На главнуюТексты книг БКАудиокниги БКПолит-инфоСоветские учебникиЗа страницами учебникаФото-ПитерНастрои СытинаРадиоспектаклиКнижная иллюстрация





Библиотечка «За страницами учебника»
Горизонты техники для детей №04 1965 г.

Горизонты техники
для детей

*** 04-1965 ***


Цвет



Ч/б



 

PEKЛAMA

Заказать почтой 500 советских радиоспектаклей на 9-ти DVD.
Подробности >>>>


РАСПОЗНАННЫЕ ФРАГМЕНТЫ ЖУРНАЛА

      ЗАЧЕМ ПЕРЕКОПАЛИ ОСЕНЬЮ ЛЮПИН
      В одно солнечное весеннее утро пани Кристина обратилась к мужу: — Стах, пора бы начать приводить в порядок огород. Возьми-ка близнецов на подмогу и отправляйся на разведку.
      Близнецы радостно поддержали это предложение, и уже через несколько минут пан Станислав в сопровождении Томека и Та дека, вооруженных лопатами, направился к видневшимся за домом грядкам.
      — Плохо перекопали осенью люпин, — покачал головой пан Станислав, рассматривая одну из грядок.
      — Не понимаю, зачем сначала посеяли люпин, а потом перекопали? — спросил один из близнецов.
      — Вот именно, еще не вырос, не созрел, а его уже перекопали! А мне один мальчик в школе говорил, что на вареные зерна люпина хорошо ловится рыба, — вмешался в разговор второй близнец, Томек.
      В последнее время Томек усиленно начал интересоваться рыболовством, в связи с чем в доме появилось множество удочек, крючков, хитроумных приспособлений и тому подобных очень важных предметов.
      — Эх, ты, рыболов, не знаешь, что опин является хорошим навозом? — спросил Тадек.
      — А как называется этот тип навоза? — в свою очередь спросил Тадека пан Станислав.
      По лицам ребят можно было догадаться, что два последних вопроса останутся без ответа.
      — Придется, как всегда, прийти вам на помощь, — рассмеялся пан Станислав. — Скажите, что необходимо растениям для их роста и развития?
      — Вода и солнце.
      вспомнил
      — И что еще?
      — Углекислый газ, — Томек.
      — И еще фосфор и калий, — добавил Тадек.
      — Все правильно, только азот забыли, — подвел итоги пан Станислав. — Углекислый газ растения получают из воздуха, воду пьют корнями из почвы. А как дело обстоит с остальными необходимыми питательными веществами? Ну-ка, кто знает?
      — Их растения тоже получают из почвы.
      — Не совсем точное объяснение. Действительно, соединения калия и фосфора находятся в почве. Растворенные в воде, легко усваиваются корнями растений. А вот с азотом дело обстоит значительно труднее. В почве азот находится в незначительном количестве, зато в воздухе его содержание доходит до 70%.
      — 78%, правда? — уточнил один из близнецов.
      — И растения не берут азот из воздуха? — удивился второй близнец.
      — К сожалению, нет. Точнее, только в очень редких случаях.
      — И есть азот, и нет его, как в сказке, — засмеялся Томек.
      — Действительно. Растениям необходим азот, содержащийся в атмосфере в огромном количестве, однако, растения не могут непосредственно «брать» его из воздуха. Одним из незначительных исключений среди растений является люпин и все его семейство, то есть семейство бобовых.
      Среди бобовых вы встретите деревья и кустарники, лианы, однолетние и многолетние травы. Бобовые играют важную роль в жизни человека. Здесь и пищевые растения, богатые белками: фасоль, бобы, горох, арахис, и семена, из которых получают растительное масло, идущее в 4 пищу и для изготовления технических масел.
      Однако в первую очередь важно то, что эти растения не только умеют «брать» из воздуха азот, но даже собирают и хранят его в виде различных соединений.
      — Интересно, как они это делают? — спросил Тадек.
      — Процесс усвоения азота из воздуха довольно сложен. Помогают в
      этом растениям специальные бактерии, называемые клубеньковыми. Эти бактерии живут исключительно на растениях из .семейства бобовых. Поэтому-то мы и говорим, что эти растения способны усваивать азот из воздуха.
      Теперь вам понятно для чего перекопали грядку с люпином?
      — Потому что он наелся из воздуха азота, — пошутил Томек.
      — В твоей шутке есть доля правды, — серьезно сказал пан Станислав. — В природе идет постоянная борьба за азот и его соединения, которые необходимы для развития не толькорастительных, но и всех животных организмов. Кто не может сам усваивать соединения азота из воздуха, тот должен силой забирать
      их у других.
      — Папа, ты забыл о люпине, — припомнил Томек.
      — Потерпите еще минуточку. Итак, бобовые растения погибают и оставляют после себя в земле богатое наследство: целые склады азотных соединений.
      Эти соединения становятся добычей растений. В один прекрасный день растение съедает травоядное животное. Таков путь азота в животный организм, где он участвует в образовании органического белка и разнообразных его производных.
      Травоядное животное становится добычей хищника и человека, а азот, содержащийся в органических белках, путешествует дальше.
      Однако на этом круговорот азота в природе не кончается. После смерти растительного или животного организма начинается разрушение остатков, так называемое гнилостное разложение. В этом процессе деятельное участие принимают два вида бактерий: один из них вызывает разложение белка, при котором азот переходит в растворимые в воде неорганические соединения. Вымываемые водой, эти соединения переходят в очву и могут потом усваиваться растениями. К сожалению, наряду с этими бактериями имеются и. другие, работу которых можно смело назвать «антиобщественной». Эти бактерии возвращают в атмосферу азот, находящийся в гниющих белках.
      — Вот это да! — закричал То-мек. — Настоящая борьба! Одни бактерии помогают растениям усваивать азот из воздуха, а другие помогают возвратиться ему в атмосферу.
      — Борьба с неравными силами, — сказал пан Станислав. — Клубеньковые бактерии могут жить только на бобовых растениях, которых, в конце концов, не так уж и много. Зато «антиобщественных» бактерий на земном шаре живет значительно больше.
      — Значит, азота на земном шаре — остается все меньше и меньше? — заволновался Тадек.
      — К счастью, нет. Я не упомянул еще об одном союзнике растений — грозовых разрядах.
      Ребята насторожились:
      — Что имеет общего гроза с растениями? Чаще всего во время грозы ветер ломает и уничтожает растения!
      — И все-таки гроза приносит гораздо большую помощь, чем убытки. Вы знаете, что в воздухе наряду с азотом находится кислород. Мол-
      ния — это не что иное, как мощный электрический разряд, нагревает воздух до очень высокой температуры, при которой происходит химическая реакция окисления азота. Образующаяся в результате двуокись азота легко растворяется в дождевой воде. Вместе с дождевыми каплями двуокись азота попадает в почву и усваивается затем растениями.
      По данным исследований в Европе на каждый гектар почвы «падает с неба» 13 кг соединений азота в течение года. В тропиках это число увеличивается до 50 кг.
      — Я догадался! Я догадался! Я знаю теперь, почему в тропических странах такая буйная растительность! — обрадовался Томек и, сделав эффектную паузу, продолжал:
      — потому что там в почве находится много соединений азота.
      — Ты прав, но не совсем, — сказал пан Станислав. — Приведу вам такой пример. Еще сто лет тому назад в Европе собирали около 500 кг овса с одного гектара почвы. Теперь же, внося в почву искусственные удобрения, особенно азотные, урожай повысили до 2,5 тысячи кг. Есть разница, правда?... Что-то носы у вас подозрительно покраснели, вы не замерзли?
      — Нет, нет. Расскажи еще что-нибудь, — наперебой стали просить близнецы.
      — Я мог бы вам рассказать еще очень много интересного и о бактериях и об азоте. Но мне кажется, что скоро мама позовет нас обедать, поэтому я только «подведу итоги».
      На примере азота вы познакомилисьс круговоротом веществ на земле. Запомните, что изучение круговорота веществ имеет большое практическое значение, так как помогает изменять природные условия в желаемом для человека направлении.
      Александра Сенковская
      Ребята, на нашей обложке художник Владимир Вайнерт нарисовал аэростат братьев Монгольфье.
     
      Братья Монгольфье
      Жозеф и Этьенн Монгольфье вошли в историю развития техники как изобретатели аэростата.
      Братья родились в Анноне в середине XVIII столетия. По настоянию отца они занимаются в парижской школе изучением математики, механики и физики. Через некоторое время братья возвращаются в родные места, чтобы заняться вместо отца руководством фабрикой бумаги. В свободное время Жозеф и Этьенн по-прежнему интересуются техникой, новыми научными открытиями. Изучая работы выдающегося английского химика Джозефа Пристли, исследователя в области химии газов, братья решили построить «воздушный ко- рабль» — аэростат. Бумажный шар был сделан из полотна, оклеенного бумагой, и наполнен горячим дымом, который в честь изобретателей назвали «монгольфьером».
      Первый полет был осуществлен в Анноне в июне 1783 года. За это изобретение Французская Академия наук приняла братьев в состав своих членов.
      В этом же году на аэростате были подняты в воздух животные. Осенью 1783 года на воздушном шаре братьев Монгольфье совершили полет люди.
      В родном городе изобретателей Анноне в 1883 году был поставлен памятник отважным изобретателям, братьям Жозефу и Этьенну Монгольфье.
     
      ХИМИЧЕСКАЯ ЗАГАДКА
      Что это может быть?
      Многие химические вещества, наряду с общепринятыми химическими названиями, имеют еще и бытовые названия. Мы предлагаем вашему вниманию 7 химических веществ, по названию которых можно предположить, что они являются продовольственными продуктами.
      Ваша задача заключается в том, чтобы ответить, какие из перечисленных веществ действительно относятся к продовольственным продуктам (то есть съедобны), а какие нет.
      Вот эти вещества:
      1. Известковое молоко
      2. Серное молоко
      3. Свинцовый сахар
      4. Виноградный сахар
      5. Каменная соль
      6. Минеральная вода
      7. Царская водка.
      Ответы ищите в журнале.
     
      КРИВАЯ РАСТЕТ
      «Кривая добычи угля растет...», «Судя по графику выполнения производственной программы...», «Сравните графики движения поездов...» — множество подобных выражений вы слышите ежедневно по радио, телевидению и в разговорах между взрослыми.
      Увёрены, что не раз вы задумывались, что же это все значит?
      Постараемся вкратце вам объяснить.
      Начнем с самого простого — графика. Начертите две перпендикулярные линии, оси графика, вертикальную и горизонтальную. Затем перпендикулярно вертикальной оси начертите на одинаковых расстояниях несколько горизонтальных линий так, чтобы они пересекали вертикальную ось (см. рис. 1а). Теперь представьте себе, что каждая линия — это одна из ваших школьных оценок. Первая линия снизу — самая низкая оценка — двойка, выше — тройка, еще выше — четверка и наконец, пятерка. Напишите эти оценки возле соответствующих линий. Школьный год состоит из четырех четвертей. Изобразите их также в виде линий, в данном случае вертикальных (см. рис. Пэ).
      Мы попросили одного из польских читателей нашего журнала Анджея Зелинского одолжить для примера свой дневник. Откроем первую страничку. Математика. Первая четверть не была трудной: в дневнике виднеется четверка. На пересечении линии первой четверти и оценки «4» поставьте точку (см. рис. 1с).
      Конец первого полугодия — вторая четверть. Тут дела выглядят несколько хуже: тройка! Может быть зима помешала? Санки, лыжи, заливка во дворе катка? Анджей смущенно отворачивается.
      Обозначим точкой пересечение линии «первое полугодие» и линии оценки «3».
      Вот и закончились зимние каникулы: школьные маскарады и лыжные экскурсии. Пора приниматься за учебу и исправить в третьей четверти некоторые оценки.
      — Ох, и поработать пришлось, — смеется Анджей. — Специально записался в математический кружок, ребята из класса мне помогли, и видите результаты!
      Действительно, в дневнике в третьей четверти появилась четверка с минусом.
      Как бы нам уместить этот минус на графике? Ну-ка, кто догадался?
      Анджей предложил для четверки с минусом нарисовать новую дополнительную линию. В отличие от обозначающих оценки непрерывных линий, минусы и плюсы обозначим пунктиром. На пересечении линии «третьей четверти» и оценки «4» поставим точку.
      Однако Анджей не остановился на достигнутом, усердно поработал он в четвертой четверти, а дневник украсился пятеркой.
      Анджей помогает нам отметить на графике свое новое достижение.
      А теперь, ребята, наступает самый ответственный момент: соединяем все нарисованные точки прямыми линиями, и график готов! (см. рис. Id).
      Каждый из вас, взглянув на график, сможет объяснить, что в первой четверти Анджей неплохо учился, во второй дела пошли хуже (кривая идет вниз),, в третьей наш приятель взялся за ум (кривая направляется вверх) и к концу года за свои знания он добился высшей оценки — пятерки. Как видите, даже такой простой пример из вашей повседневной школьной жизни свидетельствует о значении и полезности графиков. Одного взгляда на график достаточно для того, чтобы представить себе, каковы были ваши успехи в течение всего школьного года.
      Итак, все сумеют уже нарисовать простой график. Попробуем теперь приняться за более сложный.
      На вертикальной оси обозначьте не только четверти, но месяцы и даже недели Школьного года. Отметьте точками пересечения линий ваших оценок и месяцев, в которых вы их получили.
      Внимание! Если в каком-либо из месяцев вы не получили оценки, точки в этом месте ставить не следует, а соединять непосредственно две соседние.
      Наш новый график получился гораздо сложнее (см. рис. 2а).
      Оценка является как бы показателем ваших знаний, приобретенных за определенное время. Это время не ограничивается одним днем, правда? После получения новой оценки ваши знания в дальнейшем увеличиваются либо уменьшаются, что также происходит постепенно. Поэтому нашу линию на графике следовало бы закруглить, сделать более плавной.
      Теперь линия показывает нам, как увеличивались или уменьшались ваши знания в течение всех месяцев учебного года по тому предмету, для которого был составлен график (см. рис. 2Ь).
      Анджей предлагает назвать линию на нашем графике «кривой успехов в школе».
      Теперь вам понятно, почему люди различных специальностей пользуются графиками? Вместо того, чтобы каждый раз искать и подсчитывать множество, иногда очень больших и запутанных чисел, они чертят графики.
      Одного взгляда на график достаточно для того, чтобы сказать увеличилось или уменьшилось за какой-то период производство...
      — ...конфет, — подсказывает Анджей, известный сладкоежка. — -..Насколько перевыполнили план шахтеры и... исправили ли вы, как 1 обещали, тройку по истории.
      В некоторых случаях, когда нужно отыскать среди множества числовых данных интересующие нас в настоящий момент, большое удобство представляют таблицы. Мы думаем, что легче всего вы поймете это на следующем примере.
      Начертите небольшую табличку, как на рисунке 3. Слева по горизонтали напишите I, II, III и IV четверти. Вверху по вертикали — V, VI и VII классы. Возьмите свой школьный дневник и впишите оценки по мате-
      15 нашу редакцию по-прежнему приходят письма от читателей и их родителей с вопросами, где и как можно подписаться на «Горизонты техники для детей»?
      Наш журнал издается на русском и на польском языках. В настоящее время в Советском Союзе можно подписаться только на польский вариант журнала. «Горизонты техники для детей» на русском языке находятся в розничной продаже в киосках Союзпечати.
      Сережа Хвостов из Москвы пишет, что внимательно следит за всеми самоделками, описание и схемы которых печатаются в нашем журнале.
      матике, которые вы получили во всех четвертях в течение этих трех лет.
      Итак, например, пятый класс: первая четверть — 4, вторая — 3 — , третья — 3+ и в конце года — 5 — .
      Теперь вы легко и быстро сможете ответить на вопрос, какую оценку вы имели по математике в V-м классе, вов торой четверти. А в VII-м классе, в третьей четверти?
      Анджей уверяет нас, что для него не страшны никакие «кривые» графиков и таблицы. Думаем, что вы вполне с ним согласны.
      От себя добавим только, что графики играют огромную роль в жизни страны. Обеспечивают они выполнение производственных программ каждым заводом, фабрикой, шахтой, железной дорогой.
      Тадеуш Рихтер
      *) В польских школах в четвертных оценках ставятся также плюсы и минусы.
      В последнее время его заинтересовала схема радиоприемника «Радиоухо». При построении возникли некоторые трудности. Он спрашивает:
      1. Какие следует использовать триоды при монтаже «Радио-уха»?
      2. В какой изоляции должен быть провод для катушки?
      Ответы:
      1. Лучше всего воспользоваться триодами П13, П14 или П15 (П2, П6 — устаревшие типы диодов).
      2. Изоляция провода для катушки должна быть обязательно лаковая.
      Степан Миронов, наш читатель из Казани, просит ответить на следующие вопросы:
      1. Можно ли в выходном каскаде радиоприемника «Прогулка» заменить полупроводниковый триод П6 каким либо более распространенным?
      2. Можно ли заменить потенциометр 10 ком с выключателем потенциометром без выключателя?
      3. Можно ли громкоговоритель типа 1ГД-9 заменить другим, малогабаритным?
      Ответы:
      1. Полупроводниковый триод П6 можно заменить одним из других, более распространенных. Например, П13, П14 или П15.
      2. Потенциометр 10 ком с выключателем можно заменить потенциометром без выключателя.
      3. При замене громкоговорителя 1ГД-9 малогабаритным громкоговорителем катушка последнего должна иметь сопротивление приблизительно 4 ома. Предупреждаем, однако, что звук получится гораздо слабее.
      — Дорогая редакция, — обращаются к нам учащиеся одной из школ города Баку. — - На уроках химии мы часто слышим и сами употребляем название одного из химических веществ — - «бертоллетова соль». В одном из рассказов в вашем журнале было написано, что хлорноватокислый калий назвали бертоллетовой солью в честь ученого Бертолле. Просим вас рассказать подробнее об этом ученом, когда он жил, где и над чем работал?
      Клод Луи Бертолле, известный французский химик родился в 1748 году в Италии, в семье бывших французских эмигрантов. Получив медицинское образование, молодой Бертолле работает фармацевтом. В это же время он серьезно начинает интересоваться химией, проводит первые свои опыты.
      Затем Бертолле переезжает в Париж. Его работы к этому времени достигают такой известности, что 32-летнего химика избирают членом французской академии. Вместе с Лавуазье и рядом других ученых Бертолле занимается разработкой новой химической номенклатуры. Во время французской буржуазной революции ученый организует производство селитры, стали и других военных материалов, в которых нуждалась республика.
      Бертолле был одним из организаторов и преподавателей в Нормальной и Политехнической школах, двух известных учебных заведениях, из стен которых вышел целый ряд ученых и специалистов в различных областях науки и техники. Слава Бертолле достигает в то время таких размеров, что Бонапарт назначает его руководителем научных экспедиций, сопровождавших французскую армию в Италию и Египет.
      В Каире на заседании Египетского института Бертолле в своем докладе впервые высказывает мысль, которая впоследствии легла в основу закона действующих масс.
      Бертолле определил химический состав аммиака, сероводорода и синильной кислоты. Разработал способ отбеливания .полотна и бумажной массы хлором. С этой его работой связано открытие химического вещества — - хлорноватокислого калия, — названного в честь ученого бертоллетовой солью. Эта соль используется в медицине и технике.
      Семь лет длился спор Бертолле с преподавателем химии в Мадриде, французом Прустом, приведший впоследствии к утверждению закона постоянства состава. Этот закон сыграл в дальнейшем огромную роль в развитии химии.
      Вам будет интересно узнать, что организованный Бертолле вместе с Лавуазье и рядом других ученых химический журнал «Анналы химии» существует до сих пор.

 

 

На главнуюТексты книг БКАудиокниги БКПолит-инфоСоветские учебникиЗа страницами учебникаФото-ПитерНастрои СытинаРадиоспектаклиДетская библиотека

 

Яндекс.Метрика


Творческая студия БК-МТГК 2001-3001 гг. karlov@bk.ru