«...Внимание! Внимание! Космолет Земля—Поллукс*)—Земля идет на посадку. Встречающих просим освободить четвертый секТор Космодрома. Повторяю...»
*) Поллукс — звезда первой звездной величины в созвездии Близнецов, наиболее яркая звезда этого созвездия, а от нас она находится на расстоянии 36 световых лет!
Гигантская межзвездная ракета вырастала на глазах, приближаясь к Космодрому. Заревели тормозящие двигатели, выскочили амортизирующие ножки. Ракета мягко села на посадочную площадку. Дверцы ее раздвинулись и из ракеты вышел космонавт. Фоторепортеры толпой окружили его. Все были так возбуждены, что никто не заметил седого старикашки, проталкивающего сквозь толпу.
— Папочка, — крикнул вдруг старикашка и крупные слезы покатились по его, густо покрытому морщинами, лицу.
— Сынок! Это ты? Как же изменился за эти семь лет! — — ответил молодой космонавт, обнимая старика.
— Как за семь лет? Ведь прошло семьдесят! — поправил его сын.
— Верно! Я совсем забыл, что здесь, «а Земле, с момента нашего старта прошло семьдесят лет, а на ракете всего лишь семь, — сказал космонавт. — Как это просто и как одновременно странно.
— Да, папочка, — повторил за ним старичок, — как просто и как странно.
И оба, окруженные толпой журналистов, фоторепортеров и встречающих, направились к выходу.
Событие, о котором мы здесь рассказали, кажется прямо-таки невероятным. Если же вы внимательно прочитаете до- конца наш рассказ, то поймете, что в будущем подобная встреча старого сына с молодым отцом может действительно случиться.
Во всяком случае так можно утверждать на основе теории относительности гениального физика Эйнштейна. По этой теории все понятия и величины в природе относительны.
А вот и несколько примеров, подтверждающих эту теорию.
По дороге едет велосипед со скоростью 20 км в час, а его обгоняет поезд со скоростью 80 км в чао. Для наблюдателя, стоящего на обочине дороги, велосипедист действительно едет со скоростью 20 км в час, а для пасажира, выглядываюго из окна вагона, велосипедист едет со скоростью 60 км в час, но в обратном направлении, что поезд. Такая неодинаковая оценка скорости зависит от того, с какой точки ведется наблюдение. Значит и величина скорости — понятие относительное.
Второй пример: фотограф делает снимок лужайки, на которй пасется корова. Неподалеку от нее — собака. Фотограф
стоял ближе к собаке, поэтому на снимке собака выглядит больше коровы. Как вйдите, размер — тоже величина относительная и зависит от места наблюдения.
Третий пример: если вас спросят, с какой стороны улицы стоит ваш дом, вы ответите: это зависит от того, откуда и с какой стороны смотреть. Если идти по улице на юг, то дом находится с правой стороны, а если в! сторону севера — то с левой. Значит опять имеем дело с относительностью.
Четвертый пример: что ответить на вопрос: на земле сейчас день или ночь?
И каждый из вас, не задумываясь, наверное, ответит: в зависимости, в какой части земного шара. И верно, если в Европе день, то ю это же время в Австралии ночь, так как солнце может одновременно освещать только половину земного шара. И опять налицо пример относительности,
Примеров можно приводить много, и каждый из них будет подтверждать теорию относительности, которая гласит, что в природе все относительно, все, кроме... скорости света!
Уже 88 лет тому назад опытным путем проверено, что скорость света в вакууме постоянна и одинакова, независимо от того, является ли источником света свечка или фонарь, или даже солнце и независимо от того, будет ли этот источник отдаляться от нас или приближаться. Луч света будет к нам приходить всегда с постоянной и огромной скоростью — 300 000 км/сек!
Эта скорость признана не только постоянной, но и предельной, то есть в природе не может быть большей скорости, чем эта.
Именно то, что скорость св|ета всегда одинакова, послужит нам доказательством возможности встречи «старого» сына с «молодым» отцом, который вернулся из космической экспедиции.
Представьте себе поезд, мчащийся с огромной скоростью. На полу вагона лежит зеркальце, а точно над ним — висит фонарик. Луч света падает на зеркальце вертикально и отражае ся на потолок. Так это будет видеть пассажир поезда. Иначе этот же процесс увидит наблюдатель, стоящий на перроне, вдоль которого проезжает поезд-ракета. Он увидит, что пока луч света дойдет до зеркальца, оно сместится вместе с поездом на некоторое расстояние. Лучу надо пройти отрезок «а» (см. чертеж). Отразившись от зеркальца, луч пойдет не вертикально вверх, а по наклонном пути «Ь», так как потолок за это время пройдет путь «с». В обоих случаях в глазах наблюдателя на перроне луч пройдет бблыпий путь, чем это увидит пассажир поезда. Но и для одного, и для другого случая скорость света будет одинакова и равна 300 000 км/сек. Поэтому на преодоление большего пути лучу требуется больше времени. Отсь вывод напрашивается сам собой: в мчащемся поезде время идет медленнее, чем на перроне. Это «замедление» времени незаметно даже в самых быстрых поездах, а даже в самолетах. Оно заметно станет лишь при скорости поезда, сравнимой со скоростью света.
Но мы, фантасты с богатым воображением, можем себе представить и такой случай.
Поезд мчится со скоростью 240 тысяч километров в секунду. Предположим, что наблюдатель на перроне измерил, что луч света проходит от фонарика (на потолке) к зеркальцу (на полу) и обратно за 10 секунд (ну И высоченный же этот мнимый поезд!).
За 10 секунд луч пройдет расстояние
10 X 300000 км = 3 000 000 а поезд пройдет путь
10 х 240 000 = 2 400 000 км
На чертеже ниже этот пример показан графически в виде треугольника, где:
а = b — путь, пройденный лучом, а
с — расстояние, на которое сместится поезд за это время.
Дано:
а + Ъ = 3 000 000 км — путь, пройденный лучом за 10 сек.;
о = 2400 000 км, путь, пройденный
поездом за 10 секунд.
Какова высота h поезда (расстояние от фонарика до зеркальца)?
Подсчитаем по теореме Пифагора
Подставляя эти данные, получим: h2 = 1 500 0002 — 1 200 0002 h — 900000 км
Это и есть высота вагона поезда. Не удивляйтесь, что высота вагона такая огромная. В поезде, который в течение одной секунды проделывает 240 тысяч километров, все возможно.
Зная расстояние h между фонариком и зеркальцем, можно легко подсчитать, что в глазах пассажира луч света пройдет дважды в|ысоту вагона, то есть два раза расстояние h, что можно записать в виде:
900 000 х 2 = 1 800 000 км.
Для прохождения этого пути ему понадобится 6 секунд
1 800 000
( = 6)
300 000
Следовательно, в то время, как на перроне прошло 10 секунд, в вагоне прошло только 6.
Бели бы наш пассажир ехал таким сверхскоростным поездом в течение 6 лет, на перроне прошло бы за это время 10 лет. Представьте себе, что если бы из двух восьмилетних близнецов один остался дома, а второй путешествовал на нашем поезде б лет, то по возвращении домой близнецу-путешественнику было бы 14 лет, а оставшемуся дома — восемнадцать. И это не выдумки, а выведенные по формулам цифры.
Легко заметить, что чем больше скорость поезда, тем медленнее идет в нем время, конечно, для наблюдателя, находящегося снаружи. Вполне вероятно, что при еще большей скорости, чем 240 тысяч километров в секунду может быть так, что двадцатилетний папа, оставив на земле своего грудного младенца, вернется из космоса двадцатисемилетним юношей, а его встретит семидесятилетний сын-старичок.
Все это, конечно, теоретические рассуждения. Скорость космических кораблей сейчас слишком мала, чтобы были заметны разницы во Внешнем виде космонавтов. Скорость современных космических кораблей не превышает 11 км/сек. то есть в 100 000 раз меньше скорости света.
Технике предстоит проделать огромнейший путь, чтобы встреча, о которой мы рассказывали вначале, могла иметь место. Может быть кто-нибудь из вас скажет встречающему на космодроме будущего старикашке:
— Сыночек, если будешь послушным, в следующий раз возьму тебя с собой в космос!
Этот рассказ нашего читателя был награжден на Международном конкурсе, посвященном 50-летию Ленинского Комсомола.
Глава I. Как все началось.
Однажды я сидел и читал книгу. Книга была интересная: «у космонавтов замирало в груди: они не
представляли, они просто не могли представить, что все родные и знакомые — старики, а родители |в( глубокой старости или уже умерли.»
«Закой, закой!» — раздается голос
Светы. Она тянет меня за ухо. — «Дай касятку!» — кричит она. «Папа», — говорю я, — «возьми ее». «Сейчас», — говорит папа. Он занят: в руках у него паяльник — чинит телевизионный узел.
Вдруг по радио передают: «Внимание, внимание! В Академии Наук Ленинграда готовится полет в космос на I год (по земному времени 10 лет)».
«Папа, возьми СИету!» И опять папа занят. Меня охватила грусть: Света не отвязывается, бить ее нельзя — маленькая. И вдруг но мне пришла великолепная мысль...
А задумал я вот что: я пробираюсь в Академию, прячусь в ракете и отлетаю (Нместе с экипажем ракеты. Когда возвращусь на Землю, Света подрастет, и я не дам ей спуску.
«Я ушел гулять», а на самом деле поехал в Академию. Там я отключил сигнальный звонок, прошел к ракете, снова включил провод звонка и влез в один из скафандров. В нем «спокойно» ждал отлета.
Глава 3. Полет.
Через несколько минут взревели мощные двигатели, и космический корабль рванулся ввысь.
На вторые сутки я вылез из скафандра. Меня, конечно, поругали, но нельзя (возвращаться из-за одного человека. Потом меня определили на такую должность: я заведовал и отвечал за варку обеда и мытье посуды и другие работы. Сначала я заблуждался, путался, но потом все пошло на лад: я стал своим человеком в ракете. И даже не заметил, как экспедиция подошла к концу.
И вот мы летим к Земле. Наступает минута молчания. Земля уже хорошо ййдна. Скоро мы будем на ней!
Глава 4. Встреча.
И вот мы выходим из ракеты. Вокруг нее тепла людей. Я вышел. Меня встречали в отдельности. Сначала меня встречали родственники (одна моя бабушка умерла).
Потом встречал мой бы|вклий «класс». Многие «ученики» уже учились в техникумах.
Когда мы вернулись домой, Света сказала: «Вова, вымой посуду!»
И тут я содрогнулся от мысли, что все мои труды пропали даром: теперь Светка по старшинству будет командовать мною. Ей было уже 12 лет, а мне только 11.
Владимир Смирнов
Вечером 30 октября 1938 года американское радио внезапно прервало свои радиопередачи, чтобы известить всех о том, что на территории Соединенных Штатов Америки уэКе несколько минут находится космический корабль с марсианами. О дальнейших событиях, — говорилось в сообщении, — слушатели узнают после поступления новых сведений.
Действительно, вскоре радиослушатели услышали звуковой репортаж, записанный на пленку на месте, где проходили первые стычки между марсианами и американской полицией и армией.
Всех охватила паника. Люди выбегали на дороги, автотрассы заполнились автомобилями беженцев. Не обошлось без катастроф и даже смертельных случаев.
Не прошло и несколько часоЗД как все выяснилось: оказалось, что по
радио шла передача, поставленная по роману Уэллса «Борьба миров», задуманная постановщиками так, как будто эта война велась в то (время в действительности в Америке.
Любопытен все же остается факт, почему же люди так быстро поверили д существование и прибытие марсиан? Почему согласились с тем, что марсиане могут завоевать нашу планету? Откуда вообще взялось убеждение в том, что мы, жители Земли, не единственные разумные существа во Вселенной?
Из трудощ философов, поэтов и ученых мы узнаем, что уже более двух тысяч лет тому назад утверждали, что разумные и цивилизованные существа живут не только, на нашей Земле. Чтобы слишком углубляться в историю, я вам расскажу, откуда появилось мнение, будто именно на Марсе обитают цивилизованные существа;
В 1877 году итальянский астроном Шиапарелли заявил, что ему удалось заметить на Марсе тонкие темные и прямые линии. Он не знал, что они обозначают, но назвал их каналами. Открытие это заинтересовало многих астрономов мира. Некоторые из них соглашались с Шиапарелли, предполагая, что по этим каналам течет вода к полям. А вода образовалась в результате таяния полярных снегов. Противники этой теории считали, что это не каналы, а им отвечали, что это могут быть пояса густой растительности, произрастающей по берегам канатов.
Современная наука исключает можность существования жизни на Марсе. Результаты исследований с помощью космических станций свидетельствуют о том, что ни на Марсе, ни на Венере (а раньше предполагали, что и там живут разумные существа) жизнь невозможна. Там — нет ни подходящей для жизни атмосферы, ни соответствующей температуры.
Астрономы же вообще считают невозможным существование жизни в солнечной системе. Но где-то во Вселенной жизнь должна быть наверняка. Ведь наше Солнце — это лишь только одна из сотен миллиардов звезд, сосредоточенных в огромном диске, называемом Галактикой. Размеры Галактики колоссальны. Толщина диска составляет примерно 1500 световых лет*), а его диаметр — около 100 000 сйетойых лет.
Как велики такие расстояния трудно себе даже представить, если сравнить, например, что луч света с Солнца на Землю летит всего лишь 8 минут!
Вокруг каждого из 100 миллиардов Солнц могут вращаться планеты, среди которых может быть и такая, как наша Земля. Некоторые ученые приближенно подсчитали, что в одной только видимой нами части Вселенной, состоящей из многих Галактик, имеется не менее десяти миллионов планет, на которых могут существовать формы жизни, похожие на формы жизни на нашей Земле.
— Хорошо, — скажете вы, — пусть даже такая жизнь и есть, но как точнее узнать об этом?
Это трудность огромная, — утверждают ученые, — но жизнь может быть и на планетах, находящихся ближе к нам, например, на расстоянии всего в несколько световых лет от нашей солнечной системы, К тому же может оказаться, что разумные обитатели далекого от нас мира находятся на значительно высшем уровне, чем мы, и могут помочь нам связаться с ними, высылая в нашу сторону радиосигналы.
Это может показаться невероятным, несерьезным? Смешным? Возможно, но то, что такие сигналы из Вселенной поступают, уже проверено и обнаружено. Дело только в том, что их надо научиться прочитать и ответить.
Примерно десять лет тому назад два известных английских астронома предложили вести «подслушивание» сигналов из Вселенной. Сами они признавали, что трудно оценить вероятность успеха, но если вообще не пытаться искать, успех всегда будет равен нулю. Легко сказать, принимать сигналы из Вселенной. Можно подумать, что это так просто, как включить первую программу радиовещания и послушать концерт по заявкам радиослушателей.
Во-первых, радиосигналы, доходящие до нас из Вселенной, чрезвычайно слабые, а во-вторых, их очень трудно отличить в хаосе многочисленных радиоволн, приходящих на Землю с разных сторон. Поэтому такие неземные сигналы надо усилить и главным образом сделать то, что делает каждый из нас, желая услышать звуки, доходящие издалека: сжимает ладонь как бы в трубочку и прикладывает к уху. По такому способу можно лучше услышать сигнал, поступающий из избранного направления, и «отбросить» прочие звуки, приходящие из многих направлений. В радиосвязи роль такой трубки играет направленная антенна
Направленная антенна очень хорошо собирает все сигналы из того направления, на которое она настроена. Сигналы, поступающие в других
*) В астрономии большие расстояния измеряются в световых годах, равных расстоянию, которое луч света проделывает за год при скорости света 3QQ 000 км/сек.
направлениях, она совсем или погети совсем не улавливает. Такими антеннами пользуются для связи со спутниками и космическими кораблями.
Астрономы, о которых мы уже говорили, предложили «нацелить» направленную антенну на две звезды, находящиеся на расстоянии примерно в десять сретовых лет от Земли: одна из них носит название «Эпсилон Эридана», а вторая «тау Кита». Почему они выбрали как раз эти две звезды? В расчет принималось несколько десятков самых близких звезд, то есть таких, от которых в случае успеха можно было бы получить ответ за цАремя жизни одного поколения. Поэтому-то астрономы приняли расстояние, не превышающее двадцати световых лет. Во-вторых, свойства этих звезд были самыми благоприятными для существования жизни на окружающих их планетах (если таковые существуют).
Следующей проблемой был выбор длины радиоволны для «подслушивания». Правда, возможности тут ограничены тем, что через земную атмосферу проходят радиоволны длиной от нескольких метров до нескольких сантиметров, но и в этол диапазоне надо было найти подходящую волну. Что выбрали астрономы?
Они думали так: известно, что в межзвездном пространстве имеются облака водорода, излучающие радиоволны, причем, что самое интересное — радиоволны всегда одной и той же длины: 21 сантиметр! Если т поблизости этих звезд, — рассуждали астрономы, — находятся планеты, на которых обитают разумные существа, способные нам ответить, то существа эти должны тоже знать о странных облаках водорода и исследовать их сигналы. Значит х если они захотят передать нам какие-либо сведения, должны придти к такому же выводу, что и мы: связаться с разумными существами на других планетах на волне в 21 сантиметр.
План двух астрономов, был принят в 1960 году. Тогда же была создана специальная аппаратура, которая начала «подслушивать» и записывать радиосигналы, поступающие то от одной избранной звезды, то от другой. Сначала не удалось поймать каких-либо «разумных» сигналов, кроме треской и шумов. Но однажды астроном, дежурящий у аппаратуры, услышал равномерные сильные сигналы. Неужели нас, людей, зовут, из Вселенной? Можно себе представить волнение, охватившее его. К сожалению, по истечении полутора ми-у нут сигналы начали исчезать и больше уже не повторились.
И все же ученые по-прежнему не теряют надежды, что где-то по соседству с другой звездой есть планеты, а на них живут разумные существа, не похожие на нас, но обладающие большой техникой, своеобразной культурой и умением. Думаю, что все вы согласитесь со мной, что не следует терять надежды на встречу с другим, может быть не менее ин-тересным, чем наш, миром.
Стефан Вайнфедьд
Из обширного запаса «букв» кибернетического «алфавита» мы с вами выбираем самые главные, самые важные. Начали мы свое путешествие от буквы «А» и закончим его буквой «Я».
Из путешествия от первой буквы к последней, вы узнаете, где нужна автоматика, познакомитесь 4 с сегодняшним уровнем вычислительной техники. Вы даже проникнете в некоторые тайны новой науки. Мы вам покажем много удивительного из жизни вычислительных машин. Мы с вами будем постепенно идти от буквы к букве, пока не увидим все интересное в мире, полном загадок и неожиданностей.
Итак, вперед. Отправляемся в путешествие по маршруту «Кибернетика от «А» до «Я».
ИНЖЕНЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ» чем она занимается?
ЧЕЛОВЕК У МАШИНЫ
Впервые на это обратили внимание во время Второй мирошЬй войны. Тогда в боях участвовало много самой разнообразной техники. Воевали очень подвижные, очень чувствительные машины: самолеты, танки, подводные лодки.
Конструкторы, создавая ту или иную машину, часто сталкивались с необъяснимыми, казалось бы, явлениями. Военная техника на деле не давала того эффекта, что от нее ожидали.
В чем тут дело? Специальные исследования, эксперименты, испытания показали: новая техника не соответствовала функциональным возможностям человека, призванного ею управлять.
Собственно, с этого и началась новая наука — инженерная психология.
Все мы так привыкли к «машинному» миру, в котором живем, что не замечаем «машинности» окружающей нас среды: всей армии автоматов, приборов, агрегатов, аппаратов, механизмов. Так привыкли, что не замечаем, как изменился характер труда за последнее время.
А ведь развитие техники очень изменило труд. Буквально, несколько десятилетий назад человек на производстве все делал сам. А теперь он управляет, применяя для этого различные «органы чувств», подвластных ему машин. Теперь человек, освободившись от тяжести физического труда, все чаще становится командиром, приказывающим механизмам — исполнителям. Человек отдает приказы машинам, которые те выполняют.
Но это одна сторона «взаимоотношений» человека и машины. Ведь, сказалось, что и машина тоже «небезразлична» к человеку, и она предъявляет ему требования. Современные машины, особенно автоматы, заставляют быть внимательным, памятливым, сообразительным, быстрым в реакциях.
И «требования» машин настолько серьезны, что нужен строго научный подход к их «удовлетворению». Вот тут и приходит на помощь инженерная психология, поскольку она занимается изучением сложного, противоречивого и очень важного вопроса: своеобразный, тонкий, деликатный союз технических и психологических наук.
За свою не слишком: длинную историю инженерная психология прошла нелегкий путь, на котором ее ожидали и поражения, и победы. Сначала она преодолела — это деление чисто условное — «технический» этап. Ученые стали разрабатывать инженерные задачи, связанные с оформлением приборов, конструированием рабочих мест, окраской служебных помещений. И оказалось,
что такие «мелочи», как расположен ние выключателей, тумблеров, фор* ма ручек и рукояток, их окраска, изменение тона комнаты, расстановка мебели в служебном помещении и станков в цехе резко повысили производительность труда. Успех? Да, и немалый.
Второй этап —- опять-таки условный — другого плана: определяют высшие психические функции человека. Специалисты по инженерной психологии уделяют в своих работах большое внимание памяти, вниманию, мышлению, восприятию.
Очень важна проблема взаимоотношений «человек и машина» как системы. Как добиться того, чтобы" сочетание «машинного» и «человеческого» давало самый лучший результат?
Во-первых, добиться лучшей «притирки», лучшего приспособления техники к человеку. Во-вторых, как это делает инженерная психология, приспособить самым «выгодным» образом человека к технике.
Под обстрелом инженерной психологии оказались те звенья системы, зв которых человек оказывается непосредственно связанным с машиной. Инженерная психология стала пристально изучать «емкость» человека как «канала связи»,
И оказалось, что «емкость» человека при таком рассмотрении очень ограничена. Довольно прискорбный на первый взгляд вывод. Существует «порог», через который человеку не — перешагнуть. Он не может реагировать на звук быстрее, чем в пределах 120—240 миллисекунд; на боль — 400—1000 миллисекунд; на зрительные раздражения — 150—225 миллисекунд,
Но когда ученые занялись исследованием разных профессий, оказалось, что человек обладает огромными резервами.
Опытный шлифовальщик различает просветы в 0,6 микрона, а обычно человек не способен уловить просвет тоньше 10 микрон. Тек-
стильщики различают до ста оттенков черного цвета. Сталевары — широчайший спектр оттенков красного — до нескольких сот. Художники способны заметит: разницу в пропорциях двух предметов, если она не превышает 0,006 их величины.
У инженерной психологии есть и еще одно важное поле деятельности: определять и развивать профессиональные способности человека, «подтянуть» их до растущих требований техники.
При исследованиях с этой целью во время испытаний человеку предлагают несколько задач, у которых сложность возрастает. Затем с помощью специальных приборов ученые определяют способность человека развивать свои способности. Этот метод помогает установить, может ли человек работать по любой специальности, требующей точной и быстрой реакции, сообразительности, хладнокровия, ориентации в непредвиденной обстановке.
Это интересное и важное направление в инженерной психологии позволит найти пути ускоренного развития профессиональных способностей. И навыки высокого мастера придут к человеку не к концу его трудовой деятельности, а тогда, когда он в расцвете сил и здоровья.
РАСКЛАДНАЯ ПАРУСНАЯ ЛОДКА
Для изготовления модели раскладной парусной лодки нам понадобятся следующие материалы: тонкая фанера, деревянные рейки, листовой металл для петель, парусное полотно (любое плотное полотно) и водонепроницаемая ткань для оболочки лодки.
Размеры лодки произвольные, но можно придерживаться и наших размеров. Модель готовой лодки ваши польские сверстники видели по телевидению в передаче для школьников «Сделай это сам». Высота борта лодки 24 мм, длина борта 240 мм, длина внутренней краспицы (распорки, поддерживающей мачту) 95 мм, длина транцевой рейки (задней стенки лодки) 62 мм, высота мачты примерно 240 мм.
Конструкция лодки продумана таким образом, что внутренний деревянный остов корпуса — сборно-разборный, а на него натягивается оболочка, сшитая из непромокаемого полотна. Конструкцию остова поясняет чертеж I.
Из тонкой фанеры Вырезаем две дощечки — борт 1 и борт 2. Спереди эти борты соединены петлей 3. Обратите внимание на профиль и форму петли 3, благодаря которой оба борта можно сложить. Борты 1 и 2 соединены с транцем (задей стенкой) 4 посредством петель 5 и 6. Рейка
транца 4 разрезана посередине и обе части соединены петлей 7. И т ранет и борты можно сложить, что показано на верхнем чертеже.
Между упругими дощечками бортов вставляем распорку 8. В вертикальном ее отверстии устанавливается мачта 9 с гиком 10. Хорошо подогнанная распорка 8 должна плотно сидеть между бортами 1 и 2. Дополнительно ее можно укрепить кусочками спичек, приклеенными к внутренним стенкам боков 1 и 2.
Остов корпуса лодки в свернутом виде показан на чертеже 2. Как видите, нужно четыре плоских петли. Их можно купить, хотя петли, которые продают в магазинах, будут немного тяжеловатыми. Поэтому лучше всего петли сделать самому из жестяного листа от консервных банок. Прямоугольный лист 11 (черт" 3) наматываем на (велосипедную спицу. Затем заклепываем бок, ударяя по нему молотком через подложенный в это место кусочек полосе-вето железа 12. Пилой для резки металла вырезаем в одном конце расклепанного листа два, а в другом три сегмента. Делаем это при вставленной оси петли, что предохранит ее от расплющивания. Лучше адсето в отверстие петли вставить алюминиевую проволоку, и, проделав прорези, вытолкнуть проволоку из петли. Нарезка сегментов показана на отдельном чертеже.
Петли следует прикрепить заклепками к соответствующим рейкам и дощечкам из фанеры. Заклепки можно сделать из обычных гвоздей. Их вставляем со стороны петли 15. Оболочку из непромокаемой ткани надо сшить очень крепкими нитками. Разложите остов корпуса лодки, вставьте "распорку 8 между бортами 1 и 2. По линии боков вырежьте дно лодки 16 и форму верхней части лодки 17 (черт. 4). Обратите внимание на то, что дно образует единое целое с оболочкой транца 16а и отрезком верхней части 16 ей. Края, обозначенные красными точками, не сшиваются, а лишь только складываются. Их надо обшить, чтобы ткань не раздергивалась.
По всей окружности овального отверстия и верхней части, обозначенной черными точками, пришейте широкую ленту, сложенную вдвое, вовнутрь которой вденьте прочную веревку. Через такую же обшивку протягиваем веревку и на краю 16 с, обозначенном черными точками. Дно пришиваем к боковым частям, а те в свою очередь к верхней части лодки. БокОДые стороны 18 отрезаем с запасом, чтобы они были шире примерно на 7 мм.
Все края сшиваем с «левой» стороны (то есть с изнанки) двойным стежком, как это показано на чертеже в кружке. Внешняя оболочка из ткани должна быть сшита точно по форме корпуса с учетом всех его профилей.
После расслабления веревки, затягивающей верхнюю часть оболочки, и отклонения части 16в (см. чертеж 5) надеваем и плотно затягиваем на корпусе оболочку.
Парус, сшитый из тонкого белого материала, привязываем цветно нитью к мачте 9 и гику 10.
Ко дну можно дополнительно пришить две платяные кнопки 19, и прикрепить к ним две проволочки с баластом 20. Парусную лодку в свернутом виде можно спрятать даже в карман.
Адам Слодовый
В НАШЕМ ДОМЕ
Все вы, наверное, знаете, что кристалл состоит из атомов, групп атомов (частиц) или ионов (электрически заряженных атомов), которые расположены в пространстве кристалла в своеобразном определенном порядке, называемом кристаллографической системой.
Для кристаллов имеется семь основных способов расположения атомов или ионов, характеризующихся основными элементами симметрии, то есть плоскостями и осями симметрии. Каждый кристалл поэтому можно отнести к одной из этих кристаллографических систем.
Уже с давних времен большой интерес вызывали у людей кристаллы драгоценных камней. Их тщательно исследовали, описывали строение и красоту. Одними из первых кристаллы описали китайцы в XI веке нашей эры. Первым исследованным кристаллом был кварц. В Японии, например, кварцевый кристалл хранится в музее уже более 1200 лет.
К естественным кристаллам, кроме кварца, называемого также горным хрусталем, относятся, например, кристаллы хлористого натрия NaCl (поваренная соль), карбонат кальция СаСО и многие другие. Многие химические элементы тоже принимают кристаллическую форму. К ним относится сера (S), алмаз (С-углерод) и т. п. Пожалуй, самый распространенный кристалл — лед или снег — кристаллическая форма замерзшей воды (FLO).
Многие естественные кристаллы не толькр красивы, но и отличаются ценными свойствами. Алмаз, например, самый твердый камень в мире. Но залежи алмаза имеются далеко не везде. Поэтому ученые решили создать и создали искусственный алмаз. Прежде всего, они выяснили, как возникали природные алмазы. Наличие алмазов в районах давно остывших вулканов свидетельствовало о том,, что для их образования нужны высокие давления и температуры. Именно при очень высоких давлениях и температурах и в присутствии катализаторов (веществ, содействующих процессу зарождения кристалла алмаза)! удалось получить синтетический алмаз.
Другим примером может быть получение сернистой ртути (киновари) гидротермическим способом. Для этого метода характерно, что, кроме температуры и давления, важную роль в процессе получения сернистой ртути играют водные растворы кислоты, щелочи и соли. Гидротермический метод как бы воспроизводит условия, которые привели к возникновению в пещерах изумительных по форме сталагмитов и сталактитов. Все эти методы искусственного выращивания кристаллов очень дорогостоящие, и поэтому так и не привели к удешевлению природных кристаллов.
Разумеется, химик-любитель тоже не в состоянии — в) домашних условиях вырастить кристаллы алмаза и сернистой ртути. Но, чтобы вы, ребята, могли убедиться в том, что кристаллы действительно можно выращивать, давайте получим кристаллы из водного раствора.
1) В пробирку всыпьте 5 г уксуснокислого натрия, долейте 2 мл воды и растворите соль, подогревая раствор. Затем пробирку закупорьте или плотно закройте ваткой и поставьте в холодную воду для ост&ыва-ния. В остывший раствор бросьте маленький кристаллик уксуснокис-лото натрия. Этот кристаллик начнет быстро расти, как бы обрастая новыми слоями. Брошенный кристаллик называется поэтому зародышем. Заметьте, как во время кристаллизации выделяется большое количество тепла.
2) В пробирку всыпьте примерно 40 г тиосульфата натрия (Na2S203* 5Н20) и поместите затем ее в водяную баню (укрепив на штативе и погрузив в подогреваемую воду). Подогрев в водяной бане будем продолжать до тех пор, пока в пробирке не получится жидкость. Капнем в нее 2—3 капли глицерина: это позволит получить большие по размеру кристаллы. После этого пробирку закройте и нагревайте еще несколько минут в водяной бане, чтобы конденсат, стекающий по стенкам, смыл остатки нерасплавленной соли. После этого пробирку нужно медленно охладить. Чтобы кристаллы росли быстрее, опустите стеклянную палочку в соляной раствор, а затем в пробирку с кристалликами. При выращивании этих кристаллов выделяется большое количество тепла.
3) Этот процесс кристаллизации продолжается значительно дольше предыдущих двух.
В пробирку всыпьте 40 г хлористого натрия NaCl (поваренной соли) и влейте 100 мл воды, немного ее подогревая, чтобы соль быстро растворилась. Затем в пробирку с раствором погрузите шерстяную нить (пушистую), закрепленную на перекладинке, положенной на пробирку.
Все это поставьте в такое место, где была бы постоянная температура и не было заметных сотрясений. На нитке будут медленно осаждаться кристаллики. Этот процесс может продолжаться до нескольких недель.
Проводя эти опыты, следите за формой кристаллов, замечайте, какова была в каждом случае роль зародышей, при какой из реакций выделялось большее количество тепла. Выращенные кристаллики посмотрите под микроскопом или через увеличительное стекло. Нарисуйте их форму и опишите, как они выглядят.
Анна Паенчковская
РЕЛЬСЫ, КАКИХ ЕЩЕ НЕ ВЫЛО!
В конструкторских бюро железнодорожного транспорта в Швеции разработаны новые рельсы длиной в 360 метров! Поезда, передвигаясь по таким рельсам, смогут развивать гораздо большие скорости. Новые рельсы будут более удобными в эксплуатации. В настоящее время идет строительство заводов, которые в недалеком будущем будут выпускать рельсы, каких еще никогда и нигде не было.
«МИНИ-ТЕХНИКА»
Всем известно, что пчелиный яд — это ценное лекарство. Но, к сожалению, в естественных условиях получить пчелиный яд невозвожно, так как пчела, выделяя минимальное количества яда при укусе, —- погибает. Как же быть, как получить ценный пчелиный яд и одновременно сохранить пчеле жизнь?
На помощь ученым поспешили американские конструкторы и изобрели миниатюрную электрическую доильную «машину». С помощью этого аппарата можно «забрать» у пчелы яд/ не причиняя ей самой никакого вреда!
ЗАПАДНЯ ДЛЯ РАДИОАКТИВНЫХ ОТБРОСОВ
Венгерские ученые исследовали очень важную в настоящее время проблему, которой занимаются ученые во всем мире. Что делать с радиоактивными отбросами, где их хранить, в чем?
В Венгерском исследовательском институте нефти и газа разработан в последнее время новый метод обезвреживания опасных для всего живого радиоактивных отбросов. Ученые предложили заливать эти отбросы асфальтом, имеющим специальный состав, в результате чего образуется новый замечательный изоляционный материал!
Асфальтовая «радиоактивная тюрьма» необыкновенно прочна и, практически, обеспечивает хранение опасных отбросов на довольно длительное время.
СТЕКЛЯННЫЕ ПАРУСА
Английские студенты построили и испробовали на водах канала Ла-Манш необыкновенное парусное судно! Судно, так называемый «тримаран», имеет три корпуса, что обеспечивает ему большую стабильность. Судно снабжено четырьмя парусами, сделанными — внимание! — не из льняного полотна, как обычно, а из кусков стеклянного волокна, о прибавкой искусственных материалов. Паруса насажены на специальные рамы, придающие им форму разрезанных пополам цилиндров. Положение парусов регулируется поворотами рукоятки рулевого управления.
В НОМЕРЕ:
1. Что это? Фантазия млн действительность? 2. А все остается по-прежнему. 3. О далеких планетах и таинственных сигналах. 4. Азбука кибернетики. 5. Уголок юного конструктора. Раскладная парусная лодка. 6. Химия в нашем доме. Таинственный мир сигналов. 7. По белу свету. 8. Веселая страничка. 9. Ждут ваших писем. 19. Техническая загадка.
ТЕХНИЧЕСКАЯ ЗАГАДКА
Во многих технических устройствах таких, как машины или инструменты, имеются разного рода ножи — основные элементы этих устройств.
На рисунках с буквами вы видите несколько технических устройств, а на рисунках с цифрами — ножи, приспособленные к ним. Ваша задача определить, какой нож относится к какому инструменту.
|