|
|
РАСПОЗНАННЫЕ ФРАГМЕНТЫ ЖУРНАЛА
Уже за пятьсот лет до нашей эры в Вавилоне строили понтонные мосты. А знаете ли вы о том, что первый мост, построенный после войны в разрушенной Варшаве, был тоже понтонный? Технику строительства каменных мостов усовершенствовали римляне. Во Франции еще до сих пор стоит в Ниме мост, сооруженный римлянами в 63—13 годах до нашей эры. Высота этого моста 49 метров. В Европе много мостов было построено в средние века. К старейшим принадлежит Каров мост в Праге (1357 г.). Первый металлический мост был построен в Англии в 1776 году. Сейчас таких мо-стрв, пожалуй, не сосчитать. На вьетнамской марке в нашем «уголке филателиста» изображен деревянный мост на сваях. Очень красиво выглядят всегда висячие мосты. На американской марке показаны мосты такого типа, возведенные в Нью-Йорке и Сан-Франциско. Длина среднего пролета этих мостов соответственно равна 1250 и 1067 метрам. Йод этими мостами возможно одновременное движение нескольких крупнейших судов. Не удивительно, что кабели, на которых висят эти мосты, состоят из 27 тысяч проводов! Подобные мосты показаны на венгерской и французской марках. В Африке обычно строят каменные мосты. На французской марке достоинством 0,45 цента изображен каменный мост в Алжире. Рядом — каменный железнодорожный мост в быв Экваториальной Африке. Стефан Зентовскиц В НОМЕРЕ: 1. Техника в филателии. — 2. Об одном изобретении. — 3. «Сто». — 4. Химические вопросы — 6. Чудеса природы. — 7. Наши читатели предлагают. Подсчитай-ка! — 8. Физика вокруг вас, ребята! Как нагревать, а как охлаждать. Фокус с кроликом. Исчезающее лицо. — 9. Почтовый ящик — Ю. Твоя мастерская. Сверление. — 11. Уголок юного конструктора. Любительский микроскоп. Мастерим ткацкий станок. — 12. Техническая загадка. — Располагать буквы в алфавитном порядке я бы не советовал, — раздался сзади чей-то голос. Шульц и телеграфист удивленно оглянулись. Кроме них в комнате находился седой мужчина с длинными усами. — О, господин Суль! — удивился телеграфист. — Вы, очевидно, хотите послать телеграмму? Пожалуйста, я вас слушаю! Однако Суль вовсе не спешил диктовать телеграмму; он внимательно осматривал аппарат Шольца. Изобретатель молча наблюдал за ним. Наконец поднял голову и сказал: — Очень хорошо! Изобретательно! А видили вы аппарат Пратта? Шольц нисколько не удивился заданному вопросу: — Я видел чертежи: аппарат большой и неудобный... Мне кажется, он никого не заинтересует. Пишущая машинка должна быть легкой, небольшой, удобной в пользовании, чтобы ее можно было поставить на письменный стол и писать. — Да, конструкция вашего аппарата более продумана, — снова подошел к столу Суль. — Только вот размещать буквы в алфавитном порядке я бы вам не советовал. Ведь в нашем языке, как очевидно и в каждом другом, не все буквы употребляются одинаково часто. Встречаются некоторые постоянные сочетания букв, следовало бы их поместить вместе и ближе к руке. Ведь я по профессии печатник, и мы эти правила расположения букв знаем давным-давно! — Ну конечно вы правы! — закричал обрадованный Шольц. — Ведь я тоже знаю печатное дело! И оба с радостью пожали Щ ДРУГ другу руки. — Значит вас тоже интересует это изобретение? -спросил Шольц. — Очень. В наше время, когда в конторах накапливается столько работы, что писари не справляются с перепиской бумаг, нам необходима пишущая машинка! — Простите меня, но вы не совсем правы: ведь эта машинка не «пишущая», она не пишет сама! — Ну хорошо, тогда «печатная» машина! — Но ведь это ни типографская машина! Шольц и Суль рассмеялись. — Не важно название, главное — сам аппарат. Я хотел бы вам предложить следующее. Меня очень интересует конструкция пишущей машины и я много над этим думал. Давайте объединим наши усилия, у меня есть несколько интересных для вас предложений. Я хотел бы стать вашим помощником и компаньоном. Кристофор Шольц никогда не раскаялся в том, что принял предложенное Сулем сотрудничество: отлично им работалось вдвоем. Так, когда оба изобретателя не могли решить проблему подвижной клавиатуры, которая передвигалась бы вдоль листа бумаги, именно Сулю пришла в голову замечательная мысль: клавиатура с буквами не должна передвигаться вдоль листа бумаги, наоборот, сама бумага, передвигаясь, указывала бы место для следующей буквы. Суль решил также, что следует оставить несколько клавишей для знаков препинания. Мысли Шольца шли несколько в ином направлении. Пользование большими листами копирки было неудобно и дорого стоило. И вот однажды он намочил белую ленту дочери в чернилах и оставил ее там на ночь. Утром вынул ленту из чернильницы высушил, вложил в машину. ак была изобретена первая машин-а я лента. Наконец-то наступил торжественный момент, когда перед взволнованными изобретателями стоял на столе предмет их огромных трудов: машина для писания. Клавиши были сделаны из дерева, а на них виднелись нарисованные белой краской буквы. Машина писала пока-что только большие буквы. Модель изготовила маленькая мастерская в Мильвоук. еперь, Самуэль, реклама и реклама! Наша машина должна быть в каждой конторе! — с энтузиазмом кричал Шольц. Постепенно все больше и больше деловых людей интересовалось новым изобретением. И хотя машины изготавливались в единичных экземплярах, их все ице можно было ветре- I шть на столах конторских служащих. Но машины писали неделю, две, а потом портились. Их механизмы были слишком слабыми и V требовали бережного обращения. Ведь мы все логически пР°Думали! Принцип действия правильный, в чем же дело?! — горячился Шольц. Однако я не уверен в том, что мастерская смогла " выполнить все части предельно точно, как это тоебуется для нашей машины. Мы должны найти другую мастерскую, может быть даже завод, который занимается изготовлением точных приборов, — советовал Денсмор. Денсмор к тому времени был уже третьим компаньоном Шольца и Суля. Ознакомившись когда-то с пишущей машиной и даже купив одну для, своей конторы, он так увлекся работой над аппаратом, что присоединился к изобретателям. Теперь Денсмор давал деньги на усовершенствование машины, так как Шольц и Суль не только успели потратить все свои сбережения, но и наделали долгов. - Завод точных приборов? Неплохая мысль! Все части нашей машины сделаем теперь металлическими, я с вами согласен, но к кому с этим обратиться? Я знаю, кто сможет выполнить наш заказ, — сказал Денсмор, — это оружейный завод. Там приучены к точному и тщательному выполнению оаказов. Я предлагаю обратиться ; к дирекции оружейного завода Ремингтон. Оружейный завод Ремингтона был известен своими мастерами и специалистами. Они проверили все слабые места в аппарате и быстро определй-ли, что следует исправить. После этбго машины не портились так быстро, как это было прежде. — А я, однако, должен вам признаться, — сказал когда-то с таинственной усмешкой Шольц, — что самой лучшей моделью была все-таки моя первая машина. — Которую ты сделал в 1867 году? — Которая писала только одну букву «W»? — Да, именно она. А знаете почему? Потому что эта единственная буква была отчетливо видна сразу. А в следующих моделях нам не удалось добиться этого. Пишешь и не видишь, что пишешь; нужно вынуть бумагу и только тогда можно прочесть написанное. — Я уверен, что после нас прий-дут новые изобретатели, которые устранят эти недостатки. — Наверное, они смогут ввести и маленькие буквы. Мы свое дело сделали: создали машину для писания. — Извини, пожалуйста, но это не пишущая машина, а печатающая! — Вы оба ошибаетесь: мы создали машину, «оттискивающую» типографские знаки. Все рассмеялись. Однако Денсмор припомнил: — Маленькие буквы и мы могли ввести. Но тогда число клавишей пришлось бы увеличить до 72! Это невозможно! — Вы видите в нашем изобретении только недостатки! А,я вас уверяю, что наша машина произведет в конторах настоящую революцию! — не уступал Шольц. — Наконец-то женщина найдет для себя работу! Маленькие клавиши, легкие удары, кто еще сможет предложить женщине подходящую работу?! Не все ведь хотят работать только продавщицами в магазинах; многие женщины прекрасно образованы! Увидите, что сейчас их начнут принимать в конторы именно для писания на наших машинах. Для женщин откроются новые пе спективы работы, новая специал-ность, они смогут стать более самостоятельными и независимыми. — Женщины в моей конторе? возмутился Денсмор. — Что вы говорите, Шольц! — Ах, это еще не скоро наступит! — сказал скептически настроенный Суль. — Вы думаете, что люди так быстро поймут, как облегчит труд наше изобретение? Уверен, что пройдет не один год, пока это наступит! — Мне кажется, что вы оба правы! — сказал Денсмор. Ганна Кораб Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, что, несмотря на огромное количество языков, на которых люди говорят во всем мире, есть такая область знаний, где все народы пользуются одними и теми же знаками, понятными для каждого независимо от того, каким языком он владеет? Такой областью знаний является математика. В настоящее время принята единая для всех система записи цифр. Возьмем, например, число 100. Русский скажет «сто», англичанин «уан хандрет», итальянец — «ченто», то есть каждый иначе, но каждый одинаково поймет смысл написанного значка «100». Не всегда, однако, так было. Не доегда человек знал, какое число на-зал другой. В древние времена запись чисел была разнообразной: иначе записывали одни и те же числа египтяне, иначе вавилоняне, иначе греки и римляне. В каждой из этих стран пользовались не только различными значками для записи чисел, но и совершенно другой системой записи. В Древнем Египте, например, существовала система восьми цифр. С их помощью записывали все числа. Давайте рассмотрим с вами, ребята, запись какого-либо числа «по-египетски, например, как выглядело бы в их написании число только что минувшего 1965 года. Как бы приступил к записи этого числа египтянин? Сначала он заметил бы, что данное число меньше 10 ООО и больше тоже одноцифрового числа 1000, причем число 1965 содержит один раз тысячу, 9 раз по сто, шесть раз цифру десять и, наконец, 5 раз единицу. Так рассуждая, он записал бы число 1965, рисуя поочередно справа налево 1 иероглиф, обозначающий тысячу, 9 иероглифов, обозначающих 9 сотен, 6 иероглифов — 6 десятков и, наконец, 5 иероглифов единиц. Это выглядит так: На примере видно, что египтяне записывали числа методом суммирования соответствующих одноцифровых чисел. Метод этот называем суммационным. Применялся, правда, изредка в Египте и другой метод — метод умножения. Суть его заключалась в том, что вместо выписывания девяти иероглифов, обозначающих девять сотен (мы имеем в виду постоянно число 1965), записывался только один иероглиф и над ним ставился дополнительный , специальный иероглиф, обозначающий во сколько раз надо увеличить иероглиф «сто». Методом суммирования пользовались для записи чисел и в Древней Греции. Там существовали две системы записи: афинская, или старогреческая, в которой было 10 цифр, соответствующих десяти числам (см. рис. 2), и ионическая система с 28 цифрами (рис. 3). В ионической системе в качестве цифр служили буквы греческого алфавита с тире над буквой. Недостатком этой системы было, в частности, то, что число «1» и число «тысяча» записывались одним и тем же знаком, и приходилось додумываться, какому числу в данном случае соответствует этот знак. (...) Как нагревать, а как охлаждать. Этот немаловажный вопрос мы решим при помощи физики. Как многим из вас известно, одним из способов переноса тепла является конвекция — взаимное перемещение холодных и нагретых масс вещества. В результате нагрева вода или воздух расширяются и одновременно уменьшается их удельный вес. Более легкая вода или воздух по закону Архимеда поднимается вверх, над холодным массами воды или воздуха. Место нагретого воздуха занимает холодный воздух, который более тяжелый. Отсюда практический вы- д из вопроса, поставленного в заголовке статьи: всякое вещество следует нагревать снизу. Итак, сосуд с водой надо ставить на нагревательный прибор, а радиатор, служащий для отопления комнаты, должен находиться как можно ближе пола. А как охлаждать воду? Давайте точно так же рассуждать. Охлажденная вода имеет больший удельный вес (вес единицы объема воды). По закону Архимеда, такая тяжелая вода утонет в массе более легкой, теплой воды, В результате этого холодная вода соберется на дне сосуда. Поэтому, если поставить сосуд на холодную поверхность, на- пример, на лед, то в нем будут всё более охлаждаться только нижние слои. Если же бросим кусок льда в сосуд (лед будет плавать по поверхности воды), то начнется непрерывный процесс перемещения воды в сосуде: холодная направится вниз, а теплая поднимется вверх, на место холодной. Вода в сосуде быстро охладится. Так рассуждая, мы сможем дать ответ на вторую часть вопроса: охлаждать вещество надо сверху сосуда, в котором оно находится. Некоторые могут мне возразить, говоря, что не торопясь, можно греть сверху, а охлаждать снизу. При этом пришлось бы затратить больше времени. Ведь перенос тепла осуществляется не только за счет конвекции. Можно было бы согласиться с этим утверждением только в том, случае, если бы нагревание сверху сосуда или охлаждение снизу велось в сосуде с тепловой изоляцией;, из такого сосуда тепло не уходило бы и не поступало извне. В обычных условиях дело обстоит совсем иначе. Нагреваемая находящимся сверху нагревательным прибором вода отдает больше тепла воз-ДУХУ над сосудом, чем воде на дне сосуда. Надо было бы воспользоваться слишком мощным нагревательным прибором, который мог бы подавать достаточное тепло для нагрева всей воды в сосуде. Советую вам проделать опыт с нагревом воды находящимся сверху нагревательным прибором. Результат опыта будет таков: на поверхности сосуда вода закипит, а на дне будет теплая. Не случайно охладители в холодильниках находятся в верхней части холодильного шкафа, а не в нижней. Тот, кто не знает закона физи-ки, делает огромную ошибку при пользовании холодильником, храня рыбу на охлаждающей плите холодильника. Рыба снизу замерзает, а сверху портится. Теперь, ребята, думаю, что не будете делать ошибок, какие зачастую совершают неопытные физики. На рисунке 1 вы видите 1L кроликов. Перерисуйте их и разрежьте рисунок вдоль прерывистой линии (см. рисунок) на четыре части A-B-C-IX Если затем эти части установить в порядке, показанном на рис. 2° то один кролик исчезнет, превращаясь , А в яйцо, а если расположение частей будет таким, как на рисунке 3, то появится новый, двенадцатый кролик. ИСЧЕЗАЮЩЕЕ ЛИЦО Перерисуйте через копировальную бумагу рисунок 1. Разрежьте его вдоль прерывистой прямой и передвиньте влево нижнюю часть рисунка. У вас должно получиться изображение, как на рис. 2. Как видите, исчезло одно лицо, а осталась лишь шляпа. Выражение остальных лиц изменилось. Михаил Пономаренко из города Саратова просит рассказать, что такое жидкое стекло и где оно применяется. Жидкое стекло правильнее называть растворимым стеклом. Впервые растворимое стекло удалось получить в начале XIX века путем сплавления при очень высокой температуре следующих компонентов: белого песка, соды и древесного угля. Сплавление вели в обыкновенных стекловаренных печах. Выпущенный из печи расплав медленно застывал на воздухе в виде твердого монолита. Растворимое стекло, охлажденное в проточной воде, затвердевает в виде мелкозернистых гранул. Растворимое стекло в твердом виде очень похоже на обыкновенное стекло, а главное его отличие — это способность растворяться в горячей воде. Образуется при этом жидкое стекло. Жидкое стекло характеризуется большой химической активностью, оно способно вступать в химические реакции со многими веществами. При нагревании и на воздухе — разлагается. Сохранять жидкое стекло следует в плотно закрытой посуде. Жидкое стекло находит широкое применение. Растворы жидкого стекла обладают клеящими свойствами, благодаря чему находят широкое применение во многих областях техники. Так, например, жидкое стекло используется при изготовлении кислотоупорных замазок, цементов, бетонов; для пропитки штукатурок, пористых пород и искусственных камней, бумаги и тканей — для придания им огнестойкости. Свойства жидкого стекла используются в мыловаренной, стекольной, пищевой, текстильной промышленностях. На основе жидкого стекла приготавливают огнестойкие краски. Просьбы наших читателей: Сергея Калиниченко и Юрия Ванжулы, мы не можем, к сожалению, выполнить, так как редакция не располагает интересующими их запасными номерами. Слава Охрипенко из Новочеркасска спрашивает: 1. Можно ли заменить в радиоприемнике «Прогулка» керамический подстроечный конденсатор другим (например, 104-150 пф на 25—150 пф)? 2. Можно ли заменить переменное сопротивление 10 ком на другое и какое? Отвечаем: 1. Керамический подстроечный конденсатор можешь смело заменить другим на 254-150 пф. 2. Можешь заменить переменное сопротивление любым в границах от 5 до 20 ком. Всем нашим читателям, которые просят прислать схемы и описания приемно-передаточных радиостанций, объясняем, что: во-первых, разрешение на постройку и пользование радиостанцией могут получить только старшие ребята, достигшие 16 лет; во-вторых, такие радиостанции обязательно должны быть зарегистрированы в Государственной инспекции электросвязи областного управления Министерства связи по ходатайству местного комитета ДОСААФ. Вам, ребята, мы советуем записаться в радиокружки Домов пионеров и ДОСААФ, где под наблюдением опытных инструкторов вы сможете вести передачи и прием на подобных радиоустановках. ТВОЯ МАСТЕРСКАЯ VII. Сверление Сверлением называем процесс выполнения круглых отверстий при помощи специального инструмента — сверла (рис. 1). Сверло вынимает материал из отверстия, диаметр которого точно соответствует диаметру сверла. Рис. 1. Спиральное сверло Наш инструмент должен вращаться по отношению к материалу, в котором следует сделать отверстия. .Вращение это достигается двумя способами: 1) вращением сверла относительно неподвижного материала; 2) вращением материала относительно неподвижно укрепленного сверла. Мы подробнее рассмотрим первый способ сверления, так как второй требует применения специальных станков. а) Рис. 2. Способы сверления: а) вращается сверло, б) вращается деталь при неподвижном сверле. Самым распространенным инструментом, сообщающим сверлу вращательное движение, является дрель (рис.3), которая, наверное, хорошо вам знакома. Перед началом работы надо обозначить точку, где должно быть отверстие. Точку эту наносим на оси будущего отверстия сначала карандашом, а потом кернером делаем в этом месте небольшое углубление (рис. 5). Это углубление препятствует скольжению сверла по поверхности просверливаемого материала. Керновка — очень важная операция. После этого можно приступать к сверлению. Сверло вставляем в углубление и вращаем рукояткой дрели. Дрель следует держать строго вертикально, чтобы получились идеально круглые отверстия и перпендикулярные по отношению к поверхности. Сверло, особенно если оно тонкое, может сломаться в том случае, если дрель будет сильно наклонена в сторону. Во время сверления на дрель надо делать легкий нажим. При длительном сверлении полезно было бы капнуть несколько капель воды в углубление под сверлом, чтобы сверло слишком не перегревалось. нельзя проделывать отверстия в металлах. Им можно пользоваться только для работы с древесиной и бакелитом. Сверло такого типа, называемое? перовым, изготовим из гвоздя. Сначала расклепаем конец гвоздя и заточим его по режущим краям (см. рис. 7) Рис. 7. Перовое сверло, изготовленное из? гвоздя. Рис. 6. Неправильная форма отверстий при пользовании тупым сверлом Следите за тем, чтобы сверло было всегда острым. Однако не советуем вам, ребята, вручную заострять тупые сверла. Обратитесь лучше в таком случае за помощью к опытному мастеру. Сверло можно купить в магазине, но для наших целей в домашней мастерской вполне достаточно будет самодельного. Правда, таким сверлом до требуемого диаметра. Прочность «гвоздевого» сверла невелика, поэтому не удивляйтесь, если вскоре оно станет непригодным. Можно по такому же принципу сделать новое. Во время сверления время от времени следует вынимать сверло из отверстия и выдувать из него стружку. Стружка закупоривает отверстия и древесиной и бакелитом. Наконец, помните, что выполняя работу, надо быть внимательным и осторожным. Ведь стружка может отскочить и попасть в глаз. Острая металлическая стружка может разрезать пальцы, а если соскользнет с детали плохо укрепленная дрель, она может поранить руку. ЛЮБИТЕЛЬСКИЙ МИКРОСКОП Микроскоп — это прибор, предназначенный для рассматривания в увеличенном виде невидимых невооруженным глазом предметов. Обычные микроскопы увеличивают до 3 ООО раз, а электронные дают увеличение в десятки и даже сотни тысяч раз. Мир, видимый под микроскопом, настолько интересен, что если кому-нибудь из вас уже приходилось смотреть в микроскоп, то наверняка за- хочется делать это чаще. Для этого нужен микроскоп в доме. Такой микроскоп мы с вами сегодня изготовим. Основными частями нашего микроскопа являются объектив — оптическая линза, направленная в сторону наблюдаемого предмета, и окуляр — линза, в которую надо смотреть. Обе линзы находятся в трубке-тубусе. Для изготовления нашего микроскопа не плохо было бы использовать готовые окуляр и объектив, которые специально производятся для микроскопов. Если же таких готовых материалов нет, то придется сделать самим объектив, а окуляр, все-таки надо постараться где-нибудь раздобыть. Из двух линзового окуляра с десятикратным увеличением вывинчиваем большую линзу, которая будет служить нам в качестве окуляра, и укрепляем её в верхней части тубуса. Вторая линза вместе с рамкой будет выполнять роль объектрхва. Её укрепим в нижней части тубуса. Общая длина тубуса должна быть равна 20 см. . Тубус микроскопа и меньший тубус (5), в котором укреплен объектив, делаем из нескольких листов бумаги. Листы бумаги надо склеить в виде трубочки. Изготовить такую трубочку можно при помощи круглой деревянной болванки. Готовый тубус надо покрасить внутри черной краской или тушью. Подставку микроскопа смастерим, руководствуясь рисунками 3 и 4. Для изготовления подставки нам понадобится дощечка размерами 30X100X150 мм. К дощечке прибиваем гвоздиками вертикальный брусок размерами 30X30X350 мм, который будет выполнять роль штатива. Тубус привязываем к штативу резинками (см. рис. 4). На этом же рисунке видны по бокам тубуса две планочки, удерживающие его неподвижно на штативе. Ниже тубуса на расстоянии 120 мм от подставки микроскопа надо прибить дощечку — предметный столик микроскопа. Точно посередине столика просверливаем отверстие диаметром б—10 мм. Столик накрываем стеклом размерами 30X50 мм (стекло должно быть меньше самого столика). На предметное стекло Р1ли под стекло кладем затем предмет, который хотим рассмотреть в микроскоп, например, ли- сток, цветок, засушенную бабочку, капельку воды. Под предметным столиком устанавливаем наклонно зеркальце. Наклон регулируем кнопкой до тех пор, пока оно будет отражать свет, пуская зайчик на рассматриваемый предмет снизу — через отверстие в предметном столике. Резкое изображение предмета получаем, передвигая малый тубус объектива (4) в большом тубусе микроскопа. Большее увеличение и лучшее качество изображенрш легче добиться тогда, когда в качестве объектива будет использована лупа, дающая двадцатикратное увеличение (обозн чение на лупе 2Ох). В качестве окуляра используем тогда окуляр для микроскопа, обозначенный 10х (большую линзу в нем не следует отвинчивать). А вот несколько сведений, которые пригодятся вам при монтаже микроскопа. 1. Простейшим объективом может служить собирающая линза. 2. Объектив должен иметь меньший диаметр и меньшее фокусное расстояние, чем окуляр. 3. Чем меньше фокусное расстояние объектива и окуляра и чем больше расстояние между ними, тем сильнее увеличивает микроскоп. Увеличение можно подсчитать по формуле: МАСТЕРИМ ТКАЦКИЙ СТАНОК На станке нашей конструкции можно из шерстяных или хлопчатобумажных ниток соткать ткань шириной до 60 см. Этой ширины вполне достаточно для шарфика или даже материала на юбку. Какие нам понадобятся материалы: деревянные рейки размерами 20X20 мм (8 метров), 5 метров деревянных реек размерами 10X20 мм, рейка-линейка размерами 4X30 мм х(0 см); рейку надо отполировать наждачной бумагой, 20 метров стальной проволоки диаметром 1 мм, лист фанеры размером 200X400 мм и толщиной 4—5 мм, деревянные планочки 4X30X600 мм; 20X60X100 мм — по две штуки каждого размера, деревянный брусок 0 30X600 мм. Кроме того, запаситесь гвоздиками длиной 10 мм (около 250 штук), шурупами длиной 30 мм (около 25 штук) и шурупами длиной 30—40 мм (4 штуки). Понадобится вам и нитролак. Для начала от восьмиметровой рейки отрежем четыре отрезка длиной 800 мм (два кусочка) и 600 мм (тоже два кусочка). Из отрезков смастерим рамку «I» нашего станка. Отрезки единя ем шурупами (см. рис. 1). На рамке «I» укрепляем шурупами две опорки «Н», в которых делаем прорезь в виде канавки шириной 20 мм и глубиной 55 мм. Дно канавки закругляем круглым напильником; в этой канавке будут вращаться катушки «А». Катушка «А» (рис. 5) состоит из валика и двух колес. Валик длиной 590 мм изготовляем из деревянного бруска, заточенного на диаметр 30 мм. На длине 20 мм затачиваем оба кон- ца валика дополнительно на 20 мм. Валик разрезаем вдоль его оси на две половины и, сложив обе части, выглаживаем наждачной бумагой. На кон- цы валиков надеваем колесики диаметром 160 мм с отверстиями диаметром 20 мм. Отверстия должны находиться точно в центре колесиков. Колесики вырезаем из листа фанеры. На одном из колесиков проводим циркулем окружность диаметром 135 мм, просверливаем на ней 15—16 отверстий диаметром по 5 мм каждое. В отверстия будем вставлять деревянный колышек «G», диаметр которого равен 5 мм. Колышек будет застопоривать катушку с натянутой нитью основы. Один конец каждой нити привязываем к гвоздикам, прибитым к бруску «Е» (рис. 1). Забиваем 200 гвоздиков: в два ряда по 100 гвоздиков в каждом, с отступом 6 мм между гвоздиками, причем один ряд гвоздиков должен быть сдвинут на 3 мм в сторону по отношению к другому. Расстояние между рядами должно составлять 10 мм, а высота прибитых гвоздиков не более 4 мм. Внимание, ребята! На нашем рисунке из-за недостатка места и для простоты показано только 38 гвоздиков и столько же ниток. На обоих концах бруска «Е» на 10 мм от края просверливаем два взаимно пересекающихся отверстия «Ь» (рис. 6) диаметром 5 мм. Брусок «Е» с отверстиями «L» насаживаем на колышки «F» рамки «С». Колышки вставляем заранее в отверстия в рамке «I» (рис. 1). Сотканную часть материи наматываем на брусок «Е», сняв её с колышков «F». После этого брусок «Е» вновь насаживаем на колышки «F» и продолжаем ткать. На одинаковом расстоянии от концов рамки «I» устанавливаем рамки «Вх» и «В2», прилегающие вплотную друг к другу. Рамки изготовляем из реек: верхнюю часть — из планки 10X20X640 мм, а нижнюю — из планки 10X20X600 мм. Боковые стороны рамки делаем из рейки размерами 20 X 20 X 280 мм. и скрепляем их шурупами. К каждой из рамок «Вх» и «В2», прикрепляем шурупами подставки «М» размерами 10 X 20 X X 60 мм. В верхних и нижних боковых сторонах обоих рамок просверливаем 50 отверстий — приблизительно по 16 в каждой. Отверстия в рамке «Вх» должны быть сдвинуты в сторону на 3 мм по отношению к рамке «В2». В отверстия вставляем проволочки «Д» (всего около 200), концы которых загибаем в виде крючков. Концы проволочек соединяем, как это показано на рис. 3. Остаётся изготовить челнок. Его сделаем из дощечки, строго соблюдая все размеры, указанные на рис. 2. Не забудьте челнок отполировать наждачной бумагой и покрыть нитролаком, в противном случае малейшие шероховатости будут мешать при работе. Как надо работать на нашем станке? Сначала снимите катушку «А» с колышков «Н». Затем надо снять колесики и вложить в валик концы ни- ток основы; обе половинки валика складываем, насаживаем на валик колесики и валик вставляем в прорези подпорок «Н». Длина каждой нити должна соответствовать предусмотренной нами длине будущей ткани (в нашем случае около 60 см). Каждую нить продеваем попеременно: одну через каждое звено «С» рамки «Вх», а следующую — через звено «С» рамки «В2» и т. п. Концы основы привязываем в той же самой последовательности то к первому ряду гвоздиков, то ко второму ряду на бруске «Е». Следите за тем, чтобы все нити были одинаково натянуты. . На челнок наматываем побольше уточной нити. Выработку ткани Не чинаем, поднимая рамку «Вх» и протягивая челнок с уточными нитями между раздвинутыми двумя группами ниток основы. Затем опускаем рамку «Вх» и поднимаем рамку «В2», а челнок точно также протягиваем в обратном направлении. После каждого движения челнка передвигаем нить утка линейкой в сторону бруска «Е». Благодаря этому ткань будет достаточно густой. Наработанную ткань наматываем на брусок «Е», сняв его с колышков «G». Предварительно надо, разумеется, отстопорить катушку «А» (вытащить колышек «G»). Как видите, ребята, сам процесс выделки пряжи довольно простой. Польские читатели журнала «Горизонты техники для детей» уже смастерили такой станок и даже приел ли в редакцию образцы выработан ной на станке пряжи.
|
☭ Борис Карлов 2001—3001 гг. ☭ |