|
|
РАСПОЗНАННЫЕ ФРАГМЕНТЫ ЖУРНАЛА
Гениальные мыслители, величайшие ученые, представители всех стран и всех эпох, прокладывали путь науке и прогрессу, сталкиваясь зачастую с невежеством и суеверием. Сегодня мы чтим их память, строим в их честь памятники, не забывая о том, как трудна была жизнь тех, кто в отчаянной борьбе с косностью отстаивал свои идеи. Почта Парагвая, южноамериканской республики, выпустила серию треугольных марок, посвященных памяти нескольких знаменитых ученых. На одной из них изображен портрет гениального польского астронома, эконо- миста, врача и юриста Николая Коперника (1473— 1543). Своим трудом «Об обращениях небесных сфер» он произвел переворот в господствующих взглядах о Вселенной. Утверждением, что Земля вращается вокруг Солнца, он опроверг мнение всех тогдашних ученых и восстановил против себя католическую церковь. За это его научный труд был помещен в список запрещенных книг. Великий итальянский философ Галилео Галилей (1564—1642) разделял мнение Николая Коперника, за что ему грозила смерть на костре. Портрет Галилея вы видите на второй марке. Третья марка из серии портретов ученых посвящена памяти Исаака Ньютона (1642—1727), великого английского математика, философа и физика. О законах Ньютона знают все, изучающие физику. На четвертой марке изображен портрет знаменитого физика Альберта Эйнштейна (1879—1955), создателя общей и частной теории относительности. Рядом с портретом этого крупнейшего в истории ученого-физика вы видите уравнение, отражающее эквивалентность массы и энергии. На марке, выпущенной в обращение в Германской Демократической Республике, изображены портреты Чарлза Дарвина (1809—1882), великого английского есте-ствознателя, автора труда «Происхождение видов», и Карла Линнея (1707—1778), шведского естествознателя, создателя современной классификации растений и животных и системы их наименования. Стефан Зентовский Нашу экскурсию за театральные кулисы, которую мы начали в июльском номере нашего журнала, давайте продолжим сегодня. А сейчас вернемся на сцену. Встанем посередине чтобы удобнее было всё видеть. Но что это? Пол под нами как бы ожил, мы начинаем медленно передвигаться. Не бойтесь. Мы стали на вращающуюся- сцену — часть сценического пола в виде круга, вращающегося вокруг своей оси. Обычно на отдельных участках такой сценической «карусели» перед началом спектакля устанавливают декорации к очередным действиям или актам пьесы. Во время представления достаточно только включить электродвигатель, который повернет круг вращающейся сцены на заданный угол, чтобы полностью сменить декорации для следующей сцены спектакля. При этом не нужно опускать занавес. На мгновение, на сцене полностью гасят свет или оставляют всего несколько горящих лампочек. Иногда даже и этого не делают. Зрители видят, как одна декорация сменяется другой при помощи вращающейся сцены. Это не единственная тайна сценического пола. В полу вращающейся сцены и на остальной её поверхности есть платформы, которые сделаны так, что их можно выдвигать над поверхностью пола или опускать вниз. Их обычно используют в тех случаях, когда по ходу представления актера нужно поднять над поверхностью пола или опустить вниз, как бы под землю. Декорации в театре меняют не только при помощи вращающейся сцены. Очень часто их устанавливают заранее на специальных площадках — планшетах, в боковых помещениях сцены, которые называются сценическими карманами. Площадки, снабженные колесами, вместе с декорациями в нужный момент выдвигают на сцену. А сейчас посмотрите вверх. Видите, какое множество всевозможных тросов, тросиков, канатов, балок, подъемников и висячих площадок? Все эти блоковые сценические устройства служат для того, чтобы поднимать, опускать, передвигать некоторые декорации, осветительные мостики, рабочие площадки и другие технические устройства сцены. Посмотрите также на боковую и заднюю части сцены. Сценическое пространство сзади и с боков ограничивает вертикально свисающая декорация, которая называется горизонтом. Какова роль этой декорации-горизонта? Горизонт позволяет создать иллюзию воздушного пространства, далекого горизонта земной или морской поверхности. Горизонт обычно делается из ткани, натянутой и прикрепленной к каркасу, имеющему полукруглую или куполообразную форму. Поверхность его составляет— в зависимости от размеров сцены — от нескольких сотен до тысяч с лишним квадратных метров. Чаще всего горизонт окрашивают в белый цвет, а нужные для театрального представления цветовые эффекты достигаются соответствующими цветами рефлекторов. Зная устройство сцены и сценических помещений, можно теперь поговорить о театральных звуковых и оптических эффектах. В некоторых пьесах, чаще всего сказках, по ходу действия должна вырасти как бы из-под земли Баба-яга или появиться какое-нибудь чудовище неожиданно и необыкновенно, чаще всего на фоне стены, как бы выходя из нее. Какими средствами достигается такой зрительный эффект? Вызвать привидение на сцене не так уж трудно. Декорация, представляющая, например, стену на том участке, где должно выйти приведение, делается из плотного материала — муслина. Если свет направить на муслин спереди, а сзади будет темно, то через такую декорацию ничего не увидишь. Если же её осветить сбоку рефлектором, расположенным сзади, она станет прозрачной и всё, что происходит за нею, увидять зрители. Если за такой декорацией стоит актер, а свет на него падает спереди, в зрительном зале актера не видно. Как только перед декорацией погаснет свет и загорится за нею, зрители увидят силуэт актера. Чтобы создать видимость появления привидения из ничего, свет включают постепенно, увеличивая или уменьшая его интенсивность. А как в театре выглядит дождь? Дождь на сцене обычно не имеет ничего общего с водой. Включают киноаппарат с пленкой, на которую заснят нормальный дождь. Бывает всё же и так, что по сценарию нужен настоящий, «мокрый» дождь. Тогда используют водяной занавес — противопожарную водяную установку, находящуюся всегда на сцене. Водяной занавес представляет собой сеть труб, в которые под давлением подводится вода и затем разбрызгивается специальным устройством. Главная же задача водяного занавеса — тушить в случае пожара на сцене огонь. сновении с которым возникает звук, очень похожий на шум дождя. Снег на сцене показывают обычно тоже при помощи киноаппарата. Применяют и другой метод: высыпают кусочки белой бумаги из нескольких контейнеров, расположенных в верхней части сцены. Шум и свист ветра воспроизводится с магнитофона через репродуктор или достигается трением полотна или шелка, натянутого на барабан, который вращается электродвигателем. Раскаты грома получают несколькими способами. Первый — воспроизведение с магнитофонной пленки, а второй — более примитивный, но тоже хороший, -— резкое приведение в движение свободно висящего стального листа, бросание стальных ядер в высокую деревянную стенку, использование различных музыкальных инструментов и т. п. Эффект молнии дают специальные лампы, бросающие мощные световые б лески. Видимость дождя и в первом и во втором случае сопровождается акустическими, или иначе, звуковыми эффектами. Шум дождя воспроизводится с магнитофонной ленты через репродуктор или при помощи так называемой дождевой машины. Это — грохот в форме барабана, наполненного мелкими камешками или горохом. Во время вращения камешки попадают на грохот, при соприко Тучи на сценическом горизонте проектирует специальный киноаппарат, который называется тучевым. Мглу и дым показывают следующим образом. На сцену подводится по специальным замаскированным трубопроводам пар. Подсвеченный специальным образом, он очень напоминает мглу и дым. Сценических эффектов очень много и трудно их все здесь перечи- слить. Вся эта «малая техника», так в театре принято её называть, очень помогает режиссеру в работе, а зрителю — в более полном восприятии событий на сцене. Современный театр, расположенный по ту сторону занавеса, — это огромная и сложная техническая машина, познать которую не легко, но очень интересно. Витольд Шолъгиня — Привет, друг! Мы тебя очень просим, внимательно охраняй наш сад, — Тадек преувеличенно низко поклонился и снял невидимую шляпу. В ответ раздался громкий смех всех присутствующих. — Тихо! — осмотрелась по сторонам Гося и вынула из кармана красную губную помаду. — Нарисую ему еще и рот, — заявила она. Дети окружили странную фигуру, стоящую среди фруктовых деревьев и напоминающую издали силуэт человека. Это «нечто» было одето в старый плащ, а на голове, сделанной из волейбольного мяча, лихо была надета набекрень фуражка; вместо глаз, в круглых дырках виднелись маленькие лампочки. На шее современного чучела висел микрофон! Положив последний штрих помады, Гося произнесла тоном, не терпящим возражений: — Назовем его Юзек. Ну, Юзек, до свидания! Смотри, веди себя хорошо! Группа друзей двинулась медленно по направлению к дому, проверяя по дороге электрический провод. Войдя в кухню, Антек торжественно заявил пани Кристине, что теперь она может не беспокоиться, воришка, решившийся полакомиться чужими яблоками, обязательно попадется им в руки. В это время совсем уже стемнело и ребята решили в последний раз проверить исправность микрофона. — А я думаю, что у нас ничего не получится, — пессимистически заявил Томек. — Ведь мы не знаем, когда «он» придет и когда надо будет кричать в микрофон. Антек подошел к микрофону и громко сказал: — Нельзя красть чужие яблоки! — Ой, мамочка! — неожиданно раздался в саду испуганный голос и что-то зашелестело среди деревьев. — Брать мешок и — вперед, — заволновались ребята. — А ты, Войтек, останься и все время говори что-нибудь в микрофон, — крикнул уже из коридора Тадек, и двоюродный брат, самый младший, нехотя подчинился. В саду немедленно раздался странный, не похожий на человеческий голос: — Стой! Ни с места, иначе произойдет несчастье! Близнецы подбежали к дереву, под которым, дрожа от страха и боясь сделать шаг, стоял застигнутый врасплох воришка. Ребята приблизились сзади и набросили на голову мальчишке мешок. Это было не трудно сделать, так как он не сопротивлялся, а все время только тихонько бормотал: — Ой, мамочка, что же теперь со мной будет! Томеку пришла в голову «гениальная», как он сам похвастался, мысль. Быстренько пошептался с Антеком и, не прошло и минуты, как Тадек и Антек вели ничего не видевшего «пленного» по саду, терпеливо и обстоятельно объясняя при этом, что направляются к страшному чародею, перед которым придется ему держать ответ за свои поступки. В это время Томек в кабинете отца в спешке приготавливал «чары» и придумывал для себя «чародейский» костюм. В саду раздался крик совы, условный сигнал, что все готово, и ребята ввели мальчишку в кабинет, сняли с головы мешок, а сами быстренько спрятались за шкаф. Привыкнув к свету, ослепившему его в первую минуту, пленник с удивлением осматривался по сторонам. Томек был одет в длинный японский халат мамы, а на голове сверкал «золотом» маскарадный остроконечный колпак. Разрисованное лицо припоминало не столько чародея, сколько индейца из повестей Фени-мора Купера. Однако самое большое впечатление производило освещение кабинета, который, как вы, ребята, помните, находился в подвальном помещении и не имел окон. На лабораторном столе в испарительнице горело немножко денатурата, а над испарительницей лежала сетка с пищевой солью, которая, разогреваясь, окрашивала пламя в оранжевый цвет. Голубой свет горящего спирта и оранжевый кухонной соли только усиливали впечатление нереальности всего происходящего. Томек-чародей торжественно сказал: — Какое же преступление ты совершил, почему мои слуги привели тебя сюда? Пленник еле слышно пробормотал: — Я... я ничего плохого не сделал! Чародей подозрительно посмотрел на него. — Сейчас проверим. Положи-ка ладони на этот вот лист бумаги, — приказал Томек. Две маленькие грязные ладони послушно легли на стол. Из-за шкафа послышался еле сдерживаемый смех. Это Тадек и Антек, догадавшись в чем дело, заранее предвкушали удовольствие. Дело в том, что на бумагу, лежавшую на столе, Томек предварительно нанес слова раствором азотнокислого натрия, то есть селитры, в воде. И действительно, через некоторое время можно было уже прочесть несколько кривые буквы: «ХОТЕЛ УКРАСТЬ ЯБЛОКИ». — Ой, мамочка, — повторил свое заклинание «подсудимый». — Я не крал! — Нет? — засмеялся иронически чародей. — Сейчас проверим еще раз! Томек взял со стола другой лист бумаги, и опять перепуганный воришка должен был притронуться к нему руками. После этого Томек подержал бумагу над пламенем горящего денатурата. Кривая надпись: «ХОТЕЛ УКРАСТЬ ЯБЛОКИ» появилась и на этот раз. Тадек, восхищенный, шепнул за шкафом Антеку: — Симпатические чернила! Вот здорово выдумал! — Ну как, будешь меня еще обма- „ нывать? — допрашивал в это время Томек. — Попробую еще отгадать твою судьбу, посмотрим, что из тебя вырастет? Томек налил в колбу теплую воду, насыпал немножко белого порошка и тщательно перемешал. Затем обвязал шпагатом кусок старой изогнутой металлической пластинки и опустил ее в колбу. А за шкафом между тем продолжался шепотом обмен впечатлениями: — Это ты еще не поймешь, слишком сложно для тебя. Идет реакция между кусочком цинка, Томек взял его из старой электрической батареи, и уксуснокислым свинцом. Подождав немного, наш чародей вынул металл из раствора и осветил его. Кусочек блестел и искрился, и выглядело все это очень красиво. Однако Томек был недоволен, осматривал металл со всех сторон и печально качал головой: — Так... так... Ничего утешительного не вижу, хотя... Мне кажется, для тебя еще может отыскаться выход из положения, из этого отвратительного положения. Придерживая рукой халат, чтобы он не волочился по полу, Томек вынул из шкафа толстый том химического словаря. Перелистав несколько страниц, он торжественно прочел не напечатанные там, как вы догадываетесь, слова: «Нам кажется, что такого мальчика можно еще спасти, для него не все еще потеряно. Для начала следует, — Томек значительно посмотрел на «гостя», — записаться в школьный химический кружок и принимать деятельное участие в его работе». За шкафом раздался громкий смех. В ответ Томек, не выдержав, сам засмеялся и сорвал с головы островерхний колпак. Незнакомый мальчик долго не мог понять, в чем дело, а затем и его смех присоединился к смеху остальных ребят. — Вы не думайте, — опустив голову, сказал мальчик. — Я не хотел % красть яблоки, я бы только одно попробовал поспели ли? Мой папа посадил деревья в этом году и в нашем саду ничего еще не выросло. А я вам принесу, если хотите в замен сливы и груши, хорошо? Мальчик так просяще смотрел на ребят, что они ему поверили. Настроение сразу же изменилось, посыпались со всех сторон шутки, вопросы. — Все, что ты мне показывал, это действительно только химические опыты? — недоверчиво спросил мальчик, которого, как оказалось, звали Казик. Томек внимательно посмотрел на него и сказал: — Да, все это были довольно простые химические опыты. А вот наш сторож — результат того, что мы серьезно относимся ко всему, чему нас учат в школе и умеем наши знания применять на практике. — А можно мне будет помогать вам? Я тоже очень люблю мастерить! — несмело спросил Казик. — Да и живу я недалеко. Казик не выдержал и задал еще один, долго мучавший его, вопрос; — Не могу понять, откуда вы знали, когда «Юзек» должен был закричать: «Нельзя красть!» Ведь в саду было совсем темно, и вы не могли меня видеть? Ребята переглянулись: затрудни- тельное положение, ведь нельзя же признаться, что все произошло случайно! — Видишь ли, как бы тебе это объяснить... — начал Томек. — Это устройство еще слишком сложно для тебя. Вот когда с нами поработаешь некоторое время, тогда мы объясним, в чем тут дело, — тоном, не допускающим возражений, сказал Тадек. — А теперь, позволим нашему пленнику вернуться домой, — вмешалась как всегда рассудительная Гося. Однако прежде, чем Казик отправился домой, счастливый и тем, что все выяснилось, и тем, что неожиданно приобрел новых очень интересных друзей, ребята отправились в сад и нарвали ему полную корзинку спелых сочных яблок. Александра Сенковская ПОДУМАЙ В СВОБОДНУЮ МИНУТУ Умирая, старик-араб оставил в наследство каждому из четырех сыновей по два звена золотой цепочки. Сыновья решили продать каждый свою часть, но никак не могли найти покупателя1 никто не хотел купить отдельные звенья золотой цепочки. Тогда братья обратились к ювелиру с просьбой сложить цепочку из четырех частей, имеющихся у них. Ювелир согласился, но потребо- еще один совет. Не забудьте каким-либо образом обозначить парные болты и резьбовые отверстия, чтобы их не перепутать. После того, как обзаведетесь хотя бы одним метчиком и одной резьбонарезной гребенкой, постарайтесь сделать несколько болтов с гайками, чтобы приобрести сноровку. Это очень облегчит дальнейшую работу с резьбонарезными инструментами. вал заплатить за работу тремя граммами золота, то есть по одному грамму за каждое звено, которое ему пришлось бы распилить, чтобы затем составить цепочку. Братья не согласились, утверждая, что за всю работу могут заплатить только двумя граммами золота, так как они не видят необходимости распилить три звена, чтобы составить цепочку. Кто был прав, братья или ювелир? Ответ ищи в этом же номере журнала. Описание автоматических устройств смотрите в Уголке юного конструктора Каждому из вас не раз приходилось видеть дорожные зебры — белые линии на мостовых. Такие линии бывают продольные и поперечные. Каждая из них имеет свое назначение. Продольными линиями обозначают полосы, в границах которых должны передвигаться автомобили и другие средства автодорожного транспорта. Многие из вас ездят на велосипедах и должны знать, что, обозначают продольные линии, так как на дорогах к велосипедистам предъявляются те же требования, что и к водителям автомобилей. Вы, наверное, также заметили, что белые дорожные линии бывают непрерывными или прерывистыми. Правилами уличного движения транспорту разрешается передвигаться только между этими непрерывными продольными линиями и не наезжать на них. Прерывистые же линии можно пересечь, переезжая, например, при обгоне на соседнюю полосу, разумеется, сигнализируя свое намерение световым сигналом или рукой. Непрерывные лини пересекать запрещается. Если автомобиль заедет на участок между линиями, то съехать на соседнюю полосу ему ни в коем случае нельзя. О дорожных знаках говорить можно много. Вероятно, в одном из номеров нашего журнала мы расскажем вам о других дорожных знаках и о правилах уличного движения. В этот раз мы остановимся подробнее на поперечных линиях, так называемых «зебрах». Поперечные линии бывают двоякого рода: в виде двух непрерывных линий, расположенных на некотором расстоянии друг от друга, или нескольких широких линий, параллельных одна другой и лежащих на небольшом расстоянии одна от другой. Назначение этих линий одинаково: они показывают места переходов для пешеходов. Только по этим линиям можно переходить на противоположную сторону улицы. К сожалению, мне не раз довелось видеть, как ребята, желая сократить дорогу, подвергали опасности свою жизнь. Почему так важно переходить только в местах, где обозначены переходы? Почему переходы не делают близко друг от друга? Если вы это всё узнаете и поймете, то я уверен, что будете сами всегда соблюдать правила уличного движения и научите тех, кто этого не делает. На наших дорогах с каждым годом появляется всё больше и больше автомобилей, скорость их также с каждым годом увеличивается. Как в таком случае обеспечить безопасность на улицах и перекрестках. Можно ли всю ответственность за безопасность свалить только на водителей автомобилей? А, может быть, и мы, пешеходы, отвечаем за порядок на мостовых? Сами знаете, что мгновенно остановить движущийся автомобиль нельзя, даже если он снабжен самыми лучшими в мире тормозами. Для этого нужно некоторое расстояние, которое называется в технике тормозным путем. Длина тормозного пути увеличивается одновременно с увеличением скорости, причем, если скорость возрастет в два раза, то длина тормозного пути увеличится в четыре раза; при трехкратном увеличении скорости длина торможения увеличивается в 9 раз, при четырехкратном — в 16 раз и т. д. Чтобы успеть затормозить перед пешеходом, внезапно выбежавшим на мостовую, водители автомобилей должны были бы ездить очень медленно. А это не предусматривается правилами уличного движения. Растущее количество автомобилей на дорогах заставляет увеличивать скорость движения, особенно в городах. В Польше, например, за последнее время обязательная скорость автомобилей была увеличена в городе с 40 до 50 км/час. В других странах она еще больше, а в некоторых скорости вообще не ограничивают. В таких условиях конечно нет и речи о мгновенной остановке транспорта. Чтобы обеспечить непрерывное движение транспорта и одновременно безопасность пешеходов на определенных участках дороги наносят белые линии. В этих местах водители обязаны уменьшить скорость, соблюдать особую осторожность и пропускать переходящих через улицу пешеходов. На «зебрах» водители должны быть очень внимательными, но это совсем не значит, что пешеходы могут свободно ходить, не обращая внимание на транспорт. Прежде чем перейти дорогу, пешеход должен остановиться, посмотреть сначала налево, потом направо, и только убедившись в безопасности, он может переходить улицу. Очень важно перед тем как начать переходить улицу остановиться. И не только для того, чтобы самому осмотреться, но и чтобы водитель приближающегося автомобиля успел заметить собирающегося переходить пешехода. Все мы= и пешеходы, и водители — в одинаковой степени ответственны за безопасность на дорогах. И давайте уже с сегодняшнего дня будем помнить, что белые линии на мостовых нанесены не случайно. Их роль и значение в нормальной жизни города велико. Инженер 3. Пежинский В южной части Варшавы на территории большого промышленного района столицы — Служевец — воздвигается крупнейший в Польше и один из крупнейших в Европе радиотелевизионный центр. Это будет настоящий гигант объемом всех помещений в 364 ООО кубических метров, где разместится несколько тысяч сотрудников радио и телевидения. Первым готовым помещением будут склады, которых в Варшавском телевидении почти нет. А ведь одних только театральных костюмов собралось уже более 8 тысяч, а есть еще декорации, мебель, реквизиты. Всё это до сих пор громоздили в тесных помещениях, разбросанных по всему городу. Не менее важным для телевидения объектом, который будет сдан во вторую очередь, являются мастерские. Уже начались работы по воздвижению пяти телевизионных студий, две из которых будут сданы в будущем тоду. Самая большая студия займет 660 квадратных метров поверхности и более 8 ООО метров объема. Рядом со студией запроектирован зрительный зал для принимающих, участие в передаче (для участников, например, телевизионных турниров, викторин и т. п.). В остальных студиях, немного меньших по объему, будут проходить театральные, музыкальные, эстрадные представления. Проектируется отдельный лекционный зал. Студии будут оснащены полностью автоматизированной системой освещения. С одного пульта будет осуществляться управление всеми прожекторами-юпитерами. Все работы по подготовке и передаче программ тоже будут автоматизированы. Вся современная телевизионная аппаратура будет разработана и построена в Польской Народной Республике. Все, кто хоть раз побывал на плане в телестудии, знают, как там жарко. Это не только волнение перед камерой. Температуру здесь поднимают юпитеры, устройства для соответствующего освещения. В новых студиях никто не будет мучиться от жары. Температура и влажность воздуха, конечно, предварительно очищенного, будут произвольно регулироваться. Телевизионная студия — это сложное техническое сооружение. Вот к примеру, как выглядит оснащение одной из новых студий: 700 осветительных точек, 6 телевизионных камер, 15 микрофонов, всевозможные подъемные устройства: лифты, краны и т. п.; при каждой студии будут три отдельных помещения: режиссерская комната, комната для техников освещения, комната для техников фонии и визии, то есть звука и изображения. В новом Варшавском центре будут отведены специальные удобные помещения для актеров, репетиционный зал, зал для репетиций балета, гимнастический зал, гардеробы, комнаты для граммзаписи и показа кинофильмов и ряд других нужных в каждодневной работе телевидения приспособлений и помещений. Мы говорили всё время о телевизионной части. А что будет сделано для радиовещательной? В ней будет 15 студий, причем самая большая — объемом в 10 ООО кубических метров с огромными концертными органами. В музыкальной студии кубатурой в 4 ООО кубических метров будет установлено интересное устройство, которое называют амбио-фоническим. С его помощью можно будет изменять акустику зала в зависимости от характера музыкальной передачи (сольное пение, выступление хора, оркестра, сольных инструментов и т. п.). Для радиопередач будут использованы четыре радиовещательных устройства. Одно из них предназначено для особенно важных торжеств, например, трансляции первомайского парада. В девятнадцатиэтажном здании расположится администрация и дирекция радио и телевидения. Строительство всего объекта закончится в 1970 году. Проект Радиотелевизионного центра был разработан в Проектном бюро радио и телевидения сотнями известных польских архитекторов и замечательными инженерами. Планировка и внешний вид центра, методы строительства, устройства кондиционирования воздуха, освещения и звука — всё это продумано в бюро по последнему слову техники. Здесь же разрабатывается проект радиотелевизионной станции в Кракове и Катовицах. Мы, варшавяне, с нетерпением ждем того дня, когда впервые услышим слова: «Говорит Варшава!» из новой радиотелевизионной станции в Варшаве. МОНОРЕЛЬСОВАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА Чтобы самому сделать модель монорельсовой железной дороги, вам понадобятся следующие материалы: дощечка размерами 10X70X150 мм, пять небольших колес с резиновыми покрышками (диаметр колес 40 мм), микроэлектродвигатель, питающийся от батарейки 4,5 в, лист картона, клей (лучше всего быстросохнущий). Из листа картона делаем корпус моторного вагона (смотри рис. 3 и 4). К его боковым стенкам прикрепите по две бусинки (10). Они, прикасаясь к бокам рельса, препятствуют соскальзыванию с него вагона. К дощечке (4) прикрепляем проволоку диаметром около 1 мм и на её конце устанавливаем щетки (9), пред 33 дощечке (4) делаем прорезь размерами 50X10 мм и укрепляем в ней колесико (6) — ведущее колес® поезда. Остальные четыре колеса укрепляем так, как это показано на рисунке 2. Они будут выполнять роль бегунов. К середине дощечки прикрепляем шурупами электродвигатель (7), который своим колесом (8), укрепленным на оси, должен прижиматься к покрышке ведущего колеса (6). ставляюхцие собой пучки тонких медных проволочек. Они будут скользить по поверхности металлических лент (3), выполненных из алюминиевой фольги и наклеенных на боковые стенки рельса. Рельс склеиваем из картона в виде круга или эллипса. Изменяя полярность и присоединяя батареи к алюминиевым лентам (3), можно изменить направление движения нашего железнодорожного состава. Автоматическое устройство для монорельсовой железной дороги Модель монорельсового железнодорожного состава движется без остановки по круговому или эллиптическому полотну. Это мы сделали в нашем «Уголке юного конструктора». Сейчас давайте оборудуем монорельсовую дорогу автоматическими устройствами, оптической и звуковой сигнализациями. Начнем с автоматического устройства для остановки и пуска поезда. Для сборки такого устройства необходимы следующие элементы: деревянное основание «с» (подставка) размерами 70X10 мм; жестяной кронштейн «Ь», выполненный из металлической ленты длиной около 200 мм; круг диаметром 90 мм из фанеры толщиной 5 мм; две щетки «е», сделанные из медной проволоки диаметром 1,5 мм (длина одной щетки 15 мм, а второй — 30 мм); электродвигатель (моторчик) «й»; соединительные провода. К основанию «с» прикрепляем, как это показано на рисунке 1 кронштейн «Ъ» в виде дуги. К кронштейну прикрепляем круг «а» на оси, роль которой выполняет болт с гайкой. В круге и в кронштейне просверливаем сначала отверстия для крепления оси. По окружности круга приклеиваем 20-миллиметровую полоску алюминиевой фольги. Мотор- чик «сЬ крепим к основанию так, чтобы находящийся на его оси резиновый колпачок был прижат к колесу «а» (смотри рис. 1). Это устройство прикрепляем затем к полоскам фольги на боках рельса. Для этого вырезаем 20-миллиметровый кусочек фольги, приклеенной к рельсе, и на это место вклеиваем две узкие полоски фольги Ф (так, как это показано на рис. 1). Эти полоски не должны соприкасаться. Ленты «/г», расположенные по бокам рельса, надо соединить проводом « ». Задача этого устройства — останавливать на определенное время поезд (например, на железнодорожном переезде). После остановки поезд автоматически тронется с места и поедет в заданном направлении. Принцип действия нашего устройства следующий: в момент, когда поезд доедет до места переезда, где из сплошной ленты вырезан кусок, он остановится. Щетки вагона соединят отрезки фольги «д», замыкая цепь электродвигателя «f», питающегося от батарейки «к». Двигатель начнет вращаться, приводя в движение круг «а» до тех пор, пока отрезок Ф не соединит щетки «е» на основании «с». В тот же момент будет подано напряжение от батарейки «к» к отрезкам фольги «7». Поезд тронется. Напряжение по-прежнему будет подаваться к электродвигателю, вращающему круг «а». Автоматическая оптическая и звуковая сигнализация Это устройство значительно проще предыдущего. Его электрическая схема (смотри рис. 2) подсоединена и к батарее, и к звонку (или сигнальной лампочке). Концы схемы при- соединяем к ленте из фольги на одной из боковых сторон рельса. Из ленты «к» вырезаем отрезок длиной в 20 миллиметров, а на место вырезанного кусочка вставляем 15-милли- метровый отрезок фольги, предварительно присоединив к нему один конец провода. Второй конец провода прикрепляем к ленте «Ь». Автоматическое устройство для скоростной монорельсовой железной дороги устанавливаем вместе с семафором в произвольном месте рельсы. Поезд, проезжая в этом месте, включит цепь звонка или лампочки, находящихся на семафоре, которые дадут сигнал о приближении состава.
|
☭ Борис Карлов 2001—3001 гг. ☭ |