На главную Тексты книг БК Аудиокниги БК Полит-инфо Советские учебники За страницами учебника Фото-Питер Техническая книга Радиоспектакли Детская библиотека

Горизонты техники для детей №09 1965 г

Горизонты техники
для детей

*** 09-1965 ***


Цвет



Ч/б



От нас: 500 радиоспектаклей (и учебники)
на SD‑карте 64(128)GB —
 ГДЕ?..

Baшa помощь проекту:
занести копеечку —
 КУДА?..



РАСПОЗНАННЫЕ ФРАГМЕНТЫ ЖУРНАЛА

      Осенью прошлого года в Варшаве закончил свою работу 15-й конгресс Международной федерации астронавтики, проходивший под лозунгом «Мир космосу». Самым интересным на конгрессе было сообщение о четырехмесячном пребывании советских космонавтов в условиях предельно приближенных к условиям космического полета.
      В честь конгресса, почта Польской Народной Республики выпустила специальную почтовую марку. На ней изображена Сирена (герб польской столицы) в окружении мерцающих звезд.
      Множество марок выпущено в последние годы в связи с международным сотрудничеством в мирном использовании космического пространства.
      Три марки достоинством 4, 6 и 12 коп. изготовлены как о зубцами, так и без зубцов. Две из них мы показываем, нашим читателям. После советской почты наиболее активна в филателии почта Польши. Здесь выпущено марок, посвященных космонавтике больше, чем в любой другой стране. Совсем недавно в Польше была выпущена самая большая серия из десяти марок с изображением различных ракет, спутников и космических кораблей. Три из них — до-стоинствомо в 50 грошей, 1 зл. 55 грошей и 5 зл. 60 грошей показаны на наших рисунках.
      Советским космонавтам В. Быковскому и В. Терешковой, недавним гостям Польши, были посвящены серии из трех марок (о зубцами и без зубцов) в СССР п Польше (40 и 60 грошей и 6 зл. 50 грошей).
      Очень интересен советский сувенирный блок, состоящий из шести десятикопеечных марок.
      Все марки посвящены выдающимся победам советской космической науки за I последние годы и объединены общим х: - 1 дожественным сюжетом. Блок печатается в обычном варианте и с лакированным покрытием.
      Г. ДРАГУНОВ
     
      В НОМЕРЕ:
      1. Филателия в мире. — 2. Первое польское судно на подводных крыльях. — 3. Каноник из Фромборка. — 4. Дядя Пробирка советует. С чего начать? — 5. Новости мира науки. — 6. Результаты конкурса за правильное решение технической загадки. — 7. Репортаж из Сандомежа. — 8. Твоя мастерская. Как пользоваться зубилом. — 9. Уголок юного конструктора. Фотоэлемент и фотоэкспонометр. Радиокубики на полупроводниках. — 10. Техническая загадка
     
      Путешествовать на судне гораздо приятнее, чем каким-либо другим видом транспорта. Красивые, медленно проплывающие перед глазами берега остаются в памяти на долгое время.
      Чаще Есего, однако, люди пользу- тся более быстрыми средствами хранспорта и передвижения — самолетами, поездами, автомобилями. Почему эти виды транспорта считаются более быстрыми? А потому, что в своем движении они не испытывают таких сил препятствий, как, например, движущееся по воде судно. С увеличением скорости судна сила сопротивления воды значительно увеличивается, а при очень больших скоростях вода ведет себя совершенно так же, как каждое твердое тело, например, металл. Увеличение скорости требует одновременно значительного увеличения мощности судовых двигателей, что увеличивает вес судна и его стоимость.
      А что, если к днищу судна приделать большие крылья, напоминающие крылья самолетов? Может удалось бы таким образом увеличить юрость, не увеличивая при этом мощности судовых двигателей? Кораблестроители нашли выход. На судне были установлены подводные крылья. При повышении скорости крылья поднимали судно вверх, над поверхностью воды, точно так же, как крылья самолета поднимают эту огромную стальную машину в воздух. Сопротивление, которое оказывает вода плоским крыльям, невелико. Судно, вынырнув из-под воды, быстро скользит по её поверхности, подобно как брошенный рикошетом плоский камень.
      Идея создания судна на подводных крылья имеет свою историю. Впервые конструкцию такого судна предложил в 1891 году француз Де Лам-бер. В то время, к сожалению, не было еще достаточно мощных двигателей, способных поднять над водой хотя бы средней величины судно на подводных крыльях. Лишь в 1906 году итальянцу Энрико Форлани удалось сконструировать судно, которое могло развивать скорость до 38 узлов (свыше 70 кмчас). Он установил на небольшом судне (немного большем чем лодка) водоизмещением в 1,65 тонны двигатель мощностью 75 л.с.
      В тридцатых годах проводились широкие исследовательские и экспериментальные работы в СССР и Германии по применению подводных крыльев. Война помешала осуществить уже готовые почти проекты судов, снабженных подводными крыльями.
      После войны больших успехов в этой области добились Советский Союз, Соединенные Штаты Америки
      «Зрыв 1» во время спуска на воду (вид со стороны кормы).
      и Швейцария. Сегодня суда на подводных крыльях строят не только в перечисленных странах, но и в Италии, Великобритании, Франции, Канаде, Швеции, Норвегии, Голандии, Японии.
      15 апреля 1965 года впервые в истории нашего судостроения был спущен на воду прототип польского судна на подводных крыльях — «Зрыв I».
      Суда на подводных крыльях в Польше называют водолётами. «Зрыв I» с символом W-3 построен на Гданьской речной судоверфи по проекту коллектива судостроителей, руководимого профессором Кобылинским. Во до лёт — 3 с июня этого года курсирует ежедневно по трассе Щецин — — Свиноустье через Щецинский залив, перевозя пассажиров.
      Техническая характеристика «Зрыва I»:
      длина 27,6 м
      ширина 6,7 м
      высота в полете над водой 5,85 м высота над водой перед стартом 4,68 м
      погружение в полете 1,1 м
      погружение перед стартом 2,28 м водоизмещение 8 тонн
      пассажировместимость 76 пассажиров
      экипаж судна состоит из 4 человек
      рейсовая скорость 70 кмчас
      дальность плавания при скорости
      70 кмчас 490 км.
      Сигарообразный корпус опирается на две хромоникелевые несущие плоскости, причем носовая плоскость лишь разрезает волну, а кормовая при этом полностью погружена. На судне имеется два пассажирских помещения, каюта для экипажа, машинное отделение и рулевая рубка. Корпус разделен переборками на девять водонепроницаемых отсеков, благодаря чему при повреждении днища в одном или даже нескольких местах судно не затонет.
      Экипаж водолёта состоит из капитана, машиниста и двух матросог" Управление судном и судовым двига телем осуществляется из рулевой рубки, находящейся над крышей и снабженной большими панорамными иллюминаторами, обеспечивающими отличную видимость.
      На «Зрыве I» установлен дизель советского производства типа М-50 ФЗ, четырехтактный, двенадцатицилиндровый, мощностью 1200 лошадиных сил. Цилиндр обеспечивает максимальную скорость 77 кмчас. Запас горючего вполне достаточен для семикратного преодоления маршрута Щецин — Свиноустье, а путешествие в одну сторону продолжается около часа.
      Сначала водолёт плывет как обычное судно, а при скорости около 40 кмчас быстро поднимается над поверхностью воды и начинает свой пс лет.
      «Зрыв 1» обладает отличной устойчивостью. Он не боится ветров, даже сильных, до 8 градусов по шкале Буфора* при полете и до 10 градусов Буфора — при обычном погруженном плавании.
      Со скоростью 70 кмчас польское судно на подводных крыльях может плыть по волне, достигающей 0,7 метра высоты. На больших волнах он развивает меньшую скорость.
      Корпус «Зрыва 1» сварной, в отличие от зарубежных таких же судов клепаной конструкции. Корпус выполнен из легких сплавов (гидрона-лия).
      Недалеко то время, когда суда на подводных крыльях будут регулярно курсировать по водным трассам Польши.
      Тадеуш Борисевич
      Группа людей стояла на высоком берегу; внизу с ревом неслись грязные волны; проносились мимо вырванные с корнем деревья, сорванные с домов крыши. Вдруг среди пены показалась пустая детская люлька и все с ужасом посмотрели друг на друга.
      — Подумать только, во что превратился тихий спокойный ручей! Просто не верится! — громко проговорил напуганный купец Яков, который лишь недавно приехал в Фром-борк.
      — Вы, господин, не знаете нашей Балды, — отозвался местный бакалавр*). — Хоть и маленькая речка, да много горя причиняет она людям.
      *) Бакалавр — низшая ученая степень в старинных университетах. Здесь — учитель.
      «Зрыв 1» — вид со стороны носовой части.
     
      КАНОНИК ИЗ ФРОМБОРКА
      Летом, когда начинают идти дожди, становится истым дьяволом: многие хозяйства терпят от нее бедствие, да и людьми она не брезгует!
      — А если разольется вон по тем лугам, что на другой стороне еле виднеются...
      Главным руслом течет тогда тоненькая ниточка, город пить хочет, а воду издалека надо возить! Очень тяжелые времена настают, — причитал жалобно владелец постоялого двора, находившегося в центре города возле рынка.
      — Ведь воды вокруг вас много, целое море, — неудачно попытался пошутить купец.
      — Не море, только залив, — буркнул в ответ бакалавр.
      Другие, слышавшие слова купца, лишь искоса на него посмотрели.
      — Издалека ты к нам приехал, из самого Грудзёндза, да разве не знаешь, что вода морская не пригодна ни для питья людей, ни зверей?
      — Батюшка! — закричал Юрек, сын владельца постоялого двора. — Посмотрите кто идет сюда из города!
      Солидные горожане медленно повернули головы в сторону городских стен. Действительно, по глинистой дорожке двигалась по направлению к ним группа людей.
      — Его милость, Николай Коперник, а с ним и другие каноники, **), — объяснил бакалавр. — Ученый муж, пан доктор Коперник, вот если бы он захотел нам помочь! Наверное, придумал бы, как оградить город от наводнений.
      — А хоть и ученый пан Коперник, да что он поможет! — разгневался купец. — Все это воля божья, и мы молиться должны, чтобы бог нас помиловал.
      — Не знаешь, ваша милость, что и говоришь, — серьезно сказал бакалавр. — Его милость, Николай Коперник из Торуни, пожалуй, самый ученый муж в Польше. Учился он в Кракове, в нашем университете; потом поехал в Италию, в город Болонью. Там он выучился на доктора прав. В
      Падуе, тоже в Италии, изучал медицину. Сам великий магистр крестоносцев, князь Альбрехт, просит его к себе, когда болеет. Но Николай Коперник лечит с одинаковой старательностью и богатого князя, и бедного крестьянина.
      — Что ж, духовное лицо должно заниматься лечением больных: это его долг, — не сдавался kj пец.
      — А то, что он обороной города против неприятеля руководил, тоже его долг? — закричал владелец постоялого двора. — В прошлом году, когда крестоносцы войну начали, его милость, ксёндз ***) Коперник, во главе защитников Олынтына стоял! Долгая была осада, да Олынтын не сдался, и крестоносцы коней назад повернули.
      — Успокойтесь, Матвей, тише, — прошептал бакалавр. — Они уже близко.
      Все отодвинулись в сторону, с почтением предоставляя место приближавшимся каноникам, живущим при местном соборе. Впереди шел высокий человек в развевающейся длинной одежде. Его темные волосы, poF но подстриженные над лбом, пря мыми прядями спадали на плечи. Он первый взошел на холм и печально посмотрел вокруг, на залитые рекой поля и усадьбы.
      — Итак, видите, мои дорогие братья, нет другого выхода, кроме предложенного мною. То вода заливает нас, уничтожает хозяйства бедных людей, в другой раз — мы страдаем от ее недостатка.
      **) Каноник — член коллегии духовных лиц, составляющих совет при епископе ***) Ксёндз — католический священник
      либо непосредственно при крупном храме. (пол.).
      — Не могу поверить, чтобы реку удалось обуздать! — возражал кто-то.
      — Покорим ее обязательно, чтобы служила она людям, пользу приносила, не вред. А план мой, друзья, заключается в следующем...
      Коперник хотел было вынуть из глубокого кармана документ, но случайно при этом уронил шляпу. Не успел он нагнуться, как подскочил Юрек и подал шляпу, глядя на ученого глазами, полными обожания.
      — Спасибо тебе, мой сын, — поблагодарил Коперник и посмотрел на Юрека более внимательно. — Кажется, я тебя знаю?
      Владелец постоялого двора низко юклонился:
      — Это мой сын, Юрек. Он все время проводит у башни, в которой ваша милость живет. Один раз, сам мне рассказывал, он даже наверху был, воду носить помогал. До сих пор забыть не может, какие чудеса там видел! А в доме его и со свечой не найдешь!
      — Можешь ли ты мне, дорогой друг, объяснить, почему тебя так интересует башня? Или ты меня за колдуна принимаешь?
      Юрек, взволнованный и напуганные всеобщим вниманием, только переступал с ноги на ногу.
      — Ваша милость звезды может видеть в инструменты... И я бы хотел посмотреть на звезды, может там люди живут, как и мы? Не спать, не есть не надо мне, только бы узнать :акие они, звезды..., — горячо шептал мальчик.
      — Ишь, чего ему захотелось! — закричал на сына владелец постоялого двора. Коп .эрник остановил его, положив руку на плечо.
      — Приходи ко мне, в башню, сьп мой, если это тебя так интересует. Может быть и увидишь далекие миры...
      Отвернувшись к каноникам, которые со скучными лицами слушали этот разговор, великий ученый продолжал:
      — Итак, дорогие братья, мой план предусматривает...
      Пусто было на постоялом дворе «У золотого зубра», в солнечное тихое утро. Только у окна, на лавке сидел знакомый уже нам купец Яков из Грудзёндза и хлебал утреннюю похлебку.
      — Итак, решили остаться в Фром-борке, у нас? — спросил его из-за прилавка хозяин.
      — Теперь, когда орден крестоносцев не существует и сам великий Альбрехт воздал в Кракове почести нашему государю королю Зигмунту, наконец-то мир и спокойствие воцарятся на В армии. Рад бы я был тут поселиться и торговишку начать. А что у вас нового слышно?
      И как бы припомнив себе что-то очень веселое, купец громко засмеялся и добавил:
      Как там ваш ученый каноник,
      доктор Коперник, придумал что-ни-эудь, чтобы река не разливалась?
      Владелец постоялого двора серьезно посмотрел на спрашивавшего.
      Лучше будет, если сами увиди-
      ipg что я буду вам рассказывать. Юрек! — крикнул он в глубь дома. — Где он пропадает, чистое с парнем наказание. Снова полетел в башню книжки читать и пану Копернику мешать!
      Здесь я, — послышался голос Юрека со двора. — Я был в погребе, бочки помогал переставлять.
      Ну хорошо, хорошо. А теперь
      пойди с его милостью, паном Яковом, и покажи, что сделал пан каноник Коперник с нашей Балдой.
      Мальчик с радостью согласился сопровождать купца. Дорожка к реке вела вдоль толстых, с башнями и бойницами, стен, окружающих собор.
      Вот здесь живет его милость, пан Коперник. Он купил башню и устроил наверху обсерваторию. Целую ночь там просиживает, небо наблюдает, считает что-то...
      И ты с ним? — насмешливо спросил купец.
      Я ему помогаю инструменты устанавливать, — серьезно объяснил мальчик. — Все инструменты пан
      каноник сам сделал из дерева. Я и названия знаю: квадрант, триквет-риум, астролябия.
      — А понимаешь ли ты что-нибудь в этих инструментах? — в голосе купца слышалось удивление и даже почтение.
      Юрек не ответил прямо на поставленный вопрос:
      — Пан каноник держит в библиотеке множество книг, которые написали древние ученые о движении планет и Солнца. Вот, например, Птоломей, древний астроном, написал, что все звезды, планеты и Солнце движутся вокруг нашей Земли, которая стоит неподвижно в центре мира.
      — Это и мне понятно, — подтверт-дил купец. — Все мы чувствуем под ногами, что Земля стоит на месте, а не движется.
      — Пан каноник нашел ошибки в расчетах древних, — продолжал мальчик. — Пан каноник иначе объясняет движение планет и Земли.
      — Движение Земли? Ты, наверное, хотел сказать движение Солнца?! Ведь это Земля неподвижна, а Солнце, гляди-ка сейчас, уходит за горизонт.
      Мальчик неожиданно замолчал, как бы поняв, что слишком далеко зашел в своих объяснениях. Ведь и сам ученый не решается объявить о своих дознаниях и только с ДРУ” зьями о них говорит. Наверное, не зря он это делает!
      — Вот и наша речка, — сказал он, меняя тему разговора.
      Купец с удивлением осмотрелся по сторонам:
      — Так это мы здесь были весной? Изменилось-то как!
      Балда текла теперь по узкому руслу между двумя валами до самого, холма, на котором был расположен город. Возле городских стен вода попадала на колесо построенной новой мельницы. Далее направлялась к высокой башне. Купец и Юрек обошли х вокруг мельницу.
      — А это что такое?
      — Это специальное устройство, которое поднимает воду высоко на башню. Видите, на колесо надета цепь, а к ней прикреплены ведра, которые черпают воду, поднимают ее вверх и выливают в огромную бочку. Оттуда, по деревянному жолобу, вода течет в другую башню, в городе, и потом растекается по трубам по домам. Нам теперь всегда хватает питьевой воды, а река никогда не разливается! Такие водопроводы хотят иметь многие города и просят его милость, пана Коперника, помочь и им.
      — Вот это мне нравится, это я понимаю! — с восторгом закричал купец. — Смотреть в какие-то приборы и считать звезды — пользы никакой! И славы — тоже никакой! А водопровод в городе — совсем другое дело: пан каноник сразу стал известным!
      Юрек предусмотрительно решил перемолчать и не объяснять купцу, что он слышал не раз, сидя в башне у пана каноника, и что сам ученый и его друзья считали более важным.
      Ганна Корай
     
      Кончились уже каникулы, пора заняться делом в нашей домашней химической лаборатории. Пора показать в действии свои знания по химии.
      У вас нет дома химической лаборатории? Не беда. Давайте, не теряя ни минуты, сразу же приступим к её организации.
      — Надо купить химикалии, пробирки, треножники, колбочки, спиртовки и много-много других вспомогательных инструментов, — подсказывают мне озабоченные, но неопытные «лаборанты».
      Не огорчайтесь, изобретательность,
      находчивость и настойчивость помогут нам поначалу обойтись без покупных товаров. Почти всё мы будем в нашей химической лаборатории делать сами. И не думайте, что ваша лаборатория не будет настоящей. В такой лаборатории вы сможете выполнить ряд занимательных и полезных опытов, химических анализов и даже приготовить нужные для дома вещества. Вот несколько примеров: в вашей домашней лаборатории вы сможете отличить похожие по внешнему виду сплавы металлов, выделить серебро из использованного фотопроявителя, которым можно затем покрыть темные пятна на старом зеркале, покрыть никелем или посе-ребрить различные предметы, причем не только металлические, не прибегая при этом к помощи электрического тока. Вы сможете изготовить хороший водостойкий клей, полировочную пасту, бесцветный лак, стеклянные елочные игрушки, мазь для лыж и многое другое, о чем узнаете в наших номерах журнала.
      Но прежде чем говорить о том, как изготовить стеклянные елочные игрушки или клей, надо соорудить химическую лабораторию.
      Во-первых, установить лабораторный стол. Им может быть любой старый стол, а если нет и такого, можно использовать для этой цели два ящика, на которые следует положить лист фанеры или доску. Наш стол должен отвечать всем требованиям химика. Иногда при выполнении тех или иных опытов нечаянно можно пролить жидкость или кислоту, которая разъест плиту стола. Покрытие стола должно быть также несгораемым. Защитить фанеру от сгорания вы сможете сами, покрыв её огнестойкой краской. Для приготовления такой краски нужно жидкое стекло, которое лучше всего купить в магазине с лакокрасочными товарами или в аптеке. В 0,5 литра жидкого стекла всыпьте 5 — 6 ложек хорошо размолотого мела и 5 — 6 ложек мелкозернистой (просеянной через густое сито) глины. Тщательно перемешав все эти компоненты, вы получите огнестойкую краску. Этой краской покройте все деревянные части предметов, которые будут находиться в вашей лаборатории.
      Спустя 2 дня повторно покройте краской эти же предметы. Теперь уже можете не бояться за легковоспламеняющиеся предметы и,
      если прольется горячий раствор или упадет на стол горящая спичка, пожара не будет.
      Кроме стола, в лаборатории должна быть обязательно полочка или шкафчик. Думаю, что её сможете сделать без наших дополнительных указаний. Попробуйте смастерить её например, из старого ящика.
      Попросите у мамы фартук или старое посудное полотенце, из которого сами сшейте себе фартук, и две тряпки — одну половую, а другую — для стирания пыли и для нашей химической посуды.
      Самое главное богатство нашей химической лаборатории — это химикалии и лабораторные материалы. Большинство химических веществ мы сможем получить самостоятельно дома. Лабораторная посуда будет состоять из бутылочек, стеклянных баночек, лучше всего со стеклянными пробками, стаканчиков. Заранее запасайтесь всевозможными пробками (резиновыми, поливинилхлоридными, деревянными). Не выбрасывайте, а собирайте и складывайте в шкафчик кусочки медного провода, алюминия, латуни, цинка. В спичечные коробки можете насыпать мелу, серы, воску, соды, фотозакрепителя. В специальных баночках держите селитру, уксус. Обыкновенные монеты тоже вам пригодятся.
      Нашу встречу на страницах журнала мы продолжим в следующий раз и проделаем в домашней химической лаборатории несколько интересных опытов.
      Ваш дядя Пробирка
     
      НОВОСТИ МИРА НАУКИ 104-й элемент в таблице Менделеева
      Таблица Менделеева известна каждому из вас. В ней приведены все химические элементы, известные на-дуке. В прошлом году таблица попол-хлась новым 104-м элементом, б 8 элементов находятся в природе, а остальные 16 созданы искусственно в лабораториях ученых. Первый искусственный элемент был открыт в 1937 году, а последний в 1964 году в Советском Союзе.
      Получение элементов искусственным образом — дело очень сложное.
      Некоторые элементы можно получить в больших количествах, а некоторые — в ничтожных.
      Так, например, плутония, искусственного элемента, получаемого в ядерных реакторах, производится в мире около нескольких тысяч тонн в год. Новооткрытого 104-го элемента удалось до сего времени получить совсем мало: всего лишь 150 атомов. О ничтожном количестве этого искусственного элемента свидетельствует хотя бы такой подсчет: в одной миллионной грамма содержится несколько сотен тысяч миллиардов атомов.
      Новый элемент еще не получил своего названия.
     
      ДОРОГИЕ РЕБЯТА!
      Поздравляем вас с новым учебным годом, желаем вам приобрести в школе множество полезных знаний, построить интересные самоделки, пополнить свои коллекции.

 

 

 

От нас: 500 радиоспектаклей (и учебники)
на SD‑карте 64(128)GB —
 ГДЕ?..

Baшa помощь проекту:
занести копеечку —
 КУДА?..

 

На главную Тексты книг БК Аудиокниги БК Полит-инфо Советские учебники За страницами учебника Фото-Питер Техническая книга Радиоспектакли Детская библиотека


Борис Карлов 2001—3001 гг.