На главнуюТексты книг БКАудиокниги БКПолит-инфоСоветские учебникиЗа страницами учебникаФото-ПитерНастрои СытинаРадиоспектаклиКнижная иллюстрация





Библиотечка «За страницами учебника»
Горизонты техники для детей №06 1969 г.

Горизонты техники
для детей

*** №06 1969 г. ***


Цвет



Ч/б



 

PEKЛAMA

Заказать почтой 500 советских радиоспектаклей на 9-ти DVD.
Подробности >>>>


      Как-то мой знакомый школьник Ромек спросил: «Дядя Стефан, скажи, есть ли «а свете чудеса?»
      Я немного задумался, а потом серьезно сказал: «Есть!» И вставил штепсельную вилку, телевизора в розетку.
      «Посмотри, Ромек. То, что ты сейчас видишь, видят одновременно миллионы людей. Разве это не чудеса? — спросил теперь уже я.
      «Я тебя серьезно спрашиваю, а ты шутишь, — обиделся Рсмек. — Это не чудеса, а обычный прием радиоволн, несущих изображение».
      Точно я уже не помню, что Ромек еще говорил, но смысл слов был такой. Вот это да! Я уже немолодой человек, а до сих пор восхищаюсь этим чудесным изобретением, а мои юные друзья считают это обычным делом. Й не случайно сейчас, когда я собрался написать все о телевидении, я решил посвятить этому всего лишь одик-де» рассказа: раз дело простое, значит и писать о нем нечего. Однако оказалось, что не тут-то было: телевизор — устройство очень сложное, а рассказ о нем будет все-же долгим. Даже я немного опасаюсь, что когда наша встреча н4 страницах журнала подойдет к концу, вы успеете забыть все, что было в начале разговора. Поэтому напомню коротко вам о том, что говорилось в предыдущем номере.
      Итак, мы е вами выяснили., что передача телевизионного изображения начинается с его анализа, то есть разложения на мелкие кусочки, как это делается, например, с фотографией, печатаемой в газете. Заметьте, фото в газете состоят из точек различной степени почернения.
      В телевизионной анализирующей лампе-кинескопе каждое такое пятно — это электрический ток большей или меньшей силы в зависимости от того, более или менее оно яркое. Электрические сигналы превращаются затем в другие сигналы, которые можно передавать погч редотвом электромагнитных волн,
      Такие волны принимаются антенной на крыше дома или в комнате и подводятся ею к приемнику, который представляет собой очень сложное устройство, состоящее из множества частей. Основная часть — электронно-лучевая трубка с передней стенкой в! виде экрана. Экран покрыт веществом, которое начинает светиться в результате падения на него электронов, выбрасываемых из- катода, который ©месте с другими электродами расположен в горловине кинескопа. Если пучком электронов) не управлять, он будет падать точно в середину экрана, высвечивая там яркое пятно. Нам же этого недостаточно. Нам нужно, чтобы светюЫой «карандаш» чертил узоры по всему экрану. Что делать?
      Рассмотрим этот вопрос подробнее.
      В 1859 году немецкий физик Пликкер открыл явление, заключающееся в таинственном излучении металлического электрода, помещенного в трубку, из которой выкачан воздух. Новые лучи были названы катодными или электронными лучами. Они представляют собой струю электронов.
      Все это стало известно гораздо позже, благодаря работам англичанина Томсона, который за свои открытия был удостоен © 1906 году Нобелевской премии.
      Особенность катодных лучей заключалась в том, что они отклонялись и изменяли траекторию своего полета в поле магнита. Наш телевизионный «карандаш» состоит именно из таких лучей электронов, то есть и сам есть электронный луч. Значит, чтобы «карандаш» рисовал по экрану, надо его пропустить между концами магнита.
      Задача, кажется, простая. Hat ведь надо отклонить электронный луч, причем не в произвольную сторону, а так, чтобы луч бегал по (всему экрану, прочерчивая строчки одну за другой.
      Давайте займемся не всеми линиями сразу, а только одной, скажем, той, которая пробегает через середину экрана от одного конца к другому. Нам надо, чтобы световое пятно, то есть место, в котором; пучок электронов ударяет в экран, покрытый люминесцентным веществом (люминофором), начало свой путь с одной стороны экрана и равномерно переместилось в другую сторону. Движение этого пучка в действительности очень быстрое. Если бы вы хотели это сделать вручную, держа в руке подковообразный магнит, между наконечниками которого пробегают электроны, «ряд ли бы это удалось» А что, если вместо постоянного магнита установить электромагнит? Пучок электронов будет отклоняться тем больше, чем сильнее магнитное поле, то есть чем сильнее ток в обмотке электромагнита. Когда ток течет в обратную сторону, электронный пучок отклоняется тоже в обратную сторону, возвращается в! исходную точку.
      Не все, наверное, себе «представляют, как это происходит. Давайте для облегчения продумаем такую игру: подставьте стакан под кран, из которого тонкой струйкой течет вода. Стакан медленно наполнится, быстро выльем воду и опять подставим стакан. Точно так же течет ток электромагнита, отклоняющего луч электронов. Сначала он растет медленно, а постепенно увеличивающееся магнитное поле перемещает струю электронов от одной стенки экрана к другой. Правда, нарисовать одну линию — это еще мало. Надо вернуть струю электронов в исходное место и снова прочертить линию. Время возвращения очень короткое по сравнению с временем их отклонения. Поэтому ток должен быстро уменьшиться. Это можно сравнить с выливанием воды из стакана и новым наполнением. Итак, мы уже знаем, как чертится линия на экране во время работы телевизора. Все это, конечно, осуществляется не размашистой рукой, а специальным устройством, состоящим из электронной лампы и «умных» маленьких деталей. Устройство называется системой развертки строк.
      Экран телевизора сплошь покрыт такими, как мы только что рассмотрели, линиями. Нам же надо, чтобы струя электронов (электронный пучок), нарисовав одну линию, например, самую верхнюю, начал чертить следующую, ниже, под ней, а потом еще ниже, все двадцать пять линий, из которых состоит картинка на экране. Потом электронный «карандаш» должен мгновенно перейти в верхний левый угол экрана и его полностью заполнить линиями. Как это делается? Точно так же, как с проведением луча поперек экрана: надо поставить еще один электромагнит и пропускать через него ток, отклоняющий электронный пучок сверху, вниз.
      Интересно, сколько времени дается электронному «карандашу» для нанесения одной линии? Давайте подсчитаем. Чтобы обмануть глаз и создать впечатление плавного движения нужно в одну секунду сменить двадцать пять раз изображение. Значит, для нанесения линий электронному «карандашу» дается 1/25 секунды.
      В это время он чертит шестьсот двадцать пять линий. Нетрудно подсчитать, что одну линию он чертит за время в 625 раз меньшее, то есть за 1/15625 секунды.
      Итак, в телевизоре есть электронная пушка с системой элекродов, дающих узкий пучок электронов —Vv. электронный «карандаш». Есть cv етемы, отклоняющие пучок ш горизонтали и по вертикали экрана. Если в нужном месте струя электронов будет уменьшена, а в другом усилена, получим изображение, состоящее из более темных и ярких мест. Такие темные и светлые участки появляются там, где прикажут электрические сишалы, поступающие от антенны. Они приходят слабыми и не могут сразу выполнять роль милиционера, задерживающего или пропускающего электроны. Поэтому сначала они усиливаются в усилителе. Казалось бы, что этого достаточно, чтобы смотреть телевизионную передачу. аточно. Но оказывается, что нет. Не дост.
      Вы не понимаете, что здесь написано? Вам кажется, что в журнале опечатка? Нет. Если перенести шее. первых букв с точкой с качала строки на ее конец, получится вполне логичное и связанное с предыдущим текстом предложение. Не достаточно.
      Заметьте, мы не добавили и не пропустили в этой строке ни единой букрЫ. Только начали читать с того места, с которого нужно, поправляя опечатку, из-за которой простая мысль стала бессмысленным набором звуков. Точно то же может произойти с изображением на экране. Е1сли электронный «карандаш» начнет чертить линии как попало, то яркие и темные места на этих линиях не уложатся правильно и не составят соответствующую картинку. Телевизору нужен сигнал, который бы ставил «карандаш» всегда в одну и ту же начальную, исходную, точку.
      Телевизор получает такой сигнал вместе со всеми другими сигналами от передатчика. В приемнике его нужно «процедить» и направить ® надлежащее место. Такие сигналы называем импульсами синхронизации.
      Кроме сигнала, заставляющего рисовать линии всегда от одной и той же точки, есть еще сигнал, дающий приказ карандашу начинать работу с верхней линии. Устройство, которое как бы процеживает импульсы синхронизации, называется схемой «синхронизации».
      В телевизоре есть еще две очень важные части. Одна выделяет из телевизионного сигнала звуковое сопровождение — — это своего рода радиоприемник. Вторая питает током от сети все устройство.
      Вот и весь телевизор — как на ладони.
      Не заколдованное зеркало, не чудесный сундук, а ящик с множеством проволочек и лампочек, приносящий в до-м столько уда(в(ол ьствия. Разве это не чудо?
      Стефан Вайнфельд
     
     
      Мореплавателю нужны часы
      Мастер Анри Гейнлейн, известный по всей округе слесарь и часовщик, вот уже более часа разговаривал со своим Другом Марцином Бемом, путешественником и географом, который после многолетних странствий вернулся в свой родной город. Собственно говоря, Анри слушал, все это время, держа в руке незаконченное зубчатое колесо.
      — Да, ты-то уж насмотришься всяких чудес на свете! — вздохнул, наконец, мастер. — Португалия! Испания! Генуя! А тут человек сидит все время в этом Нюрнберге да и песочные часы фабрикует,.. Скажи мне, Марцин, — вдруг оживился Анри, — это правда, что, когда плывешь на юг, вдоль беретов Африки, море становится все более горячее, а совсем на юге жЬда в море кипит?
      — Глупости это, темные люди такие сказки рассказывают. Мне не раз приходилось проплывать по экватору, вода там такая же, кдк всюду. Измерение вел... Да, для измерений по звездам нужны точные часы. Кстати, нет ли у тебя, дружище, хороших точных часов?
      — А что, у вас нет на корабле сюл- нечных часов? — удивился часовщик. — Ведь они самые верные: по тени от солнца гУремя (показывают.
      — Верные днем, а ночью? Мы ведь звезды ночью наблюдаем
      — Ночью песочные могут пригодиться, — посоветовал Гейнлейн. — Пересыпят песок из одного стеклянного конуса в другой — вот час и прошел. Или водяные часы можно взять. Воды-то вокруг вас всегда много.
      — Дело не в этом, Анри, Эти часы, отмеряют время, а не показывают, который час. Нам нужны часы, пока зьшаюхцие точное время.
      — Значит, вам нужны механические часы, какие на башнях и церквах бывают! — обрадовался масте* часовых дел, а в глазах его что-т лукаво заблестело. — Хитрое это устройство, часто приходилось тебе с ним встречаться. Самое же интересное видел не каждый. Послушай, его внутренности умно устроены. На деревянный вал на самой верхушке башни наматывается длинная и крепкая веревка с камнем на конце. Камень этот оттягивает йеревку вниз так, чтобы она могла быстро вся размотаться. Но не тут-то было. Есть там еще устройство, регулирующее...
      — Такое устройство, что забирает аеревку и на момент задерживает ее, чтобы веревка опускалась с грузиком равномерно, — прервал его Бем.
      Знаю я... видел.
      — Да, верно. Веревка намотана на вал. Разматываясь, она поворачивает вал, а тот, в свою очередь, приводит в движение зубчатое колесо, вот такое, как у меня в; руке. Зубчатое колесо толкает стрелку, которая и показывает, который час. Вот это насы!
      — Не думаешь ли ты, Анри, что я на корабле еще и башню построю. Может быть еще и в несколько этажей, чтобы веревку удобнее было спускать!? — холодно спросил путешественник.
      — Нет-нет! Опрашиваешь меня о гасах, вот и знакомлю тебя с их секретами.
      — И поэтому рассказываешь о всех часах, какие когда-либо придумал человек?
      — Не о всех. А если хочешь, расскажу о всех, — обрадовался часовщик, ие понимая упрека друга, и продолжал. — Самые последние часы — столовые. Они устроены так же, как и башенные, только меньше размерами и веревка покороче. Ставят их на стол, а переносить такие часы нельзя. В столе делают отверстие, в которое входит веревка с грузиком.
      Все это не то, — перебил его
      Марцин. — Часы с грузиками-гирьками для судна не годятся. Сам понимаешь, судно редко когда идет покойно. Если вы, часовые мастера, элько такие часы умеете делать, то...
      А кто тебе сказал, что только
      такие? —— с хитрецои спросил Анри. — Мы умеем делать и пружинные часы.
      Пружинные? — недоумевал мореплаватель. — Да и они, наверное,
      не для меня.
      — В таких часах вместо противовеса с гирькой на конце есть плотно закрученная стальная пружина, — объяснял Анри, — От пружины идет цепочка, намотанная на конусообразный червяк. Благодаря этому пружина, сидит плотно. Раскручиваясь же»
      она тянет за собой цепочку и поворачивает конусообразный червяк, а тот приводит в движение колесики и, наконец, стрелку.
      — А почему червяк конусообразной формы?
      Пружина раскручивается неравномерно: сначала быстро, а потом слабее. Часы тоже так бы шли: сначала быстро, значит спешили, а потом медленно, отставали. Конусообразный червяк регулирует ход, при быстром раскручивании пружина стягивает цепочку с узкой части конуса, и, наоборот, стягивает цепочку в широкой части конуса, когда пружина раскручивается медленнее. Впрочем, и У пружинных часов должно быть ре-гулир у ющее устройство, как гири
      — Видел я и такие устройства в Генуи, — заметил путешественник. Это стержень или пруток ня веревке, которая все время крутится.
      — Такой пруток называется шпиндель, — объяснил часовщик.
      — Пусть будет шпиндель. Has нем,, BiBepxy, укреплен второй пруток с грузиками по обеим сторонам...
      — Билянец*), — сказал часовщик,
      * Так называлось устройство, которое употреблялось вместо баланса или маятника в первых часах.
      — Пусть будет билянец. Благодаря ему и грузикам регулирующее устройство приводится во вращательнюе движение. На шпинделе «низу укреплены две отогнутые в разные стороны лопатки, одна над другой. К лопаткам подаодит зубчатое колесо, которое зацепляет верхнюю лопатку и задерживается «а момент, а как только шпиндель повернется влево, зацепляет нижнюю лопатку и опять задерживается на момент. Потом все повторяется снова. Зубчатое колесо называется анкерным и именно оно регулирует движение падающей веревки с грузиком, или раскручивающейся пружины.
      — Но ведь все это устройство хорошо для совершенно спокойного места, а не для судна, — огорченно» заметил Марцин. — На судне такие часы и часу не проходят. Мне нужны
      часы небольшие, но и надежные, чтобы шли хорошо в любом положении,
      — Таких часов, к сожалению, еще нет на свете! — рассмеялся Анри. —-Он посмотрел в сторону двери, ведущей в подсобное помещение.
      — Петрек, ты долго еще будешь сеять песок для часов? Поди-ка сюда! — позвал он,
      В дверях появился десятилетний, покрасневший от усердия, сын часовщика.
      — Все готово, я не хотел вам мешать, — объяснил Петрек. — Папа, а нельзя было бы сделать часы, которые можно носить в лортмонетке?
      — Подумай, подумай, может быть что и придумаешь, — ответил отец и погладил сына по голове. — Для меня достаточно работы и с пружинный ми часами до самого конца моей жизни.
      (продолжение читай в следующем номере журнала)
      Ганна Кораб
     
      ЦВЕТНЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ ОРГАНОВ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ТЕЛА
      С помощью аппарата, сконструированного в Соединенных Штатах Америки, врачи могут наблюдать на телевизионном экране цветные изображения различных органов человеческого тела.
      В приборе используются звуковые колебания очень высокой частоты, так называемые ультразвуки. Их Человек не слышит. На телевизионном же экране появляются похожие на рентгеновские, цветные картинки произвольного ортана исследуемого пациента.
      Новый аппарат чрезвычайно чувствителен к изменениям живой клетки, вызванным болезнью, и реагирует на них изменением цвета больного участка.
      Устройство будет использоваться в промышленности для обнаружения пороков конструкций или неправильный шов будет виден на экране в резко меняющихся цветах, шов, выполненный правильно, — одного цвета.
     
      НОВОЕ ДЛЯ СОХРАНЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ НА ДОРОГАХ
      Безопасность на дорогах существенно повысят ломкие дорожные полбы. В отличие от обычного столба, жесткого и глубоко закопанного в землю, новый столб имеет основание в виде ножниц. Такие столбы — осветительные и рекламные — будут устанавливать на обочинах дороги. И если невнимательный шофер налетит на такой столб, то катастрофы не будет: столб упадет над машиной и не пробьет, как обычно бывает, переднее, ветровое стекло автомобиля.
      Дорожные катастрофы станут менее опасны для людей и, для автомобилей.
     
      В НАШЕМ ДОМЕ
      КЛЕЙ И ЕГО ПРИМЕНЕНИЕ
      Каждый из вас знает, что клей служит для соединения, или, как принято говорить, для склеивания предметов, сделанных из одного и того же или различных материалов. Одновременно с появлением новых материалов сразу же разрабатываются клеи; которыми их можно склеивать. Совсем недавно в наших польских магазинах появились металлцемент, кристаллцемент да и многие другие синтетические виды клее(в.
      В »Уголке химика» мы познакомимся с несколькими чаще всего применяемыми клеями или химическими веществами, которыми можно склеивать бумагу, изделия из древесины, фарфора, кожи, магнитофонную и киноленту. Запомните сразу же основное правило: прежде чем приступить к непосредственному склеиванию надо тщательно зачистить поверхности, которые надо будет окле-
      ивать, а чтобы после покрытия клеем они лучше склеились, не забудьте прижать их каким-нибудь! твердым и тяжелым предметом.
      Итак, какие бывают клеи?
      Столярный водоупорный клей
      Возьмите 10 г столярного клея.
      Кусочки клея положите в выпарива-тельную фарфоровую чашечку и залейте небольшим количеством воды — только столько, чтобы она прикрыла содержимое чашечки. Несколько часов подогревайте клей в водяной бане (что такое водяная ба--ня, мы писали в одном из предыдущих номеров нашего журнала). Для получения столярного йодоупорного клея, добавьте к полученной смеси 1 грамм бихромата калия (К2СГ2О7) и содержимое чашечки вскипятите на открытом огне. Как только клей остынет, им можно склеивать любые деревянные предметы.
      Казеиновый клей
      Прежде всего давайте выясним, что такое казеин? Казеин — это обезжиренный творог. Обезжиренное молоко оставляем в стаканчике, чтобы оно прокисло. Затем примерно в течение 15 минут подогреваем его д температуре до 60° С, чтобы лучше отделилась сыворотка от творога. Как тол ько ,все это остынет, процедим сыворотку через густое сито или марлечг ку. То, что Останется на! сите, высушиваем, промываем бензином (внимание, с бензином будьте осторожны — он легко воспламеняется) и вновь сушим. Таким образом приготовленный творог и есть казеин# Казеин можно приготовить из тощего творога, купленного в магазине Его надо только очень хорошо промыть водой, высушить, потом промыть бензином, чтобы удалить остатки; жира, и хорошо высушить.
      Чтобы приготовить ка зеиновый клей, надо взять 10 граммов» казеина (его мы уже приготовили) и в, выпарирвательной чаше смешать его с 30 мл воды, добавить 80 мл концентрированного аммиака и 30 мл 35-процентного раствора гидрата окиси калия. Добавляя каждый из компонент тов, не забудьте тщательно помешать содержимое чаши. Получится в ней густая масса. Для склеивания ее» надо развести до соответствующей консистенции.
      Казеиновый клей находит широкое применение: им можно склеивать фарфор, древесину, бумагу и многие другие предметы.
      Клей из картофельной и ржаной муки
      В выоаривательную чашу насыпьте ложку картофельной муки и налейте немного холодной воды» размешайте муку. В пробирке емкостью 250 мл вскипятите воду и кипятком залейте содержимое чаши, постоянно помешивая, чтобы получилась густая и прозрачная масса. Если масса не получится прозрачная, легко подогрейте чашу на огне, конечно, все время помешивая.
      Точно так же можно приготовить клей из ржаной муки. Склеивать такими клями можно! бумагу и ткани. Правда, они не стойки к действию воды.
      Клей для склеивания стекла
      10 граммов гашеной извести, 10 мл йоды, 30 граммов белка куриного яйца и 50 граммов гипса — все это размешайте в вьцпаривателе. Клей готов. Склеивать им можно рее стеклянные предметы.
      Клей для киноленты
      Киноленту почистить и промыть 2-процентным раствором гидрата окиси калия или гидрата окиси натрия, а затем высушить. Ленту сушить подальше от огня — она сделана из легковоспламеняющегося материала. Ленту разрезать на маленькие кусочки так, чтобы они поместились в выиариВатель, а залить небольшим количеством ацетона или уксусной кислоты, Содержимое тщательно перемешать до полного растворения. Полученным клеем можно склеивать изделия из целлулоида и пластмасс.
      Помните, ребята, что клей для киноленты нужно приготавливать вдали от огня, так как это материалы
      егковосп ламеняющиеся.
      Склеивание магнитофонной ленты
      Магнитофонную ленту склеивать
      очень легко. Надо взять немного ацетона, смочить им поверхности дв(ух кусочков, которые надо склеивать, и плотно прижать один к другому. Чтобы шов быстрее высох, пси дожите склеенные кусочки на сквозняке.
      В этом случае тоже надо помнить, что работать надо вдали от ошя.
      Все химические материалы, которые вам понадобятся для приготовления клеев, можно купить в магазинах с красками или химическ ими товарами.
     
      Основная линия
      Задумывались ли вы когда-нибудь, сколько ш(ещей делают в одной стране за день? Конечно, много. Наверно, миллиарды? Или больше?
      Возьмем несколько самых разных примеров.
      Свыше ста миллионов зубчатых колес ;в день выпускает советская промышленность. Даже если толщина каждой шестеренки не больше 10 миллиметро®, то и тогда, сложенные одна на другую, они поднялись бы выше Эвереста — самой высокой на земле горы.
      А1втомат, изготовляющий болты, за минуту выбрасывает их сто штук.
      Автомат, делающий бутылки, дает их свыше шести тысяч в час.
      На московской фабрике «Красный Октябрь» каждую минуту бывают готовы три с половиной тысячи, конфет.
      На мясокомбинате за сдан час успевают сделать сто двадцать пять тысяч котлет.
      На молочных комбинатах за один, день разливают полмиллиоиа литров молока, наполняя за смену сорок восемь тысяч бутылок.
      За день на одном заводе-автомате выпекают тридцать тысяч батонов. А ведь только Москва обслуживает около десятка пекарен-автоматов. И пекут они не одни только батоны!
      Ежедневно фабрики ШьЮт миллионы комплектов одежды...
      Конечно, невозможно было бы вю-, образить, чтобы десятки, сотни тысяч, миллионы разных нужных и полезных вещей делали люди вручную. Конечно, их делают машины, и не просто машины, а автоматы.
      А сколько кроме автоматов, производящих материалы, осязаемые вещи, работает других различных устройств для контроля за работающими машинами, средств управления процессом и производством!
      Внедрение всей этой великой армады автоматических машин и устройств, средств контроля и управления в производство называется автоматизацией.
      Вспомним, как трудился рабочий до самого последнего времени» Он подавал материал в машину и принимал его от машины. Рабочий определял, хорошо ли машина работает — обрабатывает материал. Рабочий же следил за ходом машины, регулируя ее, коГда в этом появлялась необходимость. То есть человек у машины выполнял целых четыре функции, целых четыре процесса.
      При автоматизации все эти четыре процесса возложены на машину. Кроме того, самостоятельные, обособленные ранее операции образуют теперь непрерывный поток производственного процесса, «зеленую улицу», по которой проходит изделие без всякого соприкосновения с руками человека.
      Когда же нужно вводить автомате-зацию на производстве? Какие для . этого должны быть причйны?
      Одна нам уже известна: массовость. В любом случае значительно легче сделать десять одинаковых предметов, Чем десять разных: одни й те же предметы, одни и те же технологические процессы. А когда нужны десятки, а десятки тысяч, миллионы?
      В однородности выпускаемой продукции и заключается одна из причин автоматизации производства.
      Есть и другая.
      Очень часто не только в лабораториях ученых, но и в заводских и фабричных цехах приходится измерять и регулировать такие процессы, которые вообще не регистрируются нашими органами чувств. Разве мы улавливаем электрическое поле, радиацию или присутствие невидимых лучей? Конечно, нет. Значит, нам надо прибегать к помощи ароматов. Значит, и там, где человеческие органы чувств не могут ощущать яв ление, или, где быстроты человека недостаточно для реакции на изменения, обязательно включают в действие автоматы.
      Есть и третья причина.
      Существуют производства, где присутствие человека совершенно нежелательно, потому что опасно. На многих химических заводах, производящих серную кислоту, красители для текстильной промышленности, удобрения для сельского хозяйства производственные операции вредны для здоровья, а промежуточные продукты могут быть ядовитыми или взрывчатыми. Здесь-то прежде всего и работают автоматы.
      И в автоматизации огромную роль призвана сыграть кибернетика. Она «входит» в автоматизацию не только работающими в промышленности электронными вычислительныи машинами, но и в виде «умных» приборов.
      Ц. П.
     
      ПРОДОЛЖЕНИЕ РАССКАЗА ГЕОРГИЯ РОМАНОВА, НАПЕЧАТАННОГО В М 5/69.
      Глава 4.
      Вдруг его внимание привлекла красная лампочка, тревожно мигавшая... Он повернулся... Внутри как будто что-то оборвалось.
      — Нет, не может быть, — бюрмюь тал главатомщик, — может ошибка, может... Ну нет, как же Это так, нет, нет, нет!
      Красная лампочка означала, что графитные замедлители в реакторе повреждены, и при включении © работу реактора ракета и весь экипаж превратятся в ядерный гриб. А без включения реактора они могут и не мечтать о родной Земле! Первый приступ страха прошел, мысль лихорадочно работала. Как громко бьется сердце! Казалось вся-вся Вселенная слышит сокращение еш мыщц, даже приборы как будто притихли, только эта проклятая лампа Гсе мигает и мигает и все ярче и ярче. Кажется, что скоро весь Космос будет пульсировать красным светом!
      Все тело находилось в страшном напряжении.
      — Надо что-то делать, — вслух произнес главатомщик, — и, самое главное, не паниковать. Из всякого положения есть выход.
      — Я же толком не знаю, что случилось с замедлителями, может только царапина, — и он, включив подогрев, включил инфазсрасный экран... На нем четко вырисовалась предательская трещина в девятом
      боковом замедлителе. Вот он, гостинец большого Космоса!
      — Через 48 часов включают реактор, и после двух часов работы мы все испаримся. А интересно, если надеть охлаждающий скафандр, то наверное не сгорим? А может и оуорим. Нет, наверное все таки не сгорим... А кто его знает... Нет, я кажется определенно схожу с ума. Что ж, все может быть. Значит по прибытии на Землю меня поместят в сумасшедший дом под названием «Психиатрическая больница». Это довольно забавно: глав атомщик — и сумасшедший...
      Eroi привела в. себя все та же лампочка. Он замолчал и уставился в одну точку. Постороннему наблюдателю показалось бы, что атомщик действительно лишился рассудка, но это было не так.
      Он вдруг вздрогнул, побледнел, и его черты лица внезапно постарели, осунулись, сам он как-то ссутулился. Мозг прорезала мысль: «Замедлители можно заменить, они лежат рядом. Однако, вошедший в камеру в живых не останется. Про случившееся несчастье не знает никто, кроме меня. В камеру надо идци мне и только мне. Это единственный правильный выход из сложившегося положения.»
      — Ты прожил большую и хорошую жизнь, были и ошибки, были и неудачи. Много сил, ума, энергии отдано людям, и смерть надо им отдать. В этом и заключается счастье
      человека, а не каждому удастся жизнь и (Смерть посвятить челове-, честву. А может кто-то другой пойдет вместо меня, может не я. Я же могу приказать, и никто не ослушается, где-то из-под сознания прорвался этот писклявенышй голосочек малодушия. Однако раскатистый громовой голос рассудка заглушил этот хилый стан.
      — Как ты можешь так думать?
      И мысли у тебя об этом не должно быть! В юный, здоровый экипаж втиснулся какой-то дряхлый старик и, стоя уже одной ногой в могиле, толкает этих юных, счастливых людей на смерть. Нет, это должен сделать ты и только ты. Сейчас, немедленно!
      Старик поднялся из кресла и почувствовал неимоверную усталость. Сгорбившись, он подошел к двери и всунул ключ...
      По телу прошла страшная суда-дорога, и главатомщик испуганно отскочил назад, больно ударившись головой о шлем: 160000 вольт прошли даже через скафандр.
      — Фу, болван, а сигнализацию кто . за тебя выключать будет? — Он аккуратно отключил сигнализацию, вставил ключ и нажал кнопку.;. Всем телом овладела полнейшая апатия, полнейшее безразличие ко всему происходящему вокруг. Все движения он делал механически, ничего не ощущая и ничего не понимая.
      У него была одна цель.: заменить замедлитель. Его не интересовался какую дозу радиации он получит, не интересовало, сколько ему еще осталось жить,.. Вновь образуется брешь, и он спокойно входит в царство смерти...
     
      Прошло три часа. Сердце корабля вновь «бьется» ровно и спокойно. Через 50 минут мое сердце перестанет биться, и я умру. ПочОму ж я не испытываю страха? Надо позвать капитана и все ему рассказать.
      Главатомщик медленно подходит к кнопке тревоги. Капитан сейчас! на контрольном один, и, если отключить сирену, он увиДит сигнал тревоги и поймет, откуда последний, а дальше... И палец нажал на кнопку, затем задвинул предохранитель, и главатомик сел в кресло.
      — Как медленно течет время, до ужаса медленно движется стрелка, да ведь она стоит на месте! Почему так «тепло? Надо включить фонарь на шлеме. Кажется настал вечер. Вот черт, видно аккумуляторы окончательно сели, ничего не водно. Нет.
      все же надо включить освещение, а то капитан меня не найдет.
      — А-а-а!!! Резкая боль пронизывает все тело главатомщика, он теряет сознание и падает в кресло.
      ...Почему так темно? Что со мной? Я наверное сплю. Нет, я жду капитана. Но почему его так долго нет, ведь уже прошел целый день! А что если сигнализация повредилась, и никто, никто не будет видеть, как я умираю, а впрочем, они и так не увидят, ведь так темно-. Что со мной, почему все болит? Никогда не придет капитан, неужели я умру в одиночестве... Нет! Нет! Я не хочу! Не хочу умирать! Не хо-чу! Вы слышите! Не хо-чу!
      — Слышу, а почему вы собственно должны умирать?
      Главатсмщик пришел в себя, но долго не мог понять, кто сказал и что сказали.
      — А кто здесь? — наконец выдавил он.
      — Я, — ответил голос.
      — Кто, я? — спросил старик.
      — Капитан, — ответил голос.
      — А почему я вас не вижу? — вновь шросил главатомщик.
      — Не знаю, ведь у вас очень ярко горит фонарь, — ответил голос.
      фонарь, какой фонарь? Нет никакого фонаря, ой, что я говорю.
      Это вы, капитан! Я вас долго ждал, но наступил вечер, и стало темно.,. Я ничего не вижу, у меня все болит. Треснул замедлитель, и я ходил его заменить.
      — Куда? Туда? Сходил???
      — Да, туда.
      — Что вы наделали, что вы наделали. мне сказали оберегать вас, как зеницу ока, а вы... Что вы наделали!
      — Капитан!
      — Да?
      — Капитан! Капитан! Я вас не слышу, капитан! Где вы? Не уходите, капитан!
      — Да нет, я не ушел, я здесь вот, я вот.
      — Дай руку, капитан. Вот так. Знаешь что, ты все-таки проведи КВН, ты непременно проведи КВН...
      По суровому лицу капитана текли слезы, жесткие, полные скорби слезы.
      Он жил для людей, он и умер длл них, ОН ОБ ЭТОМ МЕЧТАЛ
     
      КАК СДЕЛАТЬ ТЕРМОС
      Термос нужен не только в турпоходах. Он пригоден и дома. Вот если бы каждый кувшин мог быть термосом! Давайте попробуем сделать такой кувшин-термос.
      В посудохозяйсаденных магазинах продаются сосуды (блестящие стеклянные) для термосов (см. левый рисунок). Сосуд соответствующих размеров вставляем в кувшин 1, на дно которого насыпаем немного измельченной пробки 3, а свободное пространство заполняем древесно-волокнистыми олиЛками 4. Легко утромбовываем. Шейку кувшина заполняем раствбром гипса с добавленной в него измельченной пробкой (7). Стеклянный сосуд закупориваем пробкой 5 и весь термос-кувшин прикрываем крышкой 6.
      Если вам не удастся купить сосуд, предназначенный специально для термосов, можно воспользоваться обычной бутылкой (ом. правый рисунок). Сделать такой термос еще проще, правда, температуру он будет сохранять хуже.
      Инженер И Бек
     
      ЛАМПА-ВСПЫШКА ДЛЯ ЮНЫХ ФОТОЛЮБИТЕЛЕЙ
      В магазине фототоваров можно купить лампочки для одноразового пользования. После вспышки ее нужно (выбросить. Мы воспользуемся такими недорогими лампочками-вспышками (конечно, новыми) для изготовления лампы-вспышки. В магазине фототоваров продаются и штси-сели к лампочкам. Их вместе с лампочками поместим в рукоятке самодельной лампы-вспышки.
      Итак, за работу! Начнем с рукоятки 1. Сделаем ее из трубки внутренним диаметром окало 2,2 мм, свернутой из тонкого металлического листа с паянным швом. Длина трубки (около 180 мм) рассчитана на две
      круглых электрических батарейки. Снизу трубка 1 закрыта деревянной пробкой 2. Внутри рукоятки пружина 3 прижимает нижнюю батарейку, а ее конец, выведенный через пробку наружу, создает электрический контакт с контактной полоской 4. Если полоску 4 прижать к трубке 1, электрическая цепь замкнется, лампочка вспыхнет. Пробка 2 закреплена коротким шпунтом 5. Он не должен соприкасаться с проволокой пружины 3
      Диаметр готового контактного гнезда, какие продаются в магазинах, меньше диаметра трубки с батарейками. Поэтому нужно верхнюю часть трубки 1 заклепать в виде фланца и вставить дополнительную промежуточную трубку 7, свернутую, например, из латунного листа, края которого надо запаять. В противоположных стенках трубки 7 вырезаем дйе вертикальные щели, а затем тонким напильником прорези, как это показано на чертеже. Колышки
      контактного гнезда будут входить в эти прорези. Отражателем может быть алюминиевая ложка (половник) диаметром около 90 мм. Отрезав заклепки, крепящие рукоятку ложки, проделываем в ложке отверстие для верхней части трубки I. Так как алюминий плохо паяется, нужно сделать три переходных соединителя 8 из металлического (например, латунного) листа, который можно припаять к трубке 1. Концы соединителей 8 продеты сквозь отверстия в отражателе 9 и изнутри согнуты.
      Включать нашу лампу-вспышку надо IB темноте при постоянно открытом затворе фотоаппарата. Чтобы синхронизировать открывание затвора с вспышкой, надо немного изменить конструкцию лампы: нижнюю часть пружины 3, припаять к трубке 1 и оба провода подооединитъ к соответствующему гнезду фотоаппарата.
      Адам Слодовый
     
      АРИФМЕТИЧЕСКАЯ ШУТКА
      Отряд из десяти гарцеро® выехал в пионерский лагерь. В лесу, у озера, ребята разбили палатки, накачали надувные матрацы, положили их в палатки и только тогда обнаружилось, что по ошибке они вЗяли всего девять матрацев. Что делать? На чем будет спать десятый гарцер?
      — Ничего не поделаешь, — сказал Янек.— Это я забыл взять матрац, мне и придется возвращаться домой.
      — Останься и для тебя найдется место, — успокоил его Казик, которого все в классе называли «изобретателем». — Я вас всех так размещу, что на каждом матраце будет спать только один... и матрацев хватит для всех.
      — Но это ведь немозможно сделать, — возразили ему ребята.
      — С выводами никогда не следует торопиться, — с ученым видом заметил Казик. — Сделаем так: на первом матраце лягут пока двое, допустим первый и десятый. Третий ляжет на втором матраце, четвертый на третьем, пятый на четвертом, шестой на пятом, седьмой на шестом, восьмой на седьмом, девятый на восьмом. Таким образом девятый матрац останется свободным и на него переляжет десятый гарцер, который временно лежал на первом матр: всегда найдется выход.
     
      Обмен марками, почтовыми карточками. Письма просит писать на любые темы.
      — Вот это да! — образовались ребята и от удивления раскрыли рты. — Это просто гениально!
      А как ты думаете, дорогие наши читатели?
      Правильно ли рассуждал Казик?
      Решение арифметической шутки ищите внутри номера журнала.
     
      В номере:
      1. Телевизор — весь как на ладони. 2. Что стучало в металлической коробочке. — 3. По белу свету. — 4. Химия в нашем доме. Клеи. — 5. Загадка для коллекционеров. — в. Автоматизация. — 7. Он об этом мечтал (ч. П). 8. Уголок юного конструктора, Как сделать фрмос. Лампа-вспЫшка для юных фотолюбителей. — 9. Ждут ваших писем. — 10. Арифметическая шутка. — 11. Веселая страничка.
     
      1. Закрытое пространство в каком-нибудь приборе» может быть также фотографическая. 4. Восточный титул. 6. Плоская кривая, изображающая вменение синуса в зависимости от изменения аргумента (см. учебник тригонометрии).
      8. Моряк, рядовой флота. 9. Простейшая грузоподъемная машина. 10. Термин» спортивный, употребляется при игре в теннис. 11. Один из материков.
      По вертикали:
      1. Светонепроницаемый футляр для фотографической пластинки. 2. Измеряет давление газа или жидкости в замкнутом пространстве. 3. Смесь цемента и других вяжущих веществ с водой (в строительном деле). 4. Контур предмета, очертание. 5. Продукт соединения вещества с водой, в котором вода содержатся в виде отдельных молекул. 7. Единичное действие поступок (например» познавательный, террористический).

 

 

На главнуюТексты книг БКАудиокниги БКПолит-инфоСоветские учебникиЗа страницами учебникаФото-ПитерНастрои СытинаРадиоспектаклиДетская библиотека

 

Яндекс.Метрика


Творческая студия БК-МТГК 2001-3001 гг. karlov@bk.ru