под зрачком черной краской. Если свои глаза малы, можно немного увеличить (см. табл.10).
      Брови можно сделать или прямые, или слегка изогнутой формы коричневой краской с примесью бакана, а в центре прочертить слегка черной краской для рельефности.
      Запудрить розовой краской.
     
      ТАБЛИЦА 31. ПРОФЕССОР ПОЛЕЖАЕВ
      («Беспокойная старость» Рахманова)
      Образ профессора Полежаева навеян бессмертной личностью знаменитого pyccкого ученого, революционера-большевика К. А. Тимирязева.
      Лицо умное, одухотворенное, с красивыми чертами. Седые, не очень густые волосы, откинутые назад. Седая, узкая борода из мягких шелковистых волос с (небольшими темными усами, концы которых теряются в бороде. Седые, слегка нависающие на глаза брови.
      Тон лица, как у всех людей, большую часть жизни проведших в кабинете, — слегка бледный, общий тон №2+3 и добавить желтой краски. Очень осторожно положить едва заметный румянец баканом на виски и верхнюю честь скулы у внешних концов глаз. Если лицо актера худощавое, класть тени под скулами не следует; если же лицо полное, слегка оттенить впадину под скулами, а скулы высветлить общим тоном №2. Глазную впадину оттенить коричневой краской. Мешок под глазами сделать коричневой краской с небольшой примесью бакана и стушевать вовнутрь, т. е. показать тень под глазами в виде синяка. С наружной стороны мешок под глазами высветлить. Сделать носо-губные морщины, но не резко, и высветлить со стороны щек светлым общим тоном.
      Отчеркнуть у наружных концов глаза косточку глазной орбиты, высветлить ее контур и сделать несколько горизонтальных морщинок к вискам и уху — »гусиные лапки», что придаст лицу добродушие и обаятельность. Слегка подтушевать височную впадину, высветлив ее с наружной стороны. Бока носа также оттенить, ноздри чуть высветлить светлым общим тоном. Брови или наклеить, или покрыть свои белой краской «против ворса». Углы губ спустить. Все (морщины и впадины выдержать в коричневато-бакановом тоне. Запудрить белой пудрой.
     
      ТАБЛИЦА 32. СТОРОЖЕВ
      («Земля», Н. Вирта)
      Приступая к гриму кулака Сторожева, мы несколькими характерными чертами должны подчеркнуть его звериную, «волчью» повадку и ненависть к людям.
      Сухое, острое лицо желчного человека, сухие, глубокие, но тонкие морщины, тонкие с опущенными концами губы, с нависающими слегка на них усами, изогнутые, сросшиеся густые брови, маленькие, неприятно острые глаза и упрямый прямой крупный нос. Подбородок нечисто выбрит, квадратный, выступающий вперед. Большая копна темных, отброшенных назад прямых волос. Тон лица смуглый — №3 с примесью коричневой краски. Слегка провалены щеки и высветлены скулы и подбородок общим тоном №2+3; губы подкрасить следует очень мало баканом или вовсе не красить. Глазные (впадины затемнить коричневой с малой примесью бакана. Глаза подвести только снизу баканом или кармином, что «придаст им злое, неприятное выражение. Бока носа оттенить баканом с коричневой краской и той же краской подвести морщины между бровями, носогубные и мешки под глазами. Запудрить лучше светло-коричневой пудрой (охра).



        _________________

        Распознавание текста — sheba.spb.ru

 

 

От нас: 500 радиоспектаклей (и учебники)
на SD‑карте 64(128)GB —
 ГДЕ?..

Baшa помощь проекту:
занести копеечку —
 КУДА?..

 

На главную Тексты книг БК Аудиокниги БК Полит-инфо Советские учебники За страницами учебника Фото-Питер Техническая книга Радиоспектакли Детская библиотека


Борис Карлов 2001—3001 гг.