|
|
РАСПОЗНАННЫЕ ФРАГМЕНТЫ ЖУРНАЛА
СПИЧЕЧНЫХ КОРОБОК Сегодня мы познакомим вас, ребята, с этикетками спичечных коробок, выпу-щенными на родине спичек — в Швеции. Шведы очень часто на спичечных этикетках показывают историю развития всевозможных областей техники. На приведенных нами шведских этикетках вы ви-дите коллекцию старых паровозов. Как известно, одним из первых изобретателей паровоза был англичанин Стефенсон. Первый паровоз Стефенсона построен в 1814 году, а только в 1825 году была открыта первая в мире железная дорога, строительством которой также руководил Стефенсон. Стальной конь, напоенный водой и накормленный углем, как о паровозе говорили тогда, развивал скорость 16 км/час. Для того времени это была огромная скорость, хотя сейчас она нам кажется очень маленькой. В 1840 году железнодорожное полотно во всем мире Занимало всего лишь 8 600 км, а десять лет спустя уже 38 500 км. В 1935 году железные дороги протянулись на 1 300 000 км. В настоящее время общая длина железных дорог в мире составляет 2 400 000 км! Помня, что расстояние от Земли до Луны равно 400 000 км, легко подсчитать, что если разобрать имеющиеся на Земле железные дороги, а шпалы и рельсы использовать для строительства дороги на Луну, то из этих материалов можно былс i построить 6 железнодорожных линий! Надписи на шведских этикетках сделаны на английском языке. В НОМЕРЕ: 1. Техника на этикетках спичечных коробок. — 2. Вместо колёс — воздушная подушка. 3. Колыбель польской металлургии. — 4. Две пары плоскогубцев. — По земле, воде и воздуху. Почта. — 5. Дядя Пробирка советует. Как выводить пятна от чернил и пасту от шариковых ручек. 5— 6. Химические вопросы. — 7. По белу свету. Водоросли, чистая вода и продукты питания. — 8. Твоя мастерская. Как надо паять. — 9. Уголок юного конструктора. Велосипедный фонарик. Усилитель для проигрывателя. — 10 Техническая загадка. Еще совсем недавно это был лишь проект, к которому люди относились с большим недоверием. Сегодня уже много таких аппаратов, а в недале-ком будущем начнется их серийный пуск. Мы имеем в виду суда на воздушной подушке. Конструкция нового средства транспорта несколько необычна. Вместо колес — воздушная подушка. Явление «воздушной подушки» сводится к образованию постоянного давления между основанием, то есть поверхностью земли или воды, и самим аппаратом. Это давление удерживает летательный аппарат на определенной, небольшой высоте над землей или водой. Новый вид транспорта уже нашел себе применение во многих областях связи. Чаще всего он используется в качестве морского и речного прибрежного средства сообщения. Гладь рек — идеальная автострада для судна на воздушной подушке. Оно с огромной скоростью, преодолевая /пьшие расстояния, может прямо с А жи или моря въехать на берег, перевозя пассажиров в нужном направлении. Первые аппараты на воздушной подушке были построены в Англии фирмой Виккерс. Их снабдили авиационными опознавательными знаками, и они начали перевозить пассажиров по каналу Ла-Манш. Вас, может быть, удивит, почему суда на воздушной подушке отнесли к авиационному транспорту, ведь высота полета такого аппарата всего несколько сантиметров над водой? Вероятно, это сделали потому, что аппарат мог свободно передвигаться и над водой и над поверхностью земли. А может быть, его следовало бы назвать судно-автобус? Во всяком случае аппарат ВА-3 (так было названо первое судно на воздушной подушке) выглядел очень странно. Весил он 12,6 тонны. Длина 16,6 метра, ширина 8 метров и высота 5 метров. Аппарат поднимался над землей на 18 сантиметров, развивая скорость 110 км/час! Он мог вместить 24 человека. Отважные пассажиры, отправляясь в первое путешествие на неизвестном виде транспорта, не задумывались о том, как его лучше назвать. К семейству первых судов на воздушной подушке относятся несколько советских и американских конструкций, в частности, «Нева» и «Дельфин». В Польше работами над конструкциями судов на воздушной подушке занимаются в Гданьском политехническом институте под руководством профессора lexa Кобылинского, создателя первого польского судна на подводных крыльях «Зрыв». Воздушная подушка может найти применение не только в судах-автобусах (это, конечно, неофициальное название), но и в железнодорожных поездах. Поезда на воздушной подушке могли бы развивать скорость Поезд на воздушной подушке, как утверждают специалисты, в скором времени вытеснит поезд на колесах. Проект английской фирмы Говеркар до 500—800 км/час! Железнодорожные рельсы и полотно выглядели бы совсем иначе, чем для колес. На рисунках вы видите несколько видов таких поездов. Полотно дороги находится на специальном бетонном треке высотой около 1,5 метра над поверхностью земли. Толщина воздушной подушки составляет всего лишь 1,5 сантиметра, то есть гораздо меньше, чем в судах-автобусах. Есть еще один проект поезда на воздушной подушке. Вагоны в виде широких труб передвигаются внутри большой трубы по принципу пневматической почты, то есть сжатый в дух будет толкать вагоны. Воздушная подушка «ляжет» между поверхностью вагона и трубой-треком. Специалисты утверждают, что поезда на воздушной подушке в скором времени вытеснят поезда на колесах. А вот судам-автобусам ученые инженеры не предсказывают большого будущего из-за их ограниченной проходимости по пересеченной местности. Современные колесные и гусеничные вездеходы значительно удобнее и надежнее. В некоторых же случаях воздушная подушка окажет огромную пользу: она решит определенные трудности современного транспорта. При- Французская конструкция ВС-4 «Терра-план» способна перевозить грузы по непроходимой болотистой местности мером может служить французская конструкция ВС-4 «Терраплан», способная перевозить грузы (например, автомобили) по непроходимой болотистой местности. Толщина воздушной подушки ВС-4 при нагрузке 1000 килограммов — 10 см, а при нагрузке 2000 килограммов — 6 см. Воздушную подушку можно комбинировать в автомобилях одновременно с колесами. В Англии успешно была использована конструкция автомобиля Ленд Ровер (этот автомобиль немного напоминает советский «газик»), на котором была установлена аппаратура, создающая воздушную подушку. В результате автомобиль слабее нажимал колесами на поверхность земли и мог свободно дередвигаться по свежевспаханному лю, разбрасывая удобрения. Такая повозка была названа Говер-Ровер. Подобное применение сумеет найти тачка на воздушной подушке. Вг, 1962 году такое устройство было разработано польским инженером Бе-нем, о котором мы уже рассказывали в нашем журнале. Воздушная подушка настойчиво ищет себе применение повсюду. Американская фирма «Конвер» намеревается использовать воздушную подушку в самолетах; тогда не нужны станут бетонные аэродромы с разгоночными площадками. Тачка на воздушной подушке. Проект разработан польским инженером Бенем Очень любопытен проект создания пола на воздушной подушке, например, на крупных складах. По такому полу можно будет свободно и легко передвигать различные грузы без тележек. В полу пришлось бы сделать много отверстий, через которые выталкивался бы воздух. Положенный предмет сразу бы становился как бы повозкой на воздушной подушке и его надо было бы только направлять в нужное место. Ведутся исследовательские работы по созданию воздушных подшипников и по производству стальйой ленты по этому же принципу. Еще одной важной особенностью аппаратов на воздушной подушке является их сравнительно недорогая эксплуатация. По принципу воздушной подушки строят приспособления для скашивания травы, растущей на газонах, в парках и садах. Воздушная подушка используется и в небольших тележках, которыми развозятся товары внутри крупных магазинов. Создаются небольшие любительские конструкции аппаратов на воздушной подушке и даже уже проводились соревнования на таких аппаратах. Польша принадлежит к странам, сильно заинтересованным в развитии этого нового средства транспорта. Наша главная река Висла немного-водна, а песчаное русло часто меняется. По такой реке судам трудно ходить. А суда на воздушной подушке не боятся мели. Инженер Игнаций Градомский Шел 1109 год. Война охватила Польшу. Немецкая армия опустошала силезские города и села. На помощь храбрым жителям Глогова поспешил с войском король Болеслав III Кривоуст. Прежде чем ударить по врагу, желая избежать ненужного кровопролития, король выслал к немецкому императору Генрику V своих послов во главе с рыцарем Яном. На просьбу вывести войска из Силезии император ответил требованием, чтобы польский король ему по- тельно следил за послом, ожидая, что тот, увидев такое богатство, согласится на уступки. Но Ян, окинув взглядом содержимое сундуков, произнес: — Поляки перед золотом спины не гнут! Потом рыцарь снял с пальца золо той перстень и бросил его в сокровища императора со словами: — Золото — к золоту! Мы, поляки, предпочитаем железо! Оно нам по душе. клонился и выплатил дань. Когда Ян от имени короля отказался выполнить условие, император велел показать ему свои сокровища. В огромных сундуках хранились . золотые монеты, драгоценности и украшения, вазы и короны. Император внима- — Хаб данк... (спасибо), — сказал удивленный император и отпустил послов. Король Болеслав поблагодарил гордого посла и вручил ему офицерскую эмблему, которую назвал «Хабданк». А через некоторое время польский король со своей армией нанес сокрушительный удар по немцам, выгнав их из Силезии. Итак, поляки с самых давних времен ценили железо выше золота. Хотя золото стоило дороже, наши предки всё-таки предпочитали необходимое для хозяйства железо. Посол Ян гордился тем, что его народ умел извлекать из руды железо, делать из него оружие и утварь. А в те времена не каждый народ мог похвастать умением получать железо. Сегодня есть много доказательств того, что в Польше уже 1000 лет назад существовало щироко поставленное металлургическое производство. Давайте с вами совершим мыслен-/мое путешествие по старопольскому ;таллургическому бассейну на Свен-токшиской возвышенности. У Лысой горы, в Слупи и соседних местностях на небольшой глубине залегала железная руда. Способы получения железа были довольно примитивными. Для выплавки его строили специальные печи-домницы. Копали круглые ямы, расширяющиеся ко дну. Стены их обкладывали песком. На дно ямы бросали древесный уголь, а на него укладывали куски железной руды. В нижнюю часть такой домницы по специальным каналам подводили воздух, который поддерживал горение угля. Для достижения более высокой температуры нагнетался воздух специальными мехами, приводимыми вручную или водяными колесами, расплавленное железо стекало вниз гы на древесный уголь. Сегодня трудно себе представить, что в таких примитивных условиях можно , было получить температуру, достаточную для плавления железа. Но нельзя ли это проверить? Можно. И именно с такой целью недавно отправилась в Новую Слупь экспедиция археологов и металлургов. Здесь в сохранившейся до нашего времени древней домнице наши специалисты производили плавку железа. На дно ямы, в слой древесного угля уложили железную руду, привезенную из соседнего рудника. В зажженную печь по специальным каналам подводили воздух при помощи воздуходувок. Работники экспедиции совершенно точно воспроизвели условия, которые создавались тысячу лет тому назад. Каковы же были результаты? В печи удалось получить температуру 1350°Цельсия. Видимо, таую же температуру получали в этой nff-чи и наши предки. Из железа наши прадеды-кузнецы изготавливали всевозможные ценные предметы: топоры, ножи, молоты, оружие: ковали мечи, сабли, кинжалы, панцири и многое другое. Каждая печь, вырытая в земле, использовалась только один раз. И нам теперь понятно, почему почти вся Свентокшиская возвышенность покрыта была такого рода домницами На полях Свентокшлского металлургического бассейна до сих пор еще осталось много шлака. Эти пористые куски различных размеров доставляют много хлопот местным крестьянам: они засоряют поля, мешают пахать. До войны шлаком Свентокшиского бассейна заинтересовалась польская металлургическая промышленность, так как анализ шлака показал, что в нем содержится еще около 50% железа. Металлургический завод в Стараховице начал закупать у крестьян шлак в качестве шихты для большой домны. Крестьяне охотно привозили шлак на завод, очищая от него свои поля. Тысячу лет назад через Старопольский бассейн, то есть по территории Слупи, вдоль реки Каменной проходил торговый путь. Иностранные купцы охотно покупали польские изделия из железа и оружие, отдавая взамен заморские товары или деньги. Не случайно на древних кладбищах археологи довольно часто находили старые иностранные монеты. В одной из деревень был найден глиняный сосуд, в котором хранилось 3170 римских серебряных монет, общим весом около 10 килограммов. Были там динары с изображением 15 римских императоров. В XVIII веке сокровищами Свен-токшиского бассейна заинтересовался один из самых прогрессивных людей того времени, польский ученый и общественный деятель Станислав Сташиц. До сегодняшнего дня сохранились фрагменты металлургического комбината, некоторых инженерных конструкций и печей, построенных по его проектам. После второй мировой войны в Польской Народной Республике начались систематические археологические изыскания на этой территории. Музей техники при Главной технической организации в Польше взял под охрану памятники древней техники. В Новой Слупи создан музей, где можно увидеть старинные печи тысячелетней давности. Охраняются государством и другие промышленные памятники Свентокшис-кого бассейна. Интересно побывать в тех местах, где некогда наши прадеды плавили железо. Около Новой Слупи сто один из самых старых польски дубов. Ему 800 лет. Жаль, что не может рассказать всего, что ему довелось видеть за свои долгие годы. Ида Лось В предыдущих рассказах"1зьГузнали о том, что отец близнецов — То-мека и Тадека — пан Станислав, химик по специальности, отправился в командировку в Индию, где по зака- : индийского правительства польские инженеры и техники сооружали сахарный завод. В своих письмах домой отец близнецов сообщал об условиях жизни и работы на польском экспериментальном судне «Химик» и о том, какие задания ему приходит-® ся по роду занятий выполнять в пути. В последнем письме с корабля пан Станислав писал: «Родные мои! В Капштаде мы попрощались с Африкой и сейчас держим курс прямо к берегам Индии. Кончились уже длинные египетские папиросы, которыми нас награждал начальник за обнаруженные на корабле пятнышки коррозии. А пятен нам удалось найти довольно много. Наш специалист по вопросам кор ш не поднимает головы от работы: в его многочисленных записных книжках есть наши записи. Их надо внимательно прочесть и постараться объяснить причину возникновения каждого пятнышка коррозии, чтобы в следующий раз избежать их появления. Я никогда не предполагал, что столько внимания надо посвятить этим рыжим пятнышкам. Наш начальник измеряет штангенциркулем размеры каждого пятнышка, рассматривает через увеличительное стекло, специальными электронными приборами измеряет толщину лакированной или гальванической оболочки из металла вблизи пб-Г врежденного коррозией места. Свои замечания он всё время записывает в толстые журналы и при этом очень часто неодобрительно качает головой. Журнал с надписью «Гальванические покрытия» у него в руках почти всегда. Начальник осторожно проводит по нему рукой и говорит: — Такие покрытия известны были уже сто лет назад и до сих пор им принадлежит первенство в борьбе с коррозией. Гальванотехника сегодня — крупнейшая область знаний. Мы уже безошибочно можем сказать, какой толщины должен быть защитный слой, например, никеля, чтобы руль велосипеда не подвергался коррозии. Промышленность требует от нас, химиков, новых рецептов для изготовления защитных оболочек металлов с различной прочностью и сравнительно недорогих. — Научно-исследовательские институты предоставляют промышленным предприятиям свои предложения. Так, например, чтобы поверхность утюга не ржавела, поступают следующим образом. Чугунную отливку сначала полируют, затем обезжиривают, а потом на 5 минут покрывают медным слоем в ванне X при определенном (установленном заранее) напряжении и силе тока. После этого на медную оболочку наносится слой никеля в ванне Y, и, наконец, слой хрома в ванне Z. Таким утюгам не страшен и тропический климат. Усевшись поудобнее в кабине нашего начальника, мы включаем вентиляторы и пьем лимонад со льдом. Наш «коррозиевед» продолжает рассказ. — Я занимаюсь иследованием коррозии в условиях тропического климата. В этих условиях коррозия появляется иначе, я бы сказал почти молниеносно. Поэтому ни на минуту нельзя забывать о том, что большинство процессов коррозии имеет не только химический, но и электрохимический характер. Там, где есть два разных металла и хотя бы капелька влаги, появляется электрический ток. А от величины напряжения возникающего таким образом тока зависит скорость процесса коррозии. Древние римляне не знали электрохимии, но на практике заметили, что железные гвозди меньше всего покрываются ржавчиной, если их отделить от медных частей оловянной перегородкой. Вспомнилась мне история, которая случилась несколько лет тому назад во время одной из моих командировок в тропические страны. Это было на строительстве линии высокого напряжения, где однажды мне довелось побывать. На высоком столбе монтер скручивал алюминиевый провод. Я молча наблюдал за его работой. Монтер закончил скручивать алюминиевый провод и начал соединять пару медных проводов, причем делал это он теми же самыми плоскогубцами. И тогда-то я почувствовал, как из-под тропического шлема потекли у меня по лицу крупные капли пота. Постараюсь вам объяснить, что меня так поразило. Дело в том, что монтер соединял и медные и алюминиевые провода одними и теми же плоскогубцами. К чему это в результате могло привести, да и привело, как позднее оказалось? Во время работы микроскопические количества этих мягких металлов остаются на инструменте и загрязняют другой металл. Ночью на охлажденном металле осядут капельки росы —возникнет электрический ток и очаг коррозии. Вначале очаг будет почти незаметен, но пройдут месяцы, коррозия разрастется и... приведет к катастрофе. На недисциплинированного монтера было наложено взыскание, а работу закончил его товарищ. Ошибку же исправить уже не удалось. А недавно, как раз перед моим выездом в эту командировку я полч чил посылку и письмо от своих варищей, которые следят за работой линии высокого напряжения. Вы себе не представляете, каково было мое удивление, когда я увидел в посылке... кусочек покрывшегося коррозией соединения. Мне писали, что аварию в сети удалось сравнительно быстро обнаружить, потому что помнили, в каком приблизительно месте сменили неумелого монтера. Сейчас кусочек соединения из далеких тропиков хранится в нашем музее. После ужина кто-то предложил сыграть в шахматы, но предложение осталось без внимания. Нам хотелось слушать нашего неутомимого рассказчика. Солнце уже зашло за горизонт, стало прохладнее. Мы вынесли шезлонги на палубу. — Второй существенный способ борьбы с коррозией, — продолжал наш химик, — лакированные покрытия. Сейчас в технике очень часто применяются покрытия красками. Красок много, причем различных видов. Имеются такие краски, которые не только предохраняют металл от коррозии, но и от действия кислот, щелочей, высоких температур, влажности воздуха и т. п. А для покрытия корпусов кораблей употребляются шие краски, которые отгоняют моллюсков. Оболочки накладывают и кисточкой, и краскопультом, и погружением в специальные ванны. Способов очень много, а цель всегда одна: добиться такого покрытия, которому не грозила бы коррозия и порча, а изделие выглядело бы красиво. Довольно часто предметы из металлов покрывают пластмассами. Это новый способ покрытия и довольно удачный. К нашей группе подсел капитан корабля. — Товарищ капитан, — обратился к нему наш рассказчик. — Не могли бы вы нам показать трюмы, в которых находятся машины для сахарного завода? Капитан соглашается, и мы в его сопровождении отправляемся в трю-Гы. Там спокойно дремлют машины -юред ответственной работой. — Обратите внимание на то, как предохранены на время перевозки каждые детали? Каждая по-своему. На этой, например, покрытие сделано из соединений целлюлозы. Перед началом эксплуатации машины такое покрытие снимется с нее, как кожица с колбасы. А вот эта машина легко обернута тканью, которая насыщена специальной краской, разбрызгиваемой краскопультом. Такой метод называется коконизацией. Эти машины находятся в полиэтиленовых мешках или мешках из фольги и в ажурных деревянных клетях. В мешки всыпается немного таких веществ, которые поглощают влагу. Посмотрите на инструменты в ящиках. Они тоже обернуты в фольгу, а внутри упаковки имеются ингибиторы. Спросите, что это такое? Это вещества, которые замедляют или вообще предотвращают коррозию металлов. В недалеком будущем они полностью заменят технический вазелин, которым чаще всего предохраняются металлические изделия. — Скажите, — обратился к нашему начальнику капитан, — все эти способы защиты от коррозии, наверное, очень дорогостоящие? — Да, безусловно. Но по отношению к стоимости всего оборудования, это совсем минимальные суммы. А предохранять машины надо. Расскажу вам такой случай, который произошел не так давно. Одно из польских внешнеторговых предприятий выслало заказчику по морю партию автобусов. В пути некоторые части машин покрылись коррозией. С ржавыми буферами, металлическими планками и другими потемневшими частями заказчик не принял товар. Потери наши выразились большой суммой. Было уже поздно, когда мы вернулись в каюты. Завтра будем на месте. ПОЧТА Почта — древнейший вид связи. Более 500 лет до нашей эры древнеперсидский царь Бир, славившийся многими победоносными войнами, покоритель Малой Азии и Вавилона, организовал передачу приказов и сообщений при помощи посыльных. Такая система связи стала называться эстафетной почтой на лошадях. На отдельных почтовых станциях, расположенных на расстоянии 3—5 миль одна от другой, всегда были наготове верховые гонцы. Первый гонец доставлял свои письма второму, второй — третьему, третий — четвертому и т. д., последний гонец доставлял почту к месту назначения. Древнеперсидский способ передачи сообщений и принято считать началом почты. В Древней Греции письменные сообщения в виде рулонов из папируса перено- сили быстроходные спортсмены. В Дре. нем Риме император Август учредил почтовую связь между Италией и Азией. В Англии в XIV веке почтовые сообщения перевозились на конных повозках Русская почта одна из старейших в Европе. В XIII веке на Руси была организована ямская гоньба, то есть почтовые станции с лошадьми и ямщиками. В Польше при короле Болеславе Храбром в начале XI века города обязаны были предоставлять королевским посыльным подводы, повозки или только лошадей. Однако регулярная почтовая связь появилась в Польше лишь при короле Зигмунте Августе. Она была установлена между Краковом, Веной и Венецией. В 1558 году Зигмунт Август издал первый почтовый закон, а с XIX века почта была объявлена государственным предприятием и государственной собственностью. В I860 году была выпущена в обращение первая польская почтовая марка. Итак, для передачи сообщений использовались гонцы-бегуны, конные гонцы, велосипедисты, почтовые фаэтоны, мотоцик- болыпие здания. Письма и мелкие пересылки передвигаются по специальному каналу-трубе, уносимые струей воздуха, нагнетаемого компрессором. Тот же эффект ветра получается, если в соответствующем месте трубы создать разрежение откачкой воздуха. ы, автомобили, поезда, суда, аэростаты, самолеты. Будущее почты — ракеты. Современная связь имеет в своем распоряжении такие устройства, как телеграф, телефон, радио и телевидение, космовидение. Говоря об истории почты, нельзя забывать о почтовых голубях, которыми пользовались еще в Древнем Египте. В Древней Греции голуби переносили сведения о победах на Олимпийских играх. Немалые заслуги у голубей были и во время войны, когда благодаря им была возможна связь занятой врагами территории и остальной частью страны. Так было, например, и в 1870 году во Франции. Есть еще один вид почтовой связи — пневматическая почта. Она бывает обычно в крупных учреждениях, занимающих Пневматическая почта в Париже используется даже для пересылки писем и корреспонденций из одного района в другой. В 1865 году была учреждена первая международная организация, объединяющая управления почт и телеграфа большинства европейских стран. Эта организация осуществляет надзор за соблюдением странами-участницами единых тарифов, организационных принципов междугородной ш международной связи и т. п. За последние несколько десятков лет линии связи значительно разрослись. Существует телефонная связь между всеми континентами, а благодаря искусственным спутникам и системам телеретрансляцион-ным, сидя дома можно смотреть телевизионные передачи из многих стран мира. ХИМИЧЕСКИЕ РЕЦЕПТЫ Как выводить чернильные пятна и пасту от шариковых ручек Пятна на белой ткани и бумаге выводятся следующими двумя растворами, которые наносятся на запятнанное изделие поочередно. 1. В стеклянный или фарфоровый сосуд, где имеется 1 литр холодной воды, всыпаем 50 грамм хлорки и 200 г кристаллической соли и все тщательно перемешиваем в течение 10 минут. Затем отставляем раствор, чтобы на дно осели все нерастворимые части. Зеленоватый раствор фильтруем и переливаем в бутылочку из темного стекла. Плотно закупориваем резиновой пробкой. Белый нерастворимый осадок выбрасываем: он нам не нужен. 2. В 500 миллилитрах теплой све-жевскипяченной воды растворяем порцию фотозакрепителя. Раствор переливаем в бутылочку из темного стекла. Под пятно покладываем лист промокательной бумаги. Смачиваем пятно несколькими каплями раствора 1. Спустя 1—3 минуты чернильное пятно должно исчезнуть. Остаток раствора собираем промокательной бумагой. Если же пятно не исчезло, операцию повторяем еще раз. Только после этого капаем раствором 2. Через следующие 2—3 минуты раствор 2, оставшийся на пятне, удаляем промокательной бумагой, а место, где было пятно, тщательно промываем водой. После очистки ткань надо выстирать, а бумагу, с которой удалялось пятно, прогладить утюгом. Пятна можно выводить глицерином. Для этого смачиваем водой место, где посажено пятно, наносим глицерин и растираем его пальцами. Глицерин впитает в себя чернильную краску. После этого ткань надо простирать. Если сразу пятно не исчезнет, операцию следует повторять несколько раз. Пятна на белой шерсти или белом шелке удаляем 5°/о-м раствором аммиака в воде, который наносим на ткань ватным тампоном. После этого споласкиваем водой, а затем смачиваем пятно 10°/с1-м раствором щавелевой кислоты. Как только пятно исчезнет, ткань надо тщательно про мыть водой. химические вопросы Знаешь ли ты, когда впервые... 1) были получены металлы путем электролиза? 2) была изготовлена бумага? р 3) начали производить сахар из сахарной свеклы? 4) были применены искусственные удобрения? 5) был получен водород? Водоросли, чистая вода и продукты питания Многие страны мира испытывают серьезные хозяйственные трудности из-за недостатка продуктов питания для своего населения и недостатка пресной и питьевой воды, а также воды для санитарных и главным образом промышленных целей. Как вы, наверное, знаете, промышленность потребляет огромное количество воды. Например, для производства 1 килограмма хорошей бумаги требуется 2000 литров воды, а для 1 килограмма каучука — 2400 литров воды! Эти трудности ученые пытаются разрешить сейчас новым и очень интересным способом. Около Сан-Франциско недавно была заложена плантация водорослей. Что такое водоросли? Водоросли это группа низших споровых растений, обитающих всюду, где есть вода и солнце: в искусственных и натуральных водоемах. «Джунгли» водорослей имеются особенно в морях. Водоросли играют довольно важную роль в жизни всех обитателей вод, являясь пищей для подводного животного мира и одновременно обо- гащая воду кислородом. Как вы, наверное, знаете, каждое растение строит свою клетку из углекислого газа и воды, и таким образом растет. Энергию для этого роста она получает от солнца. На калифорнийской нлантации водоросли разводятся в небольшом пруду, в который стекают сточные, канализационные воды из городской канализационной сети. Находящиеся в воде бактерии разлагают органические частицы и в результате этого процесса, напоминающего брожение пива, появляются вещества, которыми питаются водоросли. Солнца в Сан-Франциско много, поэтому во- доросли благодаря фотосинтезу, быстро растут и размножаются. Что происходит в экспериментальном пруде? Нечистоты из канализации поедаются водорослями, вода очищается за счет присутствия в ней водорослей, и её можно уже использовать для промышленных целей или даже спустить в реку или озеро, не опасаясь загрязнения. А с другой стороны, разросшиеся колонии водорослей можно «косить» и после просушки использовать в качестве корма для свиней, крупного рогатого скота и других животных. После «сбора урожая» водорослей, пруд можно опять наполнить сточными водами и вновь повторять процесс разведения этих полезных растений. Эксперименты показали, что водоросли — очень производительная культура: с одного гектара пруда можно получить большое количество пищевого белка. Водоросли богаты витаминами, что имеет также большое значение. Животные с большим аппетитом едят водоросли и быстро прибавляют в весе. А вот люди, к сожалению, относятся к пище из водорослей без энтузиазма. Домохозяйки, например, недоверчиво смотрят на муку или кашу зеленого цвета. Вкус водорослей необычный и своеобразный. Химики работают над тем, как изменить цвет, вкус и запах продуктов из водорослей, чтобы они стали желанным блюдом на каждом столе. А пока, скармливая водорослями животных, люди видят и в этом огромную для себя пользу. Проблемой использования водорослей в хозяйстве нашей страны занимаются и польские ученые в Институте зоотехники в Тыличе, в Краковском воеводстве. Ответы на химические вопросыу помещенные на стр. 92 1. В 1807 году английский ученый — физик и химик — Гемфри Дэви получил впервые путем электролиза натрий и калий, а немного позднее кальций, стронций, барий и магний. 2. Изобретателем бумаги принято считать китайского министра сельского хозяйства Чай-Луна, жившего в 1-м веке нашей эры. В качестве сырья китайцы использовали тутовое дерево, лен и коноплю. В 751 году арабам удалось раздобыть тайну изготовления бумаги. Но в Европу арабы привезли рецепт лишь в XII веке. Изобретение типографских печатных машин привело к быстрому развитию производства бумаги. 3) До конца XVIII века сахар делали исключительно из сахарного тростника. В 1747 году немецкий.—. химик Адреас Сигизмунд направил в Берлинскую Академию наук послание, в котором сообщал, что из свеклы можно «производить настоящий сахар». Послание это пролежало несколько десятков лет в архиве Академии, пока им не заинтересовался ученик Сигизмунда Карл Ашард. В 1802 году на заводе, построенном Ашардом, началось производство сахара из сахарной свеклы. 4. Немецкий химик Юстус Либих (1803—1873) доказал, что для правильного развития растений нужен азот, фосфор, калий и некоторые другие химические элементы и начал производить первые эксперименты, удобряя почву. Многолетний опыт показал, что на удобренной почве урожай повышается в несколько раз. Самые распространенные искусственные удобрения — аммиачная селитра (NH4NO3), цианамид кальция -(CaCN2), суперфосфат, который получают путем воздействия серной кислотой на фосфориты или апатиты. 5. Водород был получен впервые английским физиком и химиком Робертом Бойлем (1627—1691) в 1661 году, когда ученый растворял железа в минеральных кислотах. Бойль назвал водород «горящим воздухом», не зная, что это был новый химический элемент. XI. Как надо паять На предыдущем занятии в домашней мастерской мы познакомили вас, ребята, с основами процесса пайки. Сегодня займемся непосредственно пайкой. Итак, в нашем распоряжении есть два металлических предмета уже очищенных механически и химически, то есть подготовленных к пайке. Если соединяемые детали (или предметы) напоминают по виду такие, как на рис. 1, зажимаем их в тисках, к соединяемому месту приставляем паяльник (держа его в правой руке) и прикасаемся палочкой припоя (её надо держать в левой руке). От паяльника нагревается и расплавляется припой и стекает в щель между соединяемыми частями, тоже сильно разогретыми (см. рис. 2). Передвигая паяльник и припой вдоль щели, заполняем её равномерно расплавленным припоем. После -частывания припоя части можно счи-.ать соединенными. Достоинство такого соединения в том, что в нем нет никаких щелей. Однако механическая прочность соединения мала, так как невелика поверхность соприкосновения припоя с соединяемыми частями. Если эту поверхность увеличить, паянное соединение будет более прочным. Оно показано на рис. 3. Как его выполнить? Как всегда при пайке, зачищаем соприкасающиеся поверхности и лудим (покрываем тонким слоем припоя). Полуженные поверхности сжимаем плоскогубцами и разогреваем паяльником, только без припоя. Раскаленный паяльный стержень, нагревая место соединения, расплавит имеющийся тонкий слой припоя. Соеднение, выполненное таким образом, будет очень прочное: чем тоньше слой луды, тем пайка крепче. Рис. 2. Соединяемые детали зажимаем в тисках, приставляем паяльник и прикасаемся палочкой припоя Рис. 3. Если соединяемые части расположим так, — поверхность соприкосновения с припоем увеличится и паянное соединение будет более прочным Рис. 4. Вот несколько других примеров прочных паянных соединений На рис. 4 показано несколько других примеров прочных паянных соединений. Не трудно заметить, что прочность достигается дополнительным применением кусков металлического листа или за счет изгиба соединяемых деталей так, чтобы поверхность пайки была максимально большой. После пайки, при которой в качестве флюса использовалась соляная кислота, следует тщательно промыть горячей водой место соединения. Все начинающие «сварщики» делают одну и ту же ошибку: недостаточно хорошо расплавляют припой. Помните, что лишь размягченный припой не только плохо прилипает к соединяемым поверхностям, но и остается на паяльнике. Поэтому никогда не следует при пайке торопиться: надо подождать пока паяльный стержень хорошо разогреется и только потом начинать работу. Все ли металлы соединяются мягкой пайкой? К сожалению, нет. Наряду с такими металлами, как медь, сталь, цинк, которые паяются легко, есть и такие, как, например, алюминий, которые вообще невозможно спаять мягким припоем. Бывают случаи, когда не удается спаять даже медные и цинковые детали. Чаще всего причина та- кова: слишком мал для нужных целей паяльник и чересчур большие спаевыемые детали. Тепла небольшого паяльного стержня недостаточно для нагрева большой массы соединяемых деталей до температуры плавления припоя, так как эти металлы, являясь хорошими проводниками тепла, отводят его по всей массе соединяемых деталей. Подобные трудности могут у вас появиться при пайке небольших деталей из меди. Медь — отличный проводник тепла — полученное тепло паяльника быстро распределит по всей детали. Нагрев соединительного шва до температуры плавления припоя может быть слишком трудным. Выход из такого положения %едиг~ ственный — надо пользоваться боль шим паяльником. При пайке будьте внимательны и осторожны. Работа с паяльником и соляной кислотой опасна, если не придерживаться основных правил по технике безопасности. Приготовляя флюс, наливайте медленно кислоту в воду, а не наоборот. Помните, что испарения кислот вредны для здоровья! Паяльник надо содержать в чистоте, чтобы не вызвать короткого замыкания в сети. Инженер Тадеуш Рихтер ВЕЛОСИПЕДНЫЙ ФОНАРИК Наше устройство стоп-сигнала состоит из трех основных частей: переднего фонарика и моторчика — источника тока. Из пластелина или глины делаем модель отражателя, как показано на рис. 1 и 4. Смазав её поверхность вазелином, накладываем алюминиевую фольгу (обертку шоколадной плитки). На фольгу наклеиваем несколько слоев бумаги и все тщательно просушиваем. Затем удаляем пластели-новую формочку и покрываем отражатель нитролаком. К кубику (7) привинчиваем держатель (8) из стального листа толщиной в 1 мм. Внутри отражателя помещаем патрон для лампочки (6), а в стенке отражателя устанавливаем сверху кнопочный выключатель. К отражателю подбираем крышку (3). Для этого можно использовать крышку от коробки из-под обувного крема, в которой вырезаем отверстие и вставляем в него оптическое стекло или кусочек плотной прозрачной бумаги. Отражатель укрепляем на кубике (7) и передний фонарик готов. Конструкция стоп-сигнала тоже простая. На деревянном бруске (рис. 2) укрепляем патрон с лампочкой. Корпус стоп-сигнала можно сделать из пластмассового цилиндра (например, пластмассовой бутылочки из-под лекарств). В крышке бутылочки вырезаем отверстие и затем заклеиваем его красной бумагой. Готовую конструкцию привинчиваем к заднему крылу велосипеда. Источником тока будет миниатюрный двигатель постоянного тока 4,5 в (такой микроэлектродвигатель можно купить в магазине). Двигатель надо укрепить на раме велосипеда так, чтобы колесико моторчика прикасалось к заднему колесу велосипеда. Крепление должно быть плотным (с резиновой прокладкой) в то же время подвижным, чтобы отодвигать двигатель днем, когда освещение не нужно. Помните, что в рабочем положении колесико микродвигателя должно прикасаться к покрышке велосипедного колеса. На рис. 3 схематически показаны соединения всех элементов нашей осветительной установки. Та же установка может служить для заряд аккумуляторов. Инженер И. Бек
|
☭ Борис Карлов 2001—3001 гг. ☭ |