— Ну и как дела? — с надеждой и опасением в голосе спросила своего мужа Труда Келлер, как только он переступил порог дома.
Фридрих Келлер молча пожал плечами и бросил шапку на стоящий неподалеку стул.
— Ничего утешительного, — сказал он наконец.
— Неужели и этот образец неудачный?
Келлер сел за стол. Видно было, что мысли его где-то далеко.
— У тебя есть что-нибудь на обед? — спросил он после некоторого молчания.
Жена налила тарелку жидкой каши и поставила ее перед мужем.
— Неужели и этот образец не получился? — повторяла она как бы про себя. — Ведь мы растолкли опилки в кашицу...
Муж молча ел. И вдруг с недовольством в голосе сказал:
— Напрасно я взялся за это дело. Надо было сидеть в своей мастерской*. По крайней мере дети были бы сыт"“ч Я ведь ткач, а не изобретатель. Зачс. мне нужен был этот конкурс? Видите ли, ищут сырье для изготовления бумаги! Сырье, которым бы пользовались вместо тряпья. Ищут и найти не могут.
— Но ведь твое изобретение великолепно! — воскликнула Труда. — Сам говорил, что видел, как осы...
— Осы!
Фридрих Келлер задумался. Он уже не слышал ничего, что говорила жена. Вспомнил тот воскресный майский день и прогулку по лесу. Объявленный конкурс на изобретение сырья для производства бумаги не давал ему покоя. Тряпья уже не хватало, да и стоило оно довольно дорого. Келлер неустанно размышлял над тем, чем его заменить. Тогда-то он и заметил осиное гнездо, сделанное как бы из прозрачной бумаги. Е казалось, что проблема решена: сырьем может быть древесина!
— Они сказали, — как бы вернувшись к действительности, продолжал Келлер, — что из древесины, как бы мелко ее не растолочь, получается шершавая, волокнистая и толстая бумага. На ней ничего не напишешь.
И, обратившись к жене, добавил:
— А знаешь, Труда, что они еще мне сказали? Что был такой ученый, цавно, несколько десятков лет тому назад, большой ученый, который тоже предлагал делать бумагу из древесины. А сделать изобретение в то время ему тоже помогли осы. Так что моя идея не была новинкой...
— Но ведь ты ничего не знал об изобретении ученого. Ты сам заметил, как и из чего осы строят свои гнезда. Тебя можно назвать изобретателем. Надо только работать, работать и работать над этим и не спешить. И не беспокойся о нас. Я с хозяйством справлюсь сама. С голоду не умрем. Работай спокойно.
Келлер с благодарностью посмотрел на жену.
— Спасибо, ты мой самый хороший друг, — сказал он и поцеловал руку жены.
— А где Густав и Эрика? — вдруг сносил он.
— Да где им быть? Играют с детьми Миллеров у ручейка. Бусы из вишневых косточек делают.
Келлер вышел из дома. Он очень любил детей и охотно проводил с ними время. Ребятишки играли неподалеку от дома. Они были так заняты своим делом, что не заметили, как отец сел на камень почти рядом с ними.
— Дай, теперь я буду тереть, ну дай! — просил младший из ребят.
— Не проси, все равно не дам: у тебя все косточки из доски вылетают. Слишком большие дырки делаешь. Возьми лучше другую доску. Пробей сначала гвоздем в ней маленькие дырочки, вот видишь, как Людовик. Косточки должны плотно с уть в дырках, а не так...
— Хорошо, только дай, я сделаю, я теперь уже знаю.
— Ничего не знаешь. С другой стороны косточки у тебя не видны, а они должны быть видны. Надо ведь их стирать с обеих сторон. .
— А я уже стерла, а я уже стерла. — ликовала Эрика.
— Видишь, Эрика уже стерла. Теперь я выну эти косточки из доски и нанижу, как бусинки, иголкой на нитку. Получится ожерелье.
— Густав, ну посмотри, как плотно сидят в доске мои косточки!
— Да. Теперь возьми плоский камень, как оселок, и потри им по косточкам, только так, чтобы косточки не двигались в . своих гнездах. А как только немного сотрешь, помочи в воде и снова три.
— Гутек, посмотри, что он делает. Только начал тереть, а уже мочит в воде.
— Три до тех пор, пока в косточках не появятся дырочки, только тогда смочишь в воде. Вода, сам заметишь, сразу же побелеет.
— У меня тоже уже все готово! — торжественно объявил Каролик и так махнул своей доской, что обрызгал сидящего рядом Келлера.
— Не брызгай так, Каролик, —* сказах Келлер, до этого времени никем не замеченный.
— Простите, дядя Фридрих, я так занят, хочу сделать из косточек вожжи!
Келлер улыбнулся. Как хорошо .быть ребенком, беззаботным, веселым даже в такой бедной, изношенной одежде. Машинально он посмотрел на рукав своего праздничного спенцера *). Это пятно, наверное, легко можно будет отчистить? Но что
*) Род короткой куртки
же это такое? Келлер не верил своим глазам. Капельки впитались в сукно рукава, но не полностью: на рукаве белела тоненькая, прозрачная и, еще влажная пленка, похожая на тонкую бумагу. Келлер еще раз посмотрел на пятно. Нет сомнений! Теперь-то он знает, каким образом надо изготавливать бумагу.
В 1884 году Фридрих ГотлиО Келлер заявил о своем изобретении. Он предложил не толочь древесную массу в огромных ступках, как это делали раньше, а слоями стирать древесину. Он применил каменный дефибрер с шершавой поверхностью, к которому прижимали древесину. Вода забирала мелкую древесную массу. Из этой очищенной позднее и однородной массы и изготовлялась бумага.
Итак, способ производства бумаги из древесины был найден.
Ганна Кораб
НЕМНОГО О ТЕХНИКЕ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ
Некоторые горожане, для которых картофель — это пюре, пшеница — бублики, а с животноводством знадымятся, уминая биточки, говорят: „вот крестьянину хорошо, он спит, а хлеб сам растет”. Такое представление о сельском хозяйстве недопустимо. Ибо современное сельское хозяйство требует не только большого и кропотливого труда, но и всесторонних знаний. Так же, как во многих областях техники, и в сельском хозяйстве за последнее время произошел огромный прогресс, а его значение возрастает с каждым годом все более. Сам собой напрашивается вопрос: почему в эпоху индустриализации сельскому хозяйству уделяется столько внимания?
Прежде всего потому, что увеличились потребности человека.
А ведь в наше время есть сотни миллионов голодающих и даже умирающих с голоду людей.
Сельское хозяйство не только кормит. Его продукты (шерсть, хлопок, кожа и т.п.) нужны промышленности. Поэтому каждый знает, что сельское хозяйство — это одна из важнейших отраслей и от его прогресса многое зависит.
Прежде всего, сельское хозяйство должно давать больше продуктов питания. Но что значит давать? Ведь земля — не конвейер или автомат, не переключишь ее на большую производительность.
Но землю все-таки можно заставить давать большие урожаи. Впрочем, об этом люди знали уже очень давно.
Еще в -м веке нашей эры римлянин Лиций Колумела в своем трактате о земледелии рекомендовал кормить землю пеплом. Но лишь в последнем столетии были разработаны научные основы «кормления»
земли. Появились искусственные удобрения. Оказалось, что землю нельзя лишить микроорганизмов, без которых почва становится безжизненной. Исследования показали, что для различны почв, климатов и ра тений нужны различные удобрения.
Да, очень много появилось проблем и трудностей. А современный крестьянин должен со всем этим справиться. Только как?
В этом ему помогает наука. Современное сельское хозяйство базируется на сети научно-исследовательских станций. Здесь определяются
дозы удобрений, сроки посевов и уборок, сорта и риды возделываемых на данной почве культур. Химические компоненты, пробирки, белые халаты лаборантов — это тоже современнг сельское хозяйств. Результатом труда исследователей явились почти 50 000 новых сортов растений.
То же самое относится и к животноводству. Однако, получение новой породы животногр (дающего больше молока или шерсти, быстрее прибавляющих в весе и т.п.) требует значительно больше времени. Тут надо сказать, что на помощь сельскому хозяйству приходит промышленность, отдавая для кормления животных свои отходы и продукты, как свекловичную мелассу, рыбную и костяную муку и т. п.
В современном сельском хозяйстве работает армия специалистов с высшим образованием: агрономов, ботаников, биологов, ветеринаров,
киков, экономистов.
Заняты в нем даже... математики! Этим людям помогают машины, выполняющие не только самые тяжелые и трудоемкие операции. Современные машины заменяют человека там, где нужна большая ловкость и быстрота. Порой кажется, что невозможно, чтобы машина могла сделать за человека столь осмысленные движения. Вот, например, картофелекопатель с рентгеновским аппаратом. Как умно это устройство! Оно отличает картофель от камня, собирает только картофель, а все ненужное отрасывает в сторону, ч. — рыскиватель. Он убивает ядохимикатами сорняки, но не Опрыскивает ими полезные растения.
Или машина для подрезки стеблей спаржи. Она сама устанавливает высоту резки в зависимости от размеров растения.
В недалеком будущем по-иному будут выглядеть и помещения для содержания скота. В sГолландии проектируется построить , восьми-
этажный коровник для 500 коров с автоматической подачей кормов, уборкой, лифтами, с автоматическим доением, кондиционированием воздуха и даже телевидением.
Из чудес техники только пожалуй, мазеры и лазеры пока еще не нашли применения в сельском хозяйстве. А вот искусственные спутники Земли уже на нас работают. Они сообщают, в частности, о приближении саранчи, тайфунов суховеев и прочих бедствий. Что касается компьютеров, то есть электронно-вычислительных машин, то они уже давно помогают экономистам в планировании и организации работы в колхозах, крупных сельскохозяйственных артелях, машинно-тракторных станциях.
Как видите, в сельском хозяйстве нужны не только трудолюбие и упорство, но и огромные знания, чтобы уметь управлять умными и умелыми машинами.
АВТОМОБИЛЬ «ТРУБАДУР»
Во многих городах и селах дворы для детей устроены так, что на них можно изучать правила уличного движения. Асфальтированные дорожки пересекаются, на них обозначены переходы для пешеходов, установлены дорожные знаки. Зачастую школьники сами себе устраивают такие городки дорожного движения, ездят по ним на велосипедах, соблюдая правила движения и подчиняясь своим товарищам — регулировщикам.
Чтобы наш городок был еще более похож на настоящий, давайте на его дороги введем маленький автомобиль, который мы сможем построить вместе С вами в «Уголке юного конструк-Tv ». Такой автомобиль с двигателем от мотопеда сможет забрать четыре (даже взрослых) пассажира, разовьет скорость до 20 километров в час, а способ управления им ничем не будет отличаться от управления настоящим автомобилем.
Итак, познакомьтесь с описанием конструкции автомобиля, который мы назвали «Трубадур». На чертежах показаны, конечно, далеко не все детали, а размеры многих из них вы можете изменять по своему усмотрению. Должны остаться неизменными только основные размеры и размеры, обуславливающие прочность конструкции.
Продольную балку — раму AI длиной в 1300 мм изготовляем из стальной трубы диаметром 40 х 2 мм. От такой же трубы отрезаем отрезок длиной в 760 мм, предназначенный для задней оси В4. Продольные балки AI соединяем трубой В4 сваркой, руководствуясь строго чертежами. Точно так же соединяем балки AI другими Поперечными трубами: трубой для монтажа двигателя А2 (длиной 1000 мм и диаметром 40 х 2 мм) и трубой для укрепления переднего сидения А (диаметром 30x1,5 мм и длиной 1000 мм).
На таком каркасе будем укреплять передние и задние кресла, пользуясь трубами диаметром 25 х 1,5 мм или более толстыми.
Важная деталь — это держатель двигателя А8, изображенный на отдельном чертеже. Сделаем его из четырех частей, причем каждая из стального листа толщиной минимум 2,5 мм. Держатель свариваем и подгоняем к трубе держателя двигателя А2, к которой пока его еще не привариваем. Это сделаем потом, когда будет готов весь задний мост автомобиля.
А теперь займемся изготовлением заднего (ведущего) моста.. Сперва сделаем оси задних колес В2, точные размеры которых показаны на чертеже. Обе оси выточим из стали, она . юшо приваривается, так как потом их надо приварить к концам трубы заднего моста В4 (в свою очередь приваренного к раме). Перед тем как приварить к оси трубу надо точно ее обрезать на длину 745 мм, соблюдая симметрию относительно продольной оси автомобиля.
Осталось изготовить остальные части заднего моста: правую и левую втулки, цепное колесо и диски колес. Втулки выточим из стали, причем в левой втулке BI в отличие от правой ВЗ нет фланца для привинчивания цепного колеса. Цепное колесо тоже делаем из стали 45 или 55. Диски колес, а вернее их восемь половинок, изготовим из стального листа толщиной 1,5 мм. Если задумаете собирать сразу больше, чем один автомобиль, диски колес можно штамповать. Основные размеры дисков колес приведены на сборочном чертеже заднего моста.
Собрав задний мост, привариваем его к раме и приступаем к укреплению двигателя. Двигатель укрепляем в изготовленном заранее держателе А8, причем добиваемся того, чтобы цепные колеса двигателя и задней оси находились на одной линии. В таком именно положении держатель двигателя А8 нужно приварить к трубе держателя двигателя А2.
Чтобы окончательно закончить с задним мостом, сделаем еще тормоз. Тормоз в «Трубадуре» очень простой. Он действует на шины обоих колес при нажатии ногой на педаль. Такое упрощение тормозной системы допустимо лишь благодаря малой скорости нашего автомобиля. Тормоз состоит из штанги В7 (точные размеры показаны на чертеже), зажатой в двух обоймах В8, укрепленных кронштейнами В9, которые приварены к продольным балкам рамы. От поперечных смещений штанга защищена шплинтами, расположенными рядом с обоймами. К середине штанги приварен рычаг, к которому присоединяем трягу тормоза, укрепляя ее с другой стороны с педалью тормоза. В качестве тяги В12 воспользуемся обычной стальной проволкой диаметром около б мм. Точное положение штанги тормоза относительно колес заднего моста нужно отрегулировать экспериментально.
Итак, задний мост готов. В следующий раз сделаем передний мост и закончим изготовление автомобиля вместе с его косметикой.
4. ОБ ОСНОВНЫХ ПРАВИЛАХ ПРОСТАНОВКИ РАЗМЕРОВ
Правильно начерченные проекции и разрезы дают полное представление о форме изображаемого предмета, i-то ничего не говорят о его величине. Для того, чтобы по чертежу можно было изготовить, например, в металле требуемую деталь, необходимо проставить размеры.
На чертеж наносят размерные линии и размерные числа. Размерные линиидолжны быть тонкими прямыми линиями, законченными стрелками. Их наносят за очертанием предмета и проводят всегда параллельно соответствующему размеру. Если требуется провести несколько параллельных размерных линий, следует всегда сохранять одинаковое расстояние между ними. Иногда размерные линии можно провести внутри очертания предмета, но это ухудшает читабельность чертежа.
Все размеры на технических чер-1гжах даются в миллиметрах, причем без обозначения единицы измерения. Величина углов дается в градусах или. если нужна большая точность, в градусах и минутах.
Размерные числа проставляют по мере возможности над размерными линиями или посередине размерной линии. Все цифры и буквы должны быть выведены специальным наклонным чертежным шрифтом, высота букв в котором составляет от 2,5 до 3 мм. Буквы, цифры и знаки, которыми обычно пользуются чертежники, мы показали на рисунке 3. Мы их специально написали на наклонной
решетке, чтобы лучшебыли заметны пропорции букв.
Если величина диаметра отверстия проставлена на разрезе (смотри чертеж 2), то перед размерным числом ставят знак ф. Благодаря этому зна* ку можно иногда не чертить изобр жение детали в проекции, на которой отверстие имеет вид круга.
Может кое-кому из вас показаться непонятным обозначение „1,5 — 45°” на чертеже 2. Таким способом обозначают фасетный скос или, иначе, срез грани. Обозначение расшифровывается так: фасетный скос на глубину в 1,5 мм под углом в 45°.
Остальные размеры, какие вы видите на чертежах 2 и 4, представляющих боек молотка, наверняка не вызовут сомнений, кроме может быть, обозначения „V 3” или „V 4м. Таким символом обозначают класс шероховатости поверхности. Чем больше число, стоящее после перевернутого треугольника, тем поверхность более гладкая. Если все поверхности изображаемого предмета долж ны характеризоваться одинаковс шероховатостью, то соответствующий значок обводят (берут в кружок) и ставят в углу листа. На чертеже 4 вы видите, что весь боек должен иметь поверхности шероховатостью в V 4 и только у отверстия для рукоятки допускается большая шероховатость, составляющая V3.
Обратите внимание, что на главной проекции (на чертеже 4) отверстие в бойке отмечено штриховой линией без обозначения разреза. Таким приемом тоже иногда пользуются в техническом черчении.
СВЕТОВАЯ САМОПИСКА
Не так давно, не многим более пяти десяти лет, электронно-лу чевая трубка была уникальным прибором. Теперь же она — постоянная жительница почти каждого дома: и городского, и сельского. Трубки „живут” в наших телевизорах. Это их экраны.
Конечно, таким бытовым применением сфера действия электронных трубок не ограничивается, диапазон ее профессий необычайно широк и разнообразен. Достаточно назвать, кроме телевизовора, еще и измерительную технику, радиолокацию, вычислительную технику, электронную микроскопию... — везде работает этот прибор, в котором используется электронный поток в форме луча или пучка лучей.
Теперь электронно-лучевых трубок целое семейство, где есть и близкие родственники, и более дальняя „родня”.
Давайте посмотрим, как же проявляются в этом „семействе” подразделения по „линиям родства”. Но только там, где это нас интересует.
Возьмем привычную нам электронно-лучевую трубку привычного нам телевизора. Эта трубка — рисующая. Иначе ее называют кинескопом. Она дает нам изображение с помощью изменений электронного луча.
Если на экран, покрытый светящимся составом, направить остро сфокусированный луч — луч, бьющий в одну точку, — и перемещать его по поверхности экрана, призвав в помощники электрическое или магнитное поле, то у нас получится осциллограф. Он нашел широкое применение в измерительной технике.
А теперь попробуем на пути электронного луча в трубке вмонтировать несколько пластин, которые надо соединить с какой — либо системой сигнализации или управления. Потом заставим луч бегать в разных направлениях: к пластинам, то размыкая, то замыкая разные электрические цепи между ними. Так мы получим совершенно другой прибор — элек-тронный коммутатор.
Теперь же на пути электронного луча поставим другое препятствие: пластину с изображением знаков — букв или цифр — „непрозрачных” для электронов, через которые электронам не проскочить. Опять перед нами новый прибор — электронно-лучевая пишущая трубка. Ее и называют характроном, светящимся пером.
Характроны получили большое распространение в электронно-вычислительной технике. В основном их используют в вычислительных машинах для вывода данных. Это ведь очень удобно — получать быстро и наглядно результаты „машинных трудов”. Такой характрон выступает м роли выходного печатающего устройства. Скорость по выбору данных и цифровой и буквенной информации убедительно говорит в его пользу: 25 тысяч знаков в секунду!
Нащел характрон применение и в некоторых системах управления. Тогда характрон обычно соединяют с кинескопом. Так, инженеры, работающие в области радиолокации, соединив две эти трубки, сделали так, что из машины и выводится информация, и тут же обрабатывается: кинескоп рисует схемы и карты для летчиков, „прокладывает” для них на экранах маршруты, намечает и „трассы слежения” для наблюдателей за воздухом.
Характрон был разработан в 1941 году. А в электронно-вычислительных машинах он стал работать позже — в 1953 году — после многих и Многих усовершенствований. Он завоевал себе признание многими положительными качествами, многими хорошими „чертами характера”, из которых специалисты в один голос отмечают отличное качество изображения, наглядность информации, высокую скорость выборки данных.
В НАШЕМ ДОМЕ
ГАЗЫ
Газ можно себе представить как совокупность непрерывно движущихся маленьких частиц, расположенных на больших расстояниях друг от друга. На этих расстояниях они не притягиваются и не отталкиваются, а даже если столкнутся одна с другой, отлетают в противоположные стороны, как упругие мячики. Они испытывают земное притяжение. По-этому-то все газы на земле скопились
е поверхности, образуя атмосферу, в отличие от жидкости, создающей на земле ровную поверхность, газы такой поверхности не образуют. Не бывает и так, чтобы частица газа упала на землю и лежала как пылинка твердого тела или капелька воды. А все объясняется тем, что частицы газа непоседливы, находятся в непрерывном движении. Энергией для этого движения служит тепло, поэтому само движение называем тепловым движением частиц газа. Если частица газа „осядет” на землю или, например, на дно какого-либо сосуда, то в момент соприкосновения с ним она начнет получать тепло, то есть энергию, которая заставит ее оторваться от земли или сосуда. Энергию для движения частицы газа получают и от своих сестер во время столкновения с ними и от стенок сосуда, в котором они находятся. В свою очередь они сами передают тепло стенкам и предметам. И не только тепло. Ударяя о стенки сосуда, частицы газа оказывают на них давление, точнее, действуют с определенной силой. Величина этой силы тем больше, чем большее количество частиц газа ударяет о стенки. В закрытом сосуде такое увеличение силы (давления) получается тремя способами. Во-первых, можно ввести в сосуд дополнительные частицы газа. Во-вторых, можно уменьшить объем газа (если одна стенка подвижная). И в-третьих, можно подогреть сосуд. В последнем случае, правда, число частиц не увеличится, но они будут быстрее двигаться, получив дополнительную энергию. Одна и та же более энергичная частица ударит о стенку, скажем, в два раза чаще, что равносильно тому, будто бы додали в сосуд еще одну частицу.
Каждое количество воздуха в закрытом сосуде характеризуется четырьмя величинами:
1 — массой, (т)
2 — объемом, (V)
3 — давлением, (Р)
4 — температурой (t).
Все эти величины зависят друг от друга и изменение одной из них влечет за собой изменение другой или даже всех остальных. Те, кто уже изучал на уроках физики это явление, знают, что оно носит название закона Бойля и Мариотта, Этот закон действует в условиях, которые давайте называть обычными. Оказыва-еться, что слишком большие давления или очень низкие температуры „необычны” для газов. В таких условиях газы перестают быть газами и становятся жидкостями, а иногда и очень твердыми телами. Одни газы сжижаются уже при небольших давлениях и слабом „морозе”. Для других нужно создавать огромные давления и очень низкие температуры, каких на земле не бывает. Но в каждом случае нужно и изменение величины давления и температуры. Это и понятно. Газ до тех пор остается газом, пока его частицы свободны и находятся в непрерывном движении. Надо забрать у них тепловую энергию, чтобы они перестали бегать, а потом прижать их друг к другу, чтобы они, как бы желая согреться, сгруппировались в большие и тяжелые капельки жидкости.
Самый распространенный газ — это окружающий нас воздух, который, впрочем, представляет собой смесь всех известных на земле газов. Химический соста в воздуха различен на различной высоте. Воздух у самой поверхности земли, то есть тот, которым мы дышим, имеет везде одинаковый состав, а именно:
азот (N) 78,1% объема, * /ч кислород (Оа) 20, объема, аргон (Аг) 0,93% объема, углекислый газ (С02) 0,02 — 0.03 V объема.
В воздухе содержатся также небольшие количества других газов, таких как неон (Ne), криптон (Кг), ксенон (Хе), гелий (Не) и самый легкий газ — водород.
А теперь, ребята, давайте проделаем с вами вместе кое-какие опыты с газами. Их, конечно, лучше всего проводить в школьных химических кабинетах или дома, под набюдением взрослых.
ВОДОРОД — САМЫЙ ЛЕГКИЙ ГАЗ
1 литр водорода в обычных условиях весит Q,09 грамма, то есть в 14,5 раза легче воздуха (нормал-ными условиями для газов называем давление, равное 760 мм ртутного столба, и температуру 0° Цельсия). Цель первого опыта — доказать, что водород — газ легкий (см. рис. 1).
На технических весах подвесьте вверх дном два одинаковых сосуда и, если понадобится, уравновесьте весы разновесами. К одному из сосудов подведите по трубке водород, выделяющийся в аппарате Киппа. Более легкий газ — водород — вытеснит из сосуда воздух, заполнит его. Весы будут показывать, что сосуд с воздухом тяжелее.
Познакомьтесь поближе и с действием аппарата Киппа, которым пользуются в лабораториях для получения различных газов, например, сероводорода (воздействием соляной кислоты на пирит), углекислого газа (действием соляной кислоты на мрамор) или водорода (действием серной или соляной кислоты на цинк).
В среднюю часть аппарата насыпают опилки цинка (кусочки мрамора или пирита), а в верхнюю наливают соответствующую кислоту. Через открытый кран кислота из верхнего сосуда стекает в нижний, одходит вверх к среднему и вступает в реакцию с цинком (в случае получения водорода).
Выделяющийся водород уходит через кран в экспериментальную аппаратуру. Если кран перекрыть, то давление водорода в средней колбе вытеснит кислоту в нижнюю, а затем и в верхнюю колбу. Химическая реакция прекратится.
Упрощенный аппарат для получения газов изображен на рис. 2. Падающие непосредственно на цинк капли кислоты вызывают реакцию выделения водорода.
ВОДА ИЗ ПЛАМЕНИ
Водород, полученный из аппарата, пропускаем через маленькое отверстие (суженный конец) в стеклянной трубке, направленной вверх. Уходящую из трубки струйку газа зажигаем* и на пламя насаживаем колпачок, а вернее на сосуд, насухо вытертый. Сразу же на стенках сосуда появятся капельки воды. Это следствие реакции
Внимание! Кислород, смешанный в некотором отношении с водородом, горит со взрывом (в этом убедитесь,
проделывая опыт). Поэтому советуем зажигать водород не сразу, а только после того, как он вытеснит из аппарата Киппа остатки воздуха. В стеклянную спиральную трубку можно также всыпать опилки меди, которые забирают кислород, проникающий извне в аппарат Киппа. И все же советуем иметь наготове противопожарные средства.
БАНКА, КОТОРАЯ ПОДПРЫГИВАЕТ
В этом опыте мы проследим возникновение взрывчатой смеси водорода и кислорода. Возьмите консервную банку емкостью 3/4 литра. Верхнее донышко снимите полностью, а в нижнем проделайте отверстие диаметром примерно в 5 мм. Коробку поставьте на стол вверх отверстием, которое закройте влажной фильтрационной бумагой. В банку снизу подведите водород из аппарата Киппа. Примерно за 30 секунд она наполнится водородом и тогда можно будет поджечь выделяющийся из отверстия водород (поджигать надо не спичкой, а зажженной длинной палочкой). Вначале газ будет гореть спокойно, но как только на место водорода в коробку начнет поступать воздух, пламя станет бушевать, водород взорвется, а коробка начнет подпрыгивать. Это значит, что там образовалась взрывчатая смесь, состоящая из двух объемных частей водорода и одной объемной части кислорода.
ПОДКОВЫ ИЗ ПЛАСТМАССОВЫХ МАТЕРИАЛОВ
В Венской ветеринарной школе разработан метод призводства новых подков. Непосредственно на копыто наносится смесь, в состав которой входят акриловая смола и закрепитель. Вот и все! Подкова — готова! Новые подковы такие же прочные, как и железные.
СТЕКЛЯННЫЕ ДОРОГИ
Одна из американских фирм разработала новый метод прокладки автомобильных дорог в песчаных и болотистых местностях. Этот скорое ной метод заключается в том, что непосредственно за бульдозером, очищающим и выравнивающим поверхность, движется машина, разматывающая катушку стеклянной ткани, шириной в 330 см. Эта же машина предварительно увлажняет дорогу специальной смесью, которая «приклеивает» стеклянную дорожку так быстро и так крепко, что уже через час после прокладки по новой дороге может смело ехать нагруженный до верху грузовик.
ЛОГИЧЕСКАЯ ЗАГАДКА
Однажды охотник отправился на охоту на медведя. Он шел по следу будущей жертвы сначала на юг. Пройдя сто шагов, охотник заметил, что следы повернули на восток. Пройдя еще сто шагов, следопыт вынужден был круто свернуть на север, туда именно направился медведь. Проделав в этом направлении еще сто шагов, охотник заметил, что он пришел в то место, с которого начинал охотиться.
А ну-ка, подумайте, какого цвета был медведь?
В НОМЕРЕ:
1. Итак! Изобретение сделано! — 2. Немного о технике в сельском хозяйстве. — 3. Уголок юного конструктора. Автомобиль «Трубадур». — 4. Твоя мастерская. Об основных правилах простановки размеров. — 5. Азбука кибернетики. Характрон, что это такое? — 6. ЖЦут ваших писем. — 7. Химия в нашем доме. Разы. — 8. По белу свету. — 9. Логическая загадка. — 10. Техническая загадка.
|