НА ГЛАВНУЮТЕКСТЫ КНИГ БКАУДИОКНИГИ БКПОЛИТ-ИНФОСОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКАФОТО-ПИТЕРНАСТРОИ СЫТИНАРАДИОСПЕКТАКЛИКНИЖНАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ

Библиотечка «За страницами учебника»

Горизонты техники для детей №03 1966 г.

Горизонты техники
для детей

*** 03-1966 ***


Цвет



Ч/б



PEKЛAMA Заказать почтой 500 советских радиоспектаклей на 9-ти DVD. Подробности...


 

РАСПОЗНАННЫЕ ФРАГМЕНТЫ ЖУРНАЛА
      Немного об автомобилях старых моделей
      Нэсельдорф — это давно забытое название завода, на котором в 1897 году был собран первый автомобиль марки «Татра». За почти 70 лет внешний вид автомобиля сильно изменился, но во всех моделях «Татры» по-прежнему устанавливают двигатель с воздушным ох-
      лаждением, работающий по такому же принципу, что и двигатель первой модели.
      В 1899 году в Париже проводилась первая в мире выставка автомобилей с двигателями внутреннего сгорания. Среди 250 экспонированных машин огромный интерес вызвал английский автомобиль марки «Уолсели». В 1903 году на автомобиле этой марки был установлен рекорд скорости — 65 км/час.
      Интересная также модель «Ланчии», автомобиля выпуска 1910 года. В этой модели впервые в истории автомобилестроения были применены сменные колеса. В случае прокола шины колесо можно было снять и заменить новым. Это было полезное нововведение, так как до того времени колеса делались неразъемными на оси; чтобы починить продырявленную шину, приходилось снимать ось и оба колеса. А с 1910 года в течение последних тридцати лет каждый автомобиль был снабжен запасными колесами, которые устанавливали на крыльях автомобиля или на крышке багажника. Потом колеса стали помещать в багажник, так как кузовы приобретали всё более но-
      вую, обтекаемую форму.
      Среди автомобилей-рекорд-сменов почетное место занимал автомобиль «Даррак», который в 1904 году удвоил рекорд Уолсли, достигнув
      скорости 124 км/ч. Для того времени это была бешеная скорость. Двигатель автомобиля «Даррак» охлаждался огромным количеством воды — 50 литрами! Своеобразной была и конструкция запальной свечи, представляющей собой металлический стержень, который торчал над цилиндром. Для запуска двигателя стержень надо было подогреть керосиновой лампой, а только потом жигать от него смесь в линдре.
      Предлагаем вам познакомиться с этими моделями на рисунках голландских спичечных этикеток.
     
      В НОМЕРЕ:
      1. Техника на этикетках спичечных коробок. — 2. Прадедушка Плоцкой нефтехимии.
      3. Химик отправляется в дальнее плавание. — 4. Дядя Пробирка советует. Как отделить песок от соды. — 5. Твоя мастерская. Еще о клёпке. — 6. Математика в часы досуга. Можно ли определить возраст, зная размер ботинок? Фальшивое доказательство. — 7. По оелу свету. Смогут ли люди дышать как рыбы? — 8. Результаты розыгрыша премий за правильное решение технической загадки. — 9. Уголок юного конструктора. Радиокубики на полупроводниках. Припой и пайка. Будем ездить на мотороллере своей раооты. —10. Техническая загадка.
     
      — Игнаций! позвал приятеля провизор Зех, входя в комнату аптекаря. — К тебе кто-то пришел, выйди.
      Магистр фармакологии Игнаций Лукашевич отставил в сторону ступг, в которой только что что-то тщательно растирал, и направился к двери.
      «Кто это может быть?» про себя.
      У двери стоял Шрейнер — владелец постоялого двора. Увидев идущего ему навстречу фармацевта, он начал низко кланяться, а его крохотные глазки хитро забегали.
      — А, господин Шрейнер, — приветствовал посетителя издали Лукашевич, — ну как, помогло вашей дочери лекарство от кашля?
      — Еще бы, господин провизор, ваше лекарство не может не помочь. Всё как рукой сняло на второй же день. Да не то меня к вам привело...
      — и корчмарь загадочно посмотрел "—а аптекаря.
      — Прошу вас, господин Шрейнер, вот кресло. Слушаю. В чем дело?
      — Люд наш поговаривает, что господин провизор научные эксперименты проделывает... — начал осторожно Шрейнер, — так вот я к вам с этим...
      Лукашевич испытующе посмотрел на гостя. Корчмарь славился в городке нечистыми делишками. Что еще задумал он сейчас?
      Шрейнер протянул аптекарю бутылку.
      — Горное масло? — понюхав бутылку, спросил Лукашевич.
      — Оно и есть, господин провизор. Его у нас полно. После дождя хоть ведрами собирай с луж. Наши крестьяне, народ глупый и безбожный, смазывают им колеса телег, а некоторые говорят, что этакая, простите, вонь и ревматизм лечит...
      Здесь он сделал паузу и выжидающе посмотрел на фармацевта. Лукашевич по-прежнему был спокоен.
      — А есть у нас один такой Хрычко Панасюк — так его зовут. Он говорит, что эта жидкость для смазки не годится. Сгустить, мол, её надо. Так сам и делал. В чане подогревал на медленном огне...
      — Ну и что, сгустилась? — перебил Лукашевич.
      — Сгуститься-то она сгустилась, только вот я о другом говорить хочу. На стенках чана Панасюка я заметил капли какой-то прозрачной жидкости... Хе-хе... Покорнейше прошу вас, господин провизор, подумайте, нельзя ли из горного масла спиртику выловить? Вы человек образованный, всё можете. А масляного товару я вам пришлю, сколько хотите. О вознаграждении не беспокойтесь.
      Посмотрев на задумавшегося над чем-то аптекаря, он переспросил:
      — Ну, как, ваша милость, согласны? — переспросил корчмарь.
      — Испаряется, говоришь? Прозрачные капли? Оставь-ка мне бутылочку, — сказал Лукашевич. — Да, а вот насчет спирта. .Его, наверняка, там не будет. Масло может пригодиться для более полезных целей!
      дет. Полученная нами жидкость — это керосин. Он горит. Использовать его надо для освещения. Только вот ! лампу придется сделать дру-, гую, более прочную. И еще надо придумать что-нибудь I от копоти. Смотри, здесь стало темно от копоти и сажи.
      — Дорогой друг, да ведь твое устройство работает отлично! — восхищался Зех. — Конденсация лучше и не может быть!
      В закрытой реторте, установленной над пламенем спиртовки, кипела густая маслянистая жидкость. С ретортой была соединена под некоторым углом стеклянная трубка, которая охлаждалась проточной водой. Из трубки стекала прозрачная жидкость, преломляющая луч света во все цвета радуги. Острый запах, выделяющийся из трубки, расходился по всей лаборатории.
      — Прозрачной жидкости я собрал уже много. Думается мне, что она, как и горное масло, горит. Попробую использовать её в масляной лампе.
      — Я принесу тебе лампу, минуточку, — и Зех выбежал из лаборатории.
      — Не надо, не ходи, у меня здесь есть лампа, —- кричал Лукашевич вслед другу.
      Не успел Зех вернуться с лампой, как из лаборатории послышался взрыв и испуганный голос приятеля.
      Вбежав в лабораторию, Зех бросился к Лукашевичу. Тот одной рукой держался за лицо, другой пытался тушить пламя, которое охватило всю его одежду. На полу лежали осколки разорванной взрывом лампы, а разлитая жидкость горела ярким пламенем.
      — Что случилось, Игнаций? Как глаза?
      — К счастью, глаза в порядке,
      только вот лицо... Ничего, всё прой-
      Жестянщик Братковский с нежностью смотрел на своё произведение. Лукашевич держал в руках - лампу новой конструкции и явно был доволен ею.
      — Резервуар крепкий, медный, не разорвется. Здесь форсунка с дыроь ками — правильно. Я вижу вы щ. вильно выполнили мои указания.
      — А как же могло быть иначе, господин провизор. Через эти дырочки должен поступать воздух, а фитиль будет лучше гореть, — довольный своими познаниями, говорил жестянщик.
      — Не фитиль будет гореть, а керосин, — поправил Братковского Лукашевич, — а вернее даже не керосин, а его пары. Фитиль служит лишь для поднятия керосина из резервуара вверх, в зону испарения. Пары, проходя через щель вот этого колпачка, будут гореть узким пламенем. Стекло предохранит пламя от внешних воздушных потоков и создаст тягу. А пока мою теорию давайте-ка проверим.
      Аптекарь налил в резервуар лампы керосина и вставил фитиль, а йоте еще раз внимательно осмотрел ламп,.
      — Можно, пожалуй, зажечь.
      В эту минуту в комнату вбежал приятель Лукашевича Зех, и задыхаясь, выпалил:
      — Директор Львовской больницы согласен освещать твоими лампами все залы и в первую очередь операционные! Твоя победа, Игнаций! Как я рад за тебя!
      И счастливое лицо верного друга озарил сильный и яркий свет первой в мире керосиновой лампы!
      ч
      В палате Львовской больницы никто не спал, хотя уже было темно. Среди больных чувствовалось оживление и некоторая озабоченность.
      — Такой чудесный свежий воздух они хотят портить копотью какой-то там керосиновой лампы. Я буду жаловаться! Я этому безобразию положу конец. Они еще узнают, кто я! Мои друзья — высокопоставленные люди... — возмущался бородатый господин с перевязанной рукой.
      — Да-да, — поддержал его сухой старичок, — гдворят, эта лампа дымит, как паровоз.
      — Не преувеличивайте, господа, ведь масляная лампа еще больше коптит, — возразил им плечистый мужчина со сломанной ногой.
      — Вы всегда мне противоречите, — вспыхнул бородач. — А известно ли вам, что этот аптекарь Лукашевич десять домов сжег своей несчастной лампой. Вот вам, дескать, и новинки.
      — Гоосподи! Десять домов! — застонал старикашка.
      — При керосиновой лампе ночью светло, как днем, — отстаивал своё плечистый.
      Неожиданно распахнулись двери и в палату с волной яркого света вошли санитары, держа в руках керосиновые лампы. Рядом с ними шел пожилой мужчина со шрамами на лице. Все в палате догадались, что это и был Лукашевич, изобретатель керосиновой лампы.
      — Поставьте вот здесь, — сказал Лукашевич, и, поправив фитили, вычел.
      — Одну минуточку. Санитары, уберите эти лампы, я протестую! — закричал с новой силой бородач. — Позовите директора. Я протестую!
      — Директор в операционной. Выйти сейчас не может. Он делает операцию при лампе Лукашевича! — торжественно закончил санитар и вышел.
      — Как только поправлюсь и вернусь домой, обязательно приобрету керосиновую лампу, — вслух мечтал плечистый. — Какое это замечательное приспособление!
      Долго пришлось ждать Лукашевичу директора больницы. Операция была очень сложной. Прохаживаясь под окнами операционной, изобретатель чувствовал радость на душе от того, что его свет помогает хирургу рпасти больного. А мысли забегали далеко в будущее. Как много надо еще сделать, чтобы керосиновая лампа стала доступна всем. Надо найти способ добычи больших количеств нефти, усовершенствовать метод получения керосина, а значит и аппарат для отгонки керосина. Да, работы очень-очень много...
      Предавшись размышлениям, Лукашевич не заметил подошедшего к нему хирурга.
      — Благодарю вас, господин Лукашевич, за великую помощь, которую вы оказали мне и моим людям. Без вашей замечательной лампы мне бы не спасти человека. Та- кую операцию при масляной лампе я бы не начинал.
      Это было 31 июля 1853 года.
      Даже в своих дерзновенных мечтах Лукашевич не мог предполагать, что керосиновые лампы загорятся во всех домах, а переработка нефти через сто
      лет принесет людям еще много полезного.
      Нефть сегодня стала основным сырьем для современной отрасли промышленности — нефтехимии. Чтобы перечислить все продукты, которые изготовляются из нефти, пришлось бы написать целую книгу.
      В Польше до сих пор не обнаружено больших запасов нефти. Столь необходимое для современного промышленного государства сырье мы получаем по нефтепроводу «Дружба» из Советского Союза. На нефтехимическом комбинате в Плоцке из нефти выделяют всевозможные нефтепродукты. Плоцкий комбинат — это комплекс заводов, оборудованных новей_ шей аппаратурой. Несмотря на пол ную автоматизацию, на комбинате работает 9000 человек.
      Гаппа Кораб
     
     
      Б этот день близнецы и Войтек почти всю. дорогу из школы домой бежали бегом. И всё потому, что им хотелось поскорее узнать, «чья взяла».
      А дело было так. На большой перемене в школе Войтек пророчески сказал близнецам, что сегодня, «он это чувствует», будет обязательно письмо от папы. Блцзнецы, как бы сговорившись, точно так же пророчески утверждали,что их предчувствия не обманывают: письмо придет завтра. Вполне понятно, что каждому хотелось прбвёрить себя как можно скорее в роли чудесника.
      Каково же было удивление самого Войтека, когда он первым увидел в почтовом ящике какое-то письмо Письмо оказалось действительно с папы.
      Как никогда близнецы были рады своему проигрышу.
      — Мамочка, скорей читай, — просили они нетерпеливо, — что папа
      пишет, где он, как доехал?
      — Судя по марке на конверте наш папа еще не выехал за границу. А вот и штамп Гданьского почтового отделения. -
      — «Дорогие мои! — начала читать пани Кристина. — Через два дня мы отправимся в плавание к далеким берегам Индии. А пока еще на
      наш сборный пункт съезжаются специалисты со всей Польши. Они поедут строить сахарный завод в Индии. Днем и ночью в порту идут работы . по загрузке необходимого оборудования и устройств для завода.
      Всё свободное время я провожу в порту. Как много здесь интересного! Жаль, что ребят нет со мной. Вче-f ра, например, мне удалось побывать на новом польском судне, название которого, пожалуй, вы не отгадаете...
      — «Космонавт!» — поторопился с ответом Томек.
      — Нет, «Шахтёр»! — перебил его Тадек.
      — «...Судно называется «Химик».
      ?имик» — это последнее слово польской судостроительной промышленности. Водоизмещением в 15000 тонн, судно служит для перевозки всевозможных товаров. Спросите, почему же оно так интересно называется, по-
      _чему именно «Химик»?
      Такой вопрос задал и я своему проводнику. Оказывается «Химик» — это опытное поле польской химии. Он сделан из 14 тонн самых разнообразнейших искусственных материалов. Какое огромное количество! Надо не забывать, что искусственные материалы легче металлов, которые они заменяют.
      Мысль постройки такого судна зародилась не случайно. Во-первых, по недавно вышедшим международным правилам пожарной безопасности на-—Д-Р было легковоспламеняющиеся ча- и заменить несгораемыми, вО-вторых, сырье, которого нет в : нашей стране и которое мы вынуждены импортировать надо было заменить отечественным, причем не уступающим по качеству заграничному, а в-третьих, наши кораблестро- ители задались целью построить такое судно, которое было бы современным не только по внешнему виДу, но и по примененным для его конструкции новейшим материалам.
      Судно вышло наславу. Всюду, где, конечно, это было возможно, искусственными материалами заменили металл и древесину. Вместо импортированной стеклянной ваты и пробкового дерева, которое тоже привозилось из-за границы, для изоляции кабин и трубопроводов на судне использованы пенопласт и пеностекло. Все трубы: для подачи и отвода воздуха, для кондиционирования воздуха, сточные и многие другие, которых имеетсн здесь огромное множество, сделаны из твердого поливинилхлорида.
      А в кабинах...
      В кабинах всё, как в сказке (так, наверное, сказала бы ваша мама, побывав в кабине!). Деревянная обшивка стен пошла уже на свалку! Здесь царствует ламинат, дерматин, вини-лен. Из искусственных материалов сделаны не только стены, но и полы, мебель, всевозможные полочки, вешалки, дверные ручки. Столько там всего, что трудно даже перечислить. Даже декоративные ткани — тоже синтетические.
      Заглянул я и в ванную. Верьте мне — чудо! Раковины — из полиэфиров, сифоны — из полиамидов, шкафчики — из специально усиленного полистирола.
      На пути в машинное отделение проводник обратил мое внимание на судовые канаты — тоже из искусственных материалов.
      — Канаты сделаны из полипропилена, — объяснил он. -— Такие канаты в три раза крепче конопляных и
      одновременно в несксшько раз легче стальных. А еще одно не менее важное их достоинство — они не гниют, не ржавеют и очень крепкие.
      В машинном отделении мне показали любопытный способ крепления оборудования: вместо того, чтобы
      крепить устройство на подкладках болтами, их прикрепляют к полу... специальным эпоксидовым клеем, который затвердевает под давлением в течение 15 минут. Раньше на крепление устройств и оборудования расходовались многие часы, а иногда даже дни.
      Краски, которыми ©крашены трубы, устройства и всё остальное, тоже синтетические. Главный их компонент — синтетические смолы. Только специалисты знают, как важно содержать в порядке и чистоте корпус судна. Его, как правило, атакует ржавчина, в портах «грызут» различные кислоты, возникающие от портовых загрязнений, а на море корпус обрастает водорослями и мелкими ракушками. В итоге работы много: надо постоянно чистить и красить корпус, а через некоторое время вновь повторять то же самое. И подумать только: всё это уже будет принадлежать истории! Не знаю, понимаете ли вы, как много неприятностей несло с собой обрастание корпуса. За 3—4 дня стоянки в порту подводная часть корпуса так обрастала ракушками, что после выхода в море судно тратило почти 10% прежней скорости. Плавание, например, из Аргентины в Польшу становилось дольше на 2—3 дня! Кроме того судно с такими «безбилетными пассажирами»
      расходовало больше топлива. Тяжелая и трудоемкая работа по очистке корпуса, причем это можно было делать только в сухом доке. s
      Искусство при проиводстве красок для судов заключается в том, что в них надо добавить такие вещества, которые бы долго и действенно мешали обрастанию или даже убивали задерживавшихся на корпусе ракушек.
      Провожатый пригласил меня в бар. Я специально долго и, признаться безрезультатно, искал предмет, который не был бы синтетическим.
      — Как видите, — сказал мне тогДа мой собеседник, — на море нам будут созданы отличные условия, ничуть не хуже, чем на суше. Хорошая изоляция нас защитит от шума, улучшится вентиляция благодаря новым трубопроводам, улучшатся и санитарные условия.
      Судно, в конструкции которого пр менены синтетические материалы, будет стоить гораздо дешевле традиционного. Правда, пока еще многие детали были выполнены в небольшом количестве экземпляров, только по заказу судоверфи. Через несколько лет, когда развернется плоцкая нефтехимия, искусственные материалы будут дешевле и, конечно, в большем разнообразии.
      А пока наш «Химик» — опытное судно, хотя и выполняет задания по перевозке материалов. За долгие месяцы плавания по морю в холодном и тропическом климате, в дожди и под палящим солнцем, в условиях сильной засоленности он пройдет своё первое боевое крещение. Коллектив специалистов будет вести с помощью специальных приборов и приспособлений наблюдения за поведением и пригодностью тех или иных искусственных материалов, изготовленных для службы на море.
      Прощаясь с моим милым провожатым, я рассказал ему о том, что я командирован в Индию и о том, что на судне, а потом и на месте мы будем проводить исследования интенсивности действия коррозии в засоленном морском воздухе и в тропическом климате. На этом-то и закончился мой визит на судно «Химик».
      Что нового у вас? Не забыли ли вы, «мужчины» поздравить маму с Международным женским днем? Сделайте это и от моего имени. Целую вас всех. Следующее письмо напишу с дороги.
      Ваш папа».
     
      Как отделить песок от соды
      Каждому химику в его повседневной работе часто приходится очищать и отделять различные вещества. Методов очистки и разделения очень того. Некоторые из них довольно простые, иные сложные или даже очень сложные.
      Одним из старейших методов разделения веществ является их растворение с последующей кристаллизацией.
      Представьте себе такое положение: химику нужна очищенная сода, а в его распоряжении только сода, смешанная с песком. Как «добыть» чистую соду из имеющейся?
      Давайте попробуем проделать такой эксперимент с вами, только возьмем для этого две ложки соды и одну —песку. Перемешаем соду с песком. А потом займемся отделением соды от песка.
      Начнем с приготовления двух стеклянных сосудов, стеклянной воронки и листа фильтровальной или промокательной бумаги, то есть всей необходимой для нашего опыта лабораторной посуды и вспомогательных материалов.
      В один сосуд нальем полстакана воды, а затем всыпем приготовленную нами смесь песка с содой. Сода быстро растворится в воде, особенно если будем содержимое сосуда мешать стеклянной палочкой или просто ложкой.
      Из промокательной или фильтровальной бумаги вырежем круг, диаметр которого должен быть не больше диаметра воронки. Круг по его диаметру свернем сначала вдвое, а потом еще раз вдвое так, чтобы получился треугольник. Держа двумя пальцами левой руки вершину тре- V угольника, раздвигаем пальцами пра- 6 вой руки одну пару секторов. Получившийся таким образом конус встав- ляем в воронку, а чтобы он не рас-прямился, смачиваем его немного водой.
      Через наш конусный фильтр будем пропускать смесь соды и песка.
      Приступая к фильтрованию, мы столкнемся с таким вопросом: как установить без штатива воронку, чтобы она находилась вертикально над сосудом? Проще всего в куске фанеры вырезать отверстие, вставить в него горлышко воронки, а лист фанеры положить на какие-нибудь два предмета одинаковой высоты (например, на два кирпича). Можно также сделать треножник из проволоки или держатель, как это показано на рис. 1.
      Второй вопрос может появиться при выливании смеси в воронку. Надо помнить о том, что жидкость, особенно если она горячая, следует выливать на фильтр по тонкой палочке или трубочке и никогда не заполнять воронку по горлышко.
      Из воронки через фильтр будет капать в сосуд прозрачная жидкость, а .на фильтре будет осаждаться песок. Прозрачная жидкость — это и есть раствор очищенной соды, которого фильтр не в состоянии задержать. Песок не растворяется, поэтому и осаждается на фильтре.
      Остается отделить соду от воды. Для этого воспользуемся методом кристаллизации. Поставьте сосуд с водой в холодное место на ночь, а утром вы заметите, что на дне сосуда осядут прозрачные кристаллики — очищенная сода.
      Делая этот простейший опыт, вы, наверное, ощущали недостаток лабораторных приборов, таких, например, как штатив и треножник.
      Давайте смастерим вместе с вами эти приборы.
      Начнем с треножника. Его можно сделать, используя конфорку диаметром 12—16 см и стальную провор локу диаметром 2—3 мм. В зависим сти от высоты спиртовой или газовой ) горелки (думаю, что у вас они уже v имеются, так как о способе изготовления таких горелок мы уже с вами говорили в предыдущих номерах нашего журнала) надо подбирать длину ножек треножника. Конфорка должна находиться на 4—6 см выше горелки (см. рис. 2). Укрепление ножек под наклоном сделает треножник более устойчивым.
      Если нет металлической конфорки, для наших целей вполне пригодна жестяная консервная банка, лучше всего килограммовая. В боковой стенке вырежем отверстие, через которое сможет пройти ваша горелка. Затем проделаем несколько рядов отверстий в нижней части боковой стенки
      Каждый химик должен помнить, что стеклянную лабораторную посуду нельзя держать непосредственно в пламени спиртовки или горелки. Её надо ставить на асбестовую сетку. Но не всегда дома имеется асбестовая сетка. Поэтому рекомендуем её сделать самостоятельно.
      Кусочек асбеста или асбестового шнура намочить в воде, а потом размешивать до тех пор, пока не получится асбестовое тесто. К этому тесту добавляем такое же количество растворенной глины и опять всё тщательно перемешиваем. Полученную массу кладем на вырезанный в виде квадрата кусок густой металлической сетки. Масса должна быть уложена в форме круга, причем с обеих сторон сетки. Диаметр такого круга должен соответствовать диаметру конфорки. После 24-часовой сушки асбестовая сетка готова.
      Правда, не всегда есть под рукой асбест. Не огорчайтесь. Асбестовую сетку можно сделать из глины с добавкой 15% мелкого песка и 10% повареной соли. Качество такой сетки будет, конечно, хуже, так как-кружочек из смеси после несколь ких раз пользования раскрошится. Ц .Очень нужное для химических опы- ? тов приспособление — штатив с зажимами. Штативов в лаборатории должно быть много. На рис. 4 показана конструкция штатива. Такой штатив мы советуем сделать и вам.
      В дырку в дне глиняного цветочного горшка вставляем вертикально деревянную стойку квадратного сечения с отверстиями. Длина стойки 50—80 см. В горшок насыпем песку и зальем гипсовым тестом (1 часть обожженного гипса на 2,5 части воды), причем слой гипса должен находиться на 0,5 см ниже горлышка горшка.
      На поперечных брусках, вставленных в отверстия стойки, укрепляем шнурком или проволокой нужные для каждого эксперимента пробирки или иные приспособления.
      Можно поступить иначе: изготовить два штатива, а на них положить горизонтальную планку, на которую можно потом ставить лабораторную посуду.
      Чтобы изготовленные нами дома приспособления были красивыми, рекомендуем их покрасить дважды цветной масляной краской. В какие цвета покрасить? Это дело вашего вкуса.
      Дядя Пробирка
     
      Еще о клёпке
      Начнем с нескольких общих сведений о заклепочных швах — месте соединения двух металлических кусков или предметов заклёпкой.
      Какие бывают виды швов? Есть швы внахлёстку, то есть соединяемые края накладываются один на другой, и швы впритык, когда соединяемые кромки соприкасаются, а с одной или даже с обеих сторон делаются накладки. Отсюда другое название — швы с накладками (см. рис. 1).
      Клепка выполняется инструментами, показанными на рис. 2.
      Как делается заклёпочный шов? Через отверстия в соединяемых частях (о способах выполнения отверстии для клёпки мы писали в предыдущем номере нашего журнала) продеваем заклепку. Со стороны головки поддерживаем её обжимкой для заклёпки, подобранной по форме головки, а поддержкой прижимаем соединяемые части к головке заклёпки. Затем несколькими размеренными ударами молотка осаждаем, то есть расклепываем выстающую часть заклёпки, но так, чтобы сама заклёпка не искривилась. Осаждая заклёпку, ударяем молотком точно вдоль её оси. Заклёпка укорачивается и как будто набухает, плотно заполняя отверстие. Последняя операция — формирование замыкающей головки заклёпки при помощи заклёпочной оправки (см. рис. 3).
      Рис. 1. Заклёпочные швы: а) внахлёстку, Ь) с одной накладкой, с) с двумя накладками
      Инструменты, какие вы видите на рис. 2, практически редко имеются в домашней мастерской. При выполнении клепки иногда можно обойтись и без них. Головку заклёпки опираем на наковальню, соединяемые части прижимаем к головке, пользуясь при этом трубкой соответствующего диаметра, а замыкающую головку формуем скульпторскими ударами молотка. Не всегда, однако, рекомендуем пользоваться этим способом.
      Заклепка выполняется холодным и горячим способами; в последнем случае её разогревают докрасна. Правда, этот способ возможен лишь тогда, когда диаметр заклепки больше 15 мм. Спросите меня, что дает такой нагрев? Во-первых, раскален-f~m металл мягче холодного, следовательно, с ним легче работать. Благодаря разогреву замыкающую головку можно лучше сформировать. Кроме того, шов, сделанный раскаленными заклепками, гораздо плотнее и крепче. Каждый из вас знает, что при нагревании металл расширяется, а при охлаждении его объем уменьшается, поэтому заклепка, одетая и раскованная в горячем виде, охлаж-
      даясь, сокращается и еще сильнее сжимает соединяемые части. Заклепки в больших конструкциях, например, в мостах, подъемных кранах и т. п. закладываются горячим способом.
     
     
      МОЖНО ЛИ ОПРЕДЕЛИТЬ
      ВОЗРАСТ, ЗНАЯ РАЗМЕР БОТИНОК?
      Можно ли определить возраст, зная размер ботинок?
      Как это делается нам написал учащийся Познанской школы Кшиштоф Зеллер. Хотите, проверьте этот способ и вы.
      Дайте своему товарищу лист бума-ши попросите его написать номер ботинок, которые носит. Затем пусть товарищ проделает следующие математические действия. Номер ботинок надо умножить на два (так как пара ботинок), к полученному произведению прибавить число 5, результат умножить на 50, отняты го д рождения и, t . наконец, прибавить число 15. Две последние цифры и будут обозначать сколько лет вашему товарищу.
      Все действия, которые будет производить товарищ, вы не видите, так как он записывает их на листе бумаге, а вы сидите к нему спиной.
      Как только он закончит последнее действие и даст вам этот лист, вы, посмотрев на последние цифры безошибочно скажете, сколько ему лет.
      В чем секрет этой головоломки?
      Как вы думаете, можно ли зная номер воротника рубашки определить возраст? Какие следовало бы при этом производить арифметические действия?
      ФАЛЬШИВОЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВО
      Мы постараемся вам доказать, что каждый треугольник является Равносторонним. Ваша задача найти
      ошибку в доказательстве.
      Итак, возьмем произвольный треугольник ABC (см. чертеж). Проведем в нем прямую, симметричную основанию треугольника АС, и биссектрису угла, лежащего против этого основания. Точку пересечения прямых обозначим буквой Д. и соединим её с вершинами А и В треугольника ABC.
      Рассмотрим два треугольника: АСД и ВСД. Они имеют по две равные стороны и по одному равному углу. В самом деле: АД = ВД, так как прямая является осью симметрии и делит сторону АВ пополам; СД — общая для обоих этих треугольников, а угол АСД равен углу ВСД, так как они получены в результате деления угла АСВ на две равные части биссектрисой СД.
      Треугольники, у которых есть три одинаковых элемента (по две равные стороны и по одному равному углу), являются прилегающими. Значит и сторона АС равна стороне СВ.
      Мы доказали, ребята, что в произвольно начерченном треугольнике две стороны равны. Точно так же
      можно доказать, что АВ = АС, то есть, что треугольник ABC равносторонний.
      Где в нашем доказательстве кроется ошибка?
      (Ответ напечатаем в следующем
      номере).
      ПО БЕЛУ СВЕТУ Смогут ли люди дышать как рыбы?
      Недавно фирма «Дженерал Электрик» на одной из выставок показала интересный эксперимент: в аквариум с водой был опущен в мешке из специальной силиконовой резины степной грызун. Кислорода в мешке хватало только на 10 минут. Каково же было удивление зрителей, когда после 10 минут грызун свободно дышал. После нескольких часов пребывания в мешке животное спокойно уснуло. Когда его вынули из мешка, грызун был вполне здоровый.
      По мнению американского химика X. Робба, материал, из которого сделан мешок, пропускает поступающий во внутрь мешка из воды кислород, удаляя углекислый газ, который выделяется грызуном при дыхании.
      X. Робб считает, что в мешке, емкостью в 6 куб. метров, человек сможет пребывать под водой неограниченное время. Эксперименты еще до сих пор продолжаются.
     
     
      У многих из вас, ребята, наверное, остался детский велосипед, еще прицный для езды, но уже слишком хухаленький. Впрочем, даже, если сломана велосипедная рама или передняя вилка, его еще вполне можно использовать как основную часть самодельного мотороллера. Лишь бы колеса были в порядке. Колеса детских велосипедов имеют обычно размеры 16 X 13/в , что и отвечает требуемым размерам колес нашего мотороллера.
      Да, хорошо бы было смастерить мотороллер из старого велосипеда, но ведь в нем нет двигателя? — скажете вы.
      Двигатель изготовить самостоятельно нам не удастся, Его придется купить. Лучше всего поэтому мотороллер конструировать в школьной мастерской или в техническом кружке-при Доме пионеров.
      В нашей конструкции применен двигатель для мотопедов типа Д4 или его последний вариант — Д5.
      Раздобыв двигатель (колеса велосипеда у вас есть), приступайте к изготовлению рамы. Для этого понадобятся стальные трубки трех размеров. Посмотрите на рис. 4. Главнук часть рамы — продольную трубку (1а) выполняем из трубки размером 35 X 1, что обозначает, что её внутренний диаметр составляет 35 мм, а толщина стенки 1 мм. Трубки (1е) и (Id) такие же, как и у рамы в обыч-
      Рис. 2. Изгибаем главную продольную трубку рамы и соединяем ее с задней вилкой
      ных «взрослых» велосипедах. К ним-то мы будем крепить двигатель. Всю заднюю вилку сделаем из трубок 20 X 1 (трубки 1с и If), которые выгибаем согласно рисункам 2 и 3 и свариваем, как это показано на рисунке 4. Если же у вас появятся трудности в приобретении трубок указанных размеров, можете воспользоваться немного иными, например, вместо трубки 35 X 1 можно взять трубку 30 X 1,5.
      Важной операцией будет прогибание трубок. Рекомендуем следующие приёмы:
      1) наполнить трубку сухим песком, закупорив один её конец деревянной пробкой. Песок должен быть хорошо утрамбован в трубке, для чего по её стенкам легко надо ударять молотком. Тщательно наполненную трубку следует закупорить со второго конца такой же деревянной пробкой;
      2) при небольшом угле или большом радиусе изгиба операцию эту можно проводить без подогрева трубки. Трубка, правда, немного сплющится в месте изгиба, но это еще не будет опасно для её прочности;
      3) при большом угле или малом радиусе изгиба место прогиба надо раскалить докрасна.
      В нашей конструкции подогрев необходим при изгибании трубки (1а). Готовые трубки следует отрезать с небольшим запасом и лишь после гнутья, а иногда даже после сварки, подгонять к размерам соединяемых частей. Так надо поступать всегда, чтобы избежать ошибок, какие так часто делают неопытные конструкторы.
      Ось заднего колеса укрепляем в двух отверстиях, просверленных в расплющенных концах трубок (1с). Отверстия эти проделываем, конечно, только после сборки всей рамы.
      Итак, будем считать, что рама уж готова. Надо только сделать еще с денье, как в настоящих мотороллерах.
      К трубкам (If) рамы прикрепляем металлическими держателями дощечку размерами 300 X 250 X 20 мм, которую сверху надо покрыть синтетической губкой или другим мягким материалом, амортизирующим тряску во время езды (рис. 6).
      А сейчас начнем монтаж заднег© тормоза. К отрезку трубки любого диаметра, изогнутой, как на рис. 5, привариваем с двух сторон металлические пластинки. Одна из них будет деталью тормоза, а вторая, покрытая резиной, прилегая к шине колеса, будет тормозить ход мотороллера.
      Более подробно элементы конструкции тормоза показаны на рис. 5. Точных указаний относительно изготовления системы торможения мы не даем. Оставляем это полностью вам. Наверное, каждому будет приятно потрудиться над собственным решением этого вопроса.
      Как сделать переднюю вилку? Тут есть две возможности: одна — взять готовую переднюю вилку (исправную или её починить) от детского велосипеда. Это иллюстрирует рис. 12. Отрезаем раму велосипеда у её передней вилки и к этому месту привариваем уже сделанную раму. Чтобы, однако, руль не находился слишком низко, удлиняем его двумя трубками такого же диаметра, прогибая, как это показано на рис. 12.
      Вторая возможность — не портить велосипед (может быть он еще почти новый), а изготовить вилку самостоятельно.
      Для этого две трубки размером 20 X 1 выгибаем (см. рис. 7), расплющиваем их нижние концы и делаем прорези для оси переднего колеса. Трубки эти соединяем двумя поперечными распорками (16), согласно рис. 9. Одна из распорок — верхняя — может быть без нижней части, предназначенной исключительно для крепления переднего тормоза (рис. 8). Распорки сделаем из стального листа толщиной ок. 3 мм.
      Детали, показанные на рис. 10 и 11, придется выточить на станке. На рис. 10 имеются две втулки, которые можно сделать из синтетического материала, бронзы или алюминия. Болт (19) и его гайка должны быть стальными. Всю переднюю вилку собираем согласно рис. 8.
      Подножка мотороллера (5) показана на рис. 1. Её сделаем из тонкого стального или алюминиевого листа, придающего одновременно жесткость конструкции. Лучше всего отпрессовать в листе несколько продольных канавок. Не рекомендуем, однако, становиться на мотороллер всей тяжестью, а во время езды держать ноги в месте, где платформа опирается на продольную трубку (рис. 1).
      Можно подножку сделать из фанеры. А о том, как её прикрепить к раме, подумайте сами.
      Готово шасси мотороллера. Монтируем все части, устанавливаем колеса, двигатель и бензобак, а на руле укрепляем рычаг сцепления и рукоятку «газа». Наконец, на переднем, колесе устанавливаем еще передний тормоз (15), укрепляя его в нижней части распорки (16).
      Осталось сделать привод. Применить для привода обычное цепное колесо, например, дорожного велосипеда, нельзя, так как наш мотороллер развивал бы тогда недозволенную скорость. Для наших целей нужно цепное колесо с 24 зубьями. Если такое колесо не сможете достать, надо его выточить.
      В описании мотороллера мы не даем указаний по проведению мелких отделочных работ, которые вы, впр чем, сможете выполнить самостоя- тельно, работая в кружке.
      Придется вам разработать собственную конструкцию крепления трос-сов на раме, выхлопной трубы и даже систему сигнального света, учитывая при этом правила уличного движения.
      Работы, как видите много, и кто хочет обзавестись к весне мотороллером, должен не медля приступить к делу. Желаем успехов в вашей конструкторской работе!
      Инженер Моторович

 

 

НА ГЛАВНУЮТЕКСТЫ КНИГ БКАУДИОКНИГИ БКПОЛИТ-ИНФОСОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКАФОТО-ПИТЕРНАСТРОИ СЫТИНАРАДИОСПЕКТАКЛИКНИЖНАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ

 

Яндекс.Метрика


Творческая студия БК-МТГК 2001-3001 гг. karlov@bk.ru