ЗНАЧЕНИЕ ГРИМА
1. Грим
Грим должен отвечать не только сценической, но и жизненной правде и давать полное впечатление действительности.
Грим помогает игре актера, выражаемой словом, позой, движением и мимикой.
Гримирующийся должен еще до гримировки изучить, понять и мысленно представить тот сценический образ, который он будет изображать на сцене.
Грим должен быть сообразован с костюмом, декорацией, светом, со всем тем внешним оформлением, которое задумано руководителем — режиссером.
Следует гримировать не только одно лицо, но изменять париком или прической очертания головы, а иногда гримировать шею и руки.
Кратко говоря, грим — это искусство изменять лицо соответственно исполняемой роли.
2. Необходимость грима
Грим необходим, прежде всего, вследствие технических причин: в виду отдаленного расстояния сцены от зрителей требуется подчеркнуть черты лица яркой краской. К тому же при искусственном освещении, особенно при электрическом, незагримированное лицо будет казаться мертвенно бледным или темным.
Что же касается художественных сценических требований, то грим не только уместен на сцене, но и необходим, раз он способствует наилучшему выражению внутреннего состояния (эмоциональных движений) и основных свойств характера изображаемого лица. Еще до произнесения слова, еще при самом первом появлении на сцене перед зрителем — исполнитель роли должен одним своим внешним обликом предрасположить к себе зрителя, предопределить его отношение к себе, как к действующему лицу, должен при первом своем появлении произвести на зрителя соответствующее впечатление.
3. Гримируемые части тела
Чтобы сознательно гримироваться, а не накладывать краски на лицо куда придется, необходимо знать те формы частей тела, которые будут гримироваться, наивозможно ясно представляя себе все особенности изменения этих форм. Голова, лицо, шея и руки — вот что подлежит гримировке.
СКЕЛЕТ ГОЛОВЫ состоит из 2 частей:
1. Черепной коробки (верхне-задней части головы).
2. Скелет лица (передней нижней части головы).
ЧЕРЕПНАЯ КОРОБКА состоит из костей: лобной, двух височных, затылочной и двух теменных, каковые, соединяясь своими зазубренными краями, образуют швы.
На лобной кости лобные бугры обозначены у юношей резче, чем у пожилых людей тогда как у последних наиболее выдаются надбровные дуги.
Скелет лица имеет выпуклости и впадины.
ВЫПУКЛОСТИ: 1) лобная, 2) две скуловые, 3) надбровные дуги, 4) носовая с хрящем, 5) подбородочная.
ВПАДИНЫ: а) две височные, б) две глазные, в) две подскуловые, г) две носовые, д) две челюстные, е) носогубные и ж) подбородочные.
Гримирующийся должен знать, когда именно, в каких случаях следует уменьшать посредством грима или увеличивать те или иные естественные впадины и выпуклости соответственно возрасту, здоровью или характеру изображаемого лица.
МУСКУЛЫ (МЫШЦЫ) ЛИЦА. Форма лица образуется впадинами и выпуклостями от лицевых костей, сокращающихся мускулов (мышц), несокращающихся их концов (сухожилий, как бы веревок, посредством которых мускулы прикрепляются к костям), от находящегося сверх мускулов соединительно-тканного слоя с подкожной клетчаткой и от большего или меньшего количества подкожной жировой ткани.
Сухожилия, в сущности, не меняют формы, но когда сокращаются мускулы, то сухожилия натягиваются, как веревки, и, становясь более заметными, яснее обрисовываясь, приподнимают кожу.
Закругленность лица зависит от большего или меньшего развития подкожной клетчатки и жирового слоя.
Большинство мускулов головы расположены на лице. Их можно подразделить на две группы: жевания и выражения.
Первые двигают нижнюю часть лица, вторые же выражают на лице переживания (эмоциональные движения) — чувства, страсти и мысли.
Мускулы выражения (мимические) очень тонки, их называют кожными, как двигающие кожу; они прикрепляются с одной стороны к скелету, а с другой — к коже, перемещая и изменяя форму складок и морщин кожи. Их сокращение обнаруживается перемещением и изменением форм и складок век, губ и т. д.
Если линиями обозначить на рисунке глаза, нижнюю часть носа и губы (т. е. схематически), то давая направления линиям вверх или вниз можно получить три основных переживания (эмоциональных движения).
1) покоя,
2) печали,
3) радости.
Часто достаточно сокращения и одного мускула, чтобы выразить то или иное чувство.
Так, например, боль можно выразить, единственно, только сокращением мускула, поднимающего и сдвигающего брови.
4. Мимика лица
Мимика — язык переживаний человека со всем их разнообразием. И потому язык равно понимается и маленьким ребенком и чужестранцем.
Мимика столь же необходима в сценической игре, как слово, движение и жест.
Конечно, нельзя играть на сцене с лицом ничего не выражающим, как нельзя на сцене вместо мимики, выражающей переживание, заниматься пустым гримасничаньем.
Мы не рекомендуем заниматься мимическими упражнениями только по мимическим схемам, так как мимика во многом зависит от прирожденной способности и природной подвижности того или иного лица. Знать же сокращением каких именно мускулов выражается то или иное сценическое переживание необходимо для гримирующегося. В этом отношении некоторые мимические схемы, могут быть, безусловно, полезными.
Мы даем руководство не по мимике, а по гриму. О мимике говорим в связи с гримом. Знание мимических схем, безусловно, должно служить основанием для грамотной гримировки. Так, например, вы должны изображать на сцене жизнерадостного человека, с вашего лица, как говорится, не сходит улыбка, а вы вдруг проводите межбровную складку и опускаете углы рта, сделав грубо-условные морщинки. Вспомните одну из основных схем (стр. 6) и вам станет понятным, что так гримироваться т. е. опускать углы рта, не следовало. Это можно было бы сделать в том случае, когда лицо должно было бы выражать не радость, а печаль.
Все части лица как их видом и формой, так и движениями мускулов выражают характер человека. Человек плаксивый по характеру так часто делает плаксивое выражение лица, что эта мимика становится его привычной мимикой, отражающей его характер.
Поэтому необходимо выяснить в роли, — какое преобладает привычное мимическое движение лица, и соответственно ему давать грим. Но вместе с тем делать это не очень грубо, чтобы лицо могло выражать и иные переживания, иначе получится однообразная гримаса. Кроме того, следует помнить, что схемы переживаний условны, так как обычно резкие мимические выражения маскируются совершенно им противоположными. Под маской добродушия иногда скрывается и жестокий человек. А бывает и так, что человек с суровым выражением лица, но оказывается мягким и добрым.
Если мимика отражает переживания, свойства характера и темперамент, то грим должен это усиливать.
При этом надо помнить, что необходимо в своем лице подчеркивать гримом, а что наоборот замаскировать соответственно сценическому образу.
Поэтому-то гримирующийся и должен прежде всего знать свое лицо.
Схемы нужны для проверки своей привычной мимики. Привычная мимика артиста в жизни может не соответствовать роли. К примеру: исполнитель в жизни человек плаксивый, поэтому у него и в радостные минуты лицо выражает неполную радость, а с налетом грусти. Для изображаемой роли это выражение может быть не только не подходящим, но и нарушающим характер роли.
5. Сценический образ и грим
Вы уже знаете, что приступая к гримировке, прежде всего следует ясно себе представить, как говорится, закрыв глаза, видеть перед собой то действующее лицо, которое придется изображать.
Это необходимо для того, чтобы грим вполне отвечал исполняемому сценическому образу.
Следовательно, гримирующийся должен ясно себе представлять все слагаемые этого сценического образа: возраст, наследственность, здоровье, характер, профессию, национальность, темперамент, эпоху к которой относится этот сценический образ.
Возраст: детский, юный, зрелый, пожилой и старый имеют между собой во внешности столь бросающееся каждому в глаза различие, что можно было бы и не объяснять отличительные признаки того или другого возраста.
Между тем, с точки зрения гримировки, продумать детали грима необходимо.
Детский возраст принято считать до 14 лет; на 15 году наступает юность; переходящая с 18 до 20 лет в зрелую юность и затем незаметно в зрелый возраст около 26-30 лет; с 40-50 лет пожилой возраст, а от 50 до 60 лет и далее уже переход к старости и в дряхлость.
ДЕТСКИЙ ВОЗРАСТ отличается:
1) слабой напряженностью всех мускулов лица,
2) преобладанием лобной мускулатуры над лицевой,
3) широко открытыми глазами,
4) простотой мимических выражений,
5) нежным цветом лица.
ЮНЫЙ ВОЗРАСТ отличается тем, что детские черты исчезают и появляются признаки зрелого возраста. Лицо, как богатое жировой подкладкой, отличается округлостью. Кожа равномерно окрашенная, иногда на щеках румянец. Губы ярко-красные, сочные.
ЗРЕЛЫЙ ВОЗРАСТ дает ясную картину уже сложившихся качеств и признаков, характеризующих личность; все особенные свойства характера и темперамента уже отражаются на лице.
ПОЖИЛОЙ ВОЗРАСТ отличается более смуглым цветом кожи и более серьезным выражением лица.
СТАРОСТЬ — в большинстве случаев отличается неровно окрашенным восковым цветом кожи, целым рядом морщин потемневшими губами, седыми волосами, впалыми глазами, синеватым оттенком нижнего глазного века, потерявшего свою упругость.
Когда старость переходит в дряхлость, то кожа становится сероватого цвета с остатками румянца темно-красного оттенка; верхняя губа впадает, как за отсутствием зубов, так вообще вследствие ослабления мышц; при лысине лобные морщины переходят на нее у более дряхлых, рот с завороченными внутрь губами (особенно с верхней губой), цвет губ становится бледным. Влияние времени особенно характеризуется морщинами.
Морщины бывают:
1. Лобные (горизонтальные).
2. Надбровные (дугообразные).
3. Межбровные (вертикальные).
4. Подбровные.
5. Подглазные.
6. Мелко-мешочные.
7. Лучистые (гусиная лапка).
8. Носо-поперечные.
9. Носо-губные.
10. Петлеобразные.
11. Щечно-подбородочные.
12. Губо-угловые (молодые).
13. Дугообразные.
14. Раздельные.
15. Пераллельные (челюстные).
«Гусиная лапа» появляется приблизительно в возрасте за сорок лет.
Первой по времени морщиной на лице появляется носо-губная, что особенно бывает при усталости, нервности, утомленности и похудении после тучности.
Морщины век бывают как у старых людей, так и вообще у людей нервных или у сильно похудевших.
Носо-поперечные, щечно-подбородочные встречаются только у стариков. Щечно-подбородочные морщины являются самыми характерными для стариков.
Межбровные (вертикальные) морщины появляются и в более раннем возрасте у людей занимающихся деятельностью, требующей напряжения воли. Надбровные (дугообразные), если и появляются в раннем возрасте, то это является показателем физических страданий.
Расовый грим весьма различен по окраске кожи (белой, желтой, черной расы, т. е. европейской, монгольской и негритянской), как различен и чертами лица.
Кроме всего сказанного, следует помнить, что привычное мимическое выражение зависит не только от характера, возраста и национальности, но, главным образом, от классовой принадлежности изображаемого лица. На привычной мимике может отразиться профессия, экономическое положение и бытовая обстановка.
Например, кузнец, много работающий с большим мускульным напряжением, может привыкнуть сдвигать брови и сжимать губы. Или нищий усваивает привычное просительно-заискивающее выражение лица. Отражаются на лице плохие гигиенические условия и пьянство. Словом, экономические и бытовые условия жизни отражаются не только на привычной мимике, но и на состоянии мускулов лица и окраске кожи.
Например — у швеек бледность лица, у повара — одутловатость.
Что касается мимических признаков классовой принадлежности, то тут нужно учитывать историческую обстановку.
Дворяне: а) времен крепостного права, они же б) времен господства буржуазии и они же в) периода гражданской войны с рабочим классом имеют различные характерные выражения а) спокойно-надменное, б) любезное, в) нервно-злобное.
Итак грим слагается из признаков возраста, признаков характера, признаков профессии, признаков классовой принадлежности и т. д.
Примеры эти приводятся в порядке широкого обобщения. Пользуясь ими необходимо иметь в виду, что каждое изображаемое лицо, как бы оно ни укладывалось в приведенное обобщение, имеет свои особые черты внешности и манеру выражать свое состояние.
Поэтому самое ценное в гриме — это уметь одной чертой, одним штрихом, одной какой-либо особенностью отразить самое главное, самое характерное сценического образа. Изображаемое лицо может отличаться всеми качествами характера, свойственными и другим лицам, но основной чертой характера все же будет одна, как особенно выступающая, бросающаяся в глаза, ее то и надо выделить, подчеркнуть гримом. Тогда грим не будет мешать мимике. Если же нарисовать все морщины, изображенные на помещенном выше рисунке, то вместо лица, отражающего характер роли, будем иметь лицо со столь запутанным рисунком взаимно противоречащих морщин, что ни до какого характера не доберешься.
6. Костюм и грим
Костюм должен иметь не случайный, а глубоко продуманный характер. Костюм является второй оболочкой актера, личиной его сценического образа». Следовательно грим и костюм должны быть между собой согласованы.
В образцовых театрах то и другое обусловливается режиссерским замыслом постановки и характером того театрального направления, которое проводит театр.
Но то, что доступно профтеатрам, и особенно центральным, то далеко, конечно, не доступно драмкружкам. И все же драмкружкам следует сообразовать костюм с гримом, в пределах хотя бы их возможностей: следует иметь ввиду соотношение цвета загримированного лица и цвета костюма.
При пестром, красочном костюме и грим должен быть ярче, если, конечно, не требуется бледности по характеру сценического образа и т. п.
7. Освещение и грим
Всегда следует помнить, что грим непременно должен быть сообразован с освещением сцены.
Сценический свет всегда изменяет очертания и тон как в смысле усиления или смягчения того или другого, так даже и перехода в другой тон.
Основное правило: чем свет ярче, тем грим должен быть слабее и, наоборот, чем свет слабее, тем грим должен быть ярче.
Вот почему при электрическом освещении грим должен быть тоньше, а при керосиновом резче, ярче. Керосиновый свет дает красноватый оттенок, почему основной тон темной краски при керосиновом освещении должен быть светлее с уклоном в белизну.
Румяниться при керосиновом освещении следует не густо, особенно в молодом гриме, чтобы не получилось лицо темным, при дневном свете набеленное и нарумяненное лицо приобретает фиолетовый оттенок. Поэтому при денном свете не следует злоупотреблять гримом. Также не следует румяниться при синем и зеленом освещении, чтобы лицо не показалось темно-грязным.
8. Помещение и грим
Грим, в зависимости от размера помещения, может быть несколько усилен или смягчен. Так, например, в небольшом помещении, где зрители сидят почти подле сцены, как говорится «нос к носу, следует грим делать наивозможно тоньше, даже по возможности избегая его, ограничиваясь самыми необходимыми бликами, смягченными тонким слоем пудры. Наоборот, в большом помещении, где зрители удалены от сцены, особенно при слабом освещении, необходимо усилить грим.
В тесном помещении, где от духоты потеет лицо и грим отекает, следует как можно меньше класть краски телесного-общего тона, а иногда лучше их совсем избегать.
В антрактах необходимо осушать лицо ваткой или полотенцем, прикладывая к лицу, а также проверять грим вообще: подправлять усы, бороду и другие наклейки, устранять подтеки и затем слегка подпудривать все лицо.
9. Материалы гримировки
Материалами гримировки являются: краски, карандаши, гумоз, пудра, румяна и какой-либо жир (вазелин, сало и масло).
Обычно коробки грима содержат краски:
1. Телесную № 1.
2. Телесную № 3.
3. Белую.
4. Темно-красную (бакан).
5. Коричневую.
6. Красную (кармин),
7. Голубовато-серую.
8. Черную.
9. Синюю.
Достаточно иметь:
1. Белую.
2. Коричневую (жженая умбра или терра-де-сиена).
3. Красную (кармин).
Этими тремя тонами и тоном жженой пробки, румян и пудры многие даже выдающиеся артисты довольствовались при гримировке. Жженая пробка в соединении с жировым веществом дает мягкий коричневый тон.
Краски обыкновенно помещаются в жестяных, деревянных или кортонных коробках с подразделениями для каждой краски. Кроме того имеются в продаже гримировальные краски-карандаши.
Гримировальные краски приготовляются из безвредных растительных и минеральных сухих красок, смешанных с каким-либо жиром и воском.
Вредными является сурик (ярко-красный) и белила свинцовые, (но не цинковые), этих двух красок следует избегать, тем более, что без них вполне возможно обойтись. Кроме красок, для гримировки употребляются румяна (сухие или жидкие), пудра (белая, розовая и желтая), губная помада, гумоз, вар, жидкие белила для рук, спиртовой сандарачный лак, одеколон или винный спирт, кокосовое масло, свиное сало, вазелин.
10. Техника изготовления красок
Берется одна часть очищенного сала (бараньего или козьего), или масла (прованского, миндального и друг.), или вазелину, или кольд-крем и распускается с 1/3 белого воска (чем больше воска, тем гуще краска) на медленном огне.
Следует наблюдать, чтобы смесь не пузырилась, для чего чаще помешивать палочкой (стеклянной или деревянной), не давая смеси кипеть.
Когда смесь хорошо разойдется, тогда осторожно, продолжая помешивать, постепенно сыпать краску в порошке до тех пор пока вся масса достаточно окрасится для нужного тона. Можно сюда же всыпать щепотку борной кислоты для дезинфекции и 10 — 15 капель бергамотного масла (для запаха).
Остудив, вылить на блюдечко и тщательно растирать фарфоровым пестиком или деревянной ложкой.
Можно вместо сухой краски взять в кубиках акварельную, но тогда следует меньше брать жиру и больше воску.
Краски выкладываются в особые с перегородками коробки или в баночки. Можно также вылить на промасленную бумагу, а когда остынет, закатать и получится гримировальный карандаш. Замазка для бровей делается так: разогревается одна часть серого мыла с одной частью мыльного пластыря, в каковую смесь прибавляется 3 или 4 части телесной краски.
ОСНОВНЫЕ КРАСКИ, потребляемые для варки грима:
1. Красная (кармин).
2. Темно-красная (бакан).
3. Коричневая (жженая умбра или терра-де-сиена).
4. Белая (цинковые белила, свинцевые же вредны).
5. Черная (голландская сажа).
6. Синяя (ультромарин).
7. Желтая (охра).
8. Ярко-красная (сурик, вредная).
ДОБАВОЧНЫЕ:
1. Телесная № 1 (светлая для молодого возраста из кармина, охры н белил).
2. Телесная № 2 (для среднего возраста темнее с прибавлением бокана).
3. Телесная № 3 (для пожилого и старческого возраста с прибавлением к №1 терра-де-сиена).
4. Голубовато-серая (белила, сажа и немного синьки).
11. Гримировальные предметы
Кроме гримировальных материалов, при гримировке употребляется целый ряд предметов: 1) растушевки (или как их называют растушки, подмарки) из бумаги и замши, 2) кисточки для лака, 3) баночки для лака, 4) кисточки для гримирования, 5) заячьи лапки для румян, 6) заячьи лапки для снятия с лица излишней пудры, 7) зеркальце на стол, 8) полотенце, 9) чистые тряпки, 10) гигроскопическая вата, 11) ленточки для заклеек лба париков, 12) булавки, 13) шпильки, 14) иголки с нитками, 15) складное зеркало трехстороннее, дающее возможность видеть свое лицо с трех сторон, 16) ручное зеркальце, 17) ножницы, 18) щипцы для завивки, 19) спиртовка, 20) гребешок и 21) щетка для волос.
Перечисленное не является обязательным для гримировки, но перечисленные под №№ 1,2,5,7, 9,14,17,18,20 иметь хотя бы по одному предмету для драмкружка безусловно необходимо.
12. Парики, усы и бороды
Парики бывают тамбурованные и нашитые рядами.
Тамбурованными париками называются парики, когда каждый волос по одному прикреплен к монтюру (матерчатой подкладки парика), а простыми, когда волосы нашиты рядами.
Парики изготовляются или из настоящего волоса, или из ангорской шерсти. Последние вдвое дешевле и легче по весу, но менее прочны и служат приблизительно не более 2 лет, тогда когда парики из волоса при бережном к ним отношении могут служить несколько лет. Тамбурованные парики шьются особой иголкой «краше» которая насквозь через материю протаскивает волос, закрепляемый узелком. Можно особую иголку заменить обыкновенным тамбурным крючком, но при этом посадка волос, конечно, будет грубее — прядями, но не по одному волосу. Нашивка же рядами производится так: берется прядь волос, складывается вдвое и у сгиба петля пришивается обыкновенной иглой с суровой ниткой к монтюру (т. е. к основе парика, в виде обхватывающего плотно голову чепчика из материи). Парик не должен быть чрезмерно густым, иначе он на голове будет иметь комический вид, делая к тому же голову излишне большой.
Парик должен быть по голове, если же он широк, то его следует ушить сзади, т. е. сделать на его кромке складку и зашить ее суровыми нитками; еще лучше, если вместо одной большой складки сзади, сделать две маленьких на висках, тотчас за ушами.
Прежде чем надеть парик следует подобрать, зачесав назад, свои волосы, а длинные подколоть шпильками на макушке. Затем постепенно натягивать парик со лба к затылку, держа его за виски.
Если парик со лбом, то шов между краем лба парика и телом можно заклеить особой ленточкой из газовой материи, для чего смазать лаком шов, положить на него ленточку в 1/2 пальца ширины, так, чтобы она закрывала шов; ленточку покрыть общим телесным тоном, сравняв края и, затушевав, попудрить.
Борода и усы также бывают тамбурованные (на тюле или газе) и нашитые рядами. Материалом для бороды служит легкая хорошо расчесанная шерсть. Цвет бороды следует делать светлее волос, а усы светлее бороды.
Бороду и усы можно наклеивать не из волоса, а из треса (крепе). Трес продается туго заплетенный в толстые косички.
Там, где будет наклейка, лицо не гримируется, — это место покрывается лаком. (Хорошо, если лак наливать в баночку за 1/2 часа до употребления, чтобы он, несколько сгустившись, дал бы клейкость). Трес не следует отрезать, а лучше его, растягивая в длину, отщипывать; выдернув же расправить пряди и сначала между ладонями придать форму основной части бороды в виде 2 подушечек, но с одного края гуще. Одну из этих частей подклеить под подбородок. Затем вырезать на верхнем крае другой части два треугольничка под концы губ, отступая немного от углов. Эту часть приклеить сверх подбородка, чуть отступя от нижней губы. И, наконец, сделать две части бороды для боков.
Если бородка небольшая, то ее делают сразу из одной части. Подклеив верхнюю часть под губами, нижнюю подгибают под подбородок и наклеивают там.
Присадив бородку или усы к намазанному лаком телу, сейчас же без промедления следует прижать растянутым полотенцем или платком, а прижав, продержать столько, сколько окажется нужным, чтобы лак присох.
Если борода и усы готовые (на газе), то лаком следует по» крыть не тело, а газ или тюль. Так как лак быстро высыхает необходимо предварительно заготовить бороду и усы, и затем уже смазывать тело лаком, чтобы возможно скорее приложить волос к намазанному месту.
Маленькие усики и бородку можно изобразить, нарисовав их краской. Между штрихами темной краски можно положить светлые палочки, что оживит усы. К концам можно приклеить лаком кусочки скрученного треса.
При наклейке бороды из треса или подвязной готовой (концы завязок которой завязываются на голове до того, как надеть парик) необходимо грань между волосами бороды и телом свести на нет, не оставляя ее резкой, для чего можно подклеить очень тонким слоем трес, чтобы борода переходила на щеку постепенно редея, или подрисовать краской. По
окончании наклейки нужно подравнять бороду и усы ножницами, подстричь.
Давно небритая борода делается так: мелко подстричь трес, скулы щек, подбородок и верхнюю губу смазать лаком, затем приложить настриженный трее к местам, намазанным лаком. Когда лак высохнет, часть настриженного треса отпадет, а остальная часть, оставшаяся на лице, и даст впечатление небритости. Впечатление не так давно бритой бороды достигается закраской подбородка серой краской.
Комплект париков во всяком случае должен состоять из париков разновидных:
БОЛЬШОЙ КОМПЛЕКТ
1. Из городских: брюнет, блондин, седой 3
2. Из деревенских (старого быта) в скобку: брюнет, блондин, седой (они же боярские) 3
3. Из характерных: лысый, стриженный бобриком, монашеский, светский с длинными волосами 4
4. Из женских: блондин и брюнет 2
Всего 12
Бород иметь следует больших три: блондина, брюнета и седого и такого же цвета три маленьких.
Женских накладок (часть парика надевающаяся только на переднюю часть головы) достаточно иметь одну седую.
Женских кос две: одну блондинки и одну брюнетки.
МИНИМАЛЬНЫЙ КОМПЛЕКТ
1. Один городской с пробором шатен.
2. Один седой с бородой.
3. Один лысый.
4. Одна седая накладка.
После каждого употребления парик следует причесать и, если нужно, подвить.
Необходимо следить за чистотой парика, время от времени протирая его мантюр бензином.
13. Домашние средства, заменяющие гримировальные краски и самодельные парики, заменяющие парикмахерские
Далеко не в каждой деревне могут иметься гримировальные краски, румяна, пудра и парики. Как же быть в этом случае? Можно ли играть, не имея этих средств, и чем заменить их? Дело, конечно, не в материале, а в уменьи и изобретательности. Основное требование грима: возможно меньше накладывать краски на лицо, потому, что мелочи грима ничто сравнительно с одной ярко изображенной гримом чертой основного свойства характера. Кроме того, в сущности, для грима достаточно трех красок: белой (цинковых белил), красной (бакана) и коричневой (жженной умбры или терра-де-сиены). А если это так, то само собой ясно, что суть не в красках, а в умении пользоваться ограниченным количеством красок.
Вот почему всякий крясящий (безвредный) материал может служить гримировальным средством, заменяя гримировальные краски, тем более, что в деревне преимущественно идут спектакли при керосиновом освещении, дающем тепловато-красноватый тон и в виду слабости света, допускающий некоторую резкость грима.
ГРИМИРОВАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА
14. Краски
БЕЛАЯ КРАСКА И ПУДРА могут быть заменены:
1. Мукой (мелкого размола и хорошо просеянной) в сухом виде.
2. Мелом в сухом виде и в разведенном водой, а также в смешанном с другими красящими средствами.
ЧЕРНАЯ КРАСКА может быть заменена:
1. Жженной пробкой.
2. Березевым углем тонко обточенным.
3. Печной сажей или копотью (в сухом и разведенном виде на воде и на молоке).
4. Копотью, на шпильке (для подводки глаз).
5. Обожженой спичкой (для подводки глаз, для зарисовки усиков и небольшой бородки).
6. Подмаркой (свернутой в виде растушевки из промасленной бараньим жиром оберточной бумаги и обожженной на свечке или на лампе. Легко положенный такой подмаркой тон на щеку или на виски и растушеванный дает впечатление худобы).
СЕРАЯ КРАСКА может быть заменена:
1. Жженой пробкой, смешанной с жиром.
2. Папиросным пеплом как в сухом виде, так и в сыром, при чем пепел, смешанный с куриным белком, дает хороший тон для смазывания.
КОРИЧНЕВАЯ КРАСКА может быть заменена:
1. Золой торфа (для основного тона пожилого лица, для морщин и проч.),
2. Глиной промытой, просушенной и затем прожженной на листе железа до желаемого оттенка.
КРАСНАЯ КРАСКА может быть заменена:
1. Клюквой
2. Свеклой
(их соком)
3. Красным карандашей (не химическим) мелко истолченным.
4. Мелко истолченным кирпичом.
СИНЯЯ КРАСКА:
1. Синим карандашом, мелко истолченным и
2. Синькой.
Все эти средства (за исключением красного карандаша), безусловно, совершенно безвредны для кожи, и снимать такой грим можно без всякого вазелина, сала (и вообще жира), просто смывая водой, хотя бы и холодной.
15. Самодельные парики
Парикмахерские парики из волоса и ангорской шерсти могут быть заменены самодельными из пакли, из мочала, из овечьей, заячьей или кроличьей шкурки.
1. Из пакли парик делается нашиванием прядей пакли на монтюр. Парики из пакли бывают натурального цвета или же окрашенные сажей, разведенной на молоке (для лучшей разводки и более удачной окраски). Путем различной густоты окраски можно давать цвет волос от светлого шатена до брюнета и брюнета с проседью.
2. Мочальный парик может быть также натуральный и окрашенный торфом в рыжеватый цвет, для чего горячей водой заваривается зола торфа и туда опускается мочало. В этом случае цвет может быть по желанию от светлорыжего до темно-рыжего.
Парики из пакли и из мочала можно завивать на гвозде, при чем следует, конечно, паклю смачивать.
Чтобы парики не топорщились их следует разгладить утюгом. Бороды и усы можно делать также из пакли и мочала> подвивая концы усов и давая подвивкой вьющиеся бороды.
3. Парик из овчины натурального цвета, но может быть и подкрашенный.
4. Парик из заячьей или кроличьей шкурки также может быть и подкрашенный местами для придания ему
оттенков, дающих впечатление настоящих волос. Эти парики особенно хороши для грима старческого возраста.
5. Лысый парик можно сделать из бычьего пузыря, для чего разрезать его пополам и намочить, затем гладко зачесать свои волосы, и надеть себе на голову. Не снимать пока не высохнет. После того наклеить, где желательно, волосы и окрасить в цвет тела. Что бы не простудить головы можно сушить его на деревянной болванке. Высохший пузырь перед надеванием следует слегка смачивать с внутренней стороны.
6. Наконец, может быть парик просто из одного монтюра (из белой материи) с волосами нарисованными карандашом или кистью.
Можно парики заменять прической из своих волос. Цвет же волос можно изменять, покрывая свои волосы, слегка смазанные помадой (или салом, или маслом), для блондина — охрой (2/3) с пудрой (1/3). Для шатена терра-де-сиеной с пудрой, для брюнета березовым углем без пудры и для седого — пудрой.
Также можно самим из овечьей шерсти приготовлять тресе для маленьких бород, усов и для густых бровей.
Для этого следует вбить два колышка или прямо в землю, или же в доску, провертев в доске две дыры на расстоянии метра одна от другой.
Взять тонкую бечевку, сложить вдвое и натянуть так, чтобы за один колышек она была бы задета сгибом, а оба ее конца были бы завязаны за другой колышек на расстоянии 10—12 сантиметров друг от друга. Затем ссучить в две пряди шерсть и в перебор туго заплетать этими прядями натянутые бечевки.
Когда косичка будет заплетена, бечевку снять, концы ее связать и бросить эту косичку на минуту в кипяток, чтобы очистить шерсть от грязи и сделать наиболее мягкой.
Таким образом, как вы видите, вполне есть чем заменить гримировальные краски и парикмахерские парики.
Вся беда не в отсутствии материала для гримировки, а в неумении гримироваться.
Зачастую в деревне гримируются чернилами. Это, прежде всего, вредно и как нельзя лучше говорить о полном непонимании драмкружковцами значения грима и незнания приемов гримировки.
Центральный Дом Искусства, в деревне имени Поленова, 25 июля 1926 года показывал инструктивную постановку пьесы из деревенской жизни В. В. Игнатова: «Братья Артюхины». Постановка в части грима безусловно подтвердила, что гримироваться и даже художественно можно указанными средствами, и пользоваться самодельными париками, а вместо лака можно употреблять гуммиарабик или вишневый клей.
Следует ли, однако, совсем отказаться от пользования гримировальными красками и театральными париками, раз они заменяются имеющимися под рукою средствами? Конечно, нет. Указанные советы приводятся, как выход из положения в тех случаях, когда гримировальных красок и театральных париков нельзя достать.
16. Полумаски, заменяющие грим и разрисованный монтюр, заменяющий парик
В постановках, где нет надобности задумываться над жизненностью грима и костюма, как например, в «Живой Газете», можно обойтись совсем без грима, заменив таковой масками («аплике»).
Подобные полумаски можно сделать из картона, бумаги и материи. Преимущество этих полумасок перед масками на все лицо заключается в том, что они не скрывают всех мышц лица и часть лица остается свободной для мимирования.
Подобно этим полумаскам можно, не прибегая к парикам из волос, шерсти, пакли, играть в разрисованных монтюрах.
17. Процесс гримировки
Гримироваться следует соблюдая определенную последовательность.
1. Вымыть наивозможно чище руки, чтобы вместе с краской не размазать по лицу грязь, не втереть в кожу грязи, что может вызвать сыпи, прыщи и лишаи, и не пачкать гримировальные краски.
2. Поставить по обеим сторонам чисто вытертого зеркала по свечке или по лампе (керосиновой или электрической, словом, тот свет, который будет на сцене). Если невозможно достать две лампы, то одну надо пристроить так, чтобы она освещала лицо сверху, а не с одного бока. Одностороннее освещение приводит к тому, что гримирующийся накладывает на неосвещенную половину лица более резкий грим, чем на освещенную.
3. Аккуратно разложить краски и гримировальные принадлежности (особенно следует на это обратить внимание, если одна коробка на несколько человек). При тесноте помещения легко пролить лак, рассыпать пудру, растерять растушевки и т. д.
4. Внимательно оглядеть свое лицо, нет ли на коже ссадин, царапин, прыщей, трещин. Если есть, то прежде всего смазать их иодом с глицерином или вазелином, чтобы не было темного пятна. Затем, все лицо, уши и шею (если ее придется гримировать) смазать вазелином и обтереть полотенцем, полотенцем стирается излишний вазелин — слишком жирная смазка вызывает потеки грима. Это необходимо делать независимо от того имеются ли прыщи, трещины и т. п. Необходимо потому, что наша кожа имеет поры — очень мелкие отверстия, выделяющие пот — а в них то и может попадать гримировальная краска и, оставаясь там, разлагаться, вызывая заболевания кожи. Особенно вредными считаются сурик (ярко-красная) и свинцовые белила. (Последние следует всегда заменять в гриме цинковыми). От заражения гримировальными красками бывали даже смертельные случаи. Вместо вазелина можно употреблять свиное сало и вообще жировое вещество, заполняющие поры. К тому же если краска суха, то она лучше ляжет после вазелина. Место, где намечается наклеить наклейку или растительность, смазывать вазелином (или каким либо жиром) не следует, иначе не пристанет наклейка.
5. Общий тон (телесной краской) не является обязательным при гримировке, но если он нужен, то начинать гримировку следует именно с него. Нужен же он для того, чтобы при искусственном освещении лицо казалось не серым, а розовым, как днем. Краска берется кончиками пальцев руки (преимущественно средним пальцем) и накладывается пятнами, которые потом пальцами размазываются, притираются (почему и называется этот прием притиранием). Покрывается все лицо, т. е. под скулами и веки. Нужно следить, чтобы под скулами краска сходила постепенно к шее на нет, не получалось резкой границы между накрашеным лицом и незакрашеной шеей.
6. Затем нужно будет заняться подводкой глаз, бровей, рта.
7. Осветлить и затемнить, если нужно и какие нужно, выпуклости и впадины лица.
8. Нанести на лицо морщины.
9. Изобразить особенности лица (бородавку, рану и т. п.).
10. Надеть парик и приладить усы и бороду. Иногда бывает удобнее надеть парик тотчас после наложения общего тона, усы же и бороду по окончании гримировки красками.
11. Порумяниться. Румянить нужно не ТОЛЬКО ЛИЦО, но И шею и уши.
12. Подпудриться. Пудра смягчает излишнюю резкость грима и уничтожает блеск лица. Для молодого грима более подходит розовая пудра.
Подправка грима по напудренному лицу затруднительна, следует, чтобы лучше ложилась краска, класть ее с вазелином. Попудрив лицо следует лишнюю пудру осторожно снять с лица заячьей лапкой (в крайнем случае — полотенцем или платком).
Гримируясь следует возможно тоньше класть количество красок на лицо и класть не наугад, а учитывая особенности своего лица и соблюдая указанные выше правила.
Положенную краску на лицо бликами, пятнами, полосами или черточками всегда следует смягчать растушевывая пальцами, т. е. соединяя края одного тона с другим, чтобы не получилось пестрого размалеванного лица.
Морщины следует рисовать коричневой краской для стариков, для более молодых — коричневой смешанной с красной, чем полнокровнее и моложе изображается лицо, тем больше красной краски подбавляется в коричневую для морщин.
Смыть (или снять) грим следует вазелином или свиным салом, или каким либо маслом. От жира грим легко сходит. Сначала следует лицо смазать возможно большим количеством вазелина и снять грим легко, не прижимая к лицу полотенца, чтобы не вогнать в поры краску. Затем можно брать меньшее количество вазелина и обтирать лицо суше. В интересах гигиены, если есть возможность, первый раз снимать грим следует ватой, белой мягкой бумагой, бросая использованные куски ваты или бумаги в сорный ящик, а затем уже полотенцем. Мазать лицо вазелином снимая грим, следует до тех пор пока весь грим не будет снят.
После снятия грима Полезно обтереть лицо чистым одеколоном (не цветным), или винным спиртом, или бензином и попудрить чистой рисовой пудрой. Смывать грим водой нельзя, потому, что жирные краски не смешиваются с водой.
После снятия грима не следует мыть лицо холодной водой, так как от холода тело сжимается и поры закрывают попавший в них жир и краску, что, как уже выше указывалось, является, безусловно, вредным. Самое лучшее, спустя некоторое время — час, другой после снятия грима, умыться теплой водой с мылом.
ПОДРОБНОСТИ ГРИМИРОВКИ
ГЛАЗА
Гримируется нижнее и верхнее веко, надглазное пространство и ресницы.
Гримирующийся должен прежде всего обратить внимание на форму своего глаза, на окружающие его веки (впалые они или нависшие), на длину, густоту и цвет своих ресниц. Подводка глаз производится кистью, или гримировальным карандашом, или растушевкой, или даже шпилькой: подводка заключается в том, что у самых ресниц проводится в ширину спички полоска коричневой краской для темных глаз и синей для светлых.
При подводке нижнего века нужно смотреть вверх, не зажмуриваясь. При подводке верхнего века, наоборот, смотреть нужно вниз. Подводя глаз — верхнюю подводку слегка припудрить, чтобы она не могла дать отпечатка на веке. Ровная и четкая подводка применяется при молодом гриме. При старческом гриме подводка глаз делается частичная с наружной стороны: нижнее веко наполовину, а верхнее на четверть. Подводка век служит как бы темной рамой в которой виднее движение взгляда и 2) подчеркивает ресницы и тени от них. Глаз можно удлинить проводкой клинообразных черточек от внешнего угла век наружу, т. е. подводкой за пределы очертания глаза. В углах глаз у переносицы для придания глазу живости ставятся красные точки (слезники).
Бельмо изображается тем, что на веке под зрачком делается кружочек белой краской. Или вырезается из бумаги кружочек на одной стороне которого оставляется узкая полоска — ее приклеивают к верхнему веку.
Подслеповатый глаз дается черточкой малиновой или красной краской посреди ресницы.
Кривой глаз делается заклейкой глаза ленточкой, после заклейки ленточка, закрашивается основным общим тоном.
Плачущими глаза кажутся от бликов вазелина или колодиума в виде слезинок в углах глаз.
Пьяные глаза гримируются так: нижнее и верхнее веко подводится красной краской (кармином), верхнее веко покрывается темным тоном (№ 1), надбровное пространство темнокрасным (баканом), углы глаз затемняются красной краской (кармином) или коричневой (умброй) и той же краской дается широкий мазок на верхнем веке, на нижнем же по средине против зрачка ставится темная точка. Если же покрыть оба века светлой краской (более светлой чем остальное лицо), то получится впечатление мутных, опухших от пьянства глаз.
Ресницы, если они длинны, но недостаточно темны, можно окрасить, для чего взять на растушевку в длину ее кончика густой слой краски, слегка разогреть и поднести к раскрытому глазу, как можно ближе, затем, сомкнув веки, быстрым движением головы скользнуть ресницами по растушевке.
При отсутствии длинных ресниц серо-голубоватый тон, слегка положенный под проведенной подводкой, дает впечатление тени, падающей от ресниц.
БРОВИ
Основные изменения в очертании бровей таковые (см. рис. 4).
При подводке бровей всегда следует иметь в виду цвет своих волос или цвет парика. Подводить брови правильнее коричневой краской. Цвет бровей может быть темнее натурального, но не черный, относящийся только к жгучему брюнету.
Не следует допускать резкий контраст между цветом бровей и цветом волос на голове. При реалистическом гриме это будет явной несообразностью.
Брови можно изменить в отношении их цвета и формы или же можно дать совершенно новые, сначала тщательно причесав щеткой свои брови и замазав их мылом с телесной краской. Если брови не густые, то достаточно замазать одной телесной краской, если очень густые, то замазывая мылом с телесной краской следует их пройти еще лаком, делая между мазками перерывы. Когда поверх замазанных своих бровей рисуются брови гримировальной краской, то нужно следить, чтобы не нарисовать их слишком высоко на лбу, иначе они будут выглядеть не бровями, а просто полосами краски на лбу.
Для нависших бровей иногда прибегают к наклейке их из треса, для чего берется очень тонкий слой треса и приклеивается чуть выше своих бровей ко лбу. Но это очень трудно хорошо сделать. Легче и проще, взяв на палец краски, закрашивать свои брови против шерсти, взъерошивая их. Такой способ особенно хорош для старческого грима, для чего берется белая краска.
НОС
Из всех загримированных частей лица — форма носа видоизменяет лицо до неузнаваемости.
Если нужно уменьшить нос, сделав его тоньше, то следует румянец щек продолжать почти до носовой кости.
Если же нужно расширить нос, то, наоборот, румянец щеки следует отнести дальше от носовой кости, чтобы подле нее был тон телесной краски.
Горбатый нос (орлиный). Для того, чтобы иметь такой нос, следует обе боковые половинки носа и переносье окрасить темной краской (коричневой или красной), а от нижнего края переносья до конца покрыть светлым основным тоном, при чем на место, которое должно быть выделено (горбинку), положить белый блик (мазок); под носом же (ноздри и перегородку носа) затемняют красной или темно-телесной краской.
Курносый нос. Переносье окрашивается светлой краской. От переносья почти до конца носа затемняют темно-коричневой или красной краской. Кончик носа и ноздри окрашиваются светлой краской — телесной, кончик носа кроме того отсветляется белой краской (кладется белый блик и края его стушевываются). Темной краской подрисовываются ноздри кверху.
Прямой нос. От переносья почти до кончика носа проводится полоска светлой краской (телесной с белой), бока же затемняются коричневой краской с примесью красной и все это стушевывается.
Можно, конечно, давать еще целый ряд различного вида носов: набалдашником, острый, утиный, извилистый, провалившийся и проч., что зависит от опыта гримирующегося и строения его собственного носа. Необходимо помнить основное правило гримирования: светлая краска дает выпуклость, темная — впадину.
Пьяный нос. Нос покрыт темно-красной краской, на кончик носа светлый блик, ноздри же с боков отсветлить.
Наклейка носа требует особого навыка. Наклейки по возможности следует избегать, она мешает выразительности лица, делая неподвижными мягкие части носа и покрывающую его кожу. К тому же наклейка неприятна для играющего. Наклейку делают из белого гумоза (пластыря), смешенного с телесной краской. Пластырь разогревают на блюдечке, смешивают с телесной краской, всыпают щепотку борной кислоты (для дезинфекции) и раскатывают, как тесто, валяя в пудре, при чем следует не пересыпать пудры, чтобы не лишить смесь тягучести. Меся пластырь, следует слегка смазывать вазелином пальцы, чтобы к ним не приставала смесь. Готовый пластырь продается в аптекарских магазинах, но он скоро затвердевает. Перед употреблением его разминают между пальцами и затем наклеивают на тщательно вытертый до суха нос, чтобы между гумозом и кожей не было слоя пота или жира. Затем пальцами придают налепке тот вид, который хотят. Нужно следить, чтобы слой гумоза сходил на нет к крыльям. При лепке кончики пальцев слегка смачивать.
Придав наклейке носа нужную форму, следует ее покрыть краской общего тона лица, зарумянить крылья носа, стушевать края и попудрить. Можно сделать наклейку ватой, для чего следует намазать место наклейки на носу спиртовым белым лаком и на это место приклеить кусочек пухлой ваты, а затем эту вату обсыпать сухими белилами, смешанными с кармином и охрой.
Налепку можно сделать из муки, для чего смочить водой муку, замесить как тесто и лепить на нос. При лепке слегка смачивать водой пальцы, чтобы не липло к пальцам тесто.
Когда налепка совершенно высохнет, тогда ее подгримировать под общий тон лица.
Наклеиваются и картонные носы, и носы сделанные из марли, пропитанной парафином.
РОТ
Гримировка рта заключается в изменении как формы, так и окраски рта. Для молодого грима окраска' производится губной помадой или красной краской (только отнюдь не суриком, как вредной краской).
Окраску для больного грима или старческого следует делать телесной краской.
Увеличивается рот тем, что очертание губ удлиняют губной помадой, уменьшается же тем, что губной помадой покрываются не все губы, а только средняя их часть, тогда как остальная часть губ и края (углы) покрываются основным тоном тельной краски, сливающимся с общим тоном лица. Можно уменьшить рот в мужском гриме усами, опустив концы усов на углы рта.
Смеющийся рот изображается поднятием краев губ, а плачущий рот опусканием линии вниз.
«Слюнявый вид» (безвольный, комически-растерянный) достигается губной помадой в углах рта или бликами в углах рта вазелина.
Узкие губы, малокровные могут быть изменены в сочные, если сначала расширить их очертания, а затем это пространство густо покрыть губной помадой или красной краской (кармин).
Ввалившаяся верхняя губа дается затемнением губы коричневой с телесной краской и отсветлением телесной складкой носогубных складок.
Выделяется верхняя губа, если ее отсветлить (телесной с белой краской) и провести легкую тень от обоих ноздрей книзу по сторонам желобка на губе.
Зубы. Отсутствие зубов достигается сапожным варом. Следует нагреть его до мягкости, вылепить из него нужной величины пластинку и наклеить таковую на те зубы, которые вы желаете. скрыть. Тот же вар, прикрепленный кусочком на внутренней стороне зубов, делает речь шепелявой. Вар для зубов совершенно безвреден. Или же поступают так: вытирают до суха зубы, закрашивают коричневой краской и затем покрывают лаком.
ПОДБОРОДОК
Гримировкой подбородка можно изменить его форму. Если подбородок острый, а нужно сделать его широким, то кончик его затемняется румянами.
Плоский подбородок достигается окрашиванием центра подбородка в розоватый цвет (ярко-красной с телесной краской).
Заостренный из широкого получается если подтемнить его бока и поставить светлый блик на середине подбородка.
Раздвоенный — окрашиванием середины подбородка коричневой краской в виде треугольника, обращенного вершиной к нижней губе.
Двойной — отсветлением нижней части подбородка и под подбородком части щек: кроме того под подбородком рисуется морщина, отделяющая друг от друга оба подбородка.
ЩЕКИ
Когда требуется сделать щеки полными, тогда следует провести дугою полосу темно-красной краской, начиная от глаза по щеке, мимо носа к уху, центр же щек заполнить светлой краской в виде кружочка, кружочек обвести светлым телесным тоном, а затем все растушевать так, чтобы не было видно полос, а одна краска незаметно переходила в другую. Механически утолщение щек достигается наклейкой на щеки ваты, для чего закрыть вату кружочком легкой материи с надрезанными краями и эти края приклеить к щекам спиртовым белым лаком, а затем покрыть сверху основным тоном (телесной краской).
Если затемнить румянами части щеки, начиная от височной впадины вниз по челюстной кости до шеи, при чем поверхность щеки у носа должна быть светлее, можно удлинить лицо. Обратным же приемом достигается расширение лица (задняя часть лица делается светлее, а ближе к носу темнее, т- е. румянится).
Для молодых ролей цветущих юношей и девушек следует усилить тон румян на скулах, при чем более резко подрумянить ушные раковины.
Худоба щек достигается следующим образом: верхней границей худобы будет скуловая кость, от нее клином к подбородку до нижней челюсти наносится на щеку светло-коричневая краска, при чем края растушевываются. Чтобы усилить худобу, на середину щеки накладывается сероватое густое пятно и растушевывается- Веки затемняются. Под губой на подбородке дается впадина светло-коричневой краской.
Бородавка делается темно-коричневой краской с красной (баканом) или путем наклейки: берется кусочек марли, в нее завертывается маленький комочек ватки, свободные концы марли приклеиваются спиртовым лаком и покрываются поверх общим телесным тоном. Если нужно сделать бородавку с волоском, то подкладывают волоски под марлю и выдергивают через марлю один, два волоска, словом, сколько следует. Можно сделать и так: взять волоски троса, смять их кончик скрутить и приклеить тупой конец лаком, сделав кругом выпуклость обводкой вокруг волосков двумя тонкими полосками телесно-белой и светло-коричневой.
Синяк дается двумя бликами: серо-синим и лиловым, так чтобы один блик заходил на другой. (Лиловый получается от соединения красного с синим).
Рана делается двумя тонами: в глубине темно-коричневым тоном (умброй) по краям красным (баканом).
ШЕЯ
Если шея открыта, то ее необходимо загримировать, окрасив ее в цвет лица с примесью желтого. Слишком белая шея делает лицо красным.
Худая шея достигается подчеркиванием ее мусколов, т. е. отсвечиванием мускулов и затемнением впадин.
Можно для характерности отсветлить кадык («адамово яблоко») или наоборот его затемнить.
РУКИ И НОГИ
Руки гримируются только с наружной стороны, ладони же не гримируются, чтобы не запачкать костюма.
Руки, занимающегося физическим трудом, отличаются от рук, занимающегося умственным трудом, как руки и лиц разных профессий, как, например: руки кочегара от рук столяра, также руки больного отличаются от рук здорового.
Поэтому руки изменяются в отношении цвета кожи, а также и худобы. Прием гримировки — по своим мускулам, для чего гримирующийся их напрягает и придает рукам различную форму. Коричневая краска, смешанная с красной, положенная на края пальцев, дает впечатление худобы. Пальцы, покрытые сероватой краской с синим оттенком у ногтей — дают впечатление тяжко-больного или мертвеца.
Ноги также могут гримироваться в смысле изменения цвета их кожи и формы.
ТИПОВЫЕ ГРИМЫ
МОЛОДОЙ ГРИМ
Если цвет своей кожи румяный, то следует слегка подрумяниться и попудриться. Если же цвет лица не достаточно свеж, то его покрывают общим тоном телесной краски №1.
Если нужно изменить черты лица, то это делается согласно данных выше указаний.
ПОЖИЛОЙ ГРИМ
Грим пожилого возраста, главным образом, отличается париком (легкой проседью или редкими волосами), общим тоном лица, более смуглым (телесная краска № 2), да кое где двумя-тремя характерными морщинками, наведенными смесью малиновой с коричневой краской при отсветлении тельной краской. Верх глазной впадины от корня носа к вешнему углу века затемняется коричневой краской.
СТАРЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ
Цвет лица желтовато-смуглый, почему общий телесный тон телесной краской № 3, или если есть один № 1 телесной краски, то к нему добавить коричневой, немного красной и желтой или одной желтой или жженой пробки. Можно давать тон старческого лица и мазками: один белый, один желтый и один серый мазок, протирая все вместе. Румянец незначительного размера кладется только по скуловой кости темно-красной краской. Между щечными мускулами и углами рта глубокая морщина. Глазные впадины сильно затемняются коричневой краской. Края век затемняются темнее тона глазной впадины, при чем глаза не подводятся. Для более дряхлой старости подводка делается на пол века верхнем и четверть века нижнем красной краской с бликами вазелина или колодиума в углах носа, что придает глазам старчески слезящийся вид. Верхняя губа оттягивается вниз, для чего делается под самым носом тень от каждой ноздри отдельно к низу, что с отсветлением складок щек дает и вид провалившейся губы. Нижняя же губа отсветляется с подводкой под ней тени густой широкой полоской. Углы рта опускаются. В подбородке отсветляются мясистые его части. Особенно придают лицу старость челюстные (параллельные) морщины, идущие от выпуклости и скуловой дуги параллельно носогубной складке вниз.
Если парик со лбом или с лысиной, то следует в тон лица покрыть краской то и другое, давая для дряхлой старости морщины и на лысине. Морщины рисуются (кистью или растушевкой) не только одной коричневой краской, но, рядом с коричневой, и светлой телесной краской. Необходимо помнить, что все линии нужно растушевывать, сводя на нет.
Морщины не должны быть узкими и не должны проводиться в виде одной сплошной черты, а с перерывами, при чем горизонтальные морщины следует проводить в виде ломанной линии.
Если свои морщины вполне отвечают типу и характеру сценического образа, то лучше проводить морщины по своим.
Наоборот, бывают случаи, когда свои морщины следует замазать как не отвечающие возрасту или характеру сценического образа.
БОЛЬНОЕ ЛИЦО
Общий тон лица бледный (на б мазков телесной краски один мазок голубовато-серый). Глазные впадины углубляются сероватым тоном (сырым пеплом), на верхнем веке дается слой румян. От слезника вниз идет темноватая черта, стушеванная внизу у начала щеки. Внутренние концы бровей преподнимаются. При чахотке кладется румянец на скуловой выпуклости. Нос заостряется затемнением его боков с отсветлением переносья до кончика носа. Губы окрашиваются телесной краской.
Височные впадины затемняются и вообще дается худоба-Если открыта шея, то ее следует загримировать в тот же тон с тем же болезненным оттенком.
РЯБОЕ ЛИЦО
Рябое лицо изображается нанесением на лицо кружочков темной краской (коричневой с красной) с белой точкой на краю каждого кружочка.
Все указания по гримировке относятся как к мужчинам, так и к женщинам, при чем женская гримировка должна быть, особенно для среднего возраста, несколько тоньше, мягче в отношении светлых и темных пятен.
Приступая к гримировке действующего лица пьесы вы, само собой разумеется, сначала вообразите себе весь внешний облик этого лица.
Чем больше в вашей памяти запечатлелось типических выразительных лиц, тем скорее вы нападете на тот именно облик, который вы считаете в данном случае подходящим; иногда вы переберете в своей памяти целый ряд запомнившихся типов и, взяв из каждого характерные черты лица, создадите своей фантазией, скомбинируете, вами не виданный, но как раз отвечающий облику, лицо вами изображаемого. Конечно, вашей фантазии поможет все, что в пьесе относится к этому действующему лицу. Если у вас есть фотографии, открытки или картинки с типичными лицами, вы будете подбирать модель для своего грима из них. Собирать открытки, картинки, рисунки для гримирующихся весьма полезно. Но как бы хорошо вы не овладели этим процессом художественного творчества, все же вы окажетесь в состоянии беспомощного ребенка, если вы не изучите по руководству технических правил и не освоитесь путем опыта с техническими приемами.
Изучите в зеркало или по фотографии с малейшей точностью свое лицо, чтобы в дальнейшем не делать грубых ошибок, как то: если у вас нос длинный, не удлинять его, если ваша худоба отвечает сценическому образу, не усиливать ее и т. п.
Если умеете рисовать, зарисовывайте свое лицо в контурах и наносите на эту зарисовку лица все те особенности, которые вы думаете наложить красками на свое лицо при гримировке.
Старайтесь сразу же приучать себя к наивозможно меньшей затрате красок, зная, что излишне наложенная на лицо краска скрывает мышцы лица и тем самым вредит мимике. Опасайтесь рисовать такие морщины и черты лица, которые искажают мимику.
По возможности пользуйтесь наименьшим количеством красок и в смысле тонов, употребляя два — три, а четвертым жженую пробку.
Только освоившись с приемами гримировки возможно пользоваться и более разнообразными тонами красок.
Полезно гримироваться в присутствии более опытного или вообще наблюдательного товарища, чтобы прислушиваться к замечаниям со стороны наблюдающего.
Если среди художественных кружков имеется изокружок, то гримировальные упражнения следует драмкружковцам проводить совместно с изокружковцами (изочниками), работая под наблюдением руководителя изокружком, ибо в большинстве случаев умеющие рисовать сравнительно быстро овладевают приемами гримировки.
СВЕДЕНИЯ СПРАВОЧНОГО ХАРАКТЕРА
18. Где приобрести гримировальные краски и парики
Лучшими красками считались берлинские фабрики Лейхнер. Теперь же большинство гримирующихся довольствуются гримировальными красками, изготовляющимися по рецептам опытных гримеров-парикмахеров.
Краски и гримировальные предметы можно приобрести в Центральном Доме Искусства в деревне имени В. Д. Поленова.
Грим в деревянных коробках (с растушевкой) — 50 коп.
Грим в жестяных коробках (с растушевкой) — 1 р. 25 коп.
Парики:
мужской от 3 руб. 50 коп.
женский от 7 рублей.
Для удобства заказчиков в «Поленовском доме» имеются готовые наборы:
В комплект №1 входят: 1 коробка грима, 1 флакон лака, 1 кисть для лака, 1 коробка пудры, 1 метр крепе (трее) трех цветов: (блондин, брюнет, седой) — 2 рубля.
В комплект №2 входят: 2 коробки грима, 1 флакон лака. 1 кисть для лака, 1 коробка пудры, по 1/4 метра крепе четырех цветов, 1 палочка гумоза, 1 коробка румян, 1 пуховка — 3 руб.
В комплект №3 входят: 1 коробка жестяная, 2 коробки деревянных, 3 растушевки, 1 флакон лака, 1 кисточка, 1/2 метра крепе четырех цветов, гумоз, 1 коробка румян, 1 палочка губной помады — 5 рублей.
Набор париков: 8 мужских, 2 женских, 2 бороды, косы — 40 руб.
Адрес: Москва, Зоологическая улица № 1.
19. Руководства по гриму
1. Смирнов-Рамазанов: Гримировка. Искусство гримироваться для сцены. С.-Петербург. 1887 г.
2. К. Шиловский: Театральный грим, Моск, театр, издат. союз Рабис.
3. Изд. С. Рассохина: Первые уроки гримировки.
4. А. Воскресенский: Опыт руководства к сценической гримировке. Журнал «Театрал» 1895 и 1909 г.г.
5. А. Клепиков: О гриме. Изд. Секция содействия к устройству деревенских и фабричных театров. 1915 г.
6. А. Клепиков: Первые уроки грима. Изд. Русского Театр, о-ва в 1923 г.
7. П. А. Лебединский: Грим. 3-е издание. 1918 г.
8. А. П. Ленский: Статьи о гриме в журнале «Артист».
9. С. Д. Заскальный: Театр из народа. Грим. Изд. Дома Театрального Просвещения им. Поленова. 1925 г.
10. А. Бельский: Элементарное руководство по гриму. Московск. Театральное Издательство. 1926 г.
Большинство из указанных руководств, изданных до 1925 г., достать крайне затруднительно, а труды авторов Смирнова-Рамазанова, К. Шиловского, А. Воскресенского и П. А. Лебединского составляют библиографическую редкость. Имеется переизданное руководство К. Шиловского Содрабисом, но оно изобилует деталями нужными профактерам и к тому же издано в литографированном виде, мелким шрифтом.
«Грим» С. Д. Заскального содержит мало технических указаний для драмкружков и стоит дорого — 2 р. 50 коп.; но наполненный интересными иллюстрациями весьма ценен для инструкторов драмкружков.
Руководство А. Бельского имеет, наоборот, хорошо изложенные технические указания, но совершенно отсутствует теоретическая часть, а имеющиеся рисунки (штриховые иллюстрации) недостаточно выразительны.
Полезная брошюрка А. Клепикова тоже без теоретической части и даже без рисунков.
_________________
Распознавание текста — sheba.spb.ru
|